17
Московская финансово-юридическая академия
Факультет Бизнеса и информационных технологий
Кафедра Теории и практики таможенного дела
РЕФЕРАТ
Таможенное декларирование товаров
Содержание
1. Декларирование товаров
1.1 Функции декларирования
2 Формы декларирования
2.1 Письменное декларирование
2.2 Декларирование в устной форме
2.3 Электронное декларирование
2.4 Декларирование в конклюдентной форме
3. Декларант
3.1 Права и обязанности декларанта
4. Грузовая таможенная декларация
5. Выпуск товаров как этап таможенного декларирования
5.1 Основания для выпуска товаров
6. Приостановление выпуска товаров
Список литературы
1. Декларирование товаров
Декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом (в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме) сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).
1.1 Функции декларирования
· Обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию.
· Подтверждение законности совершаемых лицом, производящим , действий в отношении товаров и транспортных средств в соответствии с выбранным таможенным режимом.
· Проверку таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным.
2. Формы декларирования
В соответствии со ст. 124 ТК РФ декларирование производится в письменной, устной, электронной, конклюдентной форме.
Основные характеристики системы электронного декларирования:
· возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы;
· корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления;
· распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;
· возможность обслуживания более 1000 рабочих мест;
· минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
· физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
· иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
· иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
· иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
3.1 Права и обязанности декларанта
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:
· осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
· с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
· присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);
· знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
· представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом;
· пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:
1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131);
2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса.
2. Грузовая таможенная декларация
Грузовая таможенная декларация (ГТД) - унифицированный документ, выполняющий несколько функций. Одна из них - это декларирование, т. е. сообщение таможенному учреждению участниками ВЭД всех необходимых сведений о товаре (имуществе) и о внешнеторговой операции, которая совершается с зарубежными контрагентами. Без предоставления грузовой таможенной декларации органы государственного таможенного контроля не принимают товары и имущество к таможенному оформлению для пропуска через госграницу. Другая функция грузовой таможенной декларации - документ-заявление, представляемый участниками ВЭД о законности сделки, т. е. соответствия всех действий в процессе экспортной и импортной операции законодательству РФ.
Сведения, указанные в грузовой таможенной декларации, должны находиться в полном соответствии с предъявляемым для таможенного контроля товаром (имуществом) другими фактическими данными. Наличие расхождений между сведениями, указанными в грузовой таможенной декларации, и фактическими данными, обнаруженными в ходе таможенного контроля, влечет за собой задержку товара и требует переоформления грузовой таможенной декларации. Следующая функция грузовой таможенной декларации - подтверждение законности ввоза и вывоза товара органами таможенного контроля.
Таможенный контроль завершается удостоверительными отметками таможенного учреждения РФ, после чего грузовая таможенная декларация приобретает в перспективе значение своего рода международного таможенного "паспорта" товара, имеющего должную юридическую силу для зарубежных таможенных служб, других органов управления соответствующих зарубежных государств. Наличие грузовой таможенной декларации обязательно при таможенном оформлении грузов в 98 странах, с которыми торгует Россия.
Важное значение имеет грузовая таможенная декларация и в качестве учетно-статистического документа. Грузовая таможенная декларация представляется таможне в установленный законодательством срок, который колеблется от одного дня до двух недель, считая со дня прибытия товара на таможню. Грузовая таможенная декларация содержит номер грузового документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях также наименование судна, на котором прибыл товар), тарифное наименование товара или ссылку на соответствующую статью таможенного тарифа, цену и стоимость партии товара. В грузовой таможенной декларации дается также перечень обычно прилагаемых к ней документов (счет, отгрузочная спецификация, сертификат качества и т.д.) Грузовая таможенная декларация представляет собой комплект из четырех сброшюрованных листов ТД1 (основной лист) и ТД2 (добавочные листы). В грузовой таможенной декларации не должно быть подчисток и помарок. Листы грузовой таможенной декларации распределяются следующим образом: первый лист грузовой таможенной декларации - остается в таможенном и хранится в специальном архиве; второй лист грузовой таможенной декларации (статистический) - остается в отделе таможенной статистики; третий лист грузовой таможенной декларации - возвращается декларанту; четвертый лист грузовой таможенной декларации:
а) при вывозе товара прикладывается к товаросопроводительным документам и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе которого расположен пункт пропуска на границе;
б) при ввозе товаров остается в отделе таможенной стоимости таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление.
В некоторых странах допускают предъявление экспортером или импортером временной или предварительной грузовой таможенной декларации. Импортер подает предварительную грузовой таможенной декларации, когда он к моменту прибытия груза на таможню не имеет точных сведений о нем. После выгрузки товара и его осмотра импортер подает грузовой таможенной декларации обычного типа. Экспортер подает предварительную грузовой таможенной декларации при продаже товаров со склада, поставке транзитных товаров, в отношении которых предусмотрен возврат ранее уплаченных пошлин, товаров, подпадающих под действие различного рода ограничений и т.д. бланк ГТД. С 1 января 2007 года в России введена новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД). Грузовая таможенная декларация (ГТД) была введена в практику таможенного оформления товаров в нашей стране в 1989 году.
Ее прообразом был единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. Роль и значение ГТД для таможенных целей весьма велики. В ней участник внешнеэкономической деятельности заявляет основные сведения о товарах: их наименования, стоимость, вес, сведения об упаковке, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), таможенный режим, под который они помещаются, и другие сведения. ГТД представляет собой документ, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи. Сведения, содержащиеся в этом документе, являются исходными данными для формирования статистики внешней торговли. Они представляет интерес не только для таможенных органов, но и для ряда государственных организаций -- налоговой инспекции, органов внутренних дел и других. Введение ГТД в практику таможенного оформления сократило объем документооборота, позволило вести автоматизированную обработку данных.
Однако со временем ГТД стала отличаться от единого административного документа. Кроме того, для таможенного оформления товаров, перемещаемых транзитом, в России был введен отдельный документ - Документ контроля доставки товаров (ДКД). В странах же Евросоюза и ЕАСТ единый административный документ используется универсально: при вывозе, ввозе и транзите товаров. В 1994 году Россия и ее основной торговый партнер - Европейский союз - подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего, гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России. С этой целью в ФТС России была разработана значительно упрощающая таможенные формальности новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД), соответствующая форме единого административного документа ЕС. Она позволяет использовать единый комплект бланков ГТД/ТД, в отличие от применяемых в настоящее время отдельных бланков ГТД и бланков транзитной декларации.
При процедурах основного таможенного оформления и при транзитных перевозках товаров новая ГТД/ТД применяется с 1 января 2007 года. Российский аналог ЕАД сопровождает товары как от момента их ввоза на таможенную территорию РФ до таможни назначения, так и от момента выдачи российской таможней отправления разрешения на вывоз товаров до их фактического убытия с таможенной территории России. Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила, заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар. В связи с необходимостью учета конвенциальных норм эти правила претерпели некоторые изменения. Например, в связи с тем, что в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года графа 7 ЕАД - “графа декларанта” - заполняется по желанию пользователей и может содержать любой справочный номер, присвоенный данной партии товаров заинтересованным лицом, регистрационный номер грузовой таможенной декларации и транзитной декларации с 01.01.2007 проставляется в графе “А” - “графе таможенного органа”. Поскольку в соответствии с указанной Конвенцией графа 50 ЕАД подлежит заполнению лишь при оформлении процедуры таможенного транзита, данное положение нашло свое отражение в новых правилах: сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежат заявлению с 01.01.2007 в графе 44. Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года не предусмотрено также заполнение графы 45 ЕАД при производстве формальностей в стране экспорта. В связи с этим в соответствии с новыми правилами заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, графа 45 также не заполняется.
Введение новой ГТД/ТД является промежуточным шагом в деле подготовки России к интеграции в общеевропейскую процедуру транзита, регламентированную подписанной в 1987 году Евросоюзом и государствами - членами ЕАСТ Конвенцией о процедуре общего транзита. В настоящее время ее применяют уже 32 страны. Система таможенного транзита России в настоящее время является самостоятельной. Став частью европейской системы, Россия свяжет два центра мирового экономического развития и внешней торговли - Европу и страны азиатско-тихоокеанского региона, что повысит ее привлекательность как страны транзита между ними. Еще одна задача решится с вхождением России в процедуру общего европейского транзита.
Учитывая, что процедура эта полностью компьютеризирована, и все данные о товарах вводятся в Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS), таможенная служба России получила бы возможность работать с современными методами анализа риска и заранее определять степень и глубину таможенного контроля. Это исключительно важно для цивилизованного бизнеса и для государства, поскольку не только ускоряются и упрощаются таможенные процедуры, но и повышается эффективность их правоохранительной составляющей, безопасность международных перевозок.
Требования таможенных органов по заполнению ГТД/ТД достаточно жесткие -- в документе не должно быть подчисток, помарок, неразборчивых записей и т.д. Заполняется он на русском языке, в основном, на компьютере или пишущей машинке. Бланки, заполненные неразборчиво, таможенными органами в качестве декларации не принимаются. Не допускается и использование бланков для внесения информации, не предусмотренной нормативными актами. При разработке нормативных правовых документов, устанавливающих правила применения нового таможенного документа, ФТС России решала следующие основные задачи: базируясь на положениях Конвенций, максимально учесть особенности российского таможенного законодательства, сохранить продиктованные практикой подходы к заявлению и получению сведений о перемещаемых товарах, создать основу.
3.2 Выпуск товаров как этап таможенного декларирования
После приемки таможенным органом таможенной декларации должностными лицами, уполномоченными для целей таможенного контроля, в определенной последовательности производятся действия, направленные на проверку сведений, заявленных в декларации.
Проверка ГТД состоит из нескольких этапов:
· Прием декларации, ее регистрация и действия по учету;
· Проверка правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД;
· Валютный контроль;
· Контроль таможенной стоимости;
· Проверка начисления и взыскания таможенных платежей;
· Осуществление таможенного досмотра;
· Принятие решения о выпуске товаров.
3.3 Основания для выпуска товаров
1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены.
2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
2. Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа.
3. Выпуск товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей 397 настоящего Кодекса.
4. Разрешение на помещение российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, под таможенный режим выдается таможенным органом применительно к выпуску товаров.
4. Приостановление выпуска товаров
1. Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.
Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.
2. Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) - наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.
3. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 ТК РФ, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.
Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, а также пересылаемые в почтовых отправлениях в незначительном количестве, если товары предназначены для личного пользования и не связаны с предпринимательской деятельностью.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28. 04. 2003 № 61-ФЗ
2. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учеб. - метод. пособие / В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2008. 368 с.: ил.
3. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: Учебно-практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2004.- 272 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |