3
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
дисциплина: социология права
РЕФЕРАТ
по теме : «Социология криминальной личности и уголовного наказания»
Подготовил:
доцент кафедры Г и СЭД
подполковник милиции
И.С. Городовой
Белгород
2008
План Реферата
Вступительная часть
1. Проблема личности в теории и практике права
2. Антропологический и психологический подходы к проблеме криминальной личности
3. Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности
Заключительная часть (подведение итогов)
Уголовный кодекс бездействует, пока не совершено преступление.
Когда же преступление совершено, то первый вопрос, который возникает: «Кто преступник? Каков его мотив?»
Вот почему проблема личности является одной из узловых проблем социологии права.
Важность этой проблемы определяется не только ее теоретической актуальностью.
Она имеет большое практическое, прикладное значение.
Работникам правоохранительных и судебных органов на всех стадиях работы приходится
- характеризовать конкретную личность,
- определять ее социальные качества,
- психологические черты и особенности,
- отклонения от нормы.
Еще задолго до задержания серийного убийцы Чикатило ученый-медик Александр Бухановский создал его психологический портрет.
Маньяк внешне представлялся вполне добропорядочным, образованным человеком, который не пил и не курил.
А. Бухановский предупреждал, что вошедший во вкус маньяк никогда сам не остановится, если его не остановить.
Этот психологический портрет был ценным ориентиром для оперативных работников правоохранительных органов.
Любому следователю для понимания и осмысления мотива того или иного преступления приходится
- давать оценку нравственным и психологическим качествам подследственного,
- выявлять круг его друзей и знакомых,
- выявлять его привязанности и склонности,
- определять материальный и социальный статус,
- принадлежность к определенной категории людей.
Кроме того, при вынесении приговора, закон требует учитывать не только вред, причиненный обществу, характер и степень общественной опасности преступления, но и личность виновного (ч. 3 ст. 60 УК РФ).
Личность - это индивид с характерной системой потребностей и социальных ориентации, которые отличают его от других и определяют его поведение.
Но ведь преступление - это тоже форма человеческого поведения, но особая, крайняя антисоциальная форма.
Сложность определения сущности криминальной личности объясняется тем, что ее изучение является объектом междисциплинарного познания.
Проблема криминальной личности исследуется и уголовным правом, и криминологией, и юридической психологией, и юридической социологией.
Внутренний психологический фундамент, духовную основу, ядро личности составляют социальные ориентации.
Социальные ценности - это совокупность нравственных норм, принципов миропонимания, стандартов поведения, которые разделяет большинство того или иного общества.
Без социальных ориентиров человек не может жить.
Социальные ориентации - это те социальные ценности, которые
- вызывают интерес у людей,
- привлекают их,
- являются желательными,
- являются предпочтительными,
- являются престижными.
Они образуют основу человеческих целей, наполняют жизнь смыслом.
Система социальных координат, установок имеет свою направленность:
- или законопослушную,
- или антисоциальную,
- или криминальную.
Устремления конкретного индивида и определяют линию его поведения, поступков.
На данный факт обращается особое внимание.
Суд обязан выявлять и оценивать социальные особенности личности и на этой основе делать вывод
- о степени нравственной ущербности,
- устойчивости антисоциальных ориентации подсудимого.
На основании этой оценочной работы решает вопрос:
- является ли данное общественно опасное деяние закономерным результатом предварительного формирования личности подсудимого
- или оно носило случайный характер.
Эти обстоятельства имеют решающее значение для индивидуализации наказания.
Для более предметного осмысления сущность антиобщественной, антисоциальной личности рассмотрим существующие в науке подходы анализа природы такой личности.
В науке существует три основных направления, посвященных анализу природы криминальной личности:
1) антропологическое или биологическое;
2) психологическое;
3) социологическое и социально-психологическое.
Ломброзо выдвинул известную теорию прирожденного преступника.
Он полагал, что от рождения существует преступный тип человека.
Ломброзо считал, что внутренний, психологический мир преступного типа «атавистичен».
У такого типа наблюдается своего рода генетический сдвиг назад, к тем качествам, которые были свойственны первобытным людям.
Это:
а) нарушение баланса между интеллектом и животными инстинктами;
б) доминирование агрессивных действий над разумным поведением;
в) упрощенная структура личности, низкая ступень ее развития.
Ч. Ломброзо высказал скандальную идею о наследственности.
Опираясь на большой статистический материал, Ч. Ломброзо доказывал:
- в силу закона наследственности порочные наклонности передаются из поколения в поколение;
- врожденные порочные склонности не только сохраняются, но иногда и активизируются.
Он приводит примеры из истории одной семьи за два столетия.
В этой семье с дурной наследственностью за долгие годы потомство достигло 900 человек.
Из них 200 стали преступниками, еще 200 были душевнобольными и бродягами.
Анализ истории другого семейства охватывает 834 человека.
В числе их было 164 проститутки, 142 нищих, 76 преступников, которые в общем провели в тюрьме 166 лет.
Некоторые воры и проститутки, разбогатев и став добропорядочными, стремились, чтобы их дети стали хорошими и добропорядочными.
Но, как пишет Чезаре Ломброзо: «На многих индивидов воспитание не оказывает никакого влияния: они рождаются испорченными и остаются таковыми, несмотря на все отчаянные усилия родителей исправить их».
Ч. Ломброзо выдвинул еще одну гипотезу.
Высокая степень преступных наклонностей может проявляться во внешнем облике человека.
Ломброзо указал на целый ряд этих внешних признаков порочных людей:
1) низкий, покатый, срезанный лоб;
2) ярко выраженная скуластость, т. е. узкие скулы, «сдавленное» лицо;
3) выпуклые надбровные дуги;
4) большая, выступающая нижняя челюсть;
5) бугры, выступающие на черепной коробке;
6) низкорослое и мускулистое тело;
7) чрезмерно длинные руки.
Ломброзо отмечал влияние образования на виды преступлений, опираясь на данные статистики.
«Среди неграмотных преобладает наиболее грубая и жестокая форма преступности, а среди грамотных - более мягкая».
1) Среди неграмотных преобладают детоубийства, кражи, грабежи и поджоги.
2) Среди малограмотных (едва умеющих читать и писать) - вымогательства угрозы, шантажи, грабежи и нанесение побоев и ран.
3) Среди людей со средним образованием - взяточничество, преступления против нравственности, подлоги и угрозы в письмах.
4) Среди людей с высшим образованием - подлоги, хищения денег и документов и политические преступления.
Еще при жизни Ч. Ломброзо его идеи не были приняты многими современниками.
Судьба его идей весьма сложная из-за абсолютизации его выводов о прирожденном, наследственном преступном типе человека.
Тем не менее, Ч. Ломброзо был первым, кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию преступников.
Он заложил основы знаний об антисоциальной, криминальной, делинквентной личности.
Нельзя отрицать, что его идеи уже более ста лет являются определенными предпосылками, основой для понимания проблем преступной личности.
Психологический подход к анализу антисоциальной личности берет начало в работах известного австрийского врача-психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.
Он немало внимания уделял и проблеме деликвентного поведения.
З. Фрейд пришел к выводу, что у истоков такого поведения лежит инстинкт агрессии.
Это инстинкт является основой поведения отдельных личностей.
Он неодолим, он непременно проявляется не просто в агрессивных, но и в преступных действиях.
Фрейд считал, что в отношениях между людьми лежит изначальная враждебность друг к другу.
Это эхо далеких времен, когда в борьбе за выживание агрессия была важным фактором выживания.
Сегодня человек не обладает животными инстинктами.
У него обнаруживаются лишь рудименты инстинктов.
Ученик З. Фрейда Альфред Адлер несколько видоизменил учение своего учителя.
Вместо «инстинкта агрессии» Адлер на первое место поставил «комплекс превосходства».
Базовым положением теории Адлера является его учение о комплексе неполноценности.
Комплекс неполноценности - это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов: «...комплекс неполноценности - результат преувеличенного чувства неполноценности».
Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что эта личность на начальных этапах своей жизни:
- плохо адаптируется,
- социально неприспособлена,
- неуверена в себе,
- неуверена в своих действиях,
- склонна винить в своих неудачах других.
Адлер утверждает: «преступники, например, всегда винят других и при этом оправдывают себя».
Парадоксальность этого феномена заключается в том, что «комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства».
Такое противоестественное превращение одного комплекса в другой особенно характерно для людей с порочными наклонностями, такими как
- жесткость,
- злоба,
- агрессивность.
Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности толкает некоторых индивидов на антисоциальные поступки и преступления.
В ходе этого процесса «установки и цели, бывшие социальными, превращаются в антисоцильные».
Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться.
Главным источником поведенческой мотивации становится инстинкт превосходства и стремление возвыситься над другими.
Комплекс превосходства - это своеобразная компенсация того чувства неполноценности, которое у индивида было подавляющим в его детские годы.
Чем больше индивид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.
Если сравнить идеи Фрейда и Адлера, то видно, что они расходились в понимании первопричины поведения.
Фрейд считал, что это - влечение к противоположному полу.
Адлер полагал, что это - жажда власти.
Рассматриваемое направление развивал американский психолог Джон Доллард.
Доллард считал, что агрессия возникает не только на базе природного инстинкта самосохранения.
Чаще всего на основе фрустрации, которая возникает в процессе межличностного общения.
Фрустрация - это то внутреннее психологическое напряжение.
Оно складывается при неудачной попытке реализовать свои желания и стремления.
Фрустрацию - это как невозможность удовлетворить свое желание, барьер, возникающий на пути удовлетворения желания.
Внешние обстоятельства блокируют внутренние устремления человека, мешают ему осуществить свое желание.
Фрустрация - это реакция человека на невозможность реализовать свою цель, свое желание.
Фрустрация - это неудовлетворенность желаний.
Фрустрация - это своеобразное крушение надежд, психологический стресс, психологический срыв.
Результатом фрустрации может быть:
- чувство злобы,
- аккумуляция предельной напряженности,
- аккумуляция предельной агрессивности («паровой котел»).
Это эмоциональное состояние может вылиться в преступные действия.
Разрядка фрустрационной напряженности может быть перенесена на случайных лиц.
Результатом фрустрации может быть не только злость и агрессивность.
Это может быть:
- депрессия,
- ощущение безысходности,
- упадок сил,
- уход в мир грез и фантазий,
- алкоголизм,
- употребление наркотиков,
- самоубийство.
Отметим, что и антропологический, и психологический подходы к анализу криминальной личности имеют свою «ограниченность».
Они слабо соотносят внутренние побудительные мотивы действий криминальной личности с социальными факторами, с самым широким кругом потребностей и ориентацией личности.
Целью данного типа насилия является сохранение, а не разрушение.
Этот тип насилия проявляется рефлекторно, инстинктивно, из чувства самосохранения.
2. Насилие из мести
Этот тип насилия связан с проблемой кровной мести.
Но это может быть и частный случай преступного поведения.
Потребность мстить обнаруживается у примитивных, ущербных людей.
Для них месть - единственное средство компенсации оскорбленного чувства собственного достоинства или какой-либо потери.
Ситуация усугубляется, если обида или потеря нанесены глубоко ущербной личности.
«Слабак или калека не имеет другой возможности восстановить разрушенное самоуважение, кроме как отомстить». «Зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести».
3. Компенсаторное насилие
Природа наделила человека базовой потребностью тратиться свои физические и эмоциональные силы.
Но в силу различных причин:
- некоммуникабельности,
- плохой адаптации,
- робости,
- комплекса неполноценности
некоторые индивиды не в состоянии самореализоваться.
У них происходит деформация ценностных ориентацией.
Крайней формой деформации внутреннего мира является формирование установки «мстить жизни за то, что она его обидела».
Озлобленность порой материализуется в делинквентное поведение.
Э. Фромм говорит: «Компенсаторное насилие является результатом непрожитой, искалеченной жизни».
Компенсаторное насилие не является типичным.
Истоки и мотивы делинквентного поведения детерминируются единством социального и личностного, индивидуального.
Мертон рассматривал типы поведенческой реакции.
Эта реакция проявляется когда индивид осваивает социальный опыт, приспосабливается к системе социальных ценностей и норм поведения.
Мертон выделяет пять типов приспособления.
Они зависят от того, что индивид «принимает» и что «отвергает» из социальных координат.
Первый тип.
Конформистская личность (от англ, conform - согласовывать).
Этот тип, приспосабливаясь адаптируясь в обществе, принимает безоговорочно:
- образцы духовных, культурных целей, норм, стандартов,
- средства достижения господствующих целей.
Здесь мы можем говорить о так называемом «адаптированном» человеке.
Второй тип.
Инновационная личность (от лат. innovatio - обновление, нововведение).
Этот тип, адаптируясь в обществе, принимает господствующие цели, но отрицает традиционные пути и средства достижения целей.
Такой индивид готов рисковать, нарушать сложившиеся устои, общественный порядок ради своих целей.
Третий тип.
Ритуалистская личность (от лат. ritualis - обрядовый).
Ритуалисты отвергают господствующие цели.
Однако они стараются соблюдать нормы поведения, установленные обычаи, соблюдают «правила игры».
Глубоко верующих людей, как правило, не стремятся к личному успеху, к земным благам.
И их цель иная - «небесное благо».
Но они не противопоставляют свое поведение господствующему в обществе.
Четвертый тип.
Ретретистская личность. Изолированный тип (от лат. retratio - уходить, уединяться).
Это наиболее редко встречающийся тип личности.
Он отвергает господствующие цели и господствующие средства достижения общепринятых целей.
Это апатичная личность.
Она уходит и от целей, и от средств их достижения.
Примером может быть поведение наркоманов, алкоголиков.
Такой «уход» может вести и к самоубийству.
Пятый тип.
Мятежная, бунтарская личность.
Она обычно отрицает цели, отрицает и средства, способы, методы достижения социальных целей.
Вместо старых, традиционных целей и средств она выдвигает новые цели и новые способы достижения целей.
Мятежная личность стремится заменить господствующие ценности новыми.
Такие личности обычно и составляют популяцию антисоциальных индивидов.
Такой человек входит в резкий конфликт с обществом.
Он не починяется установленным законам, традициям, ценностям, ритуалам.
Он не может удовлетворить свои насущные, базовые потребности законным, социально одобряемым путем.
Тогда он встает на преступный путь их удовлетворения.
4. Общесоциологические подходы к наказанию
Важнейшей проблемой социологии правам является исследование практики уголовного наказания:
- анализ оснований для наказания,
- анализ целей наказания,
- анализ средств наказания,
- анализ результатов карательной деятельности государства,
- исследование соразмерности между составом преступления и мерой наказания.
На основе сравнительного анализа, социологических подходов к теории и практике наказания сформировалась специальная наука о наказании - пенология.
Социологические знания имеют три уровня:
1) макросоциологический (общесоциологические теории);
2) средний (специальные или частные социологические знания, называемые теориями среднего ранга);
3) микросоциологический (конкретные эмпирические знания, полученные в результате конкретных исследований по узким вопросам).
Данная система применима и к проблеме уголовного наказания.
Именно в общесоциологическом плане разрабатывали первые работы о целях, средствах и результатах карательной деятельности.
Наиболее значительным среди них было произведение Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».
В нем итальянский ученый
- говорит о необходимости соразмерности между преступлениями и наказаниями,
- обличает жестокость и произвол юстиции в эпоху феодализма, когда главным в наказании считалось устрашение, удержание преступника от совершения нового противоправного действия.
Чезаре Беккариа заложил основу нового взгляда на наказание.
Он утверждал, что его цель «заключается не в истязании и мучении человека... а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от свершения того же».
Идеи Беккариа о соразмерности наказания и преступления сыграли большую роль в формировании буржуазного уголовного права.
В далеком прошлом тюрем и других мест заключения в современном понимании не было.
Преступников просто бросали в сырые, грязные, смрадные ямы на голодную смерть.
Простой люд подавал обреченным милостыню.
Система тюрем сложилась, когда государство экономически окрепло и смогло взять заключенных на свое содержание.
На Руси ямы заменили тюрьмами лишь в XVIII в. при Петре I.
Функции удержания устрашением в прошлые века выполняли пытки подозреваемых во время допроса.
Огромный вклад в науку об уголовном наказании внес Эмиль Дюркгейм.
В своей работе «О разделении общественного труда» он сформулировал законы эволюции наказания:
1) жестокость и суровость наказания выше тогда и там, где общество менее развито и где власть носит абсолютный, авторитарный характер (четвертование, колесование, сожжение были обыденными в эпоху средневековья, когда царил произвол властей);
2) с развитием цивилизации проявляется гуманизация наказания: кара, возмездие становятся не такими суровыми и мучительными.
Тенденция гуманизации наказания выражается, в частности, в том, что смертная казнь как крайняя форма возмездия применяется уже не так широко и не так часто, как в прежние годы.
Появляются новые формы наказания: тюремное заключение, штраф.
В процессе становления и развития науки о наказании формировались различные теории.
Они по-разному определяли роль и цель уголовного наказания.
Уголовное наказание - это весьма сложное, многофункциональное, многоцелевое явление, ставящее перед собой разные цели и выполняющее различные функции.
Единства взглядов на цели уголовного наказания у юристов как и у социологов нет.
В зависимости от того, кто и что берет за основу цели наказания, определяются его функции.
Можно выделить четыре направления функций: возмездия, предупреждения, восстановления социальной справедливости и исправления.
Почти все они нашли свое отражение в новом Уголовном кодексе Российской Федерации.
Так, в ч. 2 ст. 43 УК РФ определено, что «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
Рассмотрим подробнее эти направления.
1. Функция возмездия
В нашем уголовном законодательстве цель возмездия не предусматривается.
Тем не менее, некоторые ведущие юристы страны считают, что возмездие есть основное назначение наказания.
Известный юрист И.И. Карпец утверждает, что смертная казнь наиболее убедительно показывает цель наказания - кару.
По мнению его оппонентов, основная функция исключительной меры наказания - общее устрашающее, удерживающее предупреждение потенциальных преступников.
К проблеме возмездия можно подходить с позиции социальной психологии.
Наказание в первую очередь испытывается осужденным, а не потенциальным преступником.
Лишение свободы на определенный срок, тем более пожизненное, - это лишение человека самой фундаментальной его потребности.
Даже в животном мире утрата свободы деформирует животных, что многие в неволе не размножаются.
Они не могут нормально выносить новую среду обитания.
Важной стороной проблемы возмездия является уголовная политика государства.
Она определяет, какие преступления в тот или иной период наиболее опасны для нормального функционирования государства и какая мера наказания полагается за эти преступления.
Так, в 80-е гг. в нашей стране широко применялась исключительная мера наказания за экономические преступления.
Новый Уголовный кодекс ужесточил наказания за преступления против личности:
а) верхний передел лишения свободы за убийство повышен с 15 до 20 лет;
б) раньше менее тяжкое наказание поглощалось более тяжким. Сегодня суд обязан складывать назначенные сроки, но их сумма не должна превышать 25 лет;
в) если же лицо, отбывающее наказание, совершает преступление, то срок может быть поднят до 30 лет лишения свободы.
Хотя в Уголовном кодексе РФ и не оговорена такая цель наказания, как возмездие, в реальной жизни эта функция наказания существует.
Однако ее роль в борьбе с преступностью нельзя переоценивать.
2. Функция предупреждения.
Сторонники этой теории считают, что главная цель наказания - предупреждение.
Выделяют два его вида:
- специальное или частное предупреждение,
- общее предупреждение.
1) специальное или частное предупреждение, когда преступник физически изолируется, чтобы его обезвредить, не дать ему возможности повторить опасное для общества деяние.
Помимо физического удержания преступника, специальное предупреждение имеет функцию психологического противодействия рецидиву.
Это своеобразное удержание устрашением от повторения опасных действий;
2) общее - своеобразная криминологическая профилактика.
Она направленная на закладывание в сознание неустойчивых членов общества, способных к правонарушениям, мысли об уголовной ответственности за возможное нарушение закона.
Социальное значение общего предупреждения, заложенного в системе наказания, огромно.
Оно несет в себе функцию социального контроля.
Оно прямым образом способствует сохранению стабильности и порядка в обществе.
3. Функция восстановления социальной справедливости
В законе о наказании закреплена и такая важнейшая его цель, как восстановление социальной справедливости.
Она бывает нарушена тем или иным уголовным преступлением, особенно против личности.
Любое уголовное преступление - это
- удар по социальному порядку,
- попрание норм общежития,
- попрание системы социальных ценностей,
- попрание прав личности.
Когда социальный порядок выходит из-под контроля государства, то социальная структура общества деформируется, разрушается.
Уголовное право стремится восстановить социальный порядок и социальную справедливость.
Оно в частности, защищает нарушенные права человека.
Следует признать, что сама формулировка цели уголовного наказания - восстановление социальной справедливости - несколько расплывчата.
Как, например, понимать идею «социальной справедливости» в таких преступлениях, как серийные убийства, совершенные Чикатило?
Идея восстановительного воздействия права более специфична для гражданского права, где она носит всеобщий характер. В уголовном праве такого всеобщего характера она не имеет.
4. Функция исправления
Наиболее оптимальная задача целей наказания - это исправление осужденного.
А оптимальные задачи, как известно, решаются редко.
Социологические данные показывают, что у тех, кто лишен свободы, деформируется внутренняя психологическая структура личности.
Эти результаты подтверждают научные исследования.
Имеется определенный «порог» возможности существования человека в противоестественных условиях лишения свободы.
Он обычно определяется 5-8 годами заключения.
Затем наступает разрушение нормальных установок личности, ее естественных ориентацией.
Это в первую очередь касается тех, кто приговорен к пожизненному лишению свободы.
Советский разведчик Павел Судоплатов, руководивший в 1940 г. операцией по ликвидации Л. Троцкого и проведший в заключении 15 лет, пишет о трудностях адаптации к нормальной жизни: «Перейти улицу... Это была целая проблема, ведь после пятнадцати лет пребывания в тесной камере открывавшееся пространство казалось огромным и опасным».
Чтобы «измерить» эффективность функции наказания, у современной науки нет других средств кроме социологии.
Нередко эти показатели бывают со знаком «минус».
Вот цифры, характеризующие дальнейшую жизнь помилованных убийц: 52% из них совершают новое преступление в течение года после помилования, причем 11% - новое убийство.
Утверждается, что зона не лечит, не перевоспитывает, а лишь закрепляет человеческие пороки.
Тем не менее, какое-то количество вышедших из заключения полностью адаптируются к нормальной жизни.
Список используемой литературы
1. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. - М., 1982.
2. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. - М., 1983.
3. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. - М., 1973.
4. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
5. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.
6. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
7. Палубенская С.В. Цели уголовного наказания. - М., 1990.
8. Побегайло Э.Ф. Проблема смертной казни в условиях современной криминологической обстановки в России // Право и образование. - 2003. - № 3.
9. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
10. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.
Литература:
I. Основная
Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.
Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.
II. Дополнительная
Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. - М., 1982.
Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. - М., 1983.
Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. - М., 1973.
Палубенская С.В. Цели уголовного наказания. - М., 1990.
Побегайло Э.Ф. Проблема смертной казни в условиях современной криминологической обстановки в России // Право и образование. - 2003. - № 3.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Искусство, религия и наука в целостной системе культуры |
Реферат | Информационная культура |
Реферат | Тарный склад запаса муки для хлебозавода мощностью 45 тонн в сутки хлебобулочных изделий |
Реферат | Иранская миниатюра и каллиграфия |
Реферат | Познание. Истина и ее критерии |
Реферат | Искусство в ХVIII веке в России |
Реферат | Искусство и политика |
Реферат | Индо-буддийский тип культуры |
Реферат | Импрессионизм |
Реферат | Індійський культурний регіон |
Реферат | The Effects Of Tax Reform On California |
Реферат | История праздника Томатина |
Реферат | История праздника 1 мая |
Реферат | Контактная импровизация |
Реферат | История и культура древней цивилизации Майя |