Реферат по предмету "Социология и обществознание"


Проблема распределения благ цивилизации



15

Проблема распределения благ цивилизации

Невозможность равноправия в потреблении людьми благ цивилизации

В любом обществе труд большинства людей оценивается низко, делая недоступными для них многие блага цивилизации или доступными не в полной мере. Однако, всегда существуют слои населения или классы, представители которых имеют законную возможность неограниченного обогащения. Независимо от источника их обогащения в конкретном обществе (торговля, использование труда других людей и проч.), права этих классов защищены законом гораздо лучше, чем права большинства людей. Эти классы являются правящими, на них опирается государственная власть, у них в руках сосредоточено производство и распределение благ.

Для того, чтобы удовлетворить потребности всех в полной мере, необходимо, чтобы трудоемкость, а следовательно, себестоимость всего комплекса благ соответствовала среднегодовой зарплате людей. Доходы семьи или отдельного человека за интервал времени в 1-2 года должны соответствовать их потребностям в товарах и услугах за тот же промежуток времени. Только в этом случае человек сможет удовлетворить кроме повседневных бытовых потребностей ещё и потребности в дорогих товарах и услугах, скопив для этого средства. (Промежуток времени в 1-2 года выбран потому, что более длительное накопление средств нецелесообразно. Развитие науки, техники и технологии способствует быстрому качественному изменению товаров и услуг, в результате чего желанная вещь или услуга ко времени накопления на неё денег морально устареет, в то время как качественно новая вещь или услуга будет стоить дороже устаревшей и требовать новых накоплений).

Стоимость необходимых товаров и услуг (пища, одежда, коммунальные услуги, проезд к месту работы и др.) должна быть меньше средней заработной платы. В этом случае у человека появится возможность накапливать средства для других благ, не являющихся необходимыми, но позволяющих человеку чувствовать себя комфортно и получать возможные удовольствия. Однако некоторые более дорогостоящие товары и услуги недоступны для средне обеспеченного человека. Возможность такого человека в потреблении благ непосредственно зависят от себестоимости товаров и услуг. Блага, основанные на последних достижениях науки, техники и культуры, будут недоступны большинству до тех пор, пока их трудоемкость и себестоимость не станут соответствовать покупательной способности среднего человека. Такое соответствие возможно в случае равномерного развития всех видов человеческой деятельности, когда доходы людей практически не зависят от рода их деятельности. Или в том случае, когда себестоимость товаров и услуг значительно понижается благодаря применению новых технологий в массовом производстве, при этом покупательная способность людей будет возрастать не за счет увеличения их заработной платы, а за счет уменьшения стоимости благ. Однако, некоторые блага, имеющие большую трудоемкость изготовления и высокие энергозатраты незначительно изменят свою себестоимость, поэтому не будут доступны большинству людей. Объединение процессов снижения себестоимости благ и рост заработной платы наблюдается в развитых капстранах, вместе с тем, некоторые блага не доступны широким слоям населения. Это происходит потому, что какой-либо трудоемкий в изготовлении вид товара устаревает раньше, чем становится массово доступным. Его место занимает товар, выполняющий практически те же функции и обладающий сходными качествами, но благодаря применению новых материалов, технологий и принципов, являющийся более высокого качества. При этом разница в стоимости морально устаревшего товара и товара, выполненного на качественно новом техническом и потребительском уровне, незначительна. Продолжение выпуска и доведение до массового производства морально устаревших товаров экономически неоправданно. Поэтому многие товары и услуги останутся недоступными для большинства людей по причине их высокой себестоимости и поэтому ограниченности выпуска.

Государство, в принципе, может установить цену какому-либо товару ниже его себестоимости, тем самым создавая видимость его доступности для широких слоев населения. Товар становится дефицитным и не доступным для покупателя по установленной государством цене. Такой метод ценообразования приводит к спекуляции и нетрудовым доходам. Однако, несмотря на свои недостатки, он нашел широкое применение в странах социализма.

К сожалению, ни экономические, ни технические, ни волюнтаристские методы не решают проблему неравенства в потреблении людьми благ цивилизации. Всегда будут существовать блага, доступные в полной мере лишь определенным группам и классам, находящимися в меньшинстве.

Способности человека не определяют уровня его доходов

Людей, занятых в производстве, можно условно разделить на две категории: на тех, кто непосредственно участвует в создании товаров и услуг и тех, кто в этом участвует опосредованно. К первой категории относятся рабочие, мелкие служащие и интеллигенция. Ко второй категории относятся крупные руководящие работники и владельцы капитала. Доходы первых ограничены заработной платой. Крупные руководящие работники имеют ограниченные доходы, однако, их зарплата превышает зарплату рабочих, мелких служащих, интеллигенции во много раз. Возможности в потреблении товаров и услуг у владельцев капитала несравненно выше, чем у тех, кто непосредственно участвует в их создании. Крупные руководители по возможностям потребления благ находятся между создателями товаров и услуг и владельцев капитала.

Таким образом, принадлежность человека к классу производителя благ или к классу владельцев капитала определяет его потребительские возможности. Индивидуальные качества и способности, присущие человеку, практически не оказывают влияние на его благосостояние. Так двое рабочих, имеющих различную квалификацию, имеют незначительную разницу в зарплате. В то же время, двое владельцев капитала, обладающих различными способностями в бизнесе, могут иметь значительную разницу в доходах. Однако, оба они имеют доходы, сильно превышающие доходы рабочих, служащих и интеллигенции. Сосредоточив в своих руках средства производства и финансы, владельцы капитала являются опорой государства и закона, закрепляющего, гарантирующего и защищающего их права.

Провозглашая существование равных прав в обществе, капиталисты защищают свои интересы. Человеку, принадлежащему к классу производителей благ, невозможно, не нарушив закона, стать владельцем капитала. Владельцы капитала иногда предоставляют возможность разбогатеть отдельным представителям другого класса, преследуя при этом свои цели. (Например, с целью заработать большие деньги, заплатить человеку незначительную часть заработанного, но эта часть может превышать во много раз доход среднего человека). Так люди "с улицы " , обладающие определенными качествами, могут по случайности сделать карьеру в шоубизнесе, быть приглашены сниматься в кино, рекламе. При удачном стечении обстоятельств они могут войти в число владельцев капитала. Надеясь на счастливую случайность, люди слабо осознают свою обреченность на принадлежность к классу с ограниченными потребительскими возможностями, и потому не предпринимают усилий, чтобы изменить свою участь. Таким образом, неравенство людей в возможностях потребления благ кроется не в различии человеческих способностей и качеств, а в самом обществе как системе создания благ и удовлетворения потребностей человека в этих благах.

Общество характеризуют возможности производства товаров и услуг, которые определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Развитие производительных сил и производственных отношений сложным образом влияет на прирост населения, который является одним из важнейших стимулов развития общества - он влечет за собой необходимость повышения производительности труда. Рост производительности труда приводит к повышению благосостояния общества и как следствие, к уменьшению неравенства людей в потреблении благ, что, в свою очередь, приводит к росту численности населения, определяя тем самым необходимость в дальнейшем повышении производительности труда. Рост численности населения Земли определяется, с одной стороны, состоянием производства товаров и услуг стран мира, то есть жизненным уровнем граждан этих стран. С другой - запасами и стоимостью добычи и использования природных ресурсов.

Проблема перенаселенности

Всегда перед человечеством стояла проблема перенаселенности. Она заключается в превышении численности населения над возможностями общества в создании товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Состояние производительных сил и производственных отношений определяет благосостояние общества, которое в разные исторические периоды определяло прирост населения, всегда пропорциональный росту благосостояния этого общества.

Зарождение капиталистических отношений способствовало значительному повышению уровня жизни населения по сравнению с уровнем жизни при феодализме, что привело к бурному росту населения в странах зарождающегося капитализма. Вступление некоторых стран капитализма в стадию государственного и мирового империализма внесло свои коррективы в рост населения этих стран. Капитализм в странах мирового империализма создал настолько высокий уровень достатка, при котором стали возможными и необходимыми для дальнейшего развития общества равные права и равные возможности людей, экономическая независимость женщины. Равные права и равные возможности, отсутствие расовой дискриминации, равноправие женщины и мужчины, экономическая независимость детей от родителей позволяют максимально использовать потенциал каждого члена общества через развитие его способностей и навыков благодаря равным правам в получении образования, в выборе рода деятельности. Позволив человеку самостоятельно обеспечивать себя благами, общество тем самым, с одной стороны, способствует развитию индивидуальности человека, с другой - упраздняет устойчивые связи между членами общества, делает людей более управляемыми. Работа человека по контракту позволяет максимально использовать его способности в той мере, насколько это необходимо работодателю. Получая плату за выполнение определенной работы, человек безразличен к проблемам работодателя и предприятия. Он не привязан к какой-либо общности людей, к коллективу, всегда выбирая такую работу, где больше платят, в пределах своей специальности.

Однако, значительное повышение уровня благосостояния общества не повлекло за собой значительного роста населения развитых капиталистических стран. Наоборот, в некоторых из наиболее развитых стран Европы наблюдается снижение численности населения. Это связано с рядом объективных причин, которые можно разделить на экономические, социальные и природные. Экономическими причинами являются: возможность человека самостоятельно обеспечить себя благами и как следствие, материальная независимость женщины, рано наступающая частичная или полная материальная независимость детей от родителей, а также независимость стариков от своих детей. Экономические причины вызывают социальные причины снижения роста населения при росте благосостояния общества.

Женщина в домонополистический период развития капитализма не имела равных прав с мужчиной, была вынуждена рано вступать в брак и заводить семью. Однако, в настоящее время в развитых капстранах наблюдается тенденция к росту числа поздних браков по расчету, а также увеличение количества людей обоих полов, не желающих обременять себя семьей и детьми, растет число бездетных семей. Стали возможны однополые браки. Большая дружная семья, дети как помощники по хозяйству и бизнесу и продолжатели дел своих родителей в любой исторический период являлись основой для выживания. В настоящее время они утратили эту функцию. Вследствие материальной независимости каждого человека отпала необходимость в семье и детях. Семья и дети становятся обузой, мешающей развитию индивидуальности человека, обременяющей ненужными для его развития долговременными связями. Дружеские и родственные связи отмирают в капиталистическом обществе, поскольку ограничивают свободу и независимость человека, мешают его развитию и самореализации. Дети, рано получают материальную независимость от родителей теряют необходимость в последних. Родители становятся не нужны для дальнейшей жизни и развития своих детей. Дети уходят от родителей и устраивают свою жизнь самостоятельно. Родители, в свою очередь, не имея жизненной необходимости в проживании со своими детьми, не только не препятствуют уходу детей из семьи, но и всячески этому содействуют. Может быть, иногда они будут рады видеть рядом своих детей, но только не ежедневно.

Получив возможность быть материально независимым, самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми для него благами, человек потерял необходимость в образовании устойчивых связей с другими людьми, тем самым, возведя свое "Я" в высшую ценность. Это позволило ему сосредоточить свои усилия на развитии своих способностей и потребностей, сделав целью своей жизни потребление благ и получение удовольствий. Такие достижения цивилизации, как противозачаточные средства, аборты позволили человеку получать сексуальные удовольствия в неограниченном количестве без риска получить "неудобства" в качестве беременности и детей. Сексуальная свобода не ограничивает человека на одном партнере, позволяя ему разнообразие и развитие сексуальных удовольствий. Это также явилось одной из причин разрушения семьи. Капиталистическое общество возвело любовь и секс из главного удовольствия в одно из многих не менее сильных удовольствий таких, как власть, удобства, комфорт, пища, спиртное, наркотики. Развитие техники позволило заменить сексуального партнёра как источник сексуального удовольствия техническими средствами. Растёт число женщин, желающих воспитывать ребёнка без мужчины, поскольку это стало для них экономически возможным и не противоречит общественной морали.

Отсутствие устойчивых связей между людьми, являющееся следствием их материальной независимости, а также ориентации на потребление благ и удовольствий, привело к уменьшению численности населения развитых капстран.

Природными причинами, влияющими на уменьшение численности населения развитых капстран, являются: сокращение запасов природных ресурсов (нефти, газа, угля), уменьшение плодородия почв, изменение климата, исчерпание рыбного бассейна. Поскольку человечество идёт по пути создания и потребления благ, то экономические, социальные и природные факторы, оказывающие влияние на снижение численности населения, приведут к повышению жизненного уровня людей при снижении их численности. Произойдёт это потому, что дальнейшее увеличение количества товаров и услуг при росте их качества будет ограничено запасами природных ресурсов и стоимостью их добычи. Поэтому качество товаров и услуг будет расти при уменьшении их количества. Рост благосостояния людей в этих условиях будет возможен только в случае уменьшения численности населения, которое произойдёт постепенно и закономерно по рассмотренным выше причинам.

Человечество не в силах противостоять уменьшению численности населения в будущем, поскольку человек, утратив долговременные, устойчивые связи с другими людьми, остался без родины, семьи и детей, друзей, стал послушным рабом общества как системы удовлетворения его потребностей. В контексте развития природы уменьшение численности населения рассматривается как переход количества в качество. Новым качеством является приближение способностей и качеств человека к машине, а также создание искусственного интеллекта и автономной от человека техники, управляемой искусственным интеллектом.

Жить в мире с миром

Законодательство и общественное устройство отражают в себе состояние производительных сил и производственных отношений в обществе. Страны с более высоким уровнем развитие производительных сил и производственных отношений, как отмечалось выше, имеют более высокий жизненный уровень, меньшее неравенство прав и возможностей граждан по сравнению с другими странами. Государственные решения, не подкрепленные экономическими условиями к их осуществлению, будут либо не выполнены, либо принесут вред. Поэтому каждое политическое, экономическое или юридическое решение должно задолго до своего рождения иметь экономические предпосылки и необходимость своего появления. Общество как система удовлетворения потребностей не в состоянии удовлетворить потребности людей в равной мере и не ставит перед собой таких целей. Благами, создаваемыми обществом, в полной мере пользуются лишь представители правящего меньшинства, которое для сохранения такого положения дел в обществе опирается на государство как особую публичную власть.

Общество предполагает для каждого человека роль элемента-функции в системе удовлетворения потребностей людей. Число таких элементов-функций ограничено и формируется с учетом потребности в них системы. Следовательно, права и возможности человека предопределены состоянием производительных сил и производственных отношений в обществе. Место человека в обществе определено его ролью элемента - функции в системе удовлетворения потребностей. Попытка человека отыскать себе собственную роль, не совместимую ни с одной из ролей в системе удовлетворения потребностей, грозит ему опасностью быть исключенным из системы удовлетворения потребностей и лишиться возможности потребления ее благ. Попытка человека, группы людей, класса, не относящихся к правящему меньшинству, законным путем расширить свои права и возможности без усовершенствования производительных сил и производственных отношений обречена на поражение. Поэтому отношение человека к своему месту в обществе, к общественному устройству и законодательству должно быть как к само собой разумеющемуся и закономерному. Человек должен поддерживать те политические движения и организации, которые в своих действиях, направленных на переустройство общества, основываются на экономических факторах, а не на политических, националистических, волюнтаристских.

Понимание человеком общественного устройства, закономерной невозможности равенства в правах, возможностях, являющихся следствием биологической и социальной природы человека, позволит ему разумно использовать в своих личных целях и интересах общество как систему удовлетворения потребностей, а также свои права, законодательство, не теряя сил на бесполезную борьбу за права и возможности, не обеспеченные экономическими возможностям общества. Граждане малоразвитых стран могут поменять место жительства на страну с более высоким жизненным уровнем, тем самым расширив свои права и возможности до уровня развитой страны, определенного развитием ее производительных сил и производственных отношений. У граждан развитых стран такой возможности нет. Для них единственной возможностью улучшить свою жизнь является путь научно-технического прогресса, который, однако, не избавит людей от неравенства в потреблении благ цивилизации.

Рассматривая человечество как этап развития природы, а отдельного человека в качестве представителя человечества, вносящего свой вклад в развитие природы, можно сделать вывод о бессмысленности всякой качественной оценки одного человека другим. Каждый человек, независимо от его роли в обществе, его умственных способностей и других качеств, в равной степени важен для развития природы. Потребляя блага цивилизации, он тем самым способствует развитию человечества через развитие потребностей и их удовлетворение. Эмоциональная оценка человека человеком, оценка его физических, интеллектуальных, моральных, нравственных качеств с позиции развития природы бессмысленна, она отвлекает человека от реальной действительности, в которой качества людей должны оцениваться трезво, без эмоций. Такая оценка должна быть направлена на выяснение возможностей делового конструктивного общения и взаимодействия с целью получения как личной, так и взаимной выгоды. Участие эмоций в этой оценке мешает достижению положительных результатов, устанавливает между людьми воображаемые, эфемерные преграды, не позволяя им устанавливать и сохранять отношения друг с другом с целью удовлетворения своих потребностей. Эмоциональная оценка отнимает у человека массу энергии, которую можно использовать с пользой. Несоответствие представлений человека о качествах другого человека приводит к разочарованию, страданию, ненависти, делает человека несчастным, в случае, если это несоответствие воспринимается эмоционально. Если в оценке человека человеком отсутствовали чувства, оценка проходила конструктивно, то вместо отрицательных эмоций, возникающих от несоответствия человека идеалам другого человека, возникают логические выводы о возможности или невозможности дальнейших взаимовыгодных отношений, об их ограничении или расширении.

Избегание эмоциональной оценки человека, сравнения своих представлений и идеалов, норм морали и нравственности с его идеалами, представлениями и нормами, поиск точек соприкосновения позволяет в любом человеке на фоне его недостатков увидеть те достоинства, которые были бы незаметны и незначимы при эмоциональной оценке. При таком подходе люди становятся более терпимы к недостаткам других людей. Наоборот, они могут найти в другом человеке те качества, которые они ценят, которые им выгодны. Это способствует разрушению условных границ между людьми, их сближению на основе точек соприкосновения, более сильному и тесному чем эмоциональная близость, а также установлению устойчивых взаимовыгодных связей, простоте сближения и общения, объединению во имя общих целей.

Исключение эмоций при оценке человеком событий, происходящих в окружающем его мире, позволяет человеку чувствовать себя спокойнее, избегать стрессов. Исключенные из повседневных деловых отношении отрицательные эмоции в этом случае трансформируются в положительные эмоции, позволяя человеку получать большее удовольствие от жизни и чаще испытывать состояние счастья. Для того, чтобы исключить эмоции при оценке людей и событий, необходимо развивать мышление. Развитие мышления позволяет конструктивно, разумно оценивать людей и события, способствует установлению отношений и связей посредством разума, а не чувств.

Логическое построение, модель, предвосхищающая способ удовлетворения потребности человеком, состоящая из логически связанных действий и ощущений, выполнение которых зависит непосредственно от человека, позволяет исполнить задуманное в точности по плану, испытав при этом счастье. Если вместо логически связанных действий и ощущений человек представляет удовлетворение какой-либо из своих потребностей в форме эмоций, то такое представление потребности сложно реализуемо на практике, что понижает шансы испытать счастье человеку с эмоционально-чувственной оценкой окружающего мира. В случае подсознательной потребности человека в чем-либо логическое построение, предвосхищающее удовлетворение потребности, отсутствует. Поэтому человек испытывает ощущение счастья, избегая сопоставления желаемого с действительным.

Развивая разум, человек получает контроль над своими отрицательными эмоциями. Это дает возможность ему, используя существующее законодательство и общественное устройство, занять свое место в обществе. Разум позволяет человеку найти подходящую для себя роль, использовать общество в своих личных целях, вступать с людьми в разумные, выгодные отношения с целью удовлетворения своих потребностей. Позволяет формировать свои потребности в виде, легко осуществимом для их удовлетворения на практике. Человек чувствует себя свободно и комфортно в обществе, получает от жизни удовольствие и испытывает счастье, никого и ничто, ни в чем не виня и не дожидаясь лучших времен. Понимая истинные цель и смысл жизни и имея соответствующее им мировоззрение, человек может ставить перед собой реальные задачи, что позволяет ему жить реальной жизнью в реальном мире, правильно строить взаимоотношения с людьми, быть счастливым здесь и сейчас.

Литература

1.Бубер М. Проблемы человека. - М., 1999

2.Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000

3.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.,2004

4.Шадриков В.Д.Происхождение личности. - М., 1999

5Фролов И. О человеке и гуманизме: работы разных лет. - М., 1989




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.