26
Работа на тему:
Потребительская корзина
2004
План
Введение
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах
Российской Федерации.
Что такое "прожиточный минимум"?
Что значит "жить по минимуму"?
Краткие пояснения.
Основные выводы.
Список литературы
-Приложение №1
-Приложение №2
Введение
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на
основе методических рекомендаций в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. В субъектах Федерации законодательным (представительным) органом субъектов Российской Федерации по
представлению исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
Трудовой кодекс РФ (статья 133) провозгласил, что "минимальный размер оплаты труда... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного
человека". С первого мая в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в очередной раз был повышен. Теперь этот важный для сферы оплаты труда и для других выплат, связанных с
трудовой деятельностью, показатель составляет 450 рублей в месяц. "Но разве, - недоумевают обратившиеся в редакцию читатели, - можно прожить на четыре с половиной сотни? Кто и как посчитал этот
минимум?" Подсчитывает его Департамент доходов населения и уровня жизни Минтруда России, где мы и получили разъяснение вопроса, интересующего наших читателей.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах
Российской Федерации.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят
также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения", трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в
целом по России, так и по субъектам федерации. Постановлением правительства РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской
корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные
особенности потребления соответствующих субъектов (например, в Санкт-Петербурге по предварительной оценке стоимость потребительской корзины в среднем на душу населения в январе 2001 года составила
1 536,8 рубля: продукты питания - 755,9 рубля, непродовольственные товары - 371,9 рубля, услуги - 408,9 рубля).
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ) - характеризует изменение за какой-то период стоимости потребительской корзины товаров и услуг, приобретаемых населением. Он представляет собой отношение стоимости
потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости выраженной в ценах базисного периода (как правило, в ценах предыдущего года или месяца) и не учитывает влияние изменения доходов населения,
количества и структуры его потребления.
Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - объект экспертизы), проводится в соответствии с
Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Цель экспертизы:
1. комплексная оценка обоснованности разработанных субъектами Российской Федерации минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом природно-климатических условий
и национальных традиций, реализация единых подходов к формированию потребительских корзин в регионах;
2. выявление соответствия проектов потребительской корзины, представленных субъектами Российской Федерации общим принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, а также примерным минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных
социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Проведению экспертизы проектов потребительской корзины предшествовала работа по созданию нормативно-правовой базы. Основанием для организации и проведения экспертизы явилось постановление
Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. ° 494 "Об экспертизе проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации",
согласно которому экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации проводится Минтрудом России, Минэкономразвития
России, Минздравом России, Госстроем России.
Работа по экспертизе проектов потребительской корзины проводилась Минтрудом России.
Экспертиза проводилась Минздравом России - по минимальным наборам продуктов питания, Минэкономразвития России - по минимальным наборам непродовольственных товаров, Госстроем России - по минимальным
наборам услуг. Минтруд России осуществлял координацию работы по экспертизе проектов потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти,
подготовку сводного заключения.
Сводное заключение, подготовленное Комиссией по экспертизе на основе экспертных заключений Минздрава России, Минэкономразвития России, Госстроя России, содержит:
1. рекомендации по оценке соответствия предлагаемых минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями;
2. предложения по оценке обоснованности принятых в проекте потребительской корзины изменений и дополнений в рекомендуемые минимальные наборы;
3. выводы о возможности использования объекта экспертизы для установления потребительской корзины в субъекте Российской Федерации.
Что такое "прожиточный минимум"?
Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон N 134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который так и называется: "О прожиточном минимуме в Российской
Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В свою очередь потребительская корзина -
это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Характерный пример прямого действия прожиточного минимума - пособие по безработице. Так, согласно статье 30 закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости
населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) в ряде случаев пособие по безработице устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте
Российской Федерации, но не ниже 100 рублей. Если у безработного есть иждивенцы, размер пособия увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума (ВПМ), но не менее чем 50 рублей на
каждого. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов ВПМ.
Величина прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также средняя -
в расчете на душу населения. ВПМ устанавливается в целом по России - Правительством РФ, а в субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Определяется она ежеквартально.
В нашей стране заявлен как стратегический курс на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда, а также размеров базовых частей трудовой пенсии по старости,
трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца до прожиточного минимума. Предположительно "стыковка" всех минимумов произойдет через десять-пятнадцать лет. А пока в
Трудовом кодексе есть оговорка - его 421-я статья: "порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются
федеральным законом". На текущий финансовый год минимальное среднегодовое соотношение между МРОТ и ВПМ трудоспособного населения - 24,4 процента (статья 100 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2002 год"). В прошлом году было меньше - 16,7 процента.
Кстати, на 2001 год еще устанавливалось соотношение минимального размера пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера - 16,8 процента. Теперь на
смену минимальному размеру пенсии по старости пришло понятие базовой части трудовой пенсии. В статье 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ определено, что базовая часть трудовой пенсии "молодых" пенсионеров составляет 450 рублей в месяц, а достигших 80 лет или являющихся инвалидами - 900 рублей.
Что значит "жить по минимуму"?
В первом квартале 2002 года прожиточный минимум среднего россиянина составлял 1719 рублей. Причем для трудящегося это 1865 рублей, пенсионера - 1313, ребенка - 1722
рубля в месяц. Это на 9,0 - 9,7 процента больше, чем в четвертом квартале прошлого года: цены-то растут. Но откуда цифры? Они были рассчитаны по "Методике исчисления величины прожиточного минимума
в целом по Российской Федерации", утвержденной совместным постановлением Минтруда и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34 и составленной исходя из норм Федерального закона от 20
ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Наибольший интерес представляет стоимостная оценка потребительской корзины, в которую, повторюсь, "укладываются" продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по России, используемый для расчета ВПМ, приводится в таблице 1
приложения. Региональные наборы продуктов (товаров и услуг) для определения прожиточного минимума от базового российского если отличаются, то, как правило, незначительно.
Теперь будет нетрудно представить пищевого отечественного "минимальщика". Его паек, конечно, можно критиковать. Однако замечу, ассортиментом и питательностью он
превосходит набор продуктов, установленный приказом Минюста России от 4 мая 2001 года N 136 для осужденных к лишению свободы. Да и количественно, пожалуй, не уступает: разве что хлеба и рыбы
меньше. А вот мяса (мясопродуктов) - на 5 килограммов больше, молоко же и молокопродукты в лагерных нормах отсутствуют вовсе.
Минимальные наборы непродовольственных товаров составляют товары индивидуального и общесемейного пользования. Для мужчин и женщин непродовольственные товары
индивидуального пользования представлены в таблице 2, а для детей - в таблице 3
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования в расчете на одну среднестатистическую семью (2,90 человека) представлен в таблице 2.
В минимальную потребительскую корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральное отопление - 6,7
гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины
трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в
минимальный набор услуг не включаются.
Теперь, когда известно содержимое потребительской корзины, несложно вычислить ее стоимость. Для этого берутся данные Государственного комитета по статистике об уровне
потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчины составляют 52, а женщины - 48 процентов. Среди
пенсионеров мужчин и женщин соответственно 28 и 72 процента. Доля детей в возрасте до 6 лет - 34 процента, а от 7 до 15 лет - 66 процентов.
Обязательные платежи и сборы при расчете ВПМ определяются только для трудоспособного населения. Их составляют налоги на доходы физических лиц. Если упрощенно, то
определяется, сколько денег надо отдать казне в виде налогов, чтобы заработать на покупку содержимого минимальной потребительской корзины.
Следует отметить, что прожиточный минимум в целом достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения. В 2001 году доходы ниже прожиточного
минимума имели 39,9 миллиона россиян. Это 27,6 процента населения. В том числе 12,7 миллиона (8,8 процента) имели доходы ниже стоимости минимального набора питания, по сути жили впроголодь.
Статистика знает и другой социально-экономический индикатор жизни населения - так называемый минимальный потребительский бюджет. Его величина тоже расчетная и характеризует стоимостную оценку благ
и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня. Иначе говоря, минимальный потребительский бюджет обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и
жизнедеятельность для нетрудоспособных - правда, тоже по минимуму. Так вот, более-менее нормальная по российским меркам жизнь начинается при доходах в 2,5 раза выше величины прожиточного минимума.
И последнее. Качественное и количественное наполнение потребительской корзины не есть нечто застывшее. Для основных социально-демографических групп в целом по России
она пересматривается не реже раза в пять лет. Уточняется также методика определения. Например, по нынешней методике величина прожиточного минимума на 15 процентов выше, чем рассчитанная по старой
методике 1992 года.
Как считают специалисты Института питания, данный набор продуктов соответствует физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В состав минимального набора
продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы.
Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.
Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует
минимальному.
Например, стоимость минимальной продовольственной корзины составила 350 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 11% от
общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит:
0,29 * 350: 0,71 = 143 руб. в месяц на 1 человека.
Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных ЦЭНИИ при
Министерстве экономики России. Расчет производится по трем группам товаров: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 -
товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).
Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе.
Учитываются также затраты семей на налоги и сборы.
Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.
Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и деления на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 2000
руб., запас - 1 шт., срок службы - 3 года. Расход в расчете на месяц:
2000 * 1 / 3 * 12 = 55,6 руб./мес.
Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка
уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки
самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев
малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия.
Все элементы системы, связанной с установлением БПМ, определяются уровнем развития производительных сил общества. Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и
минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценны, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы,
которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата в Российской Федерации существенно ниже
величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям.
О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2002 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002г. № 627 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2002 года" Госкомстат России произвел оценку соотношения денежных доходов населения с величиной
прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.
1) Расчеты проведены с использованием результатов федерального государственного статистического обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого ежеквартально органами государственной
статистики во всех субъектах Российской Федерации с охватом 49,2 тыс. домашних хозяйств.
Краткие пояснения.
Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины
(установлена Федеральным законом от 20 ноября 1999г. № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"), включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся на основе данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на товары и услуги, формирующие потребительскую
корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (утверждена постановлением
Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000г. № 36/34 с изменениями и дополнениями от 12 марта 2001г. № 24/19). Наблюдение за уровнем потребительских цен для исчисления величины
прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по Перечню товаров (услуг) - представителей (всего
156 позиций), приведенному в указанной Методике.
Основные выводы.
Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа
по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:
1. уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для
основных групп населения. Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектов Российской Федерации с
учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания;
2. разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для детей различных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей в зависимости от пола, особенно в старшей
детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом;
3. уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;
4. совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации по факторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя из климатических условий и особенностей
структуры потребления конкретного субъекта Российской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства;
5. определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видов транспорта.
Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает
проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:
- совершенствование методологического подхода и порядка формирования минимального набора продуктов питания на основе обследований фактического объема потребления в малоимущих семьях с учетом
объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями;
- проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня
обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;
- изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием
объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.
Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации предполагает принятие на региональном уровне нормативных правовых
актов для установления потребительской корзины и утверждения величины прожиточного минимума в целях оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, оказания
государственной социальной помощи малоимущим гражданам и осуществления других мер социальной защиты.
После законодательного принятия потребительских корзин, начиная с IV квартала 2001 года прожиточный минимум населения в субъектах Российской Федерации будет определяться по единой методологии, что
позволит объективно проанализировать влияние структуры потребительских корзин субъектов Российской Федерации на структуру потребительской корзины в целом по Российской Федерации, учитывая
фактические изменения объемов и структуры потребления малообеспеченных групп населения.
На основе обобщения опыта экспертизы проектов потребительской корзины, подготовленных субъектами Российской Федерации предусматривается усовершенствовать процедуру проведения экспертизы, улучшить
взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Список литературы
Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.
Рофе А.И., Ерохина Р.И. и др. Экономика труда. М.:1995.
Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.
Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: 1996.
Социология труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ,
1993.
Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения,
1993.
Экономика и социология труда. УрГЭУ, 1997.
Экономика труда: Учебник для вузов / Жуков ЛИ., Погосян Р.Г.
Екимов Г.Ю., Золотухин О.И., Пинцов С.И. Стимулирование труда и
производства в условиях рыночных отношений. СПб.: Изд-во СПБУЭФ,
1992.
Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии. СПб.:
Изд-во университета экономики и финансов, 1992.
Макконел К., Брю С. Экономка: принципы, проблемы и политика. В 2-х
т./Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
Организация оплаты труда при переходе к рынку: Рекомендации
Института труда Минтруда РФ // Человек и труд, 1994, №7.
Приложение №1
Таблица 1.
Минимальный набор продуктов питания, используемый для расчета ВПМ в целом по России
(килограммов в год)
|
Наименование продуктов
|
Трудоспособное население
|
пенсионеры
|
дети
|
|
|
мужчины
|
женщины
|
|
0 - 6 лет
|
7-15 лет
|
|
1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего
|
177
|
124,9
|
119
|
64,4
|
112,3
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
бобовые
|
7,3
|
5,5
|
3,7
|
-
|
2
|
|
мука пшеничная
|
20
|
17
|
25
|
17
|
18
|
|
рис
|
5
|
2,9
|
2,9
|
3
|
4
|
|
другие крупы (кроме риса)
|
6
|
5
|
4
|
5
|
6
|
|
хлеб пшеничный
|
75
|
65
|
55
|
30
|
70
|
|
хлеб ржаной
|
115
|
62
|
55
|
20
|
40
|
|
макаронные изделия
|
6
|
5
|
6
|
4
|
4
|
|
2. Картофель
|
150
|
95
|
90
|
85
|
135
|
|
3. Овощи и бахчевые - всего
|
91,8
|
86,8
|
96,8
|
85
|
120
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
капуста свежая и квашеная
|
35
|
30
|
25
|
30
|
35
|
|
огурцы и помидоры свежие и соленые
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
5
|
5
|
|
столовые корнеплоды
|
35
|
35
|
40
|
30
|
40
|
|
прочие овощи
|
20
|
20
|
30
|
20
|
40
|
|
4. Фрукты свежие
|
18,6
|
14,6
|
13,6
|
34,4
|
44,4
|
|
5. Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) - всего
|
20,8
|
19,8
|
18,8
|
19,7
|
26,1
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
сахар
|
20
|
19
|
18
|
18
|
24
|
|
конфеты
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
1
|
1
|
|
печенье
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
2
|
3
|
|
6. Мясопродукты - всего
|
34,8
|
28
|
22,7
|
18,7
|
33,5
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
говядина
|
15
|
12
|
10
|
8,7
|
15
|
|
баранина
|
1,8
|
1
|
0,7
|
-
|
-
|
|
свинина
|
4
|
3
|
2
|
-
|
2,5
|
|
мясо птицы
|
14
|
12
|
10
|
10
|
16
|
|
7. Рыбопродукты - всего
|
14,7
|
12,7
|
14,7
|
8,7
|
12,5
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
рыба свежая
|
14
|
12
|
14
|
8
|
11
|
|
сельдь
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
1,5
|
|
8. Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) -- всего
|
217,3
|
203,5
|
199,5
|
279
|
304,2
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
молоко, кефир
|
110
|
100
|
100
|
130
|
114
|
|
сметана
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
2,6
|
|
масло животное
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
4
|
5
|
|
творог
|
10
|
10
|
9
|
10
|
12
|
|
сыр
|
2,5
|
2
|
2
|
2
|
3
|
|
9. Яйца (штук)
|
180
|
150
|
90
|
150
|
180
|
|
10. Масло растительное, маргарин и другие жиры - всего
|
13
|
11
|
10,2
|
7
|
12
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
маргарин и другие жиры
|
6
|
5
|
4
|
2
|
3
|
|
масло растительное
|
7
|
6
|
6,2
|
5
|
9
|
|
11. Прочие продукты - всего
|
4,88
|
4,88
|
4,15
|
2,925
|
4,015
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
соль
|
3,65
|
3,65
|
2,92
|
1,83
|
2,92
|
|
чай
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,365
|
0,365
|
|
специи
|
0,73
|
0,73
|
0,73
|
0,73
|
0,73
|
|
|
Таблица 2.
Набор индивидуальных непродовольственных товаров, используемый для расчета ВПМ мужчин и женщин в целом по России
|
Наименование товаров
|
Мужчины: возраст
|
Женщины: возраст
|
|
|
трудоспособн.
|
пенсионный
|
трудоспособн.
|
пенсионный
|
|
|
к-во (штук)
|
износ (лет)
|
к-во (штук)
|
износ (лет)
|
к-во (штук)
|
износ (лет)
|
к-во (штук)
|
износ (лет)
|
|
1. Верхняя пальтовая группа:
|
|
куртка с меховой подстежкой
|
1
|
8
|
1
|
10
|
|
|
|
|
|
куртка
|
1
|
9
|
1
|
10
|
|
|
|
|
|
пальто (плащ)
|
1
|
7
|
1
|
8
|
1
|
7
|
1
|
8
|
|
пальто зимнее
|
|
|
|
|
1
|
8
|
1
|
10
|
|
пальто демисезонное
|
|
|
|
|
1
|
7
|
1
|
8
|
|
2. Верхняя костюмно-платьевая группа:
|
|
костюм-двойка
|
1
|
5
|
1
|
6
|
|
|
|
|
|
сорочка из хлопчатобумажной или смесовой ткани (блузка)
|
3
|
4
|
2
|
5
|
2
|
5
|
1
|
5
|
|
брюки из полушерстяной ткани
|
1
|
4
|
1
|
5
|
|
|
|
|
|
брюки из джинсовой ткани
|
1
|
4
|
1
|
3
|
|
|
|
|
|
джемпер (свитер)
|
1
|
5
|
1
|
6
|
1
|
5
|
1
|
5
|
|
спортивный костюм
|
1
|
4
|
1
|
4
|
1
|
3
|
1
|
4
|
|
платье из полушерстяной ткани
|
|
|
|
|
1
|
5
|
1
|
6
|
|
платье из х/б ткани
|
|
|
|
|
2
|
5
|
1
|
5
|
|
халат
|
|
|
|
|
1
|
5
|
2
|
5
|
|
юбка
|
|
|
|
|
1
|
5
|
1
|
5
|
|
3. Белье:
|
|
трусы
|
5
|
2
|
4
|
2
|
5
|
2,4
|
5
|
3
|
|
майка
|
3
|
3
|
3
|
2,5
|
|
|
|
|
|
бюстгальтер
|
|
|