29
Содержание
Введение
1. Анализ социального положения населения в республике Марий Эл: Уровень жизни и демографическая ситуация
2.Социальная инфраструктура в республике Марий Эл: Образование, медицина, социальное обеспечение, культура и искусство, спорт и туризм
3. Рынок труда и занятость населения в Марий Эл
4. Пути повышения эффективности социальной политики в республике Марий Эл
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В каждой стране мира существует своя стратегия и программа реализации социальной политики, к такой стране конечно относится и Российская Федерация с её субъектами. Россия не однородна на протяжении всей её большой территории, как неоднородна и социальная политика. Каждый из субъектов имеет свою особенную направленность в социальной и экономической структуре, не забывая при этом о Федеральных программах. К числу таких субъектов Российской Федерации относится республика Марий Эл. О социальной политике которой и пойдёт речь в данной работе. Так что же представляет собой этот край?!
Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна реки Волги.
Республика Марий Эл входит в состав Приволжского федерального округа. С севера и северо-востока с ней граничит Кировская область, на юго-востоке - Республика Татарстан. С юга проходит граница с Чувашской Республикой, на западе - с Нижегородской областью. Длина ее границ превышает 1200 км. Общая площадь республики 23,4 тыс. кв.км (57,8 процента - леса, 33,3 процента - сельскохозяйственные угодья, 3,6 процента - водные ресурсы, 1,4 процента - заболоченные участки, 0,9 процента - прочие земли). Согласитесь, огромный экономический потенциал.
Численность постоянного населения Республики Марий Эл составляет 703,2 тыс. человек, в том числе городское население - 445,2 тыс. человек, сельское население - 258,0 тыс. человек. Средняя плотность населения - 30,3 человека на 1 кв.км. На долю экономически активного населения приходится 54,0 процента, или 376,1 тыс. человек. Столица Республики- г. Йошкар-Ола с населением 248,6 тыс. человек. Этнический состав населения (по данным переписи 2002 года):
47,5 процента - русские;42,9 процента - марийцы;5,9 процента - татары;
3,7 процента - прочие национальности.
Даже просто взглянув на эти скудные характеристики, можно понять, что в республике Марий Эл невозможно обойтись без многогранной и хорошо продуманной социальной политики. Она связана почти со всеми сферами жизни общества и определяет стабильность, качество жизни населения. Так как же выглядит социальная политика Марий Эл в XXI веке?! Чего больше, плюсов или минусов? И как повысить эффективность уже существующей социальной политики? Ответы на эти вопросы я пытался найти в данной работе.
1. Анализ социального положения населения в республике Марий Эл: Уровень жизни и демографическая ситуация
Демографическая ситуация.
Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется тенденцией снижения численности постоянного населения.
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Республики Марий Эл составила 728,0 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2008 г. численность постоянного населения составляет 703,2 тыс. человек и по сравнению
с уровнем 2002 года снизилась на 3,4 процента.
В структуре населения на 1 января 2008г. 456,2 тыс. человек или 64,9 процента составляет трудоспособное население, 114,6 тыс. человек или 16,3 процента младше трудоспособного возраста, 132,5 тыс. человек или 18,8 процента старше трудоспособного возраста. Мужчины составляют 46,2 процента от общей численности населения республики, женщины - 53,7 процента. В 2008 году в демографической ситуации республики сохраняется тенденция снижения численности населения. Реализация принятой Законом Республики Марий Эл программы «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы», а также приоритетных национальных проектов позволяют спрогнозировать замедление темпов снижения численности населения в республике.
В 2008 году отмечается увеличение рождаемости и снижение смертности населения. Число родившихся по сравнению с 2007 годом увеличилось на 3,8 процента, число умерших уменьшилось на 0,1 процента.
В целом по республике превышение числа умерших над числом родившихся в 2008 году составило 1,2 раза (в 2007 году - 1,3 раза).
Среднегодовая численность постоянного населения в 2008 году по оценке составит 701,7 тыс. человек или 99,5 процента к уровню 2007 года.
В результате проводимых мероприятий по стимулированию рождаемости и снижению смертности населения общий коэффициент рождаемости по республике увеличился с 11,8 на 1000 человек населения в 2007 году до 12,3 в 2008 году.
Коэффициент смертности в 2008 году составил 15,3 на 1000 населения.(см. приложение; таблица 1)
Уровень жизни населения.
В республике продолжает повышаться уровень жизни населения. Наиболее важным и точным измерителем жизненного уровня населения и степени его материального благосостояния выступает показатель «среднедушевой денежный доход населения».
Денежные доходы населения в расчете на одного человека в 2007 году составили 6087,7 рубля и увеличились по сравнению с 2006 годом на 24 процента, 2005 годом - в 2 раза.
Анализ среднедушевых денежных доходов за 2007 год среди регионов Приволжского федерального округа показывает, что Республика Марий Эл по среднедушевым денежным доходам находится на 13 месте (опережая Республику Мордовия) и на 8 месте по темпам роста среднедушевых денежных доходов среди регионов Приволжского федерального округа.
В связи с ростом доходов населения снижается доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2007 году ее величина составила 27,6 процента, по сравнению с 2005 годом сократилась на 12,1 процентных пункта.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по Республике Марий Эл в 2000 году составляла 60,2 процента от численности всего населения республике (в Российской Федерации - 29,0 процентов), в 2007 году значение снизилось до 27,9 процента (в Российской Федерации - 15,2 процента). Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 году по сравнению с 2000 годом по Республике Марий Эл снизилась в 2,2 раза (или на 32,6 процентных пункта), по Российской Федерации - 1,9 раза (или на 15,3 процентных пункта).
На величину доходов населения значительное влияние оказывает высокий коэффициент демографической нагрузки. На 1000 человек трудоспособного возраста приходится 251 человек моложе трудоспособного возраста и 290 человек старше трудоспособного возраста, на 10 тысяч населения приходится 436,5 студента в высших учебных заведениях.
Анализируя структуру баланса денежных доходов и расходов населения, можно отметить, что значительную часть денежных доходов населения составляет оплата труда наемных работников около 45 процентов, второй по значимости составляющей денежных доходов является статья социальных выплат (пенсии, пособия и социальная помощь, стипендии и др.), которая составляет примерно 20 процентов от суммы всех денежных доходов.
Начиная с 2000 года, в республике отмечается динамичный рост номинальной и реальной заработной платы работающих, в большинстве случаев превышающий темпы роста заработной платы в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.
Среднемесячная заработная плата, являясь основным источником дохода населения, за 2007 год составила 8404,3 рубля и возросла по сравнению с 2006 годом на 32,5 процента, 2005 годом в 1,7 раза.
По итогам 2007 года Республика Марий Эл по номинальной среднемесячной заработной плате одного работающего среди регионов Приволжского федерального округа занимала 13 место.
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работающего (с учетом индекса потребительских цен) за 2007 год составила 122,1 процента в сравнении с 2006 годом (по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу - 116,2 процента), по сравнению с уровнем 2000 года возросла в 3,1 раза (по Российской Федерации - в 2,3 раза, по Приволжскому федеральному округу - в 2,4 раза).
В 2008 году продолжалось дальнейшее повышение жизненного уровня населения.
Денежные доходы в расчете на душу населения увеличились в 2008 году до 8079,6 рублей или на 32,6 процента по сравнению с уровнем 2007 года. В том числе за декабрь 2008 года денежные доходы составили 11322,4 рубля. По темпам роста среднедушевых денежных доходов за 2008 год Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа находится на 4 месте.
Среднемесячная заработная плата на одного работающего в 2008 году составила 10614,6 рублей или увеличилась на 26,8 процента по сравнению с уровнем 2007 года, за декабрь 2008 года среднемесячная заработная плата составила 12626,3 рубля. Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций за январь-сентябрь 2009 года представлена в приложении, таблица 4.
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по предварительному отчету составила в 2008 году 26,5 процента против 27,6 процента за 2007 год.
В течение 2008 года через систему социального партнерства осуществлялась работа с организациями республики по соблюдению трудового законодательства, регулированию заработной платы на основе коллективных договоров и соглашений, проводился расчет и анализ величины прожиточного минимума населения Республики Марий Эл.
Величина прожиточного минимума в Республике Марий Эл за 2008 год составила в расчете на душу населения 3807,0 рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло повышение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения на 22,0 процента.
В октябре 2009 года Правительство Республики Марий Эл установило величину прожиточного минимума в республике за III квартал 2009 года в расчете на душу населения 4346 рублей, для трудоспособного населения - 4681 рубль, пенсионеров - 3420 рублей, детей - 4109 рублей.(см. приложение 2)
2.Социальная инфраструктура в республике Марий Эл: Образование, медицина, социальное обеспечение, культура и искусство, спорт и туризм
Образование.
Сегодня в системе образования РМЭ увеличился до 67,4% охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет, работают 7 гимназий, 9 лицеев, 2 центра образования, 2 школы с углубленным изучением предметов, функционируют 32 ресурсных центра и 51 базовая школа, осуществляется нормативное финансирование общеобразовательных школ. Вводятся вариативные программы обучения в начальной школе.
Сохраняется национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Марийский (родной) язык изучают в 163 образовательных учреждениях; марийский язык - в 125 общеобразовательных учреждениях; интегрирование обучения языку с историей и культурой народов ведется в 30 образовательных учреждениях.
Программы повышения уровня реализуют 77 образовательных учреждений. Государственную аттестацию в форме ЕГЭ проходят свыше 98% выпускников 11-х классов, муниципальные экзамены сдают 91% выпускников 9-х классов. Доля выпускников 11-х классов, обучающихся в учреждениях высшего проф. образования, составляет 59,5%.
Успешно реализуется приоритетный национальный проект «Образование». К сети Интернет подключены 300 образовательных учреждений, по спутниковому каналу связи - 24 отдалённые сельские школы республики, 18% образовательных учреждений поддерживают свои сайты, прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий свыше 2300 педагогов.
В республике функционируют 552 учреждения образования, из них 223 - учреждения дошкольного образования. Программы общего образования реализуют 315 общеобразовательных учреждений различного типа и вида, в т.ч. 289 общеобразовательных школ, 7 гимназий, 9 лицеев, 6 школ-интернатов. Функционируют 4 вечерние общеобразовательные школы.
Сегодня в республике сохранена разветвлённая сеть учреждений дополнительного образования детей. Это многопрофильные учреждения, реализующие разнонаправленные программы дополнительного образования детей (21), а также спортивные школы (20), учреждения дополнительного образования детей, реализующие программы технической (6), эколого-биологической (2) и туристско-краеведческой направленности (2), в которых насчитывается 2696 кружков и секций. Охват учащихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях составляет 70%.
Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена 12 учреждениями, из них 9 школ-интернатов, 3 спец. школы. Спец. помощь получают подростки в одном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Педагогов с высшим образованием в образовательных учреждениях республики 82,8%, число высококвалифицированных учителей 1-й и высшей категории составляет 59,5%.
В системе непрерывного проф. образования 1-й ступенью является начальное профессиональное образование. В республике 11 проф. училищ и лицеев, в которых обучается свыше 8 тыс. учащихся по 72 рабочим профессиям.
Систему среднего профессионального образования республики составляют 20 колледжей и техникумов, в т.ч. 9 многоуровневых образовательных учреждений с контингентом свыше 14000 чел. Подготовка специалистов среднего звена ведётся по 80 специальностям в области права и социальной работы, культуры и искусства, экономики и управления, здравоохранения, педагогики, машиностроения, транспортных средств, радиотехники, электроники, строительства, архитектуры и сельского хозяйства.
Всего в учреждениях профессионального образования обучается свыше 50 тысяч человек.
В РМЭ действуют 2 государственных вуза, 2 негосударственных вуза, 6 филиалов негосударственных вузов, 5 представительств государственных и негосударственных вузов.(см.приложение; табл. 2) В учреждениях высшего проф. образования реализуются более 80 образовательных программ.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» созданы органы школьного самоуправления в 266 образовательных учреждениях, что составляет 91,1 процента (2005 года - 57,4 процента), внедряется практика представления публичных отчетов образовательных учреждений; создана система грантовой поддержки инновационного опыта лучших учреждений и педагогов на региональном и муниципальном уровнях (общий фонд грантовой поддержки в республике в 2008 году составил 4000,0 тыс. рублей, 67 грантов).
По показателям качества предоставляемых образовательных услуг система образования Республики Марий Эл входит в пятерку лучших субъектов Российской Федерации. Ежегодно по итогам ЕГЭ выпускники 11 классов Республики Марий Эл подтверждают качество обучения, уровень которого, измеряемый в стобалльной шкале ЕГЭ, выше среднероссийского на 4,5 балла. Созданная в республике система подготовки одаренных детей позволила республике занять в рейтинге регионов по количеству победителей и призеров V этапа олимпиады 3 позицию из 88 субъектов Российской Федерации. Ежегодно выпускники Республики Марий Эл становятся призерами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, обществознанию, технологии, истории, химии.
Здравоохранение.
За период с 2005 по 2008 год в республике отмечалось улучшение демографической ситуации. Показатель рождаемости увеличился на 12 процентов с 10,5 в 2005 года до 11,8 на 1000 населения в 2007 году (по Российской Федерации - 11,3, по Приволжскому федеральному округу - 10,1). За 2008 г. показатель рождаемости составил 12,3 на 1000 населения и увеличился по сравнению с 2007 годом по 4,2 процента.
Показатель смертности за 2007 год по сравнению с 2005 годом снизился на 10,5 процента и составил 15,3 на 1000 населения (по Российской Федерации - 14,7, по Приволжскому федеральному округу - 15,6). Значение показателя за 2008 год составит 15,1.
Снижение естественной убыли населения в 2007 года по сравнению с 2005 года отмечается в 1,9 раза, показатель составляет 3,5 на 1000 населения (в 2005 года - 6,6; по Российской Федерации - 3,4; Приволжскому федеральному округу - 5,5). Значение показателя за 2008 год составит 2,8.Основными причинами смерти являются болезни сердечно-сосудистой системы и сосудистые поражения ЦНС - 50,3 процента, несчастные случаи, травмы и отравления - 17,5 процента, злокачественные новообразования - 10,4 процента от всех умерших. (см.приложение;табл.1)
Показатель младенческой смертности уменьшился на 17,2 процента с 9,3 в 2005 года до 7,7 в 2007 года (по Российской Федерации - 9,6; по Приволжскому федеральному округу - 9,9). Значение показателя в 2008 году составит 7,6.Первичная заболеваемость населения за анализируемый период увеличилась на 10 процентов с 742,2 в 2005 года до 814,9 на 1000 населения в 2007 года (по Российской Федерации - 707,4;
по Приволжскому федеральному округу - 851,1). Значение показателя в 2008 году составило 807,4.
Рост заболеваемости с 2006 года связан с повышением обращаемости населения к врачам, проведением дополнительной диспансеризации работающего населения и оказанием дополнительной медицинской помощи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
Продолжается работа по оптимизации коечной сети больничных учреждений здравоохранения.
Обеспеченность круглосуточными больничными койками составляет на начало 2008 года 107,3 на 10 тысяч населения (по Российской Федерации - 94,9; по Приволжскому федеральному округу - 94,7). Значение показателя в 2008 году составит 103,5.
Одной из основных проблем в здравоохранении республики по-прежнему остается сложная ситуация по обеспечению врачебными кадрами.
На 1 января 2009 г. в учреждениях Министерства здравоохранения республики работало 2135 врачей (на начало 2006 года врачей - 2141). Обеспеченность врачами увеличилась с 29,9 в 2005 году до 30,4 на 10 тыс. населения в 2008 году.(см.приложение;табл.3)
Средних медицинских работников в учреждениях Министерства здравоохранения республики на 1 января 2009 г. работает 7627 человек (на начало 2006 года - 7948 человек), обеспеченность средними медицинскими работниками составляет 108,5 на 10 тыс. населения (на начало 2006 года - 111,3). (см.приложение;табл.3)
Социальное обеспечение.
В системе социальной защиты населения Республики Марий Эл функционируют 78 государственных республиканских учреждений.
За период 2005 - 2008 года большая работа проведена по укреплению материально-технической базы республиканских учреждений социальной защиты. Всего на строительство, проведение капитального и текущего ремонтов в республиканских учреждениях социальной защиты из федерального и республиканского бюджетов, Пенсионного фонда Российской Федерации направлено 99,7 млн. рублей.
Кроме того, за период 2005 - 2008 годов для обслуживания семьи и детей были открыты ГУ РМЭ «Визимьярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГУ РМЭ «Центр социальной помощи семье и детям» в Волжском районе.
Через республиканский центр социальной помощи малоимущему населению «Надежда» за 2005 - 2007 годы и в 2008 году оказана материальная помощь 20126 семьям на сумму 5,4 млн. рублей
В рамках реализации республиканской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы» с 1 января 2008 г. многодетным матерям, достигшим возраста 50 лет, родившим и воспитавшим пять и более детей, предоставляются меры социальной поддержки, аналогичные мерам для ветеранов труда.
С целью полного учета граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, сформированы регистры региональных и федеральных льготников. В 2005 году численность федеральных льготников составляла 76,3 тыс. человек. На 1 января 2008 г. эта цифра возросла до 88,8 тыс. человек. В региональном регистре -
54,7 тыс. республиканских льготников.
Меры социальной поддержки в натуральном и денежном выражении предоставляются в полном объеме.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 проводится работа по предоставлению ветеранам и инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В 2005 - 2007 годах 91 человек улучшил свои жилищные условия, в том числе 45 ветеранов и 46 инвалидов. На конец 2008 года в Республике Марий Эл состояло на учете для получения жилья 12282 семьи. Из них 165 - это семьи инвалидов Великой Отечественной войны, погибших военнослужащих и семьи, приравненные к ним; 72 - семьи участников ВОВ; 368 - семьи ветеранов и инвалидов боевых действий; 181 - семьи военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас или отставку; 448 - многодетные семьи; 2304 - молодые семьи.
Из всех семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 200 семей (1,6%) проживает в коммунальных квартирах, 713 семей (5,8%) - в общежитиях, 1024 семьи (8,3%) - в ветхом и аварийном жилфонде. Около шести тысяч семей (48,7%) состоят на учете для улучшения жилищных условий 10 лет и более.
В 2008 году в республике 672 семьи получили жилые помещения и улучшили жилищные условия, что составило 5,3 % от общего количества семей, состоящих на учете для получения жилья.
Площадь квартир, заселенных семьями-очередниками составила 28,3 тыс. кв. м., в том числе в домах-новостройках - 4,3 тыс. кв. м.
В целях реализации на территории Республики Марий Эл федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения ветеранов и инвалидов жильем в 2008 году 49 гражданам указанных категорий выписаны Свидетельства, подтверждающие право на получение субсидии на приобретение жилья, реализовали свое право 40 человек.
На 1 января 2005 г. право на получение транспортного средства имели 293 ветерана и 617 инвалидов. За период 2005 - 2007 годов обеспечен автотранспортом 31 инвалид войны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» за счет средств федерального бюджета в 2008 году обеспечены бесплатно легковыми автомобилями 74 инвалида Великой отечественной войны, единовременную денежную компенсацию в размере 100,0 тыс. рублей получили 34 человека.
За период 2005 - 2007 годов выплату компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств получили
424 инвалида на сумму 155,6 тыс. рублей. За 2008 г. компенсация выплачена 81 инвалиду, получившему транспортные средства через органы социальной защиты населения, на сумму 34,8 тыс. рублей.
С 2008 года введена дополнительная мера социальной поддержки региональных льготников - за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл санаторно-курортное лечение получили 392 чел. на общую сумму 3,4 млн. рублей.
В 2008 года для региональных категорий льготников увеличился размер ежемесячной денежной выплаты на предоставление меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания со 180,0 до 200,0 рублей.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № Пр-294 и Председателя Правительства Российской Федерации от 9 марта 2007 г. № МФ-П9-1043 о завершении в срок до 1 ноября 2008 г. перехода к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме с 1 октября 2008 г. предусмотрена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Республике Марий Эл.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» малообеспеченным гражданам, имеющим детей, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка.
Размер ежемесячного пособия на ребенка за последние 2 года увеличился с 70 до 130 рублей. Ежегодное повышение размера пособия в среднем на 30 процентов осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы», утвержденной Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года № 5-З. При дальнейшем выполнении программных мероприятий размер пособия на ребенка увеличится за 5 лет в 3,5 раза и составит к 2012 году 350 рублей.
С 1 января 2007 г. органами социальной защиты населения осуществляется выплата компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
С 1 января 2007 г. семьям, имеющим 4-х и более несовершеннолетних детей, предоставляется скидка в размере 30 процентов на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, а семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Культура и искусство.
Сеть учреждений культуры и искусства Республики Марий Эл представлена 336 общественными библиотеками, 371 учреждением культурно-досугового типа, 47 детских школ искусств, 28 музеев,
6 профессиональных театров, Маргосфилармония, 3 парка культуры и отдыха, мини-зоопарк, Марфильмофонд, правовой центр «Астрея», научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, учебно-методический центр «Камертон», Центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности, 31 редакция газет и журналов.
В 2007 году в структуре музея изобразительных искусств открыта Национальная Художественная галерея, таким образом, появилась возможность представлять государственные и частные коллекции ведущих художников, и тем самым компенсировать отдаленность республики от крупных музейно-выставочных комплексов.
Строится новое здание марийского национального театра оперы и балета им. Э.Сапаева на 500 мест.
Профессиональное искусство занимает ключевое место в формировании духовного потенциала жителей республики. Оно формирует образ нации и традиционно определяет статус региона в культуре всей страны. Театрально-концертными учреждениями республики проводится более 1000 спектаклей и концертов в год, обслуживание зрителей составляет более 260 тыс. человек. Регулярно обновляется репертуар. Количество новых постановок в театрах составляет 25 - 26 единиц в год. Большую популярность получили проводимые в республике Марий Эл: Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера», фестиваль балетного искусства в честь Галины Улановой, Республиканские фестивали «Йошкар-Ола театральная», «Марийская осень».
В целях популяризации достижений марийской культуры создаются условия для укрепления межрегионального сотрудничества в области этнокультурных и межнациональных отношений по взаимодействию с марийскими диаспорами. В 2007 году был проведен международный семинар музейных работников, в 2008 году VIII съезд марийского народа, X Международный конгресс финно-угорских писателей.
Сохранен музейный фонд республики, который в настоящее время составляет свыше 225 тыс. единиц хранения, отражающих историю, природу и быт народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, а также материалы общероссийской и мировой истории и культуры.
Библиотеки в современных условиях выполняют важную роль удовлетворения постоянно усложняющихся информационных, образовательных, духовных и культурных потребностей людей. Растет число модельных библиотек в сельской местности, что способствует позитивным изменениям в поселенческой инфраструктуре и реализации основных запросов пользователей. В настоящее время в республике создано 8 модельных библиотек.
Широко представлено в Республике народное художественное творчество. Свыше 3000 клубных формирований объединяют 37,5 тыс. человек. В связи с объединениями отделов культуры муниципальных образований с комитетами физической культуры и спорта стали увеличиваться показатели клубов физкультурно-оздоровительного направления.
Удельный вес населения, участвующего в работе любительских объединений в 2008 году составил 5,1 процента.
Клубные учреждения выполняют важную функцию в социальной жизни общества - организацию досуга различных социально-возрастных групп населения. В течение 2008 года было проведено 74,2 тыс. культурно-досуговых мероприятия, обслужено 1651,3 тыс. посетителей, увеличилась посещаемость спектаклей и концертов самодеятельных артистов, выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, за 2008 год по Республике Марий Эл составил 234 процентов.
В республике, особенно в последнее время, много сделано для выявления, изучения, сохранения, реставрации и популяризации объектов культурного наследия. На территории республики Марий Эл находятся 1711 памятников, из них 510 - архитектуры, 520 историко-ландшафтных. 5 объектов культурного наследия имеют федеральное значение: усадьба Шереметевых пгт Юрино, Ежово-Мироносицкий монастырь, Стрелецкая часовня и Дом купца Пономарева в г. Козьмодемьянске, Дом Пчелина в г. Йошкар-Оле.
Совершенствуется республиканское теле- и радиовещание. Государственное эфирное телевизионное вещание в 2008 году осуществлялось на каналах «Россия» и «Культура» и составило 543 часа. Республиканское радиовещание «Радио Марий Эл» продолжало свою работу в 2008 году в режиме круглосуточного вещания на трех языках: марийском, русском и татарском.
В 2007 году были введены новые формы государственной поддержки электронных средств массовой информации: «Социальная рекламная кампания» и «Марий Эл ТВ». Цель «Социальной рекламной кампании» - разъяснение населению республики содержания приоритетных национальных проектов. Цель «Марий Эл ТВ» - пропаганда духовных и культурных ценностей марийского народа посредством электронных средств массовой информации и развитие толерантности среди населения Республики Марий Эл.
Достигнуты определенные успехи в расширении выпуска социально-значимой литературы. В 2008 году было выпущено в свет около 28 наименований. Среди них произведения классиков марийской и русской литературы: В.Абдулаев, В.Колумба, Ю.Буртаков, В.Марышев, Г. Ояр, М.Рыбакова и других авторов.
Спорт и туризм.
За период 2005 - 2008 годов дальнейшее развитие получила отрасль физической культуры и спорта в Республике Марий Эл. Ежегодно увеличивалось число занимающихся физической культурой и спортом с 20 процентов населения в 2005 году до 28,7 процентов
в 2008 году, увеличивалось количество спортивно-массовых мероприятий с 900 в 2005 году до 1300 в 2008 году, количество участников соревнований увеличилось с 80 тыс. в 2005 году до 120 тысяч в 2008 году, увеличилось количество видов спорта, культивируемых на территории республики, с 32 в 2005 году до 39 в 2008 году, увеличилось количество федераций по видам спорта, увеличилось количество проведенных мероприятий всероссийского уровня. Количество учащихся спортивных школ к общему числу школьников, посещающих занятия по физической культуре увеличилось с 19 процентов в 2005 году до 22,6 процента в 2008 году.
Продолжилось укрепление материально-технической базы, строительство новых спортивных объектов. Обеспеченность населения спортивными залами (процентов к нормативу) увеличилось с 40 процентов в 2005 году до 43,5 процента в 2008 году.
В настоящее время в республике туристскую деятельность осуществляют 48 туристских фирм и организаций, из них четыре туроператора по внутреннему туризму, 14 гостиниц, 11 санаторно-курортных организаций.
За указанный период туризм в Республике Марий Эл развивался стабильно и динамично. Об этом свидетельствуют данные по турпотокам, представленные туристскими фирмами республики.
Если в 2005 году всеми видами внутреннего туризма было охвачено 18,6 тыс. человек, то в 2008 году - 63,2 тыс. человек. В 2005 году количество интуристов, посетивших республику, составляло 0,9 тыс. человек, в 2008 году 1116 человек.
Значительно выросли показатели по выездному туризму: в 2005 году выехало за рубеж 7,7 тыс. человек, а в 2007 году - 12,3 тыс. человек.
Темпы роста данных показателей обусловлены повышением жизненного уровня граждан Республики Марий Эл, качеством услуг, оказываемых туристическими фирмами республики и возрастающим интересом к историко-культурному и этнографическому наследию, а также к имеющимся в республике богатым природным ресурсам.
3. Рынок труда и занятость населения в Марий Эл
Положительная динамика макроэкономических показателей, а также реализация мер, проводимых в сфере социально-трудовых отношений, способствуют стабилизации ситуации на рынке труда и занятости населения республики.
Численность трудовых ресурсов республики за 2007 год составила 450,7 тыс. человек и стабилизировалась на уровне 2005 года.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в 2007 году численность экономически активного населения республики, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составила 380,8 тыс. человек (за 2005 год - 380,9 тыс. человек).
Численность занятых в экономике по данным баланса затрат труда за 2007 год составила 329,0 тыс. человек или уменьшилась по сравнению с уровнем 2005 года на 1,6 процента.
Основная доля занятых в экономике приходится на обрабатывающие производства (20,5 процента от общей численности занятых в экономике), торговлю - 20,4 процента, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 13,2 процента, образование - 9,7 процента, здравоохранение - 7,2 процента, транспорт и связь - 5,6 процента.
По уровню образования 25,4 процента занятых в экономике имеют высшее профессиональное образование, 25,2 процента - среднее, 20,1 процента - начальное, 22,4 процента - среднее общее.
Экономический рост в последние годы привел к снижению численности безработных граждан, которая по сравнению с 2005 годом сократилась на 3,4 тыс. человек и по итогам 2007 года составила 34,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился на 0,9 процентных пункта и составил 8,97 процента.
По оценке в 2008 году численность трудовых ресурсов несколько снизится по сравнению с уровнем 2007 года в результате снижения численности населения трудоспособного возраста и составит 448 тыс. человек, из них численность занятых в экономике 327,0 тыс. человек.
По оценке 2008 года общая численность безработных составит 31,5 тыс. человек и сократится по сравнению с уровнем 2007 года на 2,65 тыс. человек или на 7,8 процента. Уровень общей безработицы снизится на 0,27 процентных пункта и составит 8,7 процента.
Ситуация на регистрируемом рынке труда, сложившаяся в Республике Марий Эл в последние годы, обусловлена положительной динамикой роста макроэкономических показателей.
В целом услугами органов службы занятости за 2005 - 2008 годы года охвачено более 400 тыс. человек: организовано 318 ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, оказано содействие в трудоустройстве 96,3 тыс. человек, в том числе временно трудоустроено 46,1 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организованы общественные работы для 13,3 тыс. безработных граждан; временно трудоустроено 1,9 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; оказано содействие в самозанятости 244 безработным гражданам; направлено на профессиональное обучение 6,8 тыс. безработных граждан, услуги по социальной адаптации на рынке труда предоставлены более 4 тыс. безработных граждан, профориентационные услуги получили более 176,5 тыс. человек.
В 2007 году достигнуты высокие показатели содействия занятости населения: уровень трудоустройства составил 68,2 процента против 50,7 процента в 2005 году, в том числе уровень незанятых граждан увеличился с 32,9 до 50,9 процента, средняя продолжительность безработицы сократилась с 4,3 до 4,2 месяцев, коэффициент напряженности уменьшился с 2,6 до 1,2 единиц.
В органах службы занятости к концу 2007 года в качестве безработных было зарегистрированы 3873 человека против 6438 человек в 2005 году, а уровень безработицы показатель, характеризующий ситуацию на регистрируемом рынке труда, снизился за три года c 1,67 до 1,0 процента.
Вся деятельность органов службы занятости населения республики в 2008 году направлена на обеспечение реализации основных направлений активной политики на рынке труда республики и оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения.
За 2008 год за содействием в трудоустройстве в государственные учреждения Республики Марий Эл центры занятости населения городов и районов (далее центры занятости населения) обратилось 25361 человек, из них 16635 человека или 65,6 процента - незанятые трудовой деятельностью.
Поставлено на учет с начала года 9585 безработных, а снято с учета по всем причинам 9969 человека. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2009 г. составил 0,9 процента, что ниже соответствующего периода прошлого года на 0,1 процентных пункта.(см.приложение;табл.5)
Общая потребность в работниках, заявленная в службу занятости республики на 1 января 2009 г., составила 2379 человек. За октябрь 2009 года ,по предоставленным сведениям отчитывающихся организаций Республики Марий Эл, численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, составила 3541 человек, что составило 5,3% от численности списочного состава.
Численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 44 человека.
В отпусках без сохранения заработной платы по заявлению работника находилось 3263 человека или 4,8% от численности списочного состава отчитывающихся организаций.
За октябрь было принято 1601 человек, на 34,5% меньше, чем в сентябре. Из них 47 работников было принято на дополнительно введенные рабочие места, что составило 2,9% от численности принятых работников.
В отчетном периоде выбыло 1978 человек, из них по собственному желанию - 1318 человек, в связи с сокращением численности - 135, по соглашению сторон - 163, по другим причинам - 362 человека.
По сведениям, предоставленным отчитывающимися организациями, в следующем месяце намечено к высвобождению 80 человек.
Число вакантных рабочих мест на конец октября составило 453 человека.
В отчетном периоде численность работников, выполнявших временные (до двух месяцев) и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы по направлению органов службы занятости населения, составила 297 человек (в сентябре-310 человек).
Численность требуемых работников на дополнительно введенные (созданные) вакантные места - 6 человек (в августе-16 человек).
4. Пути повышения эффективности социальной политики в республике Марий Эл
Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демографической ситуации, социальная политика должна обеспечить формирование факторов, влияющих на рост экономики. Эта задача реализуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.
Особое внимание будет уделено:
· развитию и рациональному использованию трудового потенциала общества;
· выравниванию экономических возможностей и усилению социальной мобильности за счет доступности современного образования;
· поддержке социально уязвимых слоев населения, улучшению пенсионного обеспечения, дальнейшему совершенствованию адресной социальной помощи, упорядочению системы социальных пособий и льгот, организации отдыха и оздоровления детей;
· обеспечению роста денежных доходов населения и уменьшению их дифференциации на основе увеличения заработной платы, сопровождаемого ростом производительности труда, повышению заработной платы в бюджетной сфере;
· созданию условий для эффективной занятости населения, обеспечению баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы;
· сокращению масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышению финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;
· формированию системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;
· внедрению новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и созданию условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;
· взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечению адресной поддержки социально уязвимых граждан;
· стимулированию социально ответственного поведения представителей российского бизнеса.
Решение этих задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан - потребителей социальных услуг.
В частности, необходимо расширить применение методов финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем" (подушевое финансирование, страховые механизмы, государственный социальный заказ).
Одновременно с изменением системы финансирования учреждений социальной сферы необходимо расширить их хозяйственную самостоятельность, повысить ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги, осуществить переход к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг.
В среднесрочной перспективе необходимо законодательно оформить новые организационные формы организаций социальной сферы внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые позволят улучшить качество предоставляемых населению социальных услуг, повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.
Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует также принятия мер, направленных на реализацию концепции демографического развития на период до 2015 года, основанной на следующих принципах:
стабилизация рождаемости и укрепление семьи;
улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, в особенности преждевременной, смертности населения.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется тенденцией снижения численности постоянного населения. Но благодаря целевым программам, таким как «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы», остаётся надежда на значительное улучшение демографической ситуации в регионе.
В плюсах социальной политики Марий Эл можно отметить тенденцию повышения уровня жизни населения. Прослеживается и положительная тенденция в образовании, так сегодня в системе образования РМЭ увеличился до 67,4% охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет. Так же снижается естественная убыль населения и уменьшается число смертности среди младенцев. Перспективно выглядит и социальное обеспечение в Марий Эл. Благодаря республиканской целевой программе «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы», ежемесячное пособие на ребёнка за 5 лет увеличится в 3,5 раз. Активно развивается в республике сфера спорта и туризма. Это обусловлено повышением жизненного уровня граждан Республики Марий Эл, качеством услуг, оказываемых туристическими фирмами республики и возрастающим интересом к историко-культурному и этнографическому наследию, а также к имеющимся в республике богатым природным ресурсам.
Что касается рынка труда, то положительная динамика макроэкономических показателей, а также реализация мер, проводимых в сфере социально-трудовых отношений, способствуют стабилизации ситуации на рынке труда и занятости населения республики.
В целом по республике, общие показатели работы в социальной сфере не плохи. Но следует повышать эффективность социальной политики, путём повышения финансирования с помощью регионального бюджета и внедрением новых целевых программ направленных, прежде всего, на адресную помощь социально неблагополучному населению. Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демографической ситуации, социальная политика должна обеспечить формирование факторов, влияющих на рост экономики. Эта задача реализуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.
Список используемой литературы
1. Программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009 - 2012 годы и на период до 2016 года. - Йошкар-Ола, 2009год.
2. ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2008 год (Утвержден решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Протокол № 2 от 6 февраля 2009 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)
3. Российский статистический ежегодник 2008 (подготовлен Федеральной службы государственной статистики РФ), Москва 2008, УДК 31 (470), ББК 65.051.9(2Р), Р 76, ISBN 978-5-89476-260-9
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сборник / Росстат. - М., 2009.
5. www.maristat.gks.ru (15 ноября 2009г.)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |