EABC
Таллинн 2003
1.1 Анализ документации
1.2 Опрос................................................................................................3
1.3 Анкетный опрос..............................................................................4
1.4 Интервью.........................................................................................5
2.Основы методов.................................................................................6
2.1 Метод "мозговой атаки"
2.2Метод "суда"
2.3Метод "Дельфи"...............................................................................7
3.0 Виды исследований.......................................................................10
Можно выделить всего 5 различных методов сбора необходимой информации.
К ним относятся: а) наблюдение,
б) экспериментальное наблюдение,
в) эксперимент,
г) анализ документации,
д) опрос.
С их помощью собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса.
Опрос бывает:
а) индивидуальный;
б) групповой;
в) личный;
г) заочный;
д) устный;
е) письменный.
Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Опрос во всех своих его видах (анкетирование, интервью, беседа и т.д) является распространённым методом сбора информации по теме исследования.Он фиксирует состояние общественного сознания в его многообразных и сложных проявлениях в связи с изучаемой проблемой.В большинстве опросов речь идёт о том ,чтобы выяснить мнение обследуемой совокупности по какому-то кругу вопросов, выяснить отношение людей к тем или иным явлениям, событиям, ценностям, раскрыть их оценки. Таким образом, опросы позволяют фиксировать состояние общественного сознания,накапливать систематическую информацию,получаемую путём опросов по одним и тем же проблемам.
В основе большинства методов лежит анкета, с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей . Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого.
Анкетный опрос имеет более широкую аудиторию и в болшей степени рассчитан на применение количественных методов обработки данных.Они могут содержать и простые вопросы, и сблокированные по определённым темам. При анкетировании используются вопросы:
а) открытые и закрытые
б) прямые и косвенные
а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о..." или "Ваше мнение по поводу..." и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что... А как Вы думаете?"
При разработке вопросов анкеты, определении последовательности их расположения, формулировок, формы обращения следует исходить из следующих требований:
1) Анкета должна соответствовать замыслу исследования
2) Она должна учитывать уровень культуры и психологию опрашиваемых
3) В порядке расположения вопросов следует учитывать последующий способ обработки полученных данных.
Интервью как и анкеты, представляет собой вид опроса и расчитано на меньшую аудиторию, на более подробную разработку программы опроса , на более детальный качественный анализпроблемы.Интервью можетприменяться как контрольное исследование в целях проверки информации, полученной другими методами, например, с помощью анкеты, как основной метод сбора материала при ограниченной выборке,как разведывательное исследование в целях уточнения проблематики, так и вцелях разработки методики общих опросов.
Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Условно можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа, "вопрос-ответ", "перекрестный допрос" (здесь участвуют несколько эксперта-организатора). Интервью позволяет нередко получить информацию, которую трудно получить при анкетном опросе. Но интервью обладает и недостатками.
2.Основы методов
1)Метод "мозговой атаки"
2)Метод "суда"
3)Метод "Дельфи"
Метод "мозговой атаки" заключается в разделении решения двух задач: генерирования новых идей и оценки предложенных идей. Соответственно образуются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Правила проведения заседаний по методу "мозговой атаки" формулируются следующим образом. Необходимо концентрировать внимание участников на одной, четко сформулированной проблеме, но при этом важно подхватывать любую идею, даже если ее практическая ценность в данный момент кажется сомнительной. "Мозговой атакой" руководит ведущий. Сеанс начинается со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее решения, а также напоминающего правила заседания; затем он предлагает начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи.
Метод "суда" основан на том, организация работы коллектива экспертов осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса. "Подсудимым" является анализируемая проблема. Группа заинтересованных в ее правильном решении лиц выполняет роль судьи и заседателей. Лидеры, высказывающие альтернативные точки зрения групп экспертов, находятся на месте прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное решение.
Метод "Дельфи" получил свое название от греческого города Дельфи и мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот метод, разработанный в американской исследовательской организации РЭНД Корпорейшн О.Хелмером, Н.Долки, Т.Гордрном, использовался для целей военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод "Дельфи" представляет собой ряд последовательно проводимых процедур,
направленных на формирование группового мнения. Для этого метода характерны:
1) анонимность опросов;
2) регулируемая обратная связь, осуществляемая за счет проведения скольких туров опроса;
3) групповой ответ, получаемый с помощью статистических методов.
В основе метода "Дельфи" лежат следующие предпосылки:
1) поставленные в анкете вопросы должны допускать выражения ответа в виде числа;
2) эксперты должны располагать достаточной информацией для того, чтобы дать оценку;
3) ????? ?? ?????? ?????? ?????? ???? ????????? ?????????.
Виды исследований.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы
1)естественные,
2)гуманитарные,
3)технические науки,
различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.
Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы.
В науке различаются два уровня исследований
1)эмпирический.
2)теоретический.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. На уровне эмпирического познания происходит отбор и описание фактов, осуществляется такое их обобщение, при котором факты представляются в виде системы, показываются их зависимости.
Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез. Теоретическое познание характеризуется абстракцией, определением и т.п. С их помощью устанавливаются закономерности, сущность явлений и процессов. Процесс эмпирического и теоретического познания - это не только логическая проблема, но в равной степени методологическая проблема. Проблематика отношений между эмпирическим и теоретическим познании особенно актуальна в области методологии. Переход от фактов к теоретическим выводам, процесс освещения новых фактов и проблем приводят к возникновению следующих четырех основных ситуаций:
Новые факты могут быть объяснены в рамках уже существующей системы понятий.
Для описания и объяснения новых фактов требуется введение новых терминов и понятий.
Новые факты и проблемы требуют, чтобы для их объяснения. была разработана специальная теория.
Новые факты и новые проблемы требуют кардинального пересмотра исходных принципов прежней системы взглядов.
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Деление на фундаментальные и прикладные исследования носит условный характер. Вне зависимости от характера целей результатом и фундаментальных и прикладных работ являются новые знания. Под фундаментальными исследованиями понимаются экспериментальные и теоретические работы, которые ставят своей целью найти и описать новые, неизвестные явления и процессы в природе, вскрыть их механизм и законы, управляющие ими. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический раздел.
Фундаментальные исследования , приоритетом которых является выработка новых научных знаний, имеющих доминирующее, главенствующее значение в фундаментальных отраслях знаний. Это исследования поискового характера, тематика которых определяется общим развитием науки, т.е. из одной работы вытекает как цепная реакция последующая проблема, подлежащая исследованию.
Под прикладными исследованиями подразумевается практическое использование полученных знаний, т.е. научные работы, цель которых использовать полученное в результате фундаментальных исследований для практической деятельности человека.
Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для ре-шения не только познавательных, но и социально-практических проблем. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.
Внутренняяструктура научных исследований состоит из следующих звеньев:
Стратегические исследования это исследования для получения новых знаний в ведущих, определяющих общественное развитие областях. Здесь имеются в виду исследования, рассчитанные на долгосрочную
перспективу.
Целевые исследования - это исследования, направленные на достижение установленных целей, задач, результаты которых используются на практике. Например, радиация как одна из причин заболевания раком, изучение озоновых дыр в верхних слоях атмосферы. Учитывается утилитарный мотив, применение итогов исследований на практике.
Технологические прикладные исследования это исследования, направленные на разрешение практических, в основном кратковременных задач. Их питательная среда -фундаментальные исследования, теоретические итоги которых используются для разработки новых технологий и их использования на практике.
Технологические работы по развитию опытные, проектные, конструкторские работы, которые подводят итоги предыдущего исследовательского цикла для массового технологического использования и применения.
Интердисциплинарные и междисциплинарные исследования характеризуются следующими признаками:
1) работа направлена на разрешение отдельно взятой комплексной проблемы;
2) работают представители разных научных отраслей, итоги одной работы воздействуют на другие;
3) используются различные методы исследования в зависимости от специфики той или иной отрасли (наблюдение, экспериментирование и т.д.);
4) распределение обязанностей между членами исследовательской группы;
5) используется общее лабораторное оборудование и техника;
6) коллективная ответственность, т.е. за конечный итог отвечают все участники исследовательской работы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Краткий доклад про Леонардо да Винчи |
Реферат | Культура и контркультура |
Реферат | Этикет и гостеприимство |
Реферат | Кукла- народная игрушка |
Реферат | Культура деловых отношений: разговор по телефону |
Реферат | Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации |
Реферат | Культура и история |
Реферат | Культура Запада и Востока |
Реферат | Аудит затрат на производство |
Реферат | Культура і побут населення України |
Реферат | Культура древних циилизаций |
Реферат | Культура и религия Древней Европы |
Реферат | Культура Руси и древнего мира |
Реферат | Environmental Taxes Essay Research Paper Doyou reconcile |
Реферат | Культура как система |