АНО ВПО «Омский экономический институт»
Кафедра менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине: Основы менеджмента
Тема: «Управление стрессами»
Выполнила:
студентка гр. Зиу 1-39
Ревкова З.М.
Проверила: Бакун Т.В.
Омск 2009
Содержание:
Введение
Глава I Общие понятия стресса
1.1 Понятие стресса
1.2. Причины и последствия стресса
1.3. Методы борьбы со стрессом
Глава II Характеристика школы
2.1. Характеристика МОУ «СОШ № 6»
2.2. Проблема стрессов в отделе кадров МОУ «СОШ № 6»
ГЛАВА III Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе МОУ «СОШ№ 6»
3.1 Рекомендации по снижению стрессов
Заключение
Список литературы
Введение
Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.
Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.
Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.
Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.
Цель курсовой работы - выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».
2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.
4. Изучить методы борьбы со стрессом.
5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.
6. Дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам школы снизить уровень профессионального стресса.
Глава I
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА
1.1 Понятие стресса
Стресс (от англ. «stress» -- напряжение) -- неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов- СПб.: Питер , 2005.
К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.
Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части - специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 2007. .
Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.
Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.
Было выделено три стадии стресса:
- тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;
- сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.
- истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. - мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2007.
Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.
Эустресс. Понятие имеет два значения -- «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
Симптомы Дистресса:
1. Головная боль;
2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.
3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;
4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;
5. Рассеянность, ухудшение памяти;
6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;
7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.
Что может быть источником стресса:
1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)
2. Мелкие ежедневные неурядицы;
3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;
4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;
5. Ощущение постоянного давления;
6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;
7. Шум;
8. Монотонная работа;
9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;
10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;
11. Напряжённая работа;
12. Финансовые трудности;
13. Сильные позитивные эмоции;
14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);
Группа риска:
1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;
2. Пожилые люди и дети;
3. Люди с заниженной самооценкой;
4. Экстраверты;
5. Невротики;
6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;
7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.
Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями - абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму - около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.
Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий - важная проблема организационного поведения.
Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 2007. .
Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.
1.2 Причины и последствия стресса
Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене - все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.
Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами - острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.
При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.
Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.
Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили , что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера - только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности Китаев - Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 - С.98-105.
Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни , работы, местожительства не прошли бесследно - рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно - психическим перенапряжение, служит тому доказательством.
Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации , является важнейшей задачей менеджмента Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ТОО «Остожье», 2004.
Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.
Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено , что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток - «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.
Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.
Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины - вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем Стойлова Л.П., Пышкало А. М. Психология отношений: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. -М. Просвещение, 2001.- 320 с..
При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.
А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса Китаев - Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105..
Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники - как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.
Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.
Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях Джуэлл Л. Индустриально - организационная психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер , 2001.
1.3 Методы борьбы со стрессом
Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом - это прежде всего выявление и устранение стрессоров - факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном - определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации - определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.
Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000. .
Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.
Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.
В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия - физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.
Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально - психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000. . Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других - постоянство и привычные формы работы.
Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.
Глава II
Характеристика школы
2.1 Характеристика МОУ «СОШ № 6»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» было основано в г.Когалыме 1988 году. В 2005 году школа прошла очередную аттестацию и аккредитацию. В школе обучается 1185 учащихся. Задачи педагогического коллектива опираются на три столпа образования - «Научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить». Созданная в школе структура дифференцированного обучения строится на принципах доступности, открытости, вариативности на всех ступенях образования.
Специализация учебного заведения - биология, химия, английский язык, математика, физика, информатика.
В начальной школе - традиционное обучение, развивающее обучение (система Эльконина - Давыдова, В.В. Степановой). Изучение английского языка со второго класса. В основной школе - традиционное обучение, углубленное изучение английского языка, химии, основы довузовской подготовки физико-математического, химико-биологического, гуманитарного профилей. В старшей школе - традиционное обучение, довузовская подготовка физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, углубленное изучение английского языка.
Заключены договоры о научно-практическом сотрудничестве с Уфимским Государственным Нефтяным Техническим Университетом (УГНТУ), Пермской Государственной Фармацевтической Академией (ПГФА), Томским Университетом Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). Выпускники школы успешно сдают экзамены итоговой аттестации. Золотой медалью награждены 2 человека, серебряной - 18. Учащиеся классов довузовской подготовки становятся студентами Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета, Пермской Государственной Фармацевтической Академии, Томского Университета Систем Управления и Радиоэлектроники и других вузов России.
Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, сотрудничества. Это дает хорошие результаты. В 2004-2005 учебном году 11 учащихся школы стали победителями городских предметных олимпиад, 5 - городской научно-практической конференции старшеклассников. Позицию учителей во всех классах определяет поиск здоровьесберегающих личностно-ориентированных педагогических технологий.
Всего в школе 120 работников, из них педагогических 87. Имеют высшее образование 78. Награждены значком «Отличник образования» и «Почетный работник общего образования» - 8. Воспитательная система школы ориентирована на развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей учащихся. Соуправляют школой детские организации «Звездопад» и «Солнечный город». Здесь каждого любят, ценят и уважают за то, что он - Человек. Члены детской организации делают добрые дела, отдавая частицу души тем, кто рядом.
В школе имеется: библиотека, в фонде которой: учебников - 31940 экземпляров; методической литературы - 5 930 экземпляров; справочной литературы - 9912 экземпляров; комплект электронных и мультимедийных учебников; компьютеры с доступом в «Интернет»; спортивные залы и необходимый инвентарь; 2 тренажерных зала; 2 кабинета информатики; аудио- и видеоаппаратура в 80% кабинетах; ксероксы и другая оргтехника; оборудование для физического, химического, биологического экспериментов; лингафонный кабинет. С 2006 года школа планирует отрабатывать модель многопрофильной школы с естественнонаучным, физико-математическим, информационно-технологическим, гуманитарным профилями. Предпрофильная подготовка осуществляется в 9-х классах с ориентацией на вышеуказанные профили. Учащиеся имеют возможность посещать курсы по выбору и профили других школ города, МОУ «МУК», ГОУ МПО «ПУ-69».
Рассмотрим основные обязанности инспектора по кадрам и заведующего хозяйственной частью.
Инспектор по кадрам относится к категории специалистов. Он принимается на работу и увольняется с нее приказом директора школы. На должность инспектора по кадрам назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 2 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.
Инспектор по кадрам непосредственно подчиняется директору школы.
В своей работе инспектор по кадрам руководствуется нормативными документами, регламентирующими вопросы учета и движения персонала; методическими материалами по вопросам кадров; уставом предприятия; правилами трудового распорядка; приказами и распоряжениями директора предприятия; настоящей должностной инструкцией.
Инспектор по кадрам должен знать законодательные и нормативные правовые акты по вопросам кадров; методические материалы по ведению документации по учету и движению персонала; трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда; структуру и штаты предприятия; порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия; порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих, общего и непрерывного стажа работы, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам; порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности; порядок ведения банка данных о персонале предприятия; основы делопроизводства; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
На инспектора по кадрам возлагаются следующие функции: ведение учета личного состава предприятия и его подразделений; участие в разработке мероприятий по снижению текучести кадров; оформление документации по кадрам; проверка соблюдения графиков отпусков на предприятии; осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации, представление установленной отчетности.
Для выполнения возложенных на него функций инспектор по кадрам обязан вести учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации; оформлять прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам; формировать и вести личные дела работников, вносить в них изменения, связанные с трудовой деятельностью; подготавливать необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления работников к поощрениям и награждениям; заполнять, учитывать и хранить трудовые книжки, производить подсчет трудового стажа, выдавать справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников; производить записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих; вносить информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, следить за его своевременным обновлением и пополнением; вести учет предоставления отпусков работникам, осуществлять контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков; оформлять карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и членам их семей, установления льгот и компенсаций; при наличии текучести кадров изучать ее причины, участвовать в разработке мероприятий по снижению текучести кадров; подготавливать документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив, составлять установленную отчетность; осуществлять контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.
Инспектор по кадрам имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности; вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкций; получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя предприятия); требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Инспектор по кадрам несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации, за причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Заведующий хозяйством относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.
На должность заведующего хозяйством принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы по хозяйственному обслуживанию не менее 1 года или начальное профессиональное образование и стаж работы по хозяйственному обслуживанию не менее 3 лет.
Заведующий хозяйством должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся хозяйственного обслуживания предприятия, учреждения, организации; средства механизации труда обслуживающего персонала; правила эксплуатации помещений; основы организации труда; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
На заведующего хозяйством возлагаются следующие должностные обязанности: руководство работой по хозяйственному обслуживанию предприятия, учреждения, организации или их подразделений; обеспечение сохранности хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение, а также соблюдение чистоты в помещениях и на прилегающей территории; наблюдение за состоянием помещений и принятие мер по своевременному их ремонту; обеспечение работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода; руководство работой обслуживающего персонала.
Заведующий хозяйством имеет право: на все предусмотренные законодательством социальные гарантии; требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав; требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам; на получение рабочей одежды; на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания; знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся его деятельности; вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы; запрашивать документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; повышать свою профессиональную квалификацию; другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
Итак, мы ознакомились с краткой характеристикой МОУ «Средняя школа № 6».
Рассмотрели основные задачи педагогического коллектива. Узнали, на чем специализируется учебное заведение. Рассмотрели организационную структуру школы. А также охарактеризовали основные функции, права и обязанности инспектора отдела кадров и заведующего хозяйственной частью, что дало нам лучше понять, в чем заключается сущность этих двух профессий.
2.2 Проблема стрессов в отделе кадров МОУ «СОШ № 6»
Рассмотрим проблему стрессов на примере должности инспектора отдела кадров. Специалист ОК, одной из функцией которого является осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации, представление установленной отчетности сверхмобилизации организма. Это постоянная работа с людьми. Такая работа на износ не только обостряет уже имеющиеся болезни, но и провоцирует появление новых. Это психологическое явление. В первую очередь потому, что причина стрессов - это не внешние обстоятельства, а внутренне психологическое пространство человека. Одни и те же обстоятельства могут расцениваться людьми как негативно, так и позитивно.
Специалист отдела кадров также испытывает сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за работу других людей. Такая ответственность лежит в первую очередь на инспекторе отдела кадров, который обязан брать на себя инициативу в решении проблем, относящихся к стрессу. По мере возрастания серьезности этой проблемы основной задачей менеджеров по персоналу или инспекторов отдела кадров становится создание «здоровых» рабочих мест.
Рис. 2 Мероприятия по устранению стресса
Многие производственные стрессоры в отделе кадров порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс. Стресс на работе может получить широкое распространение. Он способен парализовать работу учреждения, если менеджеры по персоналу боятся принимать решения. Когда это происходит, стресс распространяется по организации подобно зловредному грибку.
Некоторые специалисты полагают, что внимание следует сосредоточить на изменении организации труда. Низкая оплата труда порождает текучесть кадров. А это является следствием стресса в учреждении.
Если не прибегать к реорганизации труда, то работники отдела кадров, которые непосредственно работают с людьми, должны научить своих сотрудников иному отношению к работе, а не ждать, пока они сами адаптируются к ней, говорит Брайан Лаутон, психолог и консультант банка «Wells Fargo».
Существует также проблема низкой производительности труда, вернее несвоевременного выполнения этого труда. Проблема кроется в стиле управления директора данного учреждения, который неправильно делегировал полномочия, определял ответственность и приоритеты. В итоге, работники не доверяют ни ему, ни друг другу. В учреждении нездоровая обстановка, которая провоцирует развитие стрессов у его работников. Все члены коллектива испытывают дискомфорт, а это поднимаем моральный дух, ибо работники осознают, что у них одна проблема. Менеджер по персоналу должен научиться использовать обратную связь от сотрудников.
Другой подход - участие работников в планировании и осуществлении перемен. Эксперты полагают, что работники, которые участвуют в организационных переменах, испытывают меньший стресс, чем те, кого руководство игнорирует.
ГЛАВА III
Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе МОУ «СОШ№ 6»
3.1 Рекомендации по снижению стрессов
Можно дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам школы снизить уровень профессионального стресса:
- программы по уходу за детьми, учебные и воспитательные проекты для детей сотрудников;
- разделение труда для снижения нагрузки;
- бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик;
- услуги по реорганизации дней рождений для детей;
- предоставление работникам с собой готовой еды, чтобы им не приходилось готовить дома после работы;
- скидки на оборудование для домашнего компьютера;
- программы по уходу за стариками в семьях сотрудников.
«Взаимное доверие, поддержка и предсказуемость поведения в отношениях между руководителями и подчиненными - таковы ключи к снижению стресса на производстве, говорит Дэвид Марлоу (главный военный психиатр в Исследовательском институте армии им. Вальтера Рида) - Крайне важно не допускать мысли и формы поведения, словно вы считаете, что от вас можно избавиться».
Проницательный менеджер по управлению персоналом не оставит без внимания злоупотребление сотрудниками алкоголя и наркотиков на работе, снижение результативности, ухудшение качества труда или иные признаки того, что цели учреждения в части результативности не достигаются.
Опытный инспектор отдела кадров рассматривает такие явления в качестве симптомов стресса и пытается выяснить истинные и глубинные их причины. Однако большинство инспекторов отдела кадров в настоящее время по-прежнему, склонны изыскивать традиционные причины снижения результативности типа слабой подготовки, дефектного оборудования или неудовлетворительности инструктажа. Стресс, скорее всего не рассматривается ими в списке возможных проблем.
Самый первый шаг в любой программе со стрессом - признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:
1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать , чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.
Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).
Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.
2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.
3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- перевод на другое место;
- консультирование в области карьеры и т.п.
Другие носят наиболее общий характер:
- программа эмоционального здоровья;
- центр содействия работникам;
- программа оценки здоровья;
- специальные услуги здоровья.
Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом - клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.
4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:
Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.
Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.
Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.
Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.
Итак, нами были изучены эффективные способы борьбы со стрессом в школе. Выявлены истинные и глубинные причины симптомов стресса. Рассмотрены примеры организационных программа по решению проблемы стресса в школе.
Заключение
Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром - приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.
Существует три стадии стресса - тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.
Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий - важная проблема организационного поведения.
Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.
Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток - «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.
Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.
Самый первый шаг в любой программе со стрессом - признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.
Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.
Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.
Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.
Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.
Общий вывод таков: более здоровые работники - это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.
Список литературы:
1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.
2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. - мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2007
3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002
4. Джуэлл Л. Индустриально - организационная психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер , 2001
5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ТОО «Остожье», 2004
7. Китаев - Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 - С.98-105
8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.
9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.
10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. - М. 2003. -448с.
11. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 2007.
12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : 2005. - 288 с. с.111-115.
13. Стойлова Л.П., Пышкало А. М. Психология отношений: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. -М. Просвещение, 2001.- 320 с.
14. Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов- СПб.: Питер , 2005
15. Яковлев Ю. Я. Как научиться быть счастливым.- М. : Просвещение, 1999.- 352 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |