Реферат по предмету "Психология"


Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда



2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

по курсу: «Деятельность»

на тему: «Сравнительный анализ концепций Ф.Е. Василюка и З. Фрейда»

Выполнила:

студентка 4 курса, 3 группы

дневного отделения

факультета психологии

Дорофеева Ольга

Ростов-на-Дону 2008 год

Содержание:

I. Введение

II. Теория Ф.Е. Василюка

1) Переживание как деятельность

2) Типология жизненных миров на основе анализа процесса переживания личности

А) Внешне легкий и внутренне простой жизненный мир

Б) Внешне трудный и внутренне простой жизненный мир

В) Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир

Г) Внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир

III. Теория З.Фрейда

IV. Сравнительный анализ двух теорий

V. Выводы и заключение

VI. Список использованной литературы

Введение:

Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности - теории личности Ф.Е. Василюка (на основе работы «Психология переживания», в которой автор выводит 4 основные жизненные мира личности) и теории личности З.Фрейда. Также автор попытается выразить свое индивидуальное отношение к вышеперечисленным теориям и описать свой доминирующий жизненный мир, на основе концепции Ф.Е. Василюка.

Сначала лучше всего будет перечислить основные принципы двух теорий для упрощения анализа. Первой в работе представлена теория Василюка, ее основные положения. Затем - теория З.Фрейда.

После этого следует попытка сравнения представлений о личности в теориях и выводы.

Ф.Е.Василюк в работе «Психология переживания» вводит понятие переживания как внутренней деятельности по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней, смысловой разрешенности действия.

Необходимость в переживании возникает у субъекта в особых, критических жизненных ситуациях, при невозможности жить как раньше, при невозможности реализовывать внутренние необходимости своей жизни, как некая восстановительная работа, задача добывания осмысленности, поиска источников смысла дальнейшей жизни.

Переживание является особой деятельностью, соотносящей субъекта с миром. Оно использует для своих целей мышление, воображение, память, эмоции человека и т.д. Эта работа не может быть проделана извне. Человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства своей жизни, породившие кризис.

Процесс переживания и его характеристики зависят как от внешнего мира (восприятия его субъектом), так и от внутреннего мира самого субъекта, ибо процесс переживания - это работа по примирению внутреннего и внешнего в условиях их противоречия.

Типология жизненных миров

Психологический мир не знает ничего непсихологического, в нем не может появиться ничего инородного, относящегося к иной природе. Однако в психологическом мире время от времени обнаруживаются особые феномены (в первую очередь трудность и боль), которые хотя и являются полностью психологическими и принадлежат исключительно жизненной реальности, но в то же время как бы кивают в сторону чего-то непсихологического, источником чего данный жизненный мир быть не мог. Подобного рода феномены могут быть условно названы "пограничными", они конституируют внешний аспект жизненного мира, как бы закладывают основу, на которой вырастает реалистичное восприятие внешней действительности.

Под внутренним аспектом психологического мира (или внутренним миром) подразумевается внутреннее строение жизни, организация, сопряженность и связанность между собой отдельных ее единиц. Простота, строго говоря, должна пониматься как отсутствие надорганической структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни.

ТИП 1: ВНЕШНЕ ЛЕГКИЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Ф.Е. Василюк рассматривает первую из возможных ситуаций как сочетание простого внутренне и легкого внешне жизненных миров.

Внутренний мир человека рассматривается как простой, когда у субъекта в каждый момент времени существует лишь одна актуализированная потребность. Это возможно также в случае, когда реализуемое жизненное отношение застилает собой весь горизонт психологического мира, создавая впечатление своей единственности и заставляя, таким образом, забыть о других отношениях и возможных последствиях для них этого удовлетворения.

Внешний мир рассматривается как легкий, когда удовлетворение потребности происходит сразу при ее возникновении. В легком внешнем мире между потребностью и предметом ее удовлетворения (ценностью) нет никакой деятельности, никакого расстояния; они как бы непосредственно соприкасаются. В силу этого субъект не знает никаких «там» и «потом», у него нет понятий длительности, последовательности, протяженности, нет прошлого и будущего. Каждое реализуемое отношение заполняет его полностью. Здесь как бы не существует разделения на субъект и объект. Внешний мир соприроден жизненному, и поэтому в психологическом мире отсутствуют те особые феномены, которые своим наличием проявляли бы внутри психологического мира присутствие мира внешнего и служили бы, таким образом, своеобразной границей между ними.

Другими словами, простота (и тем более односоставность как один из ее вариантов) внутреннего мира означает безоглядную погруженность в реализуемое жизненное отношение, прикованность к данному месту хронотопа. Описываемому психологическому миру присущ такой хронотоп, в котором не существует перспективы и ретроспективы, прошлое и будущее как бы вдавлены в настоящее, точнее, еще не вычленены из него.

Прототипом такой жизни являются условия утробного и младенческого существования человека. Они составляют основу инфантильного мироощущения, которое подспудно присутствует в каждом человеке.

Инфантильному мироотношению соответствует установка на «здесь и теперь» удовлетворение потребности, не требующее усилий и ожидания, с полным обладанием объектом потребности, отождествлении с ним.

Целью и высшей ценностью такой жизни является удовольствие. Активность человека с таким мироотношением подчинена сиюминутным импульсам. Перед инфантильным сознанием не встают вопросы о том, адекватно ли стремление к удовольствию, обеспечено ли оно бытийно, гарантировано ли на какой-то отрезок времени, ценой каких последствий оно достигнуто и т.д..

Опыт легкой и простой жизни приводит к пассивности субъекта, так как в описанных условиях не требуется никакая деятельность по преодолению внешнего мира. Поэтому, если вдруг возникает критическая ситуация невозможности удовлетворения, она переживается им как смерть, крах, ужас. Он не знает, что это может когда-нибудь кончиться, не предпринимает никаких действий в силу своей пассивности, и в результате колеблется между состояниями ужаса и блаженства. В этом мире, взятом во всей чистоте его характеристик, переживанию вообще нет места, поскольку легкость и простота мира, т. е. обеспеченность и непротиворечивость всех жизненных процессов, исключают возможность возникновения ситуаций, требующих переживания. Более того, даже когда бытие вдруг перестает по тем или иным причинам быть легким и простым,субъект,не будучи способным "ответить" на возникшую критическую ситуацию ни внешней практической деятельностью, ни идеальными преобразованиями психологического мира, отвечает на нее единственно доступными ему средствами -- внутрителесными изменениями. Последним соответствует понятие физиологических стрессовых реакций.

В сложном и/или трудном мире субъектом может быть выработано соответствующее этому мироустройству сознание, но оно не упраздняет инфантильного сознания, не становится на его место, а надстраивается над ним, вступая с ним в сложные, а иногда антагонистические отношения.

Соответствующий вид переживания называется гедонистическим. Ему соответствуют процессы психологической защиты, которые помогают человеку создать иллюзию решенности проблемы или ее отсутствия.

Опыт такого существования есть у каждого человека, и в определенных ситуациях он может актуализироваться и управлять поведением человека. В трудном и сложном мирах образуются новые, более сложные формы поведения, надстраивающиеся над этой, но они не отменяют ее.

ТИП 2: ВНЕШНЕ ТРУДНЫЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Следующий тип переживания представлен ситуацией внешне трудного и внутренне простого мира.

В условиях простого внутреннего мира актуальная для субъекта деятельность представляется ему единственной, являет собой всю полноту его внутреннего мира. Как и предыдущем случае, такая ситуация может возникать, когда сиюминутная деятельность человека занимает весь его внутренний мир, остальное для него как бы перестает существовать. Внешняя же жизнь (трудная) в данном случае препятствует, затрудняет удовлетворение актуальной потребности субъекта, требует усилий по преодолению внешних трудностей. Жизненные блага не даны здесь непосредственно, внешнее пространство насыщено преградами, помехами, сопротивлением вещей, которые препятствуют удовлетворению потребности. Для того чтобы жизнь могла осуществляться, необходимо преодолевать эти трудности.

Трудность внешнего мира в терминах хронотопа означает наличие "протяженности", т. е. пространственной удаленности (жизненных благ) и временной длительности (необходимой для устранения удаленности). В ситуации трудного мира субъекту приходится признать, что удовлетворение потребности, которая является для него необходимостью, невозможно «здесь и сейчас». Оно возможно лишь «там» и «потом», и в сознании возникает представление о пространственной и временной протяженности внешнего мира.

Что касается внутреннего строения данного жизненного мира, то он по-прежнему остается простым. Это отсутствие внутренней расчлененности и структурированности жизни в пространственно-временной развертке означает отсутствие "сопряженности", т. е. отсутствие пространственной связанности, "соположенности" жизненных единиц (= отношений = отдельных деятельностей) и связей временной последовательности между ними. Деятельности присуща в этом мире неуклонная устремленность к предмету потребности, эта деятельность не подвержена никаким отвлечениям, уводящим в сторону искушениям и соблазнам, субъект не знает сомнений, колебаний, чувства вины и мук совести -- одним словом, простота внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия -- внешние. Вследствие простоты внутреннего мира предельно упрощено и смысловое строение образа внешнего мира. Он выполнен в двух красках: каждый предмет осмысляется только с точки зрения его полезности или вредности для удовлетворения всегда напряженной единственной потребности субъекта.

Мир озадачивает его только с этой внешней, технической стороны: "Как сделать, как достичь?" -- вот основной вопрос, который стоит перед субъектом.

Что касается внешнего аспекта хронотопа, то он существенно изменен по сравнению с первым типом. Предмет потребности может быть как в непосредственном соприкосновении с субъектом, точнее, с органом потребления, так и на некотором отдалении. То же касается и временного аспекта. Но главное для характеристики трудного жизненного мира, в отличие от легкого, не само по себе такое объективное обстояние, а то, что оно "схватывается" субъектом с помощью особых психических форм (феноменологически означенных "там" и "тогда"). За их счет психологический мир субъекта расширен и дифференцирован по сравнению с инфантильным.

Анализ психологии фанатизма обнаруживает выделенные нами при описании типа характеристики: неистовость поведения, готовность для достижения цели жертвовать всем и использовать любые средства в сочетании с узостью и ограниченностью восприятия мира.

Прототипом описанного типа являются не только личности определенного склада, но и определенные состояния личности, более или менее длительные, нормальные или патологические. К ним относятся, скажем, хорошо известные в психопатологии "импульсивные влечения", которые "представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. С их возникновением подавляются все остальные желания и представления"

Итак, законом переживания второго типа является принцип реальности. Это переживание исходит из того, что реальность "не слышит убеждений", что она непреодолима, борьба с ней бесполезна и, значит, нужно принять ее такой, какова она есть, покориться, смириться и внутри заданных ею границ и пределов попытаться добиться возможности удовлетворения потребностей. Поэтому соответствующий этому случаю тип переживания называется реалистическим. Реалистическое переживание основывается на механизме терпения. Оно исходит из того, что реальность неумолима, ее необходимо принять такой как она есть, и постараться добиться удовлетворения своих нужд в рамках заданных реальностью границ.

Основной вопрос, стоящий перед субъектом в случае простого внутреннего исложного внешнего мира, - «Как достичь?».

Итак, в случае реалистического переживания для субъекта в каждый момент времени существует только одна потребность, одна деятельность, охватывающая все его существо, остальные если и существуют, то субъект легко может абстрагироваться от них, и основная проблема заключается в психологическом преодолении трудностей внешнего мира.

Можно сказать, что эмпирическим прототипом реалистического переживания является совпадающее поведение. При противопоставлении совладающего поведения защите, кроме прямого подчеркивания его реалистичности, обычно указывают на рациональность этих процессов, на их способность учитывать целостный характер ситуации, т. е. на те качества, которые сводимы к реалистичности. Кроме того, образцом, по которому мыслится совпадающее поведение, является приспособление, а приспособление по понятию есть процесс, целью которого является прилаживание, подгонка внутреннего, субъективного к внешнему, объективному, к реальности.

ТИП 3:ВНУТРЕННЕ СЛОЖНЫЙ И ВНЕШНЕ ЛЕГКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Легкий внешний мир по определению позволяет мгновенно осуществлять деятельность по достижению мотива. Легкость внешнего мира устраняет все процессы, протекающие между инициативой субъекта и реализацией мотива. Вся внутренняя структура деятельности и ее телесность при этом как бы выпадают, каждая отдельная деятельность, стоит ей только начаться, осуществляется мгновенно ("тут-и-сейчас»)

Основная проблематика в данной ситуации заключается в сложности внутреннего мира. Сложность внутреннего мира -- это "сопряженность" отдельных его единиц (жизненных отношений) во внутреннем пространстве и времени. С пространственной стороны "сопряженность" выступает как симультанная связанность отношений, т. е. способность держать в поле внутреннего зрения одновременно два и более отношений, что феноменологически выражается как "то и это". Во временном аспекте "сопряженность" означает наличие между отношениями связей последовательности "сначала- потом". В симультанном срезе субъективно соприсутствуют многие жизненные отношения ("то и это"), развертывающие сукцессивно в некотором порядке -- сначала одно, потом другое. В отличие от предыдущего случая, субъект уже способен удерживать во внимании несколько целей, отношений, задач.

Эта жизнь лишена ситуативности. В психологическом мире нет ситуаций с их "подвернувшимися случаями", благоприятными (или неблагоприятными) обстоятельствами, с их временными ограничениями, порождающими "заботы", т. е. действия, долженствующие быть выполненными в определенный срок, с их возможностью компромиссов между содержательно непримиримыми тенденциями, с их неожиданными "вдруг" и "как раз" и т. Д. Основной проблемой здесь становится выбор, по существу неразрешимый, поскольку в таком жизненном мире все альтернативы жизненно важны.

Внутренней необходимостью для субъекта является достижение внутренней согласованности, сопряженности единиц внутреннего мира в пространстве и времени.

Главная проблематичность и устремленность внутренне сложной жизни состоит в том, чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных, выборов, выработать психологический "орган" овладения сложностью, который обладал бы мерой измерения значимости мотивов и способностью скреплять жизненные отношения в целостность индивидуальной жизни. Этот "орган" не что иное, как ценностное сознание, ибо ценность -- единственная мера сопоставления мотивов. Принцип ценности есть, следовательно, высший принцип сложного и легкого жизненного мира. Каждому мотиву присваивается определенная «цена», которая определяет его положение в иерархии ценностей, что снимает трагичность каждого выбора, избавляет человека от сомнений и колебаний, делает выбор автоматическим.

ценности не обладают сами по себе побудительной энергией и силой и потому не способны прямо заставить подчиниться себе мотивы.

Однако, с другой стороны, ценность обладает способностью порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор явно противоречит ей. А это означает, что ценность (в рамках теоретико- деятельностного подхода) должна быть подведена под категорию мотива, ибо эмоции релевантны отдельной деятельности, отражают ход реализации ею некоторого мотива. Можно предположить, что в ходе развития личности ценности претерпевают определенную эволюцию, изменяясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. По мере развития ценностного сознания ценности могут преобразовываться в смыслообразующие мотивы.

Хотя ценность как некое содержание сознания не обладает изначально энергией, по мере внутреннего развития личности она может заимствовать ее у реально действующих мотивов, так что в конце концов она из содержания сознания становится содержанием жизни и сама получает силу реального мотива. Ценность -- это не любое знаемое содержание, способное стать мотивом, а только такое, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совершенствованию личности. При этом превращении ценности из мотива-заданности в реальную, наличную мотивационную силу происходит трудно объяснимая энергетическая метаморфоза. Став реальным мотивом, ценность вдруг оказывается обладателем такого мощного энергетического потенциала, который нельзя отнести за счет всех тех заимствований, которые могли иметь место в ходе ее эволюции. И если мотив, потребность всегда принадлежат определенному человеку, то ценности - приобщают субъекта к общечеловеческому. Они внеличностны, надличностны. Главные ценности человека придают ему чувство осмысленности бытия, определяют его главные жизненные цели.

Ценностное переживание, свойственное данному типу жизненного мира, - это внутренняя работа по становлению мотивационно-ценностной системы, ее иерархизации, перестройке. В процессе такой внутренней работы сознание проясняет собственную систему ценностей, отделяет главное от незначимого. Это может быть, например, снижение некой ценности (деятельности) по иерархическому рангу, то есть лишение ее прежней значимости. Существуют два основных подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект не достиг еще высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается большим или меньшим изменением его ценностно-мотивационной системы.

Можно выделить несколько вариантов этого подтипа переживания в зависимости от масштабов этих изменений и от того, происходит ли наряду с мотивационными преобразованиями содержательная перестройка ценностей субъекта или нет.

В другом случае, если мир объективно препятствует реализации доминирующих, смыслообразующих ценностей, задачей ценностного переживания может стать выбор и утверждение новой смыслообразующей ценности. Аналогичная работа проходит, если существовавшая прежняя система ценностей дискредитирует себя опытом прошлой жизни. Тогда задача переживания заключается в построении новой ценностной системы, которая бы придавала внутреннюю цельность и смысл бытию.

В случае горя, вызванного утратой, ценностное переживание помогает перевести утраченные отношения в сферу идеального, эстетического.

Развитие ценностной системы особенно интенсивно протекает в периоды значимых для личности выборов и решений, делая их содержанием истории жизни. Прототипом ценностного переживания является нравственное поведение: существует такой слой, срез или измерение человеческого существования, в котором жизнь сводится к сознанию, материя жизнедеятельности -- трудность мира -- выносится за скобки и человек действует в условиях как бы легкого мира. Именно эта плоскость и была выявлена и рассмотрена с психологической точки зрения в третьем типе типологии.

ТИП 4: ВНУТРЕННЕ СЛОЖНЫЙ И ВНЕШНЕ ТРУДНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР

В четвертом типе жизненного мира деятельность субъекта осложнена и внутренними колебаниями (знакомая по прошлому случаю борьба мотивов), и внешними трудностями, которые могут тормозить реализацию выбранного действия, соблазняя субъекта бросить это нелегкое дело, пересмотреть сделанный выбор, и переключиться на другое, более легкое действие, мотив.

Внутренней необходимостью для человека в данном случае является реализация своего жизненного замысла, того, что им ощущается как дело жизни, призвание.

Основным новообразованием, помогающим справиться с трудным и сложным миром, является воля. Одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать борьбе мотивов остановить или отклонить активность субъекта.

Воля служит не одной какой-либо деятельности, а строительству всей жизни. Ее назначение состоит в воплощении замысла человека о себе, о своей жизни, воплощении жизненного творчества. Воля постоянно следит за возникающими в ситуации внешними и внутренними возможностями и требованиями, оценивает их.

Для волевого поведения характерно осознанное соотнесение реализуемой деятельности (ситуативного) со всем замыслами, целями, планами, намерениями, обязательствами, ожиданиями личности, тем, что не входит в данную пространственно-временную ситуацию (надситуативным).

Специфической критической ситуаций для данного мира является кризис, когда реализация своего жизненного замысла становится для человека невозможной.

Характерный для данной ситуации вид переживания называется творческим переживанием. Творческое переживание является работой по самосозиданию, самостроительству. Оно восстанавливает утраченную возможность жить и действовать.

В ситуации, когда невозможными стали лишь прежние формы реализации жизненного замысла, в процессе творческого переживания человек проясняет для себя внутреннюю суть своего жизненного замысла и ищет новые формы практической реализации своих идеальных ценностей, оформляя новый конкретный жизненный замысел.

Возможны ситуации, когда опыт осуществления человеком своего жизненного замысла полностью дискредитирует и сам замысел, и ценностную систему личности, на которой он был основан. Тут работа творческого переживания включает в себя и создание новой системы ценностей, и создание новой целостности своей истории жизни и нового образа себя, и в искоренении всего связанного с прежними, отвергнутыми ценностями, и, наконец, в чувственно-практическом воплощении нового идеала.

Обобщая вопрос об отношении субъекта к реальности в случае разных типов переживания, Ф.Е.Василюк делает следующие заключения.

Гедонистическое переживание игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни.

Реалистическое переживание принимает реальность как она есть, приноравливая к ней динамику и содержание потребностей субъекта.

Ценностное переживание пытается обезоружить реальность идеальными процедурами, превращая его в предмет интерпретации и оценки. Совершившееся событие лишь идеально преображается ценностным сознанием.

Творческое переживание отличается чувственно-практическим отношением к реальности.

В реальной жизненной ситуации человек может использовать разные виды переживания или какие-либо их комбинации. Использование разных видов переживания в одной ситуации приведет, соответственно, к разным результатам.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ.

Следует с самого начала сказать, что любая теория личности была создана не для того, чтобы быть подвергнутой критике. Каждая теория имеет свое право на существование и никто не знает, какая из них единственно правильна, а какая более близка к правде. Неясно, по каким законам личность развивается, быть может, прав Василюк, может, Фрейд, но вполне вероятно, что ни одна теория личности полностью не близка к правильному ответу.

Переживание в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации.

Фрейд утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:

"Оно" (Ид), "Я" (Эго) и "Сверх-Я" (Суперэго). "Оно" - наиболее

примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений".

Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины,укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумблимация.

Личность, по Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от дефекации, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной или сексуальной энергии.

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологии.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство

У Ф.Е Василюка имеется очень четкая классификация жизненных миров по определенным обозначенным критериям, миры рассматриваются с разных сторон; приводятся примеры, в которых ясно описаны проявления того или иного мира в жизни, их положительные и отрицательные стороны, причем Василюк на первый взгляд выделяет «хорошие» и «плохие» миры, то есть те, которые способны помочь личности в саморазвитии, более ярком восприятии окружающего мира, достижении своих целей и взаимодействии с окружающими людьми и соответственно те, которые препятствуют этому, (если доминантой процесса переживания является принцип удовольствия, переживание, даже в случае успеха, может привести к регрессу личности. Принцип реальности в лучшем случае удерживает личность от деградации. Только ценностное и творческое переживание превращают критические ситуации из разрушительных событий жизни в точки ее духовного роста и совершенствования. В свою очередь творческое переживание может на различных стадиях своего процесса использовать принципы удовольствия, реальности и ценности, соответствующие разным типам критических ситуаций, описанным в начале главы), но на самом деле это не совсем так, потому что существуют ситуации, для которых оптимально использование определенного вида переживания.

Василюк подчеркивает, что в реальной жизненной ситуации человек может использовать разные виды переживания или какие-либо их комбинации. Использование разных видов переживания в одной ситуации приведет, соответственно, к разным результатам, то есть отсутствует некий собирательный образ общечеловеческих добродетелей.

Василюк выделяет основные "внутренними необходимостями" жизнедеятельности:

1. Здесь-и-теперь удовлетворение.

2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).

3. Упорядочение внутреннего мира.

4. Самоактуализация.

Цель процесса переживания относится к одной из перечисленных "необходимостей".Например, за такими целями защитных механизмов, как "избегание страдания" (З.Фрейд) угадывается гедонистическая устремленность к здесь-и-теперь удовлетворению.

Для З. Фрейда доминирующим вариантом понимания психологической защиты был тот, который согласно предложенной схеме может быть обозначен как 3/1. Что "знаменателем" целевой формулы психологической защиты, т.е. конечной целью защитных процессов, З. Фрейд считал "принцип удовольствия", следует, например, из того, что прототипом всех специальных способов защиты является вытеснение, а "мотив и цель всякого вытеснения составляет не что иное, как избегание неудовольствия" . Это следует также из того, что мотивы, стоящие за защитными процессами, Фрейд считал следствиями когнитивного (идеационного) и эмоционального инфантилизма, а принцип удовольствия является для инфантилизма определяющим. Что касается "числителя" формулы, или непосредственных целей защитив процессов, то они, по З. Фрейду, чаще всего состоят в достижении согласованности внутреннего мира. Вытеснение - это средство избавиться от возникшей во внутренней (идеационной) жизни несогласованности, т.е. либо несовместимости между Я и некоторым переживанием, идеей или чувством, как считал З. Фрейд в ранний период творчества, либо противоречия между сознательным и бессознательным, как он считал позже, либо противоречия между Оно, Я, и Сверх-Я, как оформилась эта идея к моменту написания "Я и Оно"

Сложнее дело обстоит с защитой против инстинктов. Во всех случаях защита провоцируется тревогой, однако тревога тревоге рознь: опасения Я могут быть связаны с разными угрозами, и соответственно будут различаться цели защитного процесса. Когда имеет место так называемая "тревога сверх-Я", Я защищается от инстинктов не потому, что они противоречат его собственным требованиям, а ради сохранения хороших отношений со сверх-Я, которому эти инстинкты кажутся неприемлемыми. Целевую формулу этого вида защиты можно изобразить двойным отношением 3/3/1: защитный процесс стремится изменить внутренние связи между Я и инстинктами (3) с тем, чтобы добиться согласованности между Я и сверх-Я (3) и таким путем избежать неудовольствия (1). При так называемой "объективной тревоге" целевая организация защиты имеет несколько другой характер - 3/2/1: основной мотив - избежать страдания (1) заставляет Я приспосабливаться к требованиям внешней действительности (2), а для этого добиваться определенных внутренних соотношений, в частности сдерживать инстинкты (3).

Хотя многие виды психологической защиты, как они описаны у З. Фрейда, имеют другие "целевые формулы", все же можно утверждать, что доминантой в его понимании этого процесса является признание гедонистического устремления как его конечной цели.

Вместо заключения, хотелось бы вернуться к концепции Ф.Е. Василюка и попытаться отнести себя к одному из ее пунктов. Я отношу себя ко второму типу жизненных миров. На данный момент моя актуальная деятельность (учеба) представляется мне наиболее важной, занимает большую часть внутреннего мира. Внешняя жизнь затрудняет этот процесс, требует усилий для преодоления внешних трудностей. Для того чтобы жизнь могла осуществляться, необходимо преодолевать эти трудности.

Трудность внешнего мира в терминах хронотопа означает наличие "протяженности", т. е. пространственной удаленности (жизненных благ) и временной длительности (необходимой для устранения удаленности). Жизненные блага в моем случае это получение диплома, статуса, и мне приходится признать, что удовлетворение потребности, которая является необходимостью, невозможно «здесь и сейчас». Оно возможно лишь «там» и «потом», и в сознании возникает представление о пространственной и временной протяженности внешнего мира.

Вследствие простоты внутреннего мира предельно упрощено и смысловое строение образа внешнего мира. Он выполнен в двух красках: каждый предмет осмысляется только с точки зрения его полезности или вредности для удовлетворения всегда напряженной единственной потребности.

Мир озадачивает меня только с этой внешней, технической стороны: "Как сделать, как достичь?" -- вот основной вопрос, который стоит передо мной.

Итак, законом переживания является принцип реальности. Это переживание исходит из того, что реальность "не слышит убеждений", что она непреодолима, борьба с ней бесполезна и, значит, нужно принять ее такой, какова она есть, покориться, смириться и внутри заданных ею границ и пределов попытаться добиться возможности удовлетворения потребностей. Поэтому соответствующий этому случаю тип переживания называется реалистическим. Реалистическое переживание основывается на механизме терпения. Оно исходит из того, что реальность неумолима, ее необходимо принять такой как она есть, и постараться добиться удовлетворения своих нужд в рамках заданных реальностью границ.

Итак, в случае реалистического переживания в каждый момент времени существует только одна потребность, одна деятельность, от остальных можно абстрагироваться и основная проблема заключается в психологическом преодолении трудностей внешнего мира.

Совпадающее поведение, является приспособление, а приспособление по понятию есть процесс, целью которого является прилаживание, подгонка

Список использованной литературы:

1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

2. Фрейд З., Введение в психоанализ. М. 1991

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000

4. Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теория личности.- М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.

5. Д.М. Рамендик, О.В. Одинцова Психология и психологический практикум. М. Колосс. 2004




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рыцарь духовного наследия казахского народа - Кенесары Касымов
Реферат Основні підходи у формуванні вмінь монологічного та діалогічного мовлення у загальноосвітній школі
Реферат Анна Ахматова. Судьба поэтессы, женщины, человека
Реферат Академія педагогічних наук україни державна науково-педагогічна бібліотека україни імені в. О. Сухомлинського до 10-річчя Державної науково-педагогічної бібліотеки України
Реферат Выдающиеся ученые. Томас Хант Морган
Реферат Інтегральні перетворення Лапласа
Реферат Арсений Сатановский
Реферат Goow Will Hunting Vs Holden Caulfield Essay
Реферат Проектирование горячего цеха предприятия общественного питания
Реферат Экономические отношения в агропромышленном комплексе 2
Реферат Станочная электропроводка
Реферат Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать»
Реферат Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Завещание"
Реферат Суть цілі завдання фундаментальних наук
Реферат Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала