Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД



4

СОДЕРЖАНИЕ

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД 3

Общая профилактика, ее возможности и средства формирования правосознания граждан 9

Психология осуществления индивидуально-профилактической деятельности 14

Библиографический список литературы 19

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД

Основной функцией коллектива ОВД является оперативно-служебная. Подразделения ОВД выполняют чрезвычайно важные общественные задачи борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. В связи с этим ОВД наделены соответствующими правами и обязанностями, в том числе в сфере применения как профилактических, так и принудительных мер к лицам, ведущим антиобщественный образ жизни. Объектом деятельности сотрудников любого коллектива ОВД являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни. Наиболее значимы их следующие характеристики: антиобщественная направленность поведения, противодействие (сопротивляемость) воспитательно-профилактическим воздействиям, опыт преступной деятельности (рецидив), маскировка истинных целей и мотивов поведения.

Такая исключительная сложность объекта деятельности ОВД предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству как отдельных сотрудников, так и коллективов целых подразделений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

- Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

- Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

- Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

-Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

- Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основная цель профилактической деятельности работников милиции - предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников.

Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Психология видов правоохранительной деятельности включает в себя следующие психологические особенности решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами с направлениями:

* психология профилактики преступлений,

* психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,

* психология профилактики рецидивной преступности,

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

* профессиональную наблюдательность;

* уравновешенность, самообладание при конфликтах;

* способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

* тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

* умение отстаивать свою точку зрения;

* способность к воссозданию образа по словесному описанию;

* умение делать выводы из противоречивой информации;

* память на внешность и поведение человека;

* способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность ОВД, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Проблема психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет важное и специфическое значение в их профилактической деятельности.

Понятия “психического воздействия” и “психологического воздействия”, имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие - преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие

Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное.

Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, консультацию, и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей.

Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости соблюдать закон.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания. Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.

Принципы воздействия. Они обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 10 до четырех. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Общая профилактика, ее возможности и средства формирования правосознания граждан

Наиболее значимым для общества является профилактическое направление в деятельности государства в сфере снижения влияния преступности на социальную жизнь вообще и каждого индивида в частности. Действительно, целесообразней и проще предупреждать совершение преступлений, чем задействовать колоссальные экономические и человеческие ресурсы в деятельности по восстановлению социальной справедливости, исправлении оступившихся членов общества и т.д.

Практика показывает, что единая, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений на современном этапе в нашей стране не создана. Ее создание требует поэтапного решения множества разноплановых проблем: создание структурной иерархии, необходимой для установления функциональных связей среди субъектов системы; организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия; выработка принципиально новых форм и методов профилактической работы; кадровое, финансовое обеспечение; криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.

Сложилось ненормальное положение, при котором основную тяжесть воспитательной и профилактической работы, ответственность за нее несут ОВД, прокуратура, суды, по природе своей наделенные функциями и методами, в основном, карательного характера, рассчитанными, прежде всего, на взрослое население страны, ведущее противоправный образ жизни. Переход же профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается.

Нынешний уровень правопорядка в России, похоже, перестал устраивать даже самих милиционеров. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев сообщил "Российской газете" о том, что в МВД России разработана новая стратегия профилактики преступности, в основе которой - опережающий удар по криминалу, создание системы упреждающих радикальных мер. Российская газета от 9 августа 2005 г “Считаю, - отметил он, что отправной точкой должна стать забота государства о воспитании и защите человека с момента его рождения. Надо формировать детскую психологию, вкладывать основы правосознания на начальном жизненном этапе маленького человечка - в детских садах и школьных учреждениях.

В правосознании личности, как и в общественном правосознании, выделяются два уровня: психология и идеология. Первый, или как еще иногда говорят, нижний уровень включает психологическую часть сознания. Она связана с чувственными, эмоциональными свойствами человека. Другой, идеологический, уровень сознания - это представления, взгляды и понятия о праве и правовых явлениях. Данный уровень правосознания отличается осознанностью, осмысленностью, основан не на чувственном восприятии событий, а на научном познании права, форм его проявления. Он играет решающую роль в мотивации поступков человека. Об эффективности, содержательности правовоспитательных мероприятий можно говорить лишь в том случае, если они воздействуют на обе названные стороны правосознания.

В значительной мере правовое воспитание непосредственно ориентируется на борьбу с правонарушениями, предупреждение преступлений и проступков. Такое социальное назначение правового воспитания нельзя недооценивать, его ориентация на устранение дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц вполне обоснована. Правовоспитательные мероприятия в таких случаях воздействуют на те многочисленные стороны правового сознания, которые отражают правовые явления, непосредственно не связанные с применением карательных, принудительных мер.

Хотя правовое воспитание и профилактика правонарушений осуществляются в комплексе, но они не идентичны. Общим для этих видов деятельности является то, что каждая из них представляет собой составную часть деятельности по обеспечению законности, они направлены на искоренение правонарушений, способствуют их сокращению. Общими для этих видов деятельности являются также и цели - укрепление правопорядка, неуклонное и добровольное соблюдение всеми гражданами предписаний правовых норм. Сближает эти виды деятельности и то, что одним из основных методов их осуществления является убеждение.

Содержанием социальной профилактики правонарушений является выявление и устранение причин и условий совершения правонарушений, то есть предотвращение их возникновения. Содержанием правоохранительной деятельности является выявление и устранение самих правонарушений и применение предусмотренных законом мер воздействия к лицам, их совершившим, то есть борьба с правонарушениями.

В этом едином комплексе правовое воспитание и профилактика правонарушений во всех их формах занимают относительно самостоятельное место. В связи с этим для правильной их организации необходимы: учет и анализ состояния дисциплины и правопорядка в коллективе; планирование правового воспитания и профилактика правонарушений, охватывающие определение направления, методов и форм этой деятельности; организация исполнения намеченных планов при правильном взаимодействии администрации, общественности и коллектива.

Государство располагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика.

В практике профилактики правонарушений различаются методы общего, локального и индивидуального предупреждения.

Общее предупреждение правонарушений используется в тех случаях, когда профилактическое мероприятие проводится в отношении более или менее широкого, неопределенного по составу круга лиц.

Метод локального предупреждения правонарушений используется при проведении профилактического мероприятия в отношении заранее определенной группы лиц.

Метод индивидуального предупреждения применяется при необходимости перевоспитания отдельных лиц или предупреждения правонарушений отдельными лицами. Четко организованная борьба с правонарушителями в коллективе, атмосфера нетерпимости, презрения к прогульщикам, пьяницам, хулиганам, грубиянам, наркоманам, лицам, противопоставляющим себя коллективу, суровое осуждение их своими же товарищами приводят к повышению эффективности правовоспитательной работы, укреплению законности и правопорядка в коллективе.

Суть общей профилактики состоит в том, что она осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством, включена в реализацию этих задач. Субъекты общего предупреждения преступности, - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Общее предупреждение преступности (профилактическая деятельность) включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер государственных органов и общественных объединений, имеющих целью выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений, видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, общее предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Предупреждение преступности должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно - теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

Общее предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению. В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

Психология осуществления индивидуально-профилактической деятельности

Индивидуальное предупреждение - это, прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:

неоднократного, совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;

наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;

невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;

антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение тяжких и

особо тяжких преступлений.

Данные факты устанавливаются в результате: - предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства; проведения прокурорских проверок; осуществления оперативно-розыскной деятельности; осуществления иной служебной деятельности правоохранительными или контролирующими органами; рассмотрения сообщений организаций, общественных объединений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

- антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которое достаточно вероятно;

- криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

- криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

- непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении;

- элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

Индивидуальное предупреждение преступлений осуществляется в отношении следующих лиц: освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; осужденных, которым отсрочено отбывание наказания; осужденных условно; освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания; освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям; совершивших административные правонарушения при обстоятельствах, отягчающих ответственность; больных алкоголизмом и наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения и совершающих административные правонарушения; родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Чтобы понять личность правонарушителя (лица, склонного к правонарушению), необходимо выявлять индивидуальные особенности этой личности, проникая в их внутренний мир. Решать эту задачу можно выяснением тех связей, отношений в семье, школе, трудовом коллективе, в которых находилась или находится личность правонарушителя. Психические процессы человека, его психические состояния являются характеристикой его как личности.

Психофизиологическая характеристика личности выражает биологическую составляющую личности человека, особенности которой определяют индивидуальность личности, ее неповторимость и самобытность. При психофизиологической характеристике учитываются врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития свойства организма, его нервной системы, антропологические свойства, и т.п.

При этом важно учитывать, что некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т. е. от врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек будет брать из окружающего мира, как он будет действовать в различных обстоятельствах (например, физическая или умственная неполноценность или какие-то особенности, отличающие его от большинства людей, которые могут вызвать отклонения в развитии личности и привести его к преступлению). Это общие характеристики, применимые к преступной личности вообще, а в конкретных случаях применяются криминологические характеристики, наиболее соответствующие конкретному виду преступления.

Установление психологического контакта и доверительных отношений в индивидуальном общении. Для решения трудных задач в общении нужна не просто близость тел двух людей, но близость их душ - целей, мыслей, чувств, намерений. Именно это имеют в виду, когда говорят о психологической близости, психологическом контакте, взаимопонимании, взаимном доверии.

Психологический контакт в правоохранительной деятельности - это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи сотрудником ОВД. Иначе говоря, это профессионально-психологический контакт.

Чаще всего психологический контакт и возникающие на его основе доверительные отношения локальны, имеют узкую зону развития, иногда похожую на ниточку, чем-то связывающую двух людей. Это не всеобъемлющее доверие, а ограниченное какой-то информацией, договоренностью по какому-то вопросу. Чаще всего оно бывает временным, не выходящим за рамки части выполняемого юристом профессионального действия и ситуации.

Существует по меньшей мере пять групп психологических факторов, образующих в комплексе условия установления психологического контакта:

* психологическая значимость, трудность, объективная или субъективная, оценивая опасность того дела, проблемы, по поводу или в контексте которых ведется общение и юристом делается попытка установить психологический контакт;

* психология гражданина, занятая им позиция, избранная линия и тактика поведения, психические состояния;

* психологические особенности обстановки, в которой осуществляется общение;

* психология юриста;

* психологическая эффективность применяемых юристом приемов общения и установления контакта.

При проведении индивидуальной профилактической работы видная роль принадлежит общению. В подавляющем числе случаев это не простой разговор сотрудника с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенной задачи.

К общению надо относиться со всей психологичностью, на которую способен сотрудник ОВД. Ему следует намеренно переводить свои размышления о способах общения и преодоления его трудностей в плоскость психологических рассуждений, оценок, сравнений, выборов, намерений и средств их реализации.

Правило психологических условий требует, чтобы проявлялась забота о:

* деловой атмосфере общения;

* выборе и создании психологически целесообразных условий общения;

* создании отвечающей решению задач психологической атмосферы общения;

* изучении собеседника и индивидуализации общения с учетом индивидуально-психологических особенностей и состояний;

* выборе отвечающих требованиям законности и решаемой задаче средств и способов психологического воздействия.

Библиографический список литературы

Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. - Харьков, 2002.

Доронин Д.Ф., Егоров Ю.В., Суродин В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. - М., 2000.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Ч.2. - М., 1996.

Мицкевич В.В. Приемы установления психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. - Минск, 1989.

Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник/ Под ред.В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева. - М., 2000.

Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997.

Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал. Т.18. - 1997.

Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1999.

Шестаков А.Г. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников органов внутренних дел. - Л., 1985.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Counseling And Psychotherapy Essay Research Paper Counseling
Реферат Проблема культурологического метода. История культуры
Реферат Анализ и оценка финансовой устойчивости
Реферат Теоретические и практические проблемы регулирования нормативно-правовой базы фермерского хозяйства
Реферат Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Реферат Простейшие методы статистической обработки материалов психологических исследований
Реферат Объект конфигурации
Реферат Характеристика источников Конституционного права
Реферат Alice In Wonderland 2 Essay Research Paper
Реферат Www zz77. ru – Электронные сигареты, лёгкий способ бросить курить!!!
Реферат Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
Реферат Практика прекращения производства по делам о банкротстве
Реферат Английские и американские боевики и их влияние на формирование личности подростка
Реферат Экономические и социальные последствия безработицы по результатам анкетного социологического опроса
Реферат Методика ознайомлення молодших школярів з правами та обов язками громадянина України на уроках Я