6
Содержание
Введение
Образование полноценной семьи в студенческие годы является наиболее значимой проблемой названного возрастного периода, так как в это время происходит бурное комплексное развитие и становление личности студента. Как показывает практика у большинства пар, созданных в этот период отмечается тенденция к разрыву отношений, так как они не смогли пройти психологической адаптации в условиях совместного проживания. В процессе создания семьи, на первый план выступает не социально - материальные аспекты, а фактор психологической подготовки молодых студентов к решению данной задачи.
Проблемы создания семейных пар в студенческие годы
На этом этапе идет активное развитие личности студента в следующих направлениях: развиваются профессионально значимые качества; совершенствуются все психические процессы и субъектный опыт; повышается ответственность, возрастает устойчивость личности к различным факторам, формируется собственная личностная позиция, ценности, идеалы и волевые черты характера, происходит самоутверждение человека, повышается его социальный статус, осуществляется постановка цели в жизни, устанавливаются критерии, по которым выбирается партнёр.
Человек в это время осознаёт свой ресурсный потенциал и возможности, уверен в себе, готов взойти на любые вершины. Он постоянно работает над собой, идет "притирка" между партнёрами, они воспринимают друг друга как человека, на которого можно положиться, а в случае необходимости поддержать, однако нет уверенности: "любовь ли между нами, моя ли это половинка, а справимся ли мы с трудностями?". Проведённый межвузовский форум на тему "Любовь, секс, семья" показал, что многие студенты, имеющие серьёзные отношения не владеют представлениями о гендерных различиях в интимно-личностной сфере, психосексуальной совместимости партнеров, не знают основные психотипы семей, а, соответственно, основные проблемы которые возникают в процессе создания семьи.
Результаты форума дают основание считать, что проблема создания семьи в студенческие годы является актуальной. В условиях недостаточной половой, эстетической и духовно-нравственной осведомлённости партнёров, при отсутствии реально работающих рынков труда и жилья, необходимо решение этой ключевой проблемы на федеральном и региональном уровнях.
Связь семейных ценностей с акцентуацией характера юношей и девушек
Необходимость изучения семейных ценностей современной молодежи обусловлена тем, что, начиная с 90-х годов ХХ века, резко увеличилось число молодых пар, проживающих без юридического оформления брака, следствием чего явился стремительный рост внебрачных детей, увеличение количества неполных семей, ухудшение демографической ситуации. Актуальность данной темы усиливается тем, что в современном российском обществе все больше молодых людей принимают решение заниматься своей карьерой, поэтому романтические привязанности, семья, рождение детей рассматриваются как "помехи" на пути к достижению признания в профессиональной сфере. В связи с вышеизложенным, встает необходимость стимулирования развития института семьи, создание благоприятных условий в социальной и культурной среде для укрепления авторитета российской семьи среди юношей и девушек. Для реализации поставленной задачи необходимо дополнить научные знания о социально-психологических факторах, определяющих значение семьи в ценностном сознании современных юношей и девушек.
На уровень сформированности семейных ценностей современной молодежи оказывают влияние внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы. На наш взгляд, акцентуация характера является одним из основополагающих факторов становления и развития ценностей семьи. Мы выдвинули и эмпирически проверили гипотезу о том, что иерархия семейных ценностей юношей и девушек определяется типом акцентуации характера.
Для изучения ценностных ориентаций личности применяется методика М. Рокича "Ценностные ориентации". Для диагностики характерологических особенностей личности используется модифицированный вариант методики ПДО "Тест личностных акцентуаций" В.П. Дворщенко. Полученные данные подвергались статистической обработке на компьютере с помощью программы STATISTICA 6.0, что позволило нам установить достоверность результатов исследования. В анализ включались описательные статистики, непараметрический критерий Крускала-Уоллиса, результаты кластерного анализа.
В исследовании приняли участие 172 студента физико-математического, исторического, психолого-педагогического факультетов очного отделения. Из ни 67 юношей, 105 девушек.
На первом этапе эмпирического исследования нами использовалась методика М. Рокича "Ценностные ориентации". С целью определения места семейных ценностей в структуре ценностных ориентаций молодежи был проведен кластерный анализ. "Ядро" ценностного сознания составляют общечеловеческие ценности личного счастья: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Таким образом, проведенное нами исследование показывает значимость семьи и семейных ценностей для большинства современных молодых людей.
В результате использования теста личностных акцентуаций В.П. Дворщенко выявлены студенты с невыраженной акцентуацией характера (7 чел); со специфическими (чистыми) типами акцентуаций: гипертимный (3 чел), шизоидный (9 чел), неустойчивый (9 чел), лабильный (15 чел), психастенический (17 чел), эпилептоидный (21 чел), истероидный (30 чел); а также со смешанным типом: сенситивно-психастенический (7 чел), лабильно-истероидный (7 чел), гипертимно-истероидный (9 чел), эпилептоидно-истероидный (38 чел). Таким образом, у 96% студентов выражены акцентуации характера. Причем наибольшую процентную долю имеют истероидный (18%), эпилептоидный (12%) типы акцентуаций и их сочетание (22%). Общим для акцентуантов указанных типов являются активность, энергичность, целеустремленность, эгоцентризм, переоценка своих возможностей, учет только собственных желаний, обидчивость при задевании личности. На наш взгляд, формированию такого типа личности способствовало с 1990 г. ориентация России на Запад и культивирование ценностей индивидуализма.
В результате применения критерия Крускала-Уоллиса выявлены достоверные различия (значение критерия Н= 21,41 и уровень значимости р=0,02) между типами акцентуации по уровню выраженности порядковой переменной "счастливая семейная жизнь". Из рисунка видно, что ценность "счастливая семейная жизнь" является приоритетной для большинства юношей и девушек, кроме тех у которых ярко выражены шизоидные черты. У 50% выборки респондентов шизоидного типа акцентуации семейные ценности занимают 12-17 ранговые места. Столь не характерная для данного возраста особенность целеполагания объясняется тем, что необходимость устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми, является конфликтогенной ситуацией для акцентуантов шизоидного типа, в результате которой обостряется проявление отрицательных черт.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что акцентуация характера является значимым фактором становления и развития семейных ценностей в юношеском возрасте. Конкретный тип акцентуации характера связан с ранговым местом ценности "счастливая семейная жизнь" в структуре ценностного сознания юношей и девушек. Проведенное исследование позволило определить перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В частности, это разработка программы по развитию продуктивных семейных ценностей акцентуантов шизоидного типа.
Особенности толкования понятия любви у студентов в аспекте проблемы семейного мифа о вечной любви
В современной ситуации развития нашего общества многие авторы говорят о наличии кризиса института семьи и семейных отношений (И.Ю. Шилов, А.И. Антонов, В.М. Медков, В.К. Шабельников). Безусловно, новые социально-экономические условия в нашей стране существенно повлияли на все стороны жизни индивида, в том числе это влияние отразилось и на институте семьи. Поэтому на сегодняшний день особенно остро стоит проблема изучения конструктивного взаимодействия человека в семье, его гармоничного в ней существования, осознание своих потребностей в семье и их реализация (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, О.А. Карабанова, и др.).
Большинство представителей системного подхода рассматривают семью как систему взаимных интеракций; данные интеракции проявляются в специфических для этой системы семейных мифологиях.
Семейные мифы являются важнейшей формой и механизмом функционирования семьи. Семейный миф может быть понят как совокупность представлений о семье, о таких эмоционально значимых категориях как любовь, верность, ревность, которые искажают адекватную оценку семейной ситуации и ведут к мало адаптивному или неконструктивному поведению. Существует точка зрения, что пока семья базируется на семейном мифе, она является "больной системой". Поэтому анализ семейных мифов позволяет обнаружить эти неконструктивные семейные установки и осуществлять психологическую коррекцию семейной среды.
В исследовании нами была предпринята попытка проанализировать личностную интерпретацию понятия любви. Эта категория является значимой для испытуемых, поскольку она отражает отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
В своей работе мы изучили особенности проявления у студентов одного из часто встречаемых семейных мифов - мифа о вечной любви, который в традиционной психологии понимается как следующее утверждение: "партнёр должен любить меня всегда, даже если я веду себя глупо или противно".
Гипотеза данного исследования предполагала, что интерпретация категории любви, представленного в форме мифа о вечной любви, связана с семейным опытом в родительской семье, а именно с составом родительской семьи. В своём исследовании мы полагали, что у людей, воспитывающихся в неполной семье, будет наличествовать миф о вечной любви, а у людей, выросших в полной семье, данный миф будет отсутствовать.
Также мы предположили, что интерпретация категории любви, представленного в форме мифа о вечной любви, коррелирует с аффилятивной потребностью. Под аффилиацией может быть понята потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Мы полагали, что у людей с преобладанием силы стремления к людям будет наличествовать миф о вечной любви, а у людей с преобладанием страха быть отвергнутым данный миф будет отсутствовать.
В качестве диагностического материала нами были использованы: проективные методики завершения рассказов о любви, определения понятий любви и вечной любви, анкеты, позволяющие определить, в какой семье прошло детство респондента и опросник аффилиации, содержащий шкалы оценки двух мотивационных тенденций (стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми). В исследовании принимало участие 28 испытуемых, студенты 5 курса факультета психологии ТГГПУ.
Суть нашего исследования заключается в следующем:
1) На основе ответов испытуемых были выделены следующие варианты толкования любви:
Любовь - необходимость (0,18)
Любовь - привязанность (0,18)
Любовь - притяжение, влечение (0,24)
Любовь - ценность (0,24)
Любовь - доверие и уважение (0,53)
Любовь - верность (0,12)
Любовь - понимание (0,41)
Любовь - страсть (0,18)
2) Был проведён корреляционный анализ (с помощью точечного бисериального коэффициента корреляции Пирсона), который показал, что связь между особенностями толкования понятия любви и аффилятивной потребностью отсутствует.
3) Был проведён корреляционный анализ (с помощью коэффициента ассоциации для номинальных шкал), который подтвердил обратную связь между наличием мифа о вечной любви и составом родительской семьи у испытуемых (Q = - 1).
4) Группа испытуемых была поделена по признаку наличия / отсутствия мифа о вечной любви. Был проведён количественный и качественный анализ данных, который показал, что различия понимания любви между группами не выявились, то есть представления о любви участников обеих групп не имеют ярко выраженных различий. В обеих группах наиболее часто любовь толковалась как уважение, доверие и понимание другого человека.
Выдвинутая нами гипотеза о связи особенностей толкования понятия любви с аффилятивной потребностью не подтвердилась.
Выдвинутая нами гипотеза о связи между особенностями толкования понятия любви и составом родительской семьи подтвердилась, то есть мы можем с большой вероятностью предположить, что у выходцев из неполных семей присутствует миф о вечной любви, а у выходцев из полных семей данный миф будет отсутствовать.
Взаимосвязь стремления супругов к самореализации и удовлетворенности браком в современной молодой семье
Наблюдаемые в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением экономической самостоятельности и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением партнерских отношений в браке, освобождением от классовых, религиозных и национальных предрассудков и стереотипов, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Уменьшение значимости социальных стереотипов и их влияния на поведение людей привело к тому, что молодежь стремиться устраивать свою жизнь не как "принято", а так, как удобно.
Сейчас все единодушны в отношении необходимости укрепления семьи. Но само понимание того, что такое прочная семья, благополучная семья, не остается неизменным. Главной чертой семьи нового типа является то, что каждый из ее членов стремиться получить возможности для самореализации. Возрастание индивидуализации человека и "введение" в современную семью принципа автономии личности как необходимого условия самореализации создает угрозу дестабилизации семьи.
Гипотеза: Высокая оценка семейных ценностей в сочетании с высоким уровнем самоактуализации личности формируют желание самореализоваться в семейной жизни и повышают удовлетворенность браком.
Мы исследовали такие характерные особенности молодой семьи нового типа как уровень самоактуализации каждого из супругов, желание самореализоваться в семье, ценностные ориентации личности, мотивы создания семьи, уровень удовлетворённости браком. Использовались такие методики как САТ Ю.Е. Алёшиной, "Типовое семейное состояние" Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, "Ценностные ориентации" М. Рокича, методика выявления мотивации вступления в брак на основе классификации типов партнёрства Пезешкиана, авторский опросник выявления стремления к самореализации в семье. Объект изучения - молодые семейные пары, возраст которых не превышает 27 лет, а стаж брака не более 3 лет.
Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу. Была обнаружена положительная корреляция отдельных шкал САТ с баллами по авторскому опроснику "Выявление стремления к самореализации в семье", а также обратная зависимость между показателями опросника "Типовое семейное состояние" и отношением к семье как к ценности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при высокой значимости для индивида семейных ценностей и наличия возможности самоактуализироваться в семье и в других сферах удовлетворенность браком возрастет.
Кроме того, стремление самореализоваться в семье связано со склонностью воспринимать природу человека в целом как положительную, со способностью к целостному восприятию мира и людей, с наличием семейной тревожности, которая в данном случае является показателем значимости сферы семейных отношений.
Заключение
Главной чертой семьи нового типа является то, что каждый из ее членов стремиться получить возможности для самореализации, супругам необходимо определенное пространство для проявления себя, для самоутверждения. Не менее важным является и желание самореализоваться в семье, осознание и принятие ценности семьи обоими супругами. Таким образом, одной из альтернатив в решении названного вопроса можно считать введение в образовательные программы вузов спецкурса по направлению: "Любовь, секс, семья" и проведение межинститутских форумов, которые приведут к стабилизации демографической политики в России.
Возможно, это объясняется наличием наивных семейных представлений у людей, воспитывающихся в неполных семьях в виду отсутствия примера супружеского взаимодействия в родительской семье. Однако, проблема представления о любви многогранна и может быть обусловлена и другими факторами, что открывает перспективы для дальнейшей работы в направлении исследования семейных мифических представлений.
Список литературы
1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия" 2008.
2. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 2006.
3. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 2007.
4. Нестерова А.А. Проблема семейного мифа в современной психологии семьи // Материалы III съезда Российского психологического общества "Психология и культура" 25-28 июня 2008 г. - СПб., 2008.
5. Капустин Д.З. Сексологический словарь // Изд. Институт Общегуманитарных исследований 2006.
6. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия хрестоматия // Изд. Речь 2005.
7. Сатир В. Психотерапия семьи // Изд. Речь 2006.
8. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005.
9. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2008.
10. Аргентова Т.Е., Лидовская Н.Н. Статья "Гражданский брак как предмет социально-психологического исследования". Кемеровский государственный университет.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие - М.: Гардарики, 2006.
12. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Тюфяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладания с ними. - СПб.: Речь, 2005.
13. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - Спб.: Речь, 2006.
14. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи: методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений. - Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004.
15. Райгородский Д.Я. Психолгия семьи. Учебное пособие. Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2007.
16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 2007.
17. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. - СПб.: Сова, 2008.
18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2009.
19. Психологический журнал. Том 26. №5 - 2005 г. М.: изд. "Наука".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |