7
Министерство образования Российской федерации
Магнитогорский государственный университет
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
По экономике
На тему: "Потребление и потребности"
Выполнил:
Проверила:
Магнитогорск 2008 г.
Потребление и потребности
Цели урока:
Развитие в учениках заинтересованность к урокам;
Воспитать в учениках экономически образованных личностей;
Научить эффективному потреблению благ.
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное.
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства. Результат производственного потребления - готовая продукция.
ПОТРЕБЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, использование материальных благ и услуг населением (личное потребление), учреждениями и организациями.
В зависимости от вида потребляемых благ различается потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг.
По способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным или коллективным. Потребление органически связано с производством, распределением и обменом.
ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.
Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. В психологии потребности - особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", - отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные (в пище и т.п.), а последующие её уровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребности в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности.
Некоторые современные обществоведы предлагают более укрупненную классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:
элементарные потребности (в пище, одежде, жилище);
потребности в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);
потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).
Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (слайд №13).
Если удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей как, например, объём и структура потребления различных товаров и услуг, то удовлетворение более "возвышенных" потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности, мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.
Наиболее обобщающими показателями благосостояния считают среднюю продолжительность предстоящей жизни и среднедушевой доход.
Таблица 1.
ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ |
||
Структура потребностей |
Основные показатели благосостояния |
|
Элементарные потребности - Потребности в пище - Потребности в одежде - Потребности в жилье |
- Средняя продолжительность предстоящей жизни - Среднедушевой семейный доход - Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы) - Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг - Обеспеченность жильем, его комфортность |
|
Потребности в общих условиях жизни - Потребность в здоровье - Потребность в образовании и культуре - Потребности в передвижении в пространстве - Потребности в личной безопасности |
- Показатели развития материальной базы отраслей социальной инфраструктуры - Контингент обслуживаемого населения |
|
Потребности в деятельности - Потребность в труде - Потребность в семейно-бытовой деятельности - Потребность в досуге |
- Наличие работы, содержание и условия труда - Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом - Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми - Структура видов домашнего труда - Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею - Продолжительность и структура досуга (свободного времени) - Мотивация досуга и удовлетворенность им |
Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага - как материальные (например, хлеб, или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или "ноу-хау"). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, "ноу-хау").
Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены - их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.
В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар - это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.
Для понимания того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание ещё на два приёма их классификации: как потребляются те или иные блага - индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты "зайцев" (например, услугами сил правопорядка пользуются все - и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, - в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).
Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ - частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл.2).
Таблица 2. Типы экономических благ
Исключаемость |
Использование |
||
Индивидуальное |
Коллективные |
||
Исключаемость возможна |
Частные блага (хлеб, машины, услуги парикмахерской и т.д.) |
Общие блага (театры, библиотеки, телефонная связь и т.д.) |
|
Исключаемость невозможна (или очень затруднена) |
Квазиобщественные блага (полезные ископаемые, пресная вода и т.д.) |
Общественные блага (национальная оборона, правозащита и т.д.) |
Товарами становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.
Чтобы производить экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов - труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.
Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создаёт блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.
"Землей" называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т.д.
Капитал - это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.
Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.
Первоначально экономисты говорили только о четырех видах ресурсов, но в 20 в. они стали выделять еще один фактор производства под названием "информация". Это данные о новаторских приёмах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, "ноу-хау" и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. "Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи".
Все перечисленные факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд ("человеческий капитал") и информация.
Практическое задание
Какие из приведенных ниже утверждений о пирамиде Маслоу Вы считаете правильными?
А. Она нарисована Маслоу в одной из его публикаций.
B. Она справедлива для всех людей, в том числе для ученых, писателей, художников.
C. Она очень проста и поэтому нравится студентам и преподавателям.
D. Она хорошо иллюстрирует анекдот о поиске под фонарем.
В экономической теории известен так называемый "парадокс Смита". Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?
Как на ваш взгляд, изменятся или нет потребление товаров в предстоящее годы, во время кризисной ситуации? Обоснуйте ответы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |