Реферат по предмету "Менеджмент"


Концепция управления совокупным риском на уровне предприятия через изменение соотношения переменных и постоянных затрат

Концепцияуправления совокупным риском на уровне предприятия через изменение соотношенияпеременных и постоянных затрат
Ушакова Н.В.
Калугин А.В.
Ерина Т.Ю.
Ушаков Е.А.

Статья содержиттеоретическое обоснование возможностей управления уровнем совокупного рычага,характеризующего риски финансово-хозяйственной деятельности предприятия, путемизменения соотношения переменной и постоянной части затрат без изменения ихобщей величины. Показано, что в соответствии с природой постоянных затрат,формирующих уровень совокупного риска, коэффициент совокупного рычага может бытьпредставлен как произведение шести сомножителей: операционного, зарплатного имаркетингового рычагов, а также трех видов финансового рычага.

Коэффициент совокупногорычага является измерителем уровня риска, связанного с предприятием. Существуетпонимание риска как величины потерь, как вероятности потерь и какнеопределенности результата. Измерение уровня совокупного рычага связано именнос этим последним представлением. Действие совокупного рычага проявляется в том,что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильноеизменение прибыли. Высокий риск означает не обязательно большие убытки,возможна и высокая прибыль. Чем сильнее вероятный разброс ожидаемой прибыли,тем выше риск.
Поскольку чистая прибыльявляется источником выплаты дивидендов, то коэффициент, который показывает,насколько быстро изменяется чистая прибыль в зависимости от выручки, являетсяодновременно характеристикой степени влияния колебаний выручки на изменениеуровня дивидендов. Поэтому с показателем совокупного рычага связывают оценкууровня риска владельца обыкновенной акции.
При высоком уровнесовокупного рычага даже небольшое уменьшение выручки приводит к существенномууменьшению дивидендов. С другой стороны, от уровня совокупного рычага зависиттемп роста прибыли в случае, если фирма будет увеличивать объем продаж.Уменьшение рычага означает замедление роста прибыли, т.к. нарушается правильнаяпропорция между постоянными и переменными затратами. Постоянные затраты неменяются при сравнительно небольшом изменении выручки, но могутвоспрепятствовать ее дальнейшему росту, если не будут увеличены. А увеличениепостоянных затрат приводит к росту совокупного рычага и повышает риск резкогоснижения прибыли при уменьшении выручки.
Основная идеяпредлагаемой концепции управления риском состоит в том, что предприятие можетвлиять на величину совокупного рычага, изменяя соотношение постоянных ипеременных затрат, не изменяя их общей величины, путем преобразования некоторыхвидов затрат из переменных в постоянные и наоборот.
Совокупный рычаг (СР) –это коэффициент, который показывает, во сколько раз процент изменения чистойприбыли больше процента изменения выручки предприятия, т.е. во сколько разбыстрее изменяется прибыль владельцев по сравнению с выручкой. Он может бытьподсчитан по формуле:
/>
/>где — прирост чистой прибыли ивыручки в процентах.
Числитель данной дробихарактеризует готовность субъекта управления принять угрозу потери прибыли ипоэтому определяется субъективно; его величина во многом зависит от склонностисубъекта управления к риску и от информационной обеспеченности решения. Вкачестве предела допустимого риска можно принять угрозу полной (100 %) потериприбыли.
Знаменатель дробипредставляет собой показатель, характеризующий сложившуюся вариацию отдельныхзначений выручки от реализации. Его определение сводится к расчетуотносительной (с учетом тренда) меры колебаний показателя выручки от реализациипродукции – коэффициенту колеблемости, аналогу коэффициента вариации. Учеттренда при изучении колебаний уровней динамического ряда снижает силу колебанийуровней и позволяет более точно оценивать размах колебаний выручки.
Максимальный уровеньсовокупного рычага не должен превышать частного от деления 100% на величинуобычных колебаний выручки, выраженную в процентах.
Снижению совокупногорычага способствует применение различных форм аутсорсинга, например, отказ отсодержания собственной маркетинговой (юридической, транспортной и т.д.) службыи обращение по мере необходимости к услугам специализированных фирм-партнеров.
Совокупный рычагувеличивает риск компании, но это не означает, что его воздействие следуетминимизировать. Например, если фирма прогнозирует увеличение спроса на своюпродукцию, то она может позволить себе увеличение постоянных затрат (проведениерекламной компании, исследовательские разработки), что обеспечит приростприбыли в будущем. Предприятие должно поддерживать некоторый минимальныйуровень совокупного рычага, обеспечивающий достаточно высокий темп ростаприбыли и дивидендов в случае увеличения объемов сбыта.
Совокупный рычаг (СР)описывает влияние изменений выручки на чистую прибыль, которая являетсявнутренним источником финансирования роста предприятия. Если уровень СРнедостаточен, предприятие не обладает достаточными источниками роста, еговнутренний темп роста (ВТР) снижается. Известно, что ВТР зависит отрентабельности собственных средств (РСС), которая равна отношению чистойприбыли к величине собственных средств, и от нормы распределения (НР), котораяравна доле чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов и другие формыпотребления:
/>
/>
Успешная конкурентнаяпозиция предприятия проявляется в том, что темпы роста его выручки больше илиравны темпа роста рынка, на котором оно работает. Обозначим темп роста рынкачерез b. От предприятия требуется обеспечить ВТР>b:
(1-НР) * РСС > b (4)

Уровень СР должен бытьдостаточным для того, чтобы это условие выполнялось, т.е. чтобы была обеспеченадостаточно большая рентабельность собственных средств в будущем:
/>
Здесь — прирост чистойприбыли в рублях. Обозначим через p прирост чистой прибыли в долях единицы:
/>
Введем обозначение нормыкапитализации прибыли (НК) как доли чистой прибыли к распределению,направляемой на развитие предприятия
/>
Мы хотим увеличить темпыроста, поэтому можно обоснованно принять НР=0, а НК=1.
/>
Из определениясовокупного рычага следует, что
/>

Тогда:
/>
условие РСС1> b преобразуется к виду:
/>
из (12) выразим СР:
/>
Или
/>
Формулы (13) и (14)определяют минимальный уровень совокупного рычага, позволяющий достичьнеобходимого темпа роста b.
Эти формулы предназначеныдля случаев, когда НК * РСС b, то достаточно следить за тем, чтобы СР не превышал своегомаксимального значения.
Таким образом, дляповышения темпов роста низкорентабельным предприятиям нужно увеличивать уровеньсовокупного рычага, что связано с ростом постоянных затрат. Однако общийуровень затрат на низкорентабельных предприятиях и без того слишком высок,поэтому основная идея управления величиной совокупного рычага состоит визменении соотношения между постоянными и переменными затратами без измененияих общей базовой суммы. Легче всего это сделать с заработной платой, заменивсдельную оплату на оклады. Другие возможности связаны с покупкой собственногооборудования взамен аренды, использованием заемных средств, развитиемсобственных каналов реализации товара вместо использования дилеров и агентов,работающих на проценте от реализации. В акционерных обществах росту совокупногорычага и внутренних темпов роста способствует конвертация части обыкновенныхакций в привилегированные с фиксированным уровнем дивиденда.
Повышение уровнясовокупного рычага – новая задача, которая встает перед предприятиями в условияхрастущего рынка. При снижении общих объемов продаж заботы были прямопротивоположными – снижение всех видов постоянных затрат означало уменьшениериска и темпов падения прибыли. Однако сейчас слишком низкий уровень постоянныхзатрат, хотя и не порождает высокого предпринимательского риска, но и не даетпредприятию развиваться темпами, соответствующими темпу развития рынка, а этоозначает потерю своей доли рынка и постепенное вытеснение более агрессивнымиконкурентами.
Поэтому следует болееконкретно сформулировать цель управления постоянными затратами предприятия — войти и удержаться в интервале совокупного рычага от минимального домаксимального:
/>,
где — стандартноеотклонение объемов продаж предприятия; Вср – средний объем продаж за тот жепериод; a – субъективно определяемый параметр степени допустимого риска, b — темп роста рынка, РСС — рентабельность собственных средств предприятия.
Параметр а изменяется от0,5 до 3 и зависит от склонности к риску лица, принимающего решение. При а=0,5убытки могут наступить с вероятностью 31%, при а=1,5 – 7%, при а = 3 – 0,14%.Чем больше а, тем меньше риск, но тем меньше и темп роста предприятия. Т.е. вданном случае субъективно определяемый параметр а означает склонность куклонению от риска или стремление к надежности.
Эффективная стратегияразвития связана с поиском компромисса между риском и возможностью ростаприбыли, дивидендов и объемов продаж в будущем, что является еще одной граньюклассической дилеммы «риск или доходность». Но теперь мы знаемформулы для границ интервала, в рамках которого нужно искать этот компромисс.
Действие совокупногорычага связано с наличием постоянных затрат, не зависящих от объемадеятельности предприятия. Постоянные затраты в виде амортизационных отчисленийи затрат на содержание помещений образуют операционный рычаг, постоянная частьоплаты труда — рычаг, связанный с использованием человеческих ресурсов.Решения, касающиеся заимствования финансовых ресурсов или наоборот, прибыльноговложения временно свободных денежных средств через проценты за кредит и доходыот финансовых вложений образуют финансовый рычаг. Затраты из прибыли посленалогообложения на выплату процентов по облигациям, дивидендов попривилегированным акциям, содержание объектов непроизводственного назначениясоздают финансовый рычаг второго рода.
Таким образом, совокупныйрычаг является произведением шести коэффициентов: операционного рычага,зарплатного, маркетингового и трех финансовых, порождаемых процентами закредит, доходами по ценным бумагам других эмитентов и фиксированными (независящими от выручки) расходами из чистой прибыли после налогообложения.
Воздействие наоперационный рычаг возможно, но степень этого воздействия зависит от структуры затратв отрасли, в которой работает компания. Операционным рычагом (ОР) предприятиеможет управлять в некоторых пределах, увеличивая или уменьшая постоянныеоперационные затраты (аренда, амортизация, административные расходы). Например,решение использовать наемный транспорт вместо собственного превращаеттранспортные расходы из постоянных в переменные и снижает уровень операционногорычага. Манипулируя переменной и постоянной частями затрат, можно влиять наизменение темпов прироста прибыли и величину операционного рычага.
Варьирование структурызатрат представляется возможным, как минимум, в двух направлениях:
изменение переменнойи/или постоянной частей затрат при одновременном изменении величины совокупныхзатрат (при этом неизбежно изменится и соотношение затрат и выручки отреализации);
изменение переменной ипостоянной частей затрат при фиксированной величине суммарных затрат (в этомслучае соотношение затрат и выручки от реализации остается неизменным).
Первое направлениезачастую связано с болезненным для любого предприятия процессом сокращения отдельныхстатей затрат.
Второе направлениеявляется менее болезненным. В то же время классификация затрат на основныекатегории в зависимости от связи с объемом производства – переменные ипостоянные – обусловлена характером конкретного производства, в силу чегосписок переменных и постоянных затрат для каждого предприятия являетсяотносительно устойчивым. Поэтому использовать данный путь становится возможнымлишь в отношении определенных статей затрат.
Так, у фондоемкихпроизводств наблюдается высокая доля постоянных издержек в совокупных затратах,обусловленная большим удельным весом амортизационных отчислений. Данная статьязатрат носит явно выраженный постоянный характер; «переместить» ее вкатегорию переменных затрат не представляется возможным.
Для фирм, работающих ввысокотехнологичных отраслях, – например, разработка программного обеспечения –обязательны существенные затраты на НИОКР. Эти затраты являются постоянными, а,значит, повышают уровень операционного рычага, что приводит к увеличениюпроизводственного риска и возможным значительным колебаниям прибыли до выплатыпроцентов и налогов. Наоборот, для небольших продуктовых магазинов постоянныезатраты обычно относительно низки, а значит уровень операционного рычага тоженевысок, что снижает риск и делает прибыль более стабильной. Под «низкими»или «высокими» затратами подразумевается сравнение процентапеременных и постоянных затрат в определенном стоимостном объеме выпуска поразличным отраслям.
Затраты на оплату труда взависимости от вида системы оплаты труда могут рассматриваться либо какпеременные – при сдельной оплате, либо как постоянные – при твердом окладе.Поэтому именно для трудоемких производств второе направление манипулированияструктурой затрат является столь же актуальным, как и первое.
В совокупных затратах наоплату труда можно выделить переменную часть, которая возрастает либоуменьшается пропорционально объему деятельности (например, премиальные выплаты,сдельная зарплата, вознаграждение продавцам и агентам в виде процента отвыручки), и постоянную часть, которая не следует за динамикой объемапроизводства, а начисляется в прежних размерах и при сужении деятельностипредприятия и снижении выручки от реализации (так обстоит дело с частьюзаработной платы, начисляемой по тарифным ставкам и окладам). Поэтому,правильно устанавливая долю переменной части зарплаты в выручке, предприятиеможет управлять «зарплатным» рычагом.
Для предприятий, укоторых доля затрат на оплату труда превышает 20% от себестоимости,представляется возможным создать систему оплаты труда, учитывающую динамикурынка. В случае роста рынка предприятие снижает переменную часть ФОТ,выплачиваемую в виде премиальных выплат, по сдельным расценкам, в процентах отвыручки, и несколько повышает постоянную часть, способствуя тем самымувеличению массы прибыли и потенциальному развитию производства (присоответствующем использовании прибыли). В случае падения рынка главнаястратегическая установка направлена на разделение рисков между предприятием иработниками, при которой снижается гарантированная доля оплаты труда иповышается ее переменная часть. Эта система была опробована в Управлениифедеральной почтовой связи по Тульской области в 2004 году.
Для обоснования структурызатрат на оплату труда требуется определить значения следующих показателей:
Ø коэффициента b – доли затрат на оплату трудасоответствующей категории работников в совокупных затратах;
Ø коэффициента g – соотношения затрат и выручки отреализации;
Ø коэффициента d0 – доля постоянной части в затратахпри допущении о постоянном характере всех затрат на оплату труда ;
Ø допустимогоуровня операционного рычага (СРmaxиз ф-лы (15) );
Ø ожидаемогоизменения выручки от реализации (прогноз выручки b).
Зависимость переменнойчасти затрат на оплату труда (коэффициента a) от уровня операционного рычага (a = f (ОР) протабулирована А.Калугиным на основе разработанной им совместно с Н. Ушаковой математическоймодели, что позволяет в каждом конкретном случае, определяемом сочетаниемвышеперечисленных параметров, найти рекомендуемое значение a.
Доля зарплаты в выручкеопределяется произведением a*b*g .
Например, для продажисопутствующих товаров в отделениях почтовой связи такой расчет показал, чтопомимо окладов им можно платить до 11,28 коп. с каждого рубля выручки.
Полученные выводы былипроверены по отчетным данным 45 предприятий Тульской области, выбранных вслучайном порядке управлением госстатистики. Выяснилось, что у 17 из нихкоэффициент a соответствовалрекомендованному таблицами, а у 28 — нет. У предприятий первой группы (справильным, на наш взгляд, соотношением постоянной и переменной части оплатытруда) размер зарплаты и темпы роста выручки были в среднем в 1,5 раза выше,чем в контрольной группе.
Определение силы влияниямаркетинговых затрат на величину операционного рычага в современных условияхявляется важным, поскольку в деятельности хозяйствующих субъектов возрастаетдоля затрат на маркетинг. Маркетинговая политика, принятая организацией,предполагает наличие определенных расходов на свое осуществление. Эти затраты взависимости от конкретной маркетинговой деятельности можно отнести к переменным(бонусы, скидки) или к постоянным (реклама, маркетинговые исследования, затратына совершенствование товарной смеси). Условно-постоянные затраты составляютосновную долю маркетинговых затрат.
Маркетинговая политика,выраженная в виде определенной суммы постоянных затрат, предполагает дваразнонаправленных, с точки зрения влияния на уровень совокупного риска,процесса.
Первый – осуществлениезатрат на проведение маркетинговых мероприятий – увеличивает общую суммупостоянных затрат предприятия, вследствие чего уменьшается запас финансовойпрочности и в результате увеличивается значение совокупного рычага.
Второй – приращениевыручки в результате проведения маркетинговых мероприятий – приводит к большему«убеганию» выручки от точки безубыточности, то есть запас финансовойпрочности увеличивается, что в итоге означает уменьшение совокупного рискакомпании.
Итак, маркетинговыезатраты с одной стороны, увеличивают рычаг, а с другой стороны, уменьшают его.Существование таких противоположным образом направленных тенденций позволяетпредположить существование точки перегиба, соответствующей оптимальной величинезатрат на маркетинг.
Исследование былонаправлено на выявление условий, при которых преобладает один из процессов, ипроводилось методом финансового моделирования. В основу модели положен расчетприбыли в зависимости от выручки и прирост выручки в зависимости отмаркетинговых затрат пропорционально коэффициенту эластичности. В ходеэкспериментов на модели удалось выявить, что точки экстремума на кривыхсовокупного рычага возникают, если:
Ø рентабельностьпродаж не превосходит 20%;
Ø доля переменныхзатрат в выручке не превосходит 40%;
Ø долямаркетинговых затрат по отношению к выручке не превосходит 10%.
В итоге Т.Еринойпредложена формула для расчета предельной доли маркетинговых затрат поотношению к выручке:
/>,(16)
где /> - доля маркетинговыхзатрат по отношению к выручке;
В0– исходнаявеличина выручки от реализации;
Эр — эластичность спросапо рекламе;
/> - темп роста маркетинговыхзатрат;
Соп –постоянные операционные затраты;
t – период;
СРmax –максимально допустимое значение совокупного рычага.
Апробация разработанноймодели была проведена на примере тульского филиала ООО «Русский Свет»,которое занимается продажей электротехнической продукции.
Оказалось, что принятая ворганизации величина расходов на маркетинг превышает их оптимальный уровень(существующая доля маркетинговых затрат – 10% от выручки, в то время какпредельно допустимое ее значение – 8,22% по отношению к выручке). Величинасовокупного рычага при этом составляет 5,7, что также превышает максимальнодопустимое для данной фирмы значение (4,76).
Дальнейшее наращиваниезатрат в такой ситуации грозит для компании уменьшением величины чистойприбыли, а в перспективе – появлением убытков.
В связи с этим, длятульского филиала фирмы «Русский Свет» в сложившихся условияхфункционирования наиболее целесообразно постепенно снижать свои постоянныезатраты на маркетинг, как по абсолютной величине, так и за счет замены ихпеременными.
Основываясь на расчетах,проведенных с помощью разработанной модели, для тульского филиала фирмы «РусскийСвет» было рекомендовано принять на 2008 год темп сокращения постоянныхмаркетинговых затрат равный 5% в месяц. Благодаря изменению маркетинговойполитики уже в мае доля маркетинговых затрат компании стала ниже предельнодопустимой, а в августе величина совокупного рычага вошла в границыоптимального интервала, определяемого формулой (15).
Финансовый рычаг ФР1возникает за счет процентов по кредиту и поддается управлению через увеличениеили уменьшение использования заемных средств. Эта тема хорошо проработана втеории финансового менеджмента. Известны формулы эффекта финансового рычага играницы его применения, однако при этом не учитывалась связь с другимиаспектами деятельности предприятия. Максимум, что можно получить изсуществующих теорий формирования источников финансирования – это совет «неувеличивать одновременно и операционный, и финансовый рычаг, поскольку онивзаимно усиливают друг друга».
Если предприятие, помимоактивов, связанных с основной деятельностью, владеет также портфелем ценныхбумаг других эмитентов, то у него возникает еще один финансовый рычаг ФР2,действие которого в периоды роста фондового рынка уменьшает совокупный рычагСР, а в периоды падения – увеличивает его. Остается вычислить, не станет лисовокупный рычаг при уменьшении меньше минимального, а при увеличении – большемаксимального.
Если доход, полученный отвладения портфелем ценных бумаг, превысит размер финансовых издержек, связанныхс использованием заемных средств, то финансовый рычаг
ФР = ФР1 * ФР2= операционная прибыль / балансовая прибыль
становится меньше 1. Этоозначает, что предприятие может повысить уровень операционного рычага, невыходя за рамки, определенные выше для совокупного рычага СР.
Управление риском черезФР2 значительно проще, чем через изменение операционного рычага ОР,потому что не затрагивает постоянные активы. Благодаря высокой ликвидностиинструментов фондового рынка ФР2 можно изменить быстрее, чем ФР1.
При инвестировании впортфель ценных бумаг, воспроизводящий структуру фондового индекса, доход отвладения портфелем DP может быть выражен через стоимость портфеля P и приростбиржевого индекса Ip в долях единицы:
DP = P * Ip
В общем случае доходможет быть оценен с поправкой на бетта-коэффициент, выражающий риск портфельныхинвестиций.
При росте фондовогоиндекса совокупный риск СР уменьшается, и нужно проверить, не станет ли меньшеминимального. При этом формула ФР2 имеет вид:
ФР2 = (НРЭИ =ФИ) / (НРЭИ – ФИ + DP),
где НРЭИ – операционнаяприбыль (прибыль до вычета процентов и налогов), ФИ – финансовые издержки,равные сумме процентов за кредит. Размер вложений в ценные бумаги определяетсяиз условия
ОР* ФР1 * ФР2> СРmin
При падении фондовогоиндекса совокупный рычаг растет, поэтому нужно проверять условие
ОР* ФР1 * ФР2
а ФР2 вычислятьпо формуле:
Пчист / (Пчист —. DP), где
Пчист — чистаяприбыль после уплаты налогов.
Вложения в ценные бумагидругих эмитентов добавляют возможностей по управлению уровнем совокупногорычага на предприятии. Эти вложения, создавая определенный доход, не связанныйс изменением выручки от реализации продукции, порождают эффект, аналогичныйдействию операционного рычага, но направленный в противоположную сторону. Упредприятия, владеющего портфелем ценных бумаг, прибыль зависит не только отвыручки, но и от ситуации на фондовом рынке. Прибыль становится болееизменчивой, но степенью этой изменчивости управлять становится легче. С учетомограничений на минимальный и максимальный размер рычага Е.Ушаковым выведеныформулы расчета допустимой величины портфеля ценных бумаг для предприятия, неявляющегося институциональным инвестором. Финансовый рычаг ФР3,возникающий при наличии фиксированных выплат из чистой прибыли, рассмотрен намив более ранних публикациях Таким образом, совокупный рычаг СР состоит изпредпринимательского ПР и финансового ФР:
СР = ОР*ФР,
а каждый из них, в своюочередь, включает по три сомножителя:
ПР = ОР*ЗР*МР
(операционный, зарплатныйи маркетинговый рычаги);
ФР=ФР1*ФР2*ФР3.
Управление уровнемсовокупного риска сводится к тому, чтобы произведение этих шести сомножителейне выходило за пределы интервала, определяемого по формуле (15). Теоретическизначения сомножителей могут быть определены методом нелинейногопрограммирования, однако практически достаточно контролировать выполнениеусловия (15) при каждом решении, затрагивающем какую-либо часть постоянныхзатрат.
Таким образом, разныеаспекты деятельности предприятия объединены в едином показателе, и вполнеестественно, что при этом используются универсальные денежные измерители.Согласованность решений в области человеческих ресурсов, маркетинга и операцийможет быть достигнута через структуру затрат и определение верхних и нижнихпределов риска.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическое военно-политическое давление международного сообщества на правительство САР в начале ХХI века
Реферат Рентгеноанатомия голеностопного сустава
Реферат Построение, разработка версий и планирование расследования
Реферат Отчет о производственной практике по предмету «Банковское дело» на примере ОАО «Альфа-Банк»
Реферат Деньги, виды денег
Реферат Архетип и ментальность в контексте истории
Реферат Anticencorship Essay Research Paper AntiCensorshipFor a long
Реферат Современная буржуазная философско-религиозная антропология (концепции Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена).
Реферат Налоговые органы РФ
Реферат Крепостное право причины закрепощения
Реферат Common Ground Essay Research Paper In the
Реферат «Интегративный комплекс \"наука-образование-бизнес\": сравнительная эффективность моделей организации и управления»
Реферат Естествознание - уроки где ставятся проблемы
Реферат Вихри течения Ойясио
Реферат Системная технология воздействия на пласт