Комплекснаяоценка эффективности инновационного проекта
Пояснительнаязаписка
красчетно-графической работе по дисциплине
«Инновационныйменеджмент транспортных систем»
ИМТС 05.54 ПЗ
Ростов-на-Дону
Содержание
Введение
1 Исходные данные
2 Определение основных параметров
3 Оценка экономической эффективности инновационного проекта
4 Комплексная оценка эффективности инновационного проекта
5 Исследование чувствительности проекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
В даннойрасчетно-графической работе я должен ознакомиться с методами оценки эффективностиинновационных проектов.
Оценку должен произвести, сравнивая два варианта базовый и предлагаемый. Оценка осуществляется повеличине показателя технико-экономического уровня />. Если проекты равнозначны, то /> равен единице.Если предлагаемый вариант лучше базового, то /> больше единицы, а если базовыйлучше предлагаемого, то /> меньше единицы.
Оценка производится по несколькимкритериям: по имеющим логический смысл – конструкционная скорость, мощность,длина, масса, количество секций, срок окупаемости тепловоза, срок службытепловоза,– и показателям, не имеющим логического смысла – экологичность,безопасность, новизна, престижность, имидж. Значение показателей экологичности,безопасности, новизны, престижности, имиджа, а также весовые коэффициенты определяютсяметодом экспертных оценок.
1 Исходные данные.
Вариант 54.Показатель Базовый Предлагаемый Мощность, кВт 2200 2800 Конструкционная скорость, км/ч 140 210 Масса, т 135 135 Количество секций, сек 1 1 Длина, м 17 19 Уд. расход электроэнергии, кВт/(10тыс т∙км брутто) 48 52 Парк локомотивов, шт 42 42 Срок службы электровоза, лет 20 22 Срок начала замены парка, лет 3 3 Срок замены парка, лет 1 1 Срок реконструкции локомотивного хозяйства, лет 2 2 Капитальные вложения на реконструкцию локомотивного хозяйства, млн. руб. 35 38 Стоимость локомотива, млн. руб. 30 46 Средняя масса поезда, т 1400 1800 Среднесуточный пробег локомотива, км 540 580 Средняя себестоимость 10 т∙км брутто, руб. 2,1 2,4 Средний тариф 10 т∙км брутто, руб. 3,5 4,1 Отношение тарифных и общих т∙км 0,95 0,96 Отношение эксплуатируемого и инвентарного парка 0,82 0,79 Доля расходов локомотивного хозяйства в общих эксплуатационных расходах сети 0,37 0,35 Норма дисконта 0,09 0,09 Критерии Мощность, кВт
+ Конструкционная скорость, км/ч
+ Масса, т
+ Количество секций, секц.
+ Длина тепловоза, м
+ Уд. расход топлива
- ЧДД, млн. руб.
+ Кредит (максимальный), млн. руб.
- Срок окупаемости, лет
+ Срок службы, лет
+ ВНД
- Средний годовой эффект, млн. руб.
+ Стоимость тепловоза, млн. руб.
- Экологичность
+ Безопасность
+ Престижность
+ Новизна
+ Имидж РЖД
-
2 Определение основныхпараметров
Доход находим по формуле:
/> млн руб / год
где: />тар –величина тарифа за перевозки руб/10ткм бр.;
/> – отношение тарифных и общих тоннна километр;
/> – средний вес поезда, т;
/> – среднесуточный пробег локомотива,км;
/> – парк локомотивов.
/> – отношение эксплутационного паркак инвентарному;
/> – доля расхода локомотивногохозяйства в общих эксплутационных расходах сети;
/> млн руб / год
/> млн руб / год
Эксплуатационные расходынаходим по формуле:
/> млн руб / год
где: /> – себестоимость перевозок10 т∙км бр, руб.
/> млн руб / год
/> млн руб / год
Капиталовложения находимпо формуле:
/> млн руб
где: /> – капиталовложения нареконструкцию депо, млн. руб.;
/> – капитальное вложение в парк, млнруб
/>
где: S – стоимость локомотива, млн. руб.
/>млн руб
/> млн руб
/> млн руб
/> млн руб
3 Оценка экономическойэффективности инновационного проекта
Оценка экономическойэффективности инновационного проекта производится по величине чистогодисконтированного дохода (ЧДД), который определяется по формуле:
/> млн руб
Зi= Ki+ Иiмлн руб
где: Дi – доходы за i-ый год;
Ki – капитальное вложение, млн руб
Иi – годовые издержки, млн руб
i – год
/> – расходы (затраты) за i-ый год;
/> – коэффициент приведения, которыйнаходиться по формуле:
/>
где: /> – норма дисконта.
Также экономическуюэффективность инновационного проекта будем оценивать по величине среднегодовогоэффекта, который определятся по формуле:
/>
Срок окупаемости – этотот год жизни проекта в котором ЧДД становится и остается положительным.
В начале проведем оценкуэкономической эффективности базового проекта, а потом для предлагаемого. Всерезультаты сводим в таблицу 1 и 2.
Таблица 1 – Оценкаэкономической эффективности базового проекта.Год Капиталовложения Иi Зi Дi Эi li ЧДД Kп Парк Ki год Нар. итог 17,50 /> 17,50 /> 17,50 /> -17,50 1,0000 -17,50 -17,50 1 17,50 /> 17,50 /> 17,50 /> -17,50 0,9174 -16,06 -33,56 2 /> 1260 1260 738,4 1998,4 1169,53 -828,87 0,8417 -697,64 -731,20 3 /> /> /> 738,4 738,40 1169,53 431,13 0,7722 332,91 -398,29 4 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,7084 305,42 -92,86 5 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,6499 280,20 187,34 6 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,5963 257,07 444,41 7 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,5470 235,84 680,25 8 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,5019 216,37 896,62 9 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,4604 198,50 1095,13 10 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,4224 182,11 1277,24 11 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,3875 167,08 1444,32 12 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,3555 153,28 1597,60 13 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,3262 140,63 1738,22 14 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,2992 129,01 1867,24 15 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,2745 118,36 1985,60 16 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,2519 108,59 2094,19 17 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,2311 99,62 2193,81 18 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,2120 91,40 2285,21 19 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,1945 83,85 2369,06 20 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,1784 76,93 2445,99 21 /> /> /> 738,4 738,4 1169,53 431,13 0,1637 70,58 2516,56 /> 10,2922 ЧДД 2516,56
Таблица 2 – Оценкаэкономической эффективности предлагаемого варианта.Год Капиталовложения Иi Зi Дi Эi li ЧДД Kп Парк Ki год Нар. итог 19,00 /> 19,00 /> 19,00 /> -19,00 1,0000 -19,00 -19,00 1 19,00 /> 19,00 /> 19,00 /> -19,00 0,9174 -17,43 -36,43 2 /> 1932 1932 1062,1 2994,10 1741,8 -1252,3 0,8417 -1054,05 -1090,48 3 /> /> /> 1062,1 1062,10 1741,8 679,68 0,7722 524,84 -565,65 4 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,7084 481,50 -84,14 5 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,6499 441,75 357,60 6 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,5963 405,27 762,87 7 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,5470 371,81 1134,68 8 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,5019 341,11 1475,79 9 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,4604 312,94 1788,73 10 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,4224 287,10 2075,84 11 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,3875 263,40 2339,24 12 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,3555 241,65 2580,89 13 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,3262 221,70 2802,58 14 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,2992 203,39 3005,97 15 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,2745 186,60 3192,57 16 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,2519 171,19 3363,76 17 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,2311 157,06 3520,82 18 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,2120 144,09 3664,91 19 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,1945 132,19 3797,10 20 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,1784 121,28 3918,37 21 /> /> /> 1062,1 1062,1 1741,8 679,68 0,1637 111,26 4029,64 /> 10,2922 ЧДД = 4029,64
Найдем среднегодовойэффект базового проекта:
/>млн руб/год;
Из таблицы можноопределить срок окупаемости:
/>лет
Внутренняя нормадоходности (ВНД) – это такая величина нормы дисконта, при котором ЧДДобращается в ноль. Определяется методом подбора до тех пор, пока ЧДД не станетотрицательным
ВНД = 0,4823
Найдем среднегодовойэффект предлагаемого проекта:
/> млн руб/год;
Из таблицы можноопределить срок окупаемости:
/>лет
ВНД = 0,5129
4 Комплексная оценкаэффективности инновационного проекта
Комплексную оценкуэффективности инновационного проекта проводим с помощью показателятехнико-экономического уровня (/>), который определяется поформуле:
/>
где /> – если улучшениекритерия соответствует увеличению показателя;
/> – если улучшение критериясоответствует уменьшению показателя;
/> – значение показателя i-го критерия;
/> – весовой коэффициент.
Определяем компетентностьэкспертов по формуле:
/>
где /> – субъективная оценкаэксперта;
/> – объективная оценка эксперта,которая определяется как
/>
где /> – оценка квалификацииэксперта;
/> – оценка теоретической подготовкиэксперта;
/> – оценка опытности эксперта;
/> – оценка кругозора эксперта.
Критерии бывают трехвидов:
- Имеющиелогический смысл, они могут быть измерены числом, сами собой;
- Не имеющиелогического смысла, но которые можно измерить с помощью какого-либо параметра;
- Не имеющиелогического смысла, измеряются в бальной системе экспертами.
Весовые коэффициенты изначение критериев третьего вида определяем методом экспертных оценок по десятибальной системе. Среднее значение экспертных оценок определяем по формуле:
/>
где /> – оценка i-го эксперта;
/> – показатель компетентности.
Таблица 3 – Экспертныеоценки показателей критериев и весовых коэффициентов.Обозначения показателя Экспертная оценка показателей Среднее значение показателей I эксперт II эксперт III эксперт Баз. Пред. Баз. Пред. Баз. Пред. Баз. Пред. ЭКОЛОГ. 7 10 8 8 8 9 7,75 8,85 БЕЗОПАС. 6 9 7 8 8 9 7,11 8,6 ПРЕСТИЖ 5 8 4 8 6 9 4,97 8,36 НОВИЗНА 5 8 4 8 3 8 3,88 8
g1 9 9 10 9,36
g2 10 10 10 10
g3 2 3 2 2,39
g4 3 3 3 3
g5 2 1 1 1,25
g6 10 10 9 9,64
g7 6 6 5 5,64
g8 8 8 9 8,36
g9 6 6 7 6,36
g10 9 6 4 6,01
g11 10 10 10 10
g12 10 6 7 7,35
g13 5 7 4 5,42
Результаты оценкикомпетентности экспертов приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Оценкакомпетентности экспертов.Эксперт
Квалификация, />
Теоретическая подготовка,
/>
Опыт, />
Кругозор, />
Объективная оценка,
/>
Субъективная оценка, />
/> 1 6 3 7 6 5,5 5 0,275 2 8 3 3 8 5,5 8 0,44 3 7 6 7 7 6,75 6 0,405
Для нашего случая формулапоказателя технико-экономического уровня принимает вид:
/>
где: gi – весовой коэффициент;
N — мощность, кВт;
Vk – конструктивная скорость, км/ч;
M – масса, т;
F – количество секций, шт
L – длинна, м;
ЧДД – чистыйдисконтированный доход, млн руб;
Ток – срококупаемости, лет;
Тсл – срокслужбы, лет;
/> – средний годовой эффект
ЭКЛ – экологичность;
БЕЗ – безопасность;
ПРЖ – престижность;
НВЗ – новизна;
На основании выполненныхрасчетов определяем показатель технико-экономического уровня:
Так как показательтехнико-экономического уровня />, следовательно, предлагаемый вариантпроекта лучше, чем базовый, который принимаем в настоящее время.
5 Исследование чувствительностипроекта
Чувствительность проектак изменению выбранного параметра производится путем определения ЧДД дляразличных значений этого параметра, при этом определяется область, при которойЧДД становиться и остается меньше нуля.
Исследуется предлагаемый вариант.
Точка пересеченияграфиков с осью абсцисс называется точкой безубыточности.
Проект исследуется начувствительность по следующим показателям:
— норма дисконта;
— величина парка;
— цена локомотива;
— капитальные вложения вреконструкцию локомотивного хозяйства.
Если значениячувствительности ≤ 5%, то проект считается неустойчивым по даннымпоказателям.
Исследованиечувствительности по норме дисконта.
Исследованиечувствительности по норме дисконта при значениях 0,1; 0,2; 0,3; 0,4;0,513 приведеносоответственно в таблицах 5, 6, 7, 8,9.
По результатам расчетовстроим график изменения ЧДД в зависимости от нормы дисконта, рисунок 1.
Чувствительность проектапо изменению нормы дисконта.
/>
Проект устойчив.