Реферат по предмету "Менеджмент"


Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции

--PAGE_BREAK--Косвенные затраты возникают и формируются за отчетный /плановый период независимо от того, сколько и каких изделий производят и производят ли вообще (арендная плата, амортизационные отчисления и т.п.). К косвенным затратам относят: вспомогательные материалы; заработную плату подсобных рабочих, менеджеров, мастеров, контролеров и другого вспомогательного персонала. Косвенные затраты включают либо в бюджет общепроизводственных расходов, либо в бюджет управленческих расходов.
Затраты можно классифицировать в соответствии с тем, насколько они значимы для конкретного управленческого решения. Релевантные затраты — это значимые затраты будущего периода, которые меняются в результате принятия решения. Затраты называют нерелевантными, если они являются незначимы, т.е. не влияют на принимаемое решение.
Предотвратимые затраты — это затраты которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. При принятии управленческого решения только предотвратимые затраты.
Невозвратные затраты — это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. Поскольку принятие управленческих решений касается будущей деятельности предприятия, изменить что-нибудь в прошлом уже нет возможности. Поэтому прошлые (невозвратные) затраты следует исключить при принятии решения: они «подобны сбежавшему молоку». Невозвратные затраты часто возникают при оценке инвестиционных проектов. Решение о принятии (отказе от принятия) инвестиционного проекта необходимо принимать без учета невозвратных затрат, поскольку они представляют собой произошедших в прошлом необратимый отток капитала. Только в том случае, когда невозвратные затраты — единственная основа определения будущих затрат по инвестиционному проекту, их следует брать в расчет [8].
Следует различать нерелевантные и невозвратные затраты. Не все нерелевантные затраты являются невозвратными. Например, при проведении сравнительного анализа двух альтернативных методов производства выяснилось, что при любом варианте затраты на материалы — одинаковы. В этом случае расходы на такие материалы являются незначимыми (нерелевантными), поскольку они остаются неизменными при выборе любого варианта. Однако затраты на материал не являются невозвратными, поскольку он будет потреблен в будущем. Такие затраты становятся предотвратимыми.
Затраты любого предприятия можно разделить на явные и неявные (альтернативные издержки). Сумма всех явных затрат — себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью — прибыль. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, предприятию достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Однако положительная бухгалтерская прибыль не всегда свидетельствует о благополучие предприятия.
Иногда для принятия управленческих решений необходимо суммарные издержки включать в затраты, которые денежных расходов не требуют. Такие затраты называют неявными (альтернативными, или вмененными). Альтернативные затраты — это доход, который могло бы получить предприятие если бы предпочло иной вариант использования ресурсов [15].
Затраты классифицируют по месту возникновения затрат — в зависимости от организационного деления и технологических особенностей предприятия. Руководитель центра затрат (начальник отдела, мастер) несет ответственность за издержки этого подразделения и должен обеспечить выполнение запланированных показателей. Он должен организовать нормирование, планирование и учет затрат. Центр затрат может быть как достаточно большим (например, завод), так и малым (рабочее место). Крупные центры затрат могут состоять из более мелких, в то же время несколько рабочих мест могут быть объединены в более крупный центр затрат (отдел, служба, цех).
Затраты делят на две группы регулируемые (контролируемые), нерегулируемые (неконтролируемые). Если руководитель центра затрат способен влиять на затраты, они являются регулируемыми, если затраты не поддаются управлению — нерегулируемые. Например, в производственном цехе допущен перерасход сырья и материалов. Эти затраты — контролируемые для начальника цеха (центра затрат) в случае когда перерасход вызван нарушением технологического процесса. В случае приобретением предприятием материалов низкого качества ответственность понесет начальник отдела материально-технического снабжения, а для начальника цеха затраты станут неконтролируемыми.
Формирование центром затрат способствует:
контролю и оперативному реагированию на отклонение от плановой величины издержек;
сокращению отклонению фактических затрат от нормативных;
сокращению затрат с учетом ответственности за это конкретных структурных подразделений, должностных лиц.
Однако уменьшение затрат имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции [27].
Рассмотрим основные виды себестоимости, представленные на рисунке 2.


Рисунок 2 — Виды себестоимости
Таким образом, для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. Мы выяснили, что управление затратами — это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.

1.2 Приемы и показатели операционного анализа Операционный анализ, известный также как анализ «затраты — объем-прибыль» (cost-volume-profit, или СVР-анализ) — это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства.
СVР — анализ, по мнению Лихачевой О.И., рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции [27].
СVР — анализ позволяет:
Определить объем прибыли для заданного объема продаж.
Спланировать объем реализации продукции, который обеспечит желаемое значение прибыли.
Определить объем продаж для безубыточной работы предприятия.
Установить запас финансовой прочности предприятия в его текущем состоянии.
Оценить, как повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства.
Установить, до какой степени можно увеличивать/снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, и изменять тем самым уровень операционного риска предприятия.
Определить, как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции (работ, услуг) на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевой выручки.
Классическая модель CVP-анализа достаточно упрощенная, она должна учитывать допущения, которые будут рассмотрены далее. Тем не менее, операционный анализ — не только теоретический метод, но и инструмент, которым предприятия широко пользуются на практике для принятия управленческих решений.
Цель CVP-анализа — установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства. Эта информация имеет существенное значение для финансового менеджера, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции, например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыли и не несет убытки (находится в точке безубыточности).
Рассмотрим экономическую модель СVР-анализа, показывающую теоретическую зависимость между совокупными доходами (выручкой), затратами и прибылью, с одной стороны, и объемом производства — с другой.
Маржинальные затраты характеризуют скорость роста переменных затрат при увеличении объема производства. Согласно экономической теории, прибыль максимальна в точке, в которой любое малое приращение объема выпуска продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. прибыль максимальна, когда маржинальные затраты равны маржинальной выручке (Marginal sales):
МР = MS — MC = О (4)
где MP — маржинальная прибыль;
MS — маржинальная выручка;
МС — маржинальные затраты.
Для предприятия значение маржинальных затрат — важный индикатор при выборе наиболее выгодного объема производства. Если прирост выручки на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут затраты (MS > МС), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут, и предприятию следует расширять производство данного товара. Если же большим оказывается темп роста затрат (МС > MS), то уровень производства выше оптимального и расширение производства нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может снизить валовую прибыль. Таким образом, пока маржинальные затраты падают, нужно увеличивать объем производства, когда они начинают расти — увеличение объема производства невыгодно.
Гаврилова А.Н. выделяет следующие основные показатели операционного анализа [17]:
точка безубыточности (порог рентабельности) — критический объем (шт. натуральные единицы, порог рентабельности (руб., ассортимент);
определение целевого объема продаж;
запас финансовой прочности (руб., %);
анализ ассортиментной политики;
операционный рычаг.
Рассмотрим подробнее каждый элемент.
1) Точка безубыточности (порог рентабельности).
С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть, то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:
Точка безубыточности — это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма, не достигающая точки безубыточности, действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.
Для того чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:
Предельный доход — величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
Предельные издержки — величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;
Средние полные издержки — доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
Из курса микроэкономики известно, что, начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода — убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу.
Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль: максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам [36].
Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками.
В данном случае равенство предельного дохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.
Следовательно, точка безубыточности — это выручка от реализации, покрывающая сумму постоянных и переменных затрат при заданных объеме производства и коэффициенте использования производственных мощностей, а прибыль при этом равна нулю. Точку безубыточности можно рассчитать двумя методами:
аналитическим;
графическим.
Остановимся подробнее на аналитическом методе определения точки безубыточности. Введем важные определения.
Маржинальная прибыль на единицу продукции (MP на единицу) — это превышение продажной цены за единицу продукции (р) над переменными затратами на единицу продукции (v):
MP на единицу = р — v (5)
Коэффициент маржинальной прибыли (коэффициент MP) — это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах:
Коэффициент  (6)
Коэффициент маржинальной прибыли также может быть рассчитан другим способом с использованием данных, характеризующих единицу продукции:
Коэффициент  (7)
В формуле 7 коэффициент v/p — это доля переменных затрат в выручке. Если переменные затраты составляют 20% цены, коэффициент маржинальной прибыли равен 80%.
Точку безубыточности (break-even point, ВЕР) можно рассчитать как в стоимостном выражении (руб), так и в натуральном выражении (шт):
В стоимостном выражении:
 (8)
В натуральном выражении:
 (9)
2) Определение целевого объема продаж
Целевой объем продаж (purpose-oriented Sales, или S) — это объем продаж, соответствующий целевой прибыли. Его рассчитывают по следующей формуле:
 (10)
Если целевую прибыль задают как прибыль после уплаты налогов, формула 9 принимает вид:
 (11)
где t — ставка налога на прибыль.
3) Запас финансовой прочности
Запас финансовой прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, насколько предприятие может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки. Запас финансовой прочности рассчитывают в процентах от планируемого объема продаж по формуле:
Запас финансовой прочности =  (12)
Чем правее от точки безубыточности стоит планируемый объем продаж, тем меньше вероятность убытков при возможном снижении продаж.
Рассмотрим некоторые области применения операционного анализа и анализа чувствительности.
Правильность выходных параметров модели CFP-анализа зависит от того, насколько точны исходные данные. При анализе делают те или иные допущения об уровнях цен, постоянных и переменных затратах, ценах реализации единицы продукции и др. Очевидно, степень неопределенности оценок этих переменных лицом, принимающим решение, будет разной. Один из способов учета изменений исходных данных — анализ чувствительности («what if» analysis). В отношении CFP-анализа анализ чувствительности позволяет получить ответы на многие вопросы, например:
каков объем увеличения прибыли, если объем продаж увеличить на 10 изделий?
    продолжение
--PAGE_BREAK--какова будет прибыль, если переменные затраты сократить на 10%, а постоянные затраты увеличить на 5%?
Проведение анализа чувствительности в отношении СVР-анализа упрощает применение пакетов прикладных программ Excel.
4) Анализ ассортиментной политики.
До сих пор при проведении CVP-анализа мы допускали, что предприятие производит одно изделие. Однако в реальной жизни практически все предприятия производят и реализуют множество самых разных изделий.
Ухудшение (улучшение) ассортимента, по мнению Карасевой И.М., снижает (увеличивает) прибыль предприятия. В общем случае, смещение акцента от низкоприбыльных изделий к высокоприбыльным увеличивает общую прибыль предприятия Решая вопрос, производство каких товаров ассортимента надо наращивать, а каких — сокращать (либо прекращать), следует учитывать следующее [25]:
чем больше маржинальная прибыль, тем больше объем и благоприятнее динамика прибыли;
производство/продажа товара всегда связаны какими-либо ограничивающими факторами, которые зависят от специфики бизнеса и свойств внешней среды. К таким факторам относят: объем производственных мощностей предприятия, емкость рынка сбыта, возможности использования трудовых ресурсов, доступность сырья и материалов, степень напряженности конкурентной борьбы, величину рекламного бюджета и пр. Самый жесткий ограничивающий фактор — время.
Выбор приоритетного товара с помощью критерия «максимальный коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции — максимальная прибыль» может привести к неверным выводам. Необходимо основывать свой выбор на критерии «максимальная маржинальная прибыль на фактор ограничения — максимальная прибыль».
5) Операционный рычаг.
Операционный рычаг (leverage) — это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Действие операционного рычага заключено в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема выпуска. Изменяя величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно вычислить, на сколько процентов возрастет прибыль.
Уровень или силу воздействия операционного рычага {Degree operating leverage, DOL) выразим как:
 (13)
Чем больше доля постоянных затрат, тем выше уровень операционного рычага, а следовательно, и больше деловой (производственный) риск.
По мере удаления выручки от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага ослабевает, а запас финансовой прочности увеличивается. Это связано с относительным уменьшением постоянных издержек.
В практических расчетах для определения уровня операционного рычага используют следующую формулу:
 (14) или  (15)
Уровень операционного рычага не является постоянной величиной и зависит от выбранного базового значения продаж. Например, при безубыточном объеме продаж уровень операционного рычага будет стремиться к бесконечности. Уровень операционного рычага имеет наибольшее значение в точке, несущественно превышающей точку безубыточности. В этом случае даже незначительное изменение объема продаж приводит к существенному относительному изменению прибыли до выплаты процентов и налогов. Изменение от нулевой прибыли к какому-либо ее значению представляет собой бесконечное процентное увеличение.
На практике большим операционным рычагом обладают предприятия, которые имеют высокую долю основных средств и нематериальных активов в балансе и большие управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень операционного рычага присущ предприятиям, у которых высока доля переменных затрат.
Таким образом, понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности оперативной деятельности предприятия.
При интерпретации данных операционного анализа необходимо знать о важных допущениях, на которых основан данный анализ:
Затраты можно точно разделить на постоянные и переменные составляющие. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства, а постоянные затраты — неизменны при любом его уровне.
Производят один товар, либо ассортимент, остающийся одинаковым на всем протяжении анализируемого периода (при широком ассортименте сбыта усложнен алгоритм СVР-анализа).
Затраты и выручка зависят от объема производства.
Объем производства равен объему продаж, т.е. на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (либо они несущественны).
Все другие переменные (кроме объема производства) не меняются в течение анализируемого периода, например, уровень цен, ассортимент реализуемых изделий, производительность труда.
Анализ применим только к короткому временному периоду (обычно год или меньше), в течение которого выход продукции предприятия ограничен действующими производственными мощностями.
Поскольку перечисленные допущения модели СVР-анализа не всегда выполнимы на практике, результаты анализа безубыточности в некоторой степени условны. Поэтому полная формализация процедуры расчета оптимального объема и структуры продаж на практике невозможна, и очень многое зависит от интуиции работников и руководителей экономических служб, основанной на собственном опыте. Для определения приблизительного объема продаж по каждому изделию используют формальный (математический) аппарат, а затем полученную величину корректируют с учетом других факторов (долгосрочная стратегия предприятия, ограничения по производственным мощностям и пр).
1.3 Использование операционного левериджа для оптимизации затрат Под производственным, или операционным, левериджем (Operating Leverage) понимается некая характеристика условно-постоянных расходов (затрат) производственного характера (т.е. нефинансовых) в общей сумме текущих затрат фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата, в качестве которого выбран показатель операционной прибыли. В зависимости от выбранной меры производственный леверидж может оцениваться разными способами. Управление динамикой и значением этого индикатора есть элемент стратегии развития фирмы, т.е. операционный леверидж — это стратегическая характеристика ее экономического потенциала. Дело в том, что варьирование этим фактором означает большее или меньшее внимание к инвестициям в материально-техническую базу. Наращивание уровня операционного левериджа приводит, с одной стороны, к повышению технического уровня фирмы, т.е. к увеличению в ее имуществе доли внеоборотных активов, служащих, как известно, основным материальным генерирующим производственным фактором; с другой стороны — к появлению дополнительного риска неокупаемости сделанных капитальных вложений.
Положительный потенциал (эффект) операционного левериджа обусловливается тем, что в целом мероприятия по механизации и автоматизации экономически выгодны: новые техника и технология позволяют фирме получить конкурентные преимущества. Если объект инвестирования был выбран, верно, вложения в него быстро окупятся и фирма и ее собственники получат дополнительные доходы. При прочих равных условиях и обоснованном выборе направлений инвестирования повышение технического уровня фирмы является выгодным как для самой фирмы, так и для ее собственников.
Негативный потенциал (или эффект) операционного левериджа предопределяется тем, что инвестиции в долгосрочные нефинансовые активы представляют собой рисковое отвлечение денежных средств. Представим себе, что приобретена дорогостоящая технологическая линия в расчете на повышенный спрос на производимую на ней продукцию, но расчеты оказались ошибочными, продукция «не пошла». Лучшим вариантом выхода из создавшегося положения является продажа линии в целом или по частям, но, как показывает опыт, вынужденная реализация любого доступного на рынке актива всегда чревата существенными финансовыми потерями. (Так, только что купленный новый автомобиль после выезда за ворота рынка моментально теряет в цене 5-10%, поскольку у очередного потенциального покупателя непременно возникнет вопрос о причинах скорой перепродажи, т.е. растет риск, связанный с данным товаром, а, следовательно, и запрашиваемый дисконт как возмещение этого риска) [7].
Поэтому по определению приобретение технологической линии сопровождается, с одной стороны, ростом операционного левериджа и надеждами на дополнительные прибыли, а с другой стороны, появлением дополнительного риска — риска неокупаемости этой линии. Риск, связанный с изменением структуры производственных мощностей, называется производственным или операционным и представляет собой часть общего риска.
Итак, очевидным следствием операций инвестиционного характера является повышение общего риска, олицетворяемого с деятельностью данной фирмы. Есть необходимость постепенного возврата вложенных средств через механизм амортизации, есть надежды на дополнительные доходы, но в какой степени оправдаются эти надежды — большой вопрос. Поэтому повышение операционного левериджа — это мероприятие, требующее тщательного обоснования; оно может принести как дополнительный доход, так и существенные потери.
Заметим, что высокий уровень операционного левериджа характерен для высокотехнологичных отраслей, требующих по определению значительных инвестиций. Именно эти отрасли, а также ценные бумаги представляющих их фирм рассматриваются, с одной стороны, как перспективно весьма доходные, а с другой — как весьма рисковые.
Таким образом, сущность, значимость и эффект операционного левериджа можно выразить следующими тезисами [10].
Высокая доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о значительном уровне операционного риска (синоним: производственный риск).
Повышение уровня технической оснащенности фирмы сопровождается ростом присущего ей операционного левериджа и, соответственно, операционного риска.
Суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты производственного характера определяются выбором этой материально-технической базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, должны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат.
Для предприятия с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изменение объема производства в силу известной автономности и неизбежности условно-постоянных затрат производственного характера может привести к существенному изменению операционной прибыли.
Предприятия с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска, имеется в виду риск неполучения прибыли до вычета процентов и налогов, т.е. возможность ситуации, когда предприятие не сможет покрыть свои расходы производственного характера.
Управление производственным левериджем, а, следовательно, и операционным риском означает не достижение им некоторого целевого значения, но, прежде всего контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва безопасности в плане превышения маржинального дохода (т.е. прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов) над суммой условно-постоянных расходов производственного характера (в годовом исчислении).
Отсюда можно сделать вывод: уровень операционного левериджа необходимо уметь оценивать и управлять им.
Известны три основные меры операционного левериджа [15]:
доля условно-постоянных затрат производственного характера в общей сумме затрат, или, что равносильно, соотношение условно-постоянных и переменных затрат (это представление операционного левериджа является наиболее распространенным на практике) (DOLd);
отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным затратам производственного характера (DOLp);
отношение темпа изменения прибыли (до вычета процентов и налогов) к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (DOLr).
Каждый из приведенных показателей имеет свои достоинства и недостатки с позиции интерпретируемости, пространственно-временной сопоставимости и аналитичности. В принципе, эти индикаторы могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений, однако основное их назначение — контроль и анализ в динамике. При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLd, а также снижение показателя DOLp означают повышение производственного левериджа и риска достижения заданной прибыли.
Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем DOLr, хотя в плане аналитичности и наглядности расчет его весьма полезен. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле:
 (16)
где Tebit — темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);
Tq — темп изменения объема реализации (в процентах).
Путем несложных преобразований формулы (16) ее можно привести к более простому виду.
pQ = vQ + FC + EBIT или contQ = FC + EBIT (17)
где p — цена единицы продукции;
Q — объем реализации в натуральном выражении;
v — переменные производственные расходы на единицу продукции;
FC — условно-постоянные расходы производственного характера;
EBIT — прибыль до вычета процентов;
cont — удельная валовая маржа (cont = р — v).
Отсюда следует, что при изменении объема реализации, например с Q0на Q1, соответствующее изменение EBIT составит
 (18)
Поэтому получим следующие два представления:
 (19)
 (20)
FC и EBIT в (19) и (20) приведены без относительности к базовому или отчетному периоду — это не играет роли. Полученные представления DOLr позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, формула (19) позволяет дать довольно наглядную экономическую интерпретацию индикатора DOLr: он показывает степень чувствительности прибыли (до вычета процентов и налогов) коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах (иными словами, это коэффициент эластичности, показывающий, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении объемов производства и реализации на %). Для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа даже незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов. Иначе говоря, относительно больший уровень производственного левериджа влечет большую колеблемость прибыли. Во-вторых, из (20) следует, что уровень операционного левериджа действительно зависит от соотношения между условно-постоянными расходами производственного характера и операционной прибылью [9].
Значение показателя DOLr не является постоянным для данной коммерческой организации и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель DOLr имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, не существенно превышающих критический объем продаж; в этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли до вычета процентов и налогов; причина в том, что базовое значение прибыли близко к нулю. Иначе говоря, при характеристике уровня операционного левериджа с помощью показателя DOLr важны не столько его значения, сколько вариационный анализ зависимости темповых показателей.
Уровень производственного левериджа может измеряться разными способами, а потому его экономическая интерпретация далеко не всегда очевидна. Как было отмечено выше, управление левериджем заключается, прежде всего, в контроле за его динамикой (при выбранном алгоритме расчета), а также за резервом безопасности в покрытии условно-постоянных расходов производственного характера. Поскольку основной вклад в условно-постоянные расходы приходится на амортизационные отчисления, и их покрытие осуществляется за счет маржинального дохода, одним из действенных способов контроля является отслеживание динамики коэффициента покрытия постоянных нефинансовых расходов. Очевидно, что значение этого коэффициента должно быть существенно выше единицы; каких-либо нормативов в отношении коэффициента не существует [8].
В целом по первому разделу можно сделать вывод, что уровень производственного левериджа — инерционный показатель, его резкие изменения практически крайне редки, поскольку связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия. Сделав вложения во внеоборотные активы, предприятие оказывается заложником выбранной стратегии развития в том смысле, что постоянные расходы в размере амортизационных отчислений должны учитываться при исчислении финансовых результатов, несмотря на то, пользуется ли успехом производимая им продукция. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться найти возможности ее увеличения, а не идти на сокращение условно-постоянных расходов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. Мы выяснили, что управление затратами — это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.

2. Исследование управление затратами и финансовыми результатами деятельности ООО «Павловскинвест» 2.1 Экономическая характеристика и анализ финансового состояния деятельности ООО «Павловскинвест» Общество с ограниченной ответственностью «Павловскинвест» зарегистрировано 22 января 2004 года межрайонной ИМНС России №6 по Воронежской области. Свидетельство о регистрации серия 36 №000907676. ООО «Павловскинвест» имеет почтовый и юридический адрес: с. Русская Буйловка, Павловского района Воронежской области, ул. Советская, д.3.
ООО «Павловскинвест» имеет расчетный счет в Центрально-Черноземном банке СБ РФ ОСБ №3872 г. Павловска.
Директором ООО «Павловскинвест» является Колодяжный Сергей Викторович, главный бухгалтер — Чиндина Людмила Михайловна.
Общество действует на основании Устава. Целью общества является получение прибыли. Основные виды деятельности — сельскохозяйственное производство, первичная и вторичная переработка зерна, оптовая торговля сельхозпродукцией и продуктами переработки.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
С момента образования данного предприятия основным направлением производства являлось производство продукции и растениеводства, а именно таких культур как подсолнечник, озимая пшеница, озимая рожь, пивоваренный ячмень, кукуруза на зерно. Первостепенной задачей, поставленной перед данным предприятием, было увеличение продуктивности данных культур и увеличение площади посева более рентабельных и пользующихся спросом культур в рамках зернового севооборота, разработанного специалистами аграрного сектора. В таблице № 1 показано, что площадь озимой пшеницы значительно увеличена в сравнении с посевами 2006года.
На протяжении многих лет озимая пшеница является рентабельной культурой, дающей высокий урожай и хорошее качество зерна, предназначенной на продовольственные цели. Она является стратегической культурой для нашего предприятия и используется как сырье для производства муки пшеничной хлебопекарной в объеме 7200 тонн в год. Кроме того, продовольственное зерно в любые времена востребовано как на российском, так и на зарубежных рынках.
С апреля 2005 года предприятие на базе ООО «Павловскинвест» создало предприятие (агрофирму) нового образца: замкнутый производственный цикл, включающий в себя: производство, переработку зерна, хлебопечение с последующей реализацией.
Создание такого комплексного сельскохозяйственного предприятия позволило достигнуть следующих положительных результатов:
согласуется с интересами региона в плане оздоровления и укрепления экономики Павловского района, повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках области;
позволяет в значительной мере упорядочить и оптимизировать структуру производственных затрат и денежные потоки;
вывело данное предприятие на качественно новый высокий уровень организации аграрного предприятия;
увеличить объемы производства, расширить рынки сбыта, обеспечив при этом доступные цены;
получить стабильные доходы и прибыли, чтобы позволить обеспечит своевременность возврата производственного финансирования (кредитов банка), направить дополнительные инвестиционные вложения в производство, обеспечить своевременность расчетов с поставщиками ресурсов.
Основными культурами, возделываемыми в ООО «Павловскинвест» являются: продовольственные пшеница и рожь, пивоваренный ячмень, горох, подсолнечник, кукуруза и гречиха. Из планируемого объема валового сбора пшеницы в количестве 12 тыс. тонн основная часть 7200 тонн будет использована для собственной переработки в муку. Остальной объем реализуется оптовым покупателям. Озимая рожь, кукуруза, гречиха, горох являются востребованными культурами во все времена из-за ограниченности посевов данных культур и на региональном рынке имеют хороший спрос. Имеются предварительные договоренности по реализации кукурузы ОАО «Воронежский комбикормовый завод», компания Бунчо, крахмало-паточный завод г. Ефремово.
Основным приоритетом в выращивании кукурузы на зерно является тот фактор, что мы имеем собственную сушилку мощностью 16 тонн в час, которая позволит в оптимальные сроки просушить весь объем кукурузы. Это позволит просушенную культуру положить на хранение и дождаться оптимальной конъюнктуры на рынке и максимальной цены реализации.
Подсолнечник является наиболее рентабельной культурой, дающей основную часть дохода от ее реализации. Как и в предыдущие годы на подсолнечник прогнозируется повышенный спрос из-за ряда факторов:
ограниченная площадь посева из-за климатических условий по России, северной границей возделывания подсолнечника является Липецкая область;
ограничивающим фактором является севооборот, т.к возвращать на прежнее место можно лишь через 7 лет и в структуре посевных площадей он может занимать не более 18% пашни;
колоссальная конкуренция среди перерабатывающих предприятий;
поздние посевы в ряде хозяйств Воронежской области из-за неблагоприятных погодных условий весной.
Считаем, что в нынешнем году в нашем районе сложится цена не ниже прошлогодней цены. Основными покупателями в нашем регионе являются следующие компании: НПО «Апротек», ОАО «Павловское ХПП», ОАО «Эфко» г. Алексеевка, ОАО «Каргил» г. Ефремов, ООО «Юг Руси», ООО «Бунчо» г. Воронеж.
Из-за неблагоприятных весенних летних условий прогнозируется как в нашем регионе, так и в целом по России снижение валового сбора пивоваренного и фуражного ячменя. Следуя из этого цены на ячмень будут высокими и иметь повышенный спрос по сравнению с прошлыми годами. Основными покупателями в нашем регионе являются ОАО «Пивзавод Воронежский», ОАО «Острогожская солодовня», ОАО «Очаково» г. Тербуны Липецкой области, многие оптовые компании.
Гречиха — крупяная культура используется для производства круп и являются востребованными во все времена. Основным покупателем в Воронежской области является ОАО «Геркулес» г. Бобров.
Наличие высококвалифицированных специалистов дает возможность использовать высокотехнологические приемы выращивания и переработки сельскохозяйственных культур. Заработанные средства вкладываются в усовершенствование агротехнических приемов, техническое оснащение и расширение объемов производства и переработки.
Переработка зерна предприятия осуществляется на арендуемом у ООО «Мукомол» и ООО «Павловский мелькомбинат» оборудовании.
Мельница № 1 — перерабатывает пшеницу, производительность 600 тонн в месяц. Производит пшеничную муку высшего сорта, 1 сорта, пшеничные отруби и позволит переработать 7200 тонн зерна, произведенного нашим предприятием.
Мельница № 2 — перерабатывает зерно: пшеницы, проса и гречихи, производит: перловку, пшено и гречку. Производительность 125 тонн в месяц.
ООО «Павловскинвест» имеет расширенную организационную структуру. В состав предприятия входят 2 крупных отделения: Русскобуйловское и Большеказинское, расположенные территориально в с. Р-Буйловка и с. Б-Казинка.
В состав руководства входит директор, заместители по энергетической части, автотранспорту, сельхозпроизводству, хранению, переработке зерна, главный бухгалтер и бухгалтера по учету, юрист. Центральный офис располагается в г. Павловске и весь руководящий состав и бухгалтерия размещены в помещении ЗАО «Агропродмаш» по адресу: ул. Войкова,
10. Здесь же находится центральный склад, через который проводится все снабжение средствами производства.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.
Проведем анализ основных экономических показателей деятельности предприятия, представленные в таблице 4.
Таблица 4 — Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Павловскинвест» за 2005-2007 г. г.
В динамике за 2005-2006 г. г. в ООО «Павловскинвест» на 32067 тыс. руб. увеличилась выручка от продаж, за 2006-2007 год выручка также имеет тенденции к увеличению — на 51785 тыс. руб., наблюдается рост товарной продукции на 1,7% или на 1024 тыс. руб. Валовая прибыль за 2005-2006 г. г. сократилась на 1621 тыс. руб., за 2006-2007 г. г. она увеличилась на 21216 тыс. руб.
Наблюдается снижение стоимости основных средств в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 39046,5 тыс. руб., в 2007 г. они снизились на 1982 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. Оборотные средства возросли в 2006 году на 42653 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом, в 2007 г. возросли по сравнению с 2006 годом на 10267 тыс. руб.
Площадь сельскохозяйственных угодий хозяйства возросла с 12639 га в 2006 г. до 13579 га в 2007 г., неизменным осталось количество физических тракторов, комбайнов. Таким образом, за два года ООО «Павловскинвест» не только увеличил объем производства и реализации продукции и значительно по всем направлениям увеличил производственный потенциал.
Анализ финансового состояния — непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии. Так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.
Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Целью горизонтального баланса является определение абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за определенный период (таблица 5).
Проанализировав таблицу 5 можно сделать вывод, что валюта баланса за исследуемый период увеличилась на 112,87%, в 2006 году она составляла 161786 тыс. руб., что на 29086 больше, чем в 2005 году, в 2007 году составляет 149787 тыс. руб., что на 11999 тыс. руб. меньше, чем в 2006 году.
Таблица 5 — Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса за 2005-2007 гг.
Внеоборотные активы уменьшились в 2006 году на 597 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом, в 2007 году они сократились на 3367 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом.
Оборотные активы за исследуемый период наоборот увеличились на 29680 тыс. руб., в 2006 году по сравнению с 2005 годом и на 9146 тыс. руб. сократились в 2007 году по сравнению с 2006 годом за счет дебиторской задолженности, которая увеличилась на 107,74% в 2007 году по сравнению с 2005 годом. Денежные средства сократились на 1526 тыс. руб. в 2006 году по сравнению с 2005 годом, в 2007 году они увеличились на 43 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом.
Собственный капитал предприятия увеличивался на протяжении всех трех исследуемых лет, их процент составил 8,58 в 2007 году по отношению к 2005 году.
Долгосрочные обязательства у предприятия увеличились на 3967 тыс. руб. в 2006 году по сравнению с 2005 годом и сократились на 867 тыс. руб. в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Краткосрочные пассивы также имеют тенденцию к повышению, в 2005 году они составляли 51097 тыс. руб., в 2006 году они составляли 72811 тыс. руб., что на 21714 тыс. руб. больше, в 2007 году произошло снижение на 14172 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Вертикальный анализ не позволяет учитывать инфляцию, а анализировать лишь структуру баланса (таблица 6).
На основе проведенного вертикального анализа бухгалтерского баланса можно сделать следующие выводы.
В структуре внеоборотных активов за исследуемый период, произошло снижение основных средств на 5,45%.
Таблица 6 — Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
за 2005-2007 гг. д. е.
В 2007 году доля оборотных активов составила 80,48%, а в 2005 году они составляли 75,37%, что на 5,11% больше. Дебиторская задолженность увеличилась и составила в 2007 году 15,85%, что негативно сказывается на деятельности предприятия.
Доля капитала и резервов, т.е. собственных источников предприятия снизилась с 56,32% в 2005 году до 54,17% в 2007 году.
Долгосрочные обязательства увеличились на 1,5%.
Положительным моментом является небольшое снижение доли кредиторской задолженности на 0,14%.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на группы.
А1. Наиболее ликвидные активы — к ним относятся все статьи денежных средств и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом:
А1 = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения
А2. Быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.
А2 = Краткосрочная дебиторская задолженность
A3. Медленно реализуемые активы — статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.
A3 = Запасы + Долгосрочная дебиторская задолженность + НДС + Прочие оборотные активы
А4. Трудно реализуемые активы — статьи раздела I актива баланса — внеоборотные активы.
А4 = Внеоборотные активы
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1. Наиболее срочные обязательства — к ним относится кредиторская задолженность.
П1 = Кредиторская задолженность
П2. Краткосрочные пассивы — это краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы.
П2 = Краткосрочные заемные средства + Задолженность участникам по выплате доходов + Прочие краткосрочные обязательства
П3. Долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
П3 = Долгосрочные обязательства + Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов и платежей.
П4. Постоянные пассивы или устойчивые — это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы».
П4 = Капитал и резервы (собственный капитал организации)
Рассмотрим анализ ликвидности и занесем результаты в таблицу 7.
Таблица 7 — Анализ ликвидности баланса
Проанализировав таблицу 7 можно отметить, что ликвидность баланса несколько отличается от абсолютной: 1-е неравенство свидетельствует о том, что в ближайший момент времени недостатка средств по наиболее ликвидной группе активов — денежным средствам не будет. Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
Текущую ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший промежуток времени:
ТЛ = (А1 + А2) — (П1 + П2) = (28679 + 23743) — (10207 + 48432) = — 6217;
Перспективную ликвидность — это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:
ПЛ =А3-П3 = 68132 — 9995 = 58137;
Для анализа платежеспособности организации рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности.
1. Общий показатель платежеспособности: L1 = А1 + 0,5А2 + 0,3A3 /П1 + 0,5П2 + 0,3П3, с помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности, нормативное значение L1 > 1.
2. Коэффициент абсолютной ликвидности: L2= А1/П1 + П2, показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений (оптимальный показатель 0,1 до 0,7).
3. Коэффициент «критической оценки» или «промежуточного покрытия»: L3 = А1 + А2/П1 + П2, показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств в краткосрочных ценных бумагах, а также по расчетам (рекомендуемый показатель: =1, а допустимое значение. от 0,7 до 0,8).
4. Коэффициент текущей ликвидности: L4 = А1+А2+А3/П1+П2, показывает, во сколько раз оборотные активы превышают текущие обязательства, (рекомендуемое значение: 1,5 (допустимое от 2 до 3).
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала: L5 = А3/ (А3-А1) — П2, показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности (положительным фактом является уменьшение показателя в динамике).
6. Доля оборотных средств в активах: L6 = А1 + А2 + A3/Al +A2 +АЗ +А4, зависит от отраслевой принадлежности организации (рекомендуемое значение: > 0,5).
7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами: L7 = П4-А4/А1+А2 + А3, характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее текущей деятельности (рекомендуемое значение: > 0,1 >, т.е. чем больше, тем лучше) (таблица 8).
Исследуемое предприятие на конец анализируемого периода является платежеспособным, т.к:
Таблица 8 — Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности ООО «Павловскинвест» за 2005-2007 г. г.
коэффициент L2 (коэффициент абсолютной ликвидности) соответствует нормативному значению, а это значит, что за счет собственных денежных средств предприятие в состоянии само погасить текущую краткосрочную задолженность;
у предприятия достаточно собственных оборотных средств для формирования оборотных активов.
Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.
Необходимо определить, какие абсолютные показатели отражают сущность устойчивости финансового состояния.
Для того чтобы выполнялось условие платежеспособности, необходимо, чтобы денежные средства и средства в расчетах, а также материальные оборотные активы покрывали краткосрочные пассивы (таблица 9).
Коэффициент капитализации U1 свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости организации, т.к для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был
Таблица 9 — Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент U2 показывает, что собственные оборотные средства в малой мере покрывают производственные запасы и товары.
Уровень общей финансовой независимости характеризуется коэффициентом U3, т.е. определяется удельным весом собственного капитала организации в общей его величине и отражает степень независимости организации от заемных источников. Таким образом, более 50% активов в ООО «Павловскинвест» сформированы за счет собственного капитала. Это свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации.
Этот вывод подтверждает и значение коэффициента U4, который показывает, что к концу анализируемого периода более 10% деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств.
Коэффициент U5 показывает, что за исследуемый период около 50% актива финансируется за счет устойчивых источников.
Следовательно, предприятие обладает не достаточной независимостью и возможностями для проведения независимой финансовой политики.
Финансовое состояние предприятия в целом можно охарактеризовать как не совсем устойчивое, что обеспечивается высокой долей заемного капитала.
Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта.
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств.
Показатели деловой активности позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения доходов и прибыли.
Система используемых в финансовом анализе показателей деловой активности приведена в таблице 10.
Таблица 10 — Расчет показателей деловой активности
Коэффициент общей оборачиваемости (ресурсоотдача d1) отражает скорость оборота всего капитала или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Данные показывают, что за анализируемый период этот показатель уменьшился, значит, на предприятии медленнее совершался полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Устойчивость финансового положения анализируемого объекта и его деловая активность характеризуются соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования. В ООО «Павловскинвест» как раз произошло такая ситуация (дебиторская задолженность больше кредиторской). А также срок погашения дебиторской задолженности увеличился на 12,95. Следовательно, к концу 2007 года предприятию не удалось добиться погашения части просроченных долгов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В конечном итоге мы видим, что ООО «Павловскинвест» испытывает определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств.
Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и прибыль судят по показателям рентабельности.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. №2) можно проанализировать показатели рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, рентабельность собственного капитала, а также определить коэффициент устойчивости экономического роста (таблица 11).
Из таблицы 11 видно, что рентабельность продаж (R1) к концу анализируемого периода снизилась с 26,25 в 2005 году до 24,69 в 2007 году, это связано с уменьшением объема реализации.
Таблица 11 — Показатели, характеризующие рентабельность
В показателе рентабельности активов (R4) результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). В результате анализа данного показателя видим, что прибыль (более 17% к концу 2007 года), является, главным образом, результатом от продажи продукции (работ, услуг).
Из данных показателя валовой рентабельности (R6) видно, что валовая прибыль на единицу реализованной продукции немного снизилась к концу анализируемого периода с 26,36% до 24,77%.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Павловскинвест» свидетельствует, о том, что оно является прибыльным. Прибыль значительно увеличилась с 3405 тыс. руб. в 2006 году до 27074 тыс. руб. в 2007 году. Предприятие наращивает объемы производства, предполагает расширить рынок сбыта своей продукции. ООО «Павловскинвест» является финансово-устойчивым и инвестиционно привлекательным.
2.2 Анализ структуры и динамики затрат на производство Анализ структуры затрат предприятия проводится на основе данных бухгалтерского учета и управленческой отчетности, представленных соответствующими службами предприятия. Этот вид анализа также достаточно трудоемок, особенно на этапе сбора информации, и потребует существенных затрат времени как экспертов, так и сотрудников экономических служб. Однако он является, пожалуй, наиболее информативным для оценки эффективности деятельности предприятия и разработки перспективных планов его развития, поскольку позволяет выявить резервы снижения себестоимости и соответственно повышение рентабельности предприятия. В зависимости от величины предприятия и ресурсов, которые она может направить на проведение аналитических процедур и сбор информации, анализ может проводиться очень подробно или по укрупненным статьям, однако в том или ином объеме, с той или иной регулярностью анализ структуры расходов и затрат проводится практически всеми предприятиями.
Рассмотрим показатели состава, структуры и динамики расходов ООО «Павловскинвест» по данным бухгалтерского баланса ф.2 «Отчет о прибылях и убытках» (таблица 12).
Рассматривая состав расходов ООО «Павловскинвест», следует отметить, что показатели практически всех статей увеличились в 2007 году. Исключение составляют прочие операционные расходы, величина которых уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 6330 тыс. руб. или на 60,9%.

Таблица 12 — Показатели состава, структуры и динамики расходов ООО «Павловскинвест»
Таблица 13 — Состав, структура и динамика расходов по элементам затрат ООО «Павловскинвест»
В отчетном году наблюдался существенный рост общей величины расходов по обычным видам деятельности (на 49674 тыс. руб. или 46,0%), которая составила 157595 тыс. руб. Сравнение относительной динамики общей выручки расходов по обычным видам деятельности (146,0%) и выручки от продаж (148,45%) свидетельствует о том, что рост расходов был вполне оправдан и компенсировался за счет опережающего темпа роста выручки.
Значения отдельных элементов расходов отражают рост как абсолютных, так и относительных показателей их динамики. Наиболее существенным был рост материальных расходов (на 49286 тыс. руб. или на 67,6%). Снизились только расходы на амортизацию и прочие затраты. Структура расходов показывает, что наибольшая доля в 2007 году приходится также на элемент «материальные расходы» — 77,5%, что на 10% выше значения 2006 года. Произошло снижение доли амортизации в 2007 году — на 5,6%, оплаты труда — на 3% и прочих расходов — на 0,9%.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляции, в которых показывается величина затрат на единицу продукции. Калькуляция составляется по статьям расходов, принятым в сельскохозяйственной отрасли экономики.
Правильность определения себестоимости единицы продукции — одна из основных задач управленческого учета. В условиях рыночной экономики принято калькулировать производственную себестоимость единицы продукции, включающую прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и общепроизводственные расходы (расходы в пределах производственных подразделений).
Проведем калькуляцию себестоимости производства 1 ц. семян подсолнечника по элементам затрат.
Таблица 14 — Себестоимость производства 1 ц. подсолнечника (руб)
Для расчета отдельных статей себестоимости подсолнечника используем форму 9 I бухгалтерского баланса за 2006 и 2007 г. г., где даны общие объемы производства подсолнечника и других сельскохозяйственных культур, а также каждый вид затрат:
семена;
удобрения;
оплата труда;
содержание основных средств (в том числе ГСМ);
прочие затраты;
Пример расчета статьи затрат «семена» в производстве 1 ц. подсолнечника.
2006 год: объем производства подсолнечника 37229 ц., общая сумма затрат на семена — 2229 тыс. руб. Итак себестоимость семян для производства 1 ц. подсолнечника составит:
2229000 руб. / 37229 ц. = 59,87 руб.
2007 год: объем производства подсолнечника 35640 ц., общая сумма затрат на семена — 1867 тыс. руб. Итак себестоимость семян для производства 1 ц. подсолнечника составит:
1867000 руб. / 35640 ц. = 52,38 руб.
Расчет остальных статей себестоимости производится аналогично.
Рассматривая состав расходов по себестоимости 1 ц. подсолнечника видно, что показатели практически всех статей снизились в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Исключение составляют оплата труда, которая увеличилась на 5,6 руб. и прочие затраты — на 78,94 руб.
В целом общая себестоимость в 2007 году снизилась на 116,08 руб. и составила 67,9% от себестоимости 2006 года.
Также следует отметить большой разброс статей затрат по годам в абсолютном и относительном выражении. Это связано со специфическими особенностями сельскохозяйственного производства, где экономические результаты деятельности не имеют такой стабильности, как например в промышленности.
Сельское хозяйство — особая отрасль экономики, на которую большое значение оказывают природно-климатические факторы — погодные условия, плодородие почвы, а также грамотность и профессионализм руководителей и специалистов сельскохозяйственного предприятия, которые должны наиболее оптимальным образом организовать все технологические процессы, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур.
2.3 Изучение деятельности финансовых служб по управлению затратами Финансовыми вопросами в ООО «Павловскинвест» занимается финансовая служба — это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием.
Таким структурным подразделением в ООО «Павловскинвест» выступает финансовый отдел.
Финансовый отдел предприятия состоит из:
1) планово-экономического отдела, который в свою очередь состоит из следующих групп:
стратегического финансово-кредитного планирования;
оперативного планирования;
экономического анализа
2) отдела банковских и кассовых операций
3) расчетного отдела:
расчетов с покупателями;
расчетов с поставщиками;
претензионная.
Недооценка деятельности финансовой службы может привести к потере финансовой устойчивости — несостоятельности.
Цель деятельности финансовой службы ООО «Павловскинвест» — обеспечение финансовой стабильности, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.
Содержание финансовой работы предприятия состоит в следующем:
в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий;
в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и др. субъектами рыночной экономики;
в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;
в обеспечении своевременности платежей по обязательствам.
Структура управления в ООО «Павловскинвест» представляет собой сложную схему. Это объясняется большим количеством отделов, руководители которых подчиняются непосредственно директору организации. Такую систему можно охарактеризовать как централизованную с большим количеством линейно-функциональных связей. Такая организация характерна для линейных связей в достаточно небольших организациях — это не является логичным для самой крупной компании на рынке комплексного оснащения офисов. Для принятия решения при такой структуре управления необходимо пройти все ступени согласования от нижнего уровня до класса руководителей направлений, и, наконец, директора организации.
От эффективности контрольно-аналитической работы на предприятии зависит результат финансовой деятельности. Финансовая служба ООО «Павловскинвест» осуществляет постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кредитного, кассового планов и планов по прибыли и рентабельности, а также контроль за использованием собственного и заемного капитала и целевым использованием банковских кредитов. Финансовая служба ООО «Павловскинвест» тесно связана с деятельностью таких отделов как бухгалтерия, маркетинговый отдел и др.
Эффективное управление финансовыми ресурсами может осуществляться лишь в рамках финансового менеджмента, который представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятий, и связан с оптимизацией финансовых средств предприятий для получения максимального дохода.
Система управления финансами в ООО «Павловскинвест» функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента РФ и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.
    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--В практических расчетах, например, для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (маржинального дохода) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Рассчитаем валовую маржу ООО «Павловскинвест» для 2007 года:
158683 тыс. — 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.
Маржинальный доход можно рассчитывать не только в целом для предприятия, но и для каждого вида продукции или для группы видов в целях сравнительной характеристики рентабельности производства каждого вида продукции.
Так как ООО «Павловскинвест» является относительно небольшим сельскохозяйственным предприятием, то для него можно рекомендовать упрощенную методику расчета переменных и постоянных расходов на основе бухгалтерского баланса.
3.2 Расчет показателей операционного анализа В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т.е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).
Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:
текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;
обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;
оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.
Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые — к постоянным.
Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.
1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:
издержки обоснованно подразделяются на переменные и постоянные;
переменные издержки варьируются пропорционально объему продаж;
постоянные остаются неизменными при любых колебаниях;
продажная цена единицы продукции стабильна в диапазоне, включенном в анализ.
2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:
ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;
эффективность деятельности постоянна;
цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;
единственный показатель, влияющий на себестоимость, — объем продаж;
уровень запасов на начало, и конец периода принимается неизменным;
нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.
Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности — область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.
Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличением объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например, из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.
Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.
График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.
Структура выручки предприятия ООО «Павловскинвест» за 2007 год представлена в таблице 16 (взята в бухгалтерском балансе, форма №9. II). Плановые показатели на 2008, 2009 г. г. рассчитаны следующим образом, выручка от зерновых и зернобобовых культур увеличена на 20% от предыдущего года, выручка от реализации остальной продукции увеличена на 25%.
Таблица 16 — Структура выручки предприятия ООО «Павловскинвест» на 2007 — 2009 г. г., тыс. руб.
Таким образом, финансовые показатели за 2007 год следующие:
Выручка от реализации (S) — 158683 тыс. руб.
Постоянные издержки (Cf) — 10850 тыс. руб.
Переменные издержки (Cv) — 108640 тыс. руб.
Прибыль (П) — 39193 тыс. руб.
Необходимо определить:
1) точку безубыточности;
2) какая операционная прибыль останется у компании, если количество реализованной продукции сократится на 15%.
Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:
Находится маржинальный доход (МД)
МД = выручка — переменные затраты
МД = S — CV
Далее по формуле:

где tкр. — точка безубыточности (критическая точка) (21)
МД = 158683 тыс. — 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.

Таким образом, точка безубыточности равна 34444 тыс. руб. Это выручка, при которой предприятие получает нулевую операционную прибыль.
Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:
 (22)

Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%:
Если количество реализованной продукции сократится на 15%, операционная прибыль уменьшится на 19,1% (1,27 * 15%)
Базовым элементом концепции левериджа является взаимосвязь показателей операционного рычага и постоянных расходов. До тех пор пока полученная компанией прибыль недостаточна для покрытия постоянных издержек, предприятие терпит убытки. После того, как достигнут, объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли.
Предприятия, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, будут иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже — может привести к отрицательным результатам.
Понимание сути операционного левериджа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике предприятия. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда руководство предприятия уверено в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.
Возможность управлять долей постоянных издержек в совокупных расходах в значительной степени зависит от отрасли. Отдельные секторы экономики в силу технологических особенностей имеют более высокие постоянные затраты. Это электроэнергетическая, нефтегазовая отрасли, сталелитейные, телефонные компании, а также отрасли с высокими затратами на НИОКР — автомобилестроение, производство компьютеров и проч. Однако и в них необходим учет эффекта операционного левериджа при выборе инвестиционной политики.
Рассмотрим зависимость прибыли от изменения объемов продаж. Однако на значение прибыли влияют, помимо объема продаж, еще три фактора: постоянные и переменные издержки, а также цена. Покажем, как изменение каждого из названных факторов отражается на финансовом результате компании. При этом соблюдается следующий принцип: все факторы, влияющие на прибыль, остаются постоянными, кроме одного, который меняется с определенным интервалом.
Первым этапом операционного анализа является определение силы операционных рычагов по каждому фактору. Для этого следует воспользоваться следующими формулами:
СОР по объему реализации = МД / Приб;
СОР по цене = Выручка / Приб;
СОР по переменным затратам = Пер / Приб;
СОР по постоянным затратам = Пост / Приб,
где СОР — сила операционного рычага по анализируемому фактору;
МД — маржинальный доход; Приб — прибыль;
Пер — переменные затраты;
Пост -постоянные затраты.
Таблица 17 — Силы операционных рычагов по анализируемым факторам
МД = выручка — переменные затраты = 158683 тыс. — 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.
СОР по объему реализации = 50043 тыс. / 39193 тыс. = 1,27
СОР по цене = 158683 тыс. / 39193 тыс. = 4,05
СОР по переменным затратам = 108640 тыс. / 39193 тыс. = 2,77
СОР по постоянным затратам = 10850 тыс. / 39193 тыс. = 0,27
Таким образом, наибольшее влияние на прибыль оказывает цена в случае ее изменения, так как сила операционного рычага по цене равна 4,05. Переменные расходы по своему влиянию на прибыль оказывают на втором месте вслед за ценой, так как СОР Пер = 2,77. А далее следует соответственно объем реализации (СОР = 1,27) и постоянные расходы (СОР Пост = 0,27).
Рассчитав силы операционных рычагов по анализируемым факторам, проведем анализ чувствительности прибыли к изменению одного из факторов, основанный на том, что в случае изменения анализируемого фактора прибыль в процентном отношении изменится в определенное число раз больше, чем изменится анализируемый фактор в процентном отношении. Значение силы воздействия операционного рычага по анализируемому фактору показывает, в какое определенное число раз больше изменится прибыль. Следствие этого отражено в универсальной формуле:
Дприб (%) = + СОР по анализируемому фактору * Дфакт (%),
где Дприб (%) — процентное изменение прибыли;
Дфакт (%) — процентное изменение анализируемого фактора.
Проведем анализ чувствительности с использованием таблицы, построенной в виде матрице (таблица 17). Определим шкалу изменения факторов и рассчитаем влияние отдельных элементов, на изменение прибыли при заданных шкальных значениях.
Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемых факторов показывает процентное изменение прибыли при изменении одного из факторов на определенный процент. Так, например, при увеличении объема реализации на 15% прибыль, увеличится на 19,1%, а при увеличении постоянных затрат на 10% прибыль уменьшится на 2,7%, и так далее (таблица 18).
Таблица 18 — Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемых факторов.
Следующим этапом проведения операционного анализа является анализ безубыточности, который отличается от общепринятого тем, что последний проводится с целью нахождения точки безубыточности и запаса финансовой прочности, имеющих отношение исключительно к объему реализации. Причем под запасом финансовой прочности в данном случае понимается тот объем выручки, на который в настоящий момент предприятие превышает ее критическое значение.
Технология операционного анализа, опираясь на классический анализ безубыточности, проводимый только для одного самого значительного фактора, — объема реализации, развивает этот подход и распространяет его на другие факторы: переменные затраты, постоянные затраты и цену.
Проведем анализ безубыточности по каждому из анализируемых факторов. Для этого определим точку безубыточности и запас финансовой прочности для каждого элемента операционного рычага следующим формулам:
ЗФП (%) = 1/СОРфакт * 100%; (23)
ЗФП (А) = Базовое значение фактора — Точка безубыточности (А)
Точка безубыточности (А) = Базовое значение фактора * (1-1/СОРфакт),
где ЗФП (%) — запас финансовой прочности в%;
ЗФП (А) — запас финансовой прочности в абсолютных единицах.
Проведем расчет точки безубыточности — А
1) по объему реализации — значение рассчитано ранее и составляет — 34444 тыс. руб.
2) по цене — не определяется, т.к предприятие производит разнородные виды продукции
3) по переменным затратам:

4) по постоянным затратам:

Рассчитаем запас финансовой прочности в абсолютных единицах — ЗФП (А)
1) по объему реализации:
158683 тыс. — 34444 тыс. = 124239 тыс. руб.
2) по цене не определяется
3) по переменным затратам:
108640 тыс. — 69420 тыс. = 39220 тыс. руб.
4) по постоянным затратам:
10850 тыс. — 29335 тыс. =
Рассчитаем запас финансовой прочности — ЗФП (%)
1) по объему реализации:

2) по цене:

3) по переменным затратам:

4) по постоянным затратам:

Полученные в результате расчетов значения оформим в таблице 19.
Таблица 19 — Сводная оценка результатов анализа безубыточности.
Таким образом, предприятие лишиться прибыли от реализации при изменении одного из факторов в следующем размере: при уменьшении объема реализации на 78,7%; при уменьшении цены на 24,7%; при увеличении переменных и постоянных затрат соответственно на 36,1% и 370,3%.
3.3 Оптимизация себестоимости продукции ООО «Павловскинвест» с использованием многоступенчатого расчета маржинального дохода В условиях рынка управление затратами и прибылью является важнейшей стратегией выживания предприятия. Одним из эффективных инструментов такого управления является сегментарный анализ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.