Введение
Внастоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, амотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельностилюдей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучениемотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
Сложностьи противоречивость изучения процесса мотивации объясняется тем, что каждыйавтор имеет свой взгляд на данную проблему, каждый по-своему трактуетсодержание данного процесса, структуру мотива.
Актуальностьданной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационнойсферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательныхвоздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогутэффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия припомощи мотивирования своих сотрудников; получив представление о том, что жетакое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизммотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватновоспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия,наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строитьпланы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.
Итак,цель данной работы: проанализировать историческое изучение понятия мотивация.
Задачи:1) теоретический анализ литературы по проблеме; 2) выявление различных позицийавторов на изучение понятия мотивация; 3) изучение современного исследованияпроблемы мотивации.
Объектисследования: понятие мотивации.
Предметисследования: история изучения понятия мотивация.
Гипотезаисследования: существуют различные подходы в определении понятия мотивация.
1. Понятие и сущность мотивации
1.1 Механизмы формирования мотивации в психике человека
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальномсмысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» –двигаю.
Большая Советская Энциклопедия приводит следующееопределение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причинадействий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельностиявляются его стремления удовлетворить свои материальные и духовныепотребности».
Какова же природа механизма мотивации в психике человека? Влабораторных условиях проводились опыты над животными, в которых пыталисьвыявить, при помощи раздражения электрическим током отдельных участков корыголовного мозга, те участки мозга, воздействие на которые, приводило бы кактивизации поведения животного на удовлетворение своих биологическихпотребностей.
С помощью прямого раздражения мозга электрическим током,через заранее вживленные электроды, были найдены структуры, ответственные заэмоции, потребности и действия. В результате подобного рода исследований былообнаружено, что потребности (жажда, голод и т.п.), эмоции (ярость, страх и т.д.)и действие, как сложно организованные целенаправленные двигательные акты,репрезентированы в Головном мозгу тесно связанными между собой, носамостоятельными нервными образованиями. Мотивационные и подкрепляющие(эмоционально положительные) системы разделены в мозге, хотя при самостимуляциинаблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом, существует различиемеханизмов потребностей и эмоций, хотя полный комплекс морфофизиологическойорганизации поведения включает в себя помимо потребности и мотивации также иэмоции.
Слабое раздражение током приводит к поисковому беспокойству.Происходит актуализация потребности. Система структур, необходимых идостаточных для актуализации потребности более проста, содержит в себе меньшеечисло компонентов. Усиление интенсивности тока ведет к началу действия умотивированного животного. Это происходит воздействие на систему,обеспечивающую целенаправленное мотивирование животного. Дальнейшее усилениетока ведет к активизации структур эмоционально положительного подкрепления иживотное переходит к самораздражению, то есть произошло подключение и нервногоаппарата эмоций.
Этот опыт показывает не только тесную взаимосвязь междуструктурами, отвечающими за активизацию потребности и эмоционального фонаудовлетворения этой потребности, но и то, что мотивация, как сложная структура,представлена в коре головного мозга самостоятельным нервным образованием.
Рассмотрим теперь структуру возникновения потребности и еёактуализацию через действие, ведущее к её удовлетворению, то есть какпроисходит мотивация человека посредством следующей схемы: нужда – потребность– действие.
Нужда, как свойство жизни, является не усматриваемым, ареальным онтологическим состоянием организма, выражающим необходимостьопределенных изменений для своего носителя, а не для наблюдателя, то есть онавсегда «нужда» для себя, а не только «нужда» для другого.
Компонент нужды – благо – это то, в чем организм нуждается,и что способно эту нужду устранить.
Но не все нужды живого организма способны привести его всостояние активности, направленной на их устранение. Для того, чтобы нужда быласпособной вызвать какие бы то ни было активные процессы, должны существоватьспециальные механизмы, способные эту нужду обнаружить до того, как наступаютнеобратимые разрушительные ее последствия, то есть организм должен быть оснащенсредствами выявления нужды. Также организм должен быть оснащен еще имеханизмами, способными обеспечивать его необходимыми благами.
Потребность – представляет собой такую нужду живогоорганизма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаруженияи устранения. То есть потребность – это не только нужда, но и определенныйзакрепившийся (в фило-, и онтогинезе) способ ее удовлетворения.
Собственно потребность – это всегда потребность в чем-то,что на психологическом уровне потребности опосредованы психическим отражением,и при том двояко. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям субъекта,выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другойстороны – сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностныесостояния, в простейших случаях – в результате действия интероцептивныхраздражителей. При этом важнейшее изменение, характеризующее переход напсихологический уровень, состоит в возникновении подвижных связей потребностейс отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном состояниисубъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко «незаписан». До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своегопредмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаруженияпотребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – своюпобудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.
Животныелюбого уровня развития – от простейших до человека, любого образа жизни впринципе одинаково успешно удовлетворяют свои биологические потребности,специфическими для каждого из них средствами. Скажем, образ жизни пчелы нетребует повышения ее психических возможностей. Более того, это повышение былобы несовместимо с ее образом жизни и неминуемо привело бы ее к гибели.Необходимо было бы принципиально перестроить образ жизни, поведение, питание ит.д., причем, в процессе этой перестройки биологические потребности, какправило, страдают, а сам вид животного либо не выдерживает перестройки и вымирает, либо превращается всовершенно новый вид.
Принципиально новые мыслительные функциональные возможности, которыевозникают со становлением человека, обслуживают те потребности, которыеоказываются в данный момент его жизни наиболее актуальными. В условияхпервобытнообщинного строя эти способности нередко направлялись в основном наудовлетворение жизненно важных потребностей, прежде всего потребности в пище. Вэтом случае удовлетворение элементов высших потребностей было как бы вплетено вединую деятельность; эти потребности еще не выступали как относительносамостоятельные. Но даже в тот период улучшение условий жизнедеятельности,связанное с высвобождением функциональных возможностей и времени, превращаловысшие потребности из потенциальных, скрытых в актуальные, имеющие собственноепроявление в деятельности.
Как это ни парадоксально звучит, на первый взгляд, но новые психическиевозможности никогда не возникают ради более высокого удовлетворения прежнихпотребностей животного – они всегда возникали, как средство удовлетворениясущественно иных, более тонких, более богатых потребностей. Это касается ичеловека, у которого смысл жизни и потребности далеко не сводятся к чистобиологическим потребностям и даже эти последние имеют и социальную и эстетическуюфункции, т.е. не являются только и чисто биологическими.
Таким образом, высшие потребности и соответствующие функциональныевозможности возникли не как средство более совершенного удовлетворения тех жебиологических потребностей; скорее наоборот, новые функциональные возможностиобусловили постепенное становление, как новых потребностей высшего порядка, таки новых уже человеческих биологических потребностей.
Следует различать два аспекта вопроса о «первичности» и «вторичности»биологических и духовных потребностей: аспект временной последовательности ихоформления как относительно самостоятельных в филогенезе и онтогенезе и аспектих структурно-функционального взаимоотношения. В первом аспекте биологическиепотребности действительно первичны: духовные окончательно оформляются несколькопозже. Но зато во втором, наоборот, духовные потребности являются первичными,поскольку выполняют важнейшую смыслообразующую функцию человеческого сознания врегулировании поведения, в управлении потребностями (в том числе ибиологическими), создавая при определенных условиях принципиальную возможностьпр0едпочесть духовные высшие потребности биологическим, пожертвовать последнимии даже жизнью ради той из высших потребностей, которую человек считает смысломсвоей жизни.
И духовные, и биологические потребности имеют как минимальный, жизненнонеобходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие, жизненноне необходимые, например «эстетические», уровни. Последние являются, таксказать, роскошью для человека, они возникают только при наиболее благоприятныхобстоятельствах жизни. Но было бы неверным считать, что человек может позволитьудовлетворение духовных потребностей только после значительного или полногоудовлетворения биологических. В минимальной степени те и другие, по-видимому,являются совершенно необходимыми для существования человека. Но ихсодержательная роль, их функция в жизни человека и в его деятельностисовершенно различны. Те и другие одинаково важны, в конечном счете, в масштабевсей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств,от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могутпроявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются назадний план, уступая место биологическим, в других – биологические уступаютместо духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативныхрамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжениидлительного времени.
Неправомерно также умозаключение по аналогии следующего вида: посколькуобщественно-экономические факторы являются первичными по отношению к духовным,то и материально-биологические потребности являются первичными и определяющимипо отношению к духовным. В этой формулировке принижается регулирующая рольчеловеческого сознания. Бытие человека, взятое в психологическом, а не вобщесоциальном аспекте, нельзя приравнивать к одному из видов мотивации,материально-биологическим потребностям, и считать последние первичными иопределяющими.
Было бы неверным абсолютизировать процессы формирования «от внешнего квнутреннему», так же как и механизм «от внутреннего к внешнему». Нельзяпреувеличивать значение внешне развернутой деятельности, принижая рольвнутренне развернутой, т.е. специфически психической деятельности. Определеннымобразом сложившаяся или специально организованная структура внешне развернутойдеятельности способствует формированию тех или иных психических образований(мыслительных, мотивационных); в этом плане такая структура деятельностиявляется мощным средством активного формирования личности. Однако, она создаетлишь потенциальные условия формирования, которые могут не превратиться вактуальные без определенной внутренней организации, без динамической исодержательно-смысловой перестройки внутренних психических образований.
Внутреннее и внешнее идут вместе, в единстве, и их роль в процессахформирования личности в принципе равноценна, но функционально различна. Процессформирования идет по уровням, в каждом из которых внешнее и внутреннее проявляютсяво все более совершенной форме. Одна из важнейших особенностей детерминацииразвития личности состоит в том, что примитивная внешняя деятельность раннегоэтапа, регулируемая столь же примитивным психическим механизмом, уже содержит всебе нечто большее, чем отраженное в этом механизме, поскольку черездеятельность осуществляется контакт с действительностью; осмысление новогоматериала, получаемого в процессе деятельности, приводит к формированию новогопсихического механизма, регулирующего деятельность более высокого уровня иболее широкой сферы, и т.д.
Аналогично этому и перспективные в смысле возможностей развитиявнутренние психические образования, и человеческое мышление, и мотивация и т.д.уже с самого начала содержат в себе гораздо более богатое потенциальноесодержание по сравнению с узко, избирательно отражаемыми ими сторонамидействительности и регулируемой ими деятельностью. Именно благодаря этомупсихические механизмы могут включать в себя новый материал, сложившийся вдействительности (как побочный результат деятельности). Сфера деятельностирасширяется, она поднимается на более высокий уровень, реализуютсяпотенциальные возможности развития благодаря уже имеющимся внутреннимпсихическим механизмам или совершившейся их перестройке. Ни внутренние, нивнешние образования в этой диалектически противоречивой и вместе с темцелостной детерминации нельзя объявить первичными или вторичными, хотя вотдельных отношениях то внутреннее, то внешнее оказывается первичным (например,в развитии ребенка содержательная сторона психического формируется в основномчерез внешнее, а динамическая – через внутреннее).
Мы подчеркиваем, что формирование личности в содержательном планеопределяется окружающей действительностью. Однако это иногда неверно понимаетсякак результат влияния только внешней по отношению к человеку действительности, т.е.в него не включается сам человек с его биологическими и психическими, в томчисле специфически человеческими, особенностями, требованиями, потенциямиразвития. Между тем при выяснении истоков и детерминации процесса развитиячеловеческой мотивации эти два полюса детерминации – внутренний и внешний – впринципе представляются двумя одинаково необходимыми и важными моментамидиалектически единой структуры.
Многие считают, что у человека в отличие от животных в связи с почтиполным отсутствием наследственных и вообще врожденных форм поведенияуменьшается роль внутренних биопсихических факторов и в огромной степенивозрастает роль внешних, в частности социальных. Такой вывод представляется несовсем правильным. Расширение сферы внешней, в особенности социальной,детерминации стало возможным только благодаря соответствующему усложнениюфизического строения человека и столь же значительному совершенствованию ирасширению детерминирующего влияния внутренних психических образований. То, чторебенок в отличие от детеныша животных рождается без готовых форм поведения,вовсе не значит, что он появляется на свет с функционально бедной, чистой,«пустой» психикой и все должен усвоить в результате внешних влияний. Напротив,он рождается в отличие от животного с функционально сложной и лишь постепенноразвертывающейся психической системой, которая как раз и позволяет ему визбирательных взаимодействиях с миром черпать из него во много раз больше, чемлюбое животное.
Бедность психики животного объясняется как генетической ограниченностьювнутренних факторов детерминации поведения, так и узостью сферы внешнейдетерминации развития и функционирования. Богатство человеческой психики,человеческой мотивации определяется сложностью и богатством как внутреннихфункциональных потенций развития и функционирования, так и сферы внешнихвзаимодействий с действительностью и в процессе развития, и в процессе зрелойрегуляции поведения.
Интересно отметить, что формирование динамики человеческой мотивацииначинается как бы с двух полюсов, соответствующих по степени обобщенностидинамических характеристик философским категориям всеобщего и единичного. Делов том, что для детей раннего возраста основными регулирующими, факторамидинамики выступают, с одной стороны, общие, высокогенерализованные особенностинервной системы (например, свойства темперамента), с другой – ситуативноскладывающиеся динамические состояния, определяемые одним или несколькимиведущими факторами. Почему именно эти крайние факторы являются генетическипервичными в детерминации динамики мотивации поведения? В основном,по-видимому, потому, что оба они относительно просты в том смысле, что менеевсего связаны с содержательной характеристикой мотивации. Эти факторы в«идеальном виде» представляются как чисто динамические. Конечно, реально ониочень рано связываются с содержательной стороной мотивации; темперамент никогдане окрашивает в свой динамический «цвет» все поведение, а ситуативные состоянияне меняются под влиянием любого внешнего воздействия, но они сохраняют этиособенности как преобладающие.
Темперамент и ситуативные изменения, как «внешнего», так и «внутреннего»происхождения, оказываются «внешними» по отношению к формирующимсядействительно «внутренним» механизмам личности, как целостного образования, как«я».
Таким образом, развитие динамической стороны мотивации – это, с однойстороны, процесс «конкретизации» высокогенерализованных динамическихособенностей (свойств нервной системы, темперамента);
с другой – это обобщение и расширение сферы временной действительностиситуативных, процессуальных динамических состояний.
По-видимому, развитие содержательной стороны мотивации приводит кконкретизации динамики, к появлению ряда новых, более конкретных уровнейдинамической регуляции поведения. Развитие же динамической структуры регуляцииприводит к обобщению конкретных содержательно-смысловых состояний в болееустойчивые образования на основе учета энергетической стратегии. Но это толькоодна из многих основ содержательно-смыслового обобщения. Содержательная сторонаимеет и свои собственные механизмы и основы обобщения ситуативных комплексов исоздания новых, более высоких уровней содержательно-смысловой регуляции.
Оба этих исходных динамических образования имеют общую особенность. Онизаданы ребенку в относительно готовом виде: особенности нервной системы – отврожденных факторов, а ситуативные динамические характеристики побуждений исоответствующих действий – от социальной среды. Однако по отношению ксобственно-личностной мотивационной системе как активному механизмусаморегуляции поведения оба эти фактора выступают как внешние, внешне заданные.Этих действительно внутренних по отношению к личности механизмов у ребенкараннего возраста еще нет или почти нет – они еще должны сформироваться, вчастности на основе как биологически, так и ситуативно-заданных динамическиххарактеристик мотивации.
Аналогично этому и содержательная сторона человеческой мотивации такженачинает формироваться на основе двух первично заданных полюсов – источниковконкретных побуждений: биологических потребностей и актуализируемых,воспитываемых взрослыми специфически человеческих эмоциональных,познавательных, моторных и рецепторных потребностей. Содержание своихпобуждений ребенок также вначале «берет» из этих двух готовых областей, истоковмотивации. И лишь постепенно, хотя и с самого начала, с первых недель жизни, уребенка начинается формирование собственно-личностных мотивационныхобразований, содержательная сторона которых уже не отражает прямо биологическихнужд организма или влияния непосредственной социальной среды, а представляетсобой достаточно сложное преломление, опосредование, смысловую переработку,интегративную перестройку этих двух влияний.
Рефлекторная реакция у простейших(допсихических организмов) связана с отражением лишь раздражающего сигнала.Особенностью психики является отражение совокупности свойств и что в условияхнеобходимости действовать в изменчивой среде ведет к способностицеленаправленного поведения.
Целеаполагание, такая способностьорганизма активно преследовать цели средствами гибкого приспособления кситуации, стала возможной благодаря наличию плана предвосхещаемого будущего,так как иначе, чем в этом плане, цель (в строгом смысле слова) просто не можетбыть задана.
Таким образом, мотивационный аспектпсихического отражения касается движущих сил и содержательной направленностипсихических процессов. Возникновение целей – есть основной феномен мотивации.
Генетически исходным для человеческой деятельностиявляется несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичноеявление: либо результат приобретения целью самостоятельно побудительной силы,либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.
В отличие от целей, мотивы актуально неосознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот моментмы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам нетрудно привести их мотивировку, но она вовсе не всегда содержит в себе указаниена их действительный мотив).
Мотивы,однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когдачеловек не отдает себе отчета в том, что побуждает совершать его те или иныедействия, они все же находят свое психическое отражение, но особой форме – вформе эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественнаяхарактеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятиеэмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако,изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как разнепосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результатепроисходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.
Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимостановится полимотивированной, т.е. одновременно отвечающей двум или несколькиммотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторуюсовокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, ксамому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но онауправляется и такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Обаэти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях.
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придаютей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие,сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных илиотрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишенысмыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивымотивами-стимулами. Характерная черта: когда важная по своемуличностному смыслу для человека деятельность сталкивается в ходе своего осуществленияс негативной стимуляцией, вызывающей даже сильное эмоциональное переживание, толичностный смысл ее от этого не меняется; чаще происходит другое, а именносвоеобразная, быстро нарастающая психологическая дискредитация возникшейэмоции. Это хорошо известное явление заставляет еще раз задуматься над вопросомоб отношении эмоционального переживания к личностному смыслу.
Распределение функций смыслообразования и только побуждения междумотивами одной и той же деятельности позволяет попять главные отношения,характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов. Этиотношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, ихопосредствованиями и поэтому являются релятивными. Это относится и к главномусоотношению – к соотношению смыслообразующнх мотивов и мотивов-стимулов. Вструктуре одной деятельности данный мотив может выполнять функциюсмыслообразования, в другой – функцию дополнительной стимуляции. Однакосмыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, дажеесли они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизниличности, для самого субъекта они могут оставаться «за занавесом» – и состороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективностн.
Факт существованияактуально несознаваемых мотивов вовсе не выражает собой особого начала,таящегося в глубинах психики. Несознаваемые мотивы имеют ту же детерминацию,что и всякое психическое отражение: реальное бытие, деятельность человека вобъективном мире. Несознаваемое и сознаваемое не противостоят друг другу; этолишь разные формы и уровни психического отражения, находящегося в строгойсоотнесенности с тем местом, которое занимает отражаемое в структуредеятельности, в движении ее системы. Если цели и отвечающие им действиянеобходимо сознаются, то иначе обстоит дело с осознанием их мотива – того, радичего ставятся и достигаются данные цели. Предметное содержание мотивов всегдатак или иначе воспринимается, представляется. В этом отношении объект,побуждающий действовать, и объект, выступающий в качестве орудия или преграды,так сказать, равноправны. Другое дело – осознание объекта в качестве мотива.Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно,путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только всвоем косвенном выражении – в форме переживания желания, хотения, стремления кцели. Специфика мотивации в структуре психики человека заключается вопосредованности интеллектом, речью и сознанием и в отличие от животныхосуществляется при помощи волевых процессов.
Итак, мотивационнаяструктура человека представлена в коре головного мозга отдельным нервнымобразованием. Она имеет сложную структуру и двойственную природу. С однойстороны, выделяют биологические потребности, с другой – социальные.Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферучеловека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, котораяхарактеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером,поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Онаскладывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом,мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.
2.Историческое изучение понятия мотивация
2.1 Первые теории мотивации
Многочисленные теории мотивации сталипоявляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорийнасчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки иисторию их возникновения.
Истокисовременных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились самипсихологические знания.
Взгляды насущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времениисследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагалисьмежду двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласнорационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работахдревних философов и теологов вплоть до середины 19 века, человек представляетсобой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными.Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием,обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческогоповедения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.
Иррационализмкак учение распространяется в основном на животных. В нем утверждалось, чтоповедение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляетсятемными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки ворганических потребностях.
Первымисобственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себярационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в 17–18вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основеповедение человека, и теорию автомата, объясняющую наиррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике ибыла связана с внедрением математических знаний в объяснение поведениячеловека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена напонимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличныхот экономики.
Развитиетеории автомата, стимулированное успехами механики в 17–18 вв., далеесоединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденногоответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимоесуществование двух мотивационных теорий: одной – для человека, другой – дляживотных, поддержанное теологией и разделением философии на два противоборствующихлагеря – материализм и идеализм, – продолжалось вплоть до конца 19 века.
Втораяполовина 19 века ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, втом числе в биологии – появлением эволюционной теорииЧ. Дарвина. Онаоказала влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию идругие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин как бы перекинул мостик надпропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на две несовместимыев анатомо-физиологическом и психологическом отношениях группы. Он же сделалпервый решительный шаг вперед и в поведенческом и мотивационном сближении этихживых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих формповедения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей иинстинктов.
Подвлиянием теории эволюции Дарвина в психологии началось интенсивное изучениеразумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) иинстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдугалл, И.П. Павлов идр.).
Если раньшепонятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось толькодля объяснения поведения животных, то теперь его стали использовать и дляобъяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительнок нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животныхна этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старалисьсвести к минимуму.
Человеку вкачестве мотивационных факторов стали приписывать те же органическиепотребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты.Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существубиологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейдаи У. Макдугалла, предложенные в конце 19в. и разработанные в начале 20в.
2.2Психоаналитический подход к мотивации
Психоаналитическаятеория З. Фрейда основывается на представлении, согласно которому людиявляются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физикии физиологии 19 века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единойэнергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить изодного состояния в другое, но количество её остается при этом тем же самым).Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологическихтерминов и заключил, что источником психической энергии являетсянейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждогочеловека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающейпсихическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит вуменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.
Такимобразом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана наэнергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению,основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом,направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровеньвозбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесныхпотребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктахпроявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующиевыхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление,восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последнихна поведение может быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. Людиведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение –их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковыеявляются «конечной целью любой активности».
Хотяколичество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существованиедвух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общимназванием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важныхпроцессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значениеинстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существеннымидля развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальныхинстинктов получила название либидо (от латинского – хотеть или желать), илиэнергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненныхинстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии,которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Фрейдполагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый изних связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-тосмысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, нопсихоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд былубежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источникаминапряжения, и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения ивызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральноеудовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворению, амастурбация дает генитальное удовлетворение.
Втораягруппа – инстинкты смерти, называемые танатос, – лежит в основе всех проявленийжестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, какэнергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особогонаименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важнымив регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, чтоинстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, (то есть закону термодинамики,согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранениюдинамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Цельюжизни является смерть». Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмамприсуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, изкоторого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление ксмерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом,что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти.Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда.
Что жепредставляют собой инстинкты в действительности? Любой инстинкт имеет четырехарактеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояниеорганизма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизниописывает нейрофизиология (например, голод и жажда). Четкого определенияинстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении илиредукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человекиспытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способовдостижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояниявозбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
Объектозначает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственномтеле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта.Действия, ведущие к инстинктивному удовлетворению, не обязательно всегда одни ите же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости ввыборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта напродолжительные отрезки времени.
Практическилюбой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан втерминах:
1. привязки, или направления энергии на объект (катексис);
2. препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).
Примеромкатексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (то естьперенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.
Антикатексиспроявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленномуослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие междувыражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисомсоставляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.
Наконец,стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, котороетребуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвеннымобразом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоитпреодолеть человеку в поисках конкретной цели.
Ключом кпониманию динамики энергии инстинктов и её выражения в выборе объектов являетсяпонятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии иослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности.Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выборнужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаяхинстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию накаком-нибудь другом объекте.
Фрейдсчитал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контекстесмещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например,социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательногосмещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуютродители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут бытьобъяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройствосовременной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктомсмещения сексуально и агрессивной энергии. Не имея возможности получатьудовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивнуюэнергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех,которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом,появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.
У. Макдуголл расширил рамки,установленные Фрейдом относительно количества основных инстинктов, и предложилнабор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства,инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинктдрачливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения,инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголлдобавил к перечисленным – еще восемь инстинктов, в основном относящихся корганическим потребностям. Не смотря на такое увеличение числа предлагаемых инстинктов,в целом, суть его теории сводилась так же к проведению аналогии с поведениемживотных.
В 20-е годытекущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся вобъяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепцииутверждалось, что у человека и животных есть общие органические потребности,которые оказывают одинаковое влияние на их поведение. Периодически возникающиеорганические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения ворганизме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.
Принципиальныхразличий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того,что инстинкты являются врожденными, неизменными, а потребности могутприобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека. Оба понятия –«инстинкт» и «потребность» – обладали одним существенным недостатком: ихиспользование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов,связанных с сознанием, с субъективным состояниями организма, которые называютсяпсихическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были замененыпонятием влечения – драйва. Влечение – стремление организма к какому-токонечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели,ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональнымипереживаниями.
Американскийисследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, илипервичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдуголлом,предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базеинстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это –потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребностинезависимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования,привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач,покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений,помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписалчеловеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания,созидания, объяснения признания и бережливости.
Крометеорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти жегоды возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционнымучением Дарвина, но так же открытиями Павлова.
2.3 Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервнойдеятельности
Поведенческая(бихевиористская) концепция мотивации развивалась как логическое продолжениеидей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена,среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность,можно назвать, К. Халла и Б. Скинера. Все они пыталисьдетерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивнойсхемы. В более современных ее вариантах (а эта теория продолжает развиватьсяпочти в том же виде) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения вобласти физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.
Прирассмотрении бихевиористского подхода к личности следует различать дверазновидности поведения: респондентное и оперантное. Чтоб лучше понять принципыоперантного научения, мы сначала обсудим респондентное поведение. Респондентноеповедение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом,последний всегда предшествует первой во времени. Хорошо знакомые примеры – этосужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергиваниеколена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде. В каждомиз этих примеров взаимоотношение между стимулом (уменьшение световойстимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное происходитвсегда. Также респондентное поведение влечет за собой рефлексы, включающиеавтономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.Для того, чтобы понять то или иное респондентное повндение, полезнопознакомиться с трудами И.П. Павлова – первого ученного, чье имя связываютс бихевиоризмом.
Павлов –русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, чтореспондентное поведение может быть классически обусловленным. Он наблюдал, чтопища, помещенная в рот голодной собаки автоматически вызывает слюноотделение. Втаком случае слюноотделение – это безусловная реакция или, как Павлов назвалэто, безусловный рефлекс (БР). Он вызывается пищей, которая являетсябезусловным стимулом (БС). Великое открытие Павлова состояло в том, что еслиранее нейтральный стимул многократно объединялся с БС, то, в конце концов,нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР и в тех случаях, когда онпредъявлялся и без БС. Например, если колокольчик звонит перед тем, как пищаоказывается в пасти у собаки, постепенно у нее начнет выделяться слюна призвуке колокольчика даже если нет пищи. Новая реакция (слюноотделение на звукколокольчика) называется условным рефлексом (УР), а ранее нейтральныйвызывающий ее стимул (звук колокольчика) получил название условный стимул (УС).
В болеепоздних трудах Павлов отмечал, что если он переставал давать пищу после звукаколокольчика, у собаки, в конце концов, прекращалось слюноотделение на этотзвук. Этот процесс называется угасанием и демонстрирует, что значим как дляприобретения так и для сохранения респондентного научения. Павлов такжеобнаружил, что если собаке дают длительный отдых в период угасания, тослюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это явлениесоответственно называется самопроизвольное восстановление.
Исследования,начатые И.П. Павловым, были предложены, углублены, расширены не только егонепосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами ипсихологами. Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна, автора оригинальнойтеории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохина,предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающуюи объясняющую динамику поведенческого акта, и Е.Н. Соколова, которыйоткрыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение дляпонимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации,предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Несмотря нато, что Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи началиизучать основные процессы классического обусловлевания на людях. Эксперимент,который провели Уотсон и Рейнер, иллюстрирует ключевую роль классическогообусловливания в формировании таких эмоциональных реакций как страх и тревога.
Респондентноеповедение – это скиннеровская версия павловского, или классическогообусловлевания. Он также называл его обусловливанием типа С, чтобы подчеркнуть важностьстимула, который появляется до реакции и выявляет её. Однако Скинер полагал,что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминахклассического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, несвязанном с какими-либо известными стимулами. Тип поведения, которыйпредполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменитьсобытия каким-то образом, Скинер определил, как оперантное поведение. Он такженазвал его обусловливание типа Р, чтобы подчеркнуть воздействие реакции набудущее поведение.
Оперантноеповедение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которыеследуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этогоследствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на фортепиано, написание своего собственногоимени – это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемыерезультатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенныереакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скинерпонимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, таккак нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за егопоявление. Оно происходит спонтанно.
Если последствия благоприятны дляорганизма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когдаэто происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции,полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности егопоявления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула, такимобразом, определяется в соответствии с его воздействием на последующую частотуреакций, которые непосредственно предшествовали ему.
И напротив,если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятностьполучить оперант уменьшается.
Скинерполагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативнымипоследствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляютповедение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.
Для того,чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Скинер придумал на первыйвзгляд простую процедуру, названную свободным оперантным методом. Полуголоднуюкрысу поместили в пустую «свободно-оперантную камеру» (известную как «ящикСкинера», где был только рычаг и миска для еды. Сначала крыса демонстрироваламножество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя имочилась. Такие реакции не вызывались никакими узнаваемыми стимулами; они былиспонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крысанажимала на рычаг, тем самым получая шарик пищи, автоматически доставляемый вмиску под рычагом. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятностьвозникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; тоесть мы не можем предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можемзаставить ее делать это. Однако лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можемубедиться, что реакция нажима на рычаг приобретет, в конце концов, высокуювероятность в такой особой ситуации. Это делается при помощи метода,называющегося научение через кормушку, посредством которого экспериментатордает шарик пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть,что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, ачерез соответствующий промежуток времени она начнет нажимать на рычаг всебыстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится наиболеечастой реакцией крысы на условие пищевой дипревации. В ситуации оперантногонаучения поведение крысы является инструментальным, то есть оно действует наокружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемыеопыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатиярычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдетэкспериментальное угасание.
Суть оперантного научения состоит в том,что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, неподкрепленное или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться.Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.
Скорость, скоторой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режимаприменяемого подкрепления. Режим подкрепления – правило, устанавливающеевероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правиломявляется предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемуюреакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используетсяна начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учитсяпроизводить правильную реакцию. В большинстве ситуаций повседневной жизни,однако, это либо не осуществимо, либо не экономично для сохранения желаемойреакции, так как подкрепление поведения бывает не всегда одинаковым ирегулярным. В большинстве случаев социальное поведение человека подкрепляетсятолько иногда.
Скинертщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет наоперантное поведение. Хотя возможны многие различные режимы подкрепления, ихвсе можно классифицировать в соответствии с двумя основными параметрами:
1. Подкрепление может иметь место только после того, как истекопределенный или случайный временной интервал с момента предыдущегоподкрепления (так называемый режим временного подкрепления)
2. Подкрепление может иметь место только после того, как с
моментаподкрепления было получено определенное или случайное количество реакций (режимпропорционального подкрепления).
Всоответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режимаподкрепления:
1. режим подкрепления с постоянным соотношением
2. режим подкрепления с постоянным интервалом
3. режим подкрепления с вариотивным соотношением
4. режим подкрепления с вариотивным интервалом
Теоретики, занимающиеся научением,признавали два типа подкрепления – первичное и вторичное. Первичноеподкрепление – это любое событие или объект, сами по себе обладающиеподкрепляющими свойствами. Таким образом, они не требуют предварительнойассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическуюпотребность. Первичные подкрепляющие стимулы для людей – это пища, вода,физический комфорт и секс. Их ценностные значения для организма не зависит отнаучения. Вторичное или условное подкрепление, с другой стороны, – это любоесобытие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкреплениепосредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлымопытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людейявляются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.
Небольшоеизменение в стандартной процедуре опернтного научения демонстрирует, какнейтральный стимул может приобрести подкрепляющую силу для поведения. Когдакрыса научилась нажимать на рычаг «в ящике Скиннера» сразу же ввели звуковойсигнал (сразу после осуществления реакции), за которым следовал шарик еды. Вэтом случае звук действовал как различительный стимул, то есть животное учитсяреагировать только при наличии звукового сигнала, так как он сообщает о пищевомвознаграждении). После того, как эта специфическая оперантная реакцияустанавливается, начинается угасание: когда крыса нажимает на рычаг непоявляется ни пища, ни звуковой сигнал. Через какое то время крыса перестаетнажимать на рычаг. Затем звуковой сигнал повторяется каждый раз, когда животноенажимает на рычаг, но шарик пищи не появляется. Несмотря на отсутствиепервоначального подкрепляющего стимула, животное понимает, что нажатие на рычагвызывает звуковой сигнал, поэтому оно продолжает настойчиво реагировать, темсамым, ослабляя угасание. Другими словами установленная скорость нажатия нарычаг отражает тот факт, что звуковой сигнал теперь действует как условныйподкрепляющий фактор. Точная скорость реагирования зависит от силы звуковогосигнала как условного подкрепляющего стимула. Скиннер доказывал, что фактическилюбой нейтральный стимул может стать подкрепляющим, если он ассоциируется сдругими стимулами ранее имевшими подкрепляющие свойства.
Такимобразом, феномен условного подкрепления в значительной степени увеличиваетсферу возможного оперантного научения, особенно если это касается социальногоповедения человека. Иначе говоря, если бы все, чему мы научились, былопропорционально первичному подкреплению, то возможности для научения были быочень ограничены, и деятельность человека не была бы столь разнообразной.
Характернымдля условного подкрепления является то, что оно генерализуется, еслиобъединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги – особеннопоказательный пример. Очевидно, что деньги не могут удовлетворить какое-либо изнаших первичных влечений. Все же благодаря системе культурного обмена деньгиявляются мощным и сильным фактором для получения удовольствия. Например, деньгипозволяют нам иметь модную одежду, яркие машины, медицинская помощь иобразование. Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов – этолесть, похвала, привязанности и подчинение себе других. Эти так называемыесоциально подкрепляющие стимулы (включающие в себя поведение других людей)часто действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашегоповедения в разнообразных ситуациях. Внимание – простой случай. Все знают, чторебенок может получить внимание, когда претворяется больным или плохо себяведет. Часто дети назойливы, задают нелепые вопросы, вмешиваются в разговорвзрослых, рисуются, подразнивают младших сестер или братьев и мочатся в постель– и все это для привлечения внимания. Внимание значимого другого – родителей,учителя, возлюбленного – особенно эффективны генерализованный условный стимул,который может содействовать ярко выраженному поведению привлечения внимания.
Еще болеесильный генерализованный условный стимул – это социальное одобрение.
Скиннерполагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведениячеловека. Он также отмечал, что каждый человек проходит уникальную наукунаучения, и вряд ли всеми людьми управляют одни и те же подкрепляющие стимулы.Например, для кого-то очень сильным подкрепляющим стимулом является успех, вкачестве антрепренира; для других важно выражение нежности; а иные, находятподкрепляющий стимул в спорте, академических или музыкальных занятиях.Возможные вариации в поведении, поддержанные условными подкрепляющими стимуламибесконечны. Следовательно, понять условные подкрепляющие стимулы у человеканамного сложнее, чем понять, почему крыса, лишенная пищи, нажимает рычаг,получая в качестве подкрепления только звуковой сигнал.
2.4 Взгляды гуманистической психологии на мотивацию
Еще однонаправление исследований личности известно как «третья сила», наряду спсихоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (вотечественной психологии) это направление получило название «гуманистическаяпсихология». Это направление представлено такими психологами, как Маслоу,Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека ксовершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению.
Создательтеории самоактуализации Курт Голдштейн развивал это представление: будучинейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, онрассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме,который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума.Голдштейн писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать внаибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу вмире». Голдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильнымпобуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичнойцелью является «формирование определенного уровня напряжения, такого, которыйсделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность». Такое влечение, какголод, – это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешениеищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию длядальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных случаях этовлечение становится слишком настоятельным. Голдштейн утверждает, что нормальныйорганизм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы,такие как любопытство или желание игры, вызывают это. По Голдштейну, успешноеобращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока.Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новыеситуации ради использования своих возможностей. Для Голдштейна (как и дляМаслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив,рост часто может принести определенную долю боли и страданий. Голдштейн писал,что способности организма определяют его потребности.
Будучипоследователем Голдштейна, представления Маслоу, однако, существенно отличаютсяот первых разработок Голдштейна в данном направлении, хотя и сохраняют общуюконцепцию. Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано,изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевноздоровыми и творческими, тех, кто казался ему в высшей степенисамоактуализированными, то есть достиг более оптимального, эффективного издорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, чтоболее резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучаялучших ее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируя трудностии ошибки средних и невротических индивидуумов. Маслоу определяет невроз ипсихологическую неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает,что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальныхпотребностей. Примерами фундаментальных потребностей могут служитьфизиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность во сне.Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, в конце концов, кболезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальныепотребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворенияразличен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности не могутполностью игнорироваться. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться такжеи определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующиефундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности истабильности; потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность всамоуважении и уважении и других. Кроме того каждый индивидуум имеетпотребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности ипотребность в самоактуализации. Таким образом, Маслоу, изучая лучшихпредставителей человеческого рода, косвенно изучал тех индивидуумов, у которыхудовлетворенны все вышеперечисленные фундаментальные потребности.
Классифицируячеловеческие потребности по иерархически построенным группам,последовательность которых указывает на порядок появления потребностей впроцессе индивидуального развития, а также указывая на развитость в целоммотивационной сферы, А. Маслоу приводит следующую концепции, согласнокоторой, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождаютличностное взросление следующие 7 классов потребностей:
1. Потребности физиологические (органические)
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в принадлежности и любви.
4. Потребности уважения (почитания).
5. Познавательные потребности.
6. Эстетические потребности.
7. Потребности в самоактуализации.
По Маслоу,ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежденазываемых позже. Когда удовлетворены более низкие потребности, сразу жепоявляются другие более широкие потребности и начинают доминировать ворганизме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребностивыходят на сцену и так далее.
Во второйполовине 20 века теории потребностей человека были дополнены рядом специальныхмотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона,Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др.
2.5 Понятие мотивации в отечественной психологии
В отечественной психологии можно выделитьтеорию деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевыми продолженную в работах его учеников и последователей.
Согласно концепцииА.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие егопсихологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности.В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуютэлементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними.Поведению в целом, например, соответствует потребности человека; в системедеятельности, из которых оно складывается, – разнообразие мотивов; множестводействий, формирующихся деятельность, – упорядоченный набор целей. Такимобразом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человекасуществует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.
В основединамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека,лежит развитие системы деятельности, которое, в свою очередь, подчиняетсяобъективным социальным законам.
Такимобразом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения идинамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменитьсясистема деятельности, как преобразуется её иерархизированность, каким образомвозникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификациипроисходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятсязаконы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека,приобретение им новых потребностей мотивов и целей.
2.6Когнитивный подход к мотивации
В новейшихпсихологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведениячеловека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход кмотивации, в русле которого особое значение придаётся феноменам, связанным ссознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребляемыми в соответствующихтеориях являются понятия когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности(привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний.
Чаще всегоэти когнитивные переменные используются не в отдельности, а комплексно. Междуними устанавливаются определенные взаимосвязи, зависимости, выражаемые при помощиразнообразных символических записей с использованием элементарныхарифметических операций. Нередко подобная символика и форма записейупотребляется в теориях мотивации, где центральным психическим процессом,объясняющим поведение, является принятие решения.
Побуждениек действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но такжепод воздействием знаний (когниций), в частности, согласованности илипротиворечивости. Одним из первых обратил свое внимание на данный фактор иисследовал его, разработав соответствующую теорию, Л. Фестингер. Основнымпостулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, чтосистема знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. Привозникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять илиуменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом егоповедения. Вместе с попытками редуцировать уже возникший дисбаланс субъектактивно избегает ситуаций, способных его породить.
Уменьшитьвозникший диссонанс можно одним из трех способов:
1. изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы онне противоречил другому;
2. добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний, сделавее менее противоречивой и более согласованной;
3. уменьшить значимостьдля человека не согласующихся между
собой знаний.
Наиболее выраженное мотивационное влияниена человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях:при принятии жизненно важных решений, преодоление сопровождающих их конфликтов;при вынужденном совершении неприятных, нравственно неприемлемых поступков; приотборе информации; при согласовании мнения индивида с мнением членов значимойдля него социальной группы; при получении неожиданных результатов,противоречивости их последствий.
Было установлено, что после принятиярешения диссонанс, сопровождающий процесс его принятия, обычно редуцируется.Это происходит за счет придания большой ценности тому решению, которое принято,а не тому, которое отвергнуто. В этом просматривается действие своеобразногопсихологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже послетого, как он совершен. Установлено также, что после принятия решения человекневольно начинает искать дополнительное, его оправдывающие аргументы и темсамым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы.Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнорировать неприятную для негоинформацию, говорящую о том, что он принял не самое лучшее из решений.
Иногда происходит и обратное: уже послеосуществления выбора и принятия решения повышается ценность не тойальтернативы, которая избрана, а той, которая оказалась отвергнутой. Врезультате диссонанс не уменьшается, а еще больше увеличивается.
Оказалось, что в тех случаях, когда силойобстоятельств человек бывает вынужден совершить действие, повлекшее за собойнежелательный результат, он стремиться задним числом повысить ценность данногорезультата для того, чтобы уменьшить возникший в результате диссонанс.
Во всех описанных случаях в действиевступают психологические защитные механизмы, которые были описаны З. Фрейдом.
Замечено, что состояние когнитивногодиссонанса при наличии несогласованности в знаниях возникает не всегда, а лишьтогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наиболее вероятнойпричины несогласованности, т.е. переживает действия, приведшие к ней, как своисобственные, за которые он несет персональную ответственность.
Таковы основные положения теориикогнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Американский ученный Д. Аткинсонодним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведениечеловека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашлиотражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активностичеловека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первыхпримеров символического представления мотивации. Сила стремления человека кдостижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена припомощи следующей формулы:
М = Пду * Вдц * Здц,
Где М – сила мотивации (стремление); Пду –сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; Вдц – субъективнооцениваемая вероятность достижения поставленной цели; Здц – личностное значениедостижения данной цели для человека.
Если каким-то способом измеритьперечисленные переменные и подставить их значения в правую часть формулы, томожно вычислить силу внутреннего стремления человека к достижениюсоответствующей цели.
Большую роль в современных теорияхмотивации играет понятие инструментального действия. Чем больше некотороедействие служит средством для достижения поставленной цели, тем выше егоинструментальность для данной цели. С учетом этого понятия было предложеноопределять стремление человека к успеху в том или ином виде деятельности. Этостремление зависит от сочетания вероятности достижения привлекательных целей взаданной ситуации и ожидания того, что предпринятое действие на самом делеприведет к достижению поставленной цели.
Поскольку в каждой ситуации для человекасуществует несколько привлекательных целей, к достижению которых с разнойстепенью вероятности могут привести различные действия, то общий итог будетвыглядеть как сумма произведений привлекательности целей на инструментальностьведущих к ним действий. Чем выше этот итог или результат, тем сильнеемотивация, направленная на достижение цели. Нам дополнительно понадобитсяввести понятие валентности действия. С помощью данного понятия мы будемобозначать тот факт, что одно действие может выполнять инструментальную роль поотношению к цели другого действия, т.е. служить средством для ее достижения. Вотличие от этого под валентностью результата действия будем понимать егопривлекательность как возможного средства для достижения других целей. Человекобычно предпочитает выполнять такие действия, валентность результата которых вуказанном смысле слова является наивысшей.
Всоответствии с рассмотренной моделью мотивации, для того чтобы предсказать, как поведет себя человекв той или иной ситуации, важно знать:
– какое значение лично для него имеет достижение поставленной цели
– как он оцениваетсвои шансы на успех с точки зрения:
(а)инструментальности тех или иных, возможных для него в данной ситуации действий;
(б) своихспособностей, связанных с выполнением данных действий.
Максимальной силамотивации будет в том случае, если положительными и высокими окажутся всеперечисленные переменные.
Итак, ксередине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих порпродолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере10 теорий. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленениемвсего того положительного, что в них содержится, способно дать нам более илименее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такоесближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций,различай в методах исследований, терминологии и из-за недостатка твердоустановленных фактов о мотивации человека.
Заключение
Врезультате проведенного теоретического исследования, на основе анализаразличных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационнаясфера человека очень сложна и неоднородна.
Итак, мотивационнаяструктура человека представлена в коре головного мозга отдельным нервнымобразованием. Она имеет сложную структуру и двойственную природу. С однойстороны, выделяют биологические потребности, с другой – социальные.Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферучеловека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуетсяиерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностьюмотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается подвлиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфераиндивида определяет общую направленность личности.
К серединетекущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжаютразрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере 10 теорий.Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего тогоположительного, что в них содержится, способно дать нам более или менее полнуюкартину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезнозатрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методахисследований, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов омотивации человека.
Такимобразом, гипотеза, поставленная в начале работы: существуют различные подходы вопределении понятия мотивация, подтвердилась. В современной психологии внастоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучениюпроблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметральнопротивоположными. Тем не менее мы не ставили перед собой задачи привестикачественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основныенаправления в современных исследованиях. Нам кажется, что сама сложностьданного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека,сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможностидля применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельныхтеорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры иименно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостнаякартина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемымотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетомпрогрессивных идей различных теорий.
Списокиспользованной литературы
1. Абульханова – Славская, К.А. Стратегии жизни/К.А. Абульханова-Славская. –М.: Педагогика, 1991 – 247 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/В.Г. Асеев.– М., 1976 – 147 с.
3. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей иподростков/Л.И. Божович. – М., 1972 – 112 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/В.К. Вилюнас.– М., 1990 – 178 с.
5. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии/Б.В. Зейгарник.– М.: Просвещение, 1982 – 287 с.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб., 2000– 307 с.
7. Ильин, Е.П. Психология воли/Е.П. Ильин. – СПб, 2000 – 256 с.
8. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности/В.И. Ковалёв.– М., 1988.
9. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога/Н.И. Конюхов.– Воронеж, 1999
10. Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс. – СПб, 2000
11. Маслоу, А. Мотивация и личность/А. Маслоу. – СПб, 1999
12. Немов, Р.С. Психология/Р.С. Немов, т. 1. М., 1999
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.– СПб., 1999
14. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен., т. 2.– М., 1986
15. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен.– СПб, 2001
16. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. –М., 1986.
17. Хьелл, Л. Теории личности/Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб,2000 – 378 с.
18. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности/В.И. Чирков.– Ярославль: Ярсовет, 1991–154 с.