Реферат по предмету "Менеджмент"


Инновационные технологии в совершенствовании управления фирмой

Содержание
Аннотация
Введение
1. Понятие и сущность инновационной деятельности
2. Роль инновационной деятельности в управлении
3. Основные этапы инновационного процесса
4. Система внутрифирменного планирования инноваций
5. Параметры инновационной деятельности отечественных предприятий
Заключение
Список литературы

Аннотация
Инновационный процесс представлен, впервую очередь, как содержание социально-экономического развития общества,определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностейнаучно-технического совершенствования производства в условиях становлениярыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающихцеленаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этойкурсовой работы.
Цель работы: рассмотреть рольинновационных технологий в совершенствовании управления фирмы.
В первой части данной работы рассмотреныпонятие и сущность инновационной деятельности. Понятие «инновация» применяетсяко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой,научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, атакже к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или дажесоздающих условия для такой экономии. Сущность инновационного менеджментасоставляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованиемпринципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его(предприятия) общих целей.
Во второй части курсовой работы описана роль инновационной деятельности вуправлении. Инновационная деятельность характеризуется ускорением темповсоздания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширениюструктурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворениюсуществующих и возникающих потребностей.
В третьей части работы рассмотрены основные этапы инновационного процессаот разработки программы инновационного проекта до оценки влияния внедрения новогопродукта на общие экономические результаты производственной деятельностипредприятия.
В четвертой части данной работырассмотрена система внутрифирменного планирования инноваций. Системапланирования инноваций в организациях включает комплекс различных планов,направленных на осуществление основных функций и задач планирования,взаимодействующих друг с другом.
В пятой части работы проанализированыпараметры инновационной деятельности отечественных предприятий. В целом наосновании этого краткого обзора можно констатировать, что инновационнаядеятельность в российской промышленности отличается от таковой в передовых зарубежныхстранах не тенденциями, а масштабами, которые по нашему мнению, будут неизбежнорасти в процессе модернизации промышленности и экономического роста.

Введение
Инновационное управлениепредприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности:здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики иэкологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладныхнаук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли,накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же,это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческуюмысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышениюпроизводительности и качества труда и создает, тем самым, условия для новогоэтапа развития, обеспечивая его непрерывность.
Инновационный менеджмент призванобеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержаниюпроцесса и управление им. Инновационный процесс представлен, в первую очередь,как содержание социально-экономического развития общества, определяемоеобъективными закономерностями. Выявление закономерностей научно-технического совершенствованияпроизводства в условиях становления рыночной экономики и разработка новыхпринципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну изглавных особенностей этой курсовой работы. Так, система удовлетворенияпотребностей представлена в качестве большой экономической системы. В нейудовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель нетолько деятельности предприятий — производителей конечной продукции, но и какмиссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническоеразвитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночнойэкономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего совершенствованияиз внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагаетсовершенно новый подход к организации общественного производства и управленияим.
Закономерности развития служат,базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образованиясовокупности системных принципов технического развития, формирования системыразнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявленияфакторов повышения работоспособности человека в производственном процессе,построения корпоративных промышленных структур и т.д.
Особенностью курсовой работыявляется системность рассмотрения проблем развития и оригинальность подходов ких решению. В этом отношении характерны разделы, посвященные мотивационныммеханизмам труда, хозяйствования и предпринимательства. Мотивационные механизмыиграют первостепенную роль: вокруг них складываются механизмы другой природы — экономические, организационно-правовые и политические. Таким образом,формируется хозяйственный механизм нового типа — комплексный механизмуправления, обеспечивающий воздействие на факторы различной природы.
Проводимая в стране экономическаяреформа позволяет каждому предприятию создать собственный механизм управления,базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп(предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участниковпроизводственного процесса — рабочих), на экономической самостоятельности исозидательных возможностях организационного потенциала.
Цель работы: рассмотреть рольинновационных технологий в совершенствовании управления фирмы.

1. Понятие и сущность инновационнойдеятельности
Инновации являются главным средствомобеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успехапредприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого, управлениеинновационной деятельностью является составной частью и одним из основныхнаправлений стратегического управления предприятием.
Стратегия инновационной деятельностипредприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), наиспользование его результатов для повышения эффективности производства иобеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Этодостигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основестратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание винновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политикинововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации.Нововведением называют:
• неизвестные потребителю блага(новая продукция, услуги);
• неизвестный метод производствапродукции или услуг;
• разработка новых материалов иэлементов;
• получение нового источника сырья иэнергии;
• организационные нововведения(освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Под нововведением (инновацией)принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производствопо результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия(изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется болеевысоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара илиуслуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ковсем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой,научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, атакже к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или дажесоздающих условия для такой экономии.
Инновации можно разделить на дваосновных вида: технические и организационные.[1]
К техническим нововведениямотносятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успехпредприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении новогопродукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут такжеклассифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокамокупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. Вэтом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения,нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационныенововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики вцелом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-техническогопрогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеютнововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший —модификационные нововведения.
Основными объективными предпосылками(первопричинами) возникновения технических нововведений являются новыетехнические возможности и новые потребности, на которых базируются двеизвестные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализапервопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странахуказывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые техническиевозможности в развитии инновационных процессов. В то же время практикапоказывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременноиспользовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.
Организационные нововведения окупаются,как правило, быстрее технических, и поэтому, также имеют важное значение дляуспеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства,новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления,структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции,характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.
Инновационный процесс охватывает циклот возникновения идеи до ее практической реализации и включает:
1)        поисковые научныеисследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств,новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм иметодов организации производства;
2)        технологии новыхформ и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские итехнологические разработки;
3)        создание ипроведение необходимых испытаний опытных промышленных образцов новой техники,приборов, машин.
Сущность инновационного менеджментасоставляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованиемпринципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его(предприятия) общих целей.
Целями инновационного менеджментаявляются:
1. Разработка и внедрение новойпродукции или услуг.
2. Модернизация и усовершенствованиевыпускаемой продукции.
3. Совершенствование и развитиепроизводства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.
4. Создание условий для обеспеченияболее эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

Внутрифирменное управление
Научно-техническая политика подчиненадостижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворениетребований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции приминимально возможных затратах на ее разработку и производство.
При разработке научно-техническойполитики цели инновационного менеджмента должны отражать особенностиинновационной деятельности на конкретном предприятии. Во-первых, ониформулируются с учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию навыживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развитияпредприятия в перспективе, требующее упреждающих мер для достижения успеха.Во-вторых, они определяются предметом и сферой нововведений. Нововведениямимогут быть новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта илиреализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п.В-третьих, цели инновации учитывают требуемую глубину инновационного процесса,включая освоение высоких технологий с учетом государственной поддержки,спонсоров и других источников капитала, модернизацию производства под влияниемконкуренции, рационализацию и реконструкцию для повышения эффективности работыпредприятия и т.д. В-четвертых, эти цели отражают глубину интеграцииинновационного процесса, которая определяется доступностью использованиярезультатов специализированных источников (глубокая интеграция); использованиемотраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальныхконструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями иразработками предприятия (малая интеграция).[2]
С учетом сформулированныхособенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджментавключает:
·         Разработку планови программ инновационной деятельности.
·         Рассмотрение(анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.
·         Координациюдеятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единойинновационной политики.
·         Мониторинг ходаразработки новой продукции, и ее внедрения в производство.
·         Взаимодействие смаркетинговой деятельностью при формировании основных направленийнаучно-технической и производственной деятельности для обеспеченияконкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требованийпотребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры.
·         Обоснование иобеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовымисредствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом.
·         Созданиевременных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: отопределения (выбора) идеи до организации серийного производства новойпродукции.
Особенностью современного этапаразвития и обеспечения эффективности инновационной деятельности являетсясоздание единых комплексов исследований, разработки и производства вкорпорациях и крупных фирмах. Начиная с 80-х годов, четко проявилась тенденцияпереориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовойдеятельности при формировании и реализации инновационной политики крупныхпредприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении к повышению долинаукоемких изделий в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой продукции, чтодает предприятию дополнительные возможности расширения сопутствующихтехнических услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и других), атакже в снижении издержек производства традиционной продукции.
Проявившиеся тенденции связаны со стремлением транснациональных корпорацийсохранить лидерство в определенных секторах рынка за счет монополизации выпусканаукоемких изделий и обеспечения ускоренной амортизации капитала, а обеспечитьповышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет значительногосокращения издержек производства.
2. Роль инновационной деятельности в управлении
Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса в том, чтоключевое значение для производства приобретают не только прикладныеисследования, но и фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в томчисле и экономическими.
Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличениюскорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующие заэтим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек,падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природыиспользуемых процессов, общих принципов организации различных видов материистановится условием для совершенствования уже существующих технологий илибыстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных итехнических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационныеформы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.
Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные,обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга.Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальныеразработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов,идей.
В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможностьальтернативных путей развития и применения одной и той же научно-техническойидеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зренияэффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик иможет привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицомболее удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение”вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат наНИОКР результаты могут быть весьма различны.
Значимость научных разработок ставит вопрос о формах сопряжения их сприкладными разработками и производством. За последние 10-15 лет в развитыхстранах отработан ряд эффективных методов включения науки, в том числе ифундаментальной, в общий поток развития общественного производства.
Инновационная деятельность – это практическое использованиеинновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве сцелью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос вконкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельностиявляется инновационная активность – целенаправленная поддержка высокойвосприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредствомцеленаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельностьхарактеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, чтоспособствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике,увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающихпотребностей.
Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требуетобеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременногообновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрениянововведений; высокой инновационной активности на базе собственногоразвивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, чтогосударственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.Однако в настоящее время финансовая государственная поддержка на высоком уровнефундаментальной науки и производства практически не осуществляется. А этозначит, что и нет предпосылок на ближайшее будущее выхода из экономическогокризиса нашей страны. Поскольку предприятия не имеют возможности для созданиявысокотехнологичной и конкурентоспособной продукции высокого качества. Этоможно добиться только при создании условий для выхода предприятий из кризиса вобласти инвестиционной и инновационной политики, налогообложения нагосударственном уровне.
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятияопределяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования,кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сференаучных разработок.
Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческогоиспользования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизнапродукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Новизна может быть «относительной», «абсолютной» и«частной».
Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данномуновшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на другихпредприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизнаподразумевает обновление элемента изделия.
Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода отвнедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия краспространению новшество приобретает новое качество, – становится«инновацией». Только тогда различные идеи, изобретения, новые видыуслуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве онистановятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс созданияновшества и его реализацию. Стадии инновационного процесса представлены нарис.1.
Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумыватьосуществление всех последующих стадии уже на первой. Главное, уметьосуществлять переход от одной к другой. Поскольку эффективность инновационногопроцесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, но искоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важносократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе.
Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам, как впроизводственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной иуправленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономиюзатрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя.
Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедренияновшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации.Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышениемэффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационнаяполитика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах,противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека;организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационныхрешений и политики. Иначе говоря, инновационная политика – новая областьисследований, необходимая для эффективного решения задач интенсификации иускоренного развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоенияи распространения различных типов новшеств. Т.о. инновационная политика,инновационная деятельность возникли как реакция на современные требованияэкономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившимсяизменениям.
На практике инновация классифицируется по ряду признаков.[3]
По причинам возникновения они делятся на: реактивные – как реакция нановые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке ивыживания предприятия; и на стратегические, внедрение которых определяетприобретение перспективных преимуществ перед конкурентами.
Для предприятия инновации могут выступить как:
ü продуктивные –производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новыхвидов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спросана прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;
ü рыночные –открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространстварынка;
ü процессорные –применение новых технологий, структур управления и организацияресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;
ü потребительские –направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формированиеновых в перспективе.
По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания итемпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные(базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; технологические,характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективныхтехнологических процессов, нового технологического оборудования, которыепозволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемойпродукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование,обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения,рационализаторские предложения).
В официальной статистике под технологическимиинновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности,получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги),внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процессаили способа производства (передачи) услуг, используемых в практическойдеятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят всеформализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подходак определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилосьсплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации.Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочныхобследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкоепротиворечие их результатов.
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовыеили процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации — работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки,представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательскиеорганизации и провайдеры технологий, другие предприятия).
3. Основные этапы инновационногопроцесса
Процесс инноваций включает рядпоследовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений,формирование идеи нового продукта, анализ экономической эффективности новогопродукта, создание нового продукта, тестирование нового товара на рынке,принятие решения о внедрении нового продукта в производство.
Систематизация поступающих идейнововведений является начальным этапом инновационного процесса. Накопление идейвозможных новаций и их систематизация проводятся постоянно в процессе текущеймаркетинговой, научно-исследовательской и другой деятельности предприятия.Периодически эта работа приводит к формированию идей нововведений напредприятии. При возникновении возможности или необходимости новации начинаетсяинновационный цикл. Содержание работ первого этапа этого цикла включает:
1) Сбор информации о технологическихизменениях на рынке о нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР и службмаркетинга производственных отделений. Изучение и анализ пожеланий, требованийи рекламаций потребителей, поступающих от сбытового аппарата предприятия,торговых посредников и покупателей. Накопление информации о потенциальныхвозможностях предприятия в области разработки и освоения новой продукции.
2) Определение видов риска, степениих влияния на ожидаемые результаты создания и внедрения нововведений.
3) Сбор и анализ информации о целевыхрынках и долгосрочных тенденциях их развития, имеющих отношение к идее новации.
Формирование идеи нового продуктапредусматривает выбор идеи его создания, которая может быть реализована. Наэтом этапе рассматриваются все выявленные идеи и определяется та из них,которая в наибольшей степени учитывает ресурсы и возможности, а также будущуювыгоду предприятия от ее реализации при создании нового продукта. Этап содержитследующие работы:
1) Предварительную оценкувозможностей коммерческого использования идей.
2) Оценку практической реализуемости идей.
3) Определение степенитехнологической общности нового продукта и традиционных изделий предприятия.
4) Оценку соответствия новойпродукции имиджу предприятия и стратегии его развития.
5) Определение патентной чистоты идеинового продукта.
Анализ экономической эффективностинового продукта включает оформление идеи в виде инвестиционного проектасоздания нового продукта и его предварительную оценку. В рамках формулированияпроекта обеспечивается определение технико-экономических характеристик продукта(проекта), оценка его качества и потребительских свойств. В обязательномпорядке проводится оценка (прогноз) потенциального рыночного спроса и объемапродаж предлагаемого продукта. Формируется предварительная программа егосоздания и освоения в производстве. С учетом программы проводится оценка объеманеобходимых инвестиций на создание и организацию производства этого продукта, атакже определение его срока окупаемости. Важным элементом обоснования являетсяанализ и оценка наличия необходимых ресурсов для создания и производства новогопродукта (технология, машины и оборудование, сырье и материалы, персонал,финансовые средства и др.), а также оценка сроков создания, освоения новогопродукта в производстве и выхода с ним на рынок. Этап заканчивается анализом иоценкой рентабельности (прибыльности) производства нового продукта иразработкой программы маркетинга по этому продукту.
Создание нового продукта начинаетсяпосле принятия соответствующего решения руководством предприятия. Решение осоздании нового продукта принимается на основании программы маркетинга попродукту, содержащей все необходимые сведения по новому продукту, с учетомтехнико-экономического обоснования его эффективности, анализа информации орынке сбыта и влиянии внедрения этого продукта на общие экономическиерезультаты производственной деятельности предприятия.
На этом этапе выполняются все работыи по его освоению в производстве, в том числе:
1) Разработка программы (конкретногопроекта) создания нового продукта.
2) Реализация программы (проекта).
3) Создание опытного (промышленного)образца и проведение его испытаний с целью проверки технических характеристик,технологии изготовления, проверки безопасности, в том числе экологической ит.д.
4) Определение наименования,товарного знака, дизайна, упаковки, маркировки и решение прочих вопросов,связанных с оформлением нового продукта как товара предприятия.
Тестирование нового товара на рынкепроводится по цене и другим коммерческим условиям на ограниченном рынке втечение ограниченного срока (но не менее 3-х месяцев). С учетом результатовтестирования определяются:
1) Каналы реализации, дающиенаибольший экономический эффект предприятию.
2) Средства и методы рекламы новогопродукта.
3) Организация техническогообслуживания продукта (гарантийного и послегарантийного) и другие вопросыреализации продукта на целевом рынке.
Принятие решения о внедрении новогопродукта в производство завершает инновационный цикл создания нового продукта.Основой принятия решения о внедрении нового продукта в производство и омасштабе такого производства (ограниченная партия, серийное или массовоепроизводство) являются маркетинговая программа по производству(производственному отделению). Разработка и принятие такой программы проводитсяс учетом маркетинговых программ по продуктам и результатов тестирования новогопродукта на рынке. Маркетинговая программа по производству (производственномуотделению) предприятия включает:
1) Коммерческое обоснованиепроизводственной программы, ее структуру, ассортимент и количественные показателивыпускаемой продукции.
2) Объем продаж, рентабельность продукциии производства в целом.
3) Производственные возможностипредприятия: использование имеющихся производственных мощностей, обеспеченностьресурсами и квалифицированным персоналом.
4) Каналы и методы сбыта, известностьи имидж предприятия на рынке.
5) Финансовые возможности (в томчисле общая сумма инвестиций в развитие производства и сбыта) и источникифинансирования.
6) Прогноз результатов (прибыль илиубыток) на расчетный период и др.
Специфика инновационного процесса сучетом жизненного цикла
товара
Жизненный цикл рынка сбытаконкретного продукта (жизненный цикл товара) охватывает период производства исбыта этого продукта и включает: внедрение товара на рынок (создание рынка),рост, зрелость, насыщение и спад. При этом инновационный процесс, связанный сконкретным продуктом, включает проведение НИОКР не только в период егосоздания, но и в период его серийного производства. Направленность этих работ исоответственно затрат в НИОКР зависит от содержания конкретных стратегийпредприятия на рынке, определяемых с учетом жизненного цикла рынка сбытапродукта (жизненного цикла товара).
На стадии роста продаж (стадияжизненного цикла товара — рост) предприятие ведет разработку модификацийпродукта в соответствии с дифференциацией потребительского спроса, то естьпредприятие стремится выделить сегменты рынка, в которых предлагаемый продукт сминимальными изменениями выступает в роли специализированного, не имеющегоаналогов для удовлетворения специфических потребностей.
На стадии зрелости предприятие стремитсявести разработку оригинальных модификаций продуктов, отличающихся от продукциидругих производителей. Однако расширение номенклатуры при неизменнойтехнологической базе не может быть беспредельным. В стадии зрелости рынка(товара) усиливается тенденция снижения нормы прибыли до определенной среднейвеличины. Возможности конкуренции за счет дальнейшей дифференциациипотребительского спроса исчерпываются. Стабилизируются номенклатурные ряды истереотип продукции Рынок превращается в рынок стандартизованных изделий.Главным средством усиливающейся при этом конкуренции становится ценоваяконкуренция.
На стадии насыщения рынка (товара)успехи в конкуренции связаны с сокращением издержек производства, что иопределяет направленность инновационной политики (стратегии) предприятия.
На стадии спада (заключительной стадии товара) победу приносит межвидоваяконкуренция (конкуренция новых технологий), связанная с появлением новыхсредств (продуктов) удовлетворения потребностей.[4]
4. Система внутрифирменногопланирования инноваций
Система планирования инноваций ворганизациях включает комплекс различных планов, направленных на осуществлениеосновных функций и задач планирования, взаимодействующих друг с другом. Наиболеесущественными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса,выступают организационная структура и профиль инновационной деятельностиорганизации, состав осуществляемых инновационных провесов, уровень кооперациипри их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности.
Виды планов различаются по целям,предмету, уровням, содержанию и периодам планирования инноваций.
По целевой ориентации различаютстратегическое и оперативное планирование инноваций.
Стратегическое планирование какэлемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссииорганизации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целейдеятельности и стратегии поведения нарынках инноваций. При этомпроводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозныеразработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторовуспеха. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Ононаправлено на создание нового потенциала успеха организации.
Оперативное планирование инновацийимеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средствреакции принятой стратегии развития организации. Оно предусматриваетформирование продуктово-тематического портфеля организации разработкукалендарных планов, составление бизнес-кланов по отдельным программам,выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр.Оперативное санирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциалаорганизации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическомвзаимодействии, и содержательно дополняет друг друга в едином процессеинновационного менеджмента.
Предметный признак характеризуетобъем плановой работ организации. В соответствии с принятым в организацииразделением труда по предметному признаку в самостоятельные видыплановвыделяют планирование НИОКР, сбыта, материально технического снабжения иинформационного обеспечения, производства, финансов, персонала и другихпредметных областей организации. Характер предметной области существенно влияетна состав используемой информации, нормативную базу, перц0. личностьи методы выполнения плановых расчетов.
Планирование должно охватывать всесферы и иерархические уровни организации. В соответствии с принятой структуройорганизации различают сводное или комплексное планирование деятельностиорганизации в целом, планирование структурных единиц, планирование отдельныхинновационных программ и индивидуальное планирование деятельности исполнителей.Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров,степенью их детализации и методами разработки.
Содержательный аспект в планированииинноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов:продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.
Продуктово-тематическое планированиеинноваций заключается в: формировании перспективных направлений и тематикинаучных исследований и разработок; подготовке программ и мероприятий пообновлению продукции; совершенствованию технологии и организации производства ворганизациях. На производственной стадии инновационных процессов этот видпланирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программорганизаций и подразделений.
Технико-экономическое планированиевключает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых длявыполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономическихрезультатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот видрасчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетноепланирование и т.п.
Объемно-календарное планированиеинноваций заключается в: планировании объемов работ; загрузки подразделений иисполнителей построении календарных графиков проведения работ по отдельнымпрограммам и по всей совокупности планируемы работ; графиков загрузкиоборудования и исполнителей; распре делении работ по отдельным календарнымпериодам.
Каждый из вариантов плана ориентированна установленные цели и отличается от других составом мероприятий (способовдостижения целей), требуемыми ресурсами, сроками осуществления и исполнителями.
Процесс подготовки альтернатив носиттворческий характер,часто осуществляется с использованием специальныхметодовгенерирования идей и включает подготовку альтернативныхпредложений (идей), их систематизацию и конкретизацию отдельных альтернатив,анализ их взаимосвязи, оценку полноты и достаточности альтернатив.
Оценка альтернатив осуществляется с цельювыбора наиболее эффективной из них. В отличие от прогноза план всегдаодновариантен и должен быть ориентирован на оптимальное решение инновационнойпроблемы с учетом отдаленных прогнозных последствий.
Оценка альтернатив носит характерпроцесса, включающего:
1) уточнение объекта оценки;
2) определение критериев оценки(включая оценку рисков и шансов);
3) установление значимости критериевоценки, т.е. ранжирование критериев и прогноз значимости на перспективу;
4) определение шкал оценки по каждомукритерию;
5) установление метода оценки илисравнения альтернатив;
6) собственно оценку и выбор наиболеерационального планового решения.
Принятие планового решенияосуществляется менеджером на основе всесторонней оценки обоснованного выборанаилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейшихуправленческих решений в инновационном менеджменте. На форму его принятиявлияет много факторов субъективного и объективного характера, в частности,принятый в организации индивидуальный стиль руководства менеджера, системадокументооборота, структура менеджмента.
Доведение планового решения доисполнителей и его реализация осуществляются с помощью методов и приемовкоммуникаций, принятых в организации.
Сложность процессов планированияинноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организациивсех процедур подготовки, обработки и синтеза плановой информации, контроля заисполнением планов и их своевременной корректировки.
Организация планирования инноваций ворганизации предусматривает решение комплекса вопросов: состав и характерспециализации органов планирования инноваций; формы координации работ попланированию инноваций; характер формализации процессов планирования инновацийв организации.
Состав и характер специализацииорганов планирования инноваций в организации определяется тремя основнымифакторами: уровнем централизации планирования в организации, типом общейсистемы менеджмента и принятой формой организации инноваций.
Сочетание различных видов плановыхрасчетов образует целостные системы планирования инноваций в организации. Егоосуществление поручается специальным плановым органам и менеджерам различныхуровней. Принципиально различают централизованные и децентрализованные системыпланирования инноваций в организациях.
При централизованной системевыполнение функции планирования возлагается на центральные органы планированияинноваций. В крупных специализированных организациях, НИИ, КБ сводноепланирование инноваций осуществляют специальные функциональные службы (отделыили управления): экономики и планирования развития научной организации,тематического и календарного планирования, внешнеэкономических связей,маркетинговых исследований и сбыта, финансов, труда и заработной платы,договоров и юридического обеспечения, материально-технического обеспечения,бухгалтерия и др. Центральные плановые службы в этом случае решают вопросыстратегического, перфективного планирования, а также сводных расчетов иобосновали в целом по организации. Наряду с центральными службами в отельных функциональныхи предметных (тематических) подразделениях создаются плановые подразделения,занимающиеся преимущественно частными вопросами оперативного планирования иконтроля за ходом реализации инновационных процессов.
При децентрализованной схеме планированиеинноваций возлагается на плановые службы и менеджеров подразделенийорганизации, специализированных по тематическому принципу или ответственных заотдельные стадии инновационного процесса: НИОКР, производство, сбыт, снабжениеи пр. В этом случае и стратегическое, и оперативное планирование инновацийосуществляется раздельно по отдельным направлениям инновационной деятельностиорганизации.
Формализация процессов планирования ворганизации осуществляется специфическими методами и обеспечивает содержательнуюкоординацию всех служб и подразделений в системе менеджмента инновациями.
5. Параметры инновационнойдеятельности отечественных
предприятий
Как показано в аналитическом обзореН.И. Ивановой, в 1990-х г.г. инновационной деятельностью (по результатам опросов)занимались от 52 до 76% предприятий при устойчивой тенденции повышенияколичества декларирующих себя инноваторами к концу периода. В том числе от 31до 46% респондентов занимались товарно-продуктовыми инновациями и от 15 до 33%технологическими[5].
В целом это свидетельствует обопределенном перевесе модели «рыночного вызова» по сравнению с моделью«технологического толчка» в 1990-х г.г.
По данным за первое полугодие 2002 г., 84% инновационно-активных отечественных предприятий определили проводимые ими инновации кактоварно-продуктовые, а 77% сочли, что они занимаются инновациями, повышающимиих конкурентоспособность (что представляется не слишком информативнойклассификационной характеристикой)[6].
Доля принципиально новой продукциисоставляла в 1999 г. 9,5% продаж инновационно-активных продаж, 70% которых былососредоточено в четырех отраслях: химической, пищевой, машиностроительной,металлургической.
Необходимо отметить, что приведеннаявыше самооценка инновационности отечественными предпринимателями многократно превышаетрезультаты оценки инновационности отечественных предприятий по методике OESD, согласно которым в России былообнаружено 5,6% инновационных предприятий в 1995 г. и 10,6% в 2006 г. Утешает не только факт почти двукратного роста инновационных предприятий,определенных по жестким международным критериям, но и то, что в соответствии спринципом самореализующихся пророчеств предприятия, считающие себяинновационными, т.е. по крайней мере, понимающие важность инновационнойдеятельности, имеют хорошие шансы стать таковыми на самом деле.
Представление о видах инновационнойактивности на отечественных предприятиях дает структура затрат на инновационнуюдеятельность, определенная по методике ЦИСК- OESD:
·         исследования иразработки – 15%;
·         приобретениемашин и оборудования – 48%;
·         приобретениеновых технологий – 8%;
·         проектно-конструкторскиеработы – 10%;
·         приобретениепатентов и лицензий – 1%;
·         приобретениепрограммных продуктов – 3%;
·         обучение и подготовкаперсонала – 1%;
·         маркетинговыеисследования – 2%;
·         другие видыинновационной деятельности – 12%[7].
В.П. Семенов приводит следующуюгруппировку предприятий по значениям показателя инновационности (отношениезатрат на НИОКР к продажам) в начале текущего десятилетия:
·          более половиныпредприятий – менее 5%;
·          10% предприятий –5-8%;
·          33% предприятий –более 8%[8].
Что касается источниковфинансирования инновационной деятельности на отечественных предприятиях, то90-94% составляли собственные средства. Это хорошо согласуется с оценками1990-х г.г., которые приводит Н.И. Иванова, отмечая, что вклад бюджетов всехуровней в финансирование инновационной деятельности предприятий в концепрошлого десятилетия не превышал 6%.
В целом на основании этого краткогообзора можно констатировать, что инновационная деятельность в российскойпромышленности отличается от таковой в передовых зарубежных странах нетенденциями, а масштабами, которые по нашему мнению, будут неизбежно расти впроцессе модернизации промышленности и экономического роста.

Заключение
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи,новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованныетехнологические процессы, появляются новые формы организации и управленияразличными сферами экономики и ее структурами.
Инновационная деятельность является мощным рычагом, которыйпомогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынокразнообразной конкурентоспособной продукцией.
Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидетьизменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночнойэкономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он долженвнимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение всвоей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Современный менеджмент должен быть менеджментоминновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. Вусловиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнениявремени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующихусловия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями,реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствияуправления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке итехнике, является инновационный потенциал управления, который формируется вработе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления,ориентированной на динамику.

Список литературы
1.   Вачугова Д.Д. «Курс менеджмента»,Феникс, 2003 г.
2.   Гончаров В.И., «Менеджмент», Месанта, 2003 г.
3.   Иванова Н.И. Национальныеинновационные системы. М., 2002.
4.   “Менеджмент организации”. Под ред.д.э.н., проф. Румянцевой З.П., д.э.н., проф. Соломатина Н.А., М. ИКФА-М, 2004г.
5.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.“Основы менеджмента”. Пер. с англ. М.”Дело”, 2000г.
6.   Морозов Ю.П. “Управлениетехнологическими нововведениями в условиях рыночных отношений”, Н. Новгород,2001г.
7.   “Новая технология и организационныеструктуры”. Под ред. Пиннигса, А. Бьютандяма. Пер. с англ., М. “Экономика”,2003г.
8.   “Основы управления персоналом”. Подред. проф. Б.М. Генкина, М. “Высшая школа”, 1999г.
9.   Российская экономика: финансоваясистема / Под ред. В.В. Герасименко и Д.Э. Городецкого. М., 2000.
10.     Семенов В.П.Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теорияи методология. Спб., 2003
11.     Хучек М.“Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 2004г.
12.     «Инновационнаядеятельность в промышленности» — М.В. Грачева: Москва, 2002;
13.     «Менеджменторганизации» — учебное пособие под редакцией З.П. Румянцевой, Москва – ИНФРА-М,2005;
14.     «Инновационныйменеджмент». Под редакцией И.В. Афонина, Москва, Гадарики, 2005.
15.      Завлин П.П. идр. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. — СПб., 2005.
16.      Макаркин Н.Р.,Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. — Саратов: 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.