Реферат по предмету "Менеджмент"


Имидж руководителя государственного учреждения и негосударственных структур

Содержание
Введение
1. Теоретические основыпостроения имиджа руководителя
1.1. Понятие и сущностьимиджа
1.2. Имидж — профессиональнаяхарактеристика руководителя
2. Формирование имиджаруководителя
2.1. Психологические условияформирования имиджа руководителя
2.2. Методы формированияимиджа руководителя
Заключение
Библиографический списоклитературы

Введение
 
Актуальность темы курсовой работы.
Современная социальная ситуация развития нашего государствазависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционированииразличных организаций, в частности. Деятельность любой организации определяетсяпрофессионализмом его персонала и в первую очередь – её руководителя. Неслучайно изучение психологических и социально-психологических основпрофессионализма современных руководителей различного уровня вызываетповышенный интерес отечественных исследователей (А.В.Быков, А.А.Шестаков идр.).
Многочисленные публикации, выполненные в рамках психологииуправления, социальной психологии, отражают уровень разработанности даннойпроблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализмаруководителя зависят не только внешняя конкурентоспособность организации нарынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников ксвоей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др.
Понятие «имидж» прочно вошло в наше сознание, оноупотребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Сегодня созданиепривлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения,а имидж руководителя — существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Именно имидж позволяет создавать первое впечатление очеловеке как о руководителе. Имидж в данном случае – его фирменный знак, еговнешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональныйавторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет.
Имидж вообще во многом зависит от того, какие ценностипропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегосяи развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользуформирования благоприятного имиджа учреждения любой формы собственности будетслужить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума. Имиджявляется составной частью управленческой деятельности, а обладание им –существенная профессиональная характеристика руководителя учреждения.
Новые социально-экономические условия в России актуализируютспрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальнымикачествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательновключающих все эти показатели в свой имидж.
Формирование имиджа не является изменением личностичеловека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого.Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть всостоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотноиспользовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личностиможет помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа.
Объект исследования: имидж руководителягосударственного учреждения и негосударственных структур.
Предмет исследования: психологические условияформирования имиджа руководителя государственного учреждения инегосударственных структур.
Цель исследования — изучить влияние имиджаруководителя на организацию, которую он возглавляет.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решеныследующиезадачи:
1. Дать определение понятию и сущности имиджа.
2. Рассмотреть имидж как профессиональную характеристикуруководителя.
3. Раскрыть психологические условия формирования имиджаруководителя.
4. Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.
1. Теоретическиеосновы построения имиджа руководителя 1.1. Понятие исущность имиджа
Имидж (от английского слова image)целенаправленно формируемый образ (лица, организации, явления), призванныйоказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на определеннуюгруппу лиц.
Если десять лет назад термин «имидж» практическиотсутствовал в отечественных научных публикациях и встречался лишь вузкоспециальных изданиях, то в последние годы он стал все чаще не толькопредъявляться, но и исследоваться. В литературе, как показал библиографическийпоиск, по-прежнему нет единого мнения по данному вопросу.
Иногда высказываются крайние точки зрения – от признаниятого, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающегообъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа каксредства манипулирования сознанием и поведением людей. Некоторые ученыесчитают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, таккак определен генезисом и социумом.
Многие исследователи полагают, что происхождениепонятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж – это не то, чемчеловек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, аобраз, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей,либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации.Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.
Особо следует остановиться на определении имиджа проф. В.М.Шепеля[1].Пожалуй, он единственный, кто разводит понятия «имидж» и «образ», утверждая,что имидж является внешним отражением образа. «… имидж является внешнимотражением… человеческого образа в глазах окружающих, наглядно-выразительным„срезом” его личностных характеристик».
Таким образом, имидж не тождественен образу. Он – егофасадная часть, в которой манера поведения, экспрессия, внешняя привлекательностьвыступают в качестве видимых элементов. Образ же – это обобщенная характеристикаличности, обусловленная историческим периодом времени, принадлежностью копределенной социальной группе, типичными условиями жизни. Имидж –собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека,благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловыехарактеристики.
В ряде определений имиджаподчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает в себя не толькоестественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные,сформированные. Еще одна важная характеристика имиджа – это егофункциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью и создание иликоррекция его предполагает, что он нужен для чего-то.При помощи имиджа можно добитьсяопределенных целей, сделать болееуспешной деятельность, которой человек занимается.
Анализсовременной отечественной и зарубежной литературы позволяет сделатьзаключение о том, что понятие «имидж» по своему объёму и содержанию являетсявесьма сложным, требующим «осторожного» обращения. Оно формировалось в полезрения разных наук и стало практически междисциплинарным понятием. В егопоследовательном развитии условно можно выделить несколько этапов – от самогопростого, этимологического, до научно структурированного понятия:
— имидж как простая совокупность внешних характеристик,которые часто вызывают ассоциации с тем или иным стилем в одежде («деловойимидж», «спортивный имидж», «романтический имидж»);
— имидж как совокупностьвнешних характеристик и поведенческих навыков;
— имидж не только как совокупность всех вышеназванныхкомпонентов, но и объект; все компоненты при этом играют роль имиджформирующейинформации;
— наконец, имидж как устойчивое мнение, которое складываетсяу реципиента на основе воспринятой имидж формирующей информации, как репутацияобъекта или явления.
Исходя из вышеизложенного, понятие«имидж» как и большинство научных категорий, может трактоваться вшироком и узком смысле.
В широком смысле под имиджемпонимается распространенное представление о совокупности естественных испециально сконструированных свойств объекта, в то время как в узком подимиджем понимается сознательно сформированный образ объекта, который наделяетего дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатленияоб объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю(см. рис.).

/>

Динамическая модель имиджаруководителя учреждения
В профессиональной литературе авторы, характеризуя имидж,используют разные определения — желаемый, реальный, традиционный, благоприятный,позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиесяштампы — желаемый имидж и благоприятный имидж. Упомянутые категории не следует,на мой взгляд, причислять к разряду отдельных видов имиджа, а следуетрассматривать как свойства имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта.
Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга,не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить изодного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях состороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционныйимидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо.
Обычно слово «имидж» применяют именно к людям[2].Руководитель любой организации, как правило, стремится к созданию позитивногоимиджа, но известны случаи целенаправленного создания отрицательного, скандальногообраза. Такой шаг, как правило, свойственен политическим, общественнымдеятелям, а также представителям шоу-бизнеса, реже он свойственен руководителямкоммерческих структур, так как в данном случае клиент задумается, стоит лиотдавать свои деньги за товар или услугу, производимые компанией, руководителькоторой имеет негативный имидж.
Проблема соответствия имиджа руководителя особенностямкорпоративной культуры чаще всего возникает в ситуации организационных изменений,сопряженных со сменой руководящего состава.
Отрицательный имидж руководителя организации чаще всеготолько усиливает недоверие потребителей к продукту или услугам коммерческойорганизации. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя организациибудет являться её конкурентным преимуществом.1.2. Имидж — профессиональная характеристика руководителя
Особое значение в формировании имиджа организации имеетимидж её первого лица – «лидера организации». Именно от первого лица в основномзависит принятие важных решений, а так же то, как будет воспринята компанияобщественностью. Таким образом, имидж руководителя является одним из основныхфакторов формирования имиджа организации.
От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать сним или его организацией. Высокую репутацию, как известно, приобрести трудно,на это уходят годы, а потерять ее можно мгновенно и порой из-за пустяка,например, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которогождут.
По своему предназначениюруководителю приходится много общаться с различными людьми, с подчиненными,создавать коллективы, мотивировать их, вести учет и контроль выполненияпоручений, решать массу организационно-управленческих вопросов. Конечно,занимая столь ответственную должность, очень сложно учесть интересы всех своихподопечных, коллег, начальства, окружения. Но крайне важно, чтобы мнениеокружающих людей о руководителе было положительным. Ведь от репутациируководителя во многом зависят результаты деятельности организации: будут липодчиненные, коллеги, начальство, клиенты, партнеры прислушиваться к егомнению, доверять, уважать и подчиняться ему.
Имиджимеет двойственную природу, в нем реализуются внешний облик человека (тембрголоса, внешние данные и т. п.) и наработанные навыки определенного поведения(подобные тем, которые необходимы актеру для выражения внутренних особенностейсвоего героя).
Руководителюнадлежит быть центром формирования и поддержания
гармоничных отношений в коллективе. Это возможно лишь в том случае, если он самгармоничен, а именно:
• еговнешнее поведение, управленческие решения и дела не противоречат друг другу;
• хорошаявнешность и красивое поведение не являются камуфляжем непрофессионализма иэгоистического отношения к подчиненным. Только в этом случае положительныйимидж руководителя является составляющей, от которой существенно зависитсоциально-психологический климат в коллективе.
Изучениеимиджа руководителя невозможно без исследования его профессиональных особенностей.
Условно можно выделить следующиеважные, качества, характеризующие профессиональную деятельность руководителя учреждения(организации). В решении следующих профессиональных задач руководитель учреждения(организации) должен быть успешным: целеполагание, планирование, разрешениеконфликтов и др.; качества, характеризующие определенные поведенческие паттерны(успешного поведения – умение слушать, умение излагать свои мысли,стрессоустойчивость, тактичность и т.д.); на уровне личности – мотивационные,ценностные ориентации, интеллектуальные умения и др.[3]
По всемобозначенным качествам, возможно говорить о некоторой динамическоймодели руководителя, которая, в свою очередь, различается у разных группреципиентов (партнеров, клиентов, подчиненных), наполняется конкретной системойкачеств и отражает требования, предъявляемые к руководителю со сторонысоответствующих групп.
Позитивный имидж руководителя любого учреждения, организацииявляется одной из важных составляющих имиджа самого учреждения в целом,особенно в реализации коммуникаций в сфере профессиональной деятельности (учреждения-конкуренты,учреждения-партнеры, органы управления). Формирование имиджа руководителясвязано с выполнением им функций администратора, организатора, специалиста,общественного деятеля и проявляющимися при их выполнении личностнымикачествами.
Человек с позитивным имиджем располагает к себе партнеров,привлекая этим их внимание к содержанию предложений, с которыми он к ним обращается.Однако было бы непростительным легкомыслием полагать, что имидж зависитисключительно от внешних данных и манер. Формула успеха заключается внепротиворечивости приемлемого внешнего облика и приемлемого внутреннего — содержания, под которым понимается интеллект человека, его сильная психика иоснованная на этих качествах деловая активность.
Руководитель с положительным имиджем — не только тот, ктоорганизует дело, позволяющее хорошо зарабатывать, но и тот, кто способен предусмотретьвозможности выживания работников в случае, если положение учреждения ухудшится.Чем больше руководитель способен компенсировать своим работникам последствиянеудач в профессиональной деятельности, тем привлекательнее для них его образ.
Сложность работы и ответственность за нее у руководителянаходятся на более высоком уровне, чем у его подчиненных. И если его обликспособствует формированию у работников доверия, то конфронтации из-за различияв доходах не возникнет.
Главным образом, все компоненты имиджа руководителя можносвести к трем группам:
— персональные (физические, психологические особенности, типличности, свойства характера, качества личности, индивидуальный стиль принятиярешений);
— социальные (образование, биография, стиль жизни, система ценностей,общественный статус, семейное положение). Со статусом тесно связаны моделиролевого поведения. Социальная принадлежность в значительной мере определяетнормы и ценности, которых придерживается руководитель. Социальныехарактеристики связаны, прежде всего, с обстановкой вокруг организации.Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен старатьсяв то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, какимеющих прямое отношение к продукции, или услуге организации, так и связанных сней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования;
— профессиональные (тип руководителя и его статус в коллективе,степень владения профессиональными методами и технологиями управленияколлективом, наличие навыков стратегического планирования, организаторскихумений, способностей к объективной независимой оценке, прогрессивномуразвитию).
Нельзя упускать из внимания и параметры имиджа руководителя,не относящиеся к его основной деятельности: прошлое, семья, окружение, досуг,интересы.
Каждая из групп характеристик вносит свой вклад вформирование имиджа лидера и в различной степени поддаётся сознательному конструированию.
Профессиональный руководитель представляет собой целый наборособенностей, соотношение которых создает его индивидуальный портрет. Опросы,проведенные в различных организациях, однозначно показали, что их работники нехотят или не могут отделять внешние характеристики начальников от их внутренних(функциональных) особенностей. Приведем перечень наиболее ценных, по даннымопроса, составляющих имиджа успешного руководителя:
• успешность в работе;
• смелость, способность рисковать; готовность приниматьответственность на себя;
• лидерский тип руководства; преданность делу,целеустремленность;
• умение сопереживать в случае неудачного развития дела;
• установка на предоставление подчиненным возможностипроявить себя, способность работать с ними в режиме партнерства;
• умение объективно оценивать людей; знание личныхпотребностей работников;
• пунктуальность; выдержанность (контроль над эмоциями);
• способность меняться в лучшую сторону; сохранять юмор всложных ситуациях;
• деловитость (умение работать по оптимальным схемам);
• способность критиковать, не унижая достоинстваподчиненных;
• надежность (выполнение своих обещаний);
• готовность отказаться от своих неверных решений и начатьсначала в случае неудачи или краха предприятия;
• способность предвидеть последствия принимаемых решений;
• уверенность в себе; честность, неподкупность; тактичностьи т. д.
Главная функция имиджа — приведение действий руководителя всоответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшеготребования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чемоднозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тембольше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.
Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующейфункцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском ипартиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим налидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.
Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и«внешний».
«Внутренний» имидж характеризуетсявзаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятиемруководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к созданиюположительного образа у персонала, причём руководителю следует самому работатьнад созданием своего имиджа.
В небольшой организации руководительимеет возможность формировать свой имидж путём прямого взаимодействия со всемисотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует восновном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Здесь могут возникатьопределённые проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, чтокаждая ступень управления придаёт имиджу руководителя свою окраску.
Чтобы избежать таких искажений, ворганизациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся досотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративныебуклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени,электронная почта. Атмосфера внутри компании, позитивное и негативное отношениесотрудников к руководителям и политике компании, которая выражается, прежде всего,в степени преданности сотрудников своей фирме. Внутренний имидж трудноподдается корректировке, но он значительно более важен для репутации компании иее успешной деятельности.
Сотрудники организации, как правило,хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочьим в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно вэтом ракурсе.
Формирование «внутреннего» имиджаважно не только для слаженной работы самой организации, но и для формированияего «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают своё личное восприятиеруководителя во внешнюю среду. «Внешний» имидж – это восприятие руководителяобществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают какое-либовлияние на деятельность организации[4].
«Внутренний» имидж руководителя частоотличается от «внешнего». Многие качества, присущие руководителям организаций,не становятся достоянием общественности. Их можно выявить только при вхождениив организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Частоновые сотрудники, нанимающиеся на должность в подчинение конкретного руководителяпод воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытываютглубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе.
2. Формированиеимиджа руководителя 2.1.Психологические условия формирования имиджа руководителя
Имидж руководителя в современной психологии рассматриваетсяв рамках психологии управления и анализируется в контексте следующих проблем:формирование имиджа организации; влияние имиджа на деловые отношения;взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя; восприятие управленческой команды,руководителя; представление об идеальном руководителе; коммуникативные качестваличности руководителя; психологические особенности личности руководителя;психологическая компетентность руководителя; психологические особенности профессиональнойдеятельности руководителя; гендерный аспект в сфере управления и др.
Формирование и восприятие имиджа — единый тесновзаимосвязанный процесс, в котором интегрировано представленысубъектно-объектные отношения. С одной стороны, имидж формируется под влиянием«заказа» воспринимающей среды, с другой стороны, он выступаетфактором, формирующим определенный отклик в этой среде.
Соответственно и структурные характеристики имиджа вбольшинстве своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающейподсистем в едином поле этого феномена, образующегося в зоне пересечения интересовсубъекта и объекта.
В. М. Шепель выделяет три группы качеств, определяющихформирование и восприятие имиджа. В первую группу он относит такие природныекачества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность(способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другогочеловека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладаниеданными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешногосоздания имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности какследствие образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности,психическое здоровье.
К третьей группе относятся те личностные качества, генезискоторых связан с жизненным и профессиональным опытом индивида[5].
Формирование имиджа руководителя учреждения будет успешным,если обеспечивается совокупность следующих условий:
– при его создании и коррекции учитывается общая структураимиджа с доминированием профессионального компонента, что определяет его динамичность;
– процесс формирования имиджа руководителя учреждения носитпоэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств руководителяв направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений вуправленческой деятельности;
– в качестве психологических условий, детерминирующихформирование имиджа руководителя учреждения, выступают психологические качестваличности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело,саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовностьк риску.
Имидж руководителя – это совокупность определённых качеств,которые ассоциируются с определённой индивидуальностью личности, поэтому в определениипсихологических условий формирования имиджа руководителя необходимо исходить изанализа понятия «личностная специфика управленческой деятельности».
Руководительлюбого учреждения (организации) – человек, осуществляющий управлениеколлективом в соответствии с четкими и осознанными целями, обладающий высоким уровнем самоактуализации.
Следовательно, необходимо наличиеу руководителя таких профессионально значимых качеств, как: умение создаватьэффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развитиясвоей организации, направленность на дело, сформированность ценностныхориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческихрешений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальностьума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость,решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. (см. табл).
Профессиональные и личностные качества успешногоруководителя учреждения (организации)Профессиональные качества Личностные качества
Уважение к людям, терпимость к недостаткам, уважение права на самостоятельное решение
Готовность оказать помощь, стремление вселить уверенность в успех
Способность выслушать мнения, просьбы коллег, учесть их в процессе работы
Способность разрешать сложные конфликты, не быть злопамятным
Умение планировать
Способность объективно оценивать работу подчиненных, их результаты, свои результаты
Владение методикой преподавания по своему предмету, готовность поделиться опытом с коллегами
Умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, сформированные ценностные ориентации
Требовательность к себе, надёжность
Гибкость, демократичность, умение излагать свои мысли
Оптимистичность, обладание чувством юмора
Справедливость
Способность к аналитической деятельности, направленность на дело
Способность к творчеству, саморазвитию
Личностьруководителя можно разложить на три класса составляющих: биографическая характеристика; способности; чертыличности.
Способности- пригодность к тому или иному виду деятельности. Развитию практических навыковруководителя помогают природные задатки, которые имеются в определенном типенервной системы, отличающейся подвижностью и уравновешенностью. Склонностямпредшествуют задатки, самые разные признаки способностей. Они проявляются вповышенном интересе и влечении к организаторской и руководящей деятельности.
Организаторскиеспособности можно развить, не имея задатков, но для этого необходимо проявитьинтерес к работе с людьми, знать методы убеждения, выработать основные качестваруководителя (умение слушать подчиненных, внимательность, терпение и др.).
Характерпредопределяет стиль поведения человека в социальной среде, специфику егоповедения в коллективе. Помимо природных задатков руководитель должен иметьсоответствующие моральные и волевые качества и свойства.
Кприродным задаткам руководителя относятся, прежде всего, уравновешенностьповедения, оптимальная активность, общительность, легкость адаптации.
Кморальным — справедливость, скромность, чувство общественного долга,принципиальность, моральная безупречность;
К волевым- решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность,дисциплинированность;
К деловым- целеустремленность, работоспособность, инициативность, организованность,самостоятельность;
Корганизаторским — умение оценить людей, установить отношения, совершенствоватьформы и методы работы, организовать трудовой коллектив, принимать правильныерешения.
Существенноезначение имеют такие черты характера руководителя, как определенность,цельность, уравновешенность, твердость. Определенность означает стабильноеповедение руководителя в различных ситуациях; цельность — единство слова идела, логичность поступков; уравновешенность — сдержанное, терпеливое отношениек людям, ровное поведении, умение контролировать себя; твердость — обязательноевыполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия.
Авторитетруководителя складывается из обобщенной характеристики личности, егокомпетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда онвнимательно относится к людям и их нуждам, обязательно выполняет обещания,действует последовательно.
Различаюттри вида авторитета: личный, служебный и реальный. Личный обеспечиваетсясправедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, ккоторым относятся честность, справедливость, человечность.
Служебныйавторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполненияпоставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основепредоставленных должностью прав и полномочий.
Органическоесоединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.
Ксформулированным требованиям к руководителю можно добавить, что особое значениеимеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность копределенному виду труда, потребность в самообразовании. Отдельные авторырассматривают эти ценности в таких укрупненных блоках, как направленность,способности, характер. Направленность означает избирательное отношение человекак окружающей действительности. Для руководителя она необходима в общении исовместной деятельности с людьми, создании сплоченного коллектива.
Наиболее часто употребляемыми личностными чертами, обуславливающимипродуктивность руководства учреждением образования, выступают: доминантность,уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость,креативность, стремление к достижениям, умение рисковать, направленность надело, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость,общительность. Одной из важнейших характеристик личности является стремление кдостижениям и направленность на дело.
Значительнаягруппа детерминантов трудовых притязаний руководителей представлена ихбиографическими характеристиками, а также психолого-акмеологическими,включающими возраст, пол, образование, социально-экономический статус личности.
Другаягруппа факторов имеет организационно-психологическую природу. Большое значениеимеют реальные достижения, так как с ростом социального статуса возрастают ипритязания личности, происходят изменения в системе ценностных ориентаций,профессиональных установок, жизненных позиций.
Такимобразом, обобщая анализ понятийного аспекта изучаемой проблемы, мы предположить,что:
— личность руководителя – это прижизненно возникающее психологическоеобразование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств имотивационно-потребностных отношений;
— каждыйруководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и какиндивидуальность, но далеко не всякому удается стать субъектомпрофессионального развития, сформировать свой «адекватный» имидж.
Привыявлении личностных факторов формирования имиджа руководителя учрежденияинтересно рассмотреть теоретическую модельруководителя, разработанную И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским[6].
В данной модели авторы выделяют следующие группы свойств личности руководителя:
1) общиекачества (общительность, общий уровень развития, практический ум,наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость,самостоятельность, самообладание);
2)направленность организаторской деятельности;
3)индивидный диапазон;
4)индивидуальный стиль;
5)подготовленность к деятельности;
6)специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум,психологический такт, энергичность, требовательность, критичность);
7)склонность к организаторской деятельности.
Наиболее приоритетными профессионально-психологическими качествамируководителя являются: стрессоустойчивость, сформированность ценностныхориентаций, направленность личности на дело, надёжность, готовность к риску,потребность в саморазвитии, ответственность, надёжность, порядочность, умениеслушать и излагать свои мысли, умение рисковать.
Немаловажны такие управленческие качества, как смелость,управленческое мышление, настойчивость, самостоятельность, гибкость вповедении, находчивость, общительность и высокий моральный контроль.
К личностным качествам руководителя относятся также высокийморальный контроль, рефлексивность, эмоциональная стабильность, способность ктворчеству, умение сочетать теплоту и близость с людьми с принципиальностью ивысокой требовательностью.
Личностные качества идеального руководителя предполагаюттакже коммуникабельность, умение управлять эмоциями, напористость, оперативность.
В процессе формирования или коррекции имиджа перед руководителемстоит задача самореализации, которая выражается в необходимости приведениясвоей неординарной, уникальной системы установок в соответствие спрофессиональными и общепринятыми ценностями; при формировании имиджа руководителяучреждения (организации) требуется обратить наибольшее внимание на особенности нравственной, коммуникативной, ценностной,эмоционально-волевой сфер личности руководителя, которые и составляют основууправленческого имиджа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.