Реферат по предмету "Менеджмент"


Задача снижения издержек производства

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.Н.ТУПОЛЕВА
Кафедра экономики предприятий
РАСЧЕТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
НА ТЕМУ
«ЗАДАЧАСНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА».
Выполнила:
студентка группы 6405
Чумакова А.А.
Проверил: Афанасьев А.А.
Казань, 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Условия задачи
Используемые обозначения
Решение
Задача анализа
Задача синтеза
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Снижение издержекпроизводства всегда находится под контролем высшего руководства фирмы и можетрассматриваться как стратегическая цель фирмы. Сейчас как никогда актуальнооценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя,так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основепроизводственного процесса. И именно о них в первую очередь думаетпроизводитель. Рассмотрим задачу снижения издержек производства.
Издержки производстваопределяются формулой
E = zL + aF + M, (1)
где E — издержки производства,
z — среднегодовая заработная платаодного работающего промышленно – производственного персонала (ППП),
L — среднегодовая численность ППП,
а — нормаамортизации основных производственных фондов (ОПФ),
F — среднегодовая стоимость ОПФ,
М — затраты на сырье,материалы, полуфабрикаты и покупные изделия.
Пусть Х – объемпроизводства в стоимостном измерении (валовая, товарная, реализованнаяпродукция). Введем показатель эффективности производства:
/>, (2)
тогда Х = J·E. Введем также величину e = 1/J = E/X – издержки производства на 1 руб. продукции. Приращениеобъема производства в анализируемом периоде составит

DХ = DJ E0+ DE J0 + DJ DE,
или, в темпах прироста
/>, (3)
где индекс “0” относится к показателям в базовом периоде.
Первый член в правойчасти определяет интенсивную составляющую приращения объема производства, т.еприращение за счет повышения эффективности использования ресурсов, второй –экстенсивную составляющую, обусловленную увеличением объема привлекаемыхресурсов, третий – интенсивную составляющую в условиях роста объемапроизводства. Обозначимих соответственно через Qи, Qэ и Qиэ. Рассмотрим эти составляющие.
Qи = /> (4)
/>. (5)
Преобразуем первый член вправой части (5)
/>. (6)
Здесь введеныобозначения: кT = LФ/X – трудоемкость продукции, Ф=2400 час. – годовой фондрабочего времени одного работающего ППП, dZ = z L/E–доля затрат назаработную плату в общих издержках производства.
Произведем аналогичныепреобразования во втором и третьем членах правой части выражения (5), т.е.умножим и разделим второй член на аF, а третий – на М. С учетом обозначений
kF= F/X — фондоемкостьпродукции,kM= M/X — материалоемкость продукции,
dF= aF/E — доля затрат наамортизацию ОПФ иdM = M/E – доля затрат наматериалы в издержках производства в анализируемом периоде, окончательнополучим: />. (7)
Из формулы (7) следует, чтоповышение интенсивной составляющей роста объема производства достигается засчет снижения ресурсоемкости продукции – величин kT, kFи kM.
Экстенсивная составляющаяроста:
/>
где dZ0, dF0и dM0 – соответственно, доли затрат на заработную плату, амортизациюОПФ и материалы в общих издержках производства в базовом периоде. Прификсированной заработной плате и норме амортизации последний член в (8) равеннулю.
Доминированиекакой-либо из величин dZ, dF0 или dMнад двумя другими означает, что производимая продукцияявляется, соответственно, трудоемкой, фондоемкой или материалоемкой.
Интенсивная составляющаяв условиях расширения производства определится как произведение выражений (7) и(8):
Qиэ = Qи Qэ. (9)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
 
Условие задачи
Средняя по размерам производственнаяфирма, имеющая простую структуру, выпускает материалоемкую конечную продукцию,основную часть узлов и деталей изготовляет самостоятельно. На фирме имеютсяцелевая конструкторская группа и группа по внедрению новых технологий. Впредшествующие годы фирма находилась в условиях ограниченного роста, однакоданные маркетинговых исследований, проведенных в последнее время, указали навозможность существенного повышения спроса на продукцию фирмы. Энергичныедействия конкурентов вынуждают руководство фирмы наряду с расширением объемапроизводства проводить его модернизацию с целью сокращения издержек производства.
Сильными сторонами фирмы и благоприятными условиямивнешней среды являются:
· наличие лицензийна использование новых технологий;
· наличиесобственных помещений
· возможностьпривлечения инвестиций в модернизацию оборудования;
· увеличение числапотенциальных поставщиков некоторых материалов и комплектующих изделий;
· прогнозируемоеустойчивое повышение спроса на продукцию, возможность выхода на рынки в новыхрегионах
· улучшение сервисаи сокращение времени на обслуживание
Слабые стороны фирмы и неблагоприятные условиявнешней среды:
· недостаточнаямотивация труда исполнителей;
· растущаяконкуренция.
· неразвитаяорганизация управления
· неразвитаяорганизация производства
· высокая текучестькадров
Имеются следующие данныедля анализа:
Показатель
БП
ОП
ПП Х (т.р) 100 000 103 000 110 000 z (т.р.) 50 52 L 400 410 a 0.2 0.2 F (т.р.) 250 000 258 000 M (т.р.) 15 000 15 300
Требуется выполнить следующиезадания:
· вычислитьинтенсивную и экстенсивную составляющие роста объема производства в базовомпериоде;
· сформулироватьстратегическую цель и стратегию развития предприятия;
· построить вариантплана, в котором преимущественный рост обеспечивается интенсификациейпроизводства;
· обосноватьпостроенный вариант плана.
Используемыеобозначения.
Показатель
Значение Х (т.р) объем производства в стоимостном измерении z (т.р.)
среднегодовая ЗП[1] одного работающего ППП[2] L среднегодовая численность ППП a
норма амортизации ОПФ[3] F (т.р.) среднегодовая стоимость ОПФ M (т.р.) затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия
/>E (т.р.) издержки производства е (р./р.) издержки производства на 1 руб. продукции J показатель эффективности производства
kт трудоемкость продукции
kF фондоемкость продукции
kM материалоемкость продукции
dZ доля затрат на ЗП
dF доля затрат на амортизацию ОПФ
dM доля затрат на материалы
Qи интенсивная составляющая приращения объема производства
Qэ экстенсивная составляющая приращения объема производства
Qиэ интенсивная составляющая в условиях роста объема производства
 
Решение
 
Отчетные данные о деятельности фирмыв базисном периоде (БП) и отчетном периоде (ОП), а также варианты плановых показателей(ПП) сведены в таблицу. При исследовании данных ОП (задача анализа) базовымпринимается БП, при формировании плана на последующий год (задача синтеза)базовым является ОП.
Показатель
БП
ОП
Прирост
ПП (1 вар)
Прирост
ПП (2 вар)
Прирост Х (т.р) 100000,00 103000,00 3,00 110000,00 6,80 118450,00 15,00 z (т.р.) 50,00 52,00 4,00 52,52 1,00 53,56 3,00 L 400,00 410,00 2,50 410,00 0,00 418,20 2,00 a 0,20 0,20 0,00 0,20 0,00 0,20 0,00 F (т.р.) 250000,00 258000,00 3,20 280704,00 8,80 283800,00 10,00 M (т.р.) 15000,00 15300,00 2,00 15453,00 1,00 15300,00 0,00
/>E (т.р.) 85000,00 88220,00 3,79 93127,00 5,56 94458,79 7,07 е (р./р.) 0,85 0,86 0,77 0,85 -1,16 0,80 -6,89 J 1,18 1,17 -0,76 1,18 1,17 1,25 7,40
kт 9,60 9,55 -0,49 8,95 -6,36 8,47 -11,30
kF 2,50 2,50 0,19 2,55 1,88 2,40 -4,35
kM 0,15 0,15 -0,97 0,14 -5,43 0,13 -13,04
dZ 0,24 0,24 0,23 0,24
dF 0,59 0,58 0,60 0,60
dM 0,18 0,17 0,17 0,16

-0,0076
(-25%)
0,0117
(17%)
0,0740
(49%)

0,0376
(126%)
0,0556
(82%)
0,0706
(47%)
Qиэ
-0,0003
(-1%)
0,0007
(1%)
0,0052
(4%)
 
Задача анализа
 
Проведем краткий анализданных отчетного периода.
В ОП прирост объематоварной продукции равнялся 3%, прирост оплаты труда составил (4+2,5)%= 6,5%, прирострасходов на материалы составил 2%, объем ОПФ увеличился на 3,2%.
3% прироста объемапроизводства были обусловлены следующими факторами:
· 25% составляютинтенсивные факторы, т.е. снижение трудоемкости; при этом фондоемкость и материалоемкостьпродукции остались на прежнем уровне. Темпы роста отрицательные, то естьвышеуказанные факторы влияют на рост отрицательно.
· 126% составляютэкстенсивные факторы, т.е. увеличение численности ППП, объема ОПФ иматериальных ресурсов.
· 1% составляетинтенсификация в условиях роста объема производства. Значение такжеотрицательное.
Таким образом, весьприрост объема производства в рассматриваемом периоде осуществляется толькоблагодаря экстенсивным факторам. Остальные факторы только снижают темпыэкономического роста.
При этом выполняетсяследующее равенство:
Qи + Qэ + Qиэ = ΔХ/Х0,т.к.
(-0,0076)+0,038+(-0,0003)=(103000-100000)/100000
0,03=0,03
Из таблицы следует также,что увеличение издержек производства на 1 руб. выпускаемой продукции составило 0,77%.
Задача синтеза
 
При построении вариантов плана на очередной период возможныдва крайних подхода:
· планируется чистоинтенсивный рост, при этом планируемые ресурсы сохраняются в прежнихобъемах;
· планируется чистоэкстенсивный рост, т.е. объемы привлекаемых ресурсов увеличивается пропорциональноросту объема производства.
На практике рост объема производствадостигается за счет как интенсивных, так и экстенсивных факторов. Задачапланирующей организации – выбрать такое их соотношение, которое отвечало быстратегии, принятой фирмой. В нашем случае, согласно условию задачи,преимущественный рост обеспечивается интенсификацией производства.
Пусть на основе результатов прогнозирования внешних условий ианализа собственных возможностей фирма ставит следующие стратегические цели:
1. Приращениеобъема производства на 15%, пороговое значение 6,8%.
2. Сокращениеиздержек производства на 1 руб. продукции – 6,5%, пороговое значение — 1%.
В качестве функциональныхстратегий, направленных на достижение этих целей, фирма выбирает:
1. Повышение квалификацииисполнителей, повышение среднегодовой заработной платы ППП на основеусовершенствованной системы мотивации труда.
2. Выделение иосвоение капитальных вложений в ОПФ для совершенствования состава и структурыиспользуемого оборудования.
3. Проведениеконструкторских работ и внедрение новых технологий для снижения материалоемкостипродукции.Замечание 1. Проведениекрупномасштабных операций по пп. 1 — 3 в рамках годового планированияневозможно, поэтому предполагается, что функциональные стратегии формируютсязаранее на основе прогнозных значений показателей ОП.
Первый вариант плана предусматривает достижениепороговых значений целевых показателей. Прирост объема производства на 6,8 %достигается за счет:
· увеличениязаработной платы ППП на 1% при сохранении численности ППП;
· увеличения объемаОПФ на 8,8% с учетом изменения их качественного состава;
· увеличения затратна материалы на 1%.
Итоговые данныепоказывают, что снижение издержек производства составляет 1,16%, 17% приростаобъема производства обусловлены интенсивными факторами, 82% — экстенсивными и 1%- совокупным действием интенсивных и экстенсивных факторов.
Второй вариант является более напряженным инаправлен на достижение основных значений целевых показателей. В этом вариантеприрост объема производства на 15% достигается за счет:
· увеличениязаработной платы ППП на 3% с одновременным увеличением численности ППП на 2%(при этом затраты на заработную плату возрастают на 5%);
· увеличения объемаОПФ на 10%;
· чистоинтенсивного роста по показателю материальных ресурсов.
Снижение издержекпроизводства на 1 руб. продукции по сравнению с базовым периодом составляет6,89%. 49% прироста объема производства обусловлены интенсивными факторами, 47%- экстенсивными и 4% — совокупным действием интенсивных и экстенсивныхфакторов.
Замечание 2. Постановкаобратной задачи — определение искомых показателей ресурсозатрат по заданным Qи, Qэ, Qиэпрактическиневозможна ввиду необозримости допустимых значений относительных показателей,поэтому при разработке варианта плана, ориентированного на достижениеконкретных значений приведенных величин необходимо выполнять последовательныеприближения.
Замечание 3. Целевыепоказатели 1 и 2 являются противоречивыми. Существенное увеличение объемапроизводства достигается обычно тиражированием производственных иуправленческих процессов. Напротив, снижение издержек производства требуетизменения технологий, организации и управления производством. Поэтому наряду срассмотренными вариантами плана представляет интерес рассмотрение «перекрестных»вариантов:
· увеличение объемапроизводства на 6,8% (пороговое значение) с одновременным снижением издержекпроизводства на 1 руб. продукции на 6,5%(основное значение);
· увеличение объемапроизводства на 15% (основное значение) со снижением издержек производства на 1%(пороговое значение).

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ЗАДАЧИСНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
 
Составляя дерево целей,будем рассматривать вариант декомпозиции в разрезе задач. Декомпозиция вразрезе задач требует построения специфических структур, встроенных ворганизационную схему предприятия, которые будут решать каждую из задач – задачуснижения трудоемкости, станкоемкости, материалоемкости в целом по предприятию./> /> /> /> /> /> /> />


Управляемым объектомявляется не фондоемкость, а станкоемкость продукции, то есть цель состоит вснижении времени работы оборудования на единицу продукции. На верхнем уровнецелесообразно применять весовые коэффициенты, показывающие доли соответствующихзатрат в издержках производства:
· снижениетрудоемкости:α1= dz=24%
· снижениестанкоемкости: α2= df=60%
· снижениематериалоемкости: α3= dm=16%,
причем выполняетсяусловие, что сумма коэффициентов равна 1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
1. Какие иныевиды затрат могут учитываться в издержках производства?
Издержки производства —затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. Включаютв себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплатутруда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок иего продажей.
2. Объяснитеэкономический смысл понятия интенсивная составляющая в условиях роста объемапроизводства.
Процесс развитияпроизводства, основанный на всё более полном и рациональном использованиитехнических, материальных и трудовых ресурсов на базе научно-техническогопрогресса. В полном объеме обеспечиваются все формы ресурсосбережения.
3. Какойэкономический смысл имеют показатели ресурсоемкости продукции?
Показатели ресурсоемкостипродукции отображают затраты, имеющие место при ее производстве. Среди них:
Абсолютные показателиотображают затраты на маркетинг, НИОКР, организационно-технологическуюподготовку производства, на производство и подготовку товара кфункционированию, на эксплуатацию и техническое обслуживание, на восстановление(ремонт) товара, на утилизацию.
Структурные показателиресурсоемкости включают затраты на сырье и материалы, комплектующие покупныеизделия или запасные части, топливно-энергетические ресурсы, ЗПпромышленно-производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара,амортизация ОПФ в расчете на единицу товара на данной стадии.
К относительнымпоказателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса наединицу технического параметра объекта или технологические потери ресурса.
К удельным показателямресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютногозначения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадиижизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.
4. При какихусловиях последний член в формуле (8) обращается в ноль?
 
/>
При фиксированной заработнойплате и норме амортизации последний член в формуле равен нулю.
5. Какой изпоказателей указывает на то, что выпускаемая продукция является трудоемкой(фондоемкой, метериалоемкой)?
Показатель трудоемкостиобобщает затраты труда в процессе производства. Это затраты рабочего времени наединицу или весь объем изготовленной продукции. Чем меньше трудоемкость, темвыше продуктивность.
Показатель фондоемкостихарактеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1руб. продукции.
Показательматериалоемкости — это показатель расхода материальных ресурсов на производствокакой-либо продукции. Выражается в натуральных единицах расхода сырья,материалов, топлива и энергии, необходимых для изготовления единицы продукции,либо в % к стоимости используемых материальных ресурсов в структуресебестоимости продукции.
6. Приведитепримеры сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз внешней среды.
Сильные стороны:
· успешная кредитнаяистория и устойчивые финансовые показатели
· многолетний стажна рынке
· высокая степеньсоблюдения договорных обязательств, как в отношении субподрядчиков, так и вотношении конечных потребителей
· позитивный имиджкомпании в общественной жизни
· компания обладаетопределённым политическим ресурсом, связями в администрации города
· освоение новыхсегментов рынка
· квалифицированныйСервисный центр
· дилерскиедоговора с известными заводами
· наличиесобственной площадки и сервисного центра
· наличие лицензийна использование новых технологий
· сильныйуправленческий аппарат, способный решать нестандартные задачи организации иуправления производством
· возможностьпривлечения инвестиций в модернизацию оборудования
· увеличение числапотенциальных поставщиков некоторых материалов и комплектующих изделий
· прогнозируемоеустойчивое повышение спроса на продукцию, возможность выхода на рынки в новыхрегионах.
Слабые стороны:
· проблемы скачеством (качество ниже среднего)
· нехваткаоборотных средств для закупок, слабый финансовый директор
· высокая текучестькадров
· конфликты междуначальниками
· спонтаннаядиверсификация
· использованиедешёвых материалов и “дешёвой” рабочей сила приводит к низкому качеству готовойпродукции
· средняя или нижесреднего удовлетворённость потребителей качеством
· недостаточнаямотивация труда исполнителей
· растущаяконкуренция.
Возможности:
· улучшение сервисаи сокращение времени на обслуживание
· возможность узкойспециализации
· развитиекорпоративных клиентов и новых отраслей потребителей
· интеграция спроизводителями
· плотнаяинтеграция с заводами и получение больших скидок
· увеличениерентабельности, контроль над затратами
· создание новогобизнеса по аренде техники
· вывод новой сериипродукции, новых торговых марок
· созданиеинформационного портала
· партнёрство сбанком или финансовой организацией для реализации проектов
· продвижение в область,регионы
Угрозы внешней среды:
· Нестабильностькурса доллара
· изменениеполитики поставщиков
· усилениеконкуренции на рынке
· уменьшениерентабельности производства
· усиление давлениедругих производителей в рассматриваемой области
· выход на рыноккрупных отечественных или иностранных компаний


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.