--PAGE_BREAK--
2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ МЕНЕДЖЕРА
2.1. Этические нормы руководителя.
Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно.
Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др. Работодатель предоставляет работнику возможности для совершенияопределенных действий, поощряет, мотивирует его, а если
это необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить его различными методами.
Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования — совокупность средств и методов, с помощью которых он направляет, координирует поведение наемных работников. Важная роль в механизме регулирования поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Сначала определяют цели, которые необходимо осуществлять, затем создают нормативный правовой акт для того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия реализации норм, включая контроль за их соблюдением. Очень важно при этом выбрать эффективные меры, чрезмерно не обременяющие работника, не сковывающие его инициативу.
Нормы всегда являются средством реализации принципов, идеологии, т. е. любая нормативная система, отражает определенные взгляды какой-то группы людей. Качество этических норм, действующих в коллективе, должно стать предметом постоянной заботы кадровой службы. Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то организация не сможет существовать долго, а тем более эффективно. Во-первых, авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать конфликты внутри организации.
Качество этических норм в деятельности организации во многом зависит от руководителя, его авторитета.
Авторитет руководителя— это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Взависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет (см. приложение 2).
На авторитет руководителя оказывает сильное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя с подчиненными, его доступность, внимательность, умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову. Немаловажное значение имеют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебной этики смогут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.
Культура речи среди правил общения с людьми играет особую роль. Она предполагает навыки, и умение правильно сформулировать свои мысли, оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики. Речь несвязная, невыразительная, содержащая «штампы» неспособствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого нужно быть эрудированным человеком, умеющим убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.
Многочисленные литературные источники, практика ученых, социологов, психологов показывают, что при общении с людьми руководителю желательно придерживаться следующих правил:
• необходимо проявлять интерес к людям, быть внимательным
к ним;
• нужно уметь давать указания своим подчиненным;
• нужно стараться запомнить имена подчиненных;
• в служебных отношениях важно развивать и поддерживать
чувство личного достоинства каждого работника, инициативуи творческий подход к делу;
• нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить
себя на место осуждаемых;
• нужно уметь приветствовать людей;
• нужно уметь слушать людей.
Умение разбираться в людях — одно из важных качеств сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Чтобы ближе их знать, необходимо изучить личные дела в отделе кадров. Но это лишь малая доля того, что требуется знать руководителю о людях, так как документы не могут дать полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личностных качествах подчиненных. Руководителю нужно знать о них все, что может повлиять на процесс их работы и ее результаты. Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т. е. добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей.
Руководитель — это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других — это распределить между ними конкретные задания. От организаторских способностей руководителя зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя. Если коллектив работает хорошо и качество его работы улучшается, то можно сделать вывод, что он работает под началом хорошего руководителя, который должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Но при этом не следует забывать, что ответственность за плохо выполненную или невыполненную работу несет руководитель данного подразделения как единоначальник.
Эффективность организации работы обеспечивается, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты и доложены, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективной организации труда. (6, с. 17)
2.2. Нормы этичного поведения менеджера.
Нормы этичного поведения менеджера— правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.
В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчиненных сотрудников (как, впрочем, и для сотрудников других подразделений, с которыми связан вверенный руководителю отдел, а также для внешних деловых партнеров).
Имея в виду личный пример, в первую очередь отметим, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:
• организатор трудового процесса;
• специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;
• человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями
и навыками в области этики деловых отношений.
Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения служат способности и желание руководителя выполнять общие функции управления. К ним относятся: планирование, организация, стимулирование, регулирование, контроль.
Неотъемлемой составной частью указанных функций управления является выполнение руководителем задач координационного характера:
• представительской, т.е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т. п.);
• мотивационной, т. е. функции проведения в подразделении
эффективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т. п.;
• консультативной, т. е. функции по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта по
мощь должна выразиться в конкретных профессиональных
консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя содействовать сотрудникам.
По опыту многих зарубежных и отечественных организаций выполнение руководителем указанных выше общих функций включается в систему его оценки. Тем самым качество исполнения и готовность руководителя к подобным задачам влияют на его официальный рейтинг и неформальный авторитет.
Качественное выполнение указанных общих и координационных функций немыслимо без владения руководителем широкими и основательными знаниями в области своей профессиональной деятельности. Кроме того, для поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе руководителю необходимы юридические знания по трудовым отношениям. Знать их основы, своевременно обращаться к соответствующим справочникам или специалистам-консультантам — важное условие эффективного личного примера руководителя.
Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста в своей области. Наличия этих качеств еще недостаточно для того, чтобы руководитель личным примером способствовал предупреждению и преодолению конфликтов и стрессов в коллективе. Ему, как уже указывалось, надлежит соблюсти еще одно условие, связанное с тем, чтобы подчиненные видели в нем человека высокой культуры поведения, владеющего знаниями и навыками в области этики деловых отношений.
Несомненно, также, что любой руководитель должен быть до некоторой степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения руководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.
Руководителю следует знать и понимать, что разные люди — будь то один человек или группа — в разное время могут реагировать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т. п. Часто это происходит от того, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоуважение.
Другими словами, руководитель должен четко представлять себе, что в сфере управленческой деятельности проявляет себя объективная зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их социально-психологических характеристик, т. с. мотиваций поведения, способностей и свойств.
Следует подчеркнуть, что ущемление чувства собственного достоинства, самоуважения и личного статуса человека — прямой путь к конфликтам и стрессам. Это, в частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавязчивой форме давал разъяснения своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указаний, наставлений и просьб.
Руководитель должен знать и постоянно помнить о том, что любой человек включен в систему общественных связей и отношений, а потому является их выражением и отражением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронии, т. е. в любой момент времени участник производственного процесса может находиться на разных уровнях интеллектуального, эмоционального, физического, мотивационного и социального состояния и развития. Отсюда следует, что ни одна оценка со стороны руководителя результатов деятельности, профессионального поведения и личностных качеств сотрудников не может быть окончательной, поскольку любой человек находится в развитии, меняет проявления своих способностей и свойств. Окончательность и стереотипность оценок руководителя, игнорирующие психологическую неадекватность отображения человека человеком, как правило, ведут к возникновению напряженной социально-психологической атмосферы.
Кроме того, руководителю следует четко помнить, что в процессе управленческой деятельности находит свое проявление закономерность искажения смысла информации. Язык, на котором передастся управленческая информация, является естественным языком, понятийный состав которого обладает возможностями различного толкования одного и того же сообщения. При этом люди, участвующие в процессе передачи и обработки информации, могут различаться по интеллекту, образованию, физическому и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений. Четкость и однозначность трактовок, необходимые пояснения, передача указаний без посредников, контроль восприятия информации помогут руководителю избежать обострения отношений между участниками информационного процесса.
Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания. Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали действуют и находят свое проявление,как в производственной, так и в бытовой сферах жизни. Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными сотрудниками. Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим инструментарием:
Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике.
Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками — создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы — это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении сложных ситуаций, ведущих к ухудшению социально-психологического климата.
Умение руководителя создать доброжелательную и конструктивную обстановку во время беседы — качество, которое способствует тому, что подчиненные сотрудники не будут замалчивать свои проблемы, а будут стремиться решить их вместе со своим руководителем. Более того, руководитель должен поощрять подобные обращения сотрудников. При возникновении признаков конфликтной ситуации, появлении у кого-либо из членов коллектива черт поведения, характерных для стресса, руководитель может, а при определенных условиях обязан лично вмешаться в ситуацию путем проведения беседы. Личное участие руководителя в решении деловых и морально-психологических проблем сотрудников не должно носить эпизодического характера. Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зависимости от того, назрели острые проблемы или нет).
В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных сотрудников. Невыполнение им правил критики, выработанных многолетним опытом общения людей, является распространенной ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллективе. Критиковать сотрудников — объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника. Исходя из этого, руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосредственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не действия сотрудника.
В-четвертых, от руководителя требуется умение сочетать деловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неудачам, снимать психофизиологическое перенапряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний. Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т. е. состояния полного физического, духовного и социального благополучия — предмет первостепенной заботы руководителя. Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать напряженность во взаимоотношениях.
Очевидно, что хороший руководитель служит для сотрудников примером высокопрофессионального поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельством того, как не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным «магнетизмом». Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения. (4, с. 43)
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
Итак, менеджер – это компетентный специалист в области управления, организации и контроля за деятельностью подчиненных. Менеджер помимо знаний непосредственно в рамках своего управления должен еще и обладать рядом профессиональных, физических и личностных качеств, куда входит и профессиональная этика менеджера. Для выявления этичной компетенции менеджера существует тест.
1. Тест на этику организации
Многие ситуации повседневного бизнеса нелегко квалифицировать по признаку правильно- неправильно, они скорее находятся в промежуточной, «серой» области. Чтобы продемонстрировать комплекс моральных дилемм, ниже приведен «ненаучный» тест на уклонение… Не стремитесь набрать высокую сумму баллов. Не в этом суть. Просто ответьте на вопросы и подсчитайте результат. (2, с. 100)
Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя такой код: совершенно согласен — СС, согласен — С; не согласен — НС, совершенно не согласен — СНС.
1. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибкахруководств
2. Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом.__
3.Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов дляотчетности;
иногда поэтому необходимо давать примерные цифры.
4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства.
5. Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы
можем сомневаться в правильности этих действий.
6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время.
7. Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного
превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников.
8. Я бы раскрыл «желательную» дату отгрузки заказа, чтобы заполучить этот заказ.
9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания.
10.Руководство должно быть ориентированно на конечную цель,поэтому цель обычно оправдывает средства.
11.Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики компании, я дам на эторазрешение.
12. Без нарушения политики компании и существующих инструкций жить невозможно.
13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так,
чтобы по полученным товарам фиксировались «нехватки», а не «из
лишки». (Этическая проблема здесь та же самая, что у кассы, когда
кассир сдает меньше сдачи.)
14. Использовать время от времени копировальную машину компании для личных или местных целей — вполне приемлемо.
15. Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, ленты для пищу щей машины и т.п.), для личных нужд— приемлемая дополнительная льгота.
Оценка ответов в баллах: СНС — 0, НС — 1, С — 2, СС — 3.
Если вы набрали в сумме:
0 — Готовьтесь к церемонии канонизации в качестве святого.
1-5 — Вам можно идти в епископы.
6-10 — Высокий этический уровень.
11-15 — Приемлемый этический уровень.
16-25 — Средний этический уровень.
26-35 — Требуется моральное совершенствование.
36-44 — Происходит быстрое соскальзывание в пропасть.
45 — Охраняйте ценные вещи от самого себя.
Результаты теста (см. приложение 3), показывают средний уровень профессиональной этики. Это говорит о том, что у меня уровень этики отвечает требуемой в пределах компетенции профессионального специалиста, но можно и развивать свой уровень и выше, ведь только психологическое и этическое сближение с подчиненными способствует пониманию, и, следовательно, более эффективному управлению организацией.
2. Разбор ситуации
Помимо уровня этики менеджер должен уметь разбираться в сложившейся ситуации, выявлять проблему и уметь принимать наиболее компромиссное решение в соответствии с требованиями, также и этическими.
Ситуация
Госпожа Петрова открывает свое дело и ей необходимо получить кредит в банке. На решающую встречу она пришла вовремя, с необходимым пакетом документов, но одетая в джинсы, свитер и кроссовки. Объясните одну из возможных причин отказа банка в кредите.
Решение ситуации:
Получение кредита в банке само по себе сложный процесс: необходимо собрать обязательный пакет документов, подписать многочисленные справки, если средства идут на открытие собственного дела – предъявить проект дела со всеми финансовыми вычислениями (Бизнес- план). Причиной отказа может быть несоответствие одному из требуемых пунктов, но есть еще один фактор, который мог учитываться сотрудниками банка при обращении госпожи Петровой. Это: внешний вид госпожи Петровой. Главным определяющим фактором при предоставлении банком кредита является платежеспособность клиента, о котором можно судить по документам. Но когда речь идет еще и о предоставлении кредита для начинания собственного дела, клиент рассматривается как партнер и партнер банка должен соответствовать определенным требованиям, в том числе и в таком немаловажном моменте как имидж. Следовательно, несоответствующий деловой этике вид женщины вызвал у сотрудников банка подозрение и, далее, отказ. Но с другой стороны платежеспособность и порядочность клиента невозможно адекватно оценить лишь по внешнему виду, для деловой оценки необходимо руководствоваться более конкретными фактами, такими как наличие имущества, автомобиля, квартиры у клиента, деловые рекомендации партнеров по бизнесу. А тот факт, что отказ был связан именно с внешним видом женщины на момент ее обращения, не имеет под собой никакого истинного значения, здесь можно судить лишь о профессиональной некомпетентности и неопытности сотрудников самого банка. При предоставлении кредита они должны были больше внимания обратить не на одежду клиента, а на данные предоставленных документов и возможную проверку их по базе данных. Следовательно, отказ последующий от сотрудников банка по причине несоответствующего вида возможна, но не это не является главной причиной.
Заключение
К концу курсовой работы с полной уверенностью можно сказать, что тема курсовой работы была раскрыта полностью, задачи, поставленные в начале работы выполнены, цель глубоко изучить тему и опробовать его на практическом примере была достигнута. В работе по изучению темы были затронуты ведущие разделы науки этика, в частности этики менеджмента.
В заключении можно сказать, что в организации разработка и культивация этических норм являются не только желательными, но и практически необходимыми. При наличии системы этики менеджмента возможно добиться того, что персонал будет удовлетворен своей деятельностью, получит моральное удовольствие от работы, привлекательность организации в глазах общественности будет сформирована положительно. Как следствие этого, будет повышена прибыльность компании. В то же время этика менеджмента — это та основа, которая предполагает длительное существование организации, а соответствие менеджера профессиональным этическим нормам делает его авторитетным в глазах подчиненных и сотрудников.
И в конце хотелось бы закончить словами великого философа Иммануила Канта: «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия». (1, с. 72)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афоризмы [Электронный ресурс].- М.: Директ Медиа Паблишинг, 2005.
2. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс].- М.: Директ Медиа Паблишинг, 2005.
3. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник/ А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров.- М.: ИНФРА – М, 2003.
4. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса [Текст]/ Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов.- М.: Дело, 2000.
5. Шихирев, П.Н. Этические принципы ведения дел в России [Текст]/ П.Н. Шихирев.- М.: Финансы и статистика, 1999.
6. Этика деловых отношений [Текст]/ В.К. Борисов [и др.].- М.: ИНФРА – М, 2006. продолжение
--PAGE_BREAK--