Реферат по предмету "Менеджмент"


Вклад в теорию развития менеджмента Анри Файоля

Содержание
Введение
1. Становление административнойтеории
2. Вклад в теорию развитияменеджмента Анри Файоля
2.1 Учение об управлении Анри Файоля
2.2 Принципы управления Анри Файоля
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Анри Файоль французский горный инженер,теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической)школы управления — родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где егоотец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. Окончив в 1860году Горную школу он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagniede Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занималпост руководителя.
Всего черезнесколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда,в 1916 году, Файоль публикует работу «Общее и промышленное управление», где онобобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройнуюсистематическую теорию менеджмента. Именно Анри Файоль соединил идеифункциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия (существующий«со времен царя Гороха»), в результате чего получил новую схему управления,которая и легла затем в основу современной теории организации.
Файоляназывают отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, ктоподнялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управленияадминистрации в целом. Кроме того, его считают самым выдающимся европейцем,внесшим свой вклад в основание «классической » школы менеджмента.
Возникновениеи развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей,которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще вдоисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занималисьземледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда:одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие — управлялиими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенныеуправленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже вдревнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников врелигиозных функционеров, по сути, в менеджеров.
Постепеннопоявляется новый тип деловых людей. Помимо соблюдения ритуальных почестей, онизаведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведалиимущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты,осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые внастоящее время определяют содержание управленческого труда.
Такимобразом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой ирелигиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт ипрофессиональное занятие.
Цельработы: рассмотреть вклад в управление классической или, административной школыАнри Файоля.
Работасостоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. Общий объемработы 17 страниц.

1. Становлениеадминистративной теории
Великаяиндустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенноевлияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции.
Именно наэтом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкливоспринимать это слово.
Именно тогдапоявилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработатьсвою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху,или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
К концу XIX –началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научногообобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это былоответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовыйсбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию вформе мощных корпораций и акционерных обществ.
Классическоенаправление менеджментавключало в себя три области:
– научныйменеджмент – акцентделался на научно обоснованную организацию производства, рациональность ипреподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г.Гант, Ф.Гилберт);
– административныйменеджмент — вниманиеуделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация,командная цепочка, координация и контроль (А.Файоль, М.П.Фоллет);
– концепциябюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственностиработников, ведение формальной отчетности, разделение собственности иуправления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе(М.Вебер).
Бурноеразвитие промышленности предопределило эволюцию научных взглядов классическойшколы.
Развитие идейТейлора было продолжено Анри Файолем, который предложил формализованноеописание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них видыдеятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию иконтроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалосьруководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функцийменеджмента.
Анри Файоль считается основателем, такназываемой, классической административной школы управления. Вклад данной школызаключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс,состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теориюуправления всей организацией.
В 1860 году А.Файоль закончилНациональную школу шахтного дела. Получив подготовку в качестве шахтногоинженера, поступил на работу в горнодобывающую компанию сразу же по получениидиплома и провел в ней всю свою трудовую жизнь вплоть до ухода на пенсию в 1918 г.
Анри Файоль, так же, как и Тейлор, прежде всего,был практиком, и поэтому первые его работы были посвящены геологии и техникебезопасности при работе в шахте. Однако стоило лишь ему занять должностьуправляющего одной из горнодобывающих компаний Франции интерес к управлениюперевесил.
В те дни компания еледержалась на плаву и была на грани банкротства, />Файоль сумелпредотвратить банкротство компании и к своему уходу из нее в возрасте 77 летпривел ее состояние и финансы в исключительно стабильное положение.
На основе собственногоопыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900 г., когда выступил с докладом по управлению перед членами Международного Конгресса по проблемамгорной и металлургической промышленности.
Именно в этом докладе онуказал важность административной функции, но не представил «элементы»управления, которые и сделали его известным позже. В 1908г. он подготовилтезисы к Юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул своичетырнадцать «общих принципов» управления.
Его первое упоминание об «элементах»управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общееи промышленное управление». В данной книге он обобщил управленческий опыт исоздал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Книга тут жестала классикой своего жанра.
Написать Файольнамеревался большую, состоящую из четырех частей, работу по управлению, котораядолжна была включать:
Часть I — необходимость и возможностьобучения управлению;
Часть II — принципы и элементы управления;
Часть III — своиперсональные наблюдения и опыты;
Часть IV — уроки войны.
Однако части Ш и IV такникогда и не появились, но и начала было достаточно, чтобы увидеть акцентФайоля на важности управления любыми свершениями, будь они «большими илималенькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, илилюбыми другими».
Эта «универсальность»менеджмента является главным вкладом, поскольку она позволяла преодолеть узкиепредставления и взгляды на менеджмент и относиться к изучению менеджмента некак самого себя, а как инструмента воздействия на любую систему.
Его учение обуправлении послужило как бы ответом на возникшую необходимость обобщениянакопленных знаний и навыков, на создание некой концепции управления. Это былапервая попытка создания подобной концепции. Ее удачность определена временем ипрактикой — какие-то положения этой концепции были опровергнуты возникшими впоследствии школами управления, но основная их часть, и главным образом,принципы управления, актуальны до сих пор и широко используются с различнымиизменениями, дополнениями и усовершенствованиями во многих организациях.

2. Вкладв теорию развития менеджмента Анри Файоля
2.1 Учение об управлении Анри Файоля
Крупныйвклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» кадминистрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. Имопределены функции, принципы и элементы управления.
В своих исследованиях онисходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опытаорганизации и управления производством. Главное внимание он уделялнепосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функциюадминистрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналув достижении целей организации.
В основе концепции Файолялежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма:материальный и социальный.
Первый включает сам труд,средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевалотношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследованийФайоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.
Файоль доказывал, чтоадминистративные функции существуют на любом уровне организации и их выполняютдаже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем вышеадминистративная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования кпрофессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директорови высших руководителей.
Файоль также считаетсяодним из создателей системы принципов учета человеческого фактора впроизводстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших вниманиена вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и между руководителями иподчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований всфере взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации.
Файоль намереноупотребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только втом, что «менеджмент» — специфически американский термин, а слово«администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известнаядоля истины.
Менеджмент порожденразвитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, ане государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление ролигосударства в регулировании экономики. Напротив, для более отсталой в тотпериод Франции, страны, где долгое время были сильны административные институтыфеодализма, где капиталистическая экономика выпестовывалась самим государством,управление неизбежно носило иной оттенок.
Термин «администрация» вевропейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне,славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельностьгосударственных органов, осуществляющих функции управления. Термин«администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящемуперсоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократиии командования.
Другая причиназаключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля толькочасть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкойсферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели,извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели- значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой ирекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.
Администрирование, поФайолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности,присутствующих во всех промышленных предприятиях:
- техническая итехнологическая (производство, изготовление, переработка);
- коммерческая(закупка, продажа, обмен);
- финансовая(привлечение капиталов и эффективное управление ими);
- охранная (охранасобственности и физических лиц);
- учетная(инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
- административная(предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Руководствоперечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко невсе шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Из шестивидов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так какостальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие,финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являютсяобъектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.
В значительной степениуспех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей италанта.
В представленииспособностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том что каждыйменеджер будет нуждаться в “специальном знании”, которое является специфическимдля любой функции будь-то техническая, финансовая или любая другая. В общем же,каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:
/>1. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость.
2. Умственныекачества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия испособность адаптироваться.
3. Моральныекачества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу,лояльность, такт, достоинство.
4. Общееобразование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно квыполняемой функции.
5.Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая,коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д. ...
6. Опыт:знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которыекаждый извлекал самостоятельно из вещей.
Файоль считал, чтопроцесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процессуправления должен основываться на определенных принципах и правилах.
2.2 Принципыуправления Анри Файоля
Файоль сформулировалконцепцию непрерывности управленческого процесса/>, в которомреализуются следующие взаимосвязанные функции: планирование, организация,руководство (администрирование), координация и контроль. До сих пор всеучебники менеджмента и, в немалой степени, практические консультанты, исходятиз этой классической схемы при анализе и проектировании современныхорганизаций.
Эти функциипредставляют собой самые общие направления, каждое из которых относительносамостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамкахпроцесса управления. Вот эти функции:
1) Планирование- менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своейорганизации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполнереалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
2) Организация- менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработаннымцелям и задачам в максимальной степени.
3) Мотивация- менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такиеусловия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленныхперед организацией целей и задач.
4) Контроль — наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, чтоназывается, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации ипроизводя корректировки в планах, организационной структуре или работе вобласти мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворятьсложившейся ситуации.
5)Координация — одно изосновных условий успешной деятельности организации — согласованность действийменеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу,напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели — целифирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
Файолюпринадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, какправила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «четырнадцатьпринципов управления».
Некоторые изправил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые. Формулируя эти правила, Файоль ориентировался на основнуюзадачу административной школы, а именно – выработку универсального рецептауспешного управления, которой, по мнению представителей данной школы,непременно должен существовать.
Вот этиправила:
1) Разделениетруда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручениюработникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастетвследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить своевнимание.
2) Полномочияи ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагатьсятакже и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешеноответственностью за последствия этих приказов.
3) Дисциплина:необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации, причем влюбом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила долженлежать принцип справедливости. Для поддержания дисциплины необходимо наличие навсех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции кнарушителям порядка.
4) Справедливостьво всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это самФайоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуациюего глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
5) Вознаграждение:справедливость должна быть поддержана соответствующими материальнымисредствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
6) Единоначалие:каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя иполучать только его распоряжения.
7) Единствоцели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременноработать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
8) Централизацияпо ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы,однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит откорректного случая.
9) Принципскалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самогонизшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль– «скалярную цепь», по терминологии Файоля, но которую, по мере возможности,необходимо сократить во избежание вреда.
10) Общиеинтересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда недолжны перевешивать интересы всей организации.
11) Порядок:всему свое место и свое место для всего.
12) Стабильностьперсонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобныеявления недопустимы для успешной организации.
13) Корпоративныйдух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целейорганизации.
14) Инициатива:работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера (вспомнимТейлора!), в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.
Файолевские четырнадцатьпринципов представляют строительные блоки в его обсуждении элементовуправления. Они были предназначены для руководства в качестве гидов в теории ипрактике и не исчерпывали все возможности и не интерпретировались как жесткие вприменении. Ранняя фабричная система отразила многие из этих принципов напрактике, но вклад Файоля в том и состоял, что он сумел объединить их вконцептуальной схеме. И сделал это так, что многое из нашей существующейлитературы управления было построено на идеях и терминологии Файоля. В этом мыне можем не видеть уникальность его понимания. Для его времени и в контекстенедостатка литературы по управлению его идеи были новыми, свежими, освещающимивехи на пути развивающейся дисциплины управления.
Предложенная Файолемклассификация принципов управления способствовала упорядочению управленческогопроцесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, неограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, чтопредложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована.Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новомопыте, его анализе и обобщении.
Файоль отмечал, чтоприменение принципов на практике – это «трудное искусство, требующеевдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».
Многие из приведенныхвыше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря напроизошедшие за последние десятилетия изменения.
Точка зрения,в соответствии с которой руководители высокого уровня (и как следствие всепрочие руководители) должны проходить соответствующую подготовку, сегодня невызывает возражений. Однако во времена Файоля, когда теория менеджмента находиласьеще в зачаточном состоянии, ситуация была существенно иной. Файоль пишет обэтом так:
В то времякак предпринимаются грандиозные усилия для распространения и совершенствованиятехнического знания… вопросы управления даже не значатся в программах нашихучебных заведений… Что же тому причиной? Непонимание значения организаторскихспособностей? Нет… Подлинной причиной отсутствия подобного обучения в нашихпрофессиональных школаx является отсутствие теории; без теории обучениеневозможно.
Книга «Общееи промышленное управление» была попыткой Файоля исправить это положение испособствовать введению преподавания организации производства на основеобобщений, сделанных им на базе собственного богатого опыта. Структура книгиделает ее похожей на старомодный трактат по искусству управления государством,в котором Файоль дает ряд советов, представляющихся ему приложимыми кбольшинству ситуации. В отличие от Тейлора он не считал организационныеструктуры чем-то таким, что можно строить или связывать механически. Онотносился к ним, как к живым организмам, ведущим собственную жизнь инуждающимся в поддержании гармонии, без которой они не могут функционироватьудовлетворительно. При этом Файоль исходил из того, что все организации похожидруг на друга, и основным фактором их дифференциации является их размер.
Сегодня всвете знаний, полученных при исследовании таких областей, как технология иорганизационная культура, эта точка зрения представляется чрезмерно упрощенной.Тем не менее пусть теория Файоля и имела ряд изъянов, она являлась «концептуальнойсхемой», которую можно было использовать при обучении организации производстваи при анализе и оптимизации управленческой практики. Разумеется, Файоль понимал,что успешно работающий руководитель обязан своими успехами не только тому, чтоон прослушал курс лекций по проблемам управления (или получил ученую степень всоответствующей области). Руководитель должен обладать незаурядными умственнымиспособностями и задатками лидера, которые развиваются но мере приобретения имопыта.
Такимобразом, Файоль был сторонником сочетания школы, практического обучения, атакже природных талантов и наклонностей. Файоль настаивал на том, что удачливыйруководитель должен обладать высокой цельностью и нравственностью, что в современноммире морального релятивизма представляется на первый взгляд чем-то чрезмернопретенциозным и старомодным. Однако более внимательное рассмотрение этогоположения показывает, что Файоль говорит здесь о моральном основании деловойактивности, необходимость которого становится в последнее время все болееочевидной.
Возможно,лучше всех вклад Фаиоля в развитие теории управления охарактеризовал ЛинделлУрвик: «Уникальный характер работы Фаиоля трудно переоценить. Впервые удачливыйи очень опытный предприниматель подверг серьезному научному анализу не работудругих, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрелсвои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, скольи редкой. В первой четверти столетия, когда началось научное изучениеуправления предприятием, он являл собой единственную в Европе фигуру,сопоставимую с Ф.У.Тейлором. Тейлору принадлежат лавры первопроходца. Он первымпришел к мысли о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научныхпозиции. Файоль же показал, что совершенствование управления не сводится кповышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненныхорганизационных единиц, — оно должно стать предметом более пристальногорассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими воглаве организации; эту точку зрения одобрял и сам Тейлор, однако егоподражатели никогда не выделяли этого момента особо».

Заключение
Главныйвклад А. Файоля, «отца» менеджмента, в теорию управления состоял в том, что онрассматривает управление как универсальный процесс, состоящий извзаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля икоординации.
Изкачеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значениекомпетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованныйменеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлениемкрупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом.
Несомненнаязаслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственноуправленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.
Онпровел эксперименты получившие из них практические результаты и сделав из нихправильные выводы, ставшие в современной науке управления классическими, нарядус работами Тейлора, Маслоу, Мэйо и другими.
Файоляможно назвать отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым,кто поднялся над уровнем заводского цеха и обобщил принципы управленияадминистрации в целом.
Концепция Файоля оставилазаметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработаннаяим теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведениядо сих пор активно применяются в практической деятельности.
Существуют лиуниверсальные правила управления и как они соотносятся с вышеприведеннымиправилами Файоля – вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тотфакт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодняспособны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль АнриФайоля в становлении менеджмента как такового.

Список использованнойлитературы
1. Виханский, О.С.Менеджмент: Учебник. — / О.С. Виханский, А.И. Наумов, – М.: Гардарики, 2001. –528 с.
2. Герчикова, И.Н.Управление персоналом / И.Н. Герчикова – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.
3. Кравченко, А.И.История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.:Академический Проект, 2000. — 352 с.
4. Менеджменторганизации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. — Таганрог: ТРТУ,2006. – 304 с.
5. Менеджмент:учебник / под ред. проф. В.И. Корлёва. — М.: Экономистъ, 2005 — 432 с.
6. Попов, А.В.Теория и организация американского менеджмента / А.В. Попов. — М.: Изд-во МГУ,2001. — 152 с.
7. Семенова, И.И.История менеджмента: Учеб. пособие для вузов / И.И. Семенова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000. – 222 с.
8. Чередниченко,И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2004. — 608 с.
9. Шелдрейк, Дж.Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; Пер. с англ.под ред. В.А. Спивака. — СПб: Питер, 2001. — С.85-106.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.