Реферат по предмету "Менеджмент"


Взаимодействие человека и группы в организации

РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Взаимодействие человека и группы ворганизации»

1. Общеепонятие группы
Организация, прежде всего,ожидает, что человек будет выполнять определенным образом роль, для которой онаего принимала. Человек также смотрит на организацию как на место, где онполучает определенную работу, выполняет ее и получает соответствующеевознаграждение от организации. Однако взаимодействие человека и организации несводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо шире. Человек выполняетработу в окружении людей, во взаимодействии с ними.
Не существуетканонизированного определения малой группы, так это достаточно гибкое иподверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточнообщий, устоявшийся взгляд на малую группу (далее всегда термин «группа» будетупотребляться в том смысле) как относительно обособленное объединение небольшогоколичества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивомвзаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточнодолгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоемобщем интересе и может быть связано с достижением так называемой групповойцели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом либо групповымивозможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением иадаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Характернымиособенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируютсебя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействияхвыступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе вцелом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т.п. Во-вторых,взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов,личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе людинепосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям«человеческую» форму. В-третьих, в группе наряду с формальным распределениемролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальноераспределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берутна себя роль генераторов идей, другие склонны к координациии усилий членовгруппы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошегоклимата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, всевыполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют рольструктуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окруженияна решаемые группой задачи.
Эти и другие ролигруппового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями ивнутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычносоздаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии сосвоими способностями к групповым действиям и органично присущей емуопределенной ролью члена группы.
Существует два типа групп:формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации иоказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычновыделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формальноназначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей ипозиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции,как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определеннойцелевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группысоздаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, ачленами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общимиинтересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуютво всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строениеорганизации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаныеправила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальнуюгруппу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенноераспределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявновыраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать насвоих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры.
Почему возникают группы,что заставляет людей формировать группы и входить в них? Данные вопросы оченьважны для понимания поведения человека в организации. Очевидно, что группывозникают в организации и функционируют как обособленные структурныеподразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяютсяотдельные специализированные функции, требующие для своего выполненияопределенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющихопределенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнятьопределенную работу. Аналогичная ситуация наблюдается при формировании групп,призванных решать целевые задачи.
Но это только однасторона процесса появления групп в организации. Обычно она приводит кформированию формальных групп.
Другой важной причинойформирования групп является естественное стремление человека к объединению сдругими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группадает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи врешении своих задач и предостережения. В группе человеку легче добиться«вознаграждения» в виде признания, похвалы или же материального поощрения. Вгруппе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможностии потенциал. Группа придает человеку больше уверенности в себе во внешнихвзаимодействиях, способствует развитию его айдентити. Наконец, группапредоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для негоокружении, возможность избежать одиночества и состояния потерянности,ненужности. Каждый человек стремится к тому, чтобы быть любимым кем-то, нужнымкому-то, принадлежать кому-то, и группа может быть источником решения этихпроблем человека.
2. Общаяхарактеристика группы
Независимо от типагруппы, того, в какой организации она сформирована и функционирует, а такжетого, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты ифакторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процессфункционирования группы в ее окружении.
Жизнь группы, еефункционирование находится под влиянием трех факторов:
характеристика членовгруппы;
структурныехарактеристики группы;
ситуационныехарактеристики.
Все эти факторы не тольконаходятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратноевоздействие со стороны функционирования группы, так как в результатежизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека,изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.
К характеристикам членовгруппы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностныехарактеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.Ранее достаточно подробно были рассмотрены личностные характеристики человека,поэтому мы не будем на них останавливаться в данном рассмотрении. Что касаетсяостальных характеристик, то отмечено, что способности человека выполнять работуоказывают очень большое влияние на функционирование группы и на выполнениечеловеком своей роли. Также существенное влияние на группу оказывают уровеньобразования человека и его жизненный опыт.
Структурныехарактеристики группы включают в себя:
коммуникации в группе инормы поведения (кто с кем и как контактирует);
статус и роли (ктозанимает какую позицию в группе и что делает);
личные симпатии иантипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
силу и конформизм (кто накого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и комуподчиняться).
Первые две структурныехарактеристики группы относятся больше к организационной стороне анализа еефункционирования, поэтому они не будут рассмотрены здесь. Далее будутрассмотрены только структурные вопросы межличностных взаимодействий в группе.
Симпатии и антипатиимежду людьми в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. Однаковыяснено, что на установление дружеских отношений между людьми оказываютзначительное, влияние несколько моментов. Во-первых, исключительно большоевлияние оказывают личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех,кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. людилюбят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям.Естественно, существуют исключения. Однако исследования показывают, что людииспытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу,национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально людисо схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установитьдружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенноразличаются.
Во-вторых, на развитие иустановление дружеских отношений между людьми, на развитие взаимной симпатиибольшое влияние оказывает наличие территориальной близости в расположении этихлюдей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем вышевероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относится кблизости расположения их мест жительства.
В-третьих, установлениедружеских отношений находится в прямой зависимости от частоты встреч, а такжеот ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
В-четвертых,взаимоотношения между членами группы, их взаимные симпатии и антипатии,атмосфера дружественности в группе зависят от того, насколько успешнофункционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительногоотношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционированиегруппы.
В-пятых, развитиюдружеских отношений между членами группы способствует наличие цели, надостижение которой направлены действия всех членов группы. Отмечено, что, есличлены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии идружественность складываются реже, чем, если они работают над решением общейдля всех задачи.
В-шестых, положительнаяориентация в отношении друг к другу возникает тогда, когда в группепрактикуется широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможностьоказывать влияние па общегрупповые процессы стимулирует развитие у членовгруппы положительного восприятия группы.
Вне всякого сомнения,наличие симпатии в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений междучленами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, на ихудовлетворенность своей работой, своим членством в группе. Однако нельзяоднозначно сказать, что дружеские отношения между членами группы оказываюттолько положительное влияние на результаты их труда и результатыфункционирования группы в целом. Если люди, испытывающие дружеские отношениядруг к другу, имеют высокую мотивацию к работе в группе, то наличие взаимныхсимпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда итем самым положительно влияет на функционирование группы в целом. Если же этилюди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершеннопротивоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работыразговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаясь от работы и резкоснижая результативность своей работы. При этом они могут отвлекать от работыдругих, создавая в группе атмосферу безделья и расслабленности.
Взаимная поддержка набазе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, можетпорождать синергический эффект, существенно повышающий результативность работыгруппы. Современная практика управления все более и более подтверждает наличиенесомненных преимуществ у групповой формы организации труда перединдивидуальной.
Однако при несомненномпреимуществе перед другими формами организации работы групповая форма можетнести в себе и ряд отрицательных для организации моментов. Одним из такихнегативных проявлений является групповщина, складывающаяся преимущественно наоснове тесных отношений между членами группы, при условии, что в целом невернопоставлено управление группой и неверно организовано ее функционирование ворганизации.
Групповщина проявляется втом, что группа замыкается в самой себе, слабо и неверно реагирует на внешниесигналы, отрицает критику и т.п. Все это выражается в том, что, во-первых, вгруппе складывается тенденция морализации процессов, естественно,сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем сморальной точки зрения свете. Во-вторых, группа начинает ощущать себянеуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях. В-третьих, в группескладывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться сединым мнением, нежелание слушать и обсуждать другие мнения и точки зрения ит.п. В-четвертых, в группе развивается единодушие. Люди начинают все болеемыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнения, они их невысказывают, так как сами сомневаются в них, считая, что общее мнение верно.В-пятых, группа перестает воспринимать и отказывается рассматривать мненияизвне, если они не совпадают с мнением группы.
Сила и конформизм вовзаимоотношениях между членами группы проявляются в виде так называемогообщественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека,требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчиненияинтересам группы. Человек может сопротивляться этому давлению, а может уступитьгруппе — подчиниться, т.е. выступать конформистом.
Нельзя однозначноутверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет.Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознаваяневерность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это.Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток группы. Историячеловечества знает массу негативных примеров того, как «стадный инстинкт», илиже, говоря по-другому, безоговорочный конформизм, лежал в основе страшныхпреступлений против отдельных людей и человечества в целом. Знает она примерытого, как группа полностью стирала личность человека, превращая его в винтик вгрупповом механизме. В то же время очевидно, что без конформизма не может бытьсоздано сплоченной группы, не может быть установлено баланса вовзаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жесткихнонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы ина определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден будетпокинуть группу.
Так как конформизм вовзаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условиеминтеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативныепоследствия как для окружения, так и для группы в целом, и данного индивида вчастности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуютот члена группы делать уступки общественному влиянию.
Характер решаемых задачоказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Еслизадачи четко не определяемы, если они не имеют однозначного ответа, то онизаставляют человека, выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы. Степеньконформизма зависит также от того, выдавал ли член группы публичныеобязательства по поводу решаемой задачи или нет, а также от того, какой стадиирешения он заявил о своих обязательствах. Публичное и раннее заявления делаютчеловека более подверженным общественному влиянию. Конформизм в поведениичеловека развивает оплату но результатам групповой работы.
Характеристика группытакже оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношениюк требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степеньвлияния группы па человека. Человеку легче возразить или не соглашаться, есликто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм вповедении человека в группе оказывает влияние численность группы. Если в группепять человек, то единодушие начинает оказывать сильное влияние на индивида.Дальнейший рост численности группы слабо сказывается на увеличении влияниягруппы на человека. Степень конформизма в поведении человека в группе зависиттакже от близости руководства в групповых действиях и частоты контактов сруководством. Если начальник часто присутствует и участвует при принятиирешений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведенииподчиненного.
Желание подчинятьсявлиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений междучленами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личныеотношения между членами группы, тем выше степень конформизма в их поведении вгруппе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.
Ситуационныехарактеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом.Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственнымрасположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения,применяемой в группе.
В малых по размеругруппах возникает больше сложностей с достижением соглашения и много времениуходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаютсятрудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя болеесдержанно и концентрированно. Отмечено также, что в группах с четным числомчленов хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем вгруппах с нечетным числом членов, тем не менее меньше несогласия и антагонизмамежду членами группы.
Размер группы такжеоказывает влияние на удовлетворенность работой. Отдельные исследованияпоказывают, что люди более удовлетворены, если они работают в группе среднегоразмера (5-6 человек). Малые группы порождают много напряжений в отношенияхмежду ее участниками, а в большой не уделяется достаточно времени для каждогоучастника группы.
Пространственноерасположение членов группы оказывает заметное влияние на их поведение. Однодело, когда человек имеет постоянное место расположения, другое — когда он ищеткаждый раз себе это место. Люди во время работы могут смотреть друг на друга, амогут быть расположены спиной друг к другу. И это также будет оказывать влияниена их работу и на их поведение в группе.
Выделяются три важныехарактеристики пространственного расположения индивида, от которых зависятвзаимоотношения) между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянногоили определенного места или территории. Человек знает: это мой стол, это мойстанок, это мое рабочее место. Отсутствие ясности в данном вопросе порождаетмножество проблем и конфликтов в межличностных отношениях, а также значительнопонижает удовлетворенность работой. Во-вторых, это личное пространство, т.е. топространство, в котором находится тело только данного человека. Пространственнаяблизость в размещении людей может порождать множество проблем, так как людьмине воспринимается близкое расположение к ним других людей без учета возраста,пола и т.п. В-третьих, это взаимное расположение мест. Отмечено, что еслирабочие места отгорожены друг от друга, то это способствует развитию формальныхотношений. Наличие рабочего места руководителя группы в общем пространствеспособствует активизации и консолидации группы. Если человек занимает рабочееместо во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставитего в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположениячленов группы, может добиваться значительного эффекта и повышениярезультативности работы группы только за счет правильного размещения рабочихмест.
Влияние задач, решаемыхгруппой, на функционирование группы и на поведение и взаимодействие членовгруппы очевидно. Однако очень сложно установить зависимость между типами задачи их влиянием на жизнь группы. Отмечено, что решение формальных задач, напримерматематических, в меньшей мере способствует развитию отношений между членамигруппы, чем решение задач гуманитарного профиля. Известно, что задачи и функции,выполняемые группой, влияют на стиль руководства, а также на стиль общениямежду людьми. В случае слабо структурированных или неструктурированных задачнаблюдается большее давление группы на индивида и большая взаимозависимостьдействий, чем в случае хорошо структурированных задач.
Можно указать нанесколько характеристик задачи, на которые важно обращать внимание для того,чтобы попытаться определить, как решение данной задачи будет влиять на группу вцелом и на поведение ее членов. Во-первых, надо определить, как многовзаимодействий будет возникать между членами группы в процессе решения задачи икак часто они будут коммуницировать друг с другом. Во-вторых, надо выяснить,насколько действия, выполняемые отдельными людьми, взаимозависимы и оказываютвзаимное влияние. В-третьих, важно установить, насколько решаемая задачаявляется структурируемой.
Системы вознаграждения,рассматриваемые в отрыве от характера и взаимоотношений в группе, не могут самипо себе дать ответа на вопрос о том, в какой мере та или иная система влияет навзаимоотношения в группе, поведение членов группы, функционирование группы в целом.Например, нельзя оценить влияние на группу индивидуально-сдельной оплаты,коллективно-сдельной оплаты или же оплаты на основе фиксированного бюджетагруппы, если не знать характера деятельности группы.
При анализе влиянияоплаты важно учитывать одновременно две совокупности факторов:
насколько взаимозависимыдействия членов группы, насколько велика дифференциация в оплате. Возможнычетыре комбинации этих факторов:
низкая взаимозависимость— низкая дифференциация в оплате;
низкая взаимозависимость— высокая дифференциация в оплате;
высокая взаимозависимость— низкая дифференциация в оплате;
высокая взаимозависимость— высокая дифференциация в оплате;
Первый и четвертый случаипорождают много проблем во взаимоотношениях между членами группы. Напротив, второйи третий случаи могут способствовать успешному функционированию группы иразвитию благоприятных отношений между членами группы.
3. Индивиди группа
Взаимодействие — человекаи группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своимидействиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большоевлияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности безопасности,любви, уважения, самовыражения, формирования личности, устранения беспокойстваи т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищеныот внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находящиеся визолированном состоянии либо в «больных» группах, пораженных неразрешимымиконфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его иобучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения вгруппе.
Но группа не толькопомогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества.Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того,каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человекаимеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведениичеловека, происходящие под влиянием группы.
Во-первых, подобщественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, каквосприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяетсферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членовгруппы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенноменяет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.
Во-вторых, в группечеловек получает определенный относительный «вес». Группа не толькораспределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого.Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этомразный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикойдля индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Длямногих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем ихформальная позиция.
В-третьих, группапомогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинаетидентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в егомировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.
В-четвертых, находясь вгруппе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать такжепредложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблемув одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенноповышает творческий потенциал человека.
В-пятых, отмечено, что вгруппе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации,когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведениячеловека является источником более действенного и активного поведения людей вгрупповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.
Неверно думать, чтогруппа меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям состороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимаеттолько частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека кгруппе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными изачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие сгрупповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказываетвоздействие на группу, на других ее членов.
Находясь вовзаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействоватьна нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемодля него, удобно ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями.Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группусущественно зависят как от его личностных характеристик, его возможностейоказывать влияние, так и от характеристик группы. При этом суждения человекавсегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, отвыполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно оттого,какие цели и интересы он преследует сам лично.
Взаимодействие человека сгруппой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень проявления.То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте илиже о неразрешимом конфликте. В случае кооперации между членом группы и группойустанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человекрассматривает задачи группы как не противоречащие его целям, он готов к поискупутей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслениемсобственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путейподдержания отношений с группой на взаимовыгодной основе. При слиянии человекас группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальнойчастью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органическиединую с ней составляющую целого, являющегося группой. Человек строит свои целиисходя из задач группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересамгруппы и идентифицирует себя с группой; Группа, в свою очередь, также стараетсясмотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как наполностью преданного группе человека. В этом случае группа берет на себя заботуо человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказатьему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении еголичных проблем.
В случае конфликтанаблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между нимиза разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порожденыдвумя группами факторов:
организационнымифакторами;
эмоциональными факторами.
Первая группа факторовсвязана с различием во взглядах на стоящие перед группой цели, структуру,взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожденэтими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе факторовотносятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх,зависть, ненависть, злоба и т.п. Конфликты, порождаемые этими факторами, слабоподдаются полному устранению. Конфликт между членом группы и группой невернорассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние отношений вгруппе. Оценка конфликта принципиально зависит оттого, к каким последствиям длячеловека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическоепротиворечие, разрешение которого носит разрушительный характер для человекаили для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных иотрицательных форм взаимоотношений человека и группы.
Но очень часто конфликт вотношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, чтоконфликт может привести к следующим благоприятным последствиям. Во-первых,конфликт может повысить мотивацию на достижение поставленных перед группойцелей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу изустойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшемупониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места вгруппе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы.В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путейфункционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, вгенерировании новых идей и соображений относительно его, как строить отношениямежду членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлениюмежличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы,что, в свою очередь, может предотвратить возможное негативное обострениеотношений в будущем.

Литература
 
1. Виханский О.С. Проблемы развитияуправления производством. М., 2007.
2. Букович У.И. Менеджментпредприятия. М., 2008.
3. Браков Е.А. Основы менеджмента.М., 2006.
4. Белбин Р.М. Секреты успеха ипричины неудач. М., 2007.
5. Ракитов А.И. Философияменеджмента. М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.