Реферат по предмету "Менеджмент"


Библиотечный менеджмент и его модели

Краснодарский государственный университет культуры и искусств
Реферат
По менеджменту библиотечно-информационнойдеятельности
На тему:
Библиотечный менеджмент и его модели
Работу выполнила
Студентка 3 курса
Группы МИР-08, факультета ИБ
Жукова Екатерина
Краснодар 2010

Содержание
Введение
1. Методологические основы менеджментабиблиотечно-информационной деятельности
2. Понятие «менеджмент»
3. Библиотечный менеджмент
4. Модели российского менеджмента
5. Современные модели библиотечного менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях открытого демократического общества и предпринимательскойдеятельности в России возникла объективная необходимость в изменении парадигмы управления.Для изменения сложившегося положения необходим поиск новых подходов к управлениюэтим требованием в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.
Активный интерес к менеджменту отразил насущную потребность библиотекв формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейшихпроблем управления современной библиотекой. Специфика решаемых задач предопределилаособую роль руководителя библиотеки. Это менеджер профессионал, обладающий специальнымизнаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности.
В настоящее время понятие «менеджер» завоевало прочныепозиции в профессиональной среде. Все большее число библиотек пополняется молодымиэнергичными менеджерами.
1. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационнойдеятельности
Методологическая проработка инновационных подходов к управлениюбиблиотечной деятельностью составляет важный этап, потому что наиболее целостнойконцепцией, отразившей переход на новую парадигму управления, стал библиотечныйменеджмент.
Авторами концепции являются И.М. Суслова, В.К. Клюев, И.К. Джерелиевская,Е.В. Клеппер, Ю.Ф. Чернякова и др. Обращение к менеджменту неслучайно. Именно вменеджменте почти полвека назад были осмыслены кризисные факторы рационалистическихмоделей управления, а также, что очень важно, сформированы концептуальные подходык организации эффективного управления в условиях беспрецедентной динамики и сложностиизменений наступившей информационной эры.
Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку,имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.
Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций,теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляетсвои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связи междупричиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный трудлюдей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджментакак науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяютне только осуществлять оперативное управление, но и прогнозировать развитие событийи в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтомуменеджмент разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности,принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессовуправления.
В то же время распространено понимание менеджмента как искусствапрактики управления. Это понимание базируется на том, что каждая организация — сложнаясоциотехническая система, на которую воздействуют многочисленные и разнообразныефакторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление и является искусством,которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди,имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицироватьпоследующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить наукуи искусство менеджмента в единый процесс, требующий не только постоянного пополнениянаучных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, умения применять ихв практической работе.
Активное исследование теорий менеджмента имеет стимулирующеезначение для всех сторон современного библиотековедения. С одной стороны, открываютсявозможности оценить значимость основных методологических позиций, выработанных втрадиционных научных областях библиотековедения. Например, сохраняет методологическоезначение системный подход, разработанный в теории Ю.Н. Столярова, Н.С. Карташова.Несомненно, значимой на современном этапе выступает теория организации библиотечнойсети, обоснованная Н.С. Карташовым. С другой стороны, здесь возникают новые проблемы,требующие специального методологического изучения. Это относится к вопросам разработкистратегии, управлению инновационными процессами, созданию адаптивных организационныхструктур, социально-психологическим аспектам управления библиотечной деятельностью.
Формируя новую концепцию в категориях менеджмента, ее авторыобращаются к определениям основных понятий, принятых в науке, что подчеркивает органическуювзаимосвязь проблематики управления современной библиотекой и менеджмента. Термин«библиотечный менеджмент» употребляется для обозначения, как особой сферыбиблиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изученияэтой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много аспектов,но в своей главной части эта деятельность направлена на создание, обеспечение функционированияи развития библиотеки для достижения определенных целей.
Как научная дисциплина менеджмент представлен совокупностью эмпирическихзнаний (аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и полученных специальныминаучными методами) и широким спектром концепций, раскрывающих и моделирующих различныеаспекты управленческой деятельности.
Применение теоретических и методологических позиций менеджментав преобразовании управления библиотечной деятельностью вовсе не означает механическийпроцесс перенесения опыта западных стран. Это — творческий поиск новых управленческихрешений, обусловленный объективным характером сложных и неоднозначных процессов,происходящих в библиотечной сфере.
Становление концепции библиотечного менеджмента ознаменованозначительными результатами. Сформирована научная школа, в рамках которой изданобольшое число публикаций и защищены диссертации.
Самый главный аргумент в пользу новой концепции — широкое использованиепринципов и методов менеджмента в практике руководства библиотечной деятельностью,чему немало способствует ориентированность менеджмента на решение практических задач.
Необходимо подчеркнуть, что термины «управление» и«менеджмент» являются синонимами только в общеупотребительной лексике.В профессиональной терминосистеме значение понятий, составляющих содержание терминов«управление библиотекой» и «библиотечный менеджмент», отличается.Управление имеет более широкое значение, поскольку включает технические и технологическиеобъекты, экономику и хозяйствование. В обозначении методологии управления, использующейпринципы менеджмента в организации совместной деятельности людей, направленной надостижение целей библиотеки, более точным будет термин «библиотечный менеджмент».Смысл введения нового термина заключается в стремлении обозначить инновационныеуправленческие явления.
Более того, исследовательская логика зарубежного библиотековеденияразвитых стран, основанная на анализе принципиально иной ситуации, в которой действуютсовременные библиотеки, характеризуется аналогичными тенденциями. Эти тенденциивыражаются в отказе от рационалистической парадигмы управления библиотечной деятельностьюи переходу к эмпирической, маркетинговой управленческой модели. Так же, как в российскомбиблиотековедении, термин «библиотечный менеджмент» в зарубежной науке- не синоним «управлению библиотекой», а обозначение нового понятия, пришедшегона смену администрированию, контролю.
Таким образом, концепция библиотечного менеджмента, формировавшаясяв отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессыобщественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденциипреобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательствомее обоснованности и конструктивности.
Формирование библиотечного менеджмента было движимо не академическим,внутринаучным, а прежде всего социальным интересом достижения большей эффективностиво всех направлениях библиотечной деятельности. Развитие библиотечного менеджментаобусловлено социально-практическими проблемами, а выработка правил и норм эффективнойорганизационно-управленческой деятельности составляет его главную задачу.
Специфику библиотечного менеджмента как теоретической дисциплиныопределяет, прежде всего, его ориентированность на решение практических задач.
Кроме того, главной особенностью библиотечного менеджмента являетсямеждисциплинарный характер, позволяющий использовать в качестве теоретической основыширокий комплекс научных знаний и концепций, разработанных в отечественном и зарубежномбиблиотековедении, мировой теории и практике менеджмента, экономике, психологии,социологии. Другими словами, в концепции библиотечного менеджмента нет ограниченийидеологического или узкопрофессионального характера. И в этом смысле концепция библиотечногоменеджмента выступает теоретической основой для применения в управлении современнойбиблиотекой достижений многих наук.
В противоположность рационализму прежней концепции библиотечныйменеджмент, основанный на современной парадигме управления, характеризуется такимиключевыми факторами, как:
эффективное использование человеческого потенциала, направленноена развитие способностей людей к совместным действиям;
неотделимость от организационной культуры, основанной на честностии доверии к людям;
эволюционный характер развития систем и методов; дополнение(а не разрушение) сложившихся структур и постепенное их приспособление к новым условиям;
предвидение изменений, гибкость и экстренность управленческихрешений на основе предприимчивости, инициативы, творчества; приоритет стратегическойнаправленности управления, позволяющей справляться с возрастающей сложностью проблем,реагировать на резкие изменения во внешней среде, выживать и достигать своих целейв долгосрочной перспективе;
формирование коммуникаций между людьми и определение индивидуальноговклада каждого работающего в общий результат./>2. Понятие «менеджмент»
Прежде всего нужно определить что мы понимаем под словом«менеджмент».
Менеджмент — это процесс, направленный на достижение целей организации,посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда,материалов, финансов) в требуемые результаты (изделия, услуги)
Это слово употребляется нами в трех значениях: генеральный менеджмент,менеджмент на уровне отдела (подразделения), процесс менеджмента.
Генеральный менеджмент. Под генеральным менеджментом понимаютсявсе менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет,которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанныес планированием и организацией, контролем и управлением компанией. Часто употребляютсятакие термины, как «высшее руководство» или «высшая администрация»,под которыми могут подразумеваться директор, директор-распорядитель или главный(генеральный) управляющий, а также другие высшие должностные лица, например финансовыйдиректор или заведующий финансовым отделом, перед которыми отчитываются. Характерфункций генерального менеджмента меняется с изменением размера компании, степенисложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние.Выполняемая им роль в целом одинакова для большинствакомпаний и фирм.
Организационные функции генерального менеджмента предприятиявключают:
n непосредственно организационнуюфункцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационнойструктуры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащийкомпании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственнымтребованиям;
n управление, то есть управлениедеятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственныеобязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании,стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить, что одной из проблемуправления является умение выбрать правильный стиль руководства.
n контроль, то есть обеспечениенадлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системыконтроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главнымэлементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информациейо результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобыотклонения были проанализированы и устранены;
n координацию, то есть объединениев единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координацииявляются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседанийразличных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитойсистемы связи.
Менеджмент на уровне отдела (подразделения). Выполняетследующие функции: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общимизадачами и целями организации; организация работы отдела (создание структуры, распределениеобязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностьюпо выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координацияпроизводственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.
Процесс менеджмента. Очевидно, что единственная существеннаяразница между генеральным менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключаетсяв масштабах, пределах полномочий, ответственности и степени детализации. Процессменеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполнятьсялюбым членом данной организации в пределах своей компетенции. Несмотря на то чтомы дали определение менеджмента по отношению к тем служащим компании, которые отвечаюткак минимум за подразделение, тем не менее функции менеджмента могут выполнятьсяинспектором (контролером), мастером (бригадиром), тоесть теми, кого мы обычно не называем менеджерами. Однако им все же приходится бытьменеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.3. Библиотечный менеджмент
Рыночные условия качественно усложнили библиотечную деятельность,нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложенияна информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентностиперсонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночныхусловиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.
Становятся все более высокими требования к уровню профессиональногообразования библиотечного специалиста, так как опыт все меньше может служить руководствомдля будущего. Все в большей мере требуются постоянно обновляемые знания и интуиция.Особое значение приобретает новый стиль мышления, способность к результативной профессиональнойдеятельности в условиях отсутствия специализиpoванныx методик, определенных норми шаблонов, когда нет четких и ясных указаний.
Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособностидолжны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятсяспособность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотекуфакторов, мобильность в освоении новых технологий…
Понятие «библиотечный менеджер», казавшееся нескольколет назад непривычным и неестественным, в современной библиотечной терминологииявляется распространенным и органичным явлением. Профессиональная принадлежностьк специалистам-менеджерам предполагает, что определенным субъектом освоена необходимаясумма знаний, что он владеет управленческой методологией, придерживается неких стандартовдеятельности и поведения, умеет ставить цели и добиваться их выполнения, руководитьперсоналом и мотивировать результативный труд, имеет соответствующий имидж.
Библиотечный менеджер — это не обязательно руководитель, он можети вовсе не иметь подчиненных. Его делает менеджером скорее ответственность за самостоятельныйвклад в достигнутые библиотекой результаты, чем ответственность за работу других.
Руководитель библиотеки как библиотечный менеджер — это руководительпредпринимательского стиля, который в большей мере способен к крупным замыслам,гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать,рассчитывает на достойное вознаграждение за свою деятельность. Он создатель новыхсистем, качественно превосходящих прежние, он обеспечивает создание таких условийтруда, при которых каждый сотрудник имеет возможности для профессионального ростаи развития и, используя их, может добиться наилучших результатов, не сталкиваясьс бюрократическим подходом к делу.
В библиотеках условно выделяют три уровня управления: высший,средний, низший. Соответственно к управленческому персоналу в библиотеках относяттри категории работников:
административно-управленческий персонал (дирекция), выполняющийфункции администрирования, общего руководства деятельностью библиотеки;
функциональные руководители (заведующие отделами), по своей должностивыполняющие подготовку и обоснование управленческих решений, преимущественно попроизводственным процессам;
линейные руководители (заведующие секторами, главные библиотекари),управленцы, в должностных функциях которых преобладают отношения «человек- человек».
Удивительными оказались полученные результаты [исследования],демонстрирующие сложившиеся приоритеты во взглядах различных категорий руководителей.Так, многие руководители высшего звена на первое место (по значимости) поставилите качества, которые должны отличать труд каждого достойного специалиста, ими отмечены:высокий профессионализм, честь, достоинство, верность слову; на второе место определеныорганизаторские способности, самообладание, выдержка и устойчивость к стрессам;и лишь на третье такие качества, как умение принимать решения, добиваться цели;предприимчивость, инициативность, творчество, ответственность и уважение к подчиненным.Такой результат исследования позволяет предположить, что те руководители библиотек,у которых в сознании определилась данная последовательность приоритетов, на сегодняшнийдень пока еще не готовы к осуществлению конструктивных перемен в своих библиотеках,так как сами склонны видеть развитие библиотечной деятельности лишь на фоне соблюденияморальных принципов в коллективе и добросовестного отношения к труду. Важность этихкачеств не оспаривается, однако полученные результаты показывают распространенностьв библиотеках командно-административного стиля руководства, характерного, видимо,для управленцев старшего поколения. Кроме этого, результаты опроса показывают иопределенную декларативность ответов респондентов о необходимости конструктивныхперемен, подчеркнутую руководителями первого уровня в предыдущих ответах на вопросыанкеты, или же демонстрируют осознание ими необходимости предстоящих изменений лишьна уровне постановки проблемы. Однако и такой уровень представлений имеет особоезначение для самого руководителя, так как служит основой для формирования установоки убеждений в коллективе, является импульсом к изменениям организационного поведенияи организационной культуры библиотеки. Вместе с тем, нужно признать, что здесь мынаблюдаем не столько традиционность во взглядах библиотечного руководителя, поставившегосегодня в ряд значимых качеств библиотечного менеджера «профессионализм»впереди «предприимчивости», сколько с его представлениями о способах развитиябиблиотеки. Другим выводом исследования, проявившемся в результате анализа ответовруководителей-администраторов, является и то предположение, что большинство из нихроль «движущей силы» перемен возлагают на нижние уровни руководства — функциональных и линейных менеджеров. Подтверждает обоснованность этой гипотезыанализ ответов на вопрос о значимых качествах библиотечного менеджера, руководителей2 и 3 уровня. На первое место они поставили умение принимать решения, добиватьсяцели, высокий профессионализм руководителя; на второе — его организаторские способности,дружелюбие, чуткость и уважение к подчиненным, умение анализировать и оцениватьситуацию, и на третье — ответственность, дисциплинированность и самообладание. Данныйиерархический ряд принципиально отличается от предыдущего, он отражает готовностьфункциональных и линейных руководителей к активной деятельности, осмыслению важностиучета рыночных факторов в управлении, пониманию значимости психологического комфортав библиотечном коллективе для конструктивного развития библиотеки.
Подчеркивая роль лидера в позитивном развитии библиотеки, мыдолжны признать, что темп и содержание инновационных процессов зависит не толькоот его компетентности и предприимчивости. Особое значение приобретает и степеньсплоченности коллектива, его организационная культура, наличие в коллективе групп,прямо или ко косвенно препятствующих изменениям или поддерживающих их, профессионализмкадров библиотеки, наличие в традициях библиотеки благоприятных и продолжительныхсвязей с региональной общественностью, представителями библиотечных школ, структурвласти, бизнес-кругов, средств массовых коммуникаций.
В ходе исследования важно было установить, что, по мнению руководителей,тормозит развитие библиотеки и мешает результативному управлению. Как выяснилось,руководители библиотек видят несколько ограничивающих факторов:
* недальновидность вышестоящих руководителей, зачастую сдерживающихтворческую, инициативную деятельность;
* инертность и неквалифицированность кадров, не желание сотрудниковподдерживать инициативу;
* отсутствие необходимых ресурсов и неспособность в сложившихсяусловиях их изыскать;
* отсутствие возможности привлечь в штат библиотеки молодых перспективныхсотрудников — выпускников новых библиотечных специализаций или кадры, получившихобразование в области информационных систем и вычислительной техники, психологии,рекламы, дизайна и связей с общественностью.
Одним из основных выводов исследования явилось то, что качественноепреобразование библиотечной деятельности возможно лишь там, где ведется целенаправленнаяработа по формированию организационной культуры. Не случайно специалисты в областиорганизационного управления выделяют два среза организации, которые являются основнымипри проведении стратегических изменений. Первый срез — это структура организации,второй — организационная культура. Если организационная структура определяет границыструктурных подразделений и задает формальные связи между ними, то организационнаякультура направляет действия членов коллектива. Под организационной культурой библиотекив современной литературе понимается совокупность наиболее важных предположений,принимаемых и господствующих в коллективе и получаемых выражение в заявляемых библиотекойценностях, задающих ее сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностныеориентации определяют моральный климат, помогают библиотекарям понять назначениесвоей библиотеки и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следованияим.
Культура не только отличает одну библиотеку от другой, но и существеннопредопределяет успех ее функционирования и развития в долгосрочной перспективе.Так как носителями организационной культуры являются люди, ее формирование составляетоснову управления персоналом библиотек. На ее основе определяются установки поведенияи регулируются межличностные отношения в коллективе, строятся взаимоотношения междуруководством и подчиненными. Она находит отражение в стратегии и структуре организации,принципах управления, которые, в свою очередь, рассматриваются как инструменты организационнойкультуры.
Содержание организационной культуры влияет на направленностьповедения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связанымежду собой и как они формируют определенные образцы поведения. Организационнаякультура начинает определять пределы гибкости системы в экстремальных ситуациях,она выражает степень подготовленности коллектива к осуществлению преобразований,и степень его зрелости. Необходима не слепо увековеченная культура, а такая, котораявыдвигает все новые требования к менеджерам и коллективу и ими воспринимается.4. Модели российского менеджмента
Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которыебы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мировогокласса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Этоозначает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременноповышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужди запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровнюобслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного сниженияиздержек.
С производительностью и качеством в России положение обстоитне лучше (если не хуже), чем в бывшем СССР. По большинству товарных позиций качествопродукции российских предприятий в 1997 г. снизилось по сравнению с 1990 г., а уровень производительности труда в российской промышленности составляет не более10% уровня производительности труда в американской промышленности (в СССР он был25%). Нашим менеджерам предстоит решить, способны они сделать управление главнымфактором конкурентоспособности, а значит, и долгосрочного преуспевания в бизнесе,или должны заниматься лишь поиском способа выживания на рынке.
С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить триосновные модели управления:
менеджмент здравого смысла, характерный для компаний, которымивладеют «новые русские»;
менеджмент, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;
советскую модель, характерную для большинства бывших государственныхпредприятий.
Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развитиясферы управления в России".
Первая модель — менеджмент здравого смысла, характерный для руководствафирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерскихфирм). На поверку она оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднегобизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационнаяактивность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистыхспособов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основнымифондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно,зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многиефункции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решенийи высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводилсяк поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способапродвижения продукта).
Вторая модель — менеджмент инофирм и их представительств в России.Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеровофисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочиевнешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрениилюбых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежеланиизарубежных компаний «тратиться» на перспективу в условиях российской нестабильности.
Третья модель — советская, представляющая собой на самом делеизрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности.
Так, все штатные расписания и нормативы численности административногоперсонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедурыпринятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-хгодов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичногопрофиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющембольшинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированныхпредприятий.
Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность,лукавое качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами иначе,как «сидя на игле» бюджетных вливаний и примитивно-драконовских мер государственногопротекционизма и т.п.
Сплав этих трех моделей неприемлем. Подобного рода «русскийменеджмент» ориентирован на:
воздействие на потребителя с помощью интенсивной телерекламыдля сбыта товаров не всегда новых и невысокого качества;
применение ценовой политики, базирующейся исключительно на перекладываниисвоих неоправданно высоких производственных затрат на плечи и без того нищего потребителя;
всемерную монополизацию рынков, неспособность вести честную конкуренцию;
продвижение продуктов на рынке не иначе, как в тесной коррупционнойспайке с госчиновниками всех уровней.
Умение преуспеть по части дележа госсобственности еще не гарантируетуспеха в настоящей конкурентной борьбе. Тем более в перспективе. И уж тем болеевсе это не позволит нашему менеджменту подтянуться поближе к мировому уровню. Такчто модернизировать наши нынешние менеджмент и маркетинг нельзя, их можно толькозаменить. Не сразу, конечно же, а постепенно. Шаг за шагом трансформировать всеэто в нечто более современное по сути и по форме
5. Современные модели библиотечного менеджмента
Современный мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новыевозможности, так и новые угрозы. Стало общим местом утверждение: «Для поискаи отыскания путей развития в ХХI в. человечество нуждается в новой парадигме, котораяобеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития».Но какова же эта новая парадигма? Последнее десятилетие обозначило зону острой критики,в которой оказались стереотипы управленческого мышления и устаревшие концептуальныеподходы к управлению. Стала отчетливо проявляться ограниченность традиционной модели«рационального управления». Оно связывается, прежде всего, с возможностьюпредельно упорядочить и регламентировать организацию библиотеки, происходящие вней процессы, достичь стабильности и устойчивости деятельности структурных подразделений.Несмотря на большую привлекательность четкости, определенности управленческих действий,заложенных в рациональной модели, она лишена главного — гибкости, столь необходимойв современных условиях. Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является«неопределенность», не в смысле незнания, а как постоянная изменчивостьусловий, возникновение новых связей, быстрая переориентация функционирования в ответна динамику потребностей. В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчетзаранее, до мелочей всех деталей становится малореальным. Поэтому задача управлениясостоит в создании адаптивных, гибких управленческих моделей, а руководителя — вреализации комплексных и системных подходов.
Менеджмент эффективно решает проблемы создания таких моделей.В прошлом столетии менеджмент как новый социальный институт, новая ключевая социальнаяфункция, новая, лидирующая в обществе группа менеджеров, возник и развивался с необычайнойбыстротой, стал незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земнойшар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как этосделал менеджмент в течение одного поколения. И действительно, там, где внедрялсякомпетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеемдело с крупнейшей социальной инновацией.
П. Друкер, который сумел распознать, обобщить и описать появлениенового могущественного фактора развития, пишет: «Всюду, где мы вкладывали толькоэкономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития.В немногих случаях, когда мы могли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительноеразвитие. Развитие, иными словами, — дело скорее человеческой энергии и приданиеей направления есть задача менеджмента. Менеджмент — двигатель, развитие — следствие».
Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенномсоотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообщекак концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента.
Модели национального менеджмента — североамериканского, западноевропейского,скандинавского, японского, турецкого или латиноамериканского, несмотря на существенныеразличия между ними, постепенно начинают терять свою специфику. Традиционно противопоставляютмодели менеджмента США и Японии, которые в сравнении показаны ниже.
Американская модель:
Индивидуальные решения и свобода действий.
Индивидуальная персональная ответственность.
Жесткая должностная субординация в четко установленной каноническойорганизационной структуре управления.
Четкие формализованные должностные инструкции, процедуры контроляи алгоритмы управления.
Четко установленная властная вертикаль единоначалия.
Непрерывный мониторинг, быстрая оценка количества и качестваиндивидуального труда.
Быстрое продвижение по результатам труда и индивидуальным достижениям.
Критерии отбора: текущие результаты, профессиональные качества,самостоятельность, инициатива.
Стиль руководства, ориентированный на индивидуального работника,командный.
Ориентация менеджеров на достижение индивидуальных результатов.
Жесткая формальная регламентация отношений иерархии «руководитель-подчиненный».
Специализированная должностная и квалификационная профессиональнаяподготовка (предпочтение узким специалистам технократической ориентации).
Материальное стимулирование в тесной связи с индивидуальнымирезультатами труда и достигнутой производительностью.
Краткосрочная занятость.
Японская модель:
Совместные решения и действия на основе группового согласия.
Коллективная ответственность.
Гибкое перераспределение
Функций руководства, прав и обязанностей в неформальной структуреуправления.
Неформализованные процедуры
Координации, принятия решения и группового контроля.
Размытые в латентных структурах управления права, полномочияи функции руководства.
Отсроченная оценка коллективных результатов труда.
Медленное продвижение по результатам, старшинству, стажу.
Критерии отбора: способность занять в группе позицию деловогонеформального лидера.
Стиль руководства, нацеленный на группу, групповые санкции.
Ориентация менеджеров на достижение гармонии в группе.
Личные неформальные отношения с подчиненными и верхами.
Неспециализированная профессиональная подготовка работников именеджеров универсального типа.
Сочетание морального стимулирования с материальными в зависимостиот стажа работы, старшинства и показателей работы всей группы.
Долгосрочная занятость (пожизненный найм).
В настоящее время, по свидетельству специалистов, можно говоритьо все ускоряющемся процессе конвергенции моделей менеджмента. Теоретики и практикименеджмента различных стран взаимно обогащают друг друга идеями, наиболее продуктивнымиметодами руководства, современными организационно-структурными формами и технологическимисредствами управления.
В этой связи практически важным и полезным является целенаправленноеизучение опыта использования разнообразных моделей менеджмента в США, Японии, ЗападнойЕвропе, в целом ряде других стран, доказавших в последнее время реальные возможностине только преодоления кризисов, но и скачкообразного перехода к новому качествуразвития. В изучении этих моделей важно выявить методы и механизмы, прогрессивныетехнологии и способы, эффективные в российских условиях. Весьма плодотворным представляетсяподход, стимулирующий попытки изучать управленческие и организационные модели развитыхгосударств в связи с решаемыми проблемами перестройки управления в России.
Главные моменты во всех национальных моделях менеджмента, ожидающиесвоего научного решения, везде одни и те же. Это проблема обеспечения стабильностиразвития в условиях нестабильной внешней среды, характеризующейся высокой динамикойи сложностью изменений. Ключевая проблема полемики, как в отечественной, так и вмировой науке — какие принципы, методы и механизмы регулирования должны соответствоватьзакономерностям нынешнего этапа социально-экономического развития.
В российской истории и действительности существует множествофакторов (менталитета, общественного сознания, уровня научного мышления, методологическойкультуры, развития социально-экономического знания), как благоприятствующих использованиюмоделей менеджмента, так и затрудняющих их понимание и практическое осуществление.
Заключение
Рыночные условия качественно усложнили библиотечную деятельность,нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложенияна информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентностиперсонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночныхусловиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.
Становятся все более высокими требования к уровню профессиональногообразования библиотечного специалиста, так как опыт все меньше может служить руководствомдля будущего. Все в большей мере требуются постоянно обновляемые знания и интуиция.Особое значение приобретает новый стиль мышления, способность к результативной профессиональнойдеятельности в условиях отсутствия специализиpoванныx методик, определенных норми шаблонов, когда нет четких и ясных указаний.
Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособностидолжны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятсяспособность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотекуфакторов, мобильность в освоении новых технологий.
Основой формирования современной системы управления информационно-библиотечнойдеятельностью служат модели общего менеджмента, которые строятся, во-первых, напредставлениях о природе человека и человеческих качествах и, во-вторых, на базесведений о групповой динамике поведения малых социальных групп и закономерностяхсовместной деятельности людей в библиотеках и информационных центрах.
Менеджмент информационно-библиотечной деятельности должен бытьтворческой интерпретацией мировых моделей управления.
Список литературы
1. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]/ И.М. Суслова. — М: Профессия, 2009. — 600 с.
2. Колесникова, М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]/ М.Н. Колесникова. — М: Профессия, 2008. — 350 с.
3. libconfs. narod.ru
4. www.univer. me
5. biglibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :