Реферат по предмету "Менеджмент"


Аудит системы менеджмента качества

--PAGE_BREAK--РУКОВОДЯЩИЕ  УКАЗАНИЯ  ПО  АУДИТУ  СИСТЕМ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА  И/ИЛИ  СИСТЕМ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА


К
I
РУЮЧЫЯ  ЎКАЗАНН
I
 
ПА  АЎДЫТУ  С
I
СТЭМ  МЕНЕДЖМЕНТУ  ЯКАСЦ
I


I
/АЛЬБО  С
I
СТЭМ  ЭКАЛАГ
I
ЧНАГА  МЕНЕДЖМЕНТУ


GUIDELINES  FOR  QUALITY  AND/OR  
ENVIRONMENTAL  MANAGEMENT  SYSTEMS  AUDITING







Дата введения 2004-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам и правилам проведения
аудита систем менеджмента качества и экологического менеджмента.

Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента или для управления программами аудита.

Применение настоящего стандарта к другим видам аудитов возможно при условии, что особое внимание будет уделено определению компетентности членов группы по аудиту.
2 Нормативные ссылки


Настоящий стандарт содержит требования из других публикаций посредством датированных и недатированных ссылок. При датированных ссылках на публикации последующие изменения или
последующие редакции этих публикаций действительны для настоящего стандарта, если они введены в действие путем изменения или путем подготовки новой редакции. При недатированных ссылках на публикации действительно последнее издание приведенной публикации.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ИСО 14050:2002 Управление окружающей средой. Словарь
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины и определения по ИСО 9000 и ИСО 14050, если они не заменены терминами и определениями, приведенными ниже.

Термин, определяемый в каком-либо другом месте настоящего раздела, выделен полужирным шрифтом. За ним в скобках следует его порядковый номер. Такой термин может быть заменен его полным определением.
3.1 Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получениясвидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выпол-нения согласованныхкритериев аудита (3.2).
Примечание 1 Внутренние аудиты, называемые «аудиты первой стороной», проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответ-ствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют
отсутствием ответственности за  деятельность, которая подвергается аудиту.

Примечание 2 Внешние аудиты включают аудиты, называемые «аудиты второй стороной» или «аудиты третьей стороной». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности
организации, например потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями, которые осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ИСО 9001 или ИСО 14001.
Издание официальное


Примечание 3 Аудит систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, проводимый одновременно, называют комплексным аудитом.

Примечание 4 Если аудит проверяемой организации (3.7) проводят одновременно две или несколько организаций, такой аудит называют совместным аудитом.
3.2 Критерии аудита – совокупность политики, процедур или требований.

 


Примечание – Критерии аудита используют для сопоставления с нимисвидетельств аудита (3.3).
3.3 Свидетельство аудита – записи, изложение фактов или другая информация, связанная с критериями аудита (3.2) и которая может быть проверена.
Примечание – Свидетельство аудита может быть качественным или количественным.
3.4 Наблюдения аудита – результат оценки собранныхсвидетельств аудита (3.3) на соответствиекритериям аудита (3.2).
Примечание – Наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (3.2) или на возможности улучшения.
3.5 Заключение по результатам аудита – выходные данные аудита (3.1), предоставленные группой по аудиту (3.9) после рассмотрения целей аудита и всехнаблюдений аудита (3.4).
3.6 Заказчик аудита – организация или лицо, заказавшиеаудит (3.1).
Примечание – Заказчиком аудита может бытьпроверяемая организация (3.7) или любая другая органи-зация, которая обладает законным правом или правом по контракту заказывать  проведение аудита (3.1).
3.7 Проверяемая организация – организация, подвергающаясяаудиту.
3.8 Аудитор– лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведенияаудита (3.1).
3.9 Группа по аудиту – один или несколькоаудиторов (3.8), проводящихаудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническимиэкспертами (3.10).
Примечание 1 Один из аудиторов в группе по аудиту, как правило, назначается руководителем группы по аудиту.

Примечание 2 Группа по аудиту может включать стажеров.
3.10 Технический эксперт – лицо, предоставляющеегруппе по аудиту (3.9) свои знания или опыт по специальному вопросу.
Примечание 1 Знания или опыт по специальному вопросу могут быть отнесены к организации, процессу или деятельности, подвергаемымаудиту (3.1), а также к вопросам языка или культуры страны, в которой проводится аудит.

Примечание 2 Технический эксперт не участвует в группе по аудиту в качествеаудитора (3.8).
3.11 Программа аудита – один или несколько аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
Примечание – Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, органи-зации и проведенияаудитов (3.1).
3.12 План аудита – описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (3.1).
3.13 Область аудита – содержание и границыаудита (3.1).
Примечание – Область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды
деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.
3.14 Компетентность– проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.
4 Принципы проведения аудита
Аудит характеризуется использованием определенных принципов. Принципы делают аудит эффективным и надежным инструментом осуществления политики и средств менеджмента, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики. Соблюдение принципов аудита является предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.

К личным качествам аудитора применимы следующие принципы:

a) этичность поведения – основа профессионализма.

Ответственность, честность, соблюдение конфиденциальности и рассудительность являются
основными качествами аудитора.


b) беспристрастность – обязательства аудитора представлять объективные отчеты.

Наблюдения аудитов, заключения по результатам аудита и записи должны отражать правдивую, точную и полную информацию по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между группой по аудиту и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах).

c) рассудительность – умение принимать правильные решения при проведении аудита.

Аудиторы должны проявлять такую степень внимания, которая  соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является наличие у аудиторов необходимой компетентности.

Принципы проведения аудита, относящиеся к процессу аудита и связанные с характеристиками аудита, следующие:

d) независимость – основа для беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.

Аудиторы должны быть независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и
конфликтов интересов. Аудиторы должны сохранять объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений находятся только свидетельства аудита;

e) подход, основанный на свидетельствах, – основание для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

Свидетельства аудита основаны на выборках существующей информации, поскольку аудит
осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Надлежащее
использование выборок тесно связано с конфиденциальностью информации, содержащейся в заключении по результатам аудита.
    продолжение
--PAGE_BREAK--5 Управление программой аудита


5.1 Общие положения
В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и могут включать совместный или комплексный аудит (примечания 3, 4 к определению аудита в 3.1).

Программа аудита также может включать деятельность, необходимую для планирования и организации различных видов и количества аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.

В организации могут быть разработаны несколько программ аудита.

Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита.

Ответственные за управление программой аудита должны:

а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита;

b) определять необходимость ресурсов и гарантировать их обеспечение.

Последовательность процессов управления программой аудита приведена на рисунке 1.

Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют система менеджмента качества и система экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на компетентность
экспертов, входящих в группу по аудиту.

При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие организации. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Группы по аудиту должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.



Практическая помощь. Примеры программ аудита

Программа аудита включает следующее:

а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;

d) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков значимой продукции,проводимые в течение 6 мес;

c) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.





5.2 Цели и объем программы аудита
5.2.1 Цели программы аудита
Для планирования и проведения аудитов необходимо определить цели программы аудитов.

Для определения целей необходимо рассмотреть:

а) приоритеты руководства;

b) коммерческие намерения;

c) требования системы менеджмента;

d) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные конт-рактом;

e) необходимость оценки поставщика;

f) требования потребителя;

g) потребности заинтересованных сторон;

h) потенциальные риски организации.





Практическая помощь. Примеры целей программы аудита

Примеры целей различных программ аудита:

а) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту;

b) проверка соответствия требованиям контракта;

c) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

d) содействие улучшению системы менеджмента.





5.2.2 Объем программы аудита
Объем программы аудита может изменяться в зависимости от размера, вида деятельности, сложности структуры проверяемой организации, а также:

а) области, цели и продолжительности каждого осуществляемого аудита;

б) периодичности проводимых аудитов;

c) количества, важности, комплексности, степени сходства, месторасположения подразделений, подлежащих аудиту;

d)  стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований и других критериев аудита;

e) необходимости в аккредитации или регистрации/сертификации;

f) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

g) любых проблем, связанных с языком, культурой или социальными вопросами;

h) мнения заинтересованных сторон;

i) существенных изменений в организации или ее деятельности.


 




Примечание 1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла PDCA(планирование – выполнение – проверка – действие).

Примечание 2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Рисунок 1 –Последовательность процессов управления программой аудита


--PAGE_BREAK--Рисунок 3 –Блок-схема процесса – от сбора информации
до формирования заключений по результатам аудита
Методы сбора информации включают:

– опросы;

– наблюдения за деятельностью;

– анализ документов.





Практическая помощь. Источники информации

Выбранные источники информациизависят от области и сложности аудита и включают в себя:

а) опросы работников;

b) наблюдения за деятельностью, производственной средой и условиями работы;

c) документы (политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии, разрешения,технические условия, чертежи, контракты и приказы);

d) записи (протоколы) проверок, протоколы совещаний, отчеты (акты) по аудитам, записи по мониторингупрограмм и результаты измерений;

e) итоговые данные, показатели анализа и результативности;

f) информация по программам выборочного исследования проверяемой организации и управлению выборками и процессами измерений;

g) отчеты, источниками которых могут быть, например, обратная связь от потребителей, другая соответствующая информация, получаемая извне, оценки поставщиков;

h) компьютеризованные базы данных и веб-сайты.










Практическая помощь. Проведение опросов

Опросы проводят с учетом ситуации и опрашиваемого лица. При этом аудитор должен принимать во внимание следующее:

а) опросы проводят в подразделениях с лицами, выполняющими работы или решающими задачи в пределах области аудита;

b) опрос работников проводят в рабочее время на рабочем месте работника;

c) опрашиваемое лицо должно быть психологически подготовлено к проведению опроса, опрос следует вести доброжелательно;

d) необходимо объяснить причину опроса и осуществляемые записи;

e) опрос можно начинать с просьбы рассказать о своей работе;

f) необходимо избегать наводящих вопросов;

g) результаты опроса должны быть обобщены и проанализированы вместе с опрашиваемым лицом;

h) необходимо поблагодарить опрашиваемое лицо за сотрудничество.





6.5.5 Формирование полученных данных
Для получения наблюдений аудита свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, наблюдения аудита могут определить возможности для улучшения.

Группа по аудиту при необходимости должна собираться для анализа наблюдений аудита на определенных этапах проведения аудита.

Соответствия критериям аудита должны быть обобщены с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Если это предусмотрено планом аудита,
отдельные наблюдения аудита о соответствии и подтверждающие их свидетельства также должны быть зарегистрированы.

Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зарегистрированы и классифицированы (ранжированы). Они должны быть проанализированы с проверяемой организа-цией для подтверждения объективности свидетельств аудита. Необходимо устранить разногласия во мнениях по свидетельствам аудита и/или наблюдениям аудита, а неразрешенные проблемы документально оформить.
6.5.6 Подготовка заключения по результатам аудита
Группа по аудиту до заключительного совещания должна выполнить следующее:

а) рассмотреть наблюдения аудита и другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита;

b) согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенности, присущей процессуаудита;

c) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита;

d) обсудить действия по результатам аудита, если это входит в план аудита.





Практическая помощь. Заключения по результатам аудита

Заключения по результатам аудита должны содержать:

а) степень соответствия системы менеджмента критериям аудита;

b) результативность и возможность улучшения системы менеджмента;

c) способность процесса анализа со стороны руководства гарантировать пригодность системы менеджмента, ее адекватность, результативность и возможность улучшения.

Если это определено целями аудита, то заключения по результатам аудита могут включать
рекомендации относительно улучшений взаимоотношений в бизнесе (предпринимательской деятельности), сертификации/регистрации или дальнейшей деятельности по аудиту.


    продолжение
--PAGE_BREAK--



6.5.7 Проведение заключительного совещания
Целью заключительного совещания, председателем которого является руководитель группы по аудиту, является представление заключения по результатам аудита таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией, и при необходимости согласование сроков предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель группы по аудиту должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут снизить доверие к заключениям по резуль-татам аудита.

Во многих случаях, например при внутреннем аудите малого предприятия, на заключительном совещании просто сообщают выводы и заключение по результатам аудита.

В других ситуациях при аудите совещание должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих.

Любые разногласия по заключению по результатам аудита между группой по аудиту и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано.

Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации по улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера.
6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту
6.6.1 Подготовка отчета (акта) по аудиту
Руководитель группы по аудиту отвечает за подготовку и содержание отчета (акта) по аудиту.

Отчет (акт) по аудиту должен содержать полные, точные, лаконичные и понятные записи по
аудиту и отражать:

а) цели аудита;

b) область аудита, в частности, идентификацию проверенных структурных подразделений или процессов, и охватываемый аудитом период времени;

c) идентификацию заказчика аудита;

d) идентификацию руководителя и членов группы по аудиту;

e) время и место проведения аудита;

f) критерии аудита;

g) наблюдения аудита;

h) заключения по результатам аудита.

При необходимости в отчет (акт) по аудиту должны быть включены:

i) план аудита;

j) список представителей проверяемой организации;

k) итоги проведения аудита, включая неопределенности и/или любые встретившиеся препятствия при его проведении, которые могут уменьшить достоверность заключения по результатам аудита;

l) подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;

m) области, находящиеся в области аудита, но не охваченные аудитом;

n) неразрешенные противоречия между группой по аудиту и проверяемой организацией;

o) рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита;

p) согласованный план действий по результатам аудита;

q) заявление о конфиденциальном характере информации, содержащейся в отчете;

r) перечень рассылки отчета по аудиту.
6.6.2 Утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту
Отчет (акт) по аудиту должен быть подготовлен в согласованные сроки. Если это невозможно, то о причинах задержки необходимо сообщить заказчику аудита и согласовать новый срок его подготовки.

Отчет (акт) по аудиту должен быть датирован, проанализирован и утвержден в соответствии с процедурами программы аудита.

Отчет (акт) по аудиту должен быть разослан согласно перечню рассылки, определенному заказчиком аудита.

Отчет (акт) по аудиту является собственностью заказчика аудита. Члены группы по аудиту и адресаты согласно перечню рассылки отчета (акта) должны соблюдать требования конфиденциальности.




6.7 Завершение аудита
Аудит считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита, выпол-нены и утвержденный отчет (акт) по аудиту разослан.

Документы, имеющие отношение к аудиту, следует хранить или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами в соответствии с процедурами программы аудита, соглашением между сторонами и в соответствии с действующим законодательством, нормативными требованиями и требованиями контрактов.

Если это не предусмотрено законом, группа по аудиту и ответственные за управление программой аудита не должны раскрывать содержимого документов и другой информации, полученной во время аудита, или отчетов по аудиту любой другой стороне без разрешения заказчика аудита и, где это
требуется, разрешения проверяемой организации. Если необходимо раскрыть содержание документов аудита, заказчик аудита и проверяемая организация должны быть своевременно проинформированы об этом.
6.8 Действия по результатам аудита
Заключения по результатам аудита могут указывать на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или при необходимости действий по улучшению. Последующие действия не рассматривают как часть аудита, и вопрос об их проведении в согласованные сроки обычно решает проверяемая организация, которая должна информировать заказчика аудита о выполнении этих
действий.

Завершение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы.
Верификация может быть частью последующего аудита.

Программа аудита может предусматривать выполнение последующих действий членами группы по аудиту, которые могут добавить ценность аудиту своей экспертной оценкой. В таких случаях следует позаботиться об обеспечении независимости при проведении последующих аудитов.
7 Компетентность и оценка аудиторов
7.1 Общие положения
Доверие к аудиту зависит от компетентности аудиторов. Аудиторы должны продемонстрировать:

– личные качества, изложенные в 7.2;

– способность применить знания и навыки, изложенные в 7.3, приобретенныево время учебы, работы, стажировки и опыта при проведении аудита, изложенные в 7.4.

Концепция компетентности аудиторов показана на рисунке 4. Некоторые знания, навыки, изложенные в 7.3, являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а некоторые – специфичными для аудиторов по отдельным дисциплинам.

Аудиторы улучшают, поддерживают и совершенствуют свою компетентность в процессе постоянного профессионального развития и регулярного участия в аудитах в соответствии с 7.5. Процесс оценки аудиторов и руководителей групп по аудиту приведен в 7.6.




    продолжение
--PAGE_BREAK-- 








            Качество
                                                              
Окружающая среда


     



Рисунок 4 –Концепция компетентности
7.2 Личные качества
Личные качества аудиторов должны позволять им действовать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть:

а) порядочным, справедливым, искренним, честным, выдержанным и рассудительным;

b) открытым – воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;

c) дипломатичным – умеющим тактично взаимодействовать с людьми;

d) наблюдательным – активно знакомиться с окружением и деятельностью;

e) проницательным – интуитивно оценивать ситуации;

f) гибким – быть готовым к различным ситуациям;

g) упорным – настойчивым, ориентированным на достижение целей;

h) решительным – своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа;

i) самостоятельным – действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими.
7.3 Знания и навыки
7.3.1 Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и систем управления
окружающей средой
Аудиторы должны знать:

а) принципы, процедуры и методы аудита, для того чтобы иметь возможность выбирать и применять их при проведении аудита надлежащим образом. Аудитор должен быть способен к выполнению следующих действий:

– применению принципов, процедур и методов аудита;

– результативному планированию организации работ;

– проведению аудита в течение установленного срока;

– установлению приоритетов и ориентации на существенных моментах;


– сбору данных посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных;

– пониманию соответствующих методов и результатов выборочного исследования для аудита;

– проверке точности собранных данных;

– подтверждению достаточности и приемлемости аудита для подкрепления наблюдений аудита и заключений по результатам аудита;

– оценке факторов, влияющих на достоверность наблюдений и заключений по результатам аудита;

– использованию рабочих документов для записи деятельности при аудите;

– подготовке отчетов по аудиту;

– сохранению конфиденциальности информации;

– результативному обмену информацией посредством личных знаний языка или с помощью переводчика;

b) системы менеджмента и ссылочные документы для применения критериев аудита. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– применение систем менеджмента к различным организациям;

– взаимодействие процессов системы менеджмента;

– стандарты по системе менеджмента качества или системе экологического менеджмента, применяемые процедуры или другие документы по системам менеджмента, используемые в качестве
критериев аудита;

– различия и приоритеты ссылочных документов;

– применение ссылочных документов к различным ситуациям при аудите;

– системы информации и методы санкционирования доступа, обеспечения безопасности, рассылкии управления документами, данными и записями;

c) организационные моменты для понимания принципов работы проверяемой организации. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– размеры, структуру, функции организации и взаимосвязи ее подразделений внутри нее;

– общие бизнес-процессы и соответствующую терминологию;

– культурные и социальные обычаи проверяемой организации;

d) применяемые законы, технические регламенты и другие требования, относящиеся к применяемой организации. Для работы в этой области необходимые знания и навыки должны охватывать:

– местные, региональные и национальные кодексы, законы, нормативные правовые акты и технические регламенты;

– контракты и договоры;

– международные соглашения и конвенции;

– другие требования, которые касаются организации, и обязательства, выполнять которые организация приняла.
7.3.2 Общие знания и навыки руководителей групп по аудиту
Руководители групп по аудиту должны обладать дополнительными знаниями и навыками по
руководству аудитом для результативного и эффективного проведения аудита. Руководитель группы по аудиту должен быть подготовлен к выполнению следующих действий:

– планирование аудита и результативное использование ресурсов во время аудита;

– представление группы по аудиту заказчику аудита и проверяемой организации;

– организация и направление работы членов группы по аудиту;

– обеспечение руководства работой стажеров;

– руководство группой по аудиту для получения заключения по результатам аудита;

– предупреждение и разрешение конфликтов;

– подготовка и оформление отчета по аудиту.
7.3.3 Специальные знания и навыки аудиторов системы менеджмента качества
Аудиторы системы менеджмента качества должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:

a) методы и технологии, имеющие отношение к качеству для проверки систем менеджмента качестваи получения необходимых выводов по аудиту. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– терминологию по качеству;

– принципы менеджмента качества и их применение;

– методы менеджмента качества и их применение (например, статистическое управление процессами, анализ видов отказов и их последствий и др.);


b) процессы и продукция, включая услуги для понимания технологических особенностей, при
которых проводится аудит. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– терминологию в определенной отрасли;

– технические характеристики процессов и продукции, включая услуги;

– процессы и практику работы в определенной отрасли (области экономики).
7.3.4 Специальные знания и навыки аудиторов системы управления окружающей средой
Аудиторы системы управления окружающей средой должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:

а) методы и технологии экологического менеджмента для проверки системы экологического менеджмента. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– терминологию по экологии;

– принципы экологического менеджмента и их применение;

– методы экологического менеджмента (такие, как оценка жизненного цикла, оценка экологической эффективности);

b) наука об окружающей среде и технологиях, связанных с охраной окружающей среды, для понимания основы взаимоотношений между человеческой деятельностью и окружающей средой. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– воздействие человеческой деятельности на окружающую среду;

– взаимодействие экосистем;

– компоненты окружающей среды (например, воздух, вода, земля);

– управление использованием природных ресурсов (например, природные виды топлива, вода, флора и фауна);

– основные методы охраны окружающей среды;

c) технические и экологические аспекты деятельности для понимания взаимодействия проверяемой организации с окружающей средой. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

– терминологию в определенной отрасли экономики;

– экологические аспекты и воздействия на окружающую среду;

– методы оценивания значимости экологических аспектов;

– критичные характеристики рабочих процессов, продукции и услуг;

– методы мониторинга и измерений;

– технологии предотвращения загрязнений.
7.4 Образование, опыт работы, подготовка аудитора и опыт проведения аудита
7.4.1 Аудиторы
У аудиторов должны быть необходимое образование, опыт работы, обучение по аудиту и опыт проведения аудита:

а) образование должно быть завершенным, позволяющим овладеть знаниями и навыками, изложенными в 7.3;

b) опыт работы должен способствовать повышению знаний и навыков, изложенных в 7.3.3 и 7.3.4.

Практический опыт работы должен быть в технической сфере, сфере управления или в профессиональной области, включая опыт принятия решений, разрешения проблем и обмена информацией с другим управленческим или специальным персоналом, сотрудниками того же уровня, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами.

Часть практического опыта работы должна быть получена на должностях, где выполняемая
работа содействует развитию знаний и приобретению опыта в следующих областях:

– менеджмент качества для аудиторов систем менеджмента качества;

– экологический менеджмент для аудиторов систем экологического менеджмента;

c) полный курс обучения на аудитора в самой организации или в сторонней организации должен обеспечивать развитие знаний и навыков, изложенных в .7.3.1, 7.3.3 и 7.3.4;

d) опыт проведения аудитов по деятельности, описанной в разделе 6, должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя группы по аудиту в этой области знаний.
Примечание – Степень руководства и управления (7.4.2, 7.4.3 и таблица 1), необходимые для аудита, определяются по усмотрению ответственных лиц по управлению программой аудита и руководителя группы по аудиту. Выполнение функций руководства и управления не предполагает осуществление постоянного надзора.




7.4.2 Руководитель группы по аудиту
Руководителю группы по аудиту следует приобрести дополнительный опыт в качестве руководителя группы по аудиту, чтобы повышать знания и навыки, изложенные в 7.3.2. Дополнительный опыт должен накапливаться при исполнении обязанностей руководителя группы по аудиту под руководством и наблюдением другого аудитора, который компетентен в качестве руководителя группы по аудиту.
7.4.3 Аудиторы, осуществляющие аудит систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
Аудиторы, осуществляющие аудит системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента, должны:

а) пройти обучение и иметь практический опыт работы, необходимые для приобретения знаний и опыта по второму направлению;

b) провести аудиты, охватывающие систему менеджмента по второму направлению под наблюдением и руководством аудитора, компетентного в качестве руководителя группы по аудиту по
второму направлению.

Руководитель группы по аудиту по одному направлению должен отвечать указанным требова-ниям, для того чтобы стать руководителем аудиторской группы по второму направлению.
7.4.4 Уровень образования, опыт работы, подготовка аудитора и опыт проведения аудита
Организации должны определять требования к образованию, опыту работы, подготовке аудитора и опыту проведения аудита, которые необходимы аудитору для приобретения знаний и опыта, соответствующих программе аудита с применением этапов 1 и 2 процесса оценки, изложенного в 7.6.2.

Опыт показывает, что уровни, указанные в таблице 1, соответствуют аудиторам, проводящим сертификационные или аналогичные аудиты. В зависимости от программы аудита необходимый
уровень может быть выше или ниже.
Таблица 1–Пример уровней образования, опыта работы, обучения по аудиту, опыта проведения

аудитов для аудиторов, осуществляющих аудиты по сертификации или аналогичные

аудиты



Параметр

Аудитор

Аудитор по двум
направлениям

Руководитель
группы по аудиту

Образование

Высшее образование* (см. примечание 1)

Высшее образование (см. примечание 1)

Высшее образование (см. примечание 1)

Общий стаж работы

5 лет (см. примечание 2)

5 лет (см. примечание 2)

5 лет (см. примечание 2)

Опыт работы в областименеджмента качества или экологического менеджмента

Не менее 2 лет
из общих 5 лет

2 года по второму
направлению
(см. примечание 3)

Не менее 2 лет
из общих 5 лет

Обучение на аудитора

40 ч обучения аудиту

24 ч обучения по
второму направлению (см. примечание 4)

40 ч обучения аудиту












Окончание таблицы 1



Параметр

Аудитор

Аудитор по двум
направлениям

Руководитель
группы по аудиту

Опыт проведения аудитов

Четыре завершенных аудита не менее чем за 20 дн для накоп-ления опыта проведения аудита в качестве стажера под руковод-ством аудитора, обладающего компетент-ностью руководителя группы по аудиту
(см. примечание 5). Аудиты должны прохо-дить в течение трех последних лет

Три завершенных аудита не менее чем за 15 дн для накопления опыта проведения аудита по второму направлению под руковод-ством аудитора, обладающего компетентностью руководителя группы по аудиту (см. примечание 5). Аудиты должны проходить в течение двух последних лет

Три завершенных аудита не менее чем за
15 дн в качестве исполняющего обязанности руководителя группы по аудиту под руковод-ством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту (см. примечание 5). Аудиты должны проходить в течение двух последних лет

Примечание 1 Высшее образование представляет собой часть национальной системы образования.

Примечание 2 Количество лет стажа работы может быть сокращено на один год, в случае когда лицо получило соответствующее высшее образование.

Приложение 3 Опыт работы по второму направлению может приобретаться с опытом работы по первому
направлению.

Примечание 4 Обучение по второму направлению заключается в приобретении знаний соответствующих стандартов, законов, технических регламентов, правил, принципов, методов и методик.

Примечание 5 Завершенный аудит – это аудит, охватывающий все этапы, изложенные в 6.3 – 6.6. Общий опыт по аудиту должен охватывать весь стандарт на систему менеджмента.



7.5 Поддержание и повышение компетентности
7.5.1 Постоянный рост профессионализма
Постоянный рост профессионализма необходим для поддержания и улучшения знаний, навыков и совершенствования личных качеств. Он может быть достигнут посредством дополнительного практического опыта, обучения, стажировок, самоподготовки, посещения совещаний, семинаров и конференций или других видов деятельности.

Деятельность по постоянному профессиональному росту должна учитывать изменения в личных потребностях аудиторов и организаций, в практике проведения аудитов, стандартах и других требованиях.
7.5.2 Поддержание компетентности в проведении аудитов
Аудиторы должны поддерживать и демонстрировать свою компетентность в проведении аудита постоянным участием в аудитах систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
7.6 Оценка аудиторов
7.6.1 Общие положения
Оценка аудиторов и руководителей групп по аудиту должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков.

Оценка аудиторов происходит на следующих этапах:

– начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;

– оценивание аудиторов как части процесса формирования группы по аудиту, изложенного в 6.2.4;

– постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.

На рисунке 5 показана взаимосвязь между этими этапами оценивания.

Этапы процесса, изложенного в 7.6.2, могут быть использованы на каждом этапе оценки.




                                                                                          Не соответствует критериям





    Начальная оценка

                                                        (7.6)
Постоянная

    оценка

деятельности

                                               Соответствует                                                     (7.6)

                                                  критериям




                                                                       Соответствует критериям
                                                                                                                  Не соответствует

                                                                                                                      критериям

                                                      Аудитор






        Не выбрана





Формирование

       группы

     по аудиту

        (6.2.4)



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Н. Туполева кафедра Телевидения и мультимедийных систем устройства записи и воспроизведения сигналов методические указания
Реферат Створення фермерського господарства по вирощуванню зернових та технічних культур
Реферат Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском пр
Реферат Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля
Реферат Основные направления, меры и объекты реализации государственной политики занятости рабочей силы
Реферат О возможности словарного описания разговорной речи
Реферат Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Реферат Алиевич биологическое обоснование, разработка и использование полнорационных комбикормов и премиксов для хряков-производителей, свиноматок и растущих свиней в условиях интенсивного производства свинины 06.
Реферат Эпидемиологический гепатит
Реферат Социальное управление в системе многоуровневого образования
Реферат Факторный и маржинальный способы анализа рентабельности в условиях однопродуктового производства
Реферат Н Рубцов жизнь и творчество
Реферат Французский консулат
Реферат Recent Advances In Military Aircraft Essay Research
Реферат Серое и белое вещество головного и спинного мозга