--PAGE_BREAK--
1.2 Приемы и методы управления риском
Методы управления рисками весьма разнообразны. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска — это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.[52]
Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- самострахование;
- страхование;
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.[28]
Лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и прочих операциях.
При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- следует предугадывать последствия риска.
Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.
Вопрос о выборе оптимальной политики, направленной на снижение риска решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением.
Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.
В таблицах 1.1 и 1.2. представлены способы уменьшения негативных последствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель.
Таблица 1. 1 Различные виды риска, не связанные со страхованием
Вид риска
Способ уменьшения негативных последствий
Коммерческий риск
Правильное определение допустимого уровня соотношения финансовых коэффициентов. Правильный выбор способов повышения прогнозируемой рентабельности инвестиций в данный проект
Риск неоптимального распределения ресурсов
Четкое и правильное определение приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия. Правильные и четкие маркетинговые исследования для определения точного количества производимых продуктов.
Экономические колебания и изменения вкуса клиентов
Эффективное прогнозирование и планирование
Действия конкурентов
Активная деятельность по изучению и предвидению возможных действий конкурентов и их учет в маркетинговой и производственной деятельности
Недовольство работников, что может привести к их уходу или забастовкам
Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих, учет их требований и просьб, проблемы мотиваций, создание благоприятной психологической обстановки и т. д.
Финансовый риск, связанный с пассивностью капиталов, с одновременным размещением больших средств
Правильное управление финансами, свое- [ временное размещение пассивных средств в приносящие прибыли проекты или предоставление выгодных кредитов. Главное, чтобы капитал не лежал «мертвым, грузом);. а работал. Передача части риска –другим фирмампутем их подключения к участию вфинансировании дорогостоящих и рискованных проектов, использование венчурного капитала
Таблица 1.2
Различные виды риска, которые целесообразно страховать с помощью страховых компаний
Вид риска
Способ уменьшения негативных последствий
Пожар и другие стихийные бедствия
Страхование сумм вероятных убытков
Автомобильные аварии
Страхование автомобиля
Риск уничтожения или порчи груза при транспортировке
Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)
Риск от небрежности работников фирмы
Страхование стоимости возможных убытков от небрежно сти работников
Риск от вероятной нечестности служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме
Приобретение в страховой компании бондов «честности»
Риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего проекта
Приобретение бондов «гарантии»
Риск приостановки деловой активности фирмы (разные причины)
Страхование суммы возможных потерь за весь период остановки бизнеса
Риск от возможной смерти или заболевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной деятельности которых зависит успех фирмы
Страхование на сумму возможных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период
Риск в связи с возможным заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником.
Страхование в страховых компаниях
Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта.
Таблица 1.3.
Схема для выбора средств, предлагаемых для снижения риска
Возможные потери
Вероятность возникновения кризисной ситуации
Прибыли, ресурсов
высокая
средняя
низкая
1. Сравнимы с суммой активов проекта
отвергнуть проект
отвергнуть проект
анализ путей снижения риска
2. Не превышает суммы расчетной выручки
превентивные меры
страхование риска
страхование риска
З.Не превышает суммы расчетной прибыли
превентивные меры
применение политики резервирования, самострахования
Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.
1.3 Процесс управления рисками на предприятии
Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:
- решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
- управление рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
- при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
- управление рисками должно носить системный характер;
- управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.
Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.
Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:
1. Постановка целей управления рисками;
2. Анализ риска;
3.Качественный анализ
4.Количественный анализ;
5.Выбор методов воздействия на риск;
6.Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.[27]
Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.
На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.
На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.
На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.
Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.
Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.
Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
— определение потенциальных зон риска;
-выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
Прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствии проявления выявленных рисков.
Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:
1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
2. Методы сбора новой информации;
3. Методы моделирования деятельности организации;
4. Эвристические методы качественного анализа;
Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.
На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.
Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:
- для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее распространение получили методы построения деревьев;
- для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;
при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;
- при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;
большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.
В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.
Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением.[27]
Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:
- бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;
- организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;
- карты технологических потоков (технико-производственные риски);
- договоры и контракты (деловые и юридические риски);
— себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;
— финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.
По завершении сбора информации предназначенной для анализа рисков служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.
Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента становится формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:
- размер возможного ущерба и его вероятность;
- существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;
- производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;
практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;
соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;
субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.
При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.
Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц. ответственных за выполнение данной программы.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2.Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон»)
2.1. Общая характеристика предприятия .
«МегаФон» — первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM900/1800. Лицензионное покрытие компании охватывает всю территорию Российской Федерации.
«МегаФон» — одна из наиболее динамично развивающихся сетей мобильной связи.
«МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.
В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для Российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам.
ОАО «МегаФон» зарегистрировано 17 июня 1993 г. Комитетом по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга за государственным регистрационным номером АОЛ-5192. Внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 15 июля 2002 г. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга за основным государственным регистрационным номером 1027809169585.
ОАО «МегаФон» видит свою миссию в том, чтобы «объединить Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого». Для того, чтобы остаться доминирующей силой на рынке и стать, по крайней мере, вторым оператором по доле рынка, стратегия «МегаФона» включает следующее:
1. Развитие целевого подхода в маркетинге и продажах, который основан на потребностях абонентов, а не на технологических возможностях оператора;
2. Предоставление клиентам обслуживания высочайшего в российской телекоммуникационной отрасли уровня, достижение тем самым обоснованной лояльности абонентов;
3. Достижение общенационального признания благодаря сбалансированной тарифной политике в сочетании с качеством и разнообразием услуг, а также уникальными преимуществами первой общероссийской сети мобильной связи.
4. Создание крупнейшей в стране сотовой сети, совпадающей с границами Российской Федерации, с очевидными преимуществами для абонентов.
Преобладающей и имеющей приоритетное значение хозяйственной деятельностью для ОАО «МегаФон» является оказание услуг связи. Доля доходов от такой основной хозяйственной деятельности и доля этих доходов в общих доходах за 2009 и 2010г. составляет 100 %. в таблице 2.1 приведена динамика изменения доходов Компании за вышеупомянутые периоды.
Таблица 2.1
Динамика выручки от реализации услуг.
Наименование показателя
2009 г.
2010 г.
Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб.
8 111 090
9 704 088
Изменение выручки в %
14%
20%
Из таблицы видно, что в течение 2009 г. и 2010 года наблюдается стабильный рост доходов ОАО «МегаФон», что связано с увеличением числа абонентов. Объем выручки от оказания услуг в 2009 г. составил 8111090 тыс. руб., а в 2010 г. — 9 704 088 тыс. руб… Это привело к изменению выручки в 2009 г. на 14%, а в 2010 г. – на 20%.ОАО «МегаФон» ведет свою основную хозяйственную деятельность только на территории Российской Федерации.
2.2. Анализ деловой среды и рынка предприятия.
ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов. Наиболее перспективными в данный моментПроизводственно-экономические показатели деятельности приведены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Производственно-экономические показатели деятельности предприятия
Показатели
2009
2010
Изменения
Темп роста %
Объем производства услуг
27500
30360
2860
9
подключения
22000
24288
2288
9
продажа
530000
607200
77200
8,7
Численность рабочих, чел.
40
50
8
8,6
Фонд заработной платы рабочих, тыс.руб.
463200
543600
80400
8,5
Из таблицы видно, что объем производства услуг вырос на 9 %, а фонд заработной платы на 8,5%
Виды продукции (работ, услуг) обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации(выручки) эмитента за отчетный период. Объем реализованных услуг представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Объем реализованных услуг.
Наименование показателя
2009 г.
2010 г.
Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб. всего:
15 225 203
24 929 291
В том числе объем выручки от
реализации эфирного времени,
тыс. руб.
Доля от общего объема выручки,
%
10 698 258
70,3%
18 222 526
73,1%
Исходя из табличных данных видно, что объем выручки от оказания услуг в 2010г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб. в 2009г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации эфирного времени составил в 2010 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2009 — 10 698 258 тыс. руб.
Доля от общего объема выручки в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г.
Доля импорта в поставках ОАО «МегаФон» в 3 кв. 2010 г. составляет 91% от общего объема поставок. Поставщики ОАО «МегаФон», на долю которых приходится 10 и более процентов всех поставок товарно-материальных ценностей, с указанием их доли в общем объеме поставок представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Процентная доля поставок
Полное фирменное наименование поставщика
Отчетный период
Доля импорта в объеме поставок, %
Доля России в объеме поставок, %
2009
2010
2009
2010
Nokia Corporation (Финляндия)
55
49
50
44
Siemens AG
22
34
19
31
В настоящее время NokiaCorporationпоставляет для ОАО «МегаФон» оборудование и программное обеспечение системы GSM900/1800, а именно: центры коммутации подвижной связи, контроллеры базовых станций, базовые станции. оборудование радиорелейных линий, транспортной сети (мультиплексоры) и другое телекоммуникационное оборудование стандарта GSM.
Основными потребителями услуг ОАО «МегаФон» являются частные пользователи сотовой связи. На сегодняшний день это наиболее динамично развивающееся направление деятельности компании. Кроме этого, ОАО «Мегафон» успешно работает с большим количеством корпоративных пользователей, в числекоторых государственные структуры, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу.
К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:
• ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
• снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
• поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов.
Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» будет разрабатывать и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.
2.3. Анализ предпринимательских рисков компании.
Характер рисков в работе компании их динамика.
Как и в работе любого предприятия, в работе ЗАО «Мобиком Центр» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска.
Риск конкуренции
Российский рынок мобильной связи характеризуется высокой концентрацией. По данным компании АС&М Consultingна 31 декабря 2006 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2006 г. и на 25.9 млн. с декабря 2005 г.; показатель проникновения вырос до 103% (рост 1% по сравнению с ноябрем 2006 г, и 20% — с декабрем 2005 г.). На 31 декабря 2006 г. в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 156 и 139 SIM-карт, соответственно.
Два ведущих оператора мобильной связи — ОАО «МТС» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85,9% общего количества абонентов в стране. Как показано таблице 2.5, на 31 декабря 2010 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, и доля МегаФона — 19,5%. Оставшиеся делят между собой различные региональные операторы
Таблица 2.9
Доля ОАО «МегаФон» на рынке мобильной связи
Место
Оператор
Российские
абоненты
(тыс.)
Доля на
российском
рынке по
количеству
абонентов (%)
1.
МТС
51 222
33,7%
3.
МегаФон
29 604
19,5%
7.
Сибирьтелеком
3 140
2,1%
В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.
Риск снижение объема реализации в результате падения спроса иди потребности на бренд (риск невостребованности). Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию, т.е. является разноотраслевым. В данном случае вдеятельности компании присутствует риск реализующей продукцию. На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.
Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек.
Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.
В особую группу можно выделить имущественные риски — вероятность повреждения, уничтожения, потери как основных, так и оборотных средств принадлежащих предприятию, вследствие чего предприятие несет материальные и денежные потери, а также возникает потребность в восстановлении или приобретении нового имущества. Основными причинами возникновения имущественного риска являются:
- риск, связанный с потерей имущества в результате стихийных бедствий (пожары и т.п.);
- риск, связанный с потерей имущества в результате кражи (хищения имущества третьими лицами);
- повреждение или уничтожение имущества в результате аварии отопительной, электрической, канализационной сетей;
- утрата или уничтожение имущества во время рабочего процесса в компании основана на договорах, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров можно выделить в отдельную группу.
Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров.
Среди таковых: рисков в деятельности компании можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.
Наиболее часто перед Компанией стоит риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами, что выражается в заключении договоров на закупки ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны входить в подобные договорные отношения или не в состоянии выполнить свои обязательства из-за тяжелого финансового положения.
Неплатежеспособность покупателя выявляется в процессе выполнения Компании «Мегафон» своих обязательств по предоставлению связи или после оказания услуг, т.е. когда Компания понесла определенные убытки по неоплате абонентом предоставленной ему услуги связи. Несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых покупателей, не получающих зарплату на предприятии.
Существует и риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, т.е корпоративных клиентов. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по их вине, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами.
Риски возникновения непредвиденных расходов возникают в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги), которые приобретает в процессе производственной деятельности, выше запланированного уровня. К причинам этого риска можно отнести изменение политики ценообразования у поставщиков ресурсов, с которыми у предприятия заключены долгосрочные договоры. предусматривающие возможности для пересмотра цен; уменьшение количества поставщиков.
Так как производственно-хозяйственная деятельность Компании Мегафон непосредственно связана с компьютеризацией и автоматизацией, то это обстоятельствоприводит к возможности потерь в результате сбоя компьютернойсистемы, сбоя вычислительной техники.
Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.
Также в деятельности Компании «Мегафон» присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств (риск природных бедствий). Хочу заметить, что когда говорят о риске природных бедствий, то чаще всего говорят о наводнениях,. бурях и подобных стихийных бедствиях. Но, например, к рискам форсмажорных обстоятельств можно отнести сильную жару. Это приводит к массе малоприятных последствии. Возникают проблемы с кондиционированием, системами питания и т.п. Подобных обстоятельств обычно никто не предвидит.
Риски, которые существуют в компании
Отраслевые риски
Влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли Эмитента на его деятельность и исполнение обязательств по ценным бумагам.
В последние несколько лет отрасль сотовой связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2004 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2010 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи». На 30.09.2010 г. уровень проникновения достиг 101%, при этом 99 процентов всех абонентов пользовались связью стандарта GSM.
Построение телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон» подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, помимо способности Эмитента обеспечить поставки оборудования на коммерчески привлекательных условияхотносятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.
Предполагаемые действия Эмитента, чтобы исключить эти риски: дальнейшее развитие системы логистики, усиление контроля за четким соответствием всем правилам, нормам и стандартам, регулирующим применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов.
Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые Эмитентом в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.
Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры Эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США — валютам, в которых в основном производятся расчеты с поставщиками оборудования и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые Эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на финансовые показатели Эмитента, так как приведет к росту расходов и как следствие — к уменьшению прибыли. В то же время на исполнение обязательств по размещаемым облигациям указанные риски не окажут существенного влияния.
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги Эмитента (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.
Высокий уровень конкуренции приводит к необходимости снижения тарифов на услуги Эмитента с целью обеспечения конкурентноспособности услуг Эмитента на рынке, Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса, но не до такой степени, чтобы это оказало негативное влияние на исполнение обязательств Эмитента по размещаемым ценным бумагам.
Будущая выручка от наших абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. Основную часть выручки мы получаем от контрактных абонентов и от абонентов тарифных планов «препейд». По тарифным планам «препейд'' ОАО «МегаФон» не заключает с абонентами долгосрочные договоры на обслуживание. Поэтому нельзя быть уверенными, что данные абоненты будут продолжать пользоваться услугами Эмитента в будущем. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся от его сети в течение определенного периода, в процентном отношении от числа абонентов в периоде подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. Поток абонентов составлял 45%, 36%, 30.8%, 22.0%) и 5.7% в 2005, 2004, 2003, 2002 и 2001 годах соответственно, и по итогам трех кварталов 2006 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов в течение этих периодов обусловлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность новых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абоненты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устоявшиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты остаются у ОАО «МегаФон». тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Потеря большого числа абонентов, чем ожидалось, может привести к потере существенной части ожидаемой выручки.Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности. — Финансовые риски
Высокая инфляция отражается на курсе рубля по отношению к доллару и Евро и может привести к увеличению ряда расходов Компании, выраженных в долларах и Евро. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.
С целью минимизации данного риска ОАО «МегаФон» в большинстве случаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США. В связи с этим критическим уровнем инфляции для ОАО «МегаФон» будет такой уровень (18% по оценкам коммерческого департамента ОАО «МегаФон»), который будет способствовать увеличению тарифов и, тем самым, серьезно снизит привлекательность услуг ОАО «МегаФон». В этом случае ОАО «МегаФон» планирует ряд мероприятий по сокращению своих внутренних издержек.
В целом, поскольку большая часть расходов ОАО «МегаФон» номинирована в валюте, а доходы привязаны к валютному курсу, вероятность возникновения существенных финансовых рисков (которые бы сильно повлияли на изменение выручки, расходов и прибыли) невелика.
Риски, связанные с изменением процентных ставок
Телекоммуникационная отрасль относится к числу капиталоемких отраслей народного хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.
Если Компания не сможет получить достаточных средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена существенно сократить расходы на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.
В тоже время увеличение процентных ставок снизит стоимость обслуживания в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы. Хеджирование рисков ОАО «МегаФон» не производится.
Таким образом, влияние изменения процентных ставок на деятельность ОАО «МегаФон» весьма существенно, и в случае отрицательного влияния этого фактора (резкого увеличения процентных ставок по обязательствам в национальной валюте) ОАО «МегаФон» предполагает делать заимствования в иностранной валюте (так как доходы привязаны к валютному курсу и процентная ставка более стабильна), о чем имеются договоренности с кредитными организациями.
Риски, связанные с условиями кредитных договоров
Некоторые договоры ОАО «МегаФон» и его дочерних компаний с банками-кредиторами и экспортными агентствами содержат дополнительные обязательства финансового и нефинансового характера, в случае невыполнения которых кредиторы могут потребовать досрочного погашения кредитов и займов, что может негативно сказаться на позиции держателей Облигаций. В прошлом Компания иногда нарушала некоторые из требований кредитных договоров. В таких случаях Компания получала освобождение от соблюдения таких требований. На текущий момент Компания не нарушила ни одного из таких обязательств. Руководство Компании считает, что риск несоблюдения данных обязательств в будущем маловероятен.
Риски связанные с изменением курса обмена иностранных валют.
На сегодняшний день все тарифы Эмитента по оказываемым услугам переведены на рубли и не привязаны к курсу доллара США.
Разнонаправленное изменение курса доллара и евро, а именно рост курса обмена евро относительно доллара США и рубля приведет к удорожанию оборудования для строительства сетей, поставляемого из Европы, таким образом, возможно существенное увеличение расходов Эмитента, связанных с продолжением инвестиционной деятельности и капитальным строительством.
В связи с этим подверженность финансового состояния Эмитента, ликвидности Эмитента и результатов деятельности Эмитента изменению валютного курса высока. Для снижения валютных рисков Эмитент планирует формировать специальный фонд (в виде валютных депозитов) для выплаты валютных обязательств Эмитента, увеличить оборачиваемость активов, номинированных в рублях, что обеспечит рост рублевых доходов и снижение оборотных средств.
Таблица 2.6
Предполагаемая вероятность рисков
№
Риски
Вероятность их
возникновения
Характер изменений в отчетности
1.
Рост процентных ставок
Низкая
Увеличение в отчете о прибылях и убытках операционных расходов
2.
Рост курса евро относительно рубля и доллара США
Высокая
Увеличение в балансе величины кредиторской задолженности, увеличение
в отчете о прибылях и убытках затрат компании.
3.
Снижение курса долалара
США относительно рубля и евро
Высокая
Уменьшение в отчете о прибылях и убытках
величины выручки от оказания услуг, уменьшение себестоимости услуг, операционных расходов, уменьшение в балансе величиныдебиторской и кредиторской задолженности, долгосрочных и краткосрочных обязательств по кредитам и займам полученным.
Риски, связанные с изменением налогового законодательства
Как и любой иной субъект хозяйственной деятельности ОАО «МегаФон» является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный налог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства (например. Министерство финансов, Федеральная налоговая служба и ее инспекции), равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия.
Подготовка и предоставление налоговой отчетности вместе с другими компонентами системы регулирования (например, таможенные процедуры и валютный контроль) находятся в ведении и под контролем различных органов, имеющих законодательно закрепленное право налагать существенные штрафы, санкции и пени. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают риски, характерные для стран с более развитой фискальной системой.
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
Поскольку большая часть приобретаемого оборудования для оказания услуг связи импортируется либо изготавливается из комплектующих иностранного производства, изменение правил таможенного контроля и пошлин может нести для ОАО «МегаФон» определенные риски, связанные с удорожанием приобретаемых основных средств, а так же увеличением времени прохождения таможенных процедур.
Вступление в силу с 01.01.2004 года нового Таможенного кодекса уменьшило риски ОАО «МегаФон», связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем. Новый кодекс во многом опирается на положения обновленной редакции Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устраняет противоречия и несоответствия положений действовавшего до 01 января 2004 года Таможенного кодекса гражданскому, налоговому и административному законодательствам.
Иные риски, связанные с деятельностью Компании «Мегафон».
Усиление конкуренции и неоднородная абонентская база привели к падению среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента, что может негативно отразиться на общих финансовых результатах деятельности ОАО «МегаФон». На фоне постоянного увеличения абонентской базы и роста доходов по мере расширения операций Компании объем среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента снижается. Компания ожидает дальнейшего падения этого показателя в результате снижения тарифов и увеличения доли массовых абонентов в рамках общей абонентской базы.
Способность ОАО «МегаФон» предоставлять коммерчески привлекательные услуги во многом зависит от способности ОАО «МегаФон» заключить договоры с другими региональными, федеральными и международными телекоммуникационными операторами на приемлемых для ОАО «МегаФон» условиях.
Если ОАО «МегаФон» не сможет договориться о выгодных условиях присоединения к сетям других операторов связи, Компания не сможет предоставлять услуги по конкурентным ценам и потеряет часть рынка и доходов. Способность ОАО «МегаФон» предоставлять рентабельные услуги зависит от его возможностей продолжать сотрудничество на выгодных условиях с региональными, федеральными и международными операторами. Плата за присоединение устанавливается на основе соглашений с сетевыми операторами и может варьироваться в зависимости от используемой сети и характера вызова. Присоединение к другим операторам требуется для завершения вызовов, начинающихся в нашей сети изаканчивающихся в другой, а также для завершения вызовов, поступающих к абонентам ОАО «МегаФон» из других сетей.
Сложности или задержки в обеспечении рентабельного присоединения к другимсетям могут снизить возможности в оказании услуг, что выразится в потере абонентов, увеличении затрат и снижении доходов. Хотя российское законодательство устанавливает, что операторы сетей связи общего пользования не в праве отказать в предоставлении присоединения или дискриминировать одного оператора по сравнению с другим, Компания считает, что на практике некоторые операторы сетей общего пользования пытаются препятствовать работе операторов сотовой связи, задерживая рассмотрение заявок о присоединении и применяя разные ставки платы за присоединение к различным операторам сотовой связи, в частности, предлагая более выгодные ставки местным операторам сотовой связи, что дает возможность нашим конкурентам снижать расценки на свои услуги,
ОАО «МегаФон» стремится снизить подобные риски, для чего заключило соглашения о присоединении с региональными, федеральными и международными операторами связи, включая ОАО «Ростелеком» и планирует и в дальнейшем заключать подобные соглашения с другими операторами.
Эмитенту необходимо производить существенные капитальные вложения в связи со строительством и развитием своих телекоммуникационных сетей. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных расходов на расширение коммутационной емкости, строительства базовых станций, увеличения числа каналов связи, внедрения новых услуг. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные и операционные потребности, ОАО «МегаФон», возможно, потребуется привлечение дополнительного финансирования. Если Компания не сможет получить достаточных средств для удовлетворения своих потребностей в финансировании, она, возможно, будет вынуждена существенно ограничить развитие своих телекоммуникационных сетей, что может неблагоприятно отразиться на ее операционных результатах и привести к уменьшению рыночной доли.
Если Компания не сможет привлечь достаточный капитал, ОАО «МегаФон» будет вынуждено существенно снизить объем операций, что негативно повлияет на результаты операционной деятельности и приведет к потере части рынка.
ОАО «МегаФон» потребуется вложить значительные средства в развитие. строительство и эксплуатацию сети GSM. Кроме того, приобретение лицензий наиспользование стандарта UMTSи распределение частот, а также расширение сети UMTSпотребует существенных дополнительных капиталовложений. Однако дальнейшее финансирование может оказаться недостаточным для обеспечения наших планов в случае следующих возможных событий:
• изменение условий существующих финансовых соглашений;
• строительство сетей более быстрыми темпами или с более высокими затратами, чем было запланировано;
• приобретение дополнительных лицензий;
• более медленный рост абонентской базы, чем было запланировано;
• новое законодательство;
• ухудшение положения в российской экономике; или
• изменение условий существующих соглашений о присоединении.
Для обеспечения операционных и инвестиционных потребностей, ОАО «МегаФон» потребуется привлечь дополнительное финансирование. Если Компания не сможет получить достаточно средств для обеспечения потребностей в капитале. ОАО «МегаФон» придется существенно ограничить объем операций, что отрицательно скажется на способности Компании удержать долю рынка и результатах операционной деятельности.
В настоящее время в СМИ широко обсуждается вопрос разногласий среди существующих акционеров ОАО «МегаФон». В настоящее время проходят судебные разбирательства между акционерами Эмитента, связанные с владением 25,1% пакета акций Компании, что потенциально может затруднить процесс принятия решений ОАО «МегаФон».
Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.
Количественная оценка риска позволяет получить наиболее точные решения. Однако осуществление количественной оценки встречает и наибольшие трудности, связанные с тем, что для количественной оценки рисков нужна соответствующая исходная информация. В России рынок информационных услуг развит пока очень слабо и, зачастую, трудно получить фактические данные, которые надо собирать и обрабатывать.
Из-за этих трудностей, связанными с недостатком информации, времени, а иногда и с невозможностью проведения данного расчета из-за отсутствия необходимых данных, относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния предприятия представляет сегодня особый интерес. Это один из самых доступных методов оценки риска как для фирмы, так и для его партнеров.
Таблица 2.6
Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «МегаФон»:
Наименование показателя
Комментарии
тоимость чистых активов
В третьем квартале 2010 года рост чистых активов составил 7,7%. Рост чистых активов за 3 квартал 2010 года по сравнению со 2 кварталом произошел за счет роста чистой прибыли компании.
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %
В третьем квартале 2010 года доля привлеченных средств снизилась на 6% по сравнению со 2 кварталом 2010 г. Это вызвано постепенным погашением долгосрочных долгов компании.
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %
Изменение данного показателя на протяжении 1, 2 и 3 кварталов 2010 года вызвано изменением доли краткосрочных и долгосрочных обязательств и наступлением сроков погашения данных видов задолженностей.
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз
В третьем квартале 2010 года оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за 2 квартал на 10%. Это вызвано увеличением размер выручки за 3 квартал по сравнению со 2 кварталом.
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, %
В третьем квартале 2010 года доля краткосрочных обязательств снизилась на 1% по сравнению со 2 кварталом 2010 года. Это вызвано снижением доли краткосрочных долгов компании
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 3.Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии.
3.1.Пути минимизации рисков предприятия на рынке.
Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы Компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.
Проект организации системы управления риском Компании ОАО «Мегафон» предусматривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдела по управлению риском и мониторингу среды.
Необходимо чтобы отдел управления риском включал в себя следующие задачи: мониторинга среды предприятия и среды его функционирования, анализа рисков, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. Однако руководству предприятия должна принадлежать ключевая роль в решений проблем управления риском.
Отдел по управлению риском является логичным дополнением к организационной системе управления предприятием. Отобразим на рисунке (приложение 3), схематично структуру управления при введении отдела управления риском.
Отдел управления риском должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от рисков.
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем:
- оценить возможные убытки, связанные с рисками;
- принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
- по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.
Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную и основную.
На предварительной стадии должно быть ознакомление с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет принять решение. предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность приступить к непосредственной разработке программы.
Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должна иметься всю необходимая для этого информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.
Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:
- выявления возможных рисков;
- снижения финансовых потерь, связанных с рисками.
Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.
При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также
-Содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.
-Принципы управления рисками, учитываемые в программе.
-реализация поставленных целей и задач управления рисками требует уточненияи выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми нужно
руководствоваться при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь определяются стратегией предприятия.
Для эффективного развития предприятия обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данного предприятия риск-менеджмента. Риски, учитываемые в программе.
Риски, с которыми сталкивается фирма, многочисленны и разнообразны. Существуют различные виды рисков и критерии, позволяющие их классифицировать (см. 1 главу). Процедуры управления рисками. К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести:
- принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность);
— отказ от рисков;
- передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам.
Выбор той или иной процедуры управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков, которая, в свою очередь, зависит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых
возможностей фирмы, с другой. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной.
Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:
- отказ от рисков;
- передача рисков другим субъектам.
Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь ввиду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют предприятию вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.
Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:
принятие рисков на себя;
передача рисков другим субъектам.
Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.
Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:
- отказ от рисков;
- принятие рисков на себя;
- передача рисков другим субъектам.
Количественным критерием выбора той или иной процедуры управления рисками являются пороговые значения, установленные либо по вероятности появления убытка, либо по размеру возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия.
Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров Компании ОАО «Мегафон» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося товара и идти на прочие дополнительные затраты.
Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность договорных поставщиков и покупателей продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях.
Целесообразно провести исследование для определения точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике.
3.2.Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском.
Риски воздействуют на различные стороны работы предприятия и. как правило, воздействие это носит негативный характер. Особенно вредно присутствие и влияние фактора риска на предприятие, уже находящегося в кризисе. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управления рисками, то есть разрабатывать и внедрять экономически целесообразные для предприятия рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском.
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:
- оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;
- принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е. несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
- по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.
Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте — ПЦМ) на уровне предприятия.
Разработка ПЦМ должна включать две стадии — предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ. и приступить к непосредственной разработке программы.
Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.
Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.
Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:
— выявления возможных экономических рисков;
— снижение финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.
Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.
При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.
Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.
Для эффективного развития фирмы обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данной фирмы риск-менеджмента.
Риски, учитываемые в программе.
Риски, с которыми сталкивается менеджер, многочисленны и разнообразны.
Все риски делятся на две большие группы — чистые и спекулятивные.
Для риск-менеджмента на уровне фирмы интерес представляют спекулятивные экономические риски — те риски, положительный и отрицательный результат которых может быть измерен в денежном выражении.
С учетом цели и задач риск-менеджмента объектом рассмотрения ПЦМ могут быть экономические риски, связанные с собственно производственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций.
Процедуры управления рисками.
К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести:
- принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность);
- отказ от рисков;
- передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной. Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:
-Отказ от рисков
-передача рисков другим субъектам.
Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли.
Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:
— принятие рисков на себя;
- передача рисков другим субъектам.
Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.
Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:
- отказ от рисков;
- принятие рисков на себя;
- передача рисков другим субъектам
- Приступим к рассмотрению второго этапа разработки целевой программы по управлению рисками (ПЦМ) — основного этапа. Первым шагом разработки ПЦМ должен быть этап предварительного отбора рисков, с которыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ.
Вторым шагом разработки программы должен быть этап отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана.
Таким образом, рассмотрим следующие аспекты реализации основной стадии разработки ПЦМ: предварительный отбор рисков, отбор превентивных мероприятий и формирование плана превентивных мероприятий, анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий, окончательное формирование программы управления рисками и оценка эффективности программы управления рисками.
Предварительный отбор рисков.
До того как начнется непосредственная процедура отбора превентивных мероприятий, антирисковый менеджер уже может провести некоторый предварительный анализ рисков, имеющихся в фирме.
К таким методам могут быть отнесены, например, методы факторного анализа, методы принятия решений в условиях неопределенности, оптимизационные методы, методы временных рядов, имитационные модели и другие.
Риски, отобранные менеджером на этом этапе, будут участвовать далее в разработке ПЦМ..
Составление плана проведения превентивных мероприятий является следующим этапом реализации основной процедуры разработки ПЦМ,
При составлении такого плана менеджер должен учитывать некоторые ограничения. Прежде всего следует учитывать финансовые возможности фирмы по проведению превентивных мероприятий — здесь ограничения могут быть даны как по отдельному i-му мероприятию Oi, так и по всей группе мероприятий EiOi. Например, фирма может выделить на проведение всех превентивных мероприятий лишь некоторую сумму средств О. Эта сумма и будет ограничением общего размера расходов на внедрение превентивных мероприятий.
Следующим ограничением на внедрение того или иного превентивного мероприятия должна стать экономическая целесообразность его проведения. Под ней понимается ситуация, при которой расходы на внедрение превентивного мероприятия не превышают экономии по убыткам, полученной в результате его внедрения.
3пмi
где Зпмi—затраты на проведение i-roпревентивного мероприятия;
Эпмi—экономия по убыткам, обусловленная внедрением i-roпревентивного мероприятия.
До тех пор пока имеет место данная ситуация, внедрение i-roмероприятия является экономически оправданным.
Анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий.
Фактически программа целевых мероприятий по управлению рисками (ПЦМ) сформировалась в результате реализации следующих основных процедур:
- предварительный отбор рисков, остающихся на уровне фирмы, с учетом выбранной стратегии фирмы и требований процедур управления ими;
- формирование плана превентивных мероприятий;
- выбор методов управления рисками.
В итоге в ПЦМ вошли следующие риски:
- те, которые попали под действие плана превентивных мероприятий;
- те, которые не попали под действие плана превентивных мероприятий.
И для тех и для других рисков менеджер может определить конкретные методы управления ими.
Результатом этапа окончательного формирования программы целевых мероприятий по управлению рисками является разработанная программа управления рисками, включающая план превентивных мероприятий как обязательный блок программы.
Программа должна содержать: план проведения превентивных мероприятий, перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий, перечень рисков, не подпадающих под план превентивных мероприятий, конкретные методы управления по всем рискам, по всем рискам значения' следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер. однородность и количество аналогичных рисков, пересчитанные с вероятного и ожидаемого убытков.
3.3.Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.
Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка.
Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков фирмы до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:
КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ, (3.1)
КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ, (3.2)
КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ, (3.3)
где НВеУ, МВоУ и ОУ — соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток;
ФВ — финансовые возможности фирмы по покрытию убытков.
Например если:
НВеУ=11,53тыс.руб.
МВоУ= 16тыс.руб.
ОУ= 6тыс.руб.
ФВ= 92тыс.руб.
КНВеУ =(11,53*92)/92= 11,53%
КМВоУ = (16*92)/92= 16%
КОУ = (6*92)/92=6%
Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков фирмы после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:
К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.4)
К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.5)
К(ОУ)ГЩМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.6)
где НВеУПЦМ; МВоУПЦМ и ОУПЦМ — соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ; РПЦМ — расходы по разработке и внедрению ПЦМ. Заметим, что в числителе формул (34), (35) и (36) при определении эффективности ПЦМ дополнительно учитываются расходы по ее разработке и внедрению.
пример:
НВеУПЦМ = 11,53тыс.руб.
МВоУПЦМ = 16тыс.руб.
ОУПЦМ = 6тыс.руб.
РПЦМ= 3.4тыс.руб.
ФВ = 92тыс.руб.
То исходя из формул:
К(НВеУ)ПЦМ=(11.53+3.4*92)/923,525%
К(МВоУ)ПЦМ=(16+3.4*92)/92=3,574%
К(ОУ)ПЦМ=(6+3.4*92)/92=3,465%
Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означает, что у фирмы есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том;. что фирма испытывает трудности по его покрытию.
Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.
Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии
ЗАО « Мобиком Центр» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.
Метод уклонения от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, отказ от рискованных проектов, страхование хозяйственных рисков. Применение методов диссипации характерно тем, что данное предприятие распределяет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела.
Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.
Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.
Помимо методов диссипации риска и диверсификации рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как самострахование. На предприятии создан резервный фонд, он формируется за счет отчислений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов к других обязательных платежей.
Еще один способ снижения рисков на предприятии является страхование. Компания «Мегафон» в своей деятельности применяет такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование — отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).
Кроме вышеперечисленных методов в Компании используется один из приемов компенсации риска — «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды».
Уровень претензий. Общество привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся, т. е. пользование более современными видами техники сотовой связи. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает в конечном счете конкурентоспособность Компании. Это делает неуправляемыми бюджет фирмы, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.
Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.
Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают желание рабочей силы учиться, работать и повышать свою квалификацию, постигать опыт других Компаний.
Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там. где присутствует дух соревнования. Корпоративность Компании ОАО «Мегафон явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым б значительной мере были достигнуты успехи в прошлом
Все эти критерии позволяют обеспечить и повысить конкурентно способность Компании ОАО « Мегафон».
Услуги, предоставляемые Компанией ОАО «Мегафон» для повы
шения стабильности и спроса на рынке сотовой связи
Пакет услуг обязательно включает в себя базовые услуги: SMS, запрет вызова, переадресация вызова, услуга поддержки русского языка в SMS, ожидание/удержание вызова, определение номера, запрет определения номера, голосовая почта, роуминг, конференц-связь, передача факса, передача данных. Также, каждый регион представляет свой пакет дополнительных услуг, который состоит из SMS-услуг, услуг мультимедиа, SIM-меню, WAPи передачи данных (GPRS), мобильного позиционирования, SMS-игр, Java-игр, административных услуг, информационных услуг, развлекательных голосовых услуг.
Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара как развитие новых направлений взаимодействия с потребителем, таких как:
— проведение различных акций для привлечения новых абонентов; продление акций по желанию клиента. Это позволяет увеличить число абонентов. Это направление можно сравнить с ключевым направлением в конкурентной борьбе ФОССТИС формирование спроса и стимулирование сбыта. Это достигается различными видами рекламы. Задача же стимулирования сбыта
— побуждение абонента участвовать в новых розыгрышах к последующим участием в них. В этом случае Компания использует проведение акций с розыгрышем призов.
С целью привлечения большего числа абонентов, повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли Компании ОАО «Мегафон» оказывает безлемитные услуги — бесплатные разговоры внутри сети. А так как в последнее время все больше усиливается освоение пользователями Интернет-пространства, Компанией ОАО «Мегафон» создан сайт. На сайте представлена информация о услугах предоставляемых компанией, о акциях, которые проводятся в данный момент, информация ежедневно обновляется.
В дальнейшем Компания ОАО «Мегафон» планирует осуществлять обслуживание абонентов через электронный сайт. Сайт Компании ОАО «Мегафон» позволяет абонентам получать подробную информацию о ее развитии. о статистике своих заказов в режиме онлайн, осуществлять и отслеживать в: е операции, связанные с выбором, заказом того или иного тарифного плана, не выходя из офиса или дома.
Электронный каталог станет дополнительной возможностью по продвижению своей продукции. В числе явных преимуществ такого общения с абонентами Компания называет новые возможности в области оптимизации корпоративного сайта и быстрого доступа к информации, возможность обрабатывать большой объем информации. Также с помощью сайта абонент легко может ознакомиться в любое удобное время и на любой период, не выходя из дома или офиса.
В перспективе, в целях повышения конкурентоспособности, Компания ОАО «Мегафон» планирует проведение дополнительных рекламных мероприятий:
-Увещевательной рекламы, она приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса.
Задачи:
· формирование предпочтения к марке;
· поощрение к переключению на вашу марку;
· изменение восприятия потребителем свойств товара.
Самый необходимый элемент в рекламной деятельности Компании ОАО «Мегафон»- эмоциональная реклама, так называемая подкрепляющая реклама. которая стремится уверить нынешних абонентов в правильности сделанного ими выбора. В подобных рекламах часто фигурируют довольные покупатели располагающая дружеская атмосфера.
Задачи:
• пробуждение у абонента симпатии к бренду «Мегафон»
• создание имиджа
• повышение доверие как к услуге, так и к самой фирме производителю
• привлечение внимания потребителей к определенном), элитармому поведению
Самое главное и эффективное средство распространения рекламы в Компании ОАО «Мегафон» считается аудиовизуальная реклама:
- рекламные кинофильмы (рекламно-технические фильмы, рекламно-
престижные фильмы, рекламная экспресс информация) — обычно это короткие
рекламные фильмы, демонстрирующиеся среди широких слоев населения либо в кинотеатрах, либо на выставках и фестивалях;
- телевидение — представителями рекламы на телевидении являются рекламные ролики, а также телеобъявления и телезаставки по различным акциям.
продолжение
--PAGE_BREAK--