Реферат по предмету "Менеджмент"


Аналитические исследования, которые можно сделать самостоятельно

Владислав Викторович Утeнин, консультант-практик вобласти менеджмента и подготовки организаций к сертификации по ISO.
Вмаркетинговых исследованиях количество видов, методов и объектов анализанеисчислимо. На основании чего можно понять, какую долю рынка занимаеткомпания? Растет ли ее доля на рынке или падает? Есть ли взаимосвязь междувременем года, объемом продаж, затратами на рекламу и прибылью? Какие сильные ислабые стороны у компании, а какие у конкурентов? Что из ассортимента приноситосновной доход? Получить ответы на эти и многие другие подобные вопросы поможетаналитика.
Аналитика— это работа с данными, в результате которой получается информация, позволяющаябыстро принимать управленческие решения. Эта информация, собранная вовремя иструктурированная в удобном виде, позволяет делать анализ, заключения и выводы.
Любыеданные как таковые нужны, только если они являются информацией. Данныепревращаются в информацию с помощью специальных технологий обработки информации,так же как пшеница превращается в хлеб или нефть в бензин. Последовательностьпроцесса работы с данными: исходные данные → информация → анализ →эффективностьорганизации.
Аналитическаяинформация должна быть актуальной, а это значит, что работу с информацией нужновести регулярно. В зависимости от размеров компании и специфики рынка объеманалитической информации может быть различен. В крупных компаниях существуютспециально сформированные аналитические отделы или департаменты, использующиепрофессиональные программные средства для обработки данных. Но важен не размеротдела или аналитического отчета, а качество информационного продукта.Небольшие компании успешно пользуются стандартными средствами типа Excel и/или1С.Часто компания либо вообще не ведет учет рыночных показателей, ограничиваясьтолько бухгалтерией, либо ведет учет в таких форматах, которые не позволяютиспользовать данные. Отчет о продажах, сделанный в MS Word, можно смеловыбросить — MS Word не позволяет быстро обрабатывать эти данные.
Методыобработки данных разнообразны. Наиболее востребованные, простые и частоиспользуемые методы ситуационного анализа — SWOT-анализ и АВС-анализ.
1.SWOT-анализ
SWOT-анализ— это акроним от слов Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats, что впереводе означает «сила», «слабость», «возможности», «угрозы». Акроним SWOT былвпервые представлен в 1963 г. в Гарварде на конференции по проблемам бизнесапрофессором Кеннетом Эндрюсом. По сей день SWOT-анализ широко и активноприменяется в планировании работы компаний.
Цельпроведения SWOT-анализа — выявление маркетинговых проблем и возможностей, которыеожидают организацию в ее будущей деятельности. На основании полученныхпрогнозных оценок устанавливаются стратегические цели организации иразрабатывается стратегия маркетинга. Простейшая форма представлениярезультатов SWOT-анализа приведена в табл. 1.
Таблица1. Матрица SWOT-анализаПреимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
1.
2.
3.
...
1.
2.
3.
... Возможности Угрозы
1.
2.
3.
...
1.
2.
3.
...
Примечание:Возможности должны быть следствием преимуществ а угрозы — недостатков
Можноприменять данный вид анализа к конкретному продукту, отдельным процессам вкомпании, изучению конкурентов и т. д. — таких матриц может быть несколько. В итогеэто позволит найти обоснованные уникальные сильные стороны и использовать их впозиционировании компании и продукта на рынке.
Благодарясвоей концептуальной простоте SWOT-анализ легко применим, но при этом столь жеподвержен неправильному использованию. Для проведения SWOT-анализа не требуетсяни специальных знаний, ни обширных баз данных, достаточно заполнить таблицу.Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, можетсоставить простой SWOT-анализ. В то же время присущая анализу простота можетпривести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных идвусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика продукта», «современноеоборудование», «цены». Вдобавок иногда забывают об объективности и полагаютсяна устаревшую или ненадежную информацию.
Воизбежание указанных ошибок и извлечения максимальной пользы из SWOT-анализанеобходимо соблюдать следующие несложные правила.
Правило1. Необходимо тщательно определить предмет каждого SWOT-анализа. Компании частопроводят общий анализ, охватывающий весь бизнес. Скорее всего, он будет слишкомобобщенным и бесполезным, ведь вас интересуют возможности на конкретных рынкахили их сегментах. Фокусирование SWOT-анализа на конкретном сегментеобеспечивает выявление наиболее важных для этого сегмента сильных и слабыхсторон, возможностей и угроз.
Правило2. Следует понимать различия между элементами SWOT: сила, слабость, возможностьи угроза. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно,ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночнойсреды и неподвластны влиянию организации.
Правило3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, еслитак их воспринимают покупатели или пользователи той предметной области, длякоторой проводится анализ. Нужно включать в анализ только наиболее относящиесяк делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в светепредложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковойее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если онработает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабыхсторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные.Чтобы этого избежать, преимущества и слабости анализируемого сегмента должныбыть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах потребителя.
Правило4. Необходимо быть объективным и использовать разнообразную входную информацию.Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширныхмаркетинговых исследований, но нельзя и поручать его выполнение одномучеловеку. Такой анализ не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный ввиде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — этоне просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большейстепени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило5. Следует избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком частоSWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают утверждения, которые,скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей или пользователей.SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то длякаждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нетсмысла перечислять все возможное и невозможное. Чем точнее формулировки, темполезнее будет анализ. Возможные факторы для проведения SWOT-анализа и иххарактеристики приведены в табл. 2.
Таблица2. Возможные факторы SWOT-анализа и их характеристикиФакторы Характеристики Экономические факторы Величины темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы Представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества, о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику, и о том, как это может повлиять на компанию Технологические факторы Возможности, которые наука открывает для производства новой продукции Международные факторы Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков Правовые факторы Изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы Социальные факторы Отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. Покупатели: географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту Поставщики Стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком Внутренняя среда компании Организация управления, процесс производства товара или услуги, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки, финансы компании, маркетинг, организационная культура
Каждыйфактор в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так ислабостью (при анализе внутренней составляющей), а также как возможностью, таки угрозой (при анализе внешней составляющей). Для каждого из рассматриваемыхрынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшеевлияние на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможностии угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости:сначала идет угроза номер один и т. д.
Примерсильных, слабых сторон, возможностей и угроз
Чтоможно отнести к сильным сторонам?
Высокуюквалификация персонала.
Достаточныефинансовые ресурсы.
Хорошуюрепутацию.
Известность.
Нестандартныйподход.
Возможностьэкономии за счет увеличения объема производства.
Конкурентныепреимущества.
Наличиеинноваций и возможности их реализации.
Работающуюсистему менеджмента.
Чтоможно отнести к слабым сторонам?
Отсутствиеясных стратегических направлений.
Устаревшееоборудование.
Недостатокуправленческого опыта.
Внутренниепроблемы.
Оченьузкую продуктовую линию.
Недостаткипродукта.
Неспособностьфинансировать необходимые изменения.
Маркетинговыеспособности ниже среднего.
Чтоможно отнести к возможностям?
Выходна новые рынки или сегменты рынка.
Расширениеассортимента, производимой продукции, добавление сопутствующего ассортимента.
Самодовольство(самоуспокоенность) конкурентов.
Чтоможно отнести к угрозам?
Возможностьпоявления новых конкурентов.
Ростпродаж замещающего продукта.
Замедлениероста рынка.
Возрастающееконкурентное давление.
Возрастаниеспособности торговаться у покупателей и поставщиков.
Изменениепотребностей и вкусов покупателей.
Неблагоприятныедемографические изменения.
Напрактике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и дляотдельных рынков. Это позволяет раскрыть относительные силы и слабости компании,ее способность к борьбе с угрозами и использованию возможностей.
2.ABC-анализ
ABC-анализоснован на принципе Парето. Он применяется для определения ключевых клиентов, товаров,товарных групп с целью разработки последующих управленческих решений. С егопомощью вы можете определить, какие именно 20% усилий в работе приносят 80%результата.
Дляпроведения ABC-анализа необходимо выявление следующих факторов — объекта(предмета) анализа и критерия анализа. При анализе ассортимента в магазинеобъектами могут стать товарные группы, товарные категории, товарные позиции, конкретныебренды, поставщики продукции. Критерием анализа может быть объем продаж(товарооборот), прямая прибыль от товара и т. п.
Методикапроведения АВС-анализа
Рассмотримситуацию, в которой компания работает с розничными магазинами на территории«город». В базу данных компании внесено 100 магазинов. Как узнать, куда нужнонаправлять усилия менеджеров в первую очередь? Где ждать максимальную отдачу?Определите исходные данные, например:
Планпродаж на территорию «город» — 1, 0 млн. руб./мес.
Общееколичество розничных магазинов на территории «город» — 300 шт. (всего магазиновв городе).
Объектанализа: план продаж на территорию.
Критерийанализа: товарооборот с клиентами.
Нарисуйтесхематическую матрицу АВС-анализа: на осях X и Y изобразите квадрат с буквами A,Bl, B2, С, как изображено на схеме 1. На данном графике ось X (горизонтальная)— это объем продаж (закупка); ось Y (вертикальная) — потенциал места продажи.
/>
Схема1. Матрица АВС-анализа
Длятого чтобы определить клиентов, обладающих наибольшим приоритетом для компании,— это будут клиенты группы А — требуется вычислить значение N.
Расчетчисла N:
1.Берем 100% плана продаж на территорию — 1, 0 млн. руб./мес.
2.Применяем правило Парето:
2.1.20% клиентов дают 80% результата (в нашем случае результат — это продажи), т.е.80% от 1, 0 млн. руб. = 800 000 руб./мес.
2.2.От общего количества магазинов магазины группы А составляют 20%. На территории«город» находится 300 магазинов, следовательно, 20% от 300 = 60 магазиновгруппы А
Такимобразом, объем в 800 000 руб./мес. должны дать 60 магазинов.
3.Определим требуемый объем закупок для одного магазина — 800 000 / 60 = = 13 300руб./мес. Это и есть число N.
Вывод:магазины, которые имеют оборот более 13 300 руб./мес., относятся к категории А.Именно они приносят 80% продаж.
Такимобразом, для выполнения плана продаж в 1 000 000 руб. в месяц из ста магазинов,внесенных в базу данных компании, 60 должны закупать товар на сумму не менее133 00 руб./мес.
Магазиныгруппы В1 имеют нужный потенциал, т.е. могут продавать на сумму 13 300руб./мес., но они этого еще не делают. Возможно, они про вас не знают или сними требуется провести более настойчивые переговоры. Задача — сделать ихклиентами группы А.
Магазиныгруппы В2 имеют ограниченный потенциал. Они не могут продавать ваш продукт насумму 13 300 руб./мес., даже если они будут продавать только исключительно вашассортимент. Планируйте затраты своих ресурсов на работу с ними, исходя изэтого. Может, не стоит посещать их каждый день?
Магазиныгруппы С не имеют ни потенциала, ни возможности, ни желания продавать ваш товарили услугу на сумму 13 300 руб./мес. Их нужно выделить из списка и не тратитьна них ресурсы компании. Сюда также могут попасть и потенциальные клиентыгруппы А в случае, если они, например, куплены конкурентами.
Такимобразом, с помощью ABC-анализа вы кристаллизуете базу данных клиентов инаправите усилия в торговые точки, которые на самом деле дают отдачу. Этосущественно повысит эффективность работы отдела продаж.
Задание
Проанализируйтесвой план продаж по критерию «товарооборот» с одним клиентом. Сколько в вашейбазе данных клиентов группы А, а сколько — С?
Примерприменения ABC-анализа для оценки реалистичности плана по продажам
I.Общая информация по территории
Натерритории находится 50 мест продаж.
Емкостьрынка составляет 1 500 000 руб. в месяц.
Вбазу данных компании внесено 30 мест продаж. Из них: шесть клиентов делаютоборот 45 000 руб./мес.; пятнадцать — 9 000 руб./мес.; девять — 5 000 руб./мес.
Среднийоборот с одним клиентом составляет 15 000 руб./мес.
Охватклиентов составляет 60% (30 мест продаж в базе данных / 50 мест продаж натерритории).
Планпродаж на территорию — 1 000 000 руб./мес.
Вгороде есть 10 клиентов группы А, 25 — группы В и 15 — С.
II.Анализ и выводы
Планпродаж 1 000 000 руб./мес. составляет 66, 6% доли рынка территории.
Вданный момент объем продаж (факт продаж) составляет 450 000 руб./мес. (30клиентов х 15 000 руб./мес.)
Долярынка, занимаемая компанией, составляет 30% (450 000 / 1 500 000).
Длявыполнения плана продаж:
нужноиметь 10 мест продаж с оборотом 80 000 руб./мес. (20% от 50 магазинов натерритории, 80% от 1 000 000 руб./мес. плана продаж);
среднийоборот с одним клиентом должен быть равен 33 333 руб./мес. (при сохранениитекущего количества клиентов). Это в 2, 2 раза больше текущего оборота.
Информациядля размышления
Естьли возможность увеличить количество клиентов в базе данных (внести новыхклиентов)?
Естьли возможность увеличить оборот с существующими клиентами в среднем в 2, 2раза?
Каковонасыщение рынка территории поставщиками данного вида продукции (степеньконкуренции)?
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Этапы проблемы отцов и детей
Реферат Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. Ссамого раннего утра небо ясно
Реферат Присоединение Сибири к Российскому государству. Историческая оценка и значение
Реферат Шереметьевская, Наталья Сергеевна
Реферат Наружная реклама. Имиджевая реклама. Спонсорство
Реферат Опыт организации работы по аттестации и рационализации рабочих мест 2
Реферат Автор сценария А. Веткова Режиссер М
Реферат Проблема утилизации и переработки промышленных отходов
Реферат Инвестиции: понятие, структура и роль в экономическом развитии
Реферат Надежность турбобура
Реферат Наукове об рунтування розробки бізнес плану створення нових видів продукції на прикладі АТЗТ Сумський
Реферат Диалекты Англии Диахронический анализ
Реферат Оптимизация распределительной системы ООО Исток-идеал
Реферат Наступательные стратегии
Реферат Kevin Kline In Fish Called Wanda Essay