--PAGE_BREAK--1.2 Обзор существующих информационных систем в сфере занятости населения: государственные и коммерческие программные продукты
Многие кадровые агентства в своей работе используют автоматизированную обработку данных. Мелкие агентства предпочитают пользоваться стандартным приложением MicrosoftOffice, где все данные можно обрабатывать в табличном редакторе Excel, а также вести БД в Access, не утруждая себя разработкой специального пользовательского интерфейса. Крупные корпоративные агентства содержат штат обслуживающего персонала по автоматизации своей работы, который занимается разработкой программных продуктов предусмотренных только для данного предприятия.
Существует несколько вариантов программ по автоматизации работы кадрового агентства:
1) Центр автоматизации учета ООО «Дельта Ай-Ти» предлагает программу автоматизации работы кадрового агентства – «Дельта: Кадровое агентство». Решение предназначено для организации ввода, хранения и обработки банка данных, используемого в работе кадрового агентства: анкеты (резюме) потенциальных работников, моделей рабочих мест. Реализован также широкий спектр сервисных функций.
Программа позволяет хранить предопределенные анкетные данные о потенциальном работнике. Кроме данных, ввод которых изначально заложен в программе, пользователю предоставляется возможность самостоятельно определять произвольную структуру и тип дополнительных данных, присутствующих в анкете. Таким образом, достигается полнота анкетных данных, необходимых для работы кадрового агентства на сегодняшний день. При этом пользователь остается независим от разработчика программы, что повышает удобство работы, оперативность решения новых задач. (23, с. 1)
Предусмотрена функция сканирования и хранения цифрового образа фотографических изображений и прочих документов. Т.е. программа позволяет сопроводить анкету работника фотографией, а также «прицепить» к анкете копии документов, затребованных работодателем и необходимых для участия в конкурсе (копия диплома, аттестаты и пр.). Анкета может быть выведена на принтер. Кроме предопределенных печатных форм, заложенных разработчиками программы, предусмотрена возможность распечатки анкеты с выбором полей базы данных, выводимых на печать. Доступна функция распечатки анкет (резюме) соискателей по произвольной выборке из базы данных программы. Предусмотрена печать как заполненной анкеты (для предоставления работодателю), так и «пустого» бланка (для последующего заполнения анкеты работником и ввода данных в программу).
В программе реализована функция подбора по банку данных:
– подбор анкет работников, удовлетворяющих требованиям конкретной модели рабочего места;
– подбор моделей рабочего места, требованиям которых удовлетворяет конкретный работник.
Функция подбора работает с учетом вариации требований к кандидатам по приоритету (обязательные, желательные). Специалисты (модели рабочего места) в выборке также сортируются по приоритету (сперва выводятся наиболее подходящие). Кроме этого программа позволяет сформировать и вывести на печать произвольную выборку анкет работников и моделей рабочего места, хранимых в банке данных.
Программа дополнительно позволяет:
– вести учет долгов клиентов КА и соискателей, получать баланс взаиморасчетов с контрагентами;
– печатать акт выполненных работ по факту подбора работников под конкретную модель рабочего места;
– хранить и обрабатывать результаты профессиональных и психологических тестов, предлагаемых работнику;
– хранить историю контактов и взаимодействий как с работниками, так и с работодателями (программа «помнит» когда была заполнена анкета, кто ее заполнил, когда и в каких собеседованиях участвовал работник, куда он устроен на испытательный срок, почему «не подошел» и т.д.);
Универсальность решения достигается также довольно простой адаптацией его под пожелания конкретного пользователя. На этом этапе могут быть изменены и диалоговые формы, предназначенные для ввода данных, и сама структура данных, и печатные формы, генерируемые программой. При необходимости на программу может быть «возложено» решение дополнительных задач, актуальных для конкретного кадрового агентства.
«Дельта: Кадровое агентство»не является самостоятельной программой и предназначено для использования с любой компонентой системы программ «1С: Предприятие 7.7».
На сегодняшний день конфигурация «Дельта: Кадровое агентство» внедрена и используется в нескольких кадровых и рекрутинговых агентствах, среди которых: Кадровое агентство «Вектор» (г. Самара), Информационно-кадровое агентство «Дельта» (г. Ижевск), Международный кадровый центр «Фаворит» (г. Ижевск). (23, с. 3–10)
2) программа «Кадровое агентство» версия 1.0.
Программа позволяет вести две базы данных – вакансий и вакантов. Возможны два режима работы: Администратор и Оператор. Администратору доступно производить любые действия (в т.ч. добавление, исправление, удаление). Оператору доступны лишь просмотр и фильтрация клиентов. Режим Администратор – Оператор выбирается при вводе пароля при входе в программу.
Ведутся карточки анкетных данных клиентов, где разрешено редактирование, добавление и удаление записей. При ведении карточки используются справочники Семейное положение, Образование, Дополнительное образование, Водительское удостоверение, Знание программ, профессия и т.д. Ведение данных справочников облегчает работу специалиста. Каждый справочник ведется по усмотрению Агентства. В справочнике возможно добавление (кнопка «плюс»), удаление (кнопка «крестик») и редактирование (кнопка «открытая папка») элементов.
Также в программе предусмотрен удобный поиск вакантов, используется фильтрация по многим параметрам. Результат поиска выдается как на экран, так и на печать в виде таблицы.
Нажатие на кнопку «Работодатель (вакансии)» позволяет получить доступ к окну со списком работодателей. Ведение этих карточек аналогично карточкам вакансий.
К каждой карточке привязан список вакансий. Количество вакансий не ограничено. Для добавления новой вакансии нажать на кнопку «Плюс», удалить вакансию – кнопка «Крестик», Редактировать вакансию – кнопка «Открытая папка».
Существуют сервисные функции программы:
– Переиндексирование данных – восстановление индексов (связей), например, в случае аварийного завершения программы.
– Архивные копии – позволяет создать / восстановить архивную копию программы. Создается файл в форме сжатия ZIP. Имя файла «число_месяц_год.zip» (например 11_08_03.zip– архив за 11 августа 2006 г.). Путь, куда можно записать данный файл выбирает пользователь, например на гибкий магнитный диск.
– Регистрация программы позволяет зарегистрировать программу, то есть снять ограничения с режима Демо.
– Установка пароля – позволяет установить / изменить пароль для доступа к программе.
Программа разработана с помощью BorlandDelphiс использованием библиотеки доступа к базам данных BorlandDatabaseEngine. «Кадровое агентство 1.0» является самостоятельной программой и после регистрации устанавливается на компьютер клиента.
3) Конфигурация «АИСТ: Кадровое Агентство»» предназначена для автоматизации деятельности кадрового агентства по учету анкет от кандидатов и заявок от клиентов–работодателей. Производитель ООО «АИСТ Ай Ти».
Основные функциональные возможности конфигурации «АИСТ: Кадровое Агентство»:
– Ввод и хранение анкет от кандидатов. Анкета содержит персональные (личные) сведения кандидата, образование, трудовую деятельность, знания и навыки, пожелания к будущей работе и т.д.
– Ввод и хранение заявок на подбор персонала от клиента–работодателя кадровому агентству. Заявка содержит сведения о клиенте–работодателе, требования к кандидату, должностные обязанности, пожелания и т.д.
– Получение оперативного доступа к единой корпоративной базе анкет и заявок;
– Оперативный поиск анкет и заявок по любому заданному критерию, включая полнотекстовый поиск по ключевому слову.
Дополнительные функциональные возможности конфигурации:
– Вывод на печать анкет и заявок;
– Подбор анкет, удовлетворяющих заявке;
– Отслеживание отработанных анкет и закрытых заявок;
– Ввод информации в заявки и анкеты с использованием классификаторов (Учебные заведения, Языки, Компьютерные программы и т.д.).
Конфигурация «АИСТ: Кадровое Агентство» не является самостоятельной программой и предназначена только для совместного использования с любой из компонент системы программ «1С: Предприятие 7.7» (реализована на базовых объектах).
Конфигурация «АИСТ: Кадровое Агентство» может работать как самостоятельная конфигурация, так и в составе любой типовой или нетиповой конфигурации (например, в составе управленческой или бухгалтерской системы).
4) «Система автоматизации работы кадрового агентства». Автоматизирует работу сотрудников кадрового агентства: секретаря, менеджеров, руководителей групп, отдела продаж, ведёт учёт услуг средств массовой информации и производит оценку их эффективности, анализирует качество и эффективность работы сотрудников, формирует полную финансовую и функциональную отчётность по работе агентства для руководства компании:
· Хранение и поиск информации о кандидатах, заказчиках, вакансиях, СМИ, сотрудниках агентства и их персональной работе, хранение любых сопутствующих документов в их исходном формате (договоры, счета, схемы проезда, фотографии, портфолио и т.д.) размером до 50 Мб и более;
· Автоматическое размещение отмеченных вакансий на сайте агентства, приём, сортировка и распознавание ответной почтовой корреспонденции, занесение данных в систему;
· Автоматическая обработка и сортировка всей почтовой корреспонденции;
· Поиск по тексту резюме и любым полям анкеты кандидатов;
· Поиск кандидатов, заказчиков, вакансий сотрудников, собеседований, документов и писем по совокупному множеству условий и всем полям, включая пользовательские;
· Планирование и контроль работы менеджеров (контакты, собеседования и т.д.);
· Формирование документов для представления заказчику, контроль прохождения испытательного срока кандидатом;
· Распределение прав доступа по группам пользователей и рабочим местам; кроме доступа к полям данных и действий над ними, права определяют состав функций системы для рабочих мест и групп пользователей;
· Формирование отчётов по финансовой, кадровой и функциональной деятельности агентства;
· Ведение и учёт переписки при помощи встроенного почтового клиента с кандидатами, заказчиками, СМИ, а также сотрудниками внутри компании;
· Массовая рассылка персональных писем по выделенным позициям списка кандидатов, заказчиков, сотрудников, СМИ;
· Групповая модификации данных над выделенными позициями списка.
Система ориентирована на групповую работу с данными для повышения качества и скорости обслуживания клиентов. Сюда входит хранение карточек работников агентства (Ф.И.О., эл. адрес, телефон), внутренняя переписка, напоминания (отложенные сообщения). К функциям групповой работы также относится передача в рамках системы (с оповещением) новых, неприкрепленных файлов соискателей. Данная система предусмотрена для работы крупного, структурированного кадрового агентства, работа которого не ограничивается только автономным режимом. Предусмотрен огромный банк по работе с Интернетом, а также с локальными сетями внутри компании. (38, с. 15–22)
Рассмотренные выше программы являются лишь частью огромной программной среды для автоматизированной работы кадрового агентства. Рассмотрены как самые простые (программа «Кадровое агентство» версия 1.0.) так и сложные корпоративные программы («Система автоматизации работы кадрового агентства»). Каждая из этих программ имеет свои преимущества и недостатки, так как работа кадрового агентства сложный процесс, который полностью автоматизировать практически невозможно, поэтому возникающие ситуации не всегда может отразить та или иная программа.
Большим преимуществом программ для кадровых агентств является их гибкость и возможность настроить необходимые параметры, отредактировать те или иные формы по усмотрению агентства, а также возможность создания своих самостоятельных форм, которые максимально будут отражать специфику работы кадрового агентства.
1.3 Организация системы управления базами данных и интерфейс пользователя
Хотя известны попытки создания систем управления БД, поддерживающих сетевую модель для персональных компьютеров, в настоящее время реляционные системы лучше соответствуют их техническим возможностям и вполне удовлетворяют большинство пользователей. Скоростные характеристики этих СУБД поддерживаются специальными средствами ускоренного доступа к информации – индексированием БД.
Базы данных, файлы которых расположены на локальном диске компьютера или в локальной сети мы будем называть локальными. Доступ к этим файлам осуществляется приложением напрямую. Локальная база данных предполагает, что данные находятся на рабочем компьютере и доступ к ним может выполнить только один пользователь и с помощью только одного приложения. Возможен доступ к данным и для пользователя другого компьютера по сети, но только после того, как первый пользователь закончит работу своего приложения. Проблема одновременного доступа двух пользователей в этом случае не возникает. (14, с. 221–224)
Реляционная модель является простейшей и наиболее привычной формой представления данных в виде таблицы. Достоинством ее является сравнительная простота инструментальных средств ее поддержки, недостатком – жесткость структуры данных (невозможность, например, задания строк таблицы произвольной длины) и зависимость скорости ее работы от размера БД. Для многих операций, определенных в такой модели, может оказаться необходимым просмотр всей базы.
В наиболее полном варианте СУБД может иметь следующие компоненты:
- среда пользователя, дающая возможность непосредственного управления данными с клавиатуры;
- алгоритмический язык для программирования прикладных систем обработки данных, реализованный как интерпретатор, позволяет быстро создавать и отлаживать программы;
- компилятор для придания завершенной программе вида готового коммерческого продукта в форме независимого EXE‑файла;
- программы-утилиты быстрого программирования рутинных операций (генераторы отчетов, экранов, меню и других приложений)
Собственно СУБД – это, конечно, оболочка пользователя. Ввиду того, что такая среда ориентирована на немедленное удовлетворение его запросов, это всегда система-интегратор. Есть множество хороших зарубежных пакетов, которые имеют только один указанный компонент.
Наличие в СУБД языка программирования позволяет создавать сложные системы обработки данных, ориентированные под конкретные задачи и даже под конкретного пользователя. Есть также СУБД, которые имеют только язык и не имеют оболочки пользователя. Они предназначены исключительно для программистов, и это системы компилирующего типа. Такие пакеты лишь с оговорками могут быть назначены СУБД. Обычно их называют просто компиляторами. (12, с. 210)
Проектируемые мной базы данных являются составной частью автоматизированной информационной системы, которая подразумевает не только хранение данных, но и их обработку.
Основная цель проектирования БД – это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте. Проектирование базы данных – одна из наиболее ответственных трудных задач, связанных с созданием информационной системы. В результате ее решения должны быть определены и содержание базы данных, и эффективный с точки зрения всего сообщества будущих пользователей способ ее организации, и инструментальные средства управления данными.
При проектировании информационной системы необходимо провести анализ целей этой системы и выявить требования к ней отдельных пользователей (сотрудников организации).
Рассмотрим все этапы проектирования информационной системы: от инфологического, до построения физической модели базы данных.
Процесс проектирования базы данных информационной системы разбивается на основные этапы:
· Инфологическое проектирование – сбор, анализ, описание объектов и связей между ними.
· Логическое проектирование – преобразование требований к данным в структуры данных. На выходе получаем структуру базы данных и спецификации прикладных программ.
· Физическое проектирование – определение особенностей хранения данных, методов доступа и т.д.
Для решения задач инфологического проектирования осуществляются следующие мероприятия: обследование предметной области, изучение ее информационной структуры; выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами; моделирование и интеграция всех представлений.
Задача этапа логического проектирования состоит в разработке ее «логической» структуры в соответствии с инфологической моделью предметной области. В результате этого этапа создаются схемы базы данных концептуального и внешнего уровней архитектуры, специализированные на языках определения данных.
На стадии инфологического проектирования осуществляется обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком (последний не может быть использован в чистом виде из-за сложности компьютерной обработки текстов и неоднозначности любого естественного языка).
Логическая модель данных описывает факты и объекты, подлежащие регистрации в будущей базе данных. На этапе логического проектирования для каждого атрибута обычно определяется примерный тип данных (строковый, числовой, логический и др.), конкретизация происходит на этапе физического проектирования.
Цель логического проектирования – применение принципов модели разработки приложения к конкретной задаче. Результат этого этапа – структура решения и связи между его элементами. Как правило, в результате логического проектирования определяется набор необходимых объектов, атрибутов и связей, принципы проектирования пользовательского интерфейса и логическая модель данных. (43, с. 290–294) Нормализация – это разбиение таблицы на две или более, обладающих лучшими свойствами при включении, изменении и удалении данных. Окончательная цель нормализации сводится к получению такого проекта базы данных, в котором каждый факт появляется лишь в одном месте, т.е. исключена избыточность информации. Это делается не столько с целью экономии памяти, сколько для исключения возможной противоречивости хранимых данных. Каждая таблица в реляционной БД удовлетворяет условию, в соответствии с которым в позиции на пересечении каждой строки и столбца таблицы всегда находится единственное атомарное значение, и никогда не может быть множества таких значений. Любая таблица, удовлетворяющая этому условию, называется нормализованной. Фактически, ненормализованные таблицы, т.е. таблицы, содержащие повторяющиеся группы, даже не допускаются в реляционной БД. Интерфейс определяет переход от представления данных в БД к представлению, принятому среди пользователей, и обратно. В общем случае пользователи представляют данные в виде документов различных видов, от произвольных текстов до справок и таблиц фиксированного формата.
Интерфейс доступа конечного пользователя охватывает комплекс технических, организационных и программных решений, обеспечивающих в итоге унифицированность, хорошую понимаемость и надежность взаимодействия конечного пользователя с различными моделями персональных компьютеров. В процессе проектирования, как правило, возникает необходимость точного учета структур документов. Для полного представления этих структур могут использоваться средства описания данных БД. Тем самым облегчается процесс сопоставления БД и документов при организации интерфейса. Совместная реализация БД и интерфейса на единой концептуальной основе предполагает сопоставление соответствующих понятий концептуального описания с понятиями пользователей. Конкретные функциональные требования пользователей и предполагаемое их обеспечение отображаются понятием пользовательского представления данных. В общем случае пользовательское представление включает так называемоелокальное внешнее представление функций обработки данных, а такжеопределение форматов входных и выходных данных.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Автоматизация учета работы кадрового агентства «Бизнес трэвел»
2.1 Проектирование АИС: создание баз данных, определение языка программирования
Проектирование базы данных – одна из наиболее ответственных трудных задач, связанных с созданием информационной системы. В результате ее решения должны быть определены и содержание базы данных, и эффективный с точки зрения всего сообщества будущих пользователей способ ее организации, и инструментальные средства управления данными.
Рассмотренные в предыдущей главе этапы проектирования являются ключевыми при создании автоматизированной информационной системы.
На этапе инфологического проектирования мною были составлены:
· Список исходных документов клиентов, с которыми работает менеджер по персоналу;
· Порядок обработки данных работников и работодателей;
· Список выходных данных, которые необходимы агентству для управления структурой своего предприятия;
Выяснив основную часть данных, которые необходимы менеджеру, приступаем к созданию структуры баз данных:
Ø Работа начинается с составления генерального списка полей;
Ø В соответствии с типом данных, размещаемых в каждом поле, определяется наиболее подходящий тип для каждого поля;
Ø Далее распределяются поля генерального списка по базовым таблицам. На первом этапе распределение производится по функциональному признаку. Цель обеспечить, чтобы ввод данных в одну таблицу производился на одном рабочем месте. Критерием дальнейшего деления полей является факт множественного повтора данных в соседних записях.
Ø В каждой таблице намечают ключевое поле. В качестве такового выбирают поле, данные которого повторяться не могут. Если в таблице нет никаких полей, которые можно было бы использовать как ключевые, вводится дополнительное поле типа «счетчик – оно не может содержать повторяющихся данные по определению.
Ø С помощью карандаша и бумаги расчерчивают связи между таблицами. Такой чертеж называется схемой данных.
Если бы назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи. А так как в реальных базах данных нередко содержатся сотни или даже тысячи сущностей, то теоретически между ними может быть установлено более миллиона связей. Наличие такого множества связей и определяет сложность инфологических моделей.
Физическое проектирование данных осуществляется на основе логической модели. Результатом этого процесса является физическая модель, содержащая полную информацию, необходимую для генерации всех необходимых объектов в базе данных. На этом этапе решаются вопросы построения структуры хранимых данных, размещения хранимых данных в пространстве памяти, выбора эффективных методов доступа к различным компонентам физической базы данных. В процессе физического проектирования баз данных данной дипломной работы определены наименования таблиц и типы данных для всех полей.
Клиент кадрового агентства при постановке на учет заполняет анкету работника (Приложение 1), используя следующие документы: паспорт, удостоверение, военный билет, пенсионное удостоверение, трудовая книжка, диплом об образовании. На основании данных анкеты создаются следующие таблицы:
1) Работники– в таблицу занесены основные анкетные данные клиента. Таблица имеет следующие поля:
Номер анкеты, дата заполнения, условия договора, фамилия, имя, отчество, паспорт, специальность, требуемая зарплата возраст, опыт работы по специальности, домашний адрес, телефон, образование, название вуза, предыдущее место работы, дополнительные сведения (Приложение 3).
2) Прочие сведения– дополнительные сведения о работнике, не вошедшие в основную анкету. Могут заполняться по усмотрению менеджера по персоналу. Связана с таблицей Работники и имеет следующие поля:
Номер анкеты, военнообязанный, знание ПК, знание программ ПК, категория водителя, дети, семейное положение, прочие данные (Приложение 3).
3) Направления– таблица заполняется при выписке вакансии для работника. Связана с таблицей Работники и имеет следующие поля:
Номер анкеты, вакансия, дата направления, оплата, результат собеседования (Приложение 3).
При заключении договора с работодателем кадровое агентство заводит карточку на каждого работодателя, в которой указываются все реквизиты предприятия, а также оформляет заявки на предлагаемую вакансию (Приложение 2). На основании этих данных формируются следующие таблицы:
1) Работодатели– реквизиты работодателей, таблица формируется на основании карточки работодателя. Таблица имеет следующие поля:
Номер анкеты, название организации, сфера деятельности, условия договора, адрес, телефон, Ф.И.О. ответственного лица, должность, прочие сведения (Приложение 4).
2) Вакансии– содержит сведения о требуемой вакансии. Связана с таблицей Работодатели и имеет следующие поля:
Номер анкеты, должность, оперативность вакансии, пол, возраст, опыт, образование, зарплата, прочие требования (Приложение 4).
3) Трудоустроенные– таблица служит для хранения данных о трудоустроенных клиентах. Информация в таблицу записывается путем копирования записи из таблицы Работники. Содержит те же поля что и таблица Работники.
Существует три разновидности связей между таблицами базы данных: «один-ко-многим», «один-к-одному», «многие-ко-многим». Связь «один-ко-многим» осуществляется в данной работе во всех таблицах, когда одной записи родительской таблицы может соответствовать несколько записей в дочерней таблице.
В данной задаче существует следующая взаимосвязь таблиц: 1) Связь таблицы «Работники» с таблицей «Прочие сведения» осуществляется по полю «Номер анкеты»; 2) Связь таблицы «Работники» с таблицей «Направления» осуществляется по полю «Номер анкеты»; 3) Связь таблицы «Трудоустроенные» с таблицей «Направления» осуществляется по полю «Номер анкеты»; 4) Связь таблицы «Работодатели» с таблицей «Вакансии» осуществляется по полю «Номер анкеты». На рис. 1 представлена схема.
Рис. 1. Схема взаимосвязи таблиц
Поскольку задача «Автоматизация учета работы кадрового агентства «Бизнес трэвел» подразумевает ведение анкетных данных работников и карточек работодателей, отслеживание и поиск клиентов, то выходная информация выдается в виде списков вакансий и работников:
1) Список работников– в данном выходном документе указываются все клиенты кадрового агентства, которые стоят на учета. Этот список является памяткой для менеджера по кадрам и выходит на печать с периодичностью один раз в две недели. Список отсортирован в алфавитном порядке по фамилии работника (Приложение 5).
2) Список вакансий– в данном выходном документе указываются все открытые вакансии на текущий момент. Список выдается на печать с периодичностью один раз в неделю. Он подается для рекламы в различные издания, а также является прайс-листом кадрового агентства. Сортировка данных происходит в алфавитном порядке наименования вакансии (Приложение 6).
Выходные списки подписываются менеджером по кадрам.
Большое внимание в программе уделено поиску информации, поскольку клиенты, стоящие на учете, постоянно отслеживаются менеджером кадрового агентства. При постановке на учет заполняется анкета, а при повторном посещении клиента агентство менеджер осуществляет поиск по необходимым параметрам, чтобы быстро и легко восстановить анкетные данные работника. Поиск по работникам происходит в четырех направлениях: по фамилии, по специальности, по возрасту, по стажу работы. Поиск работодателей необходим в случае информирования работника о том, какому именно предприятию требуется специалист данного профиля (каждому предприятию соответствуют свои вакансии), а также для выяснения точного адреса собеседования. Поиск осуществляется по двум направлениям: по названию организации, по вакансии. При нахождении необходимой информации предусмотрена возможность перехода в карточку или анкету.
2.2 Разработка пользовательского интерфейса: входные и выходные формы, меню, организация поиска, инструкция для пользователя
При проектировании учета работы кадрового агентства нужны все возможности прикладных программ. Основой автоматизации данного участка являются входные и выходные документы, сбор, регистрация, обработка и поиск информации, ведение баз данных по клиентам.
Автоматизация позволяет успешно решать эти задачи с минимальными затратами ручного труда.
В рамках данного дипломного проекта реализованы следующие функции, обеспечивающих решение основных задач.
1. Учёт:
Ø Учет работников, желающих найти работу;
Ø Учет трудоустроенных клиентов по предложенным вакансиям;
Ø Учет выписанных направлений по каждому работнику;
Ø Учет работодателей, заключивших договора с агентством;
Ø Учет открытых и закрытых вакансий;
2. Поиск:
Ø Работников по четырем параметрам: по фамилии, по специальности, по возрасту, по стажу работы;
Ø Работодателей по названию организации;
Ø Вакансий по наименованию.
3. Документирование:
Ø формирование списков работников, стоящих на учете (является памяткой для менеджера кадрового агентства);
Ø формирование списков вакансий (для предоставления в рекламные компании, которые являются прайс-листом агентства).
Для запуска системы необходимо включить компьютер, найти на экране иконку КА «Бизнес трэвел» и дважды щелкнуть по ней левой кнопкой мыши. На экране появится меню пользователя – вы сможете приступить к работе.
Интерфейс пользователя разработан таким образом, что работать в программе очень легко и просто. При запуске программы появляется «Главная форма», где определены следующие пункты:
– для работников: анкета, поиск данных, трудоустроенные, списки клиентов;
– для работодателей: карточка, вакансии, поиск данных, списки вакансий (рис. 2).
Рис. 2 Главная кнопочная форма
Первая часть главного меню: РАБОТНИКИ.
При выборе первого пункта меню «Анкета» открывается форма анкеты для внесения данных по работникам. Анкета открывается на первой записи таблицы (начинается с первого номера). В данной форме существует подчиненная форма «Направления», в которой указываются все предложенные вакансии данному работнику, а также виден результат собеседования. Если результат отрицателен, то менеджер по кадрам, выписывая новое направление, указывает требования и дату отправления в форме «Направления» (рис. 3).
Рис. 3 Форма «АНКЕТА»
При нажатии на кнопку «Прочие сведения» открывается связанная форма, в которой указаны дополнительные сведения по работнику (заполнение этой формы не обязательно) (рис. 4).
Рис. 4 Форма «Прочие сведения»
Если менеджеру нужно заполнить новую форму или удалить старую, то в анкете предусмотрены две кнопки «Новая анкета» и «Удаление анкеты». Также в анкете предусмотрен поиск необходимой информации по всем анкетам. При нажатии на кнопку «Поиск» появляется форма выбора критерия поиска. Для работников поиск может осуществляться по четырем параметрам: по фамилии, по специальности, по возрасту, по стажу работы (рис. 5).
Рис. 5 Форма «Поиск»
При нажатии на одну из четырех кнопок появляется запрос на поиск. Каждому критерию поиска соответствует свой запрос (рис. 6).
Рис. 6 Запрос на поиск
При вводе необходимой информации в запрос появляется список данных, которые необходимо было найти. В данном списке кратко изложена информация о работнике (рис. 7).
Рис. 7 Результат поиска
Для того чтобы узнать все необходимые данные о работнике необходимо нажать кнопку «Перейти в анкету». Анкета откроется только по той фамилии, которую необходимо было найти. Данный поиск предусматривает работу не только с фамилией работника, но и с его специальностью, возрастом, стажем работы. Если же поиск не дал определенных результатов (фамилия может быть введена с ошибкой, специальность не соответствует указанной и т.д.), то в анкете предусмотрена кнопка «База работников», при нажатии на которую выходит вся база данных работников со всеми требованиями. Работа с данной опцией удобна тем, что даже если есть ошибки ввода информации, их можно увидеть, просмотрев весь список работников и найти необходимую анкету (рис. 8).
Рис. 8 База работников
При выборе второго пункта главного меню «Поиск данных» открывается окно выбора критерий поиска. Поиск аналогичен поиску, находящемуся в анкете (рис. 5, 6, 7). Удобство работы с данным поиском – нет необходимости заходить в анкету работников.
При выборе третьего пункта главного меню «Трудоустроенные» – открывается база трудоустроенных работников, выполненных обязательств кадрового агентства. База хранит все данные работников, которые заключали договора и были устроены по направлениям. Предусмотрена кнопка «Открыть базу анкет работников», которая предназначена для осуществления процедуры копирования. Копирование анкеты в базу «Трудоустроенные» осуществляется через базу «Работники» с помощью контекстного меню, которое вызывается нажатием правой кнопки мышки. Структура базы «Трудоустроенные» аналогична структуре базы «Работники». Если же необходимо восстановить анкету в основной базе, то процедура копирования делается в обратную сторону (рис. 9).
Рис. 9 База трудоустроенные и база работников.
При выборе четвертого пункта главного меню работников – «Списки клиентов» открывается форма для вывода списков на экран и на принтер (рис. 10).
Рис. 10 Список клиентов агентства
Кнопка «Просмотр отчета» позволяет предварительно просмотреть список на экране, а кнопка «Печать отчета» выводит список на принтер.
Вторая часть главного меню: РАБОТОДАТЕЛИ.
При выборе первого пункта меню «Карточка» открывается форма карточки работодателя. В ней находится вся необходимая информация о предприятии, которое подало заявку на работников. Карточка открывается на первой записи таблицы (начинается с первого номера). В данной форме находится подчиненная форма «Вакансии», в которой указываются все вакансии и их требования (рис. 11).
Рис. 11 Карточка работодателя
Если менеджеру нужно заполнить новую карточку или удалить старую, то в анкете предусмотрены две кнопки «Новая карточка» и «Удалить карточку». Также в анкете предусмотрен поиск необходимой информации по всем работодателям. При нажатии на кнопку «Поиск» появляется форма выбора критерия поиска. Для работодателей поиск может осуществляться по двум параметрам: по названию организации, по вакансии (рис. 12).
Рис. 12 Критерий поиска работодателей
Работа по поиску работодателя аналогична поиску работника. Если же поиск не дал определенных результатов, то в карточке предусмотрена кнопка «База данных по работодателям», при нажатии на которую выходит вся база данных работодателей со всеми требованиями и реквизитами (рис. 13).
Рис. 13 База работодателей
При выборе второго пункта главного меню «Вакансии» открывается форма по существующим вакансиям в кадровом агентстве (рис. 14).
Рис. 14 Карточка вакансий
В данной форме предусмотрен переход в карточку работодателя для получения необходимых реквизитов для собеседования. Карточка работодателя открывается при нажатии на кнопку «Перейти в карточку работодателя». Также с формой «Вакансии» соединен справочник вакансий, он необходим для просмотра полного списка существующих и активных вакансий (рис. 15).
Рис. 15 Справочник вакансий
Данный справочник помогает менеджеру кадрового агентства увидеть все вакансии и определить, есть ли в наличии та или иная вакансия. Информация в справочнике обновляется автоматически при занесении новой вакансии.
Третийпункт главного меню – «Поиск данных» аналогичен поиску, который находится в карточке работодателя и в форме «Вакансии».
При выборе четвертого пункта главного меню «Списки вакансий» выходит форма по выводу списков на экран и на принтер. В списках указываются все требования к вакантному месту. Данные списки предоставляются в печатные издания, а также служат прайс-листом кадрового агентства.
Заключение
Результатом представленной дипломной работы стало создание и внедрение программы «Автоматизированный учет работы кадрового агентства «Бизнес трэвел». Данная программа установлена и успешно функционирует в кадровом агентстве «Бизнес трэвел», весь учет клиентов осуществляется в рамках этой программы: ввод первичных данных о клиентах, обслуживание и корректировка необходимой информации, поиск по необходимым параметрам, а также вывода на печать списков вакансий и работников. Эффективное практическое применение информационная система получила при работе связанной с обслуживанием клиентов, оперативностью выдачи данных. При ручном учете этой задачи затрачивается огромное количество времени на принятие и оформление документов, поиск необходимой вакансии, а также составление списков, которые необходимы для агентства в виде прайс-листа.
Автоматизация этой задачи позволит не только устранить выше перечисленные задачи, но также позволит менеджеру отслеживать выполненные обязательства по договорам, получить эффективность, которая в конечном итоге положительно влияет на получение прибыли предприятия, увеличение производительности труда менеджера по персоналу.
Программа автоматизации учета работы кадрового агентства позволяет менеджеру по кадрам работать без дополнительного обучения, поскольку интерфейс довольно прост, и рассчитан на пользователя знающего только основные офисные программы компьютера.
Многие кадровые агентства используют ручной труд менеджера по персоналу, поскольку работа в данном направлении является новой и не изученной сферой деятельности. Автоматизация учета позволяет повысить уровень обслуживания клиентов, снизить затраты на работу кадрового агентства, сэкономить время как менеджера по персоналу, так и работника, ускоряет процесс работы и дает возможность обслужить большее количество клиентов. Применение данной программы значительно повышает эффективность, производительность труда, снижает уровень безработицы.
Поскольку в Бурятии многие кадровые агентства не используют автоматизированный учет, либо базы ведутся в EXCELв виде таблиц, то данная программа может быть установлена в других агентствах, не имеющих специализированного программного обеспечения.
продолжение
--PAGE_BREAK--