1. Макроокружениепредприятия
Макроокружениесоздаёт общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинствеслучаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно котдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения наразличные организации различна, что связано как со сферой деятельности, так и свнутренним потенциалом организации. При разработке стратегии развития продуктанеобходимо учитывать все эти вопросы.
В качествепримера рассмотрим типичное предприятие дорожного хозяйства ОАО «Трест«Донбассдорстрой», трест по строительству, реконструкции и ремонту автомобильныхдорог и направлений. «Донбассдорстрой» был основан Указом Совета Министров УССР(№62 от 6 февраля 1968г.) «Про дополнительные мероприятия по реконструкцииавтомобильных дорог и развития производственно-технической базы дорожногохозяйства республики» и Приказа Миндорстроя УССР (№400а от 5 июня 1968г.), впериод, когда началось полномасштабное строительство и реконструкциягосударственных и республиканских дорог.
Основной цельюсоздания ОАО «Трест «Донбассдорстрой» было строительство, реконструкция и ремонтавтомобильных дорог в Донецкой и Луганской областях.
В современныхусловиях ОАО «Трест «Донбассдорстрой» — это основное генподрядческоепредприятие по строительству дорог в этих областях.
Ниже приведенасхема организационной структуры ОАО «Трест «донбассдорстрой».
/>
В схеме организационнойструктуры ОАО «Трест «Донбассдорстрой» можно увидеть, что наивысшим органом ОАОявляется Общие сборы Акционеров. В период между общими сборами акционеровдеятельностью общества управляет Наблюдательный совет и Исполнительный орган –управления. Дальше идёт описание самого аппарата треста, который возглавляетсяГлавой правления. Глава правления имеет заместителей. Ступенью ниже стоитАппарат управления ОАО. В него входят: Бухгалтерия, Планово-производственныйотдел, Отдел капитального строительства, Главный механик, Юрисконсульт, Инженерпо подготовке кадров, Экономист материально-технического отдела.
Структурные подразделенияДСУ №31, ДСУ №17, ДСУ №6) подчиняются Аппарату Треста. А структурнымподразделениям – дорожно-строительные участки, автоколонны, асфальтно-бетонныезаводы и подсобное хозяйство.
Отрасль услуг подорожному ремонту имеет свои особенности, которые состоят из того, чтопредприятия, которые выполняют подобные работы удовлетворяют в большинствеслучаев потребности гос. организаций регионального масштаба, т.е. выполняют«госзаказ», который направлен на развитие инфраструктуры региона и страны вцелом.
Анализ макро факторовпозволил определить основных заказчиков на строительство дорог ОАО «Трест«Донбассдорстрой» — это службы автомобильных дорог Донецкой и Луганскойобластей. Также можно выделить таких заказчиков, как ОАО «Алчевскийметаллургический комбинат» и ОАО «Алчевский коксохим завод».
За 9 месяцев текущегогода по договорам со Службой автомобильных дорог в Донецкой Области быловыполнено работ и оплачено на сумму 7627627,20 грн.; по договорам со Службойавтомобильных дорог в Луганской Области – на сумму 1081429,40 грн. Для ОАО«Алчевский металлургический комбинат» было выполнено работ на 5567691,20 грн.,из них оплачено 5084754,60 грн. Для ОАО «Алчевский коксохим завод» в 2008 годубыло выполнено работ на сумму 659702,40 грн., а оплачено 884992,80 грн., сучётом выполненных, но неоплаченных работ в 2007 году. Детальнее можнорассмотреть выполненные и оплаченные работы работы по ОАО «Трест«Донбассдорстрой» по заказчикам можно в Приложении В (Оборотно-сальдоваяведомость по счёту 361), а также на Рисунке 1.1
/>Рисунок 1.1 – Характеристика выполнения работ и ихоплаты основными заказчиками за 9 месяцев 2008 года.
Анализируя поставщиковматериалов для ОАО «Трест «Донбассдорстрой» (Приложение Г – Оборотно-сальдоваяведомость по счёту 631) за последние 9 месяцев 2008 года можно выделитьпоставки основных материалов. Дизтоплива и битума было получено от ОАО«Нафтотрейд Украины» на сумму 18223089,62 грн. ОАО «Азовинтекс» поставило щебняна 667670,00 грн. ДК «Газ Украины» поставило газа природного на сумму 737119,95грн., ОАО «Строй-Сервис» поставило материалов на 709412,23 грн. ОАО«Юрт0Ындастри» было выполнено работ на 12903938,40 грн., Корпорацией«Индустриаьный Союз Донбасса» было выполнено работ на 2586567,37 грн. (рис 1.2).
/>
Рисунк 1.2 –Характеристика основных поставщиков материалов / выполнения работ за 9 месяцев2008 года.
Детальнее влияние макро имикро факторов на данное предприятие рассматривается в следующем разделе.
2. Анализ рынкаавтотранспортного строительства Украины
За период существованияУкраины как независимого государства активно строились процессы интеграции вмеждународную транспортную систему, прошли изменения характеристик инаправлений транспортных потоков и т.д. В 2006 году, согласно требованиямЗакона Украины «Про Автомобильные Дороги» Кабинетом Министров Украины быливнесены изменения в классификацию автомобильных дорог постановлением от24.06.06 №865 «Про утверждение списка автомобильных дорог общественногопользования государственного значения», после чего протяженность дороггосударственного значения увеличилась на 3806 км.
По новой классификации,утверждённой вышеуказанным постановлением, автомобильные дороги общегопользования подразделяются на дороги государственного и местного значения.
Основная сеть автодороггосударственного значения включает:
— международные;
— национальные;
— региональные дороги.
Местные подразделяются натерриториальные, областные и районные.
Общая численностьавтомобильных дорог в Украине составляет 169.1 тыс. км (Рис 2.1)
/>
Рисунок 2.1 –Характеристика сети автомобильных дорог Украины за 2007 год.
Благодаря географическомуположению Украина имеет предрасположения для интеграции в мировую транспортнуюсистему. Уже сейчас через наше государство проводятся транспортно-экономическиесвязи стран Западной и Центральной Европы, Скандинавии с Азией. В перспективеожидается, что интенсивность этих связей будет значительно расти. ЕвропейскоеСотоварищество и страны Азиатского континента в одинаковой мере заинтересованыв создании кратчайших транспортных путей, уменьшении транспортной частички вцене товара.
Опираясь на это, вУкраине вопросам создания транспортных коридоров придаётся большое значение. Ихразвитие одновременно со значительным улучшением уровня транспортногообслуживания будет способствовать социально-экономичекому развитию прилегающихк ней территорий. Строительство автомагистралей, создание современной сервиснойинфраструктуры на них даст возможность обеспечить работой тысячи дюдей какнепосредственно в процессе строительства, изготовления дорожно-строительныхматериалов, машин и механизмов, так и во время эксплуатации этих дорог, а такжев придорожном сервисе.
Одним из главныхнаправлений реализации транспортной политики является организацияфункционирования и развития международных транспортных коридоров и вхождения ихв международную транспортную систему.
Для реализации всех этихзаданий разработана Программа создания и функционирования сети международныхтранспортных коридоров Украины на протяжении 1998-2005 годов, котораяутверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 1998 года №346, которая предусматривает строительство транспортных коридоров Украины вдвух направлениях:
— реконструкция имодернизация существующей сети;
— строительство новыхвысокоскоростных автомагистралей.
На сегодняшний деньсуществует государственная программа развития автомобильных дорог дляобеспечения социально-экономического развития Украины, основывается на развитиидорог общего пользования на 2006-2011 гг. (Рис. 2.2)
/>Рисунок 2.1 – Объёмы капитальногоремонта, строительства и реконструкции автомобильных дорог 2006-2011 гг.
Так, в 2007 году настроительствои реконструкцию 130 объектов автомобильных дорог государственногои местного значения направлено 1095,3 млн. грн. из государственного бюджета.Запланировано ввести в эксплуатацию более 158 км новостроенных дорог, из них 131,6 км в сельской местности. Значительная часть этих средствпредусмотрена на ликвидацию аварийно-небезопасных участков дорог – мосты идорогопроводы.
С целью обеспечения безопасностидвижения, для увеличения категорийности реконструируется почти 54 км автодорог, более 42 км из которых — дороги государственного значения.
Приоритетным направлениемдля привлечения государственных инвестиций является строительство обходовбольших населённых пунктов, т.к. речь идёт про увеличение качество жизнинаселения, решение транспортных и социальных проблем городов и сёл.
В канун Нового 2008 годана Донбассе ввели в эксплуатацию участок автомобильной дороги Знамъянка –Луганск – Изварыне, км 365+204 км 368+546 протяженностью 3,342 км. Дорога проходит по территории Добропольского и Красноармейского районов области ипересекает речку Ковалиха. Общая стоимость объекта, построенного за счёткредитных средств на протяжении 18 месяцев, составляет 55471 тыс. грн…Проектные роботы выполнял ДФ «Донецкдипродор». Генеральный подрядчикстроительства –ОАО «Дорожное строительство «Альтком», субподряды организаций«Югтрансбуд» и ОАО «Алчевский коксохим завод», «Спецстрой».
Автомобильная дорогаЗнамьянка – Луганск – Изварыне является очень важной для развития транспортнойсети региона. Она входит в Программу развития автомобильных дорог Украины,обеспечивает региональные транспортные связи и является одной с основныхмагистралей промышленной зоны Донбасса.
Больше года прошло смомента, как Украина и Польша выиграли тендер на проведение финала чемпионатаЕвропы по футболу 2012 года. Сначала украинцам пришлось поволноваться, т.к.время уходило, а работы по постройке и реконструкции автомобильных дорог никакне начинались. Однако в феврале 2008 года Правительством принята и утвержденаГосударственная целевая программа по проведению в Украине финальной частичемпионата Европы по футболу в 2012 год.
На 2008 год все видыработ со всех источников финансирования запланировано 2 млрд. грн., в том числес гос. бюджета почти 1 млрд 318 млн грн… Невысокие темы вызваны запозданием. Аточнее отсутствием государственного финансирования.
Сейчас также продолжаетсяборьба дорожников с последствиями июльского наводнения в Западных регионах Украины.Ликвидируют разрушения низовых подпорных стен, земляного полотна, покрытия,ограждений в Закарпатской области.
На данном этапепервоочередные обновительные процессы уже завершены: 2 моста построено, на 7обновлён проезд, оборудовано подъезды ко всем населённым пунктам пострадавшихрегионов.
/>
Рисунок 2.1 – Модельотраслевой конкуренции по М. Портеру.
Для успешного выбора стратегии, необходимо осуществить анализположения предприятия.
Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важноне только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их сточки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждойконкретной возможности на матрице возможностей (рис.2.2). Матрица строитсяследующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияниявозможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); слева повертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоватьсявозможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девятьполей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности,попадающие на поля ВС, ВУ и СС (родственная диверсификация, возможностьдвижению в сторону более привлекательных стратегических групп), имеют большоезначение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же,попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации.Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если уорганизации имеется достаточно ресурсов.
/>
Рисунок 2.2 Матрицавозможностей
Подобная матрица составляется для оценки угроз (рис. 2.3).Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, ккоторым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние,тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладываетсявероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая)
/>
Рисунок 2.3 – Матрица угроз
Те угрозы, которыепопадают на поля ВР, ВК и СР (в период углубления экономического кризиса встране, возникновение трудностей при заключении договоров с поставщиками ипотребителями), представляют очень большую опасность для организации и требуютнемедленного и обязательного устранения.
Угрозы, попавшие в полеВТ, СК, НР (замедленный темп роста рынка или спад, рост давления конкурентов),также должны находится в поле зрения высшего руководства и быть устранены впервостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся в полях НК, СТ и ВЛ, тотребуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом неставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поляугрозы также не должны выпадать их поля руководства организации. Необходимовнимательно отслеживать их развитие.
Для этой целивоспользуемся SWOT – анализа, который позволяет выявитьперспективы предприятия, его возможности и обеспечить защиту от внешних угроз(рис. 2.4).
/>
3. Построение матрицы McKinseyпо данным предприятия ОАО «Трест«Донбассдорстрой»
Для построения матрицырекомендуется выполнить следующие шаги:
1. Оценитьпривлекательность отрасли, выполнив следующие процедуры:
А) выбрать существенныекритерии оценки (ключевые факторы успеха для данного отраслевого рынка);
Б) Присвоить вес каждомуфактору, который отражает его значимость в свете корпоративных целей (суммавесов равна единице);
В) дать оценку рынка покаждому из выбранных критериев от единицы (не привлекательный) до пяти (оченьпривлекательный);
Г)_ умножив вес на оценкуи просуммировав полученные значения по всем факторам, получим взвешенную оценку/ рейтинг привлекательности рынка данной СЕБ
Таблица 3.1 – Оценкапривлекательности отрасли
/>
Таблица 3.2 – Оценкаконкурентной позиции СЕБ в отрасли
/>
Составляем матрицу«привлекательности отрасли – конкурентной позиции» для ОАО «Трест«Донбассдорстрой»
1 />
Рисунок 3.1 – Матрица«привлекательность отрасли – конкурентная позиция»
Стратегические выводы изанализа на основе матрицы McKinsey очевидны: ОАО «Трест «Донбасдорстрой» попадает в квадрат «Успех» в высокопривлекательнойотрасли с хорошей конкурентной позицией.
Для позиции «успех»характерны наивысшая степень привлекательности рнынка и относительно сильныепреимущества на нём. Предприятие, очевидено, будет безусловным лидером илиодним из лидеров на данном рынке, а угрозой для него может быть только усилениенекоторых позиций отдельных конкурентов. Поэтому стратегия предприятия, котороепребывает в такой позиции, должна быть нацелена на защиту своего состояния вбольшинстве своём с помощью дополнительных инвестиций.