ПятигорскийГосударственный Технологический Университет
Реферат
Место и роль России в мировой торговли
Выполнил: студентка
Vкурса группы БУА-32
Шишканова Е.М.
Проверил: Рассказова А.В.
Пятигорск, 2007 г.
Содержание:
Введение.
Понятиемеждународной торговли.
Противоречиясовременной международной торговли и методы борьбы с ними.
Россияи ГАТТ.
Россияи ЕС.
Россияи ВТО.
Заключение.
Списоклитературы.
Введение
Вследствиедеидеологизации внешнеэкономической деятельности в современной Россииэкономические интересы хозяйствующих субъектов выступают в качестве решающегофактора, определяющего направления развития как экспорта, так и импорта страны,и обеспечиваются путем создания адекватных состоянию экономики переходногопериода рамочных условий осуществления внешнеторговой деятельности.
Всистеме внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, состранами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. Вконце 80 — начале 90-х годов как в России, так и в восточноевропейском регионев целом, как известно, произошли стремительные политико-экономическиепреобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальныеизменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими иво многом идеологизированными механизмами сотрудничества.
Достижениепоставленных целей тесно увязывалось с созданием нового имиджа России какгосударства, покончившего с идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленногона укрепление сотрудничества с другими странами в самых различных сферах наоснове общепризнанных международных норм и правил.
Понятиемеждународной торговли
Международнаяторговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран,возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимнуюэкономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение:«Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемыймежду покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт иимпорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Встатистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировойторговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Структурныесдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация икооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальныххозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международнаяторговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растетбыстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировойторговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития.Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам
Подтермином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами,состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта)товаров.
Многообразнаявнешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации наторговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьеми торговлю услугами.
Международнойторговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странамимира. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узкомзначении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран,совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот странкакого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Мировыецены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализациитовара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаютсяцены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок,заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевыетовары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессеопераций на крупнейших мировых товарных биржах..
Переддилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят всегосударства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.
Винтересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеетнаибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительнаявыгода является наибольшей.
Национальныепроизводственные различия определяются разной наделенностью факторамипроизводства — трудом, землей, капиталом, а также разной внутреннейпотребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) надинамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление иинвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполнеопределенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен ввиде определенного коэффициента — мультипликатора (множителя). Первоначальноэкспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, изаработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движениевторичные потребительские расходы.
Противоречиясовременной международной торговли и методы борьбы с ними.
Анализируяпроцессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, чтолиберализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижениеуровня таможенных
пошлин,отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем.Одна из основных — нарастание протекционистских тенденций на уровнеэкономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многомпротивостоящих друг другу. Составы девяти крупнейших международных региональныхторговых блоков представлены ниже:
Европейскийсоюз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция,Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды,Греция.
Европейскиесообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединениемгосударств, которые стремятся к политическому и экономическому единству причастичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны — члены «Общегорынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.
В«Общий рынок» входят:
— Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в1952 году).
— Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).
Этидоговоры были дополнены и расширены так называемыми Едиными ЕвропейскимиАктами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базойполитического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».
«Общийрынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населениястран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чемчисленность населения США (239 млн. человек) .
Россия и ГАТТ.
Принимаяво внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с ограниченной сферойдеятельности, вряд ли можно оспаривать те успехи, которые были достигнут им за47 лет существования в деле либерализации большей части мировой торговли,развитии и закреплении полученных результатов. Так, например, только за счет последовательногоснижения тарифов был достигнут стремительный рост мировой торговли впятидесятые и шестидесятые годы на уровне примерно 8 процентов в год. Тотимпульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому,что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течениевсей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раундапоказало, что многосторонняя система мировой торговли, представленная в товремя ГАТТ, получила признание как государств, которые рассматривали ее, образноговоря, как якорь развития и средство реформирования экономики и торговли.
Скромныедостижения Токийского раунда, если говорить о других вопросах помимо снижениятарифов, предвещали трудные времена. Снижение тарифов до очень низкого уровняблагодаря усилиям ГАТТ, а также серия спадов в экономике в семидесятые и началевосьмидесятых годов заставили правительства прибегнуть к новым формам защитытех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранныеконкуренты. Высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик изаводов подтолкнули правительства европейских и севе-роамериканских стран кпоиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами изаставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции вторговле сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвалидоверие к ГАТТ и его эффективность.
Помимоухудшения обстановки в сфере мировой торговли в начале восьмидесятых годовстало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальностимировой торговли, как это было в сороковые годы. Во-первых, мировая торговляпревратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала игратьгораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации,международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не былиохвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса всебольшего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась сторговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не мог похвастаться своими успехами,например, в сельском хозяйстве, где лазей-ки, существовавшие в системе мировойторговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия полиберализации торговли не давали желаемых результатов, а также в вопросахторговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров былосогласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международнойторговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и системаурегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.
Всеперечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовали тому, чточлены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшегоразвития системы международной торговли.
Всередине 1992 г.Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении потарифам и торговле (ГАТТ), когда формально унаследовала данный статус в этоймеждународной организации от бывшего СССР.
Виюне 1993 г.Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся в товремя Ге-неральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства Россиио намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Данный шагявился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельноймеждународной торговой организации.
Вцелях координации процесса присоединения в 1993 г. была образованаМежведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этомпереговорном процессе является МВЭС России.
Сразупосле подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к ГАТТ всоответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана Рабочаягруппа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. — к ВТО), в рамках которой проходят всеосновные мероприятия и процедуры по оформлению членст-ва России. ПредседательРабочей группы является посол У.Росье (Швейцария).
Россияи ВТО.
Всемирнаяторговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностьюзаменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него посвоему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
ГАТТ- это был комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, котороене предусматривало создание какой-либо организационной основы. ДеятельностьГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариатом, возникшем в результате попыткисоздать Международную торговую организацию еще в сороковых годах (см. выше).ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственныйсекретариат.
ГАТТприменялся на «временной основе», хотя — после более, чем сорока летего существования, — правительства предпочитали рассматривать содержащиеся внем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носятполномасштабный характер и являются постоянными.
ПравилаГАТТ применялись к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлюуслугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
ХотяГАТТ и являлся международным инструментом, к восьмидесятым годам к немудобавилось много новых соглашений, заключенных между ограниченным числом стран,которые, соответственно, носили избирательный характер. Практически всесоглашения, которые лежат в основе ВТО, являются многосторонними, и, такимобразом, содержащиеся в них обязательства, являются обязательствами всех членоворганизации.
Существующаяв рамках ВТО система урегулирования споров оперативнее; она действует почтиавтоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздоменьше, чем при старой системе ГАТТ. Исполне-ние решений, принимаемых дляурегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.
«ГАТТ1947 года» продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членамГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать деятельность внекоторых областях, например, в сфере урегулирования спо-ров. Более того, ГАТТпродолжает свою жизнь как «ГАТТ 1994 года», который представляетсобой дополненный вариант ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнегодня. «ГАТТ 1994 года» является неотъемлемой частью Соглашения обучреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международнойторговли товарами.
Всемирнаяторговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 годаГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельностьс 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
Целии принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участниковорганизации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н.Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашениеоб учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постояннодействующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающихвлияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществленияконтроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТОфункционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль заболее широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия всвязи с усовершенствованием ряда процедур при-нятия решений.
Главнойзадачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулированияпреимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровняимпортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров,количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарамии услугами.
Основополагающимипринципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствованияв торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национальногорежима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговлипреимущественно тарифными методами; отказ от использования количественныхограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споровпутем консультаций и переговоров и т.д.
Всестраны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцатиосновных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином«многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТОпредставляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений),нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговлитоварами и услугами.
Пакетсоглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашенийи других право-вых документов, основными из которых являются Соглашение обучреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
I.Многосторонние соглашения по торговле товарами, такие, как:
— Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
— Соглашение по сельскому хозяйству;
— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
— Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
— Соглашение по техническим барьерам в торговле;
— Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
— Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
— Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимоститоваров);
II.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс).
IV.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
V.Механизм обзора торговой политики.
VI.Плюрилатеральныесоглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО):Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение поправительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифныеинициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговлихимическими товарами», «информационные технологии»), в которыхна добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
Структураи функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющаяпредставителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не режеодного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальнымвопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конференциясостоялась в декабре 1996 г.в Сингапуре; вторая — в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итогипятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогамэтой конференции сформулиро-вано поручение Генеральному Совету подготовитьрешение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раундамногосторонних торговых переговоров («раунд тысячелетия»).
Следующийфорум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен обсуждению выполнениястранами-членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, атакже формата нового раунда МТП: начало переговоров по «встроенной повесткедня» (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПс), подготовкарекомендаций по перспективам деятельности организации с учетом решенийСингапурской конференции, т. е. возможному включению в будущие переговорыпринципиально новых сфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а такжетарифов на промышленные товары.
Министерскаяконференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет поограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет побюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающейсреде.
Министерскаяконференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее времяГендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор назначаетсотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности иусловия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерскойконференцией.
Междусессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих ипроцедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также изпредставителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрируетдеятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговойполитики. Под руководством Генсо-вета работают Совет по торговле товарами.Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговлетоварам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы.Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того,функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.
Принятиерешений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При егоотсутствии решение принимается большинством голосов, если другого непредусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам,интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер)принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательствучастников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, какправило, консенсусом).
Членство.В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителямиорганизации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств потоварам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. Внастоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причемтолько Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальныеимеют статус страны-учредителя.
Внастоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО.Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, СаудовскуюАравию, страны Балтии и практически все государства СНГ ) находятся наразличных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесятимеждународных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, МировойБанк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарныеорганизации и т.д.
Процедураприсоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвекасуществования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Какпоказывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет.Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и наРоссию.
Напервом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальноерассмотрение экономического механизма и торгово-политического режимаприсоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и пе-реговоры обусловиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобныеконсультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне совсеми заинтересованными странами-членами ВТО.
Преждевсего, эти переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок,которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступуна ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств поСоглашениям, вытекающих из членства в ВТО.
Взаменприсоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, чтопрактически будет оз-начать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Вслучае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любаястрана сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешениюспо-ров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения нанациональном уровне.
Всоответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров овзаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны бытьоформлены следующими официальными документами:
— Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств,которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
— Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
— Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельскогохозяйства;
— Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.
Однимиз главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение ихнационального законо-дательства и практики регулирования внешнеэкономическойдеятельности в соответствии с положениями пакета со-глашений Уругвайскогораунда.
Последнимэтапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся странывсего пакета документов.
Всоответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия началасложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлениючленства в этой влиятельной международной организации, что предусматриваетподготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров состранами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре присоединения см. всправочно-аналитической записке «Всемирная торговая организа-ция).
Главнаязадача России на переговорах — получение условий членства в ВТО, которыеисключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили быреальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.
Присоединениек ВТО вытекает из задач современной торговой политики России, которыенаправлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международнуюторговлю и включают в себя:
— получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров иуслуг на зарубежные рынки;
— развитие экспортных возможностей страны и „облагораживание“ структурыроссийского экспорта;
— обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей вусловиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.
Основныепреимущества участия России в ВТО заключается в следующем:
— создание более благоприятных — недискриминационных, стабильных и предсказуемыхусловий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;
— доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма эффективному(и практически единственному) инструменту защиты торговых интересовстран-членов организации от их несправедливого ущемления;
— внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику внешнеэкономическойдеятельности и соответствующее законодательство международного опыта в областирегулирования торговли.
Всвязи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирнойторговой организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросамВТО. В августе 1997 г.на основе указанной МВК была создана Комиссия Правительства РоссийскойФедерации по вопросам ВТО.
Передачав Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерациистала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ. В связис завершением Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров исозданием ВТО, в декабре 1994 г. была передана официальная заявка Правительства РФ онамерении России присоединиться к этой организации.
Вапреле 1995 г.в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО; итогиобсуждения получили одобрение этого законодательного органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседанияПравительства России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходомприсоединения и определены меры по развитию переговорного процесса. В связи сважностью данной задачи основные подходы по присоединению России к ВТОопределяются решениями Правительства Российской Федерации.
Ходпереговорного процесса:
Виюле 1995 г.в Секретариате ВТО в Женеве было проведено первое заседание Рабочей группы поприсоединению России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждениеМеморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации, включая ответы на 400вопросов по нему, а также российских законодательных актов.
Второезаседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Данное заседаниеРабочей группы было в основном посвящено завершению первого чтения российскогоМеморандума по «традиционным» областям ГАТТ — тор-говле товарами.Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов — Дополненийк Меморандуму по «новым» сферам ВТО: торговля услугами (ГАТС),торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПс), меры инвестиционнойполитики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросовстран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом режиме.
Болеепредметное обсуждение «новых» сфер, а также дополнительно заданных600 вопросов по некоторым аспектам торговли товарами, включая заполненныйвопросник Секретариата ВТО по импортному лицензированию, было продолжено натретьем заседании Рабочей группы, которое состоялось в мае 1996 года.
Четвертоезаседание Рабочей группы состоялось в октября 1996 г. Круг затрагиваемых проблембыл сконцентрирован на обсуждении секторальных вопросов: политика России вобласти поддержки сельского хозяйства (в не-официальном формате), мерынетарифного регулирования и система таможенной оценки товаров. Также были рассмотренывопросы эволюции внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем.
Кданной сессии МВЭС России и заинтересованные ведомства подготовили более десятиофициальных документов и информационно-аналитических материалов по следующимтемам: сельскохозяйственная политика России и система внутренней поддержкиотрасли; режим нетарифного регулирования экспорта и импорта сельхозпродукции;режим нетарифного регулирования импорта промышленных товаров; заполненныйвопросник Секретариата ВТО по описанию системы таможенной оценки товаров;развитие российского законодательства в сфере внешнеэкономическогорегулирования; ответы на 200 дополнительных вопросов по внешнеторговомуМеморандуму; пакет новых законодательных актов.
Необходимоотметить, что, начиная с четвертого заседания, характер и формат обсуждения врамках Рабочей группы изменился. В повестку дня сессий теперь включаютсяспециализированные вопросы, рассматриваемые в контексте соответствующихСоглашений Уругвайского раунда. По итогам дискуссий Секретариат ВТО приступил кподготовке проектов отдельных разделов Доклада Рабочей группы. В частности,после данного заседания были подготовлены первые проекты разделов Доклада (вформе неофициальной памятной записки): по таможенной оценке товаров, а такженетарифному регулированию импорта промышленных изделий.
Такжев период заседаний Рабочей группы значительно активизировались двусторонниеконтакты российской делегации со странами-членами ВТО. В ходе данныхконсультаций происходит предметное и углубленное обсужде-ние проблематики повесткидня текущей сессии, причем в ряде случаев затрагиваются отдельные элементыпозиционного характера.
Пятоезаседание Рабочей группы состоялось в апреле 1997 г.; на данной сессиибыли обсуждены вопросы деятельности государственных торговых предприятий,проблематика ТРИПс, система господдержки аграрного сектора (в неофициальномформате), изменения в российском законодательстве и ряд других проблем, включаяобщие подходы к условиям членства нашей страны в ВТО.
Российскаясторона представила к данной сессии около десяти различных документов иматериалов, в т.ч. заполненный вопросник ВТО по государственным торговымпредприятиям (ГТП), дополнение к Меморандуму по ТРИПс, обзор нового российскогозаконодательства, дополнительные материалы по системе субсидирования сельскогохозяйства, режиму нетарифного регулирования, ответы на 250 дополнительных вопросов,пакет текстов нового законодательства и др.
Врамках пятого заседания двусторонние консультации по данной проблематике былипроведены с 18 странами. Также были подготовлены проекты разделов ДокладаРабочей группы: по ТРИПс, ГТП и отдельным сферам законодательства.
Виюле 1997г. состоялось шестое заседание Рабочей группы по присоединению Россиик ВТО. К данному заседанию российская сторона представила более десятидокументов и справочно-информационных материалов, в т.ч. заполненный вопросникСекретариата ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), материалы понетарифному регулированию, обзор и тексты нового внешнеэкономическогозаконодательства, информация по системе внутренней поддержки аграрного сектора,санитарным и фитосанитарным мерам (СФС), а также ряд других материалов.
Входе этой сессии обсуждались следующие вопросы: технические барьеры в торговле- система стандартизации и сертификации, санитарные и фитосанитарные меры,система проведения госзакупок, продолжение обсуждение тематики мер внутреннейподдержки сельского хозяйства и изменения российского законодательства в сфереэкономики и внешнеэкономической деятельности.
Врамках проведения шестого заседания был проведен широкий круг двустороннихконсультаций более чем с десятью странами-членами ВТО, на которых прошлоуглубленное обсуждение проблематики повестки дня сессии, а также отдельныхаспектов по доступу на рынки, в т.ч. в област