ВОПРОС 1
Современные тенденции развития международногоразделения труда и мировой торговли.
ОТВЕТ
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) представляетсобой закрепление за определенными странами производства отдельных видовтоваров, работ, услуг.
МРТ обусловливает:
• обмен товарами и услугами между странами;
• движение капитала между странами;
• миграцию рабочей силы;
• интеграцию.
Специализация, связанная с производством товаров иуслуг, повышает конкурентоспособность. В результате МРТ развивается синергическийэффект, необходимый при объединении разрозненных экономических объектов.
Для развитияМРТ важноезначение имеют:
• сравнительные преимущества, которыевозникают из-за более высокой конкурентоспособности на внутреннем рынке(способность производить товар с более низкой стоимостью);
• государственная политика, в зависимости откоторой может меняться не только характер производства, но и характерпотребления;
• концентрация производства — созданиекрупной промышленности, развитие массового производства (создаваяпроизводство, страна должна ориентироваться на внешний рынок);
• растущий импорт страны — развитие массовогопотребления сырья, топлива. В мировом сообществе массовое производство обычноне совпадает с месторождениями ресурсов — страны организуют ресурсный импорт;
• развитие транспортной инфраструктуры.
Основные тенденцииразвития мировой торговли:
• в современных условиях высокая динамика развитиямировой торговли связана с повсеместным распространением МРТ, которое приводитк определенному росту промышленного и сельскохозяйственного производства;
• динамика мировой торговли постоянно колеблется.Это значит, что в кризисные годы темпы роста мировой торговли резкопадают, а после кризиса сокращаются и абсолютные размеры торговли;
• происходит быстрое обновление товарной номенклатуры,связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров —продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий;
• НТР дает новый толчок для МРТ и специализациипроизводства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами икомпонентами, которые изготавливаются на предприятиях различных стран. Конечныйпродукт является результатом кооперации и внешней торговли;
• развитие мировой торговли в рамках НТР привело к снижениюэнергоемкого и металлоемкого производства, к внедрению более прогрессивныхметодов обработки первичных материалов, появлению ресурсосбе-регающихтехнологий;
• основное место в современной мировой торговле занимаетторговля услугами (невидимая торговля), особенно распространен обментехнологиями (товар + услуги). Крупнейшие импортеры технологий — Япония,Италия, Германия. Крупнейшие экспортеры — США, Германия, Франция, Япония;
• возросла роль транснациональных корпораций.
Транснациональные корпорации (ТНК)— корпорации, капиталкоторых принадлежит предпринимателям одной страны, а сферой деятельностиявляется мировое экономическое сообщество.
ТНК — это корпорация, национальная по собственностии международная по сфере деятельности.
Многонациональные корпорации (МНК) —капитал данных корпорацийявляется многонациональным как по составу, так и по сфере функционирования.
Для отнесения корпораций к ТНК или к МНК нужнорассматривать два критерия:
• уровень прямых вложений иностранного капитала вТНК;
• уровень товарооборота корпорации на внешнем рынке.
На долю ТНК приходится:
• 50% производства, исключая страны с переходнойэкономикой;
• 60% внешней торговли;
• 90% прямых зарубежных инвестиций;
• 80% технологических разработок.
Объем производства ТНК в год в несколько раз вышеобъемов производства таких стран, как Дания, Норвегия, Финляндия, вместевзятых.
ТНК осуществляют производственную кооперацию, поэтомуторговлю в основном ведут с филиалами, чему способствует существование трансфертныхцен. Это объясняется стремлением ТНК получить максимум дохода на выходетоваров на мировой рынок.
ТНК — средство, предохраняющее предприятия от распада,так как филиалы не могут существовать обособленно.
ТНК способствуют развитию торговли, росту конкурентоспособноститоваров.
Основной принцип ТНК —нет различных национальностей,есть только «гражданство» корпораций.
В настоящее время ТНК для проникновения на иностранныерынки предпочитают экспорт капитала, т. е. являются основными инвесторами вэкономику различных стран.
Можно выделить несколько этапов проникновения ТНК наиностранный рынок:
• открытие представительства;
• экспорт товаров;
• производство продукции на местном рынке;
• продажа лицензий.
ВОПРОС 2
Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность.
ОТВЕТ
Увеличение открытости, т. е. степени вовлеченностистраны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровняобобществления производства по мере развития производственных сил. Существует два крайних типа хозяйства:АВТАРКИЯ (полностью замкнутое хозяйство) — В экономическое образование, действующее по принципу самообеспеченности. ОТКРЫТАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (полностью открытое хозяйство) — экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром.
Открытая национальная экономика — это экономикаторгующая, осуществляющая платежи, ввоз и вывоз капитала.
Критерий открытости экономики:наличие влияния внешнейсреды на динамику основных показателей экономического развития, а именно объеми темпы роста производства, состояние внутренних товарных рынков, занятостинаселения.
Показатель, характеризующий степень вовлеченностистраны в МРТ посредством экспорта:
I = (объем экспорта за год / величина годовоговалового продукта) х 100% (экспортная квота).
Показатель, характеризующий степень вовлеченностистраны в МРТ посредством импорта:
I = (объем импорта за год / величина годовоговалового продукта) х 100% (импортная квота).
Итак, индекс открытости национальной экономики:
iotkр =((объем экспорта за год + объем импорта за год) /величина годового валового продукта) х 100 % (внешнеторговая квота).
Факторы,влияющие на степень открытости экономики:
•величина годового валового продукта;
•емкость внутреннего рынка;
•транснационализация экономики;
•развитие производственной кооперации;
•обеспеченность национальной экономики природны мии земельными ресурсами;
•государственная политика.
Когда национальная экономика открывается внешнемумиру, наступает зависимость от внешнего рынка, что обусловливает ее уязвимость.Национальная экономика вступает в финансовые связи с внешним рынком иподвергает опасности занятость, состояние национальной валюты и т. д. —возникает состояние экономической безопасности.
Открытость => Зависимость => Уязвимость =>Экономическая безопасность.
Экономическая безопасностьсвязана с влиянием внешнеэкономическихфакторов на:
• динамику национальной экономики;
• темпы роста валового продукта;
• состояние отдельных отраслей;
• уровень занятости;
• состояние национальной валюты;
• размер валютно-финансовых резервов и т. д.
Социально-экономические издержкиоткрытой экономики:
• увеличение зависимости от экспортно-импортныхопераций;
• увеличение зависимости от внешних финансовых источников;
• ухудшение положения предприятий национальнойэкономики;
• сокращение занятости и рост безработицы.
Вопрос 3
Классические теории международной торговли (А. Смит,Д. Рикардо).
ОТВЕТ
1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита.Страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек(абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство которых вдругих странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у другихстран).
Тогда международная торговля станет выгодна в томслучае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производятс меньшими издержками, чем их партнер, т. е. в производстве которых они будутиметь абсолютное преимущество.
Рассмотрим следующий пример:
Допустим, что страны А и В производяттолько два товара: Си D.В стране А для производстваодной единицы товара требуется 2 единицы затрат, а для производства однойединицы товара D — 6 единиц. В стране В для производства однойединицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицытовара D—4 единицы.
Товар/страна
А
В
С
D
2
6
12
4
Страна А имеет абсолютное преимущество впроизводстве товара С, поскольку для производства одной его единицытребуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В.Производители страны В также имеют абсолютное преимущество впроизводстве товара D, поскольку всего 4 единицы затрат идет напроизводство одной единицы товара D по сравнению с 6 в стране А.
Предположим, что производителям товара С встране А надо купить товар D, а производителям товара D встране В —товар С. Существует два варианта: купить этот товар усебя в стране, либо купить его за границей.
Производитель товара С страны А припокупке товара D у себя в стране сможет обменять одну единицу товара Сна 2/6 = 1/3 единицы товара D. Если же он покупает этот товарв стране В, то он сможет получить уже 2/4 = 1/2 единицы товара D.
Производитель товара D страны В,покупая товар С в стране В, получит за одну единицу своего товара4/12= 1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны Аон получает значительно больше — 4/2 = 2 единицы товара С.
Поэтому производителям товара С страны Авыгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страныВ выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать этитовары у отечественных производителей.
Преимущество теории:теория абсолютных преимуществоснована на трудовой теории стоимости и показывает явные преимуществаразделения труда уже на международном уровне.
Недостаток теории:теория абсолютных преимуществ не дает ответана вопрос — почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютногопреимущества в производстве тех или иных товаров.
2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теориясравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены — рабочеевремя, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное черезрабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.
Теория сравнительных (относительных) преимуществ — если страны специализируютсяна производстве тех товаров, которые они могут производить с относительноболее низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будетвзаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, имеют они или нетабсолютное преимущество в производстве этих товаров.
Рассмотрим следующий пример:
Допустим, что страны А и В производят только два товара С иD. В стране А для производства одной единицы товара Стребуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D—6единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единицзатрат, а для производства одной единицы товара D— 10 единиц.
Товар/страна
А
В
С
D
2
6
12
10
Страна А имеетабсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теорииабсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В,а страна В может только импортировать — для экспорта у нее нетвозможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то наединицу затрат в стране А будет приходиться 1/б единиц товара D и 1/2единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будетприходиться 1/10 единиц товара D и 1/12 единиц товара С.
Относительная цена единицытовара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара С,составляет 6/2 = 3 единицы товара С, а в стране В меньше — 10/12единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страныА покупать товар D на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицутовара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время какв стране В — только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 —10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будетимпортировать товар D из страны В, поскольку это относительнодешевле.
Относительная цена единицытовара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D,составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше —2/6 =1/3 единицы товара С. Этоозначает, что производителю товара D страны В покупать товар Сна внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будетдолжен отдать 12/10 единицы своеготовара, в то время как в стране А только 1/3единиц товара D. Выигрыш составит: 6/5 — 1/3 = 13/15 единиц товара С. Поэтомустрана В будет импортировать товар С из страны А, поскольку этоотносительно дешевле.
Следует отметить, что еслина мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, товыгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны снеравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрываетот торговли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не можетполностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будетблизкой к автаркической цене более развитой страны.
Условия внешней торговли —это отношение экспортныхцен данной страны к ее импортным ценам.
Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуретоваров, используются индексы экспортных и импортных цен.
1. Индекс, отражающий движение экспортных цен дляданной страны:
Рх = ∑Хi Pi
i
где, х, — доля i-го товара в суммарном экспорте вбазовом году;
р, — отношение текущей цены на данный товар к ценеi-го товара в базовом году.
2. Индекс, отражающий движение импортных цен дляданной страны:
Pm =∑MiPi
i
где, m, — доля i-го товара всуммарном импорте в базовом году;
р, — отношение текущей цены на данный товар к ценеi-го товара в базовом году.
3. Условия внешней торговли:
T= Рх/Рm
Динамикаэтих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли дляданной страны.
ВОПРОС 4
Теориясравнительной обеспеченности факторами производства Э.Хекшера-Б. Олина.Теорема Рыбчинского. «Парадокс В.Леонтьева».
ОТВЕТ
Каждая страна обладает факторами производства вразличной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существуетотносительно избыточное количество капитала, в другой — трудовых ресурсов, втретьей — земель (станок/1 чел. — наделенность капиталом, чел./1станок — насыщенность трудовыми ресурсами).
Суть теории Хекшера-Олиназаключается в том, чтокаждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, созданиекоторых требует относительно больше факторов производства, которыми онарасполагает.
Избыток ресурса всегдаозначает дешевизну. Если в стране большое количество земель, то эта странаспециализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочейсилы — страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.
Свое развитие теорияХекшера-Олина получила в теореме Рыбчинского: если при неизменных ценахи наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторовпроизводства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара,который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно,сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.
«Парадокс В. Леонтьева»
В. Леонтьев путем несколькихэмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практикене соблюдаются.
В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то времяСША обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.
Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующаяструктура: США — импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однаков США все было наоборот: США — экспортер трудоемких изделий и импортеркапиталоемких.
Появился новый фактор — наукоемкость,который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американскихработников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и ониэкспортировали товары более высокой степени сложности — высокотехнологичес-киетовары.
Парадокс Леонтьева —трудонасыщенные страны экспортируюткапиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные — трудоемкую.
ВОПРОС 5
Альтернативные (современные) теории мировой торговли.
ОТВЕТ
1. Теория, связанная с действием «эффектамасштаба». «Эффект масштаба» способствует снижению издержек производстваи повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, странанаталкивается на узкий внутренний рынок — возникает избыток, не поглощенныйвнутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешнийрынок.
Рост объема производства ==> Узкий внутреннийрынок ==> Избыток ==> Выход на внешний рынок.
2. Теория жизненного цикла товара. Эта теорияпозволяет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказываетсяот производства и начинает его импортировать. Согласно этой теории, товар всвоем развитии проходит четыре стадии:
• рождение;
• рост;
• зрелость;
• умирание (спад).
1 стадия —товар появляется в одной из нескольких стран.
2 стадия — страна начинает егоэкспортировать, поскольку он завоевывает поклонников как в стране-создателе,так и за рубежом.
Рис. 1.Жизненныйцикл товара
3 стадия — период насыщения, стандартизации;товар уже не является новинкой и требуетсяподдерживать производство этого товара со снижением издержек (товар уже могутпроизводить работники средней квалификации). Производство переносится изстраны-экспортера в страну-потребитель, где используется фактор дешевизнырабочей силы.
4 стадия —чаще всего появляется новый товар, который заменяетданный товар.
3. Теория технологического разрыва. Если странызанимают различные ступени в техническом прогрессе (существует лидер иотстающие от него страны) и эти отношения устойчивы, то в этих странахскладываются следующие торговые отношения: из преуспевающей страны в отстающуюидет поток товаров. Как правило, экспортируется устаревший товар, которыйвышел из обращения в стране-лидере.
4. Теория предпочтения сходства. Набор иассортимент товаров, производимых в данной стране, не совпадает с перечнемтоваров, необходимых населению этой страны.
Страны, в основном, торгуют со странами, близкими поэкономическому уровню. Страна специализируется на производстве лишь несколькихнаименований того или иного товара, остальные она импортирует из других стран.Если же страна ниже по уровню развития, следовательно, у нее не будет широкогоассортимента экспортируемых товаров.
5. Внутриотраслевая торговля. Страныимпортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существуетглубокая дифференциация продукта.
Вопрос 6
Взаимодействие предложения и спроса в международнойторговле.
ОТВЕТ
1. Влияние изменения спроса на международную торговлю.
Закон Энгеля:при неизменных ценах идемографических составляющих увеличение дохода приводит к тому, что в суммарномспросе доля спроса на продовольственные товары уменьшается, а на услуги итовары обрабатывающей промышленности — растет.
С увеличением доходов надушу населения растет спрос на предметы роскоши. Это означает, что в странесоздается стимул к развитию производства предметов роскоши и уменьшается стимулк производству товаров питания (производство растет, но меньшими темпами),следовательно, значительная часть факторов производства перетекает впроизводство предметов роскоши, что приводит к их относительному удешевлению.
Страна начинает экспортировать предметы роскоши,положение производителей продовольствия ухудшается, в мировом сообществе всебольше увеличивается рост стран, производящих предметы роскоши.
2. Влияние изменения предложения на международнуюторговлю.
Возможны два варианта роста производства на основепредложения:
• нейтральный рост;
• несбалансированный рост.
При нейтральном росте все факторыпроизводства растут одинаковыми темпами. Сохраняется существующая структуравзаимоотношений между странами и не меняется существующая структура товарныхпотоков, ценовые пропорции. Меняются только абсолютные величины торговли.
При несбалансированномросте темпы ростаразличных факторов производства не совпадают, а также не совпадают темпыразвития отдельных стран.
Существуетдва варианта несбалансированного роста:
• импортозамещающий рост;
• экспорторасширяющий рост.
Импортозамещающий рост —увеличение производстватого товара, который страна импортирует, которое ведет к улучшению условийторговли страны по отношению к ее торговым партнерам.
Складывается следующая ситуация: увеличение в каждойиз стран производства товаров, конкурирующих с импортом. Соответственно, этоприводит к росту относительных цен экспорта и падению относительных ценимпорта, так как страна все меньше и меньше нуждается в традиционно импортныхтоварах, поскольку производит их сама. В результате падает спрос на импортныетовары и, следовательно, цены на них. В итоге улучшаются условия торговли вданной стране и ухудшаются в других странах — торговых партнерах.
Экспорторасширяющий рост —увеличение производстваэкспортного товара, ведущее к ухудшению условий торговли в стране.
Складывается ситуация, при которой увеличиваетсяпроизводство товаров экспорта в каждой из стран. Рост предложения этих товаровприводит к снижению относительных цен, поскольку страна должна предлагать всебольше своих экспортных товаров (относительная цена падает), чтобы покупатьпрежнее количество импортных товаров (относительная цена растет). В результатеухудшаются условия торговли данной страны и улучшаются у торговых партнеров.
Последствием экспорторасширяющего роста может бытьтак называемая «голландская болезнь» — деиндустриализация(перераспределение ресурсов из других отраслей в обрабатывающуюпромышленность).
ВОПРОС
Теория конкурентных преимуществ Портера.
ОТВЕТ
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — системный подход,основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.
Факторы, обусловившие появление теории конкурентныхпреимуществ:
1) произошли реальные изменения в мировой экономикеи международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория неспособна была охарактеризовать конкурентные преимущества;
2) произошли изменения в технологиях;
3) появились новые индустриальные страны;
4) произошла интернационализация производства (фирмыстали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются,но и тех стран, где находятся их финансы).
В основе теории лежат четыре наиболее существенныхфактора, которые можно представить в виде ромба — детерминанты конкурентныхпреимуществ (см. рис. 2).
Страна располагает конкурентным преимуществом толькотогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.
Основные детерминантыконкурентных преимуществ:
I. Факторные условия— наделенность страны (фирмы)следующими факторами производства:
* людские ресурсы — количество, квалификацияи стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;
• физические ресурсы — количество и качествополезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсовгидроэнергетики и т. д., • географическое положение и климатические условиястраны;
— основные детерминанты, — особые детерминанты
Рис. 2.Детерминанты конкурентных преимуществ
• инфраструктура — транспортная система,система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т. д.;
• ресурс знаний — ресурсы, которыеконцентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательскихинститутах, банках данных;
• денежные ресурсы — капитал, который можетбыть направлен в производство.
Факторы можно в свою очередь разделить по степениразвитости и специализации.
По степени развитостифакторы делятся на:
• основные — это некая данность, которая неимеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, онисоздают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы,климатические условия, географическое положение, неквалифицированный иполуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т. д.);
• развитые — это факторы, которые создаютустойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современнаяинфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательскиеотделы учреждений и т. д.).
По степени специализациифакторы делятся на:
• общие — универсальные факторы (например,система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовыйкапитал и т. д.);
• специализированные — узкоквалифицированныйперсонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкойспециализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать вспециализированные.
II. Условия спросапредставлены тремя составляющими:
1) структура внутреннего спроса;
2) величина и характер роста внутреннего спроса;
3) интернационализация спроса. На структурувнутреннего спроса, в свою очередь, воздействуют следующие факторы:
• сегментная структура рынка—структура населения повозрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т. д.;
• требовательность и разборчивость потребителей —чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура;
• предполагаемыепотребности покупателей — если в одной стране потребность в каком-нибудьтоваре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта странабудет располагать конкурентным преимуществом, поскольку фирма должна уловитьпотребность в этом новом товаре. Влияние величины и характера роставнутреннего спроса определяется по следующим показателям:
•.емкий рынок — позволяет использовать эффект масштаба:
• расширениерынка — дает возможность для развития технологий;
• насыщениерынка — подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.
Интернационализация спросаявляется важным факторомпри завоевании конкурентного преимущества, поскольку:
• мобильныепокупатели, то есть граждане данной страны, посещающие многие страны мира,требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынкуих государства;
• развитиеТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходитьна внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт;
• влияниефирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежныепотребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут»за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.
Имееттакже важное значение так называемый эффект демонстрации — фирмы другихстран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество,опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т. д., чемуспособствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов,каталогов.
III.Родственные и поддерживающие отрасли— высокое развитие смежных отраслей стимулирует иявляется базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, вконечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.
Поддерживающиеотрасли —это отрасли-поставщики, т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставкекомплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д.
Следовательно,если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если онибудут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структурыпроизводства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты идля фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействиена конкурентные преимущества фирмы-производителя.
Родственныеотрасли —это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой впроцессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело свзаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов ипленок, производство компьютеров и программного обеспечения).
IV.Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты— наличие мотивации и эффективной структурыделает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба сконкурентами стимулирует это.
Стратегияфирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколькорационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальномументалитету.
Наопределение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияютследующие факторы:
• цели, к которым, стремятся люди и управленцы —если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, тоэффект значителен;
• структура собственности — естественно, чтоу крупной компании одни интересы, у мелкой — другие;
• индивидуальные цели — важную роль имеетсистема вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация натруд, отношение в обществе к богатству;
• влияние национального престижа и национальныхприоритетов — некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынкамогут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно, сюдабудет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальныйпрестиж);
• конкуренция на внутреннем рынке — ни однафирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждаяпрежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри, и даннаяфирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится клидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущееконкурентное преимущество на внешне! рынке.
Особые детерминантыконкурентных преимуществ:
I. Случай или случайные события,благодаря который можетпроизойти изменение в конкурентном преимуществ (усиление или утрата). При этом,как правило, ни фирма,| ни национальное правительство не могут избежатьопределенных ситуаций, таких как:
• результаты изобретательства;
•крупные технологические сдвиги;
•революционное производство;
•резкое изменение цен на ресурсы;
•значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);
•всплеск мирового или местного спроса;
•политические решения зарубежных правительств;
•войны и т. д.
II.Государство или правительствоспособны:
•усиливать факторные условия;
•увеличивать спрос;
•содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;
•формировать конкурентную среду.
Детерминанты образуют комплекснуюсистему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянногоразвития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга,следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.
Кластер —взаимосвязанная группа родственных отраслей. Онобразуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а такжегоризонтальной интеграции (общая технология, и