Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского
Кафедра истории и теории международных отношений
Курсовая работа
Юридическое определение терроризма взаконодательстве России, США и документах ООН. Его практическое применение напримере движения Хамас.
Выполнил:
Фрумгарц А.М., ИР-301
Научный руководитель:
К.и.н., доцент Якуб А.В.
Омск – 2006
Оглавление
Введение
Глава 1. Определение террористическойорганизации в законодательстве США
Глава 2. Определение террористическойорганизации в законодательстве Российской Федерации
Глав 3. Определение террористическойорганизации в документах ООН
Глава 4. Является ли Хамастеррористической организацией
Заключение
Библиография
Введение
Терроризм как способ достижения целей организациями, различными группами,отдельными лицами имеет долгую историю. В двадцатом веке терроризм приобрёлновый статус, он перестал быть явлением исключительно «местного масштаба». Еслираньше теракты чаще всего совершались против представителей той части общества,от которой террористы добивались определённой реакции, а сами теракты не имелиширокой огласки, то теперь почти никто не застрахован от теракта, а современныесредства массовой информации позволяют следить за терактами иногда даже врежиме «реального времени» (как это было, например, с террористическими атаками11 сентября 2001 года).
Глобализация терроризма, появление и закрепление в законодательстве новыхего видов (таких как кибер- и медиатерроризм), а также активизациятеррористических групп внутри отдельных стран вынудили правительства этих страни международные организации говорить о необходимости координации усилий вборьбе с терроризмом. Но для эффективного ведения такой борьбы необходим единыйподход к определению проблемы.
Несмотря на то, что терроризм признаётся одной из главных угрозсовременному миру (например, в Резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001),акты международного терроризма называются «угрозой для международного мира ибезопасности»[1]), единого юридическогоопределения, которое бы безоговорочно признавалось всеми государствами, несуществует, что затрудняет борьбу с терроризмом. Особенно ярко отсутствиетакого определения проявилось в реакции Западных стран с одной стороны и Россиис другой на победу движения Хамас на парламентских выборах в ПалестинскойНациональной Автономии. И если Запад безусловно признаёт Хамас террористическойорганизацией (в традиционном отчёте, опубликованном АнтитеррористическимУправлением Государственного Департамента США 11 октября 2005 года, Хамасупоминается в числе прочих международных террористических организаций2),то представители России не называют Хамас террористической организацией,ссылаясь на отсутствие соответствующего судебного решения.
Вчём причины такого расхождения во мнениях относительно движения Хамас – внесовершенстве законодательства, в особенностях процедуры признания организациитеррористической или скрытых целей внешней политики? Цель данной работы –анализ причин настолько разной реакции на победу Хамас.
Длядостижения этой цели мною были поставлены следующие задачи. Во-первых,рассмотрение определений терроризма и международного терроризма в документахООН, законодательстве США и России. Во-вторых, рассмотрение программногодокумента движения Хамас–Исламской хартии(The Covenant of the Islamic Resistance Movement (Hamas)), а также её анализв свете определений терроризма.
Длядостижения поставленных целей, при написании курсовой были использованынормативно-правовые акты, международные договоры, посвящённые проблеметерроризма и программный документ движения Хамас – Исламская хартия. В связи соспецификой выбранной темы, основное внимание было уделено анализунормативно-правовых актов.
Прирассмотрении определения терроризма в американском законодательстве былииспользованы статьи 1182[2] (определениетеррористической деятельности), 1189[3] (перечисление критериевдля признания организации террористической) титула 8 Свода законов США, статья2331 титула 18[4] (определениемеждународного терроризма), статья 2656f титула 22[5](определение терроризма), принятый после терактов 11 сентября «Акт США опатриотизме» (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (USA PATRIOT ACT) Act of 2001)[6],доклад Антитеррористического Управления Государственного Департамента США от 11октября 2005 года[7] и посвящённыйантитеррористическому законодательству западных стран сборник «Зарубежноезаконодательство в борьбе с терроризмом»[8] (под редакцией И.С.Власова).
Прирассмотрении российского законодательства были использованы Федеральный законРоссийской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ[9],Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»[10], статьи 205-206, 208,211[11], 277-280, 282.1, 282.2[12]и 360[13] Уголовного кодекса РФ от13 июня 1996 года N 63-ФЗ.
Прианализе понимания Организацией Объединённых Наций проблемы терроризма былииспользованы следующие документы: Устав Организации Объединённых Наций[14];Резолюция 1368, принятая Советом Безопасности на его 4370 заседании 12 сентября2001 года[15]; Резолюция 1377 (2001), принятаяСоветом Безопасности на его 4413-м заседании, 12 ноября 2001 года[16];Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов[17];Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасностигражданской авиации[18]; Конвенция опредотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международнойзащитой, в том числе дипломатических агентов[19]; Международная конвенцияо борьбе с захватом заложников[20]; Конвенция о физическойзащите ядерного материала[21]; Протокол о борьбе снезаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международнуюгражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации[22];Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасностиморского судоходства[23]; Протокол о борьбе снезаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ,расположенных на континентальном шельфе[24]; Международная конвенцияо борьбе с бомбовым терроризмом[25]; Международная конвенцияо борьбе с финансированием терроризма[26]; Международная конвенцияо борьбе с актами ядерного терроризма[27].
Апри характеристике деятельности движения Хамас был использован программныйдокумент организации – Исламская хартия (The Covenant of the Islamic Resistance Movement (Hamas))[28]и статья Fern Sidman «May our eyes behold your return to Zion»[29]в которой рассматривается история Хамас, а также делаются прогнозы возможныхпутей развития ситуации на Ближнем Востоке.
Глава 1. Определение террористическойорганизации в законодательстве СШАТерроризм является одной из главных проблем современности.Основная угроза для развитых стран, как показали теракты 11 сентября 2001 годав США и 11 марта 2003 года в Испании, исходит от международных террористическихгруппировок. Для успешного противодействия подобным угрозам безопасностинеобходимо чёткое законодательное определение понятий, связанных с терроризмом,в частности террористической организации. Как показали результаты парламентскихвыборов в Палестине, такое определение важно и для формирования внешнейполитики государств.При рассмотрении антитеррористического законодательстваособенно интересен пример США как страны, начавшей «крестовый поход» противмеждународного терроризма. Каждые два года Антитеррористическое УправлениеГосударственного Департамента публикует список международных террористическихорганизаций. По каким критериям та или иная организация признаётсятеррористической?То, какими характеристиками должна обладать организация,чтобы быть признанной террористической, указано в статье 1189 титула 8 Сводазаконов США:«(A) организациядолжна быть иностранной;(B) организациядолжна быть вовлечена в террористическую деятельность (как определено в статье1182 (a)(3)(В) этого титула или терроризм (как определено в статье2656f(d)(2) титула 22), или имеетвозможность или намерение заняться террористической деятельностью илитерроризмом); и(C) террористическаядеятельность организации угрожает безопасности американскихграждан и национальной безопасности Соединённых Штатов»1.
Статья 2656f титула 8 Сводазаконов США определяет терроризм как «политическимотивированное насилие, совершённое против невоюющей стороны наднациональнымигруппами или тайными агентами с целью оказать влияние на общественность»2.А под террористической деятельностью понимается «деятельность, являющаясяпротивоправной согласно законодательству места, где она была осуществлена (илиявляется уголовно наказуемой, если она была бы осуществлена на территорииСоединённых Штатов или какого-либо штата) и включает:/>
(I) Угон или диверсию на транспорте(включая авиатранспорт, водный транспорт)./>
(II) Захват или удержание, под угрозойубийства, нанесения вреда здоровью, или дальнейшего удержания, лица, с целью принудить третью сторону (в том числе и правительственнуюорганизацию) к совершению какого-либо действия или отказу от такого действиякак прямого или косвенного условия освобождения удерживаемого лица./>
(III) Нападение на лицо, пользующеесямеждународной защитой (как определено в статье 1116 (b)(4) титула 18)./>
(IV) Убийство./>
(V) Использование –
(a) биологического, химического илиядерного оружия, или
(b) взрывчатых веществ, огнестрельногоили иного оружия или другого опасного устройства с намерением прямо иликосвенно подвергнуть опасности безопасность одного или нескольких лиц илипричинить значительный вред собственности.(VI) Угроза, попытка,тайный сговор с целью осуществления вышеперечисленного»[30].
Процедура признания организации террористической проходит следующимобразом: Бюро координатора по контртерроризму Государственногодепартамента (S/CT) следит за деятельностью террористических групп и отбираетте, которые могут быть названы международными, принимая во внимание не толькоуже совершенные, но и планируемые группой теракты. Определив такие группы, S/CT готовит подробный «правительственный отчёт», подтверждающий,что организация отвечает требованиям закона в отношении террористических групп.Если Государственный секретарь по соглашению с Министром финансов и генеральнымпрокурором намерен включить группу в список террористических организаций, оннаправляет извещение об этом в Конгресс. И Конгресс должен рассмотретьзаявление Госсекретаря в течение семи дней. Если в течение этого срока Конгрессне выразит возражений, документ, переданный Государственным секретарём,публикуется в периодическом правительственном издании «Федерал реджистер» ивступает в силу. Согласно статье 1189 (b)(1) титула 8 свода законов США организация, признаннаятеррористической, в течение 30 дней с момента публикации в «Федерал реджистер» может обжаловать это решение вАпелляционном суде Округа Колумбия.
Суд может признать незаконным и отменить решение Госсекретаря, если будетустановлено, что оно:
«(A) было принято произвольно,самовольно, со злоупотреблением правом на усмотрение, или иным образом не соответствуетзакону;
(B) противоречит конституционному праву,власти, привилегии или иммунитету;
(C) принято без достаточных основанийили при его приёме было допущено превышение полномочий;
(D) недостаточно подтверждено административнымизаписями или конфиденциальными документами, переданными суду в соответствии спараграфом (2), или
(E) не в соответствии с процедурами,установленными законом»[31].
Период, на который организация была признана террористической, может (нераньше чем за 60 дней до окончания) быть продлён на два года, если доказано,что организация ещё отвечает критериям определения террористических групп.Госсекретарь может снять с организации статус террористической, если:
«(i) обстоятельства, послужившиеоснованием для признания террористического характера организации, утратилисилу; или
(ii) этого требуют интересы национальнойбезопасности США»[32].Для определения террористического статуса организации важныи определения отдельных видов терроризма, фигурирующих в американскомзаконодательстве. Но из отдельных его видов, выделяемых в американскомзаконодательстве, при рассмотрении предмета данной работы нам важно определениемеждународного терроризма.В статье 2331 главы 113B Свода законов СШАмеждународный терроризм определяется как «деятельность, которая(A) включаетакты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которыеявляются нарушением уголовных законов Соединённых Штатов или какого-либо штата,либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если были бы совершены впределах юрисдикции Соединённых Штатов или какого-либо штата;(B)выглядит направленной(i) назапугивание или принуждение гражданского населения;(ii) на оказаниевлияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания илипринуждения; либо(iii) наоказание воздействия на действия какого-либо правительства посредствоммассового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и
(C)имеет местопреимущественно вне территориальной юрисдикции Соединённых Штатов илиосуществляется с пересечением государственных границ в смысле используемых дляеё осуществления средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения,либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители»[33].
Подробное определение терроризма, его разновидностей и описание процедурыпризнания организации террористической даёт США широкие возможности для борьбыс терроризмом как внутри страны, так и за её пределами. Сами американскиезаконодатели допускают такую возможность: в преамбуле «Акта США о патриотизме»(Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (USA PATRIOT ACT) Act of 2001) говорится,что он направлен на «сдерживание и наказание террористических актов вСоединённых Штатах и по всему миру»[34]. Такая позиция не толькодаёт Соединённым Штатам реальную возможность бороться с международнымтерроризмом, но и позволяет провозглашать террористами тех, кого на данныймомент выгодно обвинить в терроризме.
Глава 2. Определение террористическойорганизации в законодательстве Российской Федерации
Проблема терроризма, так же как для США, актуальна и для России. Но, вотличие от Соединённых Штатов, наибольшую угрозу для России представляетвнутренний терроризм.
Основным правовым документом, дающим определение терроризма, являетсяФедеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «Опротиводействии терроризму». В нем определяется собственно терроризм, а также то,какие организации являются террористическими.
В пункте 1 статьи 3 Федерального Закона «О противодействиитерроризму» этому явлению даётся определение самого общего характера.Терроризм, в этой статье определяется как «идеология насилия и практикавоздействия на принятие решения органами государственной власти, органамиместного самоуправления или международными организациями, связанные сустрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»[35].То, какие действия, согласно российскому законодательству, носяттеррористический характер определено в статье 24 Федерального Закона «Опротиводействии терроризму». В ней определение террористической организациидаётся через характеристику террористической деятельности. Согласно этой статье«В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели илидействия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризмаили совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211,277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации»[36].Перечисленные статьи Уголовного кодекса устанавливают ответственность за:статья 205 – терроризм, статья 206 – захват заложника, 208 – организациюнезаконного вооруженного формирования или участие в нем, 211 – угон суднавоздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, 277– посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, 278 –насильственный захват власти или насильственное удержание власти, 279 –вооружённый мятеж, 280 – публичные призывы к насильственному изменениюконституционного строя Российской Федерации, 282.1 – организациюэкстремистского сообщества, 282.2 – организацию деятельности экстремистскойорганизации, 360 – нападение на лиц или учреждения, которые пользуютсямеждународной защитой[37]. Из определениятеррористической организации можно заключить, что законодатели при составленииего формулировки, прежде всего, учитывали положение на Северном Кавказе. Этимможно объяснить такой выбор статей Уголовного кодекса при перечислениипреступлений террористического характера и норму, содержащуюся в пункте 2статьи 16, согласно которой выдвигаемые террористами политические требования нерассматриваются.
Произошедшие в стране за последние годы террористическиеакты привели к изменению антитеррористического законодательства: вместодействовавшего с 25 июля 1998 года Федерального закона №130-ФЗ «О борьбе стерроризмом» был принят Федеральный закон №35-ФЗ «О противодействиитерроризму». Различия между этими двумя документами весьма значительны.
Во-первых, определение терроризма было значительно сужено.В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» он понимался как «насилие илиугроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а такжеуничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества идругих материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинениязначительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасныхпоследствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности,устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами властирешений, выгодных террористам, или удовлетворения других неправомерныхинтересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля вцелях прекращения его государственной или иной политической деятельности либоиз мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранногогосударства или сотрудника международной организации в целях провокации войныили осложнения международных отношений»[38]. Также был сужен спектрпреступлений террористического характера. По закону «О борьбе с терроризмом» ктаковым относились «преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористическогохарактера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовнымкодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях»[39].Более узкая трактовка преступлений террористического характера в законе «Опротиводействию терроризму» обусловлена приспособлением законодательства креальности. Закон «О противодействии терроризму» больше соответствуетсовременному положению в Чеченской республике, однако он несколько далёк отопределений, приводимых в документах ООН (в отличие от закона «О борьбе стерроризмом»). В законе «О противодействии терроризму» больше внимания уделенокоординации действий должностных лиц и применению вооружённых сил во времяпроведения контртеррористической операции. Это нововведение (в законе «О борьбес терроризмом» порядок проведения контртеррористической операции, полномочияответственных за её проведение должностных лиц не прописывался так подробно)вызвано особенностями произошедших в течение последних пяти лет терактов.
Ноизменения не затронули процедуру признания организации террористической.Порядок процедуры описан в статье 24 закона «О противодействии терроризму».Согласно пункту 2 этой статьи «Организация признается террористической иподлежит ликвидации (ее деятельность — запрещению) по решению суда на основаниизаявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурорав случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация,подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208,211, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, атакже в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролируетреализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидацииорганизации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другиеструктурные подразделения организации»[40].
Также согласно закону «О противодействии терроризму» (ст. 24, п. 5)«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасностиведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных имеждународных организаций, признанных судами Российской Федерациитеррористическими»[41]. Составление такогосписка в законе «О борьбе с терроризмом» не было предусмотрено. Но, несмотря наотсутствие подобной нормы, такой список был составлен. 14 февраля 2003 годаВерховным судом России было принято решение о признании пятнадцати исламистскихорганизаций террористическими. В список вошли две чеченские группировки («Высшийвоенный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народовИчкерии и Дагестана») и тринадцать иностранных организаций (такие как«Аль-Каида», «Аль-Джихад», «Джамаат-и-Ислами», «Талибан», «Лашкар-И-Тайба»).
Кчислу законодательных новелл относится расширение полномочий вооружённых сил вовремя проведения контртеррористической операции. Теперь (как установлено встатьях 7 и 8) Вооруженные Силы Российской Федерации могут применять оружие ибоевую технику для уничтожения захваченных воздушных судов, морских, речныхсудов и кораблей, если были исчерпаны все обусловленные сложившимисяобстоятельствами меры, необходимые для его посадки (остановки) и «существуетреальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы»[42].Ужесточение законодательства в этом вопросе, очевидно, стало следствиемтерактов11 сентября в США и угона двух самолётов на юге России в августе 2004.
Такимобразом, рассмотрение закона «О противодействии терроризму» позволяет сделатьвывод, что современное российское антитеррористическое законодательствоадекватно правоприменительной практике. Направленность закона на северокавказскийрегион даёт России возможность решать сразу несколько задач. Во-первых, этоболее успешная борьба с внутренним терроризмом. Во-вторых, у России имеютсяболее широкие возможности для внешнеполитических манёвров (при осуществлениитакого же сценария как в Палестинской Национальной Автономии).
Глава 3. Определение террористическойорганизации в документах ООН
Деятельность международных террористических организаций рассматриваетсяне только законодательством отдельных стран, но и документами международных имежнациональных организаций и объединений, например ООН, ЕС, СНГ, ШОС.Наибольший интерес при рассмотрении определения терроризма представляютдокументы ООН как самой представительной международной организации.
Одной из своих основных задач Организация Объединённых Наций ставитподдержание международного мира и безопасности. Для достижения этой цели ООНпринимает «коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру иподавления актов агрессии или других нарушений мира»[43].Совет Безопасности ООН в своих резолюциях неоднократно признавал актымеждународного терроризма одной «из самых серьезных угроз для международногомира и безопасности в XXI веке»[44], и, следовательно,противоречащими «целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций»[45].Также признаётся, что «финансирование, планирование и подготовка, равно как ивсе другие формы поддержки актов международного терроризма, также противоречатцелям и принципам Устава Организации Объединенных Наций»[46].
Однако, несмотря на жесткую позицию Организации в отношении терроризма, вдокументах ООН отсутствует определение террористической организации. Всоответствующих конвенциях ООН подробно рассматривается само понятиетеррористической деятельности, и между преступлением, совершённым отдельнымлицом и группой лиц не делается различия. Это может быть связано с тем, что ООН– прежде всего универсальная организация, в состав которой входят почти всесуверенные государства. Такое число членов практически означает невозможностьприйти к однозначному определению. Также не стоит игнорировать тот факт, чточёткое определение с подробным описанием отличительных признаковтеррористической организации может связать ООН руки при принятии решений, еслиорганизация не обладает некоторыми характеристиками. Но с другой стороныотсутствие определения позволяет ООН в зависимости от политической обстановки вмире объявлять ту или иную организацию террористической.
Таким образом, единственным критерием для признания организациитеррористической является её деятельность, которую можно отнести к регламентируемыммеждународными договорами преступлениям террористического характера. В пункте 1статьи 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999)говорится:
«Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей конвенции, еслионо любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляетсредства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались,… длясовершения:
а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфереприменения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся внём определению;…»[47].
В этой статье определяется, какие деяния можно считать террористическими.Согласно приложению к таким преступлениям относятся деяния, определённые в:
1. Конвенции о борьбе с незаконнымзахватом воздушных судов, совершённой в Гааге 16 декабря 1970 года
2. Конвенции о борьбе с незаконнымиактами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершённой вМонреале 23 сентября 1971 года
3. Конвенции о предотвращении и наказаниипреступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числедипломатических агентов, принятой Генеральной Ассамблеей ОрганизацииОбъединённых Наций 14 декабря 1973 года
4. Международной конвенции о борьбе сзахватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей Организации ОбъединённыхНаций 17 декабря 1979 года
5. Конвенции о физической защитеядерного материала, принятой в Вене 3 марта 1980 года
6. Протоколе о борьбе с незаконнымиактами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию,дополняющем Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными противбезопасности гражданской авиации, совершённом в Монреале 24 февраля 1988 года
7. Конвенции о борьбе с незаконнымиактами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенной вРиме 10 марта 1988 года
8. Протоколе о борьбе с незаконнымиактами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенныхна континентальном шельфе, совершённом в Риме 10 марта 1988 года
9. Международной конвенции о борьбе сбомбовым терроризмом, принятой Генеральной Ассамблеей Организации ОбъединённыхНаций 15 декабря 1997 года.
Стоит отметить и принятую в 2005 годуМеждународную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, охватывающуюсамую потенциально опасную разновидность терроризма.
Теперь рассмотрим определениятеррористических деяний, содержащиеся в каждом из этих договоров.
Согласно статье 1 Конвенции о борьбес незаконным захватом воздушных судов «Любое лицо на борту воздушного судна,находящегося в полёте, которое:
a) незаконно, путём насилия, или угрозы применения насилия,или путём любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно, илиосуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие,или
b) является соучастником лица, которое совершает или пытаетсясовершить любое такое действие, совершает преступление»[48].
Конвенция (как оговорено в пункте 3статьи 3) применяется только в тех случаях, когда «место взлёта или местофактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление,находятся вне пределов территории государства регистрации этого воздушногосудна»[49]. Такая оговорка вызванатем, что в этом случае деяние рассматривается как внутренний терроризм –деяние, лежащее вне компетенции ООН.
Перечень преступленийтеррористического характера, касающихся воздушного транспорта, был расширен вКонвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасностигражданской авиации. Согласно статье 1,
«1. Любое лицо совершаетпреступление, если оно незаконно и преднамеренно:
a)совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, еслитакой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; или
/>b) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, илипричиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя илиможет угрожать его безопасности в полете; или
/>с) помещает или совершает действия, приводящие к помещению навоздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способомустройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно илипричинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете;или
/>d) разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование иливмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожатьбезопасности воздушных судов в полете; или
/>е) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самымугрозу безопасности воздушного судна в полете.
2. Любое лицо также совершает преступление, если оно:
/>а) пытается совершить какое-либо из преступлений, упомянутых в пункте 1настоящей Статьи; или
b) являетсясоучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое преступление»[50].
В1988 году Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными противбезопасности гражданской авиации была дополнена Протоколом о борьбе снезаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международнуюгражданскую авиацию. После его принятия некоторые виды преступлений,совершённые в аэропорту, были отнесены к разряду террористических. В статью 1Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасностигражданской авиации был добавлен пункт 1 bis, согласно которому«Любоелицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно сиспользованием любого устройства, вещества или оружия:
a)совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международнуюгражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вредздоровью или смерть; или
b) разрушает илисерьезно повреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающегомеждународную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту воздушныесуда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, еслитакой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту»[51].
Следующийпо времени принятия антитеррористический документ ООН – Конвенция о предотвращениии наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в томчисле дипломатических агентов. Под действие Конвенции подпадают следующиепреступления:
«а) убийства,похищения или другие нападения против личности или свободы лица, пользующегосямеждународной защитой;
b)насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение илитранспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое можетугрожать личности или свободе последнего;
с)угрозы любого такого нападения;
d)попытки любого такого нападения; и
е)действия в качестве соучастника любого такого нападения»[52].
Захватзаложников в Международной конвенции о борьбе с захватом заложниковопределяется как «захват или удержание другого лица и угроза убить, нанестиповреждение или продолжать удерживать другое лицо (здесь и далее именуемое как«заложник») для того, чтобы заставить третью сторону, а именно:государство, международную межправительственную организацию, какое-либофизическое или юридическое лицо или группу лиц — совершить или воздержаться отсовершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождениязаложника»[53]. Попытка совершения актазахвата заложников, а также принятие участия «в качестве сообщника любого лица,которое совершает или пытается совершить акт захвата заложников»[54]рассматриваются в Конвенции в качестве преступлений.
Впункте 1 статьи 7 Конвенции о физической защите ядерного материала какправонарушение рассматривается:
«1.Преднамеренное совершение:
а)без разрешения компетентных органов действия, такого, как получение, владение,использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерногоматериала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица илипричинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности;
b)кражи ядерного материала или его захвата путем грабежа;
c)присвоения или получения обманным путем ядерного материала;
d)действия, которое представляет собой требование путем угрозы силой илиприменения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания о выдачеядерного материала;
e)угрозы:
i) использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любоголица или причинить ему серьезное увечье, или причинить значительный ущербсобственности, или
ii) совершить правонарушение, указанное в подпункте«b», с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международнуюорганизацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться отнего;
f) попытки совершить какое-либо правонарушение, указанное вподпунктах «a», «b» или «c»;
g) действия, такого, как участие в каком-либо правонарушении,указанном в подпунктах «a» — «f»»[55].
Ещёодин документ ООН, содержащий определение разновидности террористическойдеятельности – Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными противбезопасности морского судоходства. Конвенция принята по аналогии с Конвенцией обезопасности гражданской авиации. Согласно статье 3:
«1.Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
а) захватывает судноили осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другойформы запугивания; или
b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этотакт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
с) разрушает судноили наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасномуплаванию данного судна; или
d) помещает, или совершает действия в целях помещения, на бортсудна каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое можетразрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, котороеугрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
е) разрушает морскоенавигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создаетсерьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожатьбезопасному плаванию судна; или
f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самымугрозу безопасному плаванию судна; или
g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи ссовершением или попыткой совершения какого-либо из преступлений, указанных вподпунктах «а» — «f».
2. Любое лицо также совершает преступление, если оно:
а) пытаетсясовершить какое-либо из преступлений, указанных в пункте 1; или
b) подстрекает к совершению какого-либо из преступлений, указанныхв пункте 1, совершаемого любым лицом, или является иным образом соучастникомлица, которое совершает такое преступление; или
с) угрожает сусловием или без такового, как это предусмотрено национальнымзаконодательством, с целью принудить физическое или юридическое лицо совершитькакое-либо действие или воздержаться от него, совершить какое-либо изпреступлений, указанных в подпунктах «b», «с»и «е» пункта 1, если эта угроза может угрожать безопасному плаваниюсудна, о котором идет речь»[56].
Подписанныйв один день с Конвенцией Протокол о борьбе с незаконными актами, направленнымипротив безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальномшельфе дублирует определение правонарушения, даваемое в Конвенции, но с заменойосновного понятия «судно» на «стационарная платформа».
Последнийдоговор, включённый в приложение к Международной конвенции о борьбе сфинансированием терроризма – Международная конвенция о борьбе с бомбовымтерроризмом. Статья 2 Конвенции гласит:
«1.Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если ононезаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие иливзрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах местобщественного пользования, государственного или правительственного объекта,объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры или такимобразом, что это направлено против них:
a) с намерением причинить смерть или серьезное увечье; или
b) с намерением произвести значительное разрушение таких мест,объекта или системы, когда такое разрушение влечет или может повлечь причинениекрупного экономического ущерба.
2.Любое лицо также совершает преступление, если оно пытается совершить какое-либоиз преступлений, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3.Любое лицо также совершает преступление, если оно:
a) участвует в качестве соучастника в совершении какого-либоиз преступлений, указанных в пунктах 1 или 2 настоящей статьи; или
b) организует других лиц или руководит ими с целью совершениякакого-либо из преступлений, указанных в пунктах 1 или 2 настоящей статьи; или
c) любым другим образом способствует совершению одного илиболее преступлений, указанных в пунктах 1 или 2 настоящей статьи, группой лиц,действующих с общей целью; такое содействие должно оказываться умышленно и либов целях поддержки общего характера преступной деятельности или цели группы, илиже с осознанием умысла группы совершить соответствующее преступление илипреступления»[57].
В рамках борьбы с терроризмом в 2005году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Международная конвенция о борьбе сактами ядерного терроризма. Статья 2 Конвенции расширяет круг преступлений,связанных с применением ядерного материала. Согласно этой статье:
«1. Любое лицо совершает преступлениепо смыслу настоящей Конвенции, если оно незаконно и умышленно:
a) владеет радиоактивным материалом либо изготавливаетустройство или владеет им:
i) с намерением причинить смерть илисерьезное увечье; или
ii) с намерением нанести существенныйущерб собственности или окружающей среде;
b) использует радиоактивный материал или устройство любымобразом либо использует или повреждает ядерный объект таким образом, чтопроисходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивногоматериала:
i) с намерением причинить смерть илисерьезное увечье; или
ii) с намерением нанести существенныйущерб собственности или окружающей среде; или
iii) с намерением вынудить физическоеили юридическое лицо, международную организацию или государство совершитькакое-либо действие или воздержаться от него.
2. Любое лицо также совершаетпреступление, если оно:
a) угрожает совершить преступление, указанное в пункте 1 bнастоящейстатьи, причем есть признаки, указывающие на реальность этойугрозы; или
b) незаконно и умышленно требует радиоактивный материал,устройство или ядерный объект, прибегая при этом к угрозе при обстоятельствах,указывающих на реальность этой угрозы, либо к применению силы.
3. Любое лицо также совершаетпреступление, если оно пытается совершить какое-либо из преступлений, указанныхв пункте 1 настоящей статьи.
4. Любое лицо также совершаетпреступление, если оно:
a) участвует в качестве соучастника в совершении какого-либоиз преступлений, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей статьи; или
b) организует других лиц или руководит ими с целью совершениякакого-либо из преступлений, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей статьи;или
c) любым другим образом способствует совершению одного илиболее преступлений, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей статьи, группойлиц, действующих с общей целью; такое содействие должно оказываться умышленно илибо в целях поддержки общего характера преступной деятельности или целигруппы, или же с осознанием умысла группы совершить соответствующеепреступление или преступления»[58].
Во всех вышеперечисленных документахпредусматривается, что преступник или предполагаемый преступник должен бытьвыдан (если поступит запрос) запрашивающей стороне. Или, если выдача неосуществляется, государство-участник принимает такие меры, которые могутоказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении указанных вдоговоре преступлений.
Итак, в этой главе мы рассмотреликритерии Организации Объединённых Наций при определении преступленийтеррористического характера. Перечисление видов преступлений террористическогохарактера позволяет компенсировать отсутствие в документах ООН определениятеррористической организации. К террористическим организациям, согласноКонвенциям ООН могут быть отнесены организации, чья деятельность включает:
· незаконный захватвоздушных судов;
· преступленияпротив безопасности гражданской авиации (включая преступления в аэропортах);
· преступленияпротив безопасности морского судоходства или стационарных платформ, находящихсяна континентальном шельфе;
· нападения на лиц,пользующихся международной защитой;
· финансированиетерроризма;
· преступления сприменением радиоактивных материалов;
· осуществлениевзрывов в пределах мест общественного пользования, государственного илиправительственного объекта, объекта инфраструктуры
В следующей главе мы применимкритерии ООН к движению Хамас.
Глава 4. Является ли Хамастеррористической организацией
25 января 2006 года на палестинских территориях прошли парламентскиевыборы, в результате которых радикальное «Исламское движение сопротивления»(Хамас) получило 74 мандата из 132. Победа Хамас вызвала неоднозначную реакциюмирового сообщества. Запад (во главе с США) призвал к блокаде палестинскихтерриторий, так как у власти оказалась террористическая организация. А Россия призвалане предпринимать жесткие меры, ссылаясь на то, что Хамас никогда не признавалсяРоссией террористической организацией.
В этой главе мы рассмотрим, является ли Хамас террористическойорганизацией в соответствии с критериями ООН, США, РФ. Начнём с истории ипрограммы движения.
Хамас (Движение исламского сопротивления) был основан 14 декабря 1987года шейхом Ахмедом Ясином как часть организации «Братья-мусульмане» и состоитиз легального политического крыла и военизированных «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама».18 августа 1988 года был принят программный документ – Исламская хартия (The Covenant of the Islamic Resistance Movement).
Хамас ставит своей целью «борьбу с сионистскими захватчиками»[59](статья 7 Исламской хартии), распространение ислама на территорию всейПалестины (статья 6), превращение Палестины в вакф (неотчуждаемый земельныйфонд, предназначенный для святых целей) (статья 11) и «очищение людей отнизости, подлости и зла»[60] (статья 3).
Для осуществления этих целей Исламской хартией признаются какравновозможные мирные и насильственные методы. К первым относится пропагандасоответствующих идей через печать (буклеты, статьи, бюллетени), воспитаниедетей в духе ислама (провозглашаемое едва ли не главной задачей женщин),образование должно быть религиозно направленным и включать в себя «глубокоеизучение Корана, Сунны и узнавать исламскую историю»[61].
Вто же время, насильственным методам в Исламской хартии уделяется значительноеместо. И, хотя в статье 30 сказано: «Джихад не ограничивается тольковооруженной борьбой и борьбой с врагами. Удачное слово, статья, полезная книга,поддержка и сострадание, дополненные искренним желанием поднимать знамя Аллахавсё выше – всё это составные части джихада во имя Аллаха»[62],«мирные» элементы джихада направлены на самих же палестинцев, на ихидеологическую обработку. Из статьи 13 следует, что силовое решениепалестинского вопроса является единственным приемлемым для Хамас: «Джихадявляется единственным способом решения палестинского вопроса. Мирныеинициативы, предложения и международные конференции – напрасные усилия и пустаятрата времени»[63]. А цитируемый в конце седьмойстатьи Исламской хартии кадиф (изречение, приписываемое Мухаммеду) содержитоткрытый призыв к мусульманам убивать евреев везде, где они их найдут: «Хамасстремится к исполнению обета Аллаха, сколько бы времени это ни заняло. Пророк,благослови его Аллах и даруй ему спасение, сказал: «Судный День не придет дотех пор, пока мусульмане не станут сражаться с евреями и убивать их, пока евреине станут прятаться меж камней и деревьев. Камни и деревья скажут тогда: «Омусульманин! О Абдалла [слуга Аллаха], еврей прячется за мной, приди и убейего. Лишь древо гаркад не сделает этого, потому что это одно из еврейскихдеревьев»[64].
Всвязи с поставленными движением Хамас целями, Исламская хартия носит ярковыраженный антиизраильский характер. В Израиле, сионизме, евреях Хамас видитсвоих главных врагов. «Движение исламского сопротивления – одно из звеньев вцепи борьбы против сионистских захватчиков»[65], говорится в статье 7Исламской хартии. И борьба, как предполагали создатели Исламской хартии, будетвестись до уничтожения государства Израиль. В преамбуле Исламской хартииприводятся слова имама Хасана аль-Бана «Израиль будет существовать до тех пор,пока ислам не уничтожит его»[66]. Израиль обвиняетсяавторами Исламской хартии также в преступлениях против палестинского народа:переселении во временные лагеря, «куда бросают тысячи людей и содержат внечеловеческих условиях»[67].
Отношениесоздателей Исламской хартии к евреям настолько негативно, что на нихвозлагается ответственность не только за все беды палестинского народа, но и замногие революции и первую мировую войну. «С помощью своих денег ониорганизовывали в разных частях света революции, чтобы пожать их плоды. Онистояли за Французской революцией, Октябрьской революцией и большинствомреволюций, о которых мы слышали и слышим»[68], говорится в статье 22Исламской хартии.
Соответственноидеологии Хамас главной целью терактов являются граждане Израиля. Первую боевуюоперацию Хамас провел 18 февраля 1989 года – похитил и убил израильскоговоеннослужащего. В ответ Израиль запретил боевое крыло движения, шейха Ясинаарестовали и приговорили к пожизненному заключению. Первая массовая атака былапроведена Хамас в апреле 1994 в Афуле: в результате взрыва начинённоговзрывчаткой автомобиля погибли восемь и были ранены 51 человек[69].До перемирия 1994 года Хамас убил десять израильских военных, провел ряд атакна мирных евреев и палестинцев, заподозренных в коллаборационизме. Затем Хамасперешел к использованию бомб, устроив в 1994-1996 годах восемь взрывов, врезультате которых погибло 95 человек.
Сначалом второй интифады в октябре 2000 году Хамас активизировалтеррористическую деятельность и начал использовать смертников-шахидов. 30 марта2002 года был осуществлен самый масштабный теракт за всю историю Хамас – привзрыве в ресторане Хайфы погибли 35 человек. После этого с мая 2003 по март2004 года Хамас организовал еще 11 терактов, жертвами которых стали 144человека. Хамас причастен к 24 убийствам до подписания соглашений в Осло, 156до начала интифады в сентябре 2000, по крайней мере 377 – после, всего около557 терактов[70].
Дажепобеда Хамас на выборах не оказала влияния на позицию руководителей движения вотношении Израиля. Сразу же после победы на выборах, лидер Хамас Махмуд А-Захарзаявил: «вооружённое сопротивление продолжится, и оно заставит Израиль пойти назначительные уступки, а также заставит Египет и Иорданию пересмотреть своёотношение к Израилю»[71].
Теперьрассмотрим деятельность Хамас с точки зрения определения террористическихорганизаций в законодательстве США, России и документах ООН.
Начнёмрассмотрение с документов ООН. В своих терактах Хамас часто (особенно посленачала второй интифады) использует террористов-смертников, устраивающих взрывыв общественных местах. Эти действия подпадают под действие Международнойконвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (1997). Исламская хартия такжепротиворечат Уставу Организации Объединённых Наций, так как провозглашенные вней цели (решение палестинской проблемы насильственным путём и уничтожениегосударства Израиль) представляют угрозу международному миру и безопасности. И,следовательно, против Палестинской Национальной Автономии (имеющей с 1974 годастатус наблюдателя при ООН), если пришедшее к власти движение Хамас продолжитантиизраильскую политику могут быть применены санкции, предусмотренные седьмойглавой Устава ООН. Основанием для применения санкций в этом случае можетпослужить нарушение правительством Палестинской Национальной Автономии пункта 6статьи 2 Устава ООН, согласно которому Организация обеспечивает, чтобыгосударства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с еёПринципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международногомира и безопасности[72].
Дальшерассмотрим, является ли Хамас террористической организацией согласнозаконодательству США. В Своде законов США выделяется три условия для признанияорганизации террористической (организация должна быть иностранной, вовлечённойв террористическую деятельность, и угрожать безопасности американских граждан инациональной безопасности Соединённых Штатов). Соответствует ли Хамас этимусловиям?
Во-первых,по отношению к США Хамас это иностранная организация. Во-вторых, теракты Хамасимеют политические мотивы (уничтожение независимого еврейского государства) ивключают в себя действия, содержащиеся в списке преступлений террористическогохарактера (диверсии на транспорте; убийства; использование взрывчатых веществ снамерением подвергнуть опасности безопасность одного или нескольких лиц илипричинить значительный вред собственности). В-третьих, антиизраильскаядеятельность Хамас угрожает интересам Соединённых Штатов на Ближнем Востоке.Следовательно, Хамас полностью соответствует критериям террористическойорганизации, выделяемым в законодательстве США.
Резкоотрицательная реакция Соединённых Штатов на победу Хамас на выборах отчастибыла вызвана и традиционной поддержкой, оказываемой США Израилю. И приход квласти радикального исламского движения мог бы значительно затруднить процессближневосточного урегулирования и пошатнуть позиции США в регионе.
Теперьперейдем к рассмотрению Хамас с позиций российского законодательства. ВФедеральном законе №35-ФЗ в Российской Федерации «запрещается деятельностьорганизаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание иподдержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями205-206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации»[73]. Таким образом, в законене делается различия между международными террористическими организациями,действующими на территории России, и организациями, созданными на территорииРоссии. Следовательно, согласно российскому законодательству движение Хамасможет быть признано террористическим, если его представители начнут активнуюдеятельность на территории России. Ввиду особенностей целей Хамас (уничтожениегосударства Израиль), появление и активная деятельность эмиссаров движения натерритории России маловероятно. Поэтому в ближайшие годы не стоит ожидатьрешения российского суда о признании Хамас террористической организацией.
Такимобразом, мы видим, что согласно документам ООН и законодательству США, Хамасявляется террористической организацией. В то время как по российскому закону «Опротиводействии терроризму» деятельность Хамас не классифицируется кактеррористическая. Расхождение во мнениях вызвано особенностями документов,определяющих террористическую деятельность. Законодательство США и договоры ООНимеют широкий территориальный охват. Универсальный характер ОрганизацииОбъединённых Наций определяет их широкое применение. Законы Соединённых ШтатовАмерики, направленные против международного терроризма, применяются ктеррористическим актам, которые совершены в любой точке мира против граждан СШАили проживающих в стране иностранцев[74]. Эта норма американскогозаконодательства обусловлена исполняемой США ролью «мирового полицейского».Ориентация российского законодательства исключительно на борьбу с внутреннимтерроризмом не позволяет признать Хамас террористической организацией.
Особенностиюридического подхода к терроризму обусловили реакцию США, ООН и России напобеду Хамас на выборах. Организация Объединённых Наций и США, основываясь накритериях определения террористической деятельности, осудили приход к власти террористическойорганизации в лице Хамас. Россия, в то же время, не признаёт Хамастеррористической организацией. Представители Хамас даже были приглашены вМоскву для проведения переговоров.
Положениена Ближнем Востоке, несмотря на полярные позиции России и Запада, после приходаХамас к власти остаётся неизменным: Израиль отказывается признать новоепалестинское руководство, которое, в свою очередь, отказывается признать Израиль,хотя проведение терактов со стороны Хамас приостановлено.
Заключение
Определения террористической деятельности, приводимые в российском иамериканском законодательствах, а также в договорах ООН, в самых общих чертах солидарныотносительно того, какие преступления относить к разряду террористических. Кчислу деяний такого рода относятся захват заложников; захват гражданскогосамолёта или судна; организация взрыва; нападение на лицо, пользующеесямеждународной защитой. Однако определения терроризма и связанных с ним понятий взаконодательстве США и России, а также документах ООН значительно различаются. Основнаяпричина расхождений в разности политических мотивов, преследуемых в определении.
Различия в политических мотивах ярко проявились в реакции на победудвижения Хамас на парламентских выборах в Палестинской Автономии. Для ООНглавным является международный аспект, поэтому приход к власти организации,прибегающей в своей деятельности к террористическим методам, был восприняткритично. Для США важна как внутриполитическая (защита от терроризма своихграждан), так и внешнеполитическая (защита своих международных интересов) составляющая.Причиной крайне негативного отношения к победе Хамас на выборах послужилазащита внешнеполитических интересов. В то время как приоритет внутреннейполитики при определении терроризма позволил России пойти на переговоры с Хамасдля поиска возможного выхода из кризисной ситуации.
Библиография
Источники.
1. 8 U.S.C. § 1182 //www.law.cornell.edu/uscode/html/uscode08/usc_sec_08_ 00001182----000-.html#a_3_B
2. 8 U.S.C. § 1189 //www.law.cornell.edu/uscode/html/uscode08/usc_sec_08_ 00001189----000.html.
3. 18 U.S.C. § 2331 // Терроризм. Правовыеаспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научныестатьи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – с. 210-211
4. 22 U.S.C. § 2656f //www.law.cornell.edu/uscode/html/uscode22/usc_sec_22_ 00002656---f000-.html#d_2
5. Foreign TerroristOrganizations (FTOs) // www.state.gov/s/ct/rls/fs/37191.htm.
6. The Covenant of theIslamic Resistance Movement (Hamas) // www.mideastweb.org/hamas.htm
7. Uniting and StrengtheningAmerica by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and ObstructTerrorism (USA PATRIOT ACT) Act of 2001 //www.epic.org/privacy/terrorism/hr3162.html.
8. Конвенция о борьбе с незаконнымзахватом воздушных судов //http://antiterunity.org/ru/laws/international/1970.php
9. Конвенция о борьбе с незаконнымиактами, направленными против безопасности гражданской авиации // www.un.org/russian/documen/convents/aviation_security.html
10. Конвенция оборьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морскогосудоходства // Uited Nations, Treaty Series, 1992, p. 249-261
11. Конвенция опредотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международнойзащитой, в том числе дипломатических агентов // www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/Rintprotected.html
12. Конвенция офизической защите ядерного материала //www.minatom.ru/News/Main/view?id=10132&idChannel=128
13. Международнаяконвенция о борьбе с актами ядерного терроризма // www.un.org/russian/documen/
convents/nucterr.pdf
14. Международнаяконвенция о борьбе с бомбовым терроризмом // www.un.org/russian/documen/convents/bombing.htm
15. Международнаяконвенция о борьбе с захватом заложников // www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/Rtakinghostages.html
16. Международнаяконвенция о борьбе с финансированием терроризма // www.un.org/russian/documen/convents/terfin.htm
17. Протокол о борьбес незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ,расположенных на континентальном шельфе // Uited Nations, TreatySeries,1992, p. 318-323
18. Протокол о борьбес незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международнуюгражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации // www.un.org/russian/documen/convents/airports.htm
19. Резолюция 1368,принятая Советом Безопасности на его 4370 заседании 12 сентября 2001 года. // www.un.org/russian/documen/scresol/res2001/res1368.htm.
20. Резолюция 1377(2001), принятая СоветомБезопасности на его 4413-м заседании, 12 ноября 2001 года // www.un.org/russian/documen/scresol/res2001/res1377.htm
21. Уголовный кодексРФ. Раздел IX, глава 24. // www.garweb.ru/project/law/doc/10008000/10008000-030.htm#2024
22. Уголовный кодексРФ. Раздел X, глава 29. // www.garweb.ru/project/law/doc/10008000/10008000-039.htm#10000
23. Уголовный кодексРФ. Раздел XII. // www.garweb.ru/project/law/doc/10008000/360
24. Устав ОрганизацииОбъединённых Наций // www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm
25. Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе стерроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ // Собрание Законодательства РоссийскойФедерации, 1998. – № 31. – Ст. 3808.
26. Федеральный законРоссийской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»// www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html
Литература.
1. Fern Sidman May our eyes behold your return to Zion //www.shimonzk.blogspot.com/2006/02/legitimization-of-hamas_15.html
2. Зарубежное законодательство в борьбес терроризмом./ Отв. ред. И.С. Власов. – М.: Городец-издат, 2002. – 144 с.