Реферат по предмету "Международные отношения"


Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения

Высшая школа международного бизнесаАкадемии Народного хозяйства приПравительстве РФРЕФЕРАТтема:«Формирование единого экономического пространства напримере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения».Факультет Международного бизнеса,
VII поток, вечернееотделение/>
преподаватель:       Баутина Н.В.студентка:                   Смирнова Э.А.
Москва, 1999 г.
Содержание
                                                                                                          стр.
 I    Что такое Европейский союз.                                                       3
1.  Формирование ЕС – этапы развития.                                      3
2.   УправлениеЕС: структура, полномочия,
порядокпринятия решения.                          5
3.  Расширение ЕС.                                                                     10
 II    ЕС – член мирового сообщества.                                                 12
1.  ЕС какстимулятор интеграционных процессов.                        16
2.  ЕС истраны центральной и восточной Европы.                       18
3. Отношения ЕС и России.                                                         19
III    Региональнаяполитика ЕС.                                                         21
Список использованной литературы                                             23
ЧТО ТАКОЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ?
Европейский Союз объединяет 15европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамкахвсе более тесного объединения на основе общих экономических, политических исоциальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному иустойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, этодостигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепленияэкономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютногосоюза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцевобеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союзаразрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство,телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Дляотношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческуюполитику и начинает играть все более важную роль на международной арене путемпроведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.
Для обретения нового пониманияпроблемы единства своего континента европейцам понадобилось пережить двемировых войны. Демократические западноевропейские правительства, всяческистремясь избежать ошибок, совершенных после I Мировой войны, выбрали новый путьразвития – экономическую и политическую интеграцию.
Ее подготовительным этапом стало пятилетие 1945 – 1950 гг.В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла,была создана Организация европейского экономического сотрудничества,впоследствии – Организация экономического сотрудничества и развития. В том жегоду был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды иЛюксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы ирезультаты международного сотрудничества в экономической сфере. Наконец, в 1949г. был основан Совет Европы.
Дальнейшие шаги по путиинтеграции были предприняты благодаря Жану Монне, государственному чиновникувысокого ранга, который в описываемый период возглавлял Национальный совет попланированию Франции. Жан Монне предложил передать руководство угледобычей ичерной металлургией Франции и Германии наднациональному органу.
План создания Европейскогообъединения угля и стали был обнародован 9 мая 1950 г. Р. Шуманом, занимавшим вто время пост министра иностранных дел Франции. Этот план, получивший названиепо фамилии своего создателя – «план Шумана» – положил начало новой странице вистории Европы. Он предусматривал установление международного контроля над ключевымиотраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного кисполнению для его участников. Тем самым становилось невозможным резкоенаращивание вооружений в целях подготовки к войне.
Осознавая важность плана Шумана,к нему быстро выразили желание присоединиться Италия и страны Бенилюкс. Планстал первым шагом в направлении интеграции. 18 апреля 1951 г. между Бельгией,Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен ПарижскийДоговор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля истали. ЕОУС приступило к выполнению своих функций 10 августа 1952 г.; егопервым председателем стал Жан Монне.
29 мая 1956 г. 6 стран-участницЕОУС одобрили доклад бельгийского государственного деятеля П.-Г. Спаака, посвященныйпроблемам экономического союза и союза в области использования ядерной энергиив мирных целях. Результатом стало подписание «Шестеркой» 25 марта 1957 г.Римских договоров, учреждавших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) иЕвропейское  Сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, возниклиуже три союза западноевропейских государств.
Целью всех перечисленныхдоговоров было ускорение экономического роста и повышение жизненного уровнянаселения стран-участниц, предотвращение войны, укрепление мира и «упрочениесоюза европейских государств».
Первоначально управление ЕОУС иЕЭС-Евратом осуществлялось двумя различными руководящими органами. В 1967 г.произошло слияние Высшего руководства органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. Новыйорган заложил институциональную основу современного Европейского сообщества.
План создания ЕОУС,провозглашенный Р. Шуманом в мае 1950 г., стал первой ступенькой долгосрочногопроцесса развития Европейского Сообщества. Одним из необходимых условий участиястраны в Сообществе является пребывание у власти демократическогоправительства, деятельность которого построена на принципах плюрализма. Этоусловие длительно отсутствовало в Греции (период военной диктатуры), а также –до начала 70-х гг. – в Испании и Португалии.
Основные этапы развитиясообщества «вширь»:
1января 1958 г.:Договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Евратоме вступают вдействие.
Июль1961 г.: ЕЭС иГреция подписывают соглашение об ассоциированном членстве.
Декабрь1964 г.:вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с Турцией.
Январь1973 г.:Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства. Число членов Сообществавыросло до 9.
Январь1981 г.:Вступление Греции.
Январь1986 г.:Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь насчитывает 12государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с Кипром и Мальтой.
Январь1994 г.:Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) вступает в силу,распространяя многие преимущества единого рынка ЕС на страны ЕАСТ.
Февраль1994 г.:Вступают в силу «Европейские» соглашения или соглашения обассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают заподписавшими их государствами право стать полноправными членами Союза, кактолько они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам ЕС.
Апрель1994 г.: Польшаи Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о вступлении.
Январь1995 г.:Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к Европейскому Союзу, после того какуспешные переговоры о вступлении были подтверждены на национальныхреферендумах. Таким образом, ЕС довел число своих членов до 15. Норвегия,которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в ЕС ввидуотрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994 г.
Февраль1995.: Вступилив силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской республикой, Словакией,Болгарией и Румынией.
Июль1997 г.:Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале 1998 года кпереговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей, Венгрией,Эстонией, Словенией и Кипром.
Краеугольнымкамнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года,который определил три столпа Европейского Союза: первый — это ЕвропейскоеСообщество, два новых — это межправительственное сотрудничество в международнойполитике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах.Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большейполитической интеграции.
Задачейследующего века будет расширение Европейского Союза и включение новыхстран-членов — особенно из Центральной и Восточной Европы.ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Интересыевропейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:
·   ЕвропейскаяКомиссия
·   Совет министров
·   ЕвропейскийПарламент
·   Суд
·   Счетная палата
Кромеэтого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссиипроводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в рамкахЕвропейского Советадля выработки стратегии развития Европейского Союзаи определения общих политических принципов.
Европейский Совет не следует путать срасположенным в Страсбурге Советом Европы

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
ЕвропейскаяКомиссия — исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности отнациональных правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по двапредставителя от каждой из 5 крупных стран-членов — Франции, Германии, Италии,Великобритании и Испании — и по одному от каждой из 10 малых стран — Бельгии,Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии,Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет,утверждается Европейским Парламентом. С января 1995 г. ПредседателемЕвропейской Комиссии является Жак Сантер.
Каждыйчлен Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляетсоответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссияиграет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной навыполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательнымиинициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случаенарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в томчисле обратиться в Европейский суд.
Комиссияобладает значительными автономными правами в различных областях политики, в томчисле аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д.Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различнымифондами и программами Европейского Союза, такими как ФАРЕ, Тасис.
Основнымирабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но всеофициальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальныхязыках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом,итальянском, португальском, испанском, финском и шведском.
Штаб-квартираЕвропейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Советминистров является основным органом принятия решений, в его рамках членынациональных правительств проводят переговоры, обсуждают законодательные актыСообщества и принимают (либо отвергают) их путем голосования. Он собирается науровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимостиот обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министровэкономики и т.д.)
Законодательныеакты Сообщества издаются в виде постановлений и директив. Постановления носятобязательный характер и включаются в национальные законодательствастран-участниц. Обязательными к исполнению являются и директивы. Однако выборметодов их реализации является прерогативой стран-участниц. Большинствовопросов включается в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне.Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, гдеработают не только дипломаты, но и чиновники всех национальных министерств.Главы этих представительств проводят еженедельные совещания в рамках Комитетапостоянных представителей, который по заглавным буквам своего французскогоназвания обычно именуются КОРЕПЕР. В ходе данных совещаний послами инациональными чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы,требующие решения на уровне Совета Министров.
Всоответствии с договорами об учреждении Сообществ, решения Советов Министровпринимаются в зависимости от их профиля – либо единогласно, либо на основанииквалифицированного большинства. Количество голосов каждой страны-участницызависит от масштабов ее экономики. Германия, Франция, Великобритания и Италиярасполагают 10 голосами каждая. Испании принадлежит 8 голосов, Бельгии, Греции,Португалии и Нидерландам – по 5, Дании и Ирландии – по 3, Люксембургу – 1голос.
Такимобразом, ни одна из стран самостоятельно не может заблокировать то или иноерешение: для этого необходимо совместное действие по меньшей мере трех стран.
ПостПредседателя Совета Министров занимают по очереди представители всехстран-участниц. Для каждого из них срок пребывания на этом посту составляет 6месяцев; обязанности Председателя выполняют министры иностранных дел.
Порядокротации стран-председателей на ближайшие 5 лет:Нидерланды 1 января — 30 июня 1997 Люксембург 1 июля — 31 декабря 1997 Великобритания 1 января — 30 июня 1998 Австрия 1 июля — 31 декабря 1998 Германия 1 января — 30 июня 1999 Финляндия 1 июля — 31 декабря 1999 Португалия 1 января — 30 июня 2000 Франция 1 июля — 31 декабря 2000 Швеция 1 января — 30 июня 2001 Бельгия 1 июля — 31 декабря 2001
 

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
ЕвропейскийПарламент является собранием из 626 депутатов, напрямую избираемых гражданамистран-членов ЕС, сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается надва с половиной года. Члены Европейского Парламента объединяются не понациональному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Внастоящее время в Европарламенте создано 9 депутатских групп, среди которыхнаиболее широко представлена группа европейских социалистов (217 депутатов).
Депутатыизучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения сСоветом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС иЕвропейской Комиссии. Депутаты также самостоятельно поднимают вопросы,касающиеся России, в частности в таких сферах, как приграничное сотрудничествои инициативы по укреплению прав человека и демократии, взаимодействие в областивысшего образования, а также в рамках проектов по охране окружающей среды исодействию свободе печати.
Допринятия Единого Европейского Акта 1986 г. Европарламент имел правоблокирования бюджета и внесения изменений в отдельные его статьи. Но в целом онобладал лишь правом совещательного голоса, и Совет Министров мог не учитыватьего мнение.
Спринятием вышеназванного акта мероприятия в целях создания Единого рынка сталипроходить так называемую «процедуру сотрудничества», что значительно укрепилополномочия Европарламента. В случае если Европарламент отклоняет законопроектпри его повторном чтении, Совет Министров может одобрить его толькоединогласным решением.
Такимобразом, для блокирования законопроекта, Европарламенту требуется лишь 1большой или малый союзник в Совете министров.
Влияниеи значение Европарламента проявляется и в ряде других аспектов. Парламентобладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем, он никогда непользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новыхчленов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве иторговых договоренностей с третьими странами.
Парламентназначает омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы,касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты Парламенту.
Европарламентпроводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД
Европейскийсуд проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшейинстанции.
Судрегулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членамии самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либоюридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения помеждународным соглашениям; он также выносит предварительные постановления поделам, переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие юридическойсилы. Разумеется, под его юрисдикцию не попадают области, не охваченныедоговорами ЕС, например, уголовное право.
Всоответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафына государства-члены, не выполняющие его постановления.
Какправило, для слушания дел Суд разделяется на две палаты. В особо серьезныхслучаях проводятся совместные слушания. Решения принимаются большинствомголосов.
Евросудчасто называют мотором интеграции. Его наличие предупреждает произвольноетолкование законодательства ЕС странами-участницами; решения Евросудаобязательны к исполнению.
Евросудне имеет в своем распоряжении каких-либо средств принуждения. Однако вподавляющем большинстве случаев страны-участницы Сообщества соглашаются с егорешениями. Ведь это – в их общих интересах.
Судсостоит из 15 судей, по одному от каждого из государств-членов. Они назначаютсяна шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляетсяполовина состава судей.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Счетнаяпалата начала работу в 1977 году с целью проверки всех расходов ЕС илисозданных им институтов. Она состоит из 15 членов, избираемых на шесть лет иполностью независимых в своей деятельности.
Счетнаяпалата имеет не только большой политический авторитет, но, что более важно –постоянный довольно большой штат сотрудников. Таким образом, палата можетпроводить аудит деятельности не только членов Европейского сообщества исозданных им институтов (агропромышленный комплекс, таможенные пошлины), но истран – ассоциированных членов (готовящихся стать полноправными членами ЕС).Счетная палата может высказывать свое мнение, давать советы организациямЕвросоюза по их работе, а также рассматривать вопросы, затронутые этимиорганизациями.
Маастрихтскийдоговор 1992 г. упрочил положение Счетной палаты, придав ей более официальныйстатус и расширив круг ее полномочий.
Вконце каждого финансового года палата представляет отчет о проделанной работе,публикуемый в официальных изданиях. В дополнение к этому Палата публикуетбольшое количество специфических отчетов и исследований по определеннойтематике (например, о продовольственной помощи развивающимся странам).
Парламент,сыгравший большую роль в организации Счетной палаты, в полной мере используетее возможности по расследованию различных дел, выявлению мнений и ежегоднымотчетам для укрепления контроля над более экономичным расходованием средствЕвропейского союза и ужесточением условий выдачи грантов из бюджета союза.
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
КомиссияЕС разрабатывает законодательные акты Сообщества, как по собственнойинициативе, так и по запросу Европарламента и Совмина. Оба названных органа немогут решить вопрос без его юридического обоснования Комиссией.
Комиссиянаправляет свои законодательные предположения в Совет Министров, который затемпередает их Европарламенту. Там они поступают соответствующим Комиссиям; телибо вносят в предложения свои поправки, либо вотируют их без изменений. Затемпредположения поступают на пленарное заседание Европарламента в Страсбурге.
Параллельнопредположения передаются Комитету по Социально-Экономическим вопросам. В этоторган назначаются представители промышленности, профсоюзных групп и союзовпотребителей, профессиональных союзов. Комитет по Социально-Экономическимвопросам является консультативным органом. Получив законодательноепредположение и изучив его, он направляет свое заключение Совету Министров.
Данноезаключение, равно как и результаты прохождения, предположением комиссииЕвропарламента, снова возвращаются в Комиссию. Она может учесть сделанныезамечания и внести их в текст подготавливаемого законодательного акта. Послетого он еще раз направляется в Совет Министров и Европарламент для повторногочтения. И здесь акт снова проходит тот же путь – представляется для слушанийсоответствующим комиссиям, по нему принимается решение на сессии в Страсбурге.Чтобы стать законом, законопроект после этих процедур должен еще получитьодобрение Совета Министров.
Налюбой стадии описанного процесса Комиссия вправе полностью или частичноизменить юридический акт. После принятия Советом Министров решения на Комиссиювозлагается контроль за ходом его выполнения.
Напервый взгляд, процесс принятия решений в ЕС представляется очень громоздким.Следует, однако, учитывать, что подобная сложность позволяет «встроить» впроцесс ряд регулирующих и контролирующих процедур, что придает емудемократичный характер, позволяет основываться на дискуссиях, взаимныхконсультациях и консенсусе.РАСШИРЕНИЕ ЕС: «ПОВЕСТКА ДНЯ — 2000»
«Жизнькак внутри Евросоюза, так и вне его границ быстро меняется. Он долженопределиться, как самому приспосабливаться, развиваться и изменяться.Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы, возможностью, которой онадолжна воспользоваться ради своей безопасности, своей экономики, своей культурыи своего статуса в мире». (Жак Сантер)
16июля 1997 годаЕвропейскаяКомиссия утвердила предложенный ею ранее список государств, рекомендуемых дляприсоединения к Европейскому Союзу. Окончательное решение по кандидатурамостается за главами государств и правительств ЕС. Такое решение принято вЛюксембурге на саммите Евросоюза в декабре 1997 года.
Кандидатамина вступление в ЕС стали 5 стран Восточной Европы: Польша, Чехия,Венгрия, Словения, Эстония.
Чтокасается Кипра, то Европейская Комиссия решила, что переговоры овступлении в ЕС Кипра начнутся через шесть месяцев после заключенияМежправительственной конференции (МПК), завершившейся в Амстердаме в июне 1997года.
Ещес пятью странами Восточной Европы Европейская Комиссия отложила проведениепереговоров до выполнения ими ряда экономических и политических требований. ЭтоЛатвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария.
РасширениеЕС — процесс главным образом экономический, а значит длительный. Тем не менее,согласно самым оптимистическим прогнозам названная шестерка стран можетрассчитывать на вступление в Евросоюз уже к 2002 году.
Одновременнос решением по кандидатам на вступление в ЕС Европейская Комиссия опубликоваладоклад под названием «Повестка дня-2000»(«Agenda-2000»). Этот доклад объемом 1300 страниц посвященисторическому процессу постепенного присоединения к Европейскому Союзу странбывшего советского блока в Центральной и Восточной Европе, а также государств,образовавшихся в результате развала СССР.
Критерии для вступления в ЕС.
Поотношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать членамиЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными на заседанииЕвропейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:
·    страна-кандидатдолжна достичь стабильности институтов, гарантирующих демократию, правовыенормы, права человека, уважение и защиту меньшинств;
·    страна-кандидатдолжна иметь эффективную рыночную экономику, быть способной выдержатьконкурентное давление и противостоять рыночным силам внутри ЕС;
·    страна-кандидатдолжна быть способной взять на себя обязательства членства в ЕС, в том числестрогое соблюдение целей политического, экономического и денежного союза.
ЕС – ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА.
Быстрыйэкономический рост Сообщества и масштабы его влияния на международную жизньпревратили его в один из трех основных центров современного мира.
Натерритории Сообщества нет сколько-нибудь существенных природных ресурсов.Поэтому его хозяйственная жизнедеятельность зависит от свободы мировойторговли. Неудивительно, что торговая политика Сообщества всегда отличаласьлиберализмом. Его внешние таможенные пошлины на промышленные товары непревышают 20% и являются одними из самых низких в ГАТТ. ЕС – крупнейшая мироваяторговая держава; на него приходится почти одна пятая часть мировой торговли.Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. НаЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
ЕСподдерживает дипломатические отношения в общей сложности со 130 странами мира.Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимаетучастие и в ежегодных встречах на высшем уровне 7 ведущих государств Запада – влице своего непосредственного представителя, президента КЕС, а также 4 своихкрупнейших членов – Франции, Германии, Великобритании и Италии.
ЕСс самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).НЕЕВРОПЕЙСКИЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ.ОТНОШЕНИЯ С ЕАСТ.
Великобритания,первоначально не вошедшая в «Шестерку» стран-учредительниц ЕЭС,вместо этого организовала в 1959 г. Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли –ЕАСТ – в составе 7 членов.
Великобританияи Дания покинули ЕАСТ и вступили в ЕЭС в 1973 г.; Португалия – в 1986 г. НоЕАСТ пополнилась тремя новыми членами, так что теперь она опять представляетсобой «Семерку». В ее состав входят Австрия, Исландия, Лихтенштейн,Норвегия, Швеция, Швейцария и Финляндия.
Главноеотличие ЕАСТ от ЕС состоит в том, что при осуществлении свободной торговлимежду входящими в нее странами ни одна из них не поступается какими-либоэлементами своего суверенитета и не создаются институты, обладающиезаконодательной властью.
В1984 г. ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственногопространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, какэкономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство,транспорт, черная металлургия.
ЕАСТпредпочитала бы заключить такие соглашения, которые предоставляли бы ее членамвсе выгоды от подобного союза, но позволяли бы избегнуть участия винституциональных аспектах деятельности ЕС.
Врезультате длившихся два года переговоров в мае 1992 года ЕАСТ и ЕС заключилисоглашение о Едином экономическом пространстве. В пределах этой территориидолжны соблюдаться 4 известных свободы движения: людей, товаров, услуг,капитала.США.
Европаи США обладают единым историческим и культурным наследием. Их характеризуютодинаковые политические ценности и демократические принципы. По окончаниивторой мировой войны именно США способствовали выживанию, политическому ихозяйственному восстановлению западноевропейских демократий в условиях ихпротивостояния военной мощи восточноевропейского блока во главе с СССР.
Несмотряна некоторые различия в торговой политике, в частности, в области обменапродукцией сельского хозяйства и сферы услуг, ЕС и США разделяют концепцию«единого мира», которая во многом способствовала их процветанию. ПредставителиЕС и США проводят постоянные взаимные консультации; с 1981 г. уровень ихполитического диалога возрос благодаря переходу к ежегодному обменуофициальными делегациями во главе с высокими должностными лицами, какГосударственный секретарь США и Председатель Комиссии ЕС.
В1990 г. США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию, которая способствуетдальнейшему укреплению их отношений, прежде всего в политической сфере.ЯПОНИЯ.
Объемяпонского экспорта в Сообщество примерно вдвое выше, чем объем закупок Японии вЕС. Этот дисбаланс вызывает напряженность во взаимных отношениях. В течениемногих лет Сообщество критиковало Японию за «демпинг дешевых товаров» в Европеи за то, что японцы не спешат открыть свой внутренний рынок для европейскихтоваров.
Японскиеинвестиции в Сообществе уже достигли значительных масштабов. Например, вложениев завод автомобильных моторов в одной из стран ЕС породило юридический актСообщества, в соответствии с которым 80% всего объема автомобилей, производимыхдочерними японскими предприятиями, должны производиться в Европе. Этотдокумент, а также  подписанная совместная декларация, являются правовой основойотношений ЕС и Японии.КАНАДА.
УКанады, как и у США, общие с европейскими странами ценности. Для Канадысходство даже глубже. Канада, большинство стран ЕС и США, достигли высокогоуровня промышленного развития, во все большей мере основывающегося на высокомуровне технологии, а также значительной доли сектора услуг в экономике. ДляКанады ЕС является вторым после США зарубежным торговым партнером и инвестором.
Длярассмотрения вопросов торговли дважды в год – поочередно в Брюсселе и в Оттаве– происходят встречи руководства ЕС и канадских высокопоставленных официальныхлиц. Ежегодно происходит обмен мнениями с канадскими парламентариями идепутатами Европарламента по вопросам двусторонних и международных отношений.Всеамериканская хартия, аналогичная Трансатлантической хартии между ЕС  и  США,  былаподписана ЕС и Канадой в 1990 г.АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ.
Этистраны также объединяет в ЕС историческая и культурная общность. Многиеамериканцы и канадцы, австралийцы и новозеландцы уходят корнями в страны ЕС, атакже в государства Центральной и Восточной Европы. Австралия и Новая Зеландияподдерживают с ЕС постоянный диалог – обмен парламентариями, консультацииминистров.
ДляАвстралии ЕС – основной экспортный рынок и ведущий импортер. Сообществоявляется также третьим по величине зарубежным инвестором в этой стране. ЕСвыступает и ведущим контрагентом Новой Зеландии, на него приходится примерно22% оборота новозеландской внешней торговли. ЕС обеспечивает также примернополовину осуществляемых в Новой Зеландии валовых капиталовложений.СТРАНЫ АФРИКИ И КАРИБСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА.
ЕС– крупнейший единый экономический партнер развивающихся стран. Проводимая в отношенииэтой группы государств политика Сообщества включает помощь на цели развития имодернизации экономики и специальные торговые соглашения, нацеленные наобеспечение доступа товаров развивающихся стран на территорию Сообщества. ЧленыЕС вместе с другими развитыми государствами участвуют в оказании срочнойпродовольственной помощи развивающимся странам, чье население страдает отголода. Параллельно ЕС финансирует стратегические продовольственные программы,направленные на снижение зависимости третьего мира от внешних источниковснабжения продуктами питания.
Историческиеузы, в ряде случаев – колониальное прошлое, стали тем фундаментом, на которомсейчас строятся отношения ЕС с 69 странами Африки и Карибско-Тихоокеанскогобассейна (страны АКТ). Юридической базой этих отношений служит Ломейскаяконвенция, в которую входит большинство беднейших и наименее развитых странмира.
4-яЛомейская конвенция вступила в действие в сентябре 1991 г. Ее назначениесостоит в том, чтобы ускорить социально-экономическое развитие стран АКТ иупрочить их сотрудничество с Европейским Сообществом на основе равноправия. Сэтой целью конвенция предусматривает проведение диалога по проблемам политикиразвития торговых и финансовых соглашений.
Контрольза выполнением конвенции возложен на Объединенный Совет Министров ЕС-АКТ,комитет послов ЕС-АКТ и объединенную группу депутатов Европарламента ипредставителей стран АКТ.СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК.
Врамках единой средиземноморской политики Сообщество имеет соглашение об ассоциированномчленстве или о сотрудничестве с 12 странами этого региона. Цель данныхсоглашений – оказание содействия развитию данных стран и стимулированиевзаимной торговли.
Соглашенияоб ассоциированном членстве заключены Сообществом с Турцией, Кипром и Мальтой;все они уже подали заявки на вступление в ЕС в качестве полноправных членов.
ВЮжном Средиземноморье и на Ближнем Востоке у ЕС имеются торговые соглашения с 8странами – Алжиром, Марокко, Тунисом, Египтом, Израилем, Иорданией, Сирией иЛиваном. В соответствии с этими соглашениями указанные страны получают правобеспошлинного ввоза на территорию Сообщества своих промышленных товаров, атакже льготной торговли своей сельскохозяйственной продукцией. Имеется исоглашение ЕС с Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, участникамикоторого являются Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ.ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА.
Навсе страны этого континента распространяются единые торговые преференции инекоторые льготы, цель которых – стимулирование экспорта латиноамериканскихизделий в Сообщество. Традиционно данные страны имеют положительное сальдо вторговле с ЕС. Сообщество поддерживает процесс латиноамериканской региональнойинтеграции и направляет в этот регион все более масштабную финансовую и техническуюпомощь.
ЕСзаключило коллективные соглашения о сотрудничестве с 6 странами ЦентральнойАмерики и 5 государствами-участниками Андского пакта. Цель этих соглашений –поддержание мира, упрочение демократии и стимулирование экономического развитияв названных регионах. Со всеми остальными странами Латинской Америки заключеныдвусторонние соглашения о торговле и сотрудничестве.АЗИЯ.
УЕС имеется соглашение о сотрудничестве с общим рынком АСЕАН, который включает 7восточно-азиатских государств, а также соглашения о торговле и сотрудничестве сИндией, Пакистаном, Шри-Ланка и Бангладеш. Все они пользуются торговымильготами на основании общего режима торговых преференций Сообщества.
Важнейшимицелями внешней политики ЕС являются поддержание свободы торговли истимулирование экономического развития стран третьего мира. Задача состоит взащите самых широких интересов граждан Сообщества и, несомненно, ЕС способновыполнить ее лучше, чем каждая из его 12 стран-участниц – по отдельности.ЕС КАК СТИМУЛЯТОР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Всвязи со всем вышеизложенным, хотелось бы отметить роль ЕС как стимулятораинтеграционных процессов в других регионах мира.
Какпоказала практика, реальное интегрирование возможно лишь при наличии трехосновных объективных условий.
Во-первых,нужен достаточно высокий уровень развития промышленности и диверсификациипроизводства, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все болеезаинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно лишьмежду странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенновысокотехнологичные ее отрасли. Менее же развитые страны производят иэкспортируют, в основном, базовые товары и являются тем самым по отношению другк другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы.
Во-вторых,даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны кинтегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является некомандно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственныецены, квазиденьги, плановые издержки производства и государственная монополиявнешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующимилицами являются не чиновники, а частные предприниматели. Одним словом, безрыночного механизма нет экономической интеграции.
В-третьих,интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличиив государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политическойдемократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные икультурные интересы различных групп населения и гарантировать верховенствоправа над волей сильных мира сего. В противном случае и внутренняя ситуация, ивнешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающимидоверие со стороны других стран-партнеров.
Лишьтам, где все условия присутствуют, удается продвинуться по пути, проложенномуЕС. Речь идет прежде всего о Северной Америке, о наиболее развитых странахАзиатско-Тихоокеанского региона, а также сравнительно успешно функционирующихгруппировках АСЕАН в Юго-Восточной Азии и МЕРКОСУР в Южной Америке.
В90-х гг. начинается формирование обширных торгово-экономических блоковконтинентальных и даже сверх континентальных масштабов, объединяющих не тольковысокоразвитые в экономическом и политико-правовом отношении страны, но инекоторые менее развитые государства. И опять инициатором этого процессавыступает Западная Европа.
Успешнопреодолев во второй половине 80-х гг. застой интеграционного процесса,Европейский Союз не только двинулся вперед к экономическому и валютному союзу,но и успешно расширяет свои пределы. Через 8-13 лет этот высокоинтегрированныйторгово-экономический блок будет насчитывать 480 млн. потребителей, егосовокупный ВВП составит от 8750 до 9900 млрд. долл., его доля в мировомэкспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что он будет выступать на мировойарене с единых внешнеэкономических и политических позиций. А это в условияхокончания «холодной войны», когда завершилось ракетно-ядерное противостояниемежду Организацией Варшавского договора и НАТО, когда Западная Европа пересталабыть младшим партнером США и получила возможность проводить независимую отВашингтона политику, представляет для американских деловых кругов серьезнуюопасность.
Передлицом такой угрозы США изменили свой прежний принцип неучастия в организационнооформленных торговых союзах. В 1988 г. они узаконили свои давние интеграционныесвязи с Канадой, учредив зону свободной торговли. Через пять лет Вашингтонвтянул в нее Мексику как одну из наиболее продвинутых развивающихся странЛатинской Америки: с 1994 г. начала функционировать Североамериканская зонасвободной торговли (НАФТА). Развивая курс на создание мощного противовеса ЕС,У. Клинтон предложил программу формирования к 2010 г. зоны свободной торговлиЗападного полушария (ЗСТЗП) в составе свыше трех десятков государств Северной,Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна. В 1994 г. на панамериканскомсаммите утвержден «План действий», предусматривающий формирование в течение полуторадесятилетий такой зоны.
ВЮжной Америке в последние годы набирает темпы интеграция Бразилии, Аргентины,Уругвая и Парагвая в рамках МЕРКОСУР, а сама это группировка обретает всебольшую роль в Латинской Америке.
Такиеперспективы в Западной Европе и Америке не могли оставить равнодушнымируководителей Японии и других государств Юго-Восточной Азии. В 1989 г. вКанберре была учреждена межправительственная организация интеграционнойнаправленности – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) всоставе 12 стран, включая и США.
Насаммите стран АТЭС в ноябре 1994 г. в Багоре (Индонезия) была принятадекларация, в которой были зафиксированы конкретные сроки создания зонысвободной торговли: к 2010 г. намечается завершить либерализацию торговли иинвестиций в ведущих странах региона, а к 2020 г. – в менее развитых. Все этобумерангом вернулось к ЕС. На фоне таких событий Брюссель пересмотрел своетрадиционное весьма осторожное отношение к сотрудничеству со странами Южного иВосточного Средиземноморья. В 1994 г. руководство ЕС заявило о намерениисоздать зону свободной торговли с 12 развивающимися странами Средиземноморья –от Туниса до Турции, включая Палестинскую автономию (но исключая Ливию). Вноябре 1995 г. совместная конференция 15 государств ЕС и упомянутых 12государств одобрила проект создания Средиземноморской зоны свободной торговли к2010 г.
Такимобразом, в первые десятилетия XXI в. ожидаются существенные сдвиги как внутризон активного интегрирования, так и в мировом экономическом пространстве вцелом.
Первоначальнаятенденция объединять в интеграционные комплексы лишь высокоразвитые страны,созревшие для интеграции на рыночной основе, уступает место формированию новыхторгово-экономических блоков с плотным ядром из индустриальных и постиндустриальныхстран и рыхлой периферией из среднеразвитых индустриализирующихся государств –своего рода «галактические туманности». Будут формироватьсямногоступенчатые системы, включающие страны разного технико-экономическогоуровня развития. Классическая модель односкоростного интеграционного процесса вЕС уйдет в прошлое.ЕС И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
Ещев 1972 г. ЕС предприняло первую безуспешную попытку формально нормализоватьотношения с восточно-европейскими странами (неформальные контакты существовалиуже в 60-е гг.). Впоследствии такие попытки делались неоднократно. Среди нихследует особо отметить предложение Комиссии ЕС от ноября 1974 г. о заключенииторговых соглашений ЕС по отдельности с каждым европейским участником СЭВ.
Дорогук установлению отношений на официальном уровне между Сообществом и каждой изстран-участниц СЭВ проложила лишь Совместная Декларация, подписанная в июне1988 г. Летом 1988 г. эти отношения уже были установлены, и в том же году приКомиссии ЕС открылись представительства этих стран. Начались и переговоры озаключении соглашений о торговле и сотрудничестве между ними и Сообществом.Первое подобное соглашение – между ЕС и Венгрией – было подписано в декабре1988 г.
Новыйимпульс отношения ЕС со странами Восточной и Центральной Европы получили в 1989г. во время совещания глав государств и правительств 7 ведущих стран Запада,которое имело место в Париже 14 июля 1989 г., было принято решение опредоставлении экономической и финансовой помощи Венгрии и Польше. Последнейвыделялась также срочная продовольственная помощь. Координация помощи былавозложена на Комиссию ЕС, что свидетельствовало о признании непрерывновозраставшей роли Сообщества на международной арене. Помощь должна былапоступать в виде безвозвратных займов от 24 стран ОЭСР.
Врамках помощи ОЭСР Польше и Венгрии (как странам, предпринявшим наиболееконкретные шаги на пути к рыночной экономике) Сообщество разработало свойсобственный механизм. Так возникла программа ФАРЕ, получившая имя по первым букваманглийского названия программы: «Польша и Венгрия: помощь в целях модернизацииэкономики» (Poland and Hungary: Assistance for the Reconstruction of theirEconomy).
Вначалепрограмма ФАРЕ была разработана для поддержки структурной перестройки экономики,стимулирования перемен, необходимых для перехода от планового к рыночноориентированному хозяйству, к частному предпринимательству. Помощь в рамкахэтой программы оказывалась преимущественно в форме технического содействия ипередачи технологий. Ее основными получателями выступают сельское хозяйство,обрабатывающая промышленность, энергетика, финансовые услуги. Она направляетсятакже приватизации, стимулирования инвестиций, охраны окружающей среды иобучения специалистов.
Первоначальнопрограмма ФАРЕ была нацелена на оказание помощи исключительно Польше и Венгрии.Затем, однако, она распространилась на Чехо-Словакию, Болгарию, Румынию иЮгославию, а с 1992 г. – на Албанию и государства Балтии.
СтраныСНГ не подлежат включению в программу ФАРЕ. Для них ЕС создал параллельныйфонд.
Программа Фаре ЕвропейскогоСоюза, которая изначально была программой технического содействия, теперьприобрела задачу поддержать в качестве программы структурной помощи стратегиюна вступление стран Центральной Европы в Европейский Союз.
Падениекоммунистических режимов привело к активизации отношений между ЕС и странамиЦентральной Европы. В том числе были подписаны соглашения об ассоциации, такназываемые «Европейские Соглашения».
«Этиотношения стали еще более тесными с тех пор, как на заседании ЕвропейскогоСовета в Копенгагене в июне 1993 года было заявлено, что страны, подписавшие»Европейские Соглашения" с ЕС, имеют право быть членами ЕС.
Внастоящее время действуют десять Соглашений. Шесть из них — с Болгарией,Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией вступили в силу. Соглашения сЭстонией, Латвией, Литвой и Словенией пока не ратифицированы.
Этисоглашения придают странам, их подписавшим, ассоциированный статус и охватываюткак политические, так и экономические отношения. Они устанавливают регулярный иинтенсивный политический диалог, постепенную экономическую интеграцию ифинансовую помощь.
Соглашенияявляются бессрочными и позволяют странам Центральной Европы в течение десятилет устранить экономические и финансовые барьеры, в то время как ограничения состороны ЕС на импорт промышленной продукции из этих стран были сняты к 1 января1995 года.
Общаяпомощь со стороны ЕС и его стран-членов двенадцати странам Центральной Европы(10 уже упомянутым странам, а также Албании и Македонии) составляет 33,8миллиард ЭКЮ в период с 1990 по 1994 года — 45% общей помощи, которую получилиэти страны. Около 5,3 миллиарда ЭКЮ было передано в рамках программы Фаре,основной программы технической помощи со стороны ЕС для стран ЦентральнойЕвропы на период 1990 — 1995 годов.ОТНОШЕНИЯ ЕС И РОССИИ.
Россияи страны Европейского Союза связаны друг с другом на протяжении многих веков. Вполитическом, культурном и коммерческом отношении история России теснопереплетается с историей ее европейских партнеров. Однако стратегическоепартнерство между Россией и европейскими странами начинает развиваться толькосейчас, по мере того, как сотрудничество начинает приносить плоды. Обе стороныпривержены развитию тесных и взаимообогащающих партнерских отношений.
ДляЕвропейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду причин. Россияиграет важную роль на мировой арене, и от нее во многом зависит стабильность навсем европейском континенте. Россия также обладает значительным экономическим,торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС является не только основным торговымпартнером России, но — с присоединением к нему Финляндии в 1995 г. — и еесоседом.
ЕвропейскийСоюз первым оценил масштабы задач политических и экономических перемен, ккоторым приступила Россия. Он также первым стал активно содействовать этомупроцессу. В качестве основы такого содействия ЕС начал переговоры с цельюзаключения рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС),предназначенного для развития диалога и обеспечения равноправного партнерствапрактически по всем направлениям потенциального сотрудничества.
ЦельюСоглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) является содействиеполитическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству междуРоссией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитиювзаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.
Подписанноев июне 1994 г. Соглашение открывает новую главу в отношениях между ЕС иРоссией.
Оновступает в силу после завершения процесса ратификации с участием ПарламентаРоссии, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимныеобязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двухпротоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.
СПСявляется провидческим документом для обеих сторон. Сфера его действиячрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих иэкономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашениеустанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставитуважение прав человека и демократических процессов в самый центр этихотношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такиеразнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управленияпочтовыми системами или сохранение памятников и монументов.
Политическаязначимость соглашения состоит в том, что оно строится на общепринятых принципахполитических свобод и прав человека, оно вписывается в систему многостороннихдоговоров и других действующих в Европе институциональных отношений.
Дляобеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Советсотрудничества собирается раз в год на уровне министров. Комитетсотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказываетподдержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентскогосотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и ФедеральногоСобрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендацииСовету по сотрудничеству.
Пока Соглашение о партнерстве и сотрудничествеокончательно не ратифицировано, действует Промежуточное соглашение, позволяющеевыполнять положения СПС, связанные с торговлей. Оно было подписано в июле 1995г. и вступило в силу в феврале 1996 г. Это соглашение предоставляет торговлемежду ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО, и, таким образом, снимаетмногие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивает лучшую защитуправ интеллектуальной собственности, а также устраняет различия в импортныхпошлинах.
ОдновременноЕвропейским союзом была предложена осязаемая поддержка в области передачиноу-хау через Программу технического содействия новым независимым государствам(ТАСИС), которая охватила широкий спектр направлений: реформирование системыгосударственного управления, реструктуризацию государственных предприятий иразвитие частного сектора, финансы и банковский сектор, развитие инфраструктурытранспорта и связи, энергетику, создание эффективной системы производства,переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг иобразования, охрану окружающей среды и др.
Запериод 1991-1998 гг. было реализовано или находятся в процессе реализации околодвух тысяч проектов на сумму более 1,5 млрд. экю. Эти проекты осуществлялиськак в рамках специализированных программ («Бистро», «Темпус»), так и в рамкахпроектов-направлений (переподготовка бывших военнослужащих или европейскаяслужба банковского консультирования).
Такимобразом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована целостнаястратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по политическим,экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам безопасности.
Сейчас, когда СПС вступает в силу, отношения между ЕС иРоссией распространяются на новые области. Разрабатываются новые сферысотрудничества и предпринимаются меры по созданию делового и инвестиционногоклимата, который будет практически способствовать установлению подлинногодолгосрочного партнерства.
Кризисавгуста 1998 г. вынудил изменить ориентиры технического содействия. Во времясвоего визита в Москву в октябре 1998 г. председатель Европейской комиссии ЖакСантер предложил использовать программу технического содействия ЕС в качествеодного из инструментов поддержки российских антикризисных мероприятий.
И в заключение хотелось бысказать несколько слов о региональной политике (РП) Европейского союза – я думаю, однойиз главных задач ЕС на данный момент.
ДляЕС в настоящее время характерно устойчивое повышение интереса к региональнойпроблематике вообще и к РП, как средству сглаживания социально-экономическихдиспропорций в уровнях развития между регионами, в частности.
Историяформирования РП Европейского Союза насыщена и напряжена, хотя и не слишкомдлинна: фактически активная РП начала проводиться с середины 70-х годов. Невдаваясь в подробности различных этапов ее формирования, тем не менее,необходимо упомянуть о радикальной реформе Структурных фондов (СФ) 1989 г.,поскольку именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности фондов, а,фактически, и РП. Реформа РП базировалась на четырех основных принципах:
·    всемернаяконцентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;
·    программный, а непроектный подход;
·    партнерство навсех уровнях: от национального до местного;
·    дополнительность,то есть совместное выделение средств из наднационального и национальногобюджетов.
Реформапредусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятияРП (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающихпомощь через Структурные Фонды. Несколько позже Маастрихтский договорпредусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения – специально для«подтягивания» четырех беднейших стран – Испания, Португалия, Греция иИрландия.
Новыевызовы ставит перед РП глобализация экономики. В новом глобальном контексте РПставится задача не просто искать и мобилизовать внутренние ресурсы региона дляповышения его конкурентоспособности в масштабах Союза, но оконкурентоспособности этого региона в мировом масштабе.
Список использованной литературы.
1.  Джон Д. Дэниелс,Ли. Х. Радеба, Международный бизнес, Москва, Дело, 1994 г.
2.  Журнал «Евро»,№2, 1999 г., статьи: В.Н. Малаха, Ю. Борко.
3.  Материалыконференции «40 лет Римским договорам: Европейская интеграция и Россия»,статьи: Ю.В. Шишкова, В.А. Горского, И.М. Бусыгиной, Л.И. Глухарева, 1997 г.
4.  «Европейскоеобщество – ваш сосед», информационная брошюра Комиссии ЕС, DG External InformationUnit, Luxembourg, 1992.
5.  «Workingtogether – the institutions of the European community», Emile Noel,Brussels, Luxembourg, 1994.
6.  «Europe:world partner. The external relations of the European Community».Commission of EC, DG for Audiovisual, Information, Communication and CultureEditor, Brussels, Luxembourg, 1991.
7.  «Breakingdown the barriers in Europe», Bernard O’Connor, 1992, KPMG Klynveld,Amsterdam.
8.  Tacismaterials for NIS, 1994, Brussels.
9.  Бусыгина И.,«Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ееопыта для России», Доклады Института Европы №17, Москва, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Водні ресурси України проблеми їх використання Річкові системи України
Реферат Виды страхования, относящиеся к страхованию жизни
Реферат Виды проектного анализа 2
Реферат Внедрение новых банковских технологий в России на примере ОАО АКБ РОСБАНК
Реферат Возникновение и развитие банков 2
Реферат Діяльність СГ ТАС
Реферат Cоціально-економiчнi наслiдки iнфляцiї та ефективна практика боротьби з iнфляцiйними явищами в е
Реферат Государственные ценные бумаги 2
Реферат Учет финансового результата от реализации по оплате
Реферат Государственное регулирование страхового дела
Реферат Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности торгового предприятия
Реферат Государственное пенсионное страхование
Реферат Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации 2
Реферат Діяльність комерційних банків і страхових компаній на ринку фінансо
Реферат Государственные ценные бумаги 2 2