Торгово-экономическое сотрудничество ИРИи РФ
торговый сотрудничество экономический иран
Проблемы экономических связей России и Ирана,безусловно, в значительной степени определяются тем, что в настоящее время Иранрассматривается Россией в качестве потенциального союзника по многим важнейшимнаправлениям. Это, во-первых, ситуация в Центральной Азии и Закавказье, гдесдержанно взвешенная политика Ирана не вступает в противоречие с национальнымиинтересами России; во-вторых, единая позиция по Каспию;в-третьих, проблема противостояния турецкомувлиянию, в том числе развитию тюркского сепаратизма на территории РоссийскойФедерации; в-четвертых, возможность благодаря военно-ядерному сотрудничествуусилить роль России в решении региональных или даже глобальных проблем (илихотя бы сохранить, по классификации Эм.Валлерстайна, положение державы №1 на полупериферии).
Многое в наших отношениях, в том числе и экономических,будет зависеть от понимания российской элитой того, носит ли это сближение сИраном тактический характер или является началом новой геополитическойрасстановки сил в регионе.
Но при разных вариантах – экономические связиостаются вполне самодостаточной ценностью – независимо и от геополитическихцелей, и от цивилизационныхособенностей, о которых столь много говорится в последние годы. В свою очередь,интенсивность, а главное, эффективность этих связей, несомненно, окажет своевлияние на определение перспективного вектора наших отношений– тактически временного или стратегическидолговременного.
В любом случае экономические отношения должны, впервую очередь, строиться исходя из “их выгодности”для России, из осознания того, нужно ли России воспользоваться шансом прорывана иранский рынок, который нам предоставляет нынешняя геополитическая ситуация,включая ирано-американскоепротивостояние.
Случай уникален еще и потому, что Иран, со своейстороны, проявляет к налаживанию всесторонних отношений с Россией не меньший,чем Россия к Ирану, и даже больший интерес, так как с помощью России онрассчитывает повысить свой статус региональной державы, а также укрепить свойэкономический и военный потенциал. />Россиивряд ли следует бояться развития ирано-американскихотношений, наоборот, они могут вывести наши экономические />связи и с Ираном, и с США на болеевысокий уровень. В обстановке вызвавших самый широкий резонанс в мире инициативМ. Хатами по поиску путейдиалога с США высшие официальные лица Ирана неоднократно заявляли о том, чтоотношения с Россией для них не конъюнктурны/>и не зависят от состояния ирано-американскихсвязей.
Министр иностранных дел Ирана К. Харрази в конце февраля 1998 г., говоря о необходимости увеличенияторговых связей между Россией и Ираном, отметил, что для этого необходимо болееотчетливо представлять себе экономический потенциал друг друга. Поэтому вернемся к вопросу, чтоже представляет для нас Иран как экономический партнер?
1. Иран, наш исторический сосед, представляет в нашидни государство с уникальным исламским государственным строем. Иран с населением в 60 млн. человек иваловым продуктом в 100–110 млрд. долл. как ни одна страна на Ближнем и СреднемВостоке наделен богатейшими природными богатствами. Кроме нефти и газа,являющимися одними из крупнейших запасов мира, Иран располагает богатейшимиместорождениями металлических руд – железа, меди, цинка, свинца, хромитов,марганца, различного строительного камня, гидроресурсами и т.д.
В 90-е годы Иран, осуществляющий новую экономическуюполитику, связанную с переходом к рыночным основам, свободным ценам,либерализацией внешнеэкономических связей, приватизацией, – показываетустойчивые темпы роста. Среднегодовой темп прироста ВВП с 1989/90 г. по 1996/97г. превысил 5%./> Особенно важно то, что в основе этогоувеличения лежал прежде всего рост в производительных отраслях, в том числе вобрабатывающей промышленности, металлургии, энергетике, транспорте. Пожалуй,одним из главных достижений стало повышение нормы капиталовложений. Хотя в плановыхзаданиях />Второго пятилетнегоплана (до 2000 г.) она предполагалась на уровне 16,4%,уже в 1996/97 г. ее удалось довести до 23,7%.Таким образом, почти до четверти ВВП реинвестируется в экономику, чтодостаточно веский признак инвестиционной привлекательности.
Удалось добиться фактически бездефицитного бюджета.В последние два года стал сокращаться уровень инфляции, которая после всплескав 1994/95 г., вызванного главнымобразом резким падением курса риала из–за торговых санкций США, с 50% в 1995/96 г. сократилась в 1997 г.до 20%.
Подавляющая часть валютных поступлений страны –доходы от продажи сырой нефти составляют в среднем 14–16 млрд. долл. в год, которые можно рассматривать вцелом как гарантированный источник валютных средств. В бюджет 1997/98 г. засчет нефти будет реально получено 16,1 млрд. долл.,хотя в начале текущего финансового года планировалось получить минимум 17,5–18 млрд. долл. израсчета 17,5 долл. за баррель.
Конечно, колебания цен на нефть на мировом рынкеделают этот источник уязвимым. И это обстоятельство нужно постоянно учитыватьторговым партнерам Ирана. Именно за счет поступлений от нефти, котораянаходится исключительно в руках государства, формируется валютная частьгосударственного бюджета, из которого и выделяются ассигнования на закуп/>/>ки инвестиционных товарови услуг, оплату военных заказов, строительство объектов, имеющих народнохозяйственноезначение. Объем полученных валютных средств от продажи нефти определяет иразмеры импорта, правительство стремится, как правило, не допустить превышенияимпорта над экспортом, вводя строгое лицензирование. Чрезмерная еголиберализация в начале 90-х годов и привела к возникновению внешнего долга. Какправило, до 2,5–4 млрд. долл. выделяется на оборонные расходы, до 2,5–3 млрд. долл. – на закупкипродовольствия, до 5–8 млрд. долл. –на импорт оборудования и полуфабрикатов. Начавшееся падение цен на нефть сконца 1997 г. крайне отрицательно сказалось на формировании нового бюджета на1998/99 г., валютные поступлениякоторого снижены до 14,9 млрд. долл.
Уменьшение поступлений от продажи нефти (в государственный бюджет и напополнение валютных резервов страны) не только снижает импортный потенциалИрана, главным образом государственных организаций, но и сразу же отражается насокращении производственного потенциала, в том числе и промышленного экспорта.Так, уже в конце 1997 г. многие промышленные предприятия страны сталииспытывать острую нехватку импортного сырья и запасных частей, стал расти“черный рынок”./> От состояниягосударственных валютных резервов во многом зависит и политика экспортно-импортногорегулирования, что главным образом сказывается на коммерческой деятельностичастного сектора. Повышаются таможенные пошлины, ужесточаетсяпорядок перевода валюты на счета иранских банков за поставленные на экспорттовары. Увеличивается доля обязательного перечисления валютной выручки, приэтом начинает использоваться не рыночный, а “плавающий”,или экспортный курс риала,что неизбежно ведет к снижению внешнеэкономической активности. Подобное явлениеимело место в конце 1997– начале1998 гг., что привело к значительному снижению экспорта промышленных товаров.Заместитель министра промышленности в феврале 1998 г. заявил, что принятое недавно Высшимсоветом по экспорту решение оставлять за экспортерами 100% их валютной выручки, несомненно,явится стимулирующим экспорт фактором/>.Введенные даже в свободных зонах импортные пошлины снижены, например, на Кешме с 20 февраля 1998 г. они сниженына 30–50% на 24 категориитоваров, что должно увеличить импорт таких необходимых стране товаров как рис,растительное масло, сахар, птицу, зерно.
Один из важнейших показателей экономическогопотенциала страны – размер ВВП на душу населения, в Иранев настоящее время он находится на уровне 2000 долл., т.е.ниже,чем, например, в соседней Турции. Эффект от роста ВВП был снижен из–за резкого />увеличения темпов прироста населениястраны в 80–е годы – до З,1%(одного из самых высоких вмире). Тем не менее, императивныйспрос населения, в основноммолодых возрастов, обеспечиваетдовольно емкий потребительский рынок, а невысокие по мировым стандартам доходысоздают возможности наполнения этого рынка продукцией, соответствующей уровнюпроизводственных возможностей российской промышленности.
Положительный фактор для развития экономическихсвязей с Ираном – закончившаяся институциализациярежима, политическая и социальная стабильность в стране, все болеесовершенствующаяся законодательная база. При финансовых расчетах с иностраннымипартнерами используются нормы, принятые в мировой банковской практике. Крометого, продолжает расширяться программа создания свободных экономических зон ипри пограничных рынков, которым также придаются многие из функций свободныхзон.
2. К факторам негативного характера, которыеповышают степень риска при работе на иранском рынке, помимо крайней зависимостивалютных поступлений от продажи нефти (от цен на нефть, от экспортной квоты,устанавливаемой ОПЕК), относится проблема внешнего долга. Достаточно напомнить,что сумма долга на 1998/99 г. составляет более 15 млрд.долл., а выплаты по нему – около 5 млрд. долл.
Не до конца завершенной является законодательнаябаза, особенно в отношении деятельности иностранных компаний. Нет, например,различий в подходе к деятельности мелких и крупных компаний – иностранных или сучастием иностранного капитала. Неунифицированность законодательных актов,наличие многочисленных ограничений, вводимых органами самого разного уровня,часто противоречащие друг другу, несовершенство налоговогозаконодательства, и расцветающей на этой основе бюрократизм, – признаютсясамими иранскими официальными лицами в качестве одного из значительных тормозовдеятельности зарубежных компаний, да и отечественных тоже.
Хотя режим стабилизировался, и общие направленияэкономической политики закреплены в планах развития, тем не менее, различия потемпам и методам реформ, а также по социально-политическим вопросам остаются,принимая иногда острый характер. Это не может не сказываться негативно и напредпринимательской активности, да и на выработке законодательных актов.
Отличается от мировых стандартов и деятельностьиранских банков, работающих на принципах исламской банковской системы. Пока нерешен вопрос с открытием в Иране иностранных коммерческих банков.
Для потенциальных инвесторов в нефтегазовые отраслиИрана определенные трудности может представить принятый в США так называемыйзаконД’Амато, по которому даженеамериканские компании могут быть подвергнуты санкциям, если их инвестиции вэти отрасли иранскойпромышленности составят 40 млн.долл. и выше.
3. Какой интерес представляет Иран с точки зренияего импортного и экспортного потенциала? Безусловно, главный экспортныйпотенциал – это нефть, давно привязанная к мировому рынку. Иран располагаетразвитой нефтяной промышленностью, нефтепроводами и />терминалами с выходами на Персидскийзалив. Можно предположить,что возможная переориентация каспийской нефти на иранские маршруты можетослабить давление на европей/>скийнефтяной рынок, сделав ее (нефть) предпочтительнее для азиатского рынка. В этомотношении более конкурентным для российской нефти являются турецкие маршруты.
Нефтяная промышленность относится к госсектору, который представлен Иранскойнефтяной национальной компанией (ИННК). В связи с планами довести добычу нефтик 2000 г. до 4,5 млн. б/д,к 2015 г.– до 7 млн. б/д Иран заинтересован в инвесторах, втехнологиях, оборудовании, особенно связанном с морским бурением.
При наличии крупных (третье место в мире) запасахгаза Иран ставит себе задачу сделать эту отрасль экспортной (экспорт былпрекращен после закрытия в первые послереволюционные годы газопровода в СССР).Общеизвестно о заключении контракта “Газпрома”, Тотальи Петронас об освоении газовогоместорождения Южный Парс на 2 млрд. долл. Однако перспективным может бытьучастие и в таких программах Национальной газовой компании Ирана (НГКИ), всобственности которой находится более 40 тыс. км трубопроводов, не обязательносвязанных с освоением новых месторождений газа. Так, программа газификациитребует (и это отчетливо просматривается по тендерам) технических средств дляобслуживания коммунальных газовых сетей, для использования газового конденсата,электронных насосов, счетчиков и т.п., газохранилищ. Перспективны программыэкспорта газового конденсата, сжиженного газа.
Ненефтяной экспорт совсем до недавнего времени былпредставлен главным образом коврами ручной работы, сухофруктами и рыбнымипродуктами, включая икру осетровых. Но начиная с конца 80-х годов, одним изглавных направлений экономической политики стало поощрение ненефтяного экспортаи экспорториентированнойпромышленности. В результате объемы ненефтяного экспорта, не превышавшие 300-400млн. долл., выросли до 3–3,5 млрд.долл. Условно весь экспорт можно разделить на три примерно равные части. Третьэтого экспорта – ковры – до 80%мирового рынка, треть – сельскохозяйственные товары, включая рыбную продукцию.Это – свежие фрукты, сухофрукты, фисташки(до 80% мирового рынка),шафран (130 т, крупнейший вмире производитель шафрана), осетровые, икра. Сейчас Иран пытается выйти намировой рынок фиников, морских продуктов(креветки и пр.), что может представить интерес для российскихпредпринимателей. Одно из главных препятствий расширению экспорта – слабостьупаковочного производства, и это весьма удобная ниша для мелкого и среднегобизнеса, в том числе с использованием совместных инвестиционных программ. Приэтом и Россия, и Иран могут воспользоваться фактически остановившимисяпроизводственными мощностями государственных предприятий, подлежащихприватизации.
Треть экспорта, и с каждым годом эта доляувеличивается, стала составлять продукция обрабатывающей промышленности. В этой группе товаров, наиболееперспективные экспортные товары – продукция газо- инефтехимии, которую стали поставлять на ры/>/>нок вступающие в стройнефтехимические комбинаты.Недавно, например, на Тебризскомнефтехим комбинатепущена (по австрийскойтехнологии) линия по производству пластмасс нового поколения – различныемодификации полиэстирина.На экспорт поставляются лаки,краски, технические масла, продукция металлургических комбинатов,(например, пущенный в />/>Йезде комбинат выпускает 16 сортовстали), некоторые виды продукции бумажнойпромышленности, />цветнойметаллургии/>./>
Если иранские и российские деловые круги рассчитывают на долговременноесотрудничество, наиболее эффективным было бы сочетание торгового партнерства синвестиционным. Это в первую очередь относится к проектам, связанным с пищевой промышленностью, нетребующие больших инвестиционных затрат.
При этом нужно сказать, что программы организации экспорториентированных производствможно рассматривать и с точки зрения импортного потенциала Ирана, так как дляих создания он пытается привлекать иностранных инвесторов, строителей,разработчиков технических проектов. Например, в горнодобывающей промышленностив 1997–1998 гг. отчетливы усилия порасширению производства меди, в которых уже задействованы шведские компании, иалюминия, который в перспективе может поставляться на экспорт в значительныхколичествах. Перспективными могут оказаться проекты по обустройству иразработке урановых месторождений.
Перспективнымявляется сотрудничество в области транспорта, тем более что от насыщениятранспортными сетями региона значительно повышается роль и России и Ирана какмоста между Западом и Востоком, между Севером и Югом. И здесь тоже открываетсяширокое поле для создания совместныхтранспортных, и в частности транзитных компаний. Наиболее ярким отражениемобъективной потребности в совместном сотрудничестве в этом направление сталоподписание в 1997 г. министрами транспорта России и Ирана документов по четыремосновным перспективным программам: />
1. Обустройство маршрута Север–Юг, Хельсинки–Москва–Волгоград–Астрахань-Энзели-Ноушахр-Бендер-Аббас.
2./>Строительство обводной автомагистрали вокруг Каспия.
3. Совместное судоходство на Каспии, с обустройством вкачестве главных портов Астрахани и Ноушахра,а также Оля и Энзели.При этом каждая из сторон обязуется обеспечить перевозку до 140 тыс. т грузов и одно трех–,четырех тонное судно.
4. Создание совместной компании по проектированию истроительству нового каспийского порта Оля. Один из причалов этого порта,введенный в строй построен иранской компанией “Тайд/>вотер”. Иранскаясторона готова выкупить до половины акций порта.
Перспективным может оказаться участие в организациисовместного туристического бизнеса, который начал делать в Иране практическипервые шаги. Конечно, его развитие осложняется существованием исламскихзапретов на некоторые виды отдыха и развлечений, тем не менее в Иране впоследние год–два сталипостоянными призывы к государственным и частным компаниям развиватьтуристический бизнес, особенно иностранный туризм. Помимо ад/>/>министрациисвободных зон, с проектами международного туризма выступают руководителиприбрежных провинций,в том числе Бушехра. В этомотношении особую значимость может иметь освоение каспийского побережья, вчастности в районах Энзели,/> Ноушахра,/> Чалуса, к которомустроительная компания Фонда обездоленных строит современную автомагистраль отТегерана.
Общеизвестны перспективные и широкомасштабные программыИрана в области энергетики, с задачей выхода на рынки соседних стран, исохраняющаяся заинтересованность Ирана в строительстве электростанций. Однакоперспективным может оказаться участие не только в крупных энергетическихпрограммах, в которых традиционно участвовал СССР,а и в малой энергетике. Так, из 50 тыс. деревень электрофицированотолько 31 тыс., можно заинтересовать иранскуюсторону в лице как местных энергетических компаний, получивших коммерческуюсамостоятельность, так и отделений “Джихаде/>сазендеги”,в строительстве малых электростанций, что поможет выполнить программу сплошной электрофикации страны.
4. Следует отметить, что, несмотря на реформированиеиранской экономики и проводящуюся приватизацию, наиболее надежными партнерамипока остаются государственные, получившие коммерческую самостоятельность. Вособенности это касается производственных компаний. При сотрудничестве с этимикомпаниями высок уровень государственных гарантий. Значительные полномочияимеют руководители останов, приграничных зон, свободных зон. Большую коммерческуюактивность ведут некоторые из исламских фондов, например, крупнейший в странеФонд обездоленных, а также Фонд павших. Многие из них имеют свои коммерческиекомпании, туристические фирмы. Компании исламских фондов, которые такжеакционируются, приватизируются одни из самых надежных контрагентов,аккумулирующие громадные финансовые средства. Активизировали свою деятельность вакфы, особенно крупнейший изних – мешхедский/>“АстанеГоде”, имеющий отраслевыепроизводственные и коммерческие компании, экспортную и туристическую фирмы. Приэтом нужно учитывать, что многие из привычных для нас государственных структуримеют как бы продублированные исламские структуры, обладающие правом решатьвопросы, которые могут возникнуть перед действующими в Иране компаниями.
Частные компании преобладают в торговле, в сфереуслуг, в мелком и среднем производственном бизнесе. Набирают силу новыепредпринимательские слои, связанные с новыми производствами, с компаниямиИталии, Германии, Японии и других стран. Стабильно действующие и надежныекомпании, как правило, – члены Торгово-промышленных палат страны или останов.Эти палаты в настоящее время в связи с приватизацией и поощрением частногосектора значительно активизировали свою деятельность, особенно в отношенииэкспортных программ.
Довольно значительны позиции на иранском рынке уразличных кооперативных организаций, объединенных как по отраслевому, так итерриториальному принципу. Значительными привилегиями и государственнымисубсидиями пользуются приграничные кооперативы, особенно ведущие экспортнуюторговлю.
Более эффективным и перспективным может явитьсяроссийско-иранское сотрудничество – коммерческое, финансовое, инвестиционное – для выхода на рынкитретьих стран. Это, прежде всего Центральная Азия и Кавказ, куда активнопроникает турецкий капитал. Но не меньший экономический (и политический) эффект может бытьдостигнут благодаря совместным компаниям в отношении стран Персидского залива, а также на юго-восточномнаправлении.
Взаимодополняемость наших экономик, особенно из–за разрыва сэкономическим пространством постсоветских государств, относительнаятерриториальная близость, перспективность освоения иранского рынка, выхода кюжным транспортным сетям, в соседние регионы, – делают безусловно выгоднымиранское направление внешнеэкономических связей и для государственных компанийРоссии и для частного предпринимательства.
Учитывая предыдущий опыт нашего (и американского)сотрудничества в Иране наиболее перспективным является участие в такихпроектах, которые требовали бы долговременного участия в них поставокроссийского оборудования, полуфабрикатов, технологий. И это относится не толькок крупным и технологически сложным проектам, но и к мелким, ориентированным нароссийского потребителя, его вкусы и привычки.
Представляется, что не воспользоваться сейчас шансом, когда Иран находится вотносительной изоляции, и упустить возможность с помощью перспективногоиранского рынка поднять свой экономический и технологический потенциал, аследовательно, и уровень своей национальной безопасности, – это не только крупный экономический, но и политический просчет.
При этом все–таки нужно реально оценивать, что вближайшей перспективе, когда финансовые и технологические возможности Россииограничены, она не может позволить себе лишиться из–за отдельных направленийвоенного сотрудничества с Ираном шанса привлечения американских инвестиций,особенно в наукоемкие отрасли, которые позволят поддержатьи укрепить статус развитой державы. Иран достаточно перспективен длясотрудничества и в других сферах, включая поставки и технологии обычныхвооружений. При разных подходах к состоянию и перспективам нашего военногосотрудничества с Ираном, не нужно забывать, что в шахский период Иран получалот США самое передовое по тому времени вооружение.
Помня о взрыве антизападных, главным образом,антиамериканских настроений, ставших одной из причин революции, работа наиранском рынке должна вестись с учетом традиций и менталитета иранского общества, дополняться программаминаучно–культурного сотрудничества. Если на этом высоком собрании будетпроявлена законодательная инициатива в отношении принятия всестороннейпрограммы, включая научную, иранисты готовы принять участие в ее осуществлении,написании работ по наиболее актуальным проблемам Ирана и ирано-российских отношений, а также вподготовке различных информационных изданий, деловых справочников, словарей,разговорников и т.п.
Список литературы
1. FinancialTimes. 30.01.1997.
2. Тегеран,Хамшахри, 26.11.1997. В расчет принята цена в 16 долл./б. – Tehran Times.14.02. 1998. В феврале 1998 г. цены – ниже этого уровня.
3. Tehran Times. 21.02.1998.
4. Tehran Times. 09.03.1998.
5. Tehran Times. 12.03.1998./>