Реферат по предмету "Международные отношения"


Российско-турецкие противоречия в международных отношениях в конце ХХ века

Реферат: Российско-турецкие противоречия вмеждународных отношениях в конце ХХ века
внешнеполитическое противоречие турцияроссия
Одной из наиболее важных задач, решаемыхотечественными историками-международниками и политологами, является научнообоснованный и всесторонне аргументированный прогноз развития международныхотношений на долгосрочную и краткосрочную перспективу, определение будущейконфигурации миров/>ых силовых взаимодействий глобального илокального уровня применительно прежде всего к проблеме обеспечениябезопасности и наиболее благоприятных условий развития России.
В силу целого ряда факторов объективного исубъективного свойств именно Россия в большей степени, чем любое другоегосударство в мире, стало пусковым механизмом начала глубоких и уже необратимыхизменений во всей системе международных отношений. События в России вызвали кжизни и новые явления (перекройка, казалось бы, давно устоявшихся границ,обретение государственности народами, ранее ею никогда не обладавшими), испособствовали реанимации забытых геополитических и этнополитических проектов.Стал очевидным и практически осязаемым очередной передел мира, прежде всего зони сфер экономического и военно-стратегического влияния, и в меньшей степени(пока что, в основном, в форме притязаний на вербальном уровне) –территориальный передел.
Приобретающие все большую определенность линии играницы этих переделов вряд ли послужат в будущем границами мира и дружбы.Скорее всего, и об этом свидетельствует исторический опыт (в том численедавнего прошлого) практически всех стран мира, – это линии будущих конфликтовразличной интенсивности.
Геополитический откат России после 1991 годапритормозил свое движение на рубежах, близких к границам Российской империивремен Петра I. В тот период на юге, юго-западе и западе эти границы былилинией соприкосновения России с Османской империей или с ее временнымисоюзниками. И именно в южном и юго-западном направлениях, решая важнейшую длясебя геополитическую задачу выхода к теплым морям, расширялась Российскаяимперия. Поэтому, как известно, в XVIII и XIX веках Российская империя большевсего и воевала, и мирилась с Османской империей.
В настоящей работе не предполагается проводитьсравнительный анализ международного положения России начала XVIII и конца XXвеков, но сходство геополитических ситуаций, на что сейчас часто обращаютвнимание, очевидно.
Прежде чем вернуться к проблеме, заявленной взаголовке статьи, хотелось бы вкратце рассмотреть одно из наиболее популярныхтеоретических представлений о причинах и характере будущих мировых противоречийи столкновений. В многочисленных публикациях предпринимаются попыткисмоделировать ситуацию в мире после того, как произойдет окончательноезакрепление (в экономическом, политическом, международно-правовом и прочихсмыслах) уже упоминавшихся радикальных изменений. В их анализе решается ивопрос об источниках, направлениях и границах объективно неизбежных напряжений,конфронтации и конфликтов.
В 1993 году в американском журнале «ForeignAffairs»была опубликована статья С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?». Эта статьявызвала большой интерес в научном мире, ее идеи завоевали много сторонников ипородили не меньшее число противников. Ключевым положением теории Хантингтонаявляется то, что основополагающая причина конфликтов в новом мире несвязывается с идеологией и экономикой. Важнейшая причина конфликтов будетопределяться культурным, цивилизационным фактором. Хотя национальныегосударства останутся главными действующими лицами на земном шаре, основныеконфликты в мировой политике будут развертываться между нациями и группаминаций, принадлежащими к различным культурам. В мировой политике будетпреобладать столкновение цивилизаций, культур, а границы разлома междуцивилизациями будут определять фронтовые линии будущего.
Эта теория, нацеленная прежде всего на решениепроблемы цивилизационного, культурного взаимодействия западной, христианскойцивилизации с исламским и конфуцианским мирами, вряд ли может дать необходимыйнаучный инструментарий для описания состояния и развития глобальной полицивилизационнойкартины. Хантингтон пишет о 1300 конфликтах между западной и исламскойкультурами и делает вывод о том, что после окончания идеологического расколаЕвропы (в конце 80-х – начале 90-х годов) вновь проявилось ее культурноеразделение: между западным христианством, с одной стороны, и ортодоксальнымхристианством и исламом, – с другой.
Критики теории Хантингтона заявляли, что авторабсолютизирует культурные (цивилизационные) противоречия как источники ипричину будущих противоречий и конфликтов. Хантингтона упрекают в том, что онпоставил цель найти новые, легкоклассифицируемые детерминанты современногохаотичного международного поведения. Хотя нельзя игнорировать наличиекультурных аспектов в противоречиях между государствами, следует признать, чторасширенное толкование теории Хантингтона означало бы прикрытие цивилизационнойтерминологией сложного и динамичного комплекса устремлений государств кнаращиванию своих сил влияния, к расширению рынков сбыта и обладанию природнымиресурсами.
Концепция Хантингтона, представляющая собой взгляд сЗапада на проблему базовых противоречий в мире, парадоксальным образом можетбыть воспринята отдельными государствами, относимыми к незападной,нехристианской цивилизации, в качестве идеологической основы их международнойактивности. К таким государствам при всей интегрированности в западныеструктуры по целому ряду параметров относится Турция.
Здесь уместно напомнить высказываниепремьер-министра Турции Б. Эджевита, сделанное им летом 1999 года после того,как в очередной раз было отложено решение вопроса о членстве Турции вЕвропейском союзе. Эджевит заявил тогда, что Турция чужда Европе потому, чтоона исламская страна и что турки подвергаются расовой дискриминации. Тут же былсделан вывод, что Турции следует искать альтернативу Европе.
Цель автора – попытаться выявить некоторые источникипротиворечий, в том числе культурного плана, между Россией и Турцией и сделатьпрогноз их будущего состояния. Для этого предполагается провести анализ событийна линии соприкосновений коренных интересов России и Турции в период,хронологически совпадающий со временем появления статьи Хантингтона, т.е. вначале 90-х годов. Есть все основания утверждать, что Турция в последнеедесятилетие активно и успешно использует факторы цивилизационного характера длярешения своих военно-политических и внешнеэкономических задач.
Известныесобытия начала 90-х годов (роспуск Организации Варшавского договора, распадСССР и Югославии) имели для Турции огромный двойной позитивный эффект.Во-первых, исчез мощный потенциальный противник в лице ОВД и СССР, без оглядкина которых Турция не могла осуществлять свою внешнюю политику даже при наличиитакого гаранта, как США. Во-вторых, в результате этих событий на мировой аренепоявилось более десятка новых государств, имеющих в качестве титульногонаселения или в крупных общинах этнических тюрок, в большинстве своемисповедующих ислам.
Появилась исторически уникальная возможность дляТурции, в одночасье ставшей самым мощным тюркским, мусульманским государством вмире, использовать в своих интересах целый набор факторов цивилизационногоплана. В их числе – этническая и языковая близость, исторические и культурныесвязи (для некоторых государств, некогда входивших полностью или частично всостав Османской империи, – общая история), религиозная общность и т.д.
Благоприятные условия для реализации упомянутогонабора создавались тем (и это стало, по существу, еще одним фактором), чтоновым государствам предстояло решать сложную, комплексную задачу выбора моделиразвития как во внутри-, так и во внешнеполитическом плане. Не имевшие вбольшинстве своем опыта государственности, не обладавшие на тот периодзакрепленными в международно-правовом порядке границами, с неопределеннойполитической ориентацией, с экономикой, страдающей в результате быстрогоотсечения от России фантомными болями, эти квазигосударства не моглисамоопределяться без опоры на сильных партнеров и союзников.
Так называемые «мусульманские республики» сделалисвой выбор довольно быстро – светско-исламская модель Турции, выгодносочетающая западную модернизацию с традиционной идеологией, основанной наисламе умеренного толка, явилась для них наиболее привлекательной.
1992 год стал годом «триумфального шествия» турецкойдипломатии по территориям бывших республик Советского Союза и Югославии. Вфеврале министр иностранных дел Турции совершает поездку по 5 мусульманскимреспубликам Закавказья и Средней Азии, что стало началом установления с нимиофициальных многосторонних связей. Одновременно Турция заявила о признанииМакедонии, Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии. В этом же месяцеподписывается турецко-украинское соглашение о сотрудничестве в экономическойобласти, создавшее необходимую правовую базу для расширения турецкой активностина Украине, прежде всего в Крыму. В этом же году заключен Договор об основахотношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.
В марте 1992 года Турция даже предпринимает попыткунепосредственного участия в урегулировании проблемы Карабаха, для чего в Москвудля встречи с президентом Армении Тер-Петросяном направлялся специальныйпредставитель правительства Турции.
Все это далеко не исчерпывает перечня успешныхдипломатических и внешнеэкономических акций Турции в 1992 году, однако вдостаточной мере отражает четкое осознание турецким руководством крайнеблагоприятного сочетания различных факторов и условий, а также указывает наналичие у него политической воли для последовательной и энергичной ихреализации.
Решая вполне конкретные задачи установления иразвития связей с новыми государствами, турецкое руководство стремилось смаксимальной для себя пользой интерпретировать свои внешнеполитические успехи вплане повышения международного статуса Турции в целом. Например, уже в начале1992 года во время визита в Вашингтон премьер-министр Турции С.Демирель навстрече с президентом США Дж.Бушем заявил об изменении Турцией своегорегионального статуса из-за растущих возможностей определять политическоебудущее мусульманских республик СНГ. Турки, по мнению С.Демиреля, были способнырешить двуединую задачу: обеспечить необходимый уровень контактов Запада сданными странами и убедить руководителей мусульманских стран СНГ в том, чтоТурция способна защищать их интересы на Западе.
Немного позднее президент Турции Т.Озал, находясь вИраке, уже с уверенностью заявил, что «у независимых республик Средней Азии нетпроблемы выбора модели развития, поскольку они сделали выбор в пользу турецкоймодели». Это заявление, вызвавшее раздражение в Тегеране, было, по мнениюзападных аналитиков, справедливо, по меньшей мере, применительно к первомупоколению лидеров постсоветских государств. Подчеркивалось, что «все они –бывшие коммунисты и атеисты, за одну ночь превратившиеся в националистов». Теже аналитики отмечали, что в условиях неожиданно свалившейся на нихнезависимости эти руководители рассматривали Турцию в том числе и как«препятствие распространению исламского фундаментализма, который страшитлидеров Средней Азии не меньше, чем Запад».
Реакция России на крупнейшие в новейшей историигеополитические изменения была явно неадекватной той скорости, с которой онаутрачивала свои позиции в Средней Азии, в Закавказье, на Балканах и вчерноморском регионе. Погруженность в острые внутриполитические проблемы, едване вызвавшие в октябре 1993 года гражданскую войну в России, соглашательскаяпозиция, а порой и явный непрофессионализм российской дипломатии в реагированиина инициативы Запада – все это на какое-то время оставило вне поля зренияроссийского руководства качественно меняющуюся расстановку сил в жизненноважных для России регионах.
Ситуация на Балканах складывалась несколько иначе.Вскоре после того, как 6 февраля 1992 года Турция заявила о признанииМакедонии, Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии, состоялась встречаминистров иностранных дел Болгарии и Греции. Греческий министр выразилсерьезное беспокойство в связи с превращением Турции в крупнейшую державу наБалканах и возможностью использования турками Македонии, как трамплина длявторжения в Грецию.
Аналогичную роль могла сыграть и Албания, с которойТурция во время визита президента Т.Озала в 1992 году готовилась подписатьдвустороннее соглашение. Этому способствовало стремление косовскихалбанцев-мусульман выйти из состава Сербии и присоединиться к Албании. Но дажепризнание Албанией «де-факто» «Республики Косово» давало возможность Турции вбудущем в необходимых случаях разыгрывать «албанскую карту» при решении своихзадач на Балканах.
Ожидалось также, что признание Турцией Македониисблизит Грецию и Болгарию перед лицом потенциальной турецкой угрозы, тем более,что незадолго до этого, в 1991 году Греция и Болгария подписали Договор одружбе, создававший основу и для оборонного сотрудничества. Возможно, это бы ипроизошло, будь признание актом одной лишь Турции. Но она оказалась одним измногих государств-членов НАТО и ЕС, а также не входящих в эти организациистран, которые поспешили признать упомянутые государства. Болгария, нацеленнаяна вступление в НАТО и ЕС, тоже сделала это, после чего турецкая угроза уже непредставлялась столь явной, и оборонное сотрудничество между Болгарией иГрецией не заладилось.
Вышеприведенный пример отражает действие еще одногоэффективного фактора, с успехом используемого Турцией в своей международнойдеятельности. Речь идет о том, что все постсоциалистические государстваЦентральной и Восточной Европы и существенная часть постсоветских (Азербайджан,Грузия, Украина, страны Балтии) с разной степенью интенсивности ориентируютсяна сближение с НАТО и ЕС.
Настойчивые попытки в тот период Болгарии, Венгрии иРумынии присоединиться к НАТО сделали заранее неэффективными любые шагиколлективного противодействия турецкой экспансии на Балканском полуострове. Инаоборот, Турция, как активный и влиятельный член НАТО, становилась ихпотенциальным партнером и союзником.
Благоприятно складывающиеся для нее обстоятельстваТурция подкрепляла организационными мерами. Начиная с 1993 года в Турциипроводятся встречи турецких руководителей с главами тюркских государств СНГ,регулярно осуществляются взаимные визиты высокого и высшего уровня дляконсультаций и совместных внешнеполитических акций. Например, президент ТурцииС.Демирель, неоднократно побывавший в 1999 г. с визитами в Закавказье, былназван там «отцом Кавказа». ПриМИД Турции создано и энергично действует в тюркоязычныхреспубликах СНГ «Агентство тюркского сотрудничества и развития» (ТИКА).
Столь активная и масштабная внешняя политика Турциинастоятельно требовала соответствующего идеологического обеспечения. Эта сферадеятельности основывалась на использовании уже упоминавшихся вышецивилизационных, культурных факторов. Религия, история, этническая и языковаяблизость – все это и многое другое было приведено в действие для обеспеченияуспехов Турции на международной арене.
При прямой и опосредованной поддержке со стороныгосударственного руководства и соответствующих ведомств в Турции резкоактивизировались общественные организации, землячества, общины, фонды и т.п.,имеющие целью установление и развитие контактов и реализацию совместныхпрограмм и проектов с общественностью мусульманских республик СНГ и республик всоставе России. Высшей организационной формой этой деятельности стали регулярнос 1993 года проводимые в Стамбуле, Анкаре и других городах Турции курултаитюркских народов.
Проводимые с участием представителей мусульманскихстранСНГ и некоторых республик в составе Российской Федерации эти мероприятияпревратились в своеобразные идеологические семинары, где основное вниманиеуделялось проблемам объединения тюркских народов в некое надгосударство при бесспорномдоминировании Турции. В основу объединения, помимо вполне естественныхобъединяющих факторов, была положена культивируемая крайняя ксенофобия и поройнеприкрытая враждебность к России некоторых участников «семинаров».Рассматривались различные формы и методы антироссийской, сепаратистскойдеятельности в отдельных субъектах Российской Федерации. Иностранные участникиэтих съездов становились объектами наиболее интенсивной обработки подобногорода.
Примечательной особенностью проведения курултаев тюркскихнародов стало посещение их высшими руководителями Турции.
Стимулирующую роль в появлении и активизации данныхорганизаций сыграли в тот период те высказывания высшего руководства Турции, вкоторых представлялось блестящее будущее страны и возглавляемого ею тюркскогосообщества. Под влиянием дипломатических успехов в 1992 году президент ТурцииТ.Озал провозгласил XXI век «веком Турции», а премьер-министр С.Демирельговорил о «турецком мире от Адриатики до Великой китайской стены».
Как известно, развитие событий в последующие годыпоказало, что далеко не все ожидания Турции и постсоветских государствоправдались, и можно даже говорить об определенном взаимном разочаровании. Нотогда, в начале 90-х годов внешнеполитические успехи Турции и вышеизложенная позицияруководства страны дали мощный толчок националистическим настроениям в турецкомобществе в целом и соответствующей организационной деятельностинационалистов-радикалов.
Деятельность упомянутых организаций в Турцииспособствовала активизации ряда националистических организаций внутри России.Еще в СССР в 1990 году была создана Ассамблея тюркских народов, а на ее IIIсъезде, состоявшемся в 1993 году в Чебоксарах, была принята программа, где, вчастности, говорилось, что тюркские республики должны создать мощноесодружество тюркских государств. Отмечалось при этом, что «народы тюркскогомира находятся на разных ступенях национально-государственного самоопределения.Одни имеют международнопризнанные государства, другие, обладая той или инойформой государственности, продолжают борьбу за независимость имеждународно-правовое признание». Под вторыми понимались прежде всеготюркоязычные республики в составе России.
В работе IIIсъезда участвовала делегация Турции и представитель Турецкой республикиСеверного Кипра.
В 1992 и 1993 годах лидеры тюркских общественныхорганизаций СНГ и России приняли участие в работе 2-й и 3-й Всемирных тюркскихконференций в США. Спонсорами этих мероприятий стали как американские, так итурецкие неправительственные фонды и организации. На одной из этих конференцийпредставители Татарстана направили обращение к конгрессу и президенту США спросьбой помочь в обеспечении признания Татарстана в качестве суверенногогосударства. Перечень подобного рода примеров можно было бы продолжить.
Справедливо рассматривая такие мероприятия какпровоцирующие сепаратистские настроения в России и дестабилизирующие ситуацию встране, МИД России неоднократно выражал в связи с этим свою озабоченность. Воктябре 1994 года перед открытием в Стамбуле второй встречи глав тюркскихгосударств СНГ и Турции и перед началом приуроченного к этой встрече очередногокурултая тюркских народов представитель МИД России заявил, что объединениетюркского мира или создание закрытой группировки под эгидой Анкары нежелательнодля России.
В заявлении говорилось также о том, что Россия непротив того, чтобы тюркоязычные страны с учетом их этнической, языковой икультурной близости развивали между собой взаимовыгодное сотрудничество, велинормальный цивилизованный диалог на основе общепринятых норм международногоправа.
Озабоченность вызывает тенденция к обособлению странпо этническому и конфессиональному признаку в противопоставлении их окружающимгосударствам. Этим, по заявлению представителя МИД, пользуютсянационалистически настроенные, экстремистские круги как светского, так иклерикального толка, которые в немалой степени несут ответственность заразжигание конфликтов, в том числе на территории СНГ.
При этом отмечалось, что турецкое руководствопостоянно заявляло об отсутствии у него пантюркистских претензий и замысловобъединить под своей эгидой тюркский мир, создать какую-то замкнутуюгруппировку, однако, если дело пойдет в соответствии с упомянутыми тенденциями,то это было бы безусловно нежелательным и для России, и для других стран мира.
К середине 90-х годов эйфория в молодых тюркскихреспубликах Закавказья и Средней Азии, вызванная обещаниями экономическойпомощи и всесторонней поддержки со стороны «старшего брата» Турции, заметноулеглась. Прежде всего, как оказалось, открывшиеся возможности дляэкономического сотрудничества, инвестирования в местную промышленность,финансирования крупных совместных проектов и т.п. – существенно выше потенциаласамой Турции.
С турецкой стороны возобладал принципдифференцированного подхода к отношениям с отдельными странами, прагматизм воценке целей и перспектив сотрудничества с ними в различных областях. Кпримеру, нефтегазовые проекты – с Азербайджаном, Туркменией и Казахстаном,совместная деятельность в области культуры и образования, строительные проекты,коммерция – с другими.
Особняком стоят военно-политические отношения.Наиболее продвинутыми они являются у Турции с Азербайджаном. Следуетподчеркнуть, что большая часть инициатив по их развитию исходит отАзербайджана, рассчитывающего с помощью Турции, а следовательно, США и НАТОразрешить в свою пользу затянувшийся карабахский вопрос. Только в 1998 -2000годах Азербайджан, имеющий соглашение с Турцией о сотрудничестве в военнойобласти, сделал ряд серьезных предложений: о размещении в Азербайджане турецкихвоинских контингентов, о передислокации из Инджирлика в Турции на Апшеронскийполуостров базы ВВС НАТО, о создании военного «Пакта стабильности ибезопасности» с участием Азербайджана, Грузии и Турции. Кстати, в началефевраля 2000 года турецкая газета «Миллиет» прямо писала о том, что этот пактнаправлен против «агрессивной и все более пугающей политики России на Кавказе».
В наиболее концентрированной форме характеротношений Турции с целым рядом республик СНГ выразил министр Турции по связям стюркоязычными республиками СНГ А.Чей. Он заявил, что «Турецкая республика –преемница великой Османской империи» и должна создать союзное объединение сАзербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном даже ценойрезкой конфронтации с Россией. Но эти тюркоязычные республики, судя по всему,должны стать вместе с Турцией лишь ядром Османской империи образца XXI века,поскольку Чей выразил надежду на присоединение Украины и Ирана на томосновании, что их территории некогда входили в состав Османской империи.
Высказывания министра вызвали резкую реакцию МИДРоссии. В официальном заявлении отмечалось, что Чей допустил ряд некорректныхвыражений в адрес России, а его заявление «никак нельзя назвать дружественным исоответствующим нынешнему уровню российско-турецких отношений». Подчеркивалось,что «идеи создания замкнутого сообщества на этнической основе не способствуютукреплению сотрудничества и взаимопонимания в центральной Азии и Закавказье».
Традиционно выражаемая надежда на то, что «подобныйобраз мышления не отражает позицию турецкого руководства» не оправдалась,поскольку вместо опровержения 29 января тот же Чей развернул и конкретизировалсделанное ранее заявление. Он представил план возрождения Османской империи.Тюркоязычным республикам СНГ предлагалось изменить свое экономическоезаконодательство из-за его близости российским стандартам, затем создатьарбитражную комиссию, осуществить разработку общей инвестиционной программы ит.д. – речь шла о создании экономической основы империи.
Трудно предполагать, тем более если принять вовнимание приведенные ранее данные о событиях начала 90-х, что эти высказыванияявляются всего лишь «прожектами» частного лица. И не так уж важно, озвучил лиминистр уже существующие планы официальных властей, или его заявления не чтоиное, как излишне прямолинейный зондаж общественного мнения в процессевыработки подобных планов. Налицо реанимация «идефикс» младотурок –паносманизма, идеологии реализации в новых исторических условиях старого геополитическогопроекта – Османской империи.
Идея возрождения Османской империи (даже в еемодернизированном варианте) едва ли когда-нибудь воплотится в жизнь. Вполнереальными, однако, представляются идеи создания коалиций государств – узловбудущей структуры мирохозяйственных и глобальных политических взаимосвязей.Образование коалиций, их взаимодействие и трансформация, гармонизация отношений– все это долгий, противоречивый, конфликтный процесс.
Вряд ли сейчас, в период серьезных тектоническихподвижек в мире можно с большой долей уверенности определить направление иглубину разломов. Также не следует ожидать появления в ближайшее времяуниверсальной теории глобальных противоречий и столкновений. Скорее всего,возможны лишь общие подходы к проблеме и способы решения частных задач.Примером этого и может послужить теория Самюэля Хантингтона.
Частной задачей является проблема российско-турецкихпротиворечий. Вне рамок настоящей работы осталось непроанализированныммножество фактов и явлений. Тем не менее, изложенного, как представляется,достаточно для выводов общего и частного плана.
Во-первых, в обозримой перспективе противоречия,имманентные самому существованию мирового сообщества, сохранятся и будутобостряться в силу радикального характера изменений в глобальной расстановкесил. Формирование новых центров тяготения будет динамичным с постоянноменяющимися векторами напряженности.
Во-вторых, существо противоречий останется сложным имногоплановым, включающим в себя наряду с цивилизационными политические, экономические,экологические и другие аспекты.
Линия российско-турецких противоречий насреднесрочную перспективу будет проходить примерно там, где проходит сейчас –близко к окраинам давно не существующей Османской империи. Все более заметнымбудет военное присутствие Турции на Балканах, более тесной – привязка к Турциибазовых отраслей (энергетика, металлургия) национальной экономики Болгарии.Вырастут темпы турецкой экспансии на Украину, прежде всего в Крым. Приподдержке США Турция укрепит и расширит благодаря Грузии своивоенно-стратегические позиции в Закавказье и каспийском регионе. (Так вроссийских СМИ в марте с.г. прошло сообщение о планируемых на 2001 годамерикано-турецко-грузинских воинских учениях в Аджарии).
Серьезным источником противоречий способна статьлюбая попытка даже в первом приближении реализовать идею единого Тюркскогогосударства. К резкой конфронтации и даже конфликту может привестипоследовательное усложнение Турцией режима судоходства в Черноморских проливах.При дальнейшем ослаблении России и ее Черноморского флота Россия может лишитьсявыхода в Средиземное море. Перечень источников противоречий, конечно же, этимне исчерпывается.
В то же время в недалеком будущем следует ожидатьразвития и некоторых позитивных тенденций в двусторонних отношениях. Эторасширение торгово-экономического сотрудничества (Россия – приоритет для Турциив этой сфере), реализация новых масштабных проектов типа «Голубого потока»,общее понимание необходимости борьбы с международным терроризмом (подписание вМоскве в ноябре 1999 года Российско-турецкой Декларации о борьбе стерроризмом), культурное сотрудничество и т.д.
Хотя кажется, что позитива меньше, но сама сложная идраматичная история отношений России и Турции дает основание для оптимизма,поскольку свидетельствует, что естественные для реального мира даже самыесерьезные противоречия разрешимы при наличии обоюдной доброй воли.

Список литературы
1. Азия и Африкасегодня. №6 М., 2007
2. Азия и Африкасегодня. №3 М., 2009
3. Историяроссийско-турецких отношений. М., 2009
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинг в сфере физической культуры и спорта
Реферат Клонирование.
Реферат Antigone Essay Research Paper Antigone This
Реферат Макетирование и верстка
Реферат Создание агентства по организации праздников ИП "Фортиссимо"
Реферат Contract Law Essay Research Paper PART IIntroductionEngland
Реферат Принципы современного менеджмента на примере HP
Реферат Міри впливу соціометричного статусу на ефективний стиль спілкування старшокласників
Реферат Управление транспортом в экономически развитых странах мира
Реферат Некоторые особенности формирования подводных каньонов на континентальном склоне Восточной Камчатки
Реферат Организация работы психолого-педагогической службы в профессиональном училище 39 г Зеленогорска
Реферат Whats Love Got To Do With It
Реферат Роман Мастер и Маргарита итоговое произведение М А Булгакова
Реферат MY Hopes And Fear Essay Research Paper
Реферат «Центр мониторинга в образовании»