Реферат
Предпосылки торгово-экономического сотрудничества РоссийскойФедерации и Саудовской Аравией
Такую тему какмежгосударственные отношения предпочтительнее рассматривать на фоне более общихпроблем глобального характера, в контексте тех изменений, которые преображают лицомира и влияют на экономические и политические позиции государств. Подобный взглядособенно уместен, когда речь идет о/> государствах, разделенныхне только географически, но и десятилетиями обоюдного недоверия. Понимание закономерностейвзаимодействия таких стран помогает осознать и пути, которые быстрее и легче приведутк восстановлению полномерных отношения, в том числе и торгово-экономических какважного фактора их современной жизни.
На текущем этапе российско-саудовские экономические отношения получилисущественный импульс после официального визита в Россию нынешнего короля Абдаллыбин Абдельазиза Аль Сауда. Это еще раз доказало, что время изоляции завершилось,мир превратился в одну большую деревню, современные коммуникации сблизили государства,дав новый импульс для развития политических отношений и наведения экономическихмостов. Нынешняя эпоха разительно отличается от предшествующих периодов в историичеловечества. Алармисты говорят о конфликте цивилизаций, но кажется, что процессориентирован в иной плоскости. Его символы выражаются в крушении стереотипов, всближении между народами, в укреплении контактов и в преодолении разногласий радиразвития и прогресса.
Однако не следует преувеличивать роль этих факторов и считать, чтона мировой арене действуют только они одни. Есть и другие явления, получающие большойполитический резонанс и провоцируемые мощным экономическим и социальным влияниемглобализации. Это явление действительно порождает новую волну противоречий междуразными частями мира. С одной стороны, она позволяет накапливать материальные богатстваи содействовать подъему производительных сил в обществе. С другой, не обеспечиваетмеханизмов равномерного распределения этого богатства среди всех народов земногошара.
Иными словами, глобализация сближает народы в социокультурном плане,но в социально-экономическом отношении не способствует возникновению равенства впотреблении, а только создает некие условия для движения вперед. Но эти условиянеодинаковы для всех, поскольку в рамках глобализации пока не возникло гомогенноемировое экономическое пространство. На нем реально доминируют экономические и политическиеблоки стран, царят наднациональные организации финансового характера, господствуюттранснациональные монополии. Но подобная ситуация оставляет место и для двухстороннейдеятельности государств, которые могут обретать от взаимовыгодного сотрудничествадополнительные выгоды и существенно разнообразить свою внешнеэкономическую деятельностьи торговое сотрудничество.
Такая возможностьоткрывается перед Россией и Саудовской Аравией. Оба государства могут обогатитьсвой опыт отношений с другими странами и добиться диверсификации своих экономическихвозможностей и увеличения внутренних объемов производства в тех отраслях производства,на продукцию которых будет отмечен повышенный спрос на рынках каждой из двух стран.Хотя определенные препятствия могут возникнуть в силу того, что королевство вступилов ВТО, а это возлагает осязаемые обязательства и ограничения на каждого члена организациив его отношениях с не членами таковой.
Российско-саудовскиеотношения являются частью российско-арабских отношений, которые, возможно, находятсяв начальной стадии обновления и развития после многих лет застоя. Поэтому оченьважно, чтобы российско-саудовский опыт воплотился в материальные результаты. Онимогли бы продемонстрировать всему арабскому миру, что Россия возвращается в егопределы. И это возвращение мощно поддерживается контактами с одной из наиболее важныхстран не только региона, но и мира.
Сейчас обе страныизбавляются от старых комплексов, и отношения между ними основываются на принципахравенства, взаимного уважения и обоюдных интересов. Ранее в советском руководствекоролевство воспринималось одномерно. Оно представало как сателлит и союзник США,антипод коммунистической идеологии, внешнеполитический антагонист СССР и противниксоциалистической практики во всех ее проявлениях. Из-за этого Советский Союз мог«не замечать» Саудовскую Аравию, игнорировать ее как мировой центр ислама, вообщедемонстрировать холодность в отношении монархии, которая считалась классово чуждыминститутом. В СССР тогда не придавалось особого значения той роли, которую королевствоиграет на мировом рынке нефти. Ведь Советский Союз и сам был крупным экспортеромнефти и газа. Как результат, оба государства не имели прямых взаимных контактов.Это означало, что идеологические препоны имели столь большое значение, что возобладалинад экономическими соображениями.
Однако новаяатмосфера в мир резко повлияла на комплекс российско-саудовских отношений. На сменунастороженности пришел взаимный интерес, потребовавший познания друг друга, развитияэкономических связей и расширения культурного взаимодействия. Это очень важные побудительныемотивы, подтолкнувшие оба государства навстречу друг к другу.
Но есть ещеодно обстоятельство, заставляющее забывать прошлое и искать пути в будущее. Не секрет,что оба государства кое в чем потеряли за прошедший десяток лет. Россия остаетсяогромным государством с колоссальным ресурсным потенциалом. Но ее производственныевозможности настолько ухудшились, что модернизация материально-технической базыпроизводства требует серьезных финансовых вложений, мобилизации внешних источниковнакопления для целей развития.
В свою очередь,Саудовская Аравия потеряла часть своих поступлений от колебаний цен на мировом рынкенефти. Доход на душу населения снизился почти в три раза, что не может не сказыватьсяна экономическом и социальном здоровье страны. Понижение в статусе умерило былуюнеприступность обоих государств и открыло новый этап в сближении между ними. Ужерухнули три основных барьера на путях взаимодействия – идеологический, экономическийи политический, и это открывает путь к деятельному сотрудничеству буквально на всехнаправлениях. Тем более, что исторически в обеих странах была исключительно великароль государства во всех сферах. В эпоху же перехода к рыночной экономике чрезмерноеогосударствление собственности превращается в тормоз развития. В России эта проблемабыла разрешена быстро, но создала множество иных проблем. В Саудовской Аравии разгосударствлениене может быть ни чем иным, как процессом долгим, взвешенным, но неминуемым. Разницав тактике очевидна, но общность целей стратегического подхода к определению будущегосближает оба государства с точки зрения понимания необходимости реформ для благаэкономического развития.
В любом случае,ясно, что Россию сближают с арабскими странами вообще и с Саудовской Аравией, вчастности, сходные крупные явления, обладающие масштабным значением и способныеоказывать влияние на характер и темпы развития. Это, в первую очередь, проблемы,связанные с пребыванием в состоянии переходности, с созданием предпосылок для последовательныхреформ, с приватизацией госсобственности и экономической либерализации, с формированиемоснов гражданского общества и преодоления проявлений авторитаризма.
Однако влияниеэтих факторов на экономическую действительность неоднозначно. Эти факторы действуютв различной цивилизационной среде и имеют разную историческую основу. Поэтому онипротекают с разной скоростью, принимают разные формы, их общественно-политическиеи социально-экономические последствия могут проявляться в реальной жизни неодинаково.Соответственно этому они могут способствовать или сдерживать развитие торговых иэкономических контактов между двумя странами. Но главное для этого процесса заключаетсяв том, насколько совпадают коммерческие интересы сближающихся государств и насколькополитическая воля способна служить выражением общественной потребности в сотрудничествемежду двумя бывшими антиподами и превращения их в заинтересованных партнеров.
В связи с этимследует иметь в виду, что в течение длительного времени существовало достаточноограничителей, способных лимитировать темпы торгово-экономического сближения междуРоссией и Саудовской Аравией. Они определялись, как минимум, несколькими весомымипричинами, среди которых можно выделить такие, как:
– экономическийспад в России и сокращение производства потребительских и инвестиционных товаров,необходимых арабским рынкам,
– тенденцияк самоустранению России от активной экономической политики на Ближнем Востоке. Этовывело регион на периферию российских интересов и привело к общему снижению эффективностироссийской экономической политики в арабском мире,
– отсутствиесистемного подхода у российских государственных и коммерческих внешнеторговых структурк сотрудничеству даже с традиционными арабскими партнерами, не говоря уже о новых,
– переориентацияоставшихся крупных российских поставщиков в базовых отраслях производства на западныерынки,
– реформированиероссийской экономики и переход к рынку, что создает дополнительные трудности дляроссийских бизнесменов в определении ими перспективных партнеров.
Эти факторыуже в 90-е годы прошлого столетия свели к самым низшим показателям торговое сотрудничествос арабскими странами не только на межправительственном уровне, но и по каналам частнойторговли.
Общее охлаждениев отношениях было отмечено даже с традиционными арабскими партнерами по торговлеи экономическим связям. В случае с Саудовской Аравией ситуация осложняется дополнительнымифакторами. В частности, это связано с различиями в национальном менталитете, с разнымпониманием того, как строится бизнес в реалиях той или иной страны.
В частности,российскому бизнесу в королевстве, вероятно, следовало бы, как минимум:
– пробиватьсяна рынки и искать собственные ниши на нем, где возможно ведение взаимовыгодногообмена,
– преодолеватьпредубеждение и осторожность саудовских предпринимательских кругов, не имеющих опытаобщения с российским капиталом,
– познаватьспецифические особенности функционирования местного бизнеса, сформировавшиеся какпод воздействием традиционных форм организации хозяйственной деятельности, так ипод влиянием западных стандартов деловых отношений,
– доказыватьконкурентоспособность российской продукции и ее пригодность к использованию в местныхусловиях, сложность которых определяется сильной ориентацией производственной сферыкоролевства на использование западных технологий, оборудования и механизмов.
В свою очередь,саудовскому бизнесу, видимо, следует проявить понимание того, что:
– российскийкапиталистический уклад еще не сформировался в полной мере, и методы его деятельностине во всех своих аспектах устоялись и соответствуют степени зрелости развитых рыночныхсистем,
– современныйроссийский бизнес не успел обрести собственные традиции, он формируется под влияниемтекущих условий и склонен перенимать те методы работы, которые применяются по отношениюк нему,
– крупный российскийбизнес не всегда демонстрирует энтузиазм и готовность к налаживанию внешних контактов,поскольку имеет большие возможности для деятельности внутри своей страны, и егоследует заинтересовывать масштабами проектов, их связью с российскими приоритетамии прибылью,
– мелкий российскийбизнес более реактивен, но в ряде случае менее культурен, может демонстрироватьсвое специфическое понимание правил ведения дел.
Видимо, можнополагать, что эти причины в той или иной степени определяют пассивность российскихпредпринимательских кругов на Востоке. Сказанное выше позволяет сделать вывод отом, что производственные и финансовые причины заметно затрудняют работу российскогогосударственного и частного капитала. Это связано с объективными причинами. Онивозникли в процессе перестройки российской экономики, проведения политики экономическойлиберализации, приватизации госсобственности. Среди этих причин и приход в большойбизнес людей, которые не имели представлений о том, как функционирует рыночная экономика,каковы ее основные правила и законы, и не имели опыта общения ни с западным, нис арабским капиталом. Знания о бизнесе, накопленные в советское время и сводившиесяк пониманию механизмов торгово-экономических отношений в их межправительственнойи межгосударственной форме, оказались недостаточными для успешного продвижения коммерческихпроектов в новых условиях.
Ныне положениедел таково, что саудовский бизнес имеет более глубокие корни, чем российский; опираетсяна более строгие каноны деятельности и обладает большими возможностями для маневра.Саудовская бюрократия при этом сохраняет сильные позиции и может играть роль направляющейсилы в поиске реальных путей к взаимодействию между потенциальными партнерами.
В России жеправила поведения государства в отношении бизнеса пока не выработаны во всей ихполноте. Конечно, бизнес не живет в правовом или политико-экономическом вакууме.Но все же система взаимодействия государства и бизнеса не оформлена в полной мере.Поэтому бюрократия проявляет мало инициативы, а коэффициент ее полезного действияв области продвижения торгового и экономического сотрудничества с зарубежными странамипо государственным и частным каналам часто бывает не таким, каким он видится.
Большой бизнесв значительной мере слит с государством, но мелкий и средний пользуется вялой поддержкойпоследнего. В России ныне насчитывается всего 900 тыс. мелких и средних частныхпредприятий, из которых около 80% представлены торговлей, обслуживанием и выпускомпродуктов питания. Они не могут самостоятельно выходить на внешний рынок и успешнодействовать там. Множество предприятий не подготовлено для работы в условиях конкуренции.
Хорошо известнынедостатки российского капитала, которые выражены в малой подвижности как государственных,так и акционированных структур. Но равно понятно и то, в чем заключаются слабыестороны капитала в странах Аравийского полуострова. Это, например, стремление нерисковать денежными средствами, не брать на себя техническую сторону обеспечениясделок. Это, вероятно, не столь существенная помеха, но и она способна затруднитьсотрудничество, особенно в начальной стадии.
Есть, как кажется,еще один момент, общий и для российской, и для саудовской стороны, могущий сказатьсяна темпах продвижения планов экономического взаимодействия. Это гигантомания и стремлениесразу придать сотрудничеству масштабный характер и реализовать его в больших проектахи крупных сделках. Россия – очень большая страна, а Саудовская Аравия – очень богатаястрана. Поэтому оба государства испытывают влечение к амбициозным проектам в стратегическихотраслях. Между тем общая практика сводится к тому, что крупные сделки могут бытьследствием только большого доверия, которое приобретается годами. Поэтому, вероятно,предпочтительнее начинать не с больших дел, а с малых, или, по крайней мере, вестиих параллельными курсами.
В свете этогопредставляется, что провинции России весьма подходящая площадка для экспериментовв области экономического и торгового сотрудничества. Здесь существует достаточноразветвленный промышленный потенциал, накоплены капиталы, есть дешевая рабочая силаи пустующие производственные помещения. В то же время ощущается дефицит инвестиций,потребительских товаров и услуг, имеется безработица. Местные власти более оперативныв том, что касается организации мелкого производства, которое может приносить гарантированнуюи стабильную прибыль. Именно здесь, как кажется, заложены существенные резервы сотрудничествас саудовской стороной, которая может инвестировать некрупные капиталы и проверятьэффективность схем взаимодействия с местными властями. Такой подход может оказатьсявесьма эффективным и открыть дорогу большому сотрудничеству.
Цена крупныхпроектов составляет сотни миллионов и десятки миллиардов долларов. Такими сделкамимогут заниматься правительства обеих стран, но провинциальный уровень – это сферадействия мелкого и среднего капитала под гарантии местных правительств, хотя и крупныйкапитал может найти здесь удобные для себя ниши. Это обстоятельство, похоже, малоучитывается в диалоге российских и саудовских предпринимателей, хотя едва ли стоитсомневаться в том, что отправная точка сотрудничества расположена в субъектах федерациии лежит, например, в их сельском хозяйстве, в промышленности, в коммунальном хозяйстве,в переработке мусора и во многих других сферах.
Россия собираетсястроить отношения с Саудовской Аравией в условиях, когда в ней самой не в полноймере решены проблемы преобразования экономического пространства и становления рыночныхинститутов. Действительно, ныне нет прежних препятствий, которые излишне формализовалисотрудничество с арабскими странами и сдерживали свободное его течение. Проблемыв основном возникали из-за таких явлений, как:
– общий стильруководства государственными учреждениями, всегда отличавшийся сниженной инициативностью,
– повсеместноевоздействие государства на функционирование экономических механизмов,
– излишнее вмешательствогосударственных органов в организацию и ведение хозяйственной деятельности,
– применениебезальтернативных методов директивного планирования и бюрократических методов управленияхозяйственной сферой.
Чрезмерная централизацияво многих случаях обусловливала сбои в сотрудничестве из-за затягивания согласованиянеобходимых шагов, сроков исполнения проектов, нестыковки планов и реальных действий,опиравшихся на эти планы. Затратные подходы, нередко применявшиеся при ведении дажерутинной хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами, негативно сказывалисьна эффективности и результатах совместной работы на разных направлениях.
Сейчас ситуациязначительно отличается от той, что имела место ранее. Но остаются обстоятельства,способные повлиять на содержание процессов сотрудничества России с зарубежными странами.Следует сказать, что эти обстоятельства не имеют чисто российской специфики, а определяются,в том числе, и ситуацией на мировом экономическом пространстве.
Это, во-первых,глобализация, которая в настоящее время проявляется как стратегическое направлениесовременного развития мирового экономического пространства. Очевидно, что будущее– за этим явлением, и Россия в будущем а Саудовская Аравия уже сейчас должны в полноймере ориентироваться на максимальное использование преимуществ международного разделениятруда и интеграции в мировую торговую и финансовую системы, но не в ущерб экономическойсамостоятельности. В изоляции от глобализации едва ли возможно полноценно взаимодействоватьна мировой арене, в том числе и с такими арабскими партнерами, которые уже началифункционировать в иной системе экономических координат, став членами ВТО.
Во-вторых, энергоресурсыявляются тем фактором, который имеет большое значение для укрепления контактов междудвумя государствами. Ведь благополучие России во многом определяется стратегиейценообразования на нефть в государствах-нефтеэкспортерах Персидскогоо залива. Вэтих обстоятельствах со стороны России необходима взвешенная линия поведения поотношению к этим государствам, особенно на направлениях, связанных с конъюнктуроймирового рынка нефти. Этот фактор способен служить конструктивным началом в отношенияхРоссии с нефтеэкспортирующими государствами, в частности, с Саудовской Аравией.
В-третьих, исламскийфактор играет для России большую роль как для страны с весомым компонентом мусульманскогонаселения. Этому фактору в России ныне уделяется повышенное внимание не только пополитическим, но и по экономическим соображениям. Арабский мир реанимировал исламскиеинструменты регулирования хозяйственной деятельности и финансовой сферы. Принципыисламской экономики в той или иной форме получили распространение в западном миреи активно используются в банковском секторе его экономического пространства. Этотполезный опыт, возможно, следовало бы перенять и России. Исламские экономическиеи финансовые институты могли бы со временем с той или иной степенью органичностивписаться в структуру хозяйственной жизни России. С их помощью можно было бы нетолько разнообразить механизмы регулирования экономической деятельности, но и укреплятьконтакты с Саудовской Аравией как с методическим центром, способствующим возрождениюуникальных исламских банковских продуктов и экономических учреждений, появлениекоторых на территории России может снискать целую армию пользователей.
Помимо организационныхи технических факторов, способных затруднить сотрудничество между Россией и СаудовскойАравией, особенно в начальной стадии, имеются более весомые причины, влияющие наинтенсивность контактов и обусловленные наследием прошлой эпохи. Они преодолеваются,но все же не следует игнорировать живучесть представлений, которые могут затруднятьторгово-экономические отношения между двумя странами. В первую очередь, это традиционноеотсутствие политических и экономических позиций России на большей части Аравийскогополуострова на протяжении всего периода новейшей истории и полная изолированностьот саудовского государства, а также высокая степень замкнутости аравийских элити обществ на Запад, обусловленная экономическими и политическими обстоятельствамипериода холодной войны. Менее существенное и убываемое ныне значение играют такиефакторы, как неприязнь к антирелигиозной и коммунистической идеологии и позиционированиеСаудовской Аравии как выразителя идеи неприятия безбожия и непопулярность афганскойи чеченской войн в глазах аравийского и саудовского общественного мнения.
Пока российскаяэкономическая политика в арабском регионе не подверглась существенному пересмотруи, во всяком случае, не дает примеров крупного сотрудничества. В связи с этим возрастаетзначение и роль Саудовской Аравии как ведущей страны арабского мира для российскойвнешней политики вообще и стратегии развития экономических отношений с арабскимистранами, в частности.
В России естьпонимание того, что экономические и торговые отношения с королевством не будут складыватьсябез трудностей и проблем. Однако надо учесть, что даже в годы отчуждения наши страныне теряли контактов, хотя не имели дипломатических представительств, торговых миссийи работали через посредников.
Поставки товаровиз Советской России начались на рубеже 20–30-х годов прошлого века и ограничивалисьтоварами первой необходимости в соответствии с потребностями саудовского государстватого времени и возможностями страны-поставщика, т.е. России.
После Второймировой войны номенклатура товаров, поставлявшихся в королевство, естественным образомрасширилась, но продолжала оставаться ограниченной. Так, например, в первой половине70-х годов прошлого века СССР отправлял в Саудовскую Аравию пиломатериалы, тракторы,легковые автомобили, кабели, стальные и чугунные трубы, ткани, металлическую посуду,спички, электрические лапы и т.п. Другими словами, в значительной степени это былипотребительские товары и лишь в относительно небольшой степени – продукция инвестиционногоназначения.
Вплоть до конца90-х годов прошлого века торговля между королевством и СССР осуществлялась по двумканалам – непосредственно с саудовскими фирмами и через фирмы третьих стран. Этаторговля была представлена лишь импортом из нашей страны. При этом следует отметить,что объемы и количество поставляемых товаров и материалов были неоднородны и существенноколебались по годам. Но при этом Саудовская Аравия в период после Второй мировойвойны была самым крупным торговым партнером СССР среди стран Персидского залива,не считая Йемена.
Если несколькодетализировать картину торгово-экономических отношений между двумя нашими странами,то ее составляющие будут следующими. В 1998 г. торговый оборот между Россией и СаудовскойАравией оставался примерно на уровне предшествующих лет и в стоимостном выраженииоценивался в 125 млн. долл. В упомянутом году в страну был поставлено фуражных сельскохозяйственныхкультур на сумму до 70 млн. долл., поставки стального проката достигли 30 млн. долл.,меди – 10 млн. долл., дерева – 5 млн. долл. Российский импорт из Саудовской Аравииоценивался всего в 0,5 млн. долл. и в основном состоял из цитрусовых.
Начиная с 1997г., поставки машин и технического оборудования из России в королевство заметно сократилисьи теперь ограничиваются сырьевыми материалами. Это произошло в результате серьезногокризиса, который переживает российская тяжелая и сборочная промышленность. В середине1998 г. был полностью прекращен импорт из России автомобилей ВАЗ. Спрос на грузовыемашины российского производства в королевстве весьма мал и не имеет коммерческихмасштабов.
На размах торговыхотношений между двумя странами повлияло то, что российская сторона стала требоватьпредварительной полной или частичной оплаты поставок. По этим причинам предложенияна поставки оборудования и машин в королевство из России к концу 90-х годов прошлоговека существенно снизились. Подобная ситуация возникла как результат неприемлемыхфинансовых условий, выдвигавшихся российской стороной, а также как следствие того,что реклама российской продукции была крайне неудачной, хотя продукция нашей страныпо многим параметрам может конкурировать с западной.
Продвижениероссийского оборудования на саудовский рынок в большой мере зависит от наличия местныхагентов или дистрибьюторов. Однако саудовские фирмы отказывались взаимодействоватьс российскими предприятиями, организациями и заводами. Часто такое их поведениепровоцировалось невыполнением обязательств со стороны российских поставщиков. Нобольшую отрицательную роль в этом сыграли, как указывалось выше, и финансовые требованияроссийской стороны, которые сопровождали сделки.
Этим требованиям,естественно, есть оправдание. Оно сводится к тому, что из-за финансовых неурядицроссийские производители испытывали серьезный дефицит оборотных средств и пыталисьза счет предоплаты компенсировать их нехватку. Однако подобная практика не принималасьсаудовской стороной, а иных механизмов для поддержания деятельности у российскихпредприятий не было. В результате, саудовские потребители, которые к этому моментудавно не использовали практику предоплаты импортных поставок, просто отказалисьот подобных условий. Это и привело к тому, что начавшиеся подвижки в отношенияхмежду Россией и Саудовской Аравией в экономической сфере не вышли из начальной стадиии по настоящее время продолжают существовать во многом на вербальном уровне, т.е.ограничиваются переговорами об условиях сотрудничества, перепиской, визитами и инойрутинной деятельностью. Тем не менее, на рубеже столетий в отношениях между двумягосударствами имела место определенная активность, имевшая целью развитие торговыхконтактов между разными фирмами и предприятиями, многие из которых известны на мировойарене.
С российскойстороны активность проявляли такие гиганты российского бизнеса, как, например, Стройтрансгаз,Газпром, Трансгаз, Технефтегаз, Адмиралтейский судостроительный завод и некоторыедругие. С саудовской стороны в этот процесс развития торговых отношений также быливовлечены некоторые крупнейшие местные корпорации и фирмы.
Однако, какотмечалось, активность обеих сторон концентрировалась преимущественно на организационнойдеятельности: устанавливались контакты, выявлялись намерения, подписывались агентскиесоглашения, велся поиск возможностей для размещения представителей российских предприятийи фирм на территории королевства и т.п. Собственно торговая деятельность ограничиваласьотдельными небольшими сделками и затрагивала только отдельные группы товаров. Посуществу, продуктивная деятельность, т.е. связанная именно с торговлей и обменомтоварами, составляла лишь незначительную часть общей деятельности, направленнойна установление контактов между коммерческими структурами обоих государств. В основномпроводится сопутствующая работа. В ее рамках формировались разные комитеты и комиссии,уточняются сферы сотрудничества, определяются основные направления взаимодействия,выясняется устройство бизнеса, порядок работы фирм и компаний, подписываются документы,организуются встречи российских и саудовских бизнесменов, ведется поиск партнерови т.п.
Важным шагомвперед накануне визита в Москву тогда наследника престола принца Абделлы ибн АбдельазизаАль Сауда стала инициатива по созданию центра обмена информацией и быстрой связидля создания действительно рабочих условий для бизнеса.
Саудовская деятельностьв России направляется примерно в том же русле, что и российская в королевстве. Мероприятия,проходившие в рамках Совместной межправительственной российско-саудовской комиссии,стали первыми крупными практическими шагами на пути к непосредственному сотрудничествусторон. На заседаниях, в которых участвовали бизнесмены и специалисты, представлявшиеразличные отрасли экономики, в том числе промышленность, коммуникации, строительство,здравоохранение, а также государственные чиновники, обсуждались чисто практическиевопросы устройства российско-саудовской торговли и экономических отношений. Срединих были вопросы упрощения торгового обмена, развития межбанковских взаимоотношений,активизация туризма и обмена визитами, развитие совместных капиталовложений. Самперечень тем и проектов сотрудничества показывает, что существуют очень широкиеперспективы для контактов в области экономики и техники между обоими государствами.Подписание протокола об активизации деятельности указанной комиссии стало практическимвоплощением идеи о необходимости активного сотрудничества между Россией и СаудовскойАравией.
Этап определениявзаимных интересов, наведения мостов и разработки программ в отношениях между экономическимикомплексами России и Саудовской Аравии должен рассматриваться как абсолютно необходимыйв сложившихся исторических обстоятельствах. Подобная работа, как правило, занимаетдлительное время, поскольку намечает конкретные пути сотрудничества на годы вперед.А для этого требуется прочный фундамент, стабильность экономической среды, уверенностьв возможностях партнеров.
Однако важно,чтобы весь подготовительный процесс имел практические последствия и мог реализоватьсяв виде конкретных проектов, которые стали бы лучшим свидетельством результативностисотрудничества.
Вообще экономическиеотношения создают самую прочную базу для взаимодействия государств. В целом в нынешнихусловиях Российская Федерация и Королевство Саудовская Аравия, видимо, могут считатьсясовместимыми в хозяйственном отношении и даже могут дополнять друг друга. В королевственакоплены крупные капиталы, и от их надежного размещения зависит благополучие страны.В то же время Россия является весьма обширным рынком для иностранных капиталов.Обладая огромными природными ресурсами и научно-техническим потенциалом, наша странануждается в резком увеличении инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, висследовательскую базу, в сферу услуг. Поэтому привлечение саудовских капиталови создание им благоприятный условий для функционирования становится стратегическойзадачей российского правительства.
Современнаяэкономическая действительность постоянно воздействует на Россию и заставляет ееискать и корректировать пути развития и формы сотрудничества с партнерами на мировойарене. Ныне Россия вплотную подошла к осознанию той истины, что страна нуждаетсяв создании сбалансированной системы, основные компоненты которой – сильное государствои сильный бизнес. Отныне стратегия развития России разрабатывается с учетом того,что экономическая политика должна обеспечить высокий уровень национальной конкурентоспособности,для чего создается система, осуществляемая на базе развития пяти направлений.
Первое – этостратегический подход к обеспечению экономического роста в приоритетных отраслях,перспективы которых рассчитываются на 15–20 лет. Для России стратегическое значениеимеет, в первую очередь, развитие сотрудничества в области нефти и газа с зарубежнымистранами, особенно с США и Саудовской Аравией.
Второе направлениепредставлено консолидацией активов в ключевых отраслях промышленности. Ситуацияна мировых рынках ныне такова, что реально конкурировать на них могут только оченькрупные компании. Для того, чтобы Россия могла занять соответствующее место на мировомрынке, ей необходим собственный крупный бизнес, транснациональные корпорации. ПоэтомуРоссия прилагает максимальные усилия, чтобы создать такие компании. Первый претендентна это – Газпром, который должен стать энергетическим концерном мирового уровня.
Третье направленозаключается в создании оптимальной системы государственно-частного партнерства.Это необходимо, чтобы добиться корректного развития нормальных рыночных отношенийи избежать вмешательства государства в конкурентный сектор.
Четвертое направлениесвязано с расширением кооперации российского производства с зарубежными производителями.Это касается отраслей, работающих в режиме промышленной сборки с использованиемкомпонентов иностранных поставщиков продукции. Это должно увеличить приток иностранныхинвестиций в промышленность и обеспечить появление новых предприятий.
Пятое направлениеосновано на слиянии в едином русле инвестиций, инноваций и интеграции. Эта тактикадолжна обеспечить появление на внутреннем рынке новых продуктов или услуг. Уже подготовленпроект закона об участии иностранных инвесторов в капитале российских стратегическихпредприятий и отраслей. Принятие закона создаст иностранным инвесторам большую определенность,они получат необходимые гарантии и смогут оперативно решать свои вопросы.
Новый подходк формулированию политики в области экономики и производства предполагает встраиваниеРоссии в мировой рынок на общепринятых условиях, создание реальных рыночных отношенийв стране, укоренение рыночные схем связей в бизнесе и создание прозрачных условийдеятельности в российском бизнесе.
В свете этихпринципов в рамках межправительственной комиссии прорабатываются проекты двух соглашений– о взаимной защите и поощрении инвестиций и об избежании двойного налогообложения.Если эти два документа будут реализованы, то будет создана благоприятная среда дляроста предпринимательской деятельности с участием обоих государств.
Одна из перспективныхформ сотрудничества России и королевства – создание совместных предприятий, которыемогли бы оперировать и в третьих странах. Для российского предпринимательства можетпредставлять интерес и такая форма деятельности, как подрядные работы, посколькуроссийская стройиндустрия имеет колоссальный опыт строительства в самых разных географическихусловиях, в том числе и в жарком климате.
Важный факторсотрудничества кроется в том, что оба наших государства являются крупнейшими экспортераминефти. Россия не входит в ОПЕК, но взаимно осознанные соображения целесообразностимогли бы сыграть заметную роль в оптимизации процессов ценообразования на этот ресурсна глобальном уровне. Россия считает Саудовскую Аравию своим стратегическим партнеромв области экспорта нефти на мировой рынок и придает большое значение согласованиюпозиций ради общих интересов.
Во время визитав Москву нынешнего короля Саудовской Аравии были подписаны документы о двустороннемсотрудничестве в области нефти и газа. Соглашение предусматривает создание совместнойрабочей группы в составе представителей министерства энергетики России и министерстванефти и минеральных ресурсов королевства. Документ подготовит условия для упрощенияпроцедур при создании совместных предприятий в области нефти и газа. Кроме того,намечены совместные научные проекты в области применения передовых технологий вразведке, добыче, переработке, хранении и транспортировке газа и нефтепродуктов.Соглашение также предусматривает обмен информацией по проблемам нефти и газа, проведениеконференций и семинаров, выставок и т.п. В числе ключевых направлений сотрудничества– координация поставок нефти на внешние рынки и контроль за поведением цен на сырьена этих рынках.
В свете изложенногоможно сделать некоторые предварительные заключения, которые, как представляется,целесообразно трактовать следующим образом:
– прошедшийпериод следует воспринимать не как время разлада, а как этап подготовки к экономическомуи политическому сближению в новых исторических условиях,
– возобновление контактов стало возможным потому, что обе стороны осозналинеобходимость и своевременность установления экономических и других отношений,
– Саудовская Аравия стремится диверсифицировать свои внешнеэкономическиеотношения и резервирует возможность для наращивания сотрудничества с альтернативнымипартнерами, не в последнюю очередь и с Россией,
– Россия осознала необходимость широкой диверсификации внешнеэкономическихсвязей. Они должны включать и страны арабского мира, без сотрудничества с которымироссийские национальные интересы едва ли могут быть реализованы с достаточной полнотой,
– имеется выраженная политическая воля к сотрудничеству со стороныруководства двух государств. Поэтому на текущем этапе важно создать реальные механизмывзаимодействия, которые позволят воплотить диалог в практические дела.
Выше в этом выступлении говорилось, что экономическая работа Россиии Саудовской Аравии на межстрановом поприще в силу объективных причин сводится покак неким начальным шагам, которым пока только предстоит развиться в нечто более осязаемое.Однако устроители этого семинара пожелали выделить конкретный аспект взаимодействиядвух государств и предложили сконцентрировать внимание на торговом обмене и ролиторгово-промышленных палат в его стимулировании. Тем самым они стремились подчеркнутьзначимость торговли и значение торговых палат для активизации внешнеэкономическихсвязей.
Действительно, трудно переоценить последствия участия этих институтовв стимулировании торгового обмена между обеими странами. Однако следует подчеркнуть,что, несмотря на попытки интенсифицировать деятельность этих признанных в международномделовом общении механизмов, особой масштабности в их работе пока не наблюдается.Между тем, подобное состояние противоречит общей ситуации, складывающейся вокругроссийско-саудовского сотрудничества.
По этому поводу уместно сделать несколько замечаний.
Первое. Ресурсный и промышленный потенциал обеих стран действительновелик, и позволяет говорить о реальных возможностях деловых взаимоотношений по широкомукругу отраслей и направлений.
Второе. В развитие делового сотрудничества в рамках государственныхорганизаций созданы структуры, которые должны заниматься анализом положения в этойобласти, обсуждать взаимные возможности поставок товаров и услуг, изучать конъюнктурутоварных рынков, формировать планы сотрудничества и т.д.
Третье. Созданы крупные неправительственные организации, которые имеютцелью придать динамику процессу торгово-экономического сотрудничества между Россиейи королевством.
Вместе с торгово-промышленными палатами, которых только в России насчитывается15, эти образования, в принципе, способны стать силой, которая будет расчищать поледля сотрудничества двух стран на разных направлениях. Однако следует иметь в виду,что по сути своей эти структуры не свободны от некоего бюрократического начала.Они, как кажется, склонны к тому, чтобы придерживаться естественного течения процессовразвития, т.е. ограничиваться продвижением в русле длительное время разрабатываемыхпрограмм, рассчитанных на длительные же сроки исполнения, хотя обстоятельства могуттребовать быстрых, энергичных действий, неординарных инструментов для того, чтобыпридать сотрудничеству мощный и динамичный импульс уже на текущем этапе.
Такие структуры, как Российско-арабский деловой совет, Российско-саудовскийделовой совет, Совместный деловой совет, Российско-арабский деловой клуб, конечно,осуществляют полезную деятельность, создавая почву для развития, улучшения и расширенияделовых связей в сфере торговли и промышленности между государственными организациямии частными компаниями двух стран. Их задача – обеспечивать обмен информацией поэкономическим аспектам, по конъюнктуре рынков, производству, деловым возможностям,технологическому и промышленному сотрудничеству. Они должны содействовать заключениюразного рода соглашений в экономике, промышленности и в области технологий, изучатьи представлять на рассмотрение правительствам своих стран предложения и меры поускорению развития экономического сотрудничества.
Ныне образовалось достаточно большое количество сходных по своим задачамструктур, и они в какой-то части своей работы могут дублировать друг друга. Преждевсего, они должны сталкиваться на одном и том же информационном пространстве, оперируяданными, которые циркулируют в одной и той же среде, и по этой причине могут иметьотносительно немного шансов, чтобы разнообразить эти данные за счет иных источников.Не случайно, деятельность структур подобного рода сосредоточивается не столько напрактической торговле, сколько на анализе состояния сотрудничества, обсуждении возможностейпоставки разных товаров, изучении перспектив укрепления связей и разработке перспективныхнаправлений сотрудничества.
В этой связи весьма характерен протокол первого заседания Совместноймежправительственной российско-саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническомусотрудничеству. Естественно, что этот документ является первым в своем роде, и онвпервые заполнил почти полный вакуум, который существовал в деловых отношениях междунашими государствами. Уже в этом качестве он способен стать свидетельством большогопрогресса, которого добились наши страны, прокладывая путь навстречу друг другу.
В ходе заседания совместной комиссии стороны договорились по десятипунктам. Но только по одному из них, по крайней мере, российская сторона при обоюдномпонимании изъявила готовность предоставить конкретные услуги и оказать техническоесодействие саудовским партнерам. Этот пункт включает нефтегазовую промышленностьи энергетику. Более подробно были также рассмотрены вопросы, связанные с освоениемминеральных ресурсов, с сельским хозяйством, водоснабжением и рыболовством, а такжесо строительством и транспортом. В рамках этих пунктов указывались проекты, которыемогли бы гарантированно принести успех. В остальных вопросах протокол ограничивалсяобщими пожеланиями и сентенциями. Высказывалась взаимная заинтересованность в деятельностина разных поприщах, приветствовалось проведение различных мероприятий, выражаласьнадежда на плодотворность контактов в интересах обеих стран и т.п. Другими словами,было зафиксировано мало конкретики, хотя для первого приближения к теме сотрудничестваизложенное в протоколе может, видимо, считаться достаточным.
Тем более, что круг объектов и тем для взаимной деятельности был намеченобширный Он включал практически все стороны и аспекты хозяйственной активности.Это и договорно-правовая база сотрудничества, и сотрудничество в области торговли,экономическое и инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в банковской сфере,в области туризма, высшего и технического образования, молодежи и спорта, в здравоохранении,научно-техническое сотрудничество.
Между тем ясно, что столь объемная программа в конкретных условияхнаших стран пока по существу может трактоваться только как преимущественно декларациянамерений. Подобная оценка обусловлена тем, что база сотрудничества, созданная кначалу нового столетия, не дает оснований обольщаться по поводу взрывного развитиясобытий на торгово-экономическом фронте. Достаточно сказать, что товарооборот междуРоссией и Саудовской Аравией в период между 1995 и 2002 гг. был весьма неравномернымпо годам и обнаруживал устойчивую тенденцию к понижению в стоимостном выражениис 223 млн. долл. в базовом году до 67 млн. долл. в 2001 г., увеличившись тольков 2002 г. до 138 млн. долл., но так и не достигнув уровня 1995 г. Правда, при этомвырос импорт из Саудовской Аравии с 0,2 млн. долл. в 1995 г. до 2,1 млн. долл. в2002 г. за счет увеличения закупок топлива для заправки авиалайнеров и цитрусовых.
В российском же экспорте в королевство традиционно преобладают стальнойпрокат, цветные металлы, стальные и оцинкованные трубы, автопокрышки, железнодорожныешпалы, электротехнические изделия промышленного и бытового назначения, измерительныеприборы и инструменты, бумага, медикаменты, икра и рыбопродукты. Делались попыткиотдельными российскими государственными организациями и компаниями к созданию совместныхпредприятий. Но это не привело к стабильным результатам.
В целом торгово-экономические отношения между нашими странами и натекущем этапе имеют неустойчивый характер и сопряжены с серьезными трудностями.Проблемы обусловлены сильными позициями Запада в саудовской экономике, невысокимкачеством отдельных российских товаров, неточным соблюдением контрактных обязательствроссийскими поставщиками. Дополнительным осложняющим фактором для российского экспортаявляется то, что с 1996 г. саудовская сторона ввела новую систему сертификации соответствияимпортных товаров саудовским стандартам на 76 видов промышленных и сельскохозяйственныхтоваров, ввоз которых разрешен только при наличии сертификата соответствия.
Из некоторых материалов становится очевидным, что вектор российско-саудовскоготоргово-экономического и инвестиционного сотрудничества все более клонится к крупнымпроектам. Среди которых называются строительство электростанции, реконструкция аэропорта,финансирование модернизации одного-двух нефтеперерабатывающих заводов, созданиесовместных предприятий по разработке трудноизвлекаемых ресурсов в Западной Сибири,сооружение предприятий черной и цветной металлургии, строительство элеваторов изернохранилищ.
По существу, речь идет о сотрудничестве в базовых отраслях экономики.И регулирование этого сотрудничество скорее является компетенцией правительственныхинстанций и межправительственных соглашений, чем торговых палат обеих стран. Такоесотрудничество крайне необходимо, но оно не должно быть единственной сферой, гдестыкуются капиталы и ресурсы обоих государств и взаимодействует бизнес двух стран.
В России остро стоит вопрос создания среднего класса и восстановленияразрушенной промышленности и сельского хозяйства в процессе образования мелких исредних частных предприятий. Из относительно недавнего опыта даже такой продвинутойстраны, как Франция, видно, что некрупный бизнес фактически спас ее в 70-е годы,когда она столкнулась с острейшим кризисом. Иными словами, на арену сотрудничестваимеет смысл выдвигать именно некрупное частное предпринимательство как первый эшелонбизнеса, призванный продемонстрировать возможность тесных контактов, их продуктивностьи прибыльность. Представляется, что в настоящих условиях именно такой бизнес долженстать пробным камнем в отношениях между капиталами двух государств. Подобный подходоправдан несколькими обстоятельствами, которые базируются на:
– существовании колоссальных возможностей для развертывания мелкойинвестиционной и производственной деятельности в российских провинциях,
– отсутствии необходимости вкладывать крупные капиталы (и, следовательно,рисковать ими) в инициируемые предприятия,
– наличии на местах готовых и пустующих производственных помещений,продаваемых по умеренным ценам,
– огромной потребности в создании рабочих мест и обеспечении занятости,
– наличии природных и трудовых ресурсов в провинциях, а также и определенныхкапиталов, которые при саудовском участии легко довести до размера, нужного дляоткрытия частного заведения.
Торговые палаты обоих государств могли бы многое сделать на этом поприще,мобилизовав в России поддержку парламентов и правительств субъектов федерации. ВСаудовской же Аравии они могли бы подвигнуть местных инвесторов для пробы вложитьотносительно небольшие капиталы под гарантии местных органов власти в мелкий и среднийпромышленный, аграрный, бизнес, в небольшое инфраструктурное строительство, в коммунальноехозяйство. Это гарантированно прибыльное дело, и саудовские инвесторы и предпринимателимогли бы получить предметный урок выгодности ведения бизнеса в российских пределах.
При этом саудовские бизнесмены не будут в одиночестве на российскихпросторах. Известно, что недавно китайское предпринимательское сообщество вложило30 млн. долл. в развитие города Грозного в Чечне, французский и немецкий капиталпоступает в Россию с целью оказания поддержки мелкому и среднему бизнесу в самыхразных областях. Сейчас, например, китайские инвесторы ищут в России возможностидля открытия предприятия по сборке высокотехнологичных комплектующих для выпускабытовой видео и телевизионной техники. При желании такой список можно продолжитьи упомянуть немалое число иных предприятий, которые возникали и функционируют впровинциях России, будучи созданы на базе личной инициативы предпринимателей безпонуждения их со стороны официальных структур.
В этой связи показательны механизмы, к которым нередко прибегает иностранныйкапитал в России. Часто его представители ищут деловые контакты в нашей стране параллельнос учреждениями, представленными торговыми палатами. Это не означает, что торговыепалаты неадекватны, но они все же могут проигрывать в скорости налаживания контактов,и этот момент учитывается бизнесменами. Они полагаются на советы и рекомендацииизвестных им людей из числа аборигенов. Они опираются на личные связи, знание местныхспециалистов из различных сфер, которые не объединены в формальные структуры, иимеют доступ в провинциальные бизнес-круги и бизнес-структуры. Подобная практикаобеспечивает неформальные отношения без посредников, помогает быстрее завязать деловыеконтакты и установить доверительное общение между предпринимателями, создав обстановкудоверия.
Нередко иностранные компании или их группы образуют небольшие консалтинговыебюро в составе нескольких российских граждан, которые на определенных финансовыхусловиях (как правило, необременительных для заказчиков) оперативно ищут потенциальныхпартнеров в российских городах и в сельской местности и находят их, опираясь назнание местной конъюнктуры, персоналий и обеспечивая доверительность. Соединениеформализованного и индивидуального подхода может стимулировать продвижение саудовскогокапитала, которому, бесспорно, выгодно было бы расширение сфер деятельности, вовлечениев деловые отношения представителей капитала в разных регионах и областях России.
Подобный опыт не рекламируется широко, поскольку в России есть склонностьк заорганизованности, к официозу, к формальному подходу к мероприятиям разного рода.Между тем, в арабском бизнесе личные контакты ценятся очень высоко, а в деловомобиходе придается большое значение личному знанию партнера. Проверка партнера внебольшом деле дает основания впоследствии инициировать и более крупные предприятия,гарантирующие безопасность, возврат кредита и получение прибыли.
Естественно, что подобная практика, впрочем, как и другие ее составляющие,может быть реализована успешно только в том случае, если благоприятный деловой климатподдерживается на государственном уровне. Для сотрудничества должна быть созданапрочная законодательная база, должен быть предоставлен режим наиболее благоприятствуемойстороны, заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, подписаныдругие документы, обеспечивающие беспрепятственное осуществление операций и трансакцийв рамках частного бизнеса. И здесь роль торговых палат обоих государств совершенноочевидна. Они могут, используя влияние и интересы национального капитала, стимулироватьгосударственную заинтересованность в заключении договоров и соглашений, которыепозволят создать приемлемую ситуацию для взаимного сближения и продвижения бизнеса.
Совершенно очевидно, что роль торговых палат в России и СаудовскойАравии неоспорима в развитии бизнеса разного уровня и для укрепления экономическихотношений между двумя сторонами. Соединение в едином русле действий собственно государстваи делового сообщества в обеих странах может создать весьма благоприятные предпосылкидля прогресса в области сотрудничества.
российский саудовский экспортер нефть
Литература
1)Комар В.РФ и КСА: итоги и перспективы сотрудничества. – М., 2010
2)Arab Press Digest, July 14, 2005.
3)Middle East Economic News Report, No. 26, London, March 11,2002, с. 13.
4)Khaleej Times, June 05, 2005.
5)Arab News, February 11, 2003