АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬИнститут государственного управленияКафедра «Международного и сравнительного права»КУРСОВАЯ РАБОТАна тему «Привилегии ииммунитеты дипломатических представительств и их персонала»Минск 2009 год
СодержаниеВведениеГлава 1.Теоретическое обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
1.1 Понятие дипломатическихпривилегий и иммунитетов1.2 Теорияэкстерриториальности
1.3 Теория представительскогохарактера посла
1.4 Теория дипломатических функцийГлава 2.Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции одипломатических сношениях 1961г.
2.1 Привилегии и иммунитетыдипломатических представительств
2.2 Личные привилегии и иммунитеты
Глава 3. Практикаприменения дипломатически привилегий и иммунитетов в Республике Беларусь
3.1 Привилегии ииммунитеты дипломатических представительств
3.2Ответственность за нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов
Заключение
Введение
Привилегированноеположение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только всохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представителигосударства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительнолишь при условии полной свободы от правового, физического или моральногодавления со стороны государства, в котором они работают. В большинствемиролюбивых правовых государств, предоставленные дипломатам привилегии ииммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени,что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключительныхобстоятельствах и в отдельных странах только официальное признание взаимноприменимых привилегий и иммунитетов дает возможность поддерживатьдипломатические отношения.
Привилегиии иммунитеты применяются как к дипломатической миссии, ее функциям, так и котдельно взятому человеку.
Привилегиии иммунитеты, предоставленные дипломатическим миссиям, также применяются и кООН и ее функциям в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООНот 1964 года, хотя применение Конвенции варьируется в различных государствах.
Глава1. Теоретическоеобоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
1.1Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов
Термин«иммунитет» можно понимать как льготное положение или льготы,предоставляемые дипломату или консулу. [19, c.76]
Иммунитет– это совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права,осуществляющего внешние сношения, и как следствие этого — совокупность особыхличных прав и преимуществ, облегчающих работу зарубежных представителей.
Атакже, иммунитет- это изъятие из-под административной, уголовной и гражданскойюрисдикций государства пребывания. [c.232]
Сюдавключается: право на неприкосновенность служебных помещений, право набеспрепятственную связь со своим правительством, представительствами иконсульствами, личную неприкосновенность представителей государств, изъятие отюрисдикции, неприкосновенность жилища.
Сюдаже входят и «привилегии вежливости», т. е. право на прием сопределенными почестями, на пользование флагом на своих зданиях и экипажах, навыставление герба или щита с эмблемой своей страны на дверях здания, гдепредставитель выполняет свои служебные функции.
Подтермином «дипломатический иммунитет» следует понимать совокупность привилегийи иммунитетов в строгом смысле этих слов. [19, c.77]
Дипломатическийиммунитет распространяется прежде всего на совокупность привилегий ииммунитетов субъекта международного права, глав государств, глав и членовправительств, членов парламентов, дипломатических агентов государств или нациив период становления в стране пребывания, глав и членов постоянныхпредставительств при международных организациях, международных должностных лиц,глав и членов делегаций на встрече и конференции.
Следуетразличать привилегии и иммунитет.
Подпривилегиями следует понимать особые правовые преимущества некоторыхиностранцев как представителей государств. Наиболее существенным их нихявляется – право на усиленную защиту от посягательств и оскорблений; правопользоваться в определенных случаях знаками и эмблемами; право на специальныесредства связи с заграницей; право на почетные встречи. [19, c.77]
Подиммунитетами разумеется принцип изъятия глав государств, глав и членовправительств, членов парламента и представителей иностранных государств,имущества иностранных государств и лиц, а также иностранных военных сил игосударственных кораблей за границей из принудительного воздействия со сторонысуда, финансового аппарата и совета безопасности страны, где такие иностранныелица и имущества находятся, изъятия в частности и из исков, арестов, обысков,эмбарго и ревизий. [19, c.78]
Д.Б.Левин писал, что «дипломатический иммунитет — одна из наиболее важных и втеоретическом и в практическом отношении проблем международного права,касающихся регламентации деятельности дипломатии» [23, c.153], К.К.Сандровский утверждает, что «дипломатический иммунитет- это основнойэлемент, центральный институт всего дипломатического права».[27, c.127]
Охрана, как дипломатического иммунитета, так идипломатических привилегий является нормой международного права, обеспечиваемойкак добровольным соблюдением, так и принуждением государствами в целяхподдержания и развития мирных отношений.
Одним из актуальнейших и сложных вопросов, связанных симмунитетами и привилегиями дипломатических представительств и их персонала,является теоретическое обоснование необходимости их предоставления.
На данный момент существует практическая необходимостьв более полной кодификации норм дипломатического права, возникает потребность втеории, раскрывающей юридическую природу иммунитетов и привилегий. Такая теорияимеет также практическое значение для толкования действующих иммунитетов ипривилегий, при разрешении спорных ситуаций, в случае если отсутствуетдоговорное урегулирование и необходимо установить наличие и конкретный объемтого или иного иммунитета. Теоретическое обоснование в большой мере отражаетсяна статусе дипломатических представительств в той или иной стране, посколькуоно существенным образом влияет на государственно-правовое регулирование этогостатуса, на реализацию иммунитетов и привилегий.
Многие писатели древности и средних веков обосновывалинеприкосновенность послов и уважительное обращение с ними их важным значениемдля поддержания мира и дружественных отношений между государями и народами.Особенностью дипломатической деятельности эпохи феодализма является такназываемая привилегия квартала: городские кварталы были изъяты из юрисдикциигосударства пребывания в пользу иностранных послов. Правда, это было главнымобразом в тех государствах, где местная власть была недостаточна сильна, иимели место частые смуты (Рим, Мадрид и другие). [17, c.6]
Однако в первой половине XVII века «привилегияпосольского квартала» была отменена по всей Западной Европе, кроме Мадрида(там она была отменена в 1684 году) и Рима (1693 год, когда Людовик XIVформально отказался от этой привилегии).
Итак, к началу XVIII века влитературе признается, что право убежища и в помещении представительства недолжно предоставляться. К 70-м годам XIX века в Европе сформулироваласьобычная норма, запрещающая предоставлять убежище в помещении дипломатическогопредставительства. Некоторое время это сохранялось только в Испании и оченьдлительное время в странах Востока, например в Китае [17, c.6-7].
В новое время, когда появились постоянные посольства,нужда в юридическом обосновании возникла с большей силой. Постоянные послытребовали не только личной неприкосновенности, но и целого ряда другихпривилегий: неприкосновенности своих помещений, неподсудности местным судам ит.д.
С конца XVI и на протяжении XVII и XVIII вековсложились три основные теории дипломатического иммунитета, которые нередкопереплетались друг с другом, это теория:
— экстерриториальности;
— теория представительного характера посла;
— теория дипломатических функций.
Все три теории были обусловлены новыми историческимиособенностями государственной и международной жизни, которые с одной стороныпорождали новые международно-правовые нормы, а с другой стороны по-новомуопределяли общий характер теоретических воззрений на государство, право имеждународные отношения.
1.2Теория экстерриториальности
Первой из этих теорий следует рассмотреть теориюэкстерриториальности. Эта теория возникла на почве роста абсолютизма,объединившего всю территорию государства под эгидой единой королевской власти,и укрепления начала суверенитета монарха во внутригосударственных имеждународных отношениях. Внутри государства из начала суверенитета вытекалонеограниченное господство территориального принципа – исключительная властьмонарха, его судов и администрации над всеми людьми, проживающих в пределахгосударственной территории. Одним из следствий начала суверенитета былопритязание абсолютных монархов на почетное и привилегированное положение своихпослов как представителей особы суверена, на неподчинение их какой бы то нибыло власти, кроме власти пославшего. Дипломатическая практика, шедшая по путирасширения посольских привилегий, нуждалась в придании им правового обоснования,но для этого требовалось примирение территориальных и экстерриториальных правсуверенитета.
Впоследствии же понятие экстерриториальностипревратилось из вспомогательной юридической формулы в самостоятельныйюридический принцип.
Расширение первоначального смысла теорииэкстерриториальности было связано с тем же обстоятельством, котороеспособствовало ее возникновению и быстрому признанию – с тенденцией к прочномузакреплению широких дипломатических привилегий. Поскольку фикция нахождения всобственной стране относилась не только к личности посла, но и к занимаемому импомещению, эта теория в своей абсолютной форме служила оправданием и для праваубежища в дипломатических помещениях и для права посла на юрисдикцию над своимперсоналом. Опираясь на теорию экстерриториальности, дипломатическиепредставители не раз требовали изъятия из местной юрисдикции любых действий,совершенных в помещении посольства, даже если они совершались обычными лицами.
Однако со второй половины XIX века, когдатенденция к росту дипломатических привилегий уступила место противоположнойтенденции – к их сокращению, когда расширилась законодательная регламентацияличных и имущественных прав граждан, а в науке международного права возобладалопозитивное направление, теория экстерриториальности стала утрачивать прежнийавторитет и все больше обнаруживала свою несостоятельность на практике.
1.3Теория представительского характера посла
Наряду с теорией экстерриториальности пользоваласьнепререкаемым авторитетом и широко применялась на практике теорияпредставительного характера посла. Генетически эта теория предшествует теорииэкстерриториальности. Еще в период императорского Рима и в средние векапочести, оказывавшиеся чрезвычайным послам, ставились в зависимость отмогущества и титула их государей. Считалось, что в лице послов эти почестиоказываются тем, кто их послал.
В период абсолютизма идея международной иерархиигосударей отошла в прошлое, и ее заменило господствующее начало новогомеждународного права – начало суверенитета, в силу которого суверенный государьне имел никакой стоящей над ним власти, и, следовательно, не подчинялся власти,и юрисдикции какого бы то ни было иностранного государства.
Но вместе с тем, еще больше укрепилось представление отом, что посол несет в себе честь и престиж своего государя; считалось, чтопосол – это alter ego (второе я) направившего его главыгосударства. Всякое оскорбление посла рассматривалось как личное оскорбление государя.[20, c.31]
Из сочетания этих двух представлений и сложилась такназываемая «представительская теория» дипломатического иммунитета,точнее – теория представительского характера посла, которая, в условияхсуществования постоянных посольств, должна была обосновывать не толькоцеремониальные привилегии послов, но и их иммунитет от действия местной властии юрисдикции.
Теория представительского характера посла в своемчистом виде была вполне достаточна для обоснования церемониальных привилегийпосла, но для обоснования иммунитета от юрисдикции она требовала дополнительнойюридической аргументации, которая превратила бы теоретический принцип винструмент, пригодный для применения на практике. Поэтому эта теорияразвивалась в юридической литературе чаще всего в сочетании с формулойэкстерриториальности посольства или с рассуждениями о необходимостидипломатических привилегий для выполнения послами своих функций.
В таком же сочетании применялась теорияпредставительского характера посла в дипломатической и судебной практике.
Современные сторонники теории представительства рассматриваютдипломатический иммунитет не как следствие того, что посол является alter ego суверенного монарха, а как право, вытекающее изсуверенитета государства.
Если следовать теории представительства, то мы увидимпротиворечия существующей ныне практике, ибо в ней дается обоснованиеиммунитетам и привилегиям лишь главы дипломатического представительства. Весьостальной, особенно не дипломатический персонал, а также члены семейсотрудников представительства на основе этой теории не должны пользоваться иммунитетами.Кроме того, согласно теории, иммунитеты распространяются лишь на официальныедействия дипломатического представителя, в то время как иммунитеты в отношенииего частных действий не согласуются с этой теорией, а ведь на практике наиболееспорными являются вопросы, связанные с распространением иммунитета именно нанеофициальные действия. Не объясняет она и иммунитеты дипломатического курьера,а также существующий объем иммунитетов дипломатических средств передвижения.
1.4Теория дипломатических функций
Теория дипломатических функций достигает полногорасцвета со второй половины XIX века, тогда как наука международного права, вставшаяна путь систематизации позитивного правового материала, стремится датьреалистическое обоснование международно-правовых институтов, в частности идипломатического иммунитета.
С другой стороны, расцвету, теории дипломатическихфункций, способствовала та реакция, которая к середине XIX века сталапроявляться против широких дипломатических привилегий, установившихся в периодабсолютизма и кажущихся теперь не только неоправданными, ввиду законодательнойрегламентации личных и имущественных прав, как местных граждан, так ииностранцев.
В Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках1928г. говорится, что дипломатические чиновники «не могут требоватьиммунитетов, которые не являются существенными для выполнения их должностныхфункций». [17, c.150], а также содержится раздел об иммунитетахперсонала, но не самого дипломатического представительства, а иммунитетыпредставительства выражаются через иммунитеты персонала. С принятием Конвенциио дипломатических сношениях иммунитеты и привилегии дипломатическогопредставительства были оформлены в качестве самостоятельного института, однакосуществующее доктринальное обоснование дипломатических иммунитетов и привилегийпо-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персоналапредставительства.
До заключения Конвенции не было принятого ныне делениядипломатических иммунитетов и привилегий на две группы: иммунитеты и привилегиисамого дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегииперсонала представительства. В работах ведущих юристов иммунитеты и привилегиидипломатического представительства выводились из иммунитетов и привилегий главыпредставительства, рассматривались как продолжение этих иммунитетов.Неприкосновенность помещений дипломатического представительства считаласьпроизводной от личной неприкосновенности главы представительства, обиммунитетах персонала, но не самого дипломатического представительства, аиммунитеты представительства выражаются через иммунитеты персонала. С принятиемКонвенции о дипломатических сношениях иммунитеты и привилегии дипломатическогопредставительства были оформлены в качестве самостоятельного института, однакосуществующее доктринальное обоснование дипломатических иммунитетов и привилегийпо-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персоналапредставительства. Одним из общепризнанных принципов международного праваявляется принцип суверенного равенства государств. [1, c.7]
На этом принципе основывается норма международногоправа – иммунитет государства от иностранной юрисдикции. Иммунитет государствараспространяется как на само государство, так и на его имущество,собственность, государственные органы.
Дипломатическое представительство является публичныморганом государства и в силу иммунитета государства освобождается от юрисдикциигосударства пребывания. [22, c.35] Именно иммунитетом аккредитующего государства,можно объяснить необходимость предоставления всех тех иммунитетов и привилегий,которыми наделено дипломатическое представительство. Это единое обоснованиепредполагает равный объем иммунитетов у всех зарубежных органов внешнихсношений, что отвечает существующей практике. Данное теоретическое обоснованиеобъясняет и необходимость предоставления иммунитетов и привилегий сотрудникамдипломатического представительства, которые должны рассматриваться какработники государственного учреждения и в силу этого освобождаться отюрисдикции иностранного государства, т.е. иммунитеты предоставляются не самимсотрудникам, а аккредитующему государству в отношении его работников заграницей. Эта теория предполагает одинаковый статус у всех сотрудниковдипломатического представительства, хотя на настоящий момент различныекатегории персонала пользуются далеко не одинаковым объемом иммунитетов ипривилегий.
Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в светеположений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Дипломатические привилегии ииммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляютсядипломатическому представительству как таковому, а также его главе идипломатическому персоналу. С определенными ограничениями они могут бытьраспространены на административно-технический и обслуживающий персоналы.
Внаше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатическиепредставительства, их главы и сотрудники, регулируются как двустороннимисоглашениями, так и многосторонними конвенциями. К их числу относится Венскаяконвенция о дипломатических сношениях 1961 г., которая устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическомупредставительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналампредставительств.
2.1 Привилегии и иммунитеты дипломатическихпредставительств
Ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. устанавливает, чтопомещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания немогут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий,используемых для целей представительства, включая резиденцию главыпредставительства и обслуживающий их земельный участок.
В прошлом имели место попытки со стороны некоторых государствоспаривать это положение, в частности, для случаев пожаров. Но в конечном итогеони были отклонены. Больше того, согласно Конвенции, на государстве пребываниялежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры защиты помещенийпредставительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращениявсякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки идругое находящееся в них имущество, а также средства передвиженияпредставительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста иисполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальнаякорреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит нивскрытию, ни задержанию (Ст. 27 п. 2, 3).
Какпример нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов можно привести дело«посольства США в Тегеране». 4 ноября 1979 г. группа студентов захватила здание посольства США в Тегеране и в качестве заложниковудерживала сотрудников дипломатического представительства. США обратились вМеждународный суд ООН.
15 декабря 1979 г. суд вынес постановление, в котором говорилось о следующих временных мерах, что говорит о подтверждении судомобязательности дипломатического иммунитета.
Во-первых, правительство Ирана должно немедленнообеспечить возвращение помещений посольства, канцелярии и консульства США вовладение и исключительный контроль, неприкосновенность этих помещений иэффективную защиту в соответствии с действующими международными договорамимежду двумя государствами и общим международным правом.
Во-вторых, правительство Ирана должно обеспечитьнемедленное освобождение всех граждан США, которые в качестве заложниковсодержатся в посольстве США или в МИДе в Тегеране или в других местах,обеспечить всем таким лицам полную защиту в соответствии с существующимидоговорами между двумя странами и общим международным правом.
В-третьих, с этого момента Иран должен обеспечить всемудипломатическому и консульскому персоналу США полную защиту и предоставитьпривилегии и иммунитеты, на которые этот персонал имеет право по действующимдоговорам между двумя государствами и общему международному праву, в том числе иммунитетот любой формы уголовной юрисдикции, также возможность покинуть территориюИрана.
В-четвертых, США и Иран должны воздержаться от любыхдействий и обеспечить все, чтобы не предпринимались действия, могущие усилитьнапряженность между ними или осложнить решение спора. [17, c.80]
Государство пребывания должно либооказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своейтерритории, согласно своим законам, помещений, необходимых для егопредставительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получениипомещений каким-либо иным путем.
Оно должно также, в случаенеобходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещенийдля их сотрудников (ст. 21).
Государство пребывания должнопредоставить все возможности для выполнения функций представительства (ст. 25).
Поскольку это не противоречит законам иправилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениямгосударственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всемсотрудников представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).
Конвенция подтвердила существовавшийранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощьюдипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.
Дипломатическая почта не подлежит нивскрытию, ни задержанию.
Все места, составляющие дипломатическуюпочту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и онимогут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенныедля официального пользования (ст. 27).
Архивыи документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от ихместонахождения.
Вслучае разрыва дипломатических отношений между государствами, либоокончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случаевооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранятьпомещения представительства вместе с его имуществом и архивами.
Допринятия Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961г. были не редкислучаи нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов, а особенно в случаеразрыва дипломатических отношений или вооруженного конфликта. Так, например, всвоей книге «Страницы дипломатической истории», В.М. Бережковприводит примеры грубого нарушения германскими властями дипломатическихпривилегий и иммунитетов: «22 июня эсэсовцы ворвались в помещениепосольства. Вскоре прибыл закрытый черный фургон, в него втолкнули сотрудников,и повезли их в гестапо. Там их бросили в одиночную камеру. По несколько раз вдень вызывали на допрос, били, пытаясь выведать секретную информацию,заставляли подписать какие-то бумаги».[18, c.63]
Аккредитующее государство может вверитьохрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивамитретьему государству, приемлемому для государства пребывания.
Аккредитующее государство может вверить защитусвоих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому длягосударства пребывания (ст. 45).
Специальнаяст. 20 конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоватьсяфлагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства,включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.
Всоответствии с принятыми в Республике Беларусь Правилами применения«Положения о государственном флаге Республики Беларусь».[12]
Государственный флаг Республики Беларусьподнимается на зданиях дипломатических и консульских представительствРеспублики Беларусь в дни национальных праздников, траурные и другие дни сучетом местной практики страны, где находится соответствующее дипломатическоеили консульское представительство Республики Беларусь, в другие дни по особомууказанию Министерства иностранных дел Республики Беларусь и ежедневно в техстранах, где это принято согласно с местным обычаем.
Государственный флаг Республики Беларусьподнимается (устанавливается) на транспортных средствах дипломатических иконсульских представительств Республики Беларусь, на морских судах и другихсредствах передвижения, где в качестве официальных лиц находятся ПрезидентРеспублики Беларусь, Председатель Национального Собрания Республики Беларусь, Премьер-министрРеспублики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное СобраниеРеспублики Беларусь либо Совет Министров Республики Беларусь, Министр иностранныхдел Республики Беларусь, посол или руководитель консульского учрежденияРеспублики Беларусь с согласия этих лиц.
Государственный флаг Республики Беларусьподнимается на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся заграницей, в дни национальных праздников республики.
Государственный флаг Республики Беларусьподнимается на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, порешению Национального Собрания Республики Беларусь, Совета Министров РеспубликиБеларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительныхорганов.
Государственный флаг Республики Беларусьподнимается с восходом солнца и опускается после захода солнца или по окончаниипразднеств, торжеств, траурных церемоний.
Министерствоиностранных дел Республики Беларусь обязано обеспечить выполнение дипломатическимии консульскими представительствами Республики Беларусь требований Положения оГосударственном флаге Республики Беларусь и настоящих Правил.
Помещениепредставительства не может быть использовано для насильственного задержаниякакого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища.Хотя в Венской конвенции 1961 года прямо о не предоставлении убежища ничего неговорится, в ней содержится положение, которое позволяет трактовать его именнотаким образом. Так, статья 41 конвенции (§ 3) гласит: «Помещенияпредставительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциямипредставительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормамиобщего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями,действующими между аккредитующим государством и государством пребывания».
Вопросо существовании и юридической силе права на получение убежища от политическогопреследования (как правило, не применимого в отношении обычных уголовных дел)долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой для ожесточенных споров. ВЕвропе, данная практика почти прекратилась. Сложившуюся ситуацию можно решитьтолько путем переговоров, потому что Венская Конвенция, хотя и обеспечиваетнеприкосновенность помещений дипломатической миссии (и тем самым находящихсявнутри), не содержит положений о выезде любого лица, на которое нераспространяется действие Конвенции 1961г, с гарантией неприкосновенности ибезопасности. [26, c.194]
Исключениеиз этого правила составляют латиноамериканские страны, которые заключили междусобой специальные конвенции, позволяющие использовать помещениядипломатического представительства для предоставления политического убежища.
Договорноеоформление этот институт получил в Гаванской конвенции об убежище от 20 февраля1928г.
Налоговые привилегии дипломатических агентови консульских служащих являются неотъемлемой частью практики межгосударственныхотношений и оговариваются соответствующими нормами международногозаконодательства.
Предоставляемые дипломатам привилегии ииммунитеты, в том числе и налоговые, необходимы им в первую очередь дляуспешного выполнения возложенных на них дипломатических функций.
Конвенцияподтверждает установившуюся международную практику освобождения дипломатическихпредставительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов,сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные видыобслуживания (к последним обычно относится плата за электроэнергию, газ, воду,телефон и т.п.) (статья 23 п.1).
Однако фискальные изъятия, о которыхговорится в п.1, статьи 23 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания,облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главойпредставительства.
Вознаграждения и сборы, взимаемыепредставительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаютсяот всех налогов, сборов и пошлин (cтатья. 28).
Представительствоосвобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенныхдля официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливаетсягосударством пребывания.
Иногдапроисходили случаи злоупотребления дипломатическими иммунитетами.
Как пример можно привести случай описанный в книге И.П.Блищенко «Дипломатическое право». Им является «делоРосаля».
Посол Гватемалы в Бельгии и Нидерландах Морисио Росаль воктябре 1960 г. был задержан полицией в Нью-Йорке. При нем оказалось 116 фунтов наркотика героина на сумму 4 миллиона долларов. Полиция сообщала, что этот дипломат давнозанимается тайной спекуляцией наркотиками и его частые за последнее времяпоездки в США связаны не с его дипломатической миссией, а со спекуляцией. Наследующий день правительство Гватемалы поспешило объявить о снятии его сдипломатического поста, отказавшись от его иммунитета. [17, c.87]
Государство пребывания должно, даже вслучае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможноскорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихсягражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от ихгражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в ихраспоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и ихимущества (статья 44 Конвенции 1961г.).2.2 Личныепривилегии и иммунитеты
Что касается личных привилегий ииммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Этотосвященный тысячелетними традициями обычай приобретает с точки зрениямеждународного права нормативный характер. «Личность дипломатическогоагента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой- бы то нибыло форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должнымуважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либопосягательств на его личность, свободу или достоинство» (статья 29).
Одновременно Венская Конвенция одипломатических сношениях 1961 г. предусматривает, что частная резиденциядипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что ипомещения представительства.
Понятие«частная резиденция дипломатического агента» охватывает дажевременную резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице).[17, c.83]
Егобумаги, корреспонденция, имущество равным образом пользуетсянеприкосновенностью за исключением, исков, относящихся к любой профессиональнойили коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государствепребывания за пределами своих официальных функций.
Иммунитетдипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает егоот юрисдикции аккредитующего государства (статья 31).
Члены семьи дипломатического агента, живущиевместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государствапребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29—36 ВенскойКонвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
ПоложенияВенской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. закрепляют общепринятуюпрактику в области привилегий и иммунитетов и аккумулируют ряд положений,содержащихся в аналогичных документах.
Глава 3. Практика применения дипломатически привилегийи иммунитетов в Республике Беларусь
По состоянию на 1 марта 2000 годаРеспублика Беларусь признана 144 государствами мира, со 133 из них установленыдипломатические отношения. Республикой Беларусь заключен 831 двусторонниймеждународный договор с зарубежными странами и международными организациями.Беларусь является участником более 700 многосторонних договоров. [29]
Однимиз важнейших условий эффективной деятельности дипломатических представительствна территории Республики Беларусь является их изъятие из юрисдикции государствапребывания и пользование льготами и преимуществами, которые обычным иностранцамне предоставляются, т.е. так называемыми привилегиями и иммунитетами.
Основныммеждународно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатическихпредставительств, при главах государств, является Венская конвенция одипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, подписанная БелорусскойСоветской Социалистической Республикой 18 апреля 1961 года, ратифицированнаяВерховным Советом БССР 6 апреля 1964 года и вступившая в силу для Республики 13июня 1964 года. Данная Конвенция регулирует виды привилегий и иммунитетов,предоставляемых дипломатическим представительствам (ст.20,22,23,24,27,28конвенции) и их сотрудникам (ст.29-39 конвенции) на территории государствапребывания, подразделяя, таким образом, привилегии и иммунитеты, на привилегиии иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитетыдипломатических агентов, которые принято называть личными привилегиями ииммунитетами. [25, c.165]
Наданный момент в Республике Беларусь действует Положение о дипломатических иконсульских представительствах иностранных государств на территории Союза СоветскихСоциалистических Республик, утвержденное Указом Президиума Верховного СоветаСССР от 23 мая 1966 года. [24, c.386]Вместе с тем, некоторые нормы Венской конвенции нашли отражение во внутреннемзаконодательстве Беларуси. Так, например, Закон Республики Беларусь от 19декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» [9] в части 40статьи 5 содержит положение, в соответствии с которым от налогов освобождается «стоимостьтоваров и услуг, предназначенных для официальной деятельности иностранных дипломатическихпредставительств, а также для личного пользования дипломатического иадминистративно-технического персонала этих представительств, включая членов ихсемей, которые живут вместе с ними, при сохранении принципа взаимностигосударствами, на территории которых находятся дипломатическиепредставительства Республики Беларусь». Такие нормы содержатся также вЗаконе Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положениииностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (статья27) [10], Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (статья 21) [6],Таможенном кодексе Республики Беларусь (статья 70) [7].
3.1 Привилегии и иммунитеты дипломатическихпредставительств
Кпривилегиям и иммунитетам дипломатического представительства относятся:неприкосновенность помещений представительства, фискальный иммунитет,неприкосновенность архивов и документов представительства, право свободногосношения представительства для всех официальных целей, неприкосновенностьофициальной корреспонденции представительства, таможенный иммунитет и право напользование флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещенияхпредставительства и на средствах передвижения главы представительства, котороеназывают «протокольными привилегиями» или «привилегиямивежливости» [17, c.76].
Всоответствии с положениями статьи 1 конвенции сотрудниками дипломатическогопредставительства являются глава представительства, члены дипломатического,административно- технического и обслуживающего персонала представительства.Дипломатическими агентами называются глава представительства и членыдипломатического персонала представительства, то есть те члены персонала,которые имеют дипломатический ранг.
Кличным привилегиям и иммунитетам дипломатического агента относятся:
1.Личная неприкосновенность;
Личнаянеприкосновенность гарантирована дипломатическому агенту ст. 29 конвенции, гдеговорится, что он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни былоформе.
Наиболеечасто встречающиеся факты несоблюдения личных привилегий и иммунитетовдипломатических агентов, аккредитованных в Республике Беларусь, относятсяименно к их личной неприкосновенности.
2.Полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания;
Иммунитетот уголовной юрисдикции нашел свое отражение в Уголовном кодексе РеспубликиБеларусь [4], в ст. 4, п. 4, в Уголовно- процессуальном кодексе РеспубликиБеларусь [6] в ст. 4 п. 2.
3.Иммунитет от административной и гражданской юрисдикции с изъятиями;
Вст. 16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [5]говорится:
«Вопрособ ответственности за административные правонарушения, совершенные натерритории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые, согласнодействующим законам и международным договорам Республики Беларусь, пользуютсяиммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаетсядипломатическим путем».
4.Фискальный иммунитет;
Налоговыепривилегии дипломатических агентов и консульских служащих являются неотъемлемойчастью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующиминормами международного законодательства.
5.Таможенный иммунитет;
В Таможенном кодексе Республики [7] ст.202, отражены положения о том, что дипломатические представительстваиностранных государств на территории Республики Беларусь при соблюденииустановленного порядка перемещения через таможенную границу Республики Беларусь,могут ввозить в Республику Беларусь и вывозить из Республики Беларусь,предназначенные для официального пользования представительств товары сосвобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение,таможенное оформление товаров, вне определенных для этого мест.
6.Освобождение от личных повинностей;
Государствопребывания обязано освобождать дипломатических агентов от всех трудовых и государственныхповинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей, такихкак реквизиции, контрибуции и военный постой (ст. 35 Венской Конвенции 1961г.).
3.2 Ответственность за нарушения дипломатических привилегийи иммунитетов
Д.Б.Левин разделял все уголовные законы о преступлениях против дипломатическихпредставителей на три группы. Большинство из них (Франция, Бельгия, Швейцария,Нидерланды, Турция, Япония, Мексика, Аргентина, Бразилия) назначаютопределенные наказания за конкретно указанные действия против дипломатическихпредставителей или вообще за нарушение их иммунитета.
Другиезаконы (Дания, Швеция, Норвегия, Чили, Парагвай) повышают обычные наказания запреступления против личности, если эти преступления направлены против личностидипломатических представителей.
Третьягруппа законов (Куба, Перу), устанавливая определенное наказание запреступления против дипломатических представителей, повышают наказание, еслиэти преступления нанесли ущерб внешнеполитическим интересам государства.
Внекоторых государствах (США, Швейцария, Аргентина, Чили), преступления противдипломатических представителей рассматриваются в более высоких судебныхинстанциях, чем аналогичные преступления против частных лиц. [28, c.31]
В частности, в статье 1 конвенции говорится:
1. Лицо, пользующееся международной защитой, есть:
а) глава государства, глава правительства или министриностранных дел, находящийся в иностранном государстве, а также сопровождающиеего члены семьи;
б) любой представитель или должностное лицогосударства;
2. «Предполагаемый преступник», есть лицо, вотношении которого имеются доказательства, достаточные для установления prima facie, что оносовершило одно или более преступлений, указанных в ст. 2, или участвовало в их совершении.
Вопросу определения состава преступления, влекущегоспециальную международно-правовую защиту, посвящена вторая ст.2 конвенции,которая говорит, что:
1. Преднамеренное совершение:
а) убийства, похищения или другого нападения противличности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
б) насильственного нападения на официальное помещение,жилое помещение или транспортное средство лица — пользующегося международнойзащитой, которое может угрожать личности пли свободе последнего;
в) угрозы любого такого нападения;
г) попытки любого нападения;
д) действия, в качествесоучастника любого такого деяния, должно рассматриваться каждымгосударством-участником в соответствии с его внутренним законодательством какпреступление.
2. Каждое государство-участник предусматриваетсоответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера.Высказанное не освобождает от обязательств в соответствии с международнымправом принимать все надлежащие меры для предотвращения других посягательств наличность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой.
ВУголовном кодексе Республики Беларусь, содержится статья 124:«Террористический акт против представителя иностранного государства»,которая предусматривает ответственность за насильственные действия в отношении представителяиностранного государства, похищение или лишение его свободы с целью провокациимеждународных осложнений или войны, а также убийство представителя иностранногогосударства.
Заключение
Международно-правовыеакты и обычаи, внутреннее право государств довольно полно регулируют вопросыпредоставления дипломатических привилегий и иммунитетов. Вместе с тем,некоторые аспекты требуют как их урегулирования посредством принятия новыхмеждународно-правовых актов, так и путем внесения некоторых норм во внутреннеезаконодательство.
Ясчитаю, что необходимо принятие всеобъемлющего национального законодательногоакта, который регулировал бы статус, а также объем привилегий и иммунитетовдипломатических представительств и консульских учреждений иностранныхгосударств на территории Республики Беларусь.
Проведенныймною анализ практики, обнаружил спорные моменты, которые на данный момент неурегулированы законодательством, а именно:
— правомерность проведения личного досмотра дипломатических агентов идипломатических вализ техническими средствами (например, рентгеновскимоборудованием);
— вопрос о трактовке положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. относительно статьи 31 п. «с» и положений статьи 42, которые входят в противоречиемежду собой относительно запрета на ведение коммерческой деятельностидипломатическим агентом;
— целесообразности принятия новых положений, касающихся дипломатической почты, всвязи с появлением новых технических возможностей связи, а именно Internet и электронной почты.
Какизвестно, любое неверное толкование положений Венской конвенции 1961г., авследствие этого и несоблюдения дипломатических привилегий и иммунитетов,рассматривается как акт, направленный против аккредитующего государства, чтоприводит к выводу о том, что принятие такого акта является своевременным инеобходимым для успешного ведения коммуникативных связей с другими иностраннымигосударствами.
Также можно согласиться с предложением Кравченко О.И, отом, что было быразумным пойти по пути Федеративной Республики Германии где 30 сентября 1993года был принят Общеминистерский документ, детально разъясняющий позициюГермании по всем положениям конвенции, полностью регламентирующий практическоеприменение всеми имеющими к тому отношение должностными лицами этих положений,и принять нормативный акт, который регулировал бы применение Венской Конвенциио дипломатических сношениях 1961 г. в Республике Беларусь.
Списокиспользованной литературы:
Блищенко И.П., «Дипломатическоеправо», [17, c.87], 17, с.76, 17, с.6,7
Борунков А.Ф. «Дипломатическийпротокол в России», 17, с.83, 25, с.165
Левин Д.Б. «Дипломатическийиммунитет», [23,c.153)
Р.Дж. Фельтхэм «Настольная книгадипломата», 1, с.7, 22, с.35, 28, с.31
Бережков В.М. «Страницыдипломатической истории».[18, c.63], 20, с.31
К.К.Сандровский [27, c.127], [19, c.77], 19, с.78
К.А.Бекяшев, Международное публичноеправо". (19, с.76)
Гаванская конвенция о дипломатическихчиновниках 1928г… [17, c.150],статья 31, 17, с.80
Положение о дипломатических иконсульских представительствах иностранных государств на территории СоюзаСоветских Социалистических Республик, утвержденное Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 23 мая 1966 года. [24, c.386]
Венская конвенция о дипломатическихсношениях 1961г. [26, c.194],статья 20,22,23,24,27,28, статья 29-39, статья 41, 44
«Положения о государственномфлаге Республики Беларусь».[12]
Закон Республики Беларусь от 19декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» [9], статья 27,п.2,3
Закон Республики Беларусь от 3 июня1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданствав Республике Беларусь» (статья 27) [10], статья 21,25,26
Уголовно-процессуальный кодексРеспублики Беларусь (статья 21) [6], статья 4, п.2
Таможенный кодекс Республики Беларусь(статья 70) [7], статья 202
«Инструкция о порядкепроизводства личного досмотра граждан, следующих через таможенную границуРеспублики Беларусь»[14]
Правила пребывания иностранныхграждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" [13]
Уголовный кодекс Республики Беларусь[4], с.124
Кодекс Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях [5], статья 16
Закон Республики Беларусь от 16ноября 1999г. «О налоге на добавленную стоимость»[9]
Кодекс Республики Беларусь о земле[8]
Методические указания по исчислению иуплате подоходного налога с физических лиц [15],
Закон Республики Беларусь «Оподоходном налоге с граждан» [11, ст.23, п.13, ст.28.