Реферат по предмету "Международные отношения"


Политика Западноевропейских стран в отношении мигрантов из Северной Африки

Реферат: Политика Западноевропейских стран в отношении мигрантов изСеверной Африки
политикамиграция шенгенская интеграция

Политикапромышленно развитых стран Европы в отношении миграции из-за рубежа напротяжении второй половины XX в.отличалась большим диапазоном – от поощрения трудовой миграции в периодыэкономического роста и непрепятствования свободному въезду до введения жесткихограничений и даже сокращения численности мигрантов, а порой и высылки части изних в периоды экономической депрессии и спада или из-за возникавшихполитических трений. Специальные меры приходилось принимать для ограничениянаиболее вопиющих проявлений дискриминации по отношению к арабам-мигрантам1.
СтраныЗападной Европы, принимавшие основную часть мигрантов из Северной Африки,прочие государства-реципиенты существенно различаются по условиям, масштабам ипрофилю (качественным характеристикам) мигрантских потоков, а также с точкизрения проблем, которые порождает пребывание и деятельность мигрантской общиныв данной конкретной стране. Например, Германия заметно превосходит другиеевропейские страны по числу ежегодно прибывающих и осевших мигрантов. Италияотличается тем, что она принимает наибольшее число нелегальных мигрантов,главным образом из Марокко. Именно в этой стране североафриканские мигрантыоседают в «динамично развивающемся и процветающем неформальном сектореэкономики». Миграция в Великобританию в основном представляет собойвоссоединение семей, а также с целью заключения браков2.
Возросшаяпотребность стран Западной Европы и некоторых других промышленных государствпосле Второй мировой войны в значительном дополнительном числе рабочих рук наначальных этапах развития внешней миграции определила их курс на содействиепритоку мигрантов из Северной Африки и других регионов развивающихся стран.Крупнейший реципиент мигрантов из Северной Африки среди европейских государств– Франция – в первые годы после окончания Второй мировой войны ввела норму,дававшую мигрантам из франкофонных стран севера Африки право свободного въезда.Эта норма просуществовала вплоть до второй половины 50-х – начала 60-х годов,пока сохранялись особые отношения метрополии и зависимых территорий.Естественно, приобретавшая в Северной Африке все более широкие масштабы борьбаза политическую независимость, переросшая в Алжире, например, в вооруженноесопротивление и антиколониальную войну, не могла не сказаться на ней. Ссередины 50-х годов такое право было отменено.
Научно-техническаяреволюция, начиная с периода 60-х годов, хотя и оказывала противоречивоевлияние на динамику спроса на рабочую силу на рынке труда в промышленноразвитых государствах, в целом также прямо или косвенно (через экономическийрост) содействовала увеличению спроса на неквалифицированный ималоквалифицированный труд, однако его объем имел свои пределы. Он был нижевозрастающего притока мигрантов из Северной Африки и других регионов. Согласноимеющимся данным, мигранты в страны Европы, как и в другие развитые регионымира, распределялись по уровню образования следующим образом: на имеющихсреднее и высшее образование приходилось до 15% всех мигрантов, около 10% –имевшие неполное среднее образование, наибольшую долю – порядка 40% –составляли мигранты с начальным образованием, т.е. лишь умеющие читать иписать, оставшуюся треть составляли неграмотные3.
В этихусловиях в 60-е годы правительства ряда стран Западной Европы, являвшейсяосновным регионом, в который направлялась миграция из Северной Африки,заключают двусторонние соглашения с североафриканскими партнерами, регулирующиетрудовую миграцию в Европу. Их главными целями являлись удовлетворениевнутреннего спроса на рабочие руки и в то же время предотвращение притокаизбыточной рабочей силы в неблагоприятные, с точки зрения экономическойконъюнктуры, периоды, воспрепятствование нелегальной миграции, приобретавшейвсе большие масштабы и угрожавшей расцветом преступности, особеннонаркобизнеса, ростом безработицы в самих странах-реципиентах и т.д. В этойсвязи в качестве основного средства использовалась политика квотирования –ограничения численности въездных виз, которые устанавливались двустороннимисоглашениями. Этот метод в основном применялся европейскими странами, преждевсего Францией, испытывавшей наибольший наплыв мигрантов из таких странСеверной Африки, как Марокко, Алжир, Тунис4.
Сначала-середины 90-х годов XX в.миграционная политика европейских государств претерпевает глубокие изменения.Это было вызвано рядом обстоятельств – негативным воздействием проблемымигрантов на внутриполитическую жизнь, разрастанием масштабов нелегальноймиграции, принятием Шенгенских соглашений, относительным сокращением спроса нанеквалифицированный труд и некоторыми другими. Эти факторы способствовалиинициированию поиска единого подхода, точнее говоря, единых подходов,унифицированной миграционной политики стран ЕС, характерной чертой которойстановится не только контроль, и даже не столько контроль, сколько управлениемиграционными процессами5.
Принципиальноезначение имело принятие странами ЕС так называемой Новой интеграционнойстратегии в районе Средиземноморья (1992 г.), согласно которой промышленноразвитые страны усиливали свою поддержку и помощь арабским государствам с цельюрешения тех проблем, которые и вызывали в прошлом массовую миграцию в Европу.Однако, как отмечали эксперты спустя 10 лет после провозглашения новой средиземноморскойстратегии Евросоюзом, влияние последней все еще было слишком скромным, чтобыприостановить поток мигрантов из Северной Африки. Лишь Марокко получилоощутимые фонды на цели хозяйственного развития и решение социальных проблем.Явно недостаточными были инвестиции европейского частного капитала, на притоккоторых возлагали большие надежды в начале 90-х годов.
Ужесточениемиграционной политики европейских государств, в том числе вследствие принятиястранами-членами ЕС соглашений о свободном передвижении внутри Шенгенской зоны,своим следствием имело сокращение ежегодной численности мигрантов. И этатенденция сохраняется вплоть до настоящего времени.
Широкийгеографический спектр миграционных потоков предопределяет и разнообразиепозиций и подходов правительств принимающих государств к регулированию трудовоймиграции и положения мигрантов.
Варабском мире Саудовская Аравия (как Франция в Европе) приняла, начиная с 70-хгодов, наибольшее число рабочих-мигрантов из арабских стран. Впрочем, внешняямиграция в страны Залива вообще представляет собой совершенно уникальноеявление в истории мировой миграции. Действительно, доля мигрантов средикоренных жителей стран этого региона арабского мира настолько высока, что этодает все основания для такой оценки. Ее подтверждает нижеследующая таблица.
Вкрупнейшей стране-реципиенте мигрантов из Северной Африки трудились миллионывыходцев из соседних по региону государств, целые отрасли использовали трудтолько рабочих-мигрантов. Однако растянувшийся на 80–90-е годы спад мировых ценна нефть и, соответственно, нефтяных доходов королевства привел к сокращениюпрограмм развития страны и спроса на рабочую силу. Но это – только одна сторонапроблемы. Другая состоит в том, что в КСА сохраняется высокий уровеньрождаемости и естественного прироста населения. Оба эти фактора в 80–90-е годыначинают влиять на политику государства на рынке труда в сторону еекардинального изменения. Суть происходящих в последний период историиСаудовской Аравии изменений состоит в постепенном отказе от использованияиностранной рабочей силы, высвобождении занятых мигрантами рабочих мест ипредоставлении их местным категориям, ищущим работу. Политика «саудизации»особенно активно начинает проводиться в новом столетии. Государственные органы,отвечающие за регулирование рынка труда, опубликовали прогнозы быстрого ростабезработицы среди коренного населения уже в ближайшие годы, если не будутприняты энергичные и хорошо продуманные меры. В плане социально-экономическогоразвития КСА на пятилетие отмечается, что ограничение возможных негативныхявлений на рынке труда страны, с которыми страна столкнется в ближайшие годы,является одной из сложнейших проблем. С учетом высокой динамикидемографического роста и неблагоприятных тенденций в сфере занятости (уровеньбезработицы среди мужского населения в начале XXI в. оценивался Саудовским советом по трудовым ресурсамв 14% [2000 г.]), в стране необходимо за пятилетний срок трудоустроить 817,3тыс. человек. Планом предусматривается, что в частном секторе будет создано328,7 тыс. новых рабочих мест. Еще 488,6 тыс. необходимых вакансий намечаетсяполучить в ходе «саудизации» сферы занятости, т.е. освобождения мест, занятыхмигрантами из-за рубежа. Об остроте и масштабах проблемы говорит и тот факт,что сейчас в стране ежегодно создается лишь 25 тыс. новых рабочих вакансий.Нетрудно подсчитать, что при сохранении нынешних тенденций вместо намеченных напятилетие будет создано лишь 125 тыс. новых рабочих мест – примерно в 3 разаменьше планируемого числа6.
СаудовскаяАравия в своей миграционной политике прибегает не только к мерамадминистративного регулирования, но и к экономическим методам с цельюдостижения большей гибкости и эффективности. Главное место занимает комплексмер, направленных на ускорение экономического роста, что, в принципе, являетсянаиболее надежным направлением в решении проблемы занятости и ведет к созданиюновых вакансий. Один из приоритетных методов заключается в стимулированииинвестиций в целом и иностранных, в частности. С этой целью в Саудовской Аравиипринят новый кодекс, регулирующий деятельность иностранных инвесторов. Ключевоенововведение заключается в уравнивании местных и иностранных инвесторов вобласти налогообложения, что создает сильные стимулы для последних. Наряду сэтим, допускается 100% иностранное участие в капитале компаний, предоставлениевнешним инвесторам возможности получения дешевых кредитов, выдоваемыхСаудовским фондом промышленного развития. Кодекс предусматривает такжеупрощение всей процедуры одобрения инвестиционного проекта по принципу «одногоокна».
Европейскиестраны, в отличие от арабских государств-экспортеров энергоносителей, неиспытывают резких перепадов в экономической конъюнктуре, и потому потребность виностранной рабочей силе, в том числе из стран Арабского Востока, носит болееили менее постоянный, стабильный характер. Поэтому они пока не прибегали кполитике вытеснения мигрантов из сферы труда, подобно Саудовской Аравии илиЛивии. Тем более, что, в отличие от стран Залива, в промышленно развитых странахЕвропы доля мигрантов относительно невысока: на 370,6 млн. граждан приходилось17,6 млн. мигрантов (1997 г.) или около 5% общей численности населения7.Причем лишь небольшую их часть, как отмечалось ранее, составляли мигранты изСеверной Африки. Тем не менее, в периоды спада европейские страны прибегают кограничению притока иностранных рабочих или к его приостановке, в том числе изсевероафриканских государств. Так было в 1974 г. во Франции, и в следующиедесятилетия в этой стране принимались законы по регулированию и ограничениюпритока мигрантов. Подобное положение складывалось и в ряде других европейскихгосударств – Италии, Швейцарии и др. Дело доходило порой и до высылки частимигрантов, когда, например, как в Италии в 1990 г., несколько десятков тысячмигрантов из североафриканских стран подпали под действие нового итальянскогозакона об иммиграции.
Но дажев условиях усиления регулирования трудовой миграции из стран Северной Африки вЕвропе показательно, что огромное число, если не большинство мигрантов, вусловиях демократического общества довольно прочно оседает на длительноепроживание там и не собирается возвращаться на родину. Так, к началу 90-х годовXX в. примерно 4/5 всех тунисцев воФранции прибыла в эту страну еще до 1975 г.8 Иначе обстояло дело всоседней с Тунисом Ливией. В этой арабской стране в начале 90-х годов около 20%всех работавших тунисцев проживали относительно продолжительный период и то – ссередины 80-х годов. Сопоставление этих данных говорит о многом. Во-первых,политические условия и характер общественного устройства в сильной, если несказать в решающей, степени влияют на «ценз оседлости» внешних мигрантов.Во-вторых, вышеприведенные чрезвычайно важные, во многом характерные, данныеуказывают на то, что адаптационные способности мигрантов из арабского,мусульманского мира» в европейских, христианских государствах в современнуюэпоху (информационное общество, высокая коммуникативная динамика, т.е. большиевозможности для связи с родиной, посещением родных мест, семьи и т.д.) заметновозросли и могут оцениваться как социальный феномен последней четверти XX в. – периода массовых трудовыхмиграций. В-третьих, несмотря на определенные трудности и лишения, которыеиспытывают мигранты, подавляющее большинство вполне способно ассимилироваться визначально чуждых им культуре и религиозной среде. Более того, они предпочитаюткак можно дольше оставаться в стране-реципиенте, длительность их пребыванияуказывает на то, что, вероятно, они останутся в ней на всю жизнь.
Законодательствостран-реципиентов регулирует различные стороны не только трудовой деятельности,но и пребывания мигрантов. Это, в частности, касается такого важногогуманитарного аспекта, как положение семей мигрантов. Так, французскоезаконодательство с 1984 г. разрешает со второго года после приезда во Францию иначала работы проживать мигрантам с ближайшими родственниками, к которым былиотнесены жена и дети моложе 18 лет. Но для этого должны быть соответствующиежилищные и материальные условия – не менее 8 кв. м жилплощади на одного членасемьи и т.п. Однако обследования, проведенные в среде мигрантов, показали, чтотакие условия способны обеспечить далеко не все из них – лишь один из 10–15.Иными словами, среди мигрантов полностью доминируют холостяки и мужчины, чьисемьи проживают на родине.
Впоследние десятилетия, когда вопрос об иностранных рабочих, главным образом вЕвропе, приобрел особую остроту, проблема регулирования их численностипривлекает повышенное внимание политиков и ученых, общественных деятелей исамые широкие слои электората. В этой связи необходимо подчеркнуть, чтообщественно-политический резонанс, который имеет с 80–90-х годов проблемамигрантов контрастирует с долей последних в общей численности населения. Поимеющимся оценкам, в 90-е годы XX в.она составляла немногим более 1% во Франции, Бельгии и Голландии и менее 1% – впрочих европейских государствах. Впрочем, несмотря на столь скромныйпоказатель, его не следует недооценивать. Во-первых, потому, что значительноечисло, если не большинство, мигрантов оседает очень компактно, причем встолицах и пригородах. Во-вторых, для них характерна высокая социальнаямобильность. Ряд других характеристик также придают особое значение данномупоказателю.
Анализгосударственной политики стран-реципиентов в области миграции позволяет прийтик следующим выводам.
В целом,общей тенденцией в политике стран-реципиентов второй половины XX в. было введение и сохранениеконтроля над миграционными потоками из стран Северной Африки. Эта тенденция –ужесточение миграционной политики европейских стран – усиливается в особенностис середины 90-х годов.
Почтиполувековой опыт регулирования миграции показывает ограниченные возможностигосударства-реципиента в этой области. Полностью государственному регулированиюподчинить миграционные потоки не удалось, на что указывает довольно высокаядоля нелегальной миграции: по отдельным странам с учетом близких к ним постатусу мигрантов, чье пребывание в стране-реципиенте не оформлено должнымобразом, ее доля достигает 30–50%. Не только в относительно перенаселенныхстранах Европы и других промышленно развитых государствах, но и в арабском мирегосударство не устанавливало, как правило, жестких ограничений на попыткимигрантов ассимилироваться и осесть в стране-реципиенте, получив гражданство.Как правило, это достигалось путем заключения браков и созданием смешанныхсемей. Среди мигрантов во Франции, например, доля смешанных браков кчисленности общины достигала заметной величины.
Большаячасть мигрантов, по некоторым странам до 80%, как это имело место с тунисцамиво Франции, в основном адаптировалась к новым условиям и практическиассимилировалась. Это не означает, по мнению многих исследователей проблемымиграции, полной адаптации мигрантов, главным образом, первого поколения. Такаяполная адаптация – скорее исключение, чем правило. Однако частичная адаптация –явление довольно широкое. Оно проявляется в целом ряде признаков, среди которыхможно выделить следующие:
– получениепрофессии, пользующейся спросом на местном рынке труда;
– заключениесмешанного брака;
– рождениедетей в семье мигрантов;
– открытиесобственного дела в стране-реципиенте и т.д.
Последнееобстоятельство – «неполная», частичная ассимиляция, адаптация вместе с ростоммиграционных потоков в промышленно развитые страны, прежде всего в Европу, далаповод некоторым исследователям считать, что миграция в основном порождаетконфликтогенную зону в странах-реципиентах, что она является частью общейпроблемы XXI в. – конфликта цивилизаций(известная теория Г.Хантингтона) и т.д. В целом, позиция отдельныхисследователей вкратце сводится к тому, что миграцию следует оценивать каксоциальное зло.
Однакоанализ проблемы на различных этапах ее развития дает основания для болеесбалансированной оценки этого важного феномена, позволяет избежать крайностей иодносторонних оценок. Во-первых, нельзя не отметить рост масштабов трудовоймиграции за рубеж, что указывает на высокую потребность и заинтересованностьзначительного числа жителей Северной Африки в выезде за рубеж и улучшениясвоего экономического положения и смене социального статуса. Миграция позволяетим решать многие сущностные проблемы и для многих из них становится выходом избеспросветного существования у себя на родине. Во-вторых, миграция решаетважные проблемы на родине мигрантов, способствуя рассасыванию безработицы ит.д. В-третьих, миграция, возможно как ни одно другое социальное явление, имеетмассовый характер и способствует взаимопроникновению культур и цивилизаций,т.е. содействует сближению наций, религий и народов и т.п. Последнееобстоятельство особенно важно в условиях глобализации многих процессовэкономической, политической и социальной жизни, становления единогоинформационного поля, роста взаимозависимости народов и стран в их развитии.

Список литературы
 
1. Тунисская Республика. М., 1993 г., с. 316.
2. Labourmarket changes and job insecurity: A challenge for social welfare and healthpromotion. Copenhagen, 1999.
3. ElGueddari A. Vers une politique d'immigration de l'Union europeenne. – Hommes etmigrations. – P., 1999, № 1222, с. 78–84.
4. MiddleEast Economic Digest. L. 16.03.2002, № 11, с. 23–24.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние размера предприятия на его эффективность и издержки
Реферат Физические качества человека и методы их воспитания
Реферат Что должен знать бухгалтер работодателя, нанимающего иностранцев
Реферат Роль денег в экономической системе
Реферат Herman Hesse
Реферат Рассчитываем единый социальный налог
Реферат Гражданско-правовой договор с внештатником: как платить НДФЛ и ЕСН
Реферат Встречная проверка: название новое, содержание старое
Реферат Функции и классификация государственных ценных бумаг
Реферат Troilus And Criseyde By Chaucer Essay Research
Реферат Ментеше
Реферат Antimony Sb Essay Research Paper AppearanceMetallic antimony
Реферат Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Реферат Екатерина II Великая и ее значение в русской истории
Реферат Роль коллективного договора в регулировании трудовых отношений