Реферат по предмету "Международные отношения"


Основные тенденции современных алжиро-французских международных отношений

Реферат: Основные тенденции современных алжиро-французскихмеждународных отношений

По признанию обеих сторон, алжиро-французские отношения имеютособый, специфический характер, обусловленный географической близостью, 132годами совместной истории в колониальный период, тесными культурными исоциальными связями. Своеобразие отношений двух стран связано с их значительнойэмоциональной составляющей, особой тональностью контактов, продолжительнымколониальным присутствием Франции в Алжире, оставившим, вследствие необычайноострого и болезненного процесса деколонизации, смешанные чувства взаимнойсимпатии и соперничества, притяжения и отталкивания, близости и отчужденности,взаимопонимания и непримиримости. В силу целого ряда факторов геополитического,экономического, социального и культурного порядка Алжир заслуживает особоговнимания Франции, в равной мере и Франция для Алжира была и остается важнымпартнером.
История сотрудничества независимого Алжира и Франции с 1962г. знала периоды подъемов и спадов, взаимопонимания и кризисов. Однако напротяжении всех этих лет жизнь подтверждала справедливость выражения президентаАлжира Х.Бумедьена: «что-то маленькое, но особенное останется между Алжиром иФранцией». Характеристика, данная некогда известным алжирским государственнымдеятелем, сохранила свою актуальность и в наше время.
С начала 90-х годов отношения между Францией и Алжиромразвивались противоречиво и непоследовательно. Победа Исламского фронтаспасения (ИФС) в первом туре парламентских выборов в Алжире 26 декабря 1991 г.,а также политические события, которые последовали за отменой второго туравыборов, вынужденной отставкой президента АНДР Ш.Бенжедида и образованиемВысшего Государственного Комитета (ВГК), явились причиной ухудшения отношениймежду Францией и Алжиром. Позиция Франции, выраженная президентом Ф.Миттераном,который заявил о том, что «необходимо уважать волю народа», состояла восуждении действий алжирского режима и проводимой им внутренней политики.
Волна террористических актов в Алжире против представителейвласти, интеллектуальной элиты, а также массовых расправ над мирным населением,совершенных исламскими экстремистами под лозунгами борьбы за создание в Алжиретеократического государства, не привела на протяжении 90-х годов к изменениюотношения официального Парижа к внутриполитическому алжирскому кризису.Французские власти продолжали называть алжирских террористов «группамивооруженной оппозиции». Террористические акты, совершенные против французскихграждан, самым громким из которых был захват группой экстремистов самолетаавиакомпании «Эр Франс» в декабре 1994 г., лишь ухудшили отношения между двумястранами. Во французской прессе по поводу алжирского кризиса регулярноподнимался вопрос: «Кто кого убивает?», вызванный серьезными подозрениямифранцузской общественности относительно участия алжирских военных в серияхтеррористических актов против собственного населения. Напряжение в отношенияхпорой приводило к острым ситуациям на дипломатическом уровне как, например,отмена, по инициативе алжирской стороны, встречи президента АНДР Л.Зеруаля спрезидентом Франции Ж.Шираком, которая должна была состояться в октябре 1995 г.в Нью-Йорке в период работы Генеральной Ассамблеи ООН.
Президентские выборы 1995 г. в АНДР, победу на которыходержал Л.Зеруаль с поддержкой 61% голосов избирателей, послужили началом дляпересмотра отношения Запада к алжирскому внутриполитическому кризису. Общеедвижение Алжира по пути нормализации, проявившееся в регулярном проведениивыборов, принятии закона о гражданском согласии, одобренного населением нареферендуме 16 сентября 1999 г., а также снижение интенсивноститеррористических актов с конца 90-х годов, способствовало формированию новоговосприятия Алжира западными странами, в целом, и Францией, в частности.
Приход к власти в Алжире в апреле 1999 г. А.Бутефлики врезультате досрочных президентских выборов породил надежды на улучшениеотношений Алжира с западными странами и, в том числе, с Францией. Первымсимволическим событием, ознаменовавшим потепление алжиро-французских отношений,стал визит А.Бутефлики во Францию в июне 2000 г.
Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. привели кадекватному осознанию международным сообществом и, в первую очередь, странамиЗапада реальных и потенциальных угроз радикального исламизма, что оказалосущественное влияние на окончательное формирование нового отношения Парижа,Вашингтона и Лондона к действующим сторонам внутреннего алжирского конфликта.Таким образом, на рубеже XX и XXI вв. сформировались благоприятныеполитические условия для потепления алжиро-французских отношений.
За визитом А.Бутефлики во Францию в 2000 г. последовала сериявзаимных визитов высших государственных чиновников двух стран, заложившихоснову для пересмотра межгосударственных отношений, а также для созданияполитической надстройки, в большей степени соответствующей новым реалиямдвусторонних связей.
Так, в ноябре 2001 г. после наводнения, от которого пострадалгород Алжир и несколько близлежащих поселений, в Алжир прибыл с рабочим визитомфранцузский президент Ж.Ширак. С июня 2000 г. Францию несколько раз посещал сделовыми визитами алжирский президент А.Бутефлика, в январе 2003 г. Франциюпосетил также премьер-министр АНДР А.Бенфлис. Помимо этого, состоялосьмножество взаимных рабочих встреч на уровне министров двух стран для обсуждениятекущих вопросов сотрудничества. Кульминацией дипломатической активности,безусловно, стал государственный визит Ж.Ширака в Алжир 2–4 марта 2003 г. Этапоездка является первым государственным визитом французского президента в АНДР.Посещения независимого Алжира на разных исторических этапах французскимипрезидентами В.Жискар д'Эстэном, Ф.Миттераном, а также самого Ж.Ширака в 2001г. не имели статуса государственных визитов.
В ходе визита стороны подписали «Алжирскую декларацию»,которая является структурной основой для дальнейшего развития двустороннихотношений. Документ предусматривает интенсификацию политических контактов,укрепление экономического, культурного и научного сотрудничества, а такжеразвитие взаимодействия, направленного на упрощение административных формальностей,связанных с перемещением физических лиц между странами. Декларацияпредусматривает проведение ежегодных встреч между главами государств и дважды вгод консультаций на уровне министров иностранных дел. Сотрудничество вполитической области затронет такие сферы, как борьба против международноготерроризма, партнерство между Европейским союзом и Магрибом, реализация Новогопартнерства для развития Африки («НЕПАД»). Стороны пришли к согласиюотносительно активного участия в создании подлинного экономическоговзаимовыгодного партнерства, основанного на развитии прямых французскихинвестиций в алжирскую экономику. Франция взяла на себя обязательствасодействовать в проведении в Алжире экономических реформ, мобилизациифинансовых инструментов, направленных на финансирование различных алжирскихпроектов, оказывать поддержку стране на переговорах о получении помощи икредитов от международных финансовых организаций. В соответствии с достигнутымидоговоренностями Франция и Алжир планируют подписать договор о дружбе.
В свете интенсификации двусторонних контактов надипломатическом уровне обращает на себя внимание новая лексика, используемаяЖ.Шираком, французскими государственными политиками и дипломатами дляхарактеристики нового этапа франко-алжирских отношений. Так, Ж.Ширак в ходевизита неоднократно использовал для того, чтобы подчеркнуть специфику и новуютональность отношений, такие термины, как «исключительное партнерство», «новыйалжиро-французский альянс», «новое и огромное поле, открывающееся перед Франциейи Алжиром», «глубокое, крепкое и долгосрочное партнерство», партнерство,которое не будет больше всего лишь «процветающим торговым обменом», а станетпартнерством «великих совместных свершений».
Наряду с двусторонними связями, Франция и Алжир развиваютотношения в рамках сотрудничества Европейский Союз – Алжир. В декабре 2001 г.стороны парафировали договор об ассоциированном членстве Алжира в ЕС. В апреле2002 г. указанный договор был подписан, а уже в октябре договор был одобренподавляющим большинством голосов Европейским парламентом: 458 депутатоввысказались за, 10 депутатов – против и 20 депутатов воздержались. О важностизападноевропейского направления алжирской дипломатии свидетельствует серьезныйпереговорный процесс, который предшествовал заключению договора об ассоциации –переговоры длились несколько лет и насчитывали 17 раундов. Однако в связи срасширением Европейского Союза на восток, подразумевающим оказаниеразностороннего содействия странам Восточной Европы, которые присоединятся к ЕСв 2004 г., остро встает вопрос о перспективах и темпе развития сотрудничестваЕС со странами южного Средиземноморья. Позиция Франции, которая историческиимеет интересы в Северной Африки, была выражена президентом Ж.Шираком,заявившем в интервью алжирскому изданию «Аль-Ватан», о том, что Францияприложит все усилия для сохранения евро-средиземноморского сотрудничества вкачестве одного из приоритетов внешнеполитической деятельности ЕС.
Совпадение позиций Алжира и Франции по одному из наиболееактуальных вопросов международной политической жизни в 2003 г. – иракскомукризису, способствовало расширению базиса франко-алжирских отношений ипоявлению дополнительных импульсов к взаимодействию. Активная позиция Франциипринесла стране и Ж.Шираку лично значительные дивиденды популярности, особенносо стороны государств с аналогичной позицией. Французский президент олицетворялсопротивление американскому силовому методу решения конфликта и стремление допоследнего момента использовать все возможности мирного разоружения Ирака врамках резолюции № 1441 Совета Безопасности ООН. Официальная позиция Алжиразаключалась в негативной оценке военной операции коалиции, возглавляемой США,против Ирака. Применение силы без получения одобрения Совета Безопасности ООНне соответствовало принципам международного права. В официальной декларации,принятой 20 марта 2003 г. относительно развития событий в Ираке, Алжир, выразивподдержку братскому народу Ирака, заявил о необходимости строгого соблюдениямеждународных принципов и сохранения независимости, суверенитета итерриториальной целостности Ирака, а также призвал к прекращению боевыхдействий и к использованию мирных методов урегулирования кризиса.
В силу объективных причин, сложностейсоциально-экономического развития в Алжире со второй половины 80-х годов изамедления темпов экономического роста во Франции с весны 2001 г. отмечаетсяобоюдное повышение интереса к развитию взаимовыгодных экономических связей. Ониспособны обеспечить решение внутренних задач, связанных с достижением самоподдерживающегосяэкономического роста, путем качественного улучшения структуры экономики,притока одновременно с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) производственныхи управленческих технологий для Алжира и получением дополнительных источниковэкономического роста за счет внешнеэкономической деятельности для Франции. Вдекабре 2002 г. в ходе визита в Алжир министра иностранных дел Франции Д.деВиллепана страны подписали соглашение о преобразовании в инвестиции 61 млн.долл. алжирской внешней задолженности перед Францией. В будущем общая суммазадолженности, подлежащая преобразованию в инвестиции, должна достигнуть 180млн. долл.
С конца 90-х годов уже отмечается положительная динамикафранко-алжирских торговых отношений – с 1999 г. по 2001 г. товарооборот междустранами увеличился на 60%, достигнув в 2001 г. 6,4 млрд. евро. В 2002 г., каки в предыдущие годы, Франция занимает первое место среди импортеров Алжира,поставив в АНДР, в соответствии с алжирской таможенной статистикой, товаров на2648 млрд. долл., что составило 22,5% от общего объема алжирского импорта11. ЗаФранцией со значительным отрывом следует Италия – 1,9 млрд. долл., США – 1137млрд. долл. По итогам 2002 г., Франция с объемом в денежном выражении 2782млрд. долл. стала вторым покупателем алжирского экспорта, уступив лишь Италии –3,701 млрд. долл. и обогнав США – 2440 млрд. долл. Французский экспорт в Алжиротличается высокой диверсификацией: по итогам 2001 г., доля оборудования вобщем объеме экспорта составила 24,7%, доля автомашин и запасных частей –21,4%, доля потребительских товаров – 18,4%, доля полуфабрикатов – 18%, доляпродовольственных товаров – 15,8%. Французский же импорт из Алжира состоял в2001 г. более чем на 96% из углеводородного сырья.
Франция, с объемом инвестиций в 344 млн. долл. за период с1998 г. по 2000 г., является третьим инвестором в алжирскую экономику после СШАи Египта. Французские группы Санофи-Синтелабо и Авентис инвестируют вфармацевтическую промышленность, группа Данон создала совместное предприятие салжирской Джуджура с объемом инвестиций в 28 млн. долл., Юоплэ создала салжирским партнером Яхяуи и Бэль совместное предприятия Бэль-Алжир. Помимопищевой и фармацевтической промышленности, французские предприятия инвестируютв химическую промышленность, электронику, автомобильную промышленность и сферууслуг. Символическим событием двусторонних отношений явилось возобновление виюне 2003 г. рейсов авиакомпании «Эр Франс» в города Алжира, прерванных послегромкого террористического акта с захватом самолета компании в декабре 1994 г.
Однако, несмотря на динамичное развитие экономическогофранко-алжирского сотрудничества, обращает на себя внимание в корнеразличающиеся подходы французских и алжирских субъектов экономическойдеятельности при выборе приоритетных форм внешнеэкономических связей, что,конечно же, обусловлено спецификой современного внутреннего экономическогоразвития двух стран. Алжирская экономика достигла, в силу благоприятнойконъюнктуры на мировом рынке углеводородного сырья, со второго триместра 1999г. беспрецедентного улучшения финансового положения. Это улучшение выразилось,по данным Социально-экономического национального совета (СЭНС) Алжира, взначительных золотовалютных резервах – 23,1 млрд. долл. на 31 декабря 2002 г.,в сокращении внешнего долга до 22,54 млрд. долл. на 31 декабря 2002 г. и внизком уровне инфляции – 1,4% за 2002 г. По итогам 2002 г., коэффициентобслуживания долга, рассчитываемый как соотношение расходов на обслуживаниедолга к экспортным доходам, составил 21,6%, а соотношение внешнего долга к ВВПсоставило, по данным Банка Алжира, 45%. Активное сальдо торгового балансасоставило по итогам 2002 г. 6,67 млрд. долл. При столь значительном улучшениифинансовых показателей Алжира по сравнению с 90-ми годами национальная экономикапродолжает сталкиваться с недостаточным темпом экономического роста, достигшегов 2001 г. 2,1% (данные исследования Нара Консалтинг), а в 2002 г., по разнымданным, от 3,1% (Нара Консалтинг) до 4,1% (СЭНС) и крайне высокой безработицей– 27,3% экономически активного населения.
Учитывая объективные сложности алжирской экономики –моноэкспортную структуру, технологическую отсталость производственныхмощностей, низкую конкурентоспособность промышленности, слабость финансовогосектора, одним из приоритетных направлений экономической политики правительстваявляется привлечение прямых иностранных инвестиций. По планам алжирскогоруководства, основанным на международном опыте, ПИИ должны привести кприменению и постепенному освоению местными предприятиями современныхтехнологий, используемых транснациональными компаниями (ТНК) впроизводственной, маркетинговой, финансовой и управленческой деятельности.Технологические и финансовые возможности Франции, обеспечившие этой стране одноиз лидирующих мест среди главных инвесторов планеты, как раз и обусловилиособый интерес алжирских государственных органов и предприятий к сотрудничествув сфере инвестиций в качестве приоритетной формы экономических связей.
Французская экономика, столкнувшись с замедлением темпов экономическогороста – 3,5% в 1998 г., 3% в 1999 г., 3,5% в 2000 г. и 2,1% в 2001 г.26 –начавшимся весной 2001 года и ставшим очевидным к его концу, нуждалась вувеличении доходов от экспорта с целью создания положительного импульса дляроста совокупного спроса и, как следствие, увеличения темпа экономическогороста. Колоссальные доходы, получаемые Алжиром с 2000 г. от продажиэнергоносителей на мировом рынке, явились достаточным основанием для расширенияторговых франко-алжирских связей, а также главным объектом интереса французскихпредприятий.
Что же касается прямых инвестиций, то, несмотря на активныедействия алжирских властей на самом высоком уровне27, французские инвестицииостаются на нынешний день значительно ниже ожиданий и надежд алжирской стороны.По данным посольства Франции в АНДР, всего 92 французские компании представленыв Алжире, из которых 59 имеют торговые филиалы, у 29 есть представительства илишь 4 предприятия имеют производственные филиалы. Эти компании создают около 6тыс. рабочих мест. Для сравнения: в Марокко действуют не менее 450 французскихпредприятий, создающих около 65 тыс. рабочих мест, а в Тунисе представлены 770французских предприятий, создающие около 60 тыс. рабочих мест. Низкий уровеньфранцузских инвестиций в алжирскую экономику особенно контрастен на фонерекордного показателя прямых французских инвестиций за рубеж, достигнутого в2000 г., – 187,2 миллиардов евро, что на 65% больше чем в 1999 г. Однакоприоритетными направлениями для прямых французских инвестиций по-прежнемуостаются США и страны еврозоны.
Причины низкого уровня ПИИ в алжирскую экономику состоят вотсутствии благоприятного политико-экономического климата, являющегосянеобходимым условием для активной и плодотворной деятельности ТНК. Вполитическом плане в качестве главных негативных аспектов инвестиционногоклимата в Алжире рассматривается продолжающееся противостояние алжирскогорежима с вооруженными исламскими террористическими организациями, обострение свесны 2001 г. кабильского кризиса, вылившегося в регулярные манифестации вразных частях страны в рамках борьбы за признание культурной спецификиберберов, а также частые изменения состава правительства.
В экономическом и юридическом плане основными препятствиямидля ПИИ является процедурная слабость, медлительность в рассмотренииуполномоченными органами инвестиционных проектов, противоречия алжирскогочастного права международным стандартам, отсутствие прозрачности вбизнес-среде, значительные административные барьеры, несоответствие финансовогосектора алжирской экономики требованиям благоприятной инвестиционной среды,отсутствие реформ, многократно объявляемых руководством АНДР, нонереализованных на практике. Наибольший интерес для иностранных и для местныхинвесторов представляет реформа банковской системы и программа приватизациигосударственных предприятий, которые за исключением ограниченного числамероприятий до сих пор не претворены в жизнь.
Неблагоприятный инвестиционный климат в Алжире, даже всравнении с некоторыми другими странами Магриба такими, как Тунис и Марокко,сдерживает заинтересованность французских предприятий в инвестировании валжирскую экономику.
Подходы алжирской и французской сторон к экономическомусотрудничеству между странами кардинально различаются. Алжир стремитсяпостроить взаимодействие с акцентом на прямых инвестициях, Франция желаетмаксимизировать полезные эффекты для экономики из увеличения экспорта в Алжир.При сохраняющихся различиях, на сегодня преобладающей формой алжиро-французскихэкономических отношений остается торговый обмен углеводородного сырья напромышленные и продовольственные товары, вытекающий из комплементарностинациональных экономических систем. Подобная структура отношений, безусловно, неотвечает ожиданиям алжирской стороны. Однако, по вышеизложенным объективным исубъективным причинам, в настоящее время отсутствуют реальные предпосылки длясовершенствования механизмов более многогранного, разностороннего иперспективного партнерства.
Несколько поколений французских колонистов, переселившихся воФранцию до и после получения Алжиром независимости, равно как и несколькопоколений алжирских иммигрантов, формирующих во Франции одну из крупнейшихдиаспор, придают связям двух стран дополнительное, социальное измерение. Еговажность возрастает в современный период децентрализации международныхотношений, характеризующийся появлением и активным влиянием на международнуюполитику новых действующих сил, помимо суверенных государств. Интенсивныесоциальные связи выражаются в виде регулярных семейных визитов алжирцев воФранцию, а также живущих во Франции иммигрантов к родственникам в Алжир; вформе легальной и нелегальной эмиграции из Алжира во Францию в поисках, преждевсего, работы. Такие явления вынуждают стороны систематически обсуждать темумиграции физических лиц на межгосударственном уровне.
В свете новой динамики двусторонних отношений в последниегоды французский МИД улучшил условия выдачи виз алжирским гражданам: в 2000 г.открыто консульство в г.Аннаба, в 2004 г. планируется открытие генеральногоконсульства в г.Оран и обновление консульских структур в г.Алжир и г.Аннаба.Однако, несмотря на увеличение в последние годы количества выдаваемых алжирскимгражданам виз, существует и обратная тенденция, связанная со стремлениемфранцузских властей остановить нелегальную эмиграцию и усилить контроль надпередвижением физических лиц. Эта тенденция проявилась в новом порядкеоформления виз, действующем с 1 января 2003 г. и предусматривающем обязательнуюпредоплату алжирскими гражданами заявлений на получение шенгенской визы вконсульстве Франции независимо от результата, то есть при отклонении просьбы навыдачу визы внесенная сумма не возмещается. В рамках борьбы против нелегальнойэмиграции французские власти принимают активные меры, предусматривающие, нарядус другими мероприятиями, организацию специальных рейсов с целью депортации народину нелегальных эмигрантов.
На протяжении всей истории отношений Франции и Алжира вопросмежкультурного взаимодействия носил особый характер. Это, в первую очередь,связано с контрастно различающимися культурно-цивилизационными основами, содной стороны, а также географической близостью и продолжительной совместнойисторией. Тесное взаимодействие в колониальный период логично и естественнопривело к глубоким культурным связям между народами двух стран, которыепрослеживаются сквозь языковую взаимосвязь, интерес к познанию друг друга,осознание общей истории, более глубокое взаимопонимание.
Даже после более четырех десятилетий независимого развитияАНДР и несмотря на несколько волн арабизации, проводившихся властями на разныхисторических этапах и затронувших самые разнообразные сферы общественной жизни,очевидные признаки культурного влияния Франции сохраняются в Алжире и в нашевремя. Безусловно, в силу вполне понятных причин, элементы французской культурыотмечаются в большей степени в крупных городах северной части АНДР, таких какАлжир, Оран, Аннаба, Константина.
Французское культурное присутствие прослеживается, преждевсего, через сохраняющуюся по сей день значительную роль французского языка вобщественной жизни Алжира. В алжирском диалекте арабского языка активноиспользуются французские слова и корни. В крупных северных алжирских городахнередки случаи, когда алжирцы в повседневной, нерабочей беседе активноиспользуют французские фразы и выражения. Встречаются также случаи, особенносреди алжирской элиты, когда повседневная, абсолютно заурядная беседа междудвумя алжирцами полностью ведется на французском языке. На французском языкевыпускается около половины алжирских общенациональных газет.
Подобная роль французского языка в современной жизни алжирцевсвязана не только с тесным переплетением исторических судеб двух народов, но ис сохраняющимся влиянием французской культуры. В условиях существования всеголишь одного алжирского государственного телеканала, а также учитываяоснащенность жилищ алжирцев спутниковыми антеннами, просмотр программмеждународных телеканалов является одной из наиболее распространенных формпроведения досуга в стране. Приоритет французским телеканалам отдаетсяалжирцами в силу лучшего языкового понимания, по сравнению с каналами на другихевропейских языках. Французское спутниковое телевидение, пользующееся большойпопулярностью в Алжире, создает своего рода невидимую связь между двумястранами, способствуя распространению французской культуры и оказываянепосредственное влияние на формирование жизненных стандартов и поведенческихустановок определенных категорий алжирского городского населения, особенносреди молодежи.
Потепление отношений между странами в последние годы создалоблагоприятную основу для проявления новых и интенсификации старых формдвустороннего сотрудничества в сфере культуры. После перерыва вновь открытыфранцузские культурные центры в городах Алжир, Оран, Аннаба, планировалосьоткрытие культурных центров в Константине и Тлемсене. В декабре 2002 г. вг.Алжир открыт Международный лицей имени А.Дюма, дающий возможность алжирскимучащимся получать французское среднее образование. Диплом лицея принимается припоступлении в европейские ВУЗы. До открытия лицея алжирцам, желающим получитьфранцузский диплом о среднем образовании, нужно было ездить в Тунис на сдачуэкзаменов в аналогичном французском лицее. Лицей имени А.Дюма предоставляетучащимся других алжирских лицеев возможность сдачи экзаменов с выдачей, приуспешном результате, французского диплома.
В ходе пребывания Ж.Ширака в Алжире в марте 2003 г.достигнута договоренность о создании Высшего франко-алжирского совета посотрудничеству в сфере высшего образования и научных исследований, а также осоздании с участием французской стороны алжирской бизнес-школы для обученияруководящего состава предприятий.
По признанию президентов обеих стран событием «года Алжира»во Франции, проходившему под названием «Джазаир 2003», суждено стать яркимсимволом новых двусторонних отношений и, по выражению Ж.Ширака, «очевиднымзнаком того, что пришло время нового алжиро-французского альянса». В культурнойпрограмме года предусматривались вернисажи картин, среди которых экспозицияполотен французских художников, написанных под влиянием путешествий в Алжир,выставки предметов обихода разных этапов истории Алжира, фотовыставка. Кромеэтого, прошли концерты музыкальных коллективов, представляющих различныенаправления алжирской и магрибинской музыки: народной музыки, «рай»,андалузской музыки. Прошли показы алжирских и алжиро-французских фильмов исостоялось множество других культурных мероприятий. В репертуар театра «КомедиФрансэз» включены постановки алжирских авторов.
«Джазаир 2003» имел цель лучше познакомить французскуюпублику, имеющую лишь ограниченные возможности для посещения и ознакомления сАлжиром, с историей этой страны, ее обычаями и традициями, культурнойспецификой и современным состоянием, что, безусловно, открывает новыеблагоприятные условия для расширения и углубления межкультурноговзаимодействия.
Вследствие изменения во второй половине 90-х – начале 2000-хгодов внутренних особенностей развития Франции и Алжира, а также эволюциимеждународного политического контекста после террористических актов 11 сентября2001 г., сложились объективные предпосылки для потепления франко-алжирскихотношений после трудного периода в их развитии. Новая динамика отношений сначала третьего тысячелетия неодинаково отразилась на разных сферахдвусторонних связей. Отношения в политической области характеризуютсяинтенсификацией межгосударственных контактов, направленных на развитиедвусторонних связей, и улучшением координации позиций сторон по различнымактуальным вопросам региональной и мировой политической жизни. За короткийпромежуток времени с 2000 г. по 2003 г. благодаря обоюдным усилиямгосударственных органов, сторонам удалось достичь лучшего взаимопонимания инаметить структурные основы для будущего развития двустороннего сотрудничества.Несмотря на то, что на сегодня большинство наиболее масштабных инициативнаходится в стадии проектов, безусловно, можно констатировать ряд конкретныхпозитивных результатов и растущий двусторонний интерес к расширению иуглублению отношений.
Однако в настоящее время анализ состояния франко-алжирскогосотрудничества не позволяет сделать вывод о существовании масштабногопартнерства. Отношения, скорее, характеризуются значительным потенциалом,который сторонам еще предстоит преобразовать в реальные достижения. Оценкаперспектив развития франко-алжирских отношений усложняется существованиемразличных сдерживающих факторов. В качестве наиболее серьезных внешнихфакторов, способных дестабилизировать двусторонние отношения, является проблемаЗападной Сахары, по урегулированию которой позиции сторон не совпадают, а такжеактивизация в последние годы роли США в Магрибе, в целом, и в Алжире, вчастности.
Помимо традиционно сильных позиций американских компаний внефтегазовом секторе алжирской экономики, повышение интереса США ксотрудничеству с Алжиром в последние годы проявляется, прежде всего, в сфереборьбы против международного терроризма, а также в содействии в проведенииэкономических реформ. Борьба против международного терроризма, будучи одной изсамых актуальных тем современных международных отношений, несет в себезначительный потенциал сотрудничества между США и Алжиром. Активизация роли СШАв Магрибе не может не вызывать негативной реакции Парижа и приводит кстолкновению французских и американских интересов в регионе, который Франциясчитает своей традиционной зоной влияния.
Учитывая тот факт, что алжирское политическое руководство неотдает явного предпочтения ни Франции, ни США, а проводит традиционную дляАлжира политику диверсификации отношений с партнерами в разных областях международныхотношений с целью максимально возможного достижения своих целей и защитысобственных интересов, перспективы франко-алжирских отношений будут находитьсяв тесной зависимости от динамики алжиро-американского сотрудничества.
Среди наиболее серьезных внутренних и двустороннихсдерживающих факторов для развития отношений необходимо отметить, помимопродолжающегося дестабилизирующего противостояния алжирского режима исламскимтеррористическим организациям, проблему соблюдения прав человека и демократическихсвобод в Алжире, а также возрастающую нелегальную эмиграцию. Оба вопросавызывают негативную оценку французской стороны и могут существенным образомсдерживать в долгосрочной перспективе развитие алжиро-французских отношений.
Перспективы увеличения взаимной выгоды от развитияэкономических связей привели к повышенному двустороннему интересу к активизацииэкономического сотрудничества между Алжиром и Францией. Однако вследствиецелого ряда обстоятельств, связанных с внутренними противоречиями политического,экономического и социального развития АНДР, интенсификация внешнеэкономическихотношений с Францией не позволяет на современном этапе решать адекватнымобразом внутренние проблемы страны за счет внешних факторов. Подобная ситуацияярко проявилась через особенности структуры двустороннего экономическогосотрудничества, характеризующегося резким ростом в последние годы торговогооборота при гораздо более скромном увеличении объема прямых инвестиций.Редуцирование экономических связей до торгового обмена, безусловно, в большейстепени отвечает интересам французской стороны. Ведь такая структураэкономических связей делает их чрезвычайно уязвимыми от ухудшения условийторговли для Алжира, которое неизбежно произойдет в случае падения мировых ценна энергоносители.
Значительные усилия алжирского руководства по привлечениювнимания французских предприятий и государственных органов, ответственных запроведение внешнеэкономической политики, к иным формам экономических контактов,связанных с притоком ПИИ в алжирскую экономику, не увенчались значительнымуспехом. Практика современных алжиро-французских отношений свидетельствует озависимости эволюции объема прямых французских инвестиций в Алжир отспособности алжирских властей найти решение внутренних противоречий в развитиистраны. Путь к диверсификации экономических отношений Алжира с Францией лежитчерез устранение внутренних барьеров и препятствий для притока ПИИ в алжирскуюэкономику.
Под воздействием новых импульсов современного этапа развитияалжиро-французских отношений происходит заметная активизация взаимодействиямежду странами в сфере культуры, образования и научных исследований. Потеплениедвусторонних отношений с начала 2000-х годов при наличии благоприятной основыдля развития сотрудничества в этих областях, способствовало интенсификациимногоуровневых контактов.
Алжиро-французская межкультурная коммуникация и тесные связисоздают благоприятную атмосферу для развития сотрудничества во всех безисключения областях. И, может быть, именно благодаря этим связям действительно«что-то маленькое, но особенное» по-прежнему, как отмечалось, сохраняется вотношениях между Алжиром и Францией.
сотрудничествоалжир франция

Список источников и литературы
1. История Франции. – М., 2010
2. История странафриканского Магриба. – М., 2008
3. GrimaudNicole. La politique exterieure de 1'Algerie. – Rahma, 1994, с. 38./>
4. Observatoirefrancais des conjonctures economiques (OFCE). L'economie francaise 2002. LaDecouverte. –Paris, с. 4–6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.