Реферат: Международные отношения Пакистана с Западноевропейскимистранами и США
Отношениямежду Пакистаном и Западом имеют длительную и сложную историю. Послеобразования в 1947 г. независимого Пакистана они были вписаны в контекстблокового противостояния в рамках «холодной войны». Кроме налаживания долгосрочныхполитических отношений с Западом Пакистан предусматривал активизациюторгово-экономических связей с западными державами и в особенности с США. Помнению ученых Пакистана, как во время холодной войны, так и после нее отношенияПакистана с Западом, и в первую очередь с США, «то поднимались, то опускалисьдо неоправданно низкого уровня, были то излишне жаркими, то излишне холодными»,в лучшем случае оставаясь «тактическими, а не стратегическими»1.
Западныйблок во главе с Соединенными Штатами первоначально стремился сделать своимсоюзником в Южной Азии Индию, однако она не приняла формы блоковых отношений ивстала на позиции неприсоединения. Пакистан же развивал свои отношения сЗападом по совершенно противоположному пути.
Активныйпоиск внешних союзников, особенно таких могущественных, как США, был в прямомсмысле жизненно важен для молодого государства, сам факт образования исуществования которого вызывал сомнения его соседей. Довольно размытые инеустоявшиеся в то время государственные границы как с Индией, так и сАфганистаном обостряли отношения Пакистана с соседями. Поэтому стремление«иметь друзей, могущественных друзей, заинтересованных в безопасностиПакистана», на многие годы сделалось ведущим принципом внешней политики этогогосударства2.
ПервоначальноПакистан ориентировался на Великобританию и Содружество, что объяснимоисторическим английским влиянием в экономике, государственном аппарате,прочными связями пакистанской элиты с британскими правящими кругами, членствомПакистана в Содружестве наций. К тому же в конце 40-х годов мощнейшая державаСША была отвлечена событиями на Дальнем Востоке и в Китае и не уделялапервоначально должного внимания Южной Азии.
ОднакоАнглия, серьезно ослабленная после второй мировой войны, была не в состоянии предоставитьПакистану значительную экономическую и военную помощь, в которой молодоегосударство крайне нуждалось. Кроме того, она не собиралась терять свои позициив Индии и не намерена была занимать одностороннюю пропакистанскую позицию вЮжной Азии. Это породило рост антианглийских настроений среди правящей элитыПакистана3.
Сначала 50-х годов Карачи всё больше во внешней политике ориентируется на США. В1950 г. состоялся государственный визит премьер-министра Пакистана Лиакат АлиХана в США, который окончательно продемонстрировал намерения Пакистана ксближению с Америкой и обозначил приоритетное направление его внешней политики.США также с готовностью сделали ставку на Пакистан, однако, обе стороныпреследовали при этом разные цели: США стремились подключить Пакистан к своеймировой антикоммунистической деятельности, а последний надеялся прежде всего наамериканскую помощь в противостоянии с Индией.
Особенностьюпакистано-американских отношений является то, что они всегда определялись инаходились в зависимости от международной обстановки и от ситуации в регионе,поэтому было бы ошибкой говорить о каком-то последовательном стратегическомпартнерстве этих стран. Скорее эти отношения носили тактический характер ипретерпевали изменения в зависимости от необходимости и внешнеполитическойконъюнктуры.
Волнообразныйхарактер отношений проявился в том, что интенсивное развитие связей в 50-егоды, когда был заключен ряд военных соглашений, в частности «О взаимной помощив целях обороны» (1954 г.), и Пакистан вступил в созданные западными странамиблоки СЕНТО и СЕАТО, привело к тому, что военная и экономическая помощь СШАПакистану существенно возросла. Активно развивалось сотрудничество и втехнической сфере.
Однакоуже в 60-е и 70-е годы противоречия и разногласия, проявившиеся, в частности, входе вооруженных индо-пакистанских конфликтов 1965 г. и 1971 г., а также повопросу пакистанской ядерной программы, привели к тому, что США приостановилиоказание экономической помощи Пакистану и настояли на отсрочке выделенияПакистану средств со стороны государств Запада и международно-валютныхучреждений, а вскоре ввели эмбарго и на поставки оружия.
Помимосказанного выше, Вашингтон раздражали внешнеполитические акции Пакистана,направленные на укрепление своей самостоятельности. Исламабад же, в своюочередь, не устраивало внимание, которое США уделяли Индии.
Разумеется,Пакистан по-прежнему занимал важное место в системе приоритетов американскойвнешней политики в регионе как член СЕНТО, союзник Китая и как противовес Индии.Однако в целом 70-е годы характеризуются посредственным уровнем развитияпакистано-американских отношений. Хотя США оставались основным экономическимпартнером Пакистана, продолжалось уменьшение доли американской помощи в общемобъеме иностранных поступлений4. В целом на протяжении почти всего десятилетияСША снижали объем и уровень сотрудничества с Исламабадом.
Вэто время правительство З.А. Бхутто проводило курс на диверсификациювнешнеполитических и внешнеэкономических связей со странами Запада. Получилидальнейшее развитие отношения Пакистана со странами Западной Европы, Канадой,Австралией и др. Характерным было активное расширение связей между Пакистаном иФранцией практически во всех сферах, особенно в политической, военной иэкономической. Активный обмен визитами как на государственном уровне, так и науровне предпринимательских контактов принес немало выгод Исламабаду. Особенноважное значение для Пакистана имело сотрудничество с Францией в областиосуществления ядерной программы. Ядерные проекты Пакистана и Франции вызываликрайнее недовольство США. Так, пакистано-французское соглашение 1976 г. остроительстве в Пакистане предприятия по обогащению урана было заключено вобход США и под их давлением было расторгнуто в 1978 г.
Несмотряна выход в 1972 г. из Содружества наций, Пакистан продолжал развиватьразносторонние отношения и с Великобританией. Оставаясь одним из ведущихторгово-экономических партнеров Пакистана, Англия в 70-е годы несколько снизиласвое влияние в Пакистане.
Пакистанрасширял также военные связи с западными странами. В эти годы он закупал оружиев Англии, ФРГ, Италии, Франции. Это несколько ослабляло его зависимость от США.Так же действовало расширение разностороннего сотрудничества Пакистана сразвивающимися и социалистическими странами. З.А.Бхутто совершил два визита вСССР (1972 г. и 1974 г.)
Однакос 1979 г. после ввода советских войск в Афганистан Пакистан вновь становитсяважнейшим партнером США. В 1980 г. Вашингтон, отбросив свою неуступчивость позащите режима ядерного нераспространения, снял введенное в 1979 г. эмбарго напоставки вооружения и поддержал просьбу Пакистана о льготах на погашениевнешней задолженности и новых займах и субсидиях. Несмотря на то, что ядерныеразработки велись в Пакистане и в 80-е годы, и уже тогда имелись вескиеподозрения о двойном характере пакистанской ядерной программы, в то времяВашингтон закрывал на это глаза. Тогда позиция Пакистана по Афганистану былаважнее, чем проблема ядерного нераспространения. Исламабад же, в свою очередь,не упускал своего шанса и наращивал, пользуясь моментом, темпы ядернойпрограммы. И хотя американцы не раз высказывались, что им все сложнее«прикрывать» ядерные разработки в Пакистане, тем не менее политическаяобстановка в регионе в связи с афганскими событиями вынуждала Вашингтон не раззаявлять, что «опасения относительно ядерной программы Пакистана явнопреувеличены»5.
Всентябре 1981 г. США и Пакистан подписали соглашение об американскойвоенно-экономической помощи на сумму в 3,2 млрд. долл., договорившись озаключении в будущем еще одного аналогичного договора6. На всех этапахафганского конфликта Исламабад координировал свою политику с Вашингтоном. Вследза США Пакистану шли большие средства из других западных стран и международныхфинансово-экономических организаций.
Всвязи с событиями в Афганистане активизировалось англопакистанскоесотрудничество в политической и военной сферах. В 1989 г. Пакистан былвосстановлен в Содружестве наций.
Послевывода советских войск из Афганистана в 1989 г. приоритетными направлениямиполитики США в Южной Азии стали сдерживание Дели и Исламабада в их «ядернойгонке» и недопущение разгорания пакистано-индийского конфликта, предупреждениеи прекращение вооруженных столкновений (1990 г. и 1999 г.). С конца 80-х годовотношение США к Пакистану вновь ужесточилось. В 1990 г. на основании такназываемой «поправки Пресслера» Вашингтон резко ограничил с Пакистаном связи,особенно военные.
Вначале 90-х годов из-за предполагаемого Вашингтоном военного характера ядернойпрограммы Пакистана ему была приостановлена американская помощь, а в 1993 г.США ввели торгово-экономические санкции. Лишь позже их военные и торговыеотношения несколько активизировались, но после пакистанских ядерных испытаний1998 г. и военного переворота 1999 г. санкции были вновь ужесточены.
Однойиз основных задач внешней политики новой администрации генерала П.Мушаррафабыло провозглашено стремление, с одной стороны, закрепить за Пакистаном статусядерного государства, а с другой, – выйти из международной изоляции, в которойстрана оказалась в результате появления у нее ядерного оружия и происшедшеговоенного переворота. Как и прежде, развитие политических, экономических ивоенных связей с западными странами, и в первую очередь с США, для достижениявышеуказанных целей было крайне важно для Исламабада. К традиционным,занимающим центральное место в диалоге между Пакистаном и США вопросампакистано-индийского противостояния и ядерного нераспространения добавились ещеафганский вопрос и связанная с ним проблема международного терроризма.
РазвитиеИндией и Пакистаном ядерных программ поставило перед Вашингтоном ряд проблем, вчастности: возможно ли использование ядерного оружия в пакистано-индийскомконфликте; какова будет роль ядерного оружия в южноазиатском регионе; будут липереданы ядерные технологии третьим странам, особенно странам Ближнего Востока.США не раз обсуждали эти вопросы с Пакистаном и Индией. Вашингтон также игралважную роль в урегулировании пакистано-индийских конфликтов в Кашмире в 1990 и1999 гг.
Появлениев Афганистане «Движения Талибан» в середине 90-х годов вызвало довольноположительное отношение официального Вашингтона к этому движению и стоящему заего спиной Пакистану. Американские власти возлагали на талибов большие надежды,полагая, что те наведут в Афганистане порядок и прекратят гражданскую войну. Пословам представителя Госдепартамента, США не видели «ничего, что могло бымешать талибам захватывать все новые и новые территории и вводить там законыислама»7. Американцев, естественно, в подобной ситуации не смущала поддержка,которую оказывали пакистанские спецслужбы талибам. Однако к концу 90-х годов сприходом новой администрации президента США Б.Клинтона (1996) Вашингтон сталпридерживаться линии, направленной на расширение связей и с Индией, и сПакистаном, но при более благоприятном отношении к Нью-Дели. Исламабаднастороженно воспринял такой курс Вашингтона.
Вэто время и американцы уже изменили свое прежнее благожелательное отношение кталибам, поскольку те предоставили полную свободу действий на своей территорииУсаме бен Ладену и его террористической организации «Аль-Каида», котораяпровела несколько терактов против США по всему миру. Вашингтон требовал отПакистана «надавить» на талибов, чтобы те остановили «Аль-Каиду» и удалили из АфганистанаУ. бен Ладена. Однако в то время Пакистан, даже если бы и захотел, уже не имелвозможности выполнить эти американские требования. В Афганистане все большуюсилу и влияние приобретал «арабский сегмент» экстремистов, роль и возможностиПакистана значительно уменьшились. Однако Вашингтон не принимал во внимание этиреалии, продолжал требовать от Исламабада невозможного и ужесточал своиотношения с Пакистаном, одновременно улучшая их с его главным противником –Индией.
Пакистаноказался в сложном и трудном положении. По инерции он поддерживал талибов,поведение которых становилось все более вызывающим и варварским (уничтожениедревних скульптур Будды, расистский подход к иноверцам и «чужакам» и т.д.), чтовызывало огромное недовольство цивилизованного мира и сказывалось, естественно,и на его отношении к Пакистану. Положение Исламабада было крайне тяжелым – отнего отвернулись бывшие союзники, и в то же время он практически потерялконтроль над деятельностью талибов. Решение дилеммы произошло довольно неожиданнои с той стороны, откуда этого меньше всего можно было ожидать.
Послетрагических событий в сентябре 2001 г. в Америке Вашингтон создал и возглавилантитеррористическую коалицию для уничтожения «Аль-Каиды» и Движения талибов вАфганистане. После некоторых колебаний Исламабад повернул свой «афганский» курсна 180 градусов. Он разорвал все связи с талибами и принял участие в борьбе сними.
Необходимоотметить, что Пакистан не сразу во всем поддержал США в антитеррористическойкампании, и первое время пытался занимать некую «среднюю» позицию. Так, онпротивился проведению «акций возмездия», выступал за их скорейшее прекращение,был против быстрого продвижения войск «Северного Альянса» и др. (во многом этодиктовалось внутренней обстановкой в стране, где были сильны оппозиционныенастроения).
Нов целом Исламабад оказывал Вашингтону довольно активную поддержку. Так, онблокировал доставку в Афганистан нефтепродуктов, прекратил транзитную торговлю,заморозил банковские счета талибских деятелей, военных командиров, духовныхлиц. Была закрыта граница с Афганистаном. США получили возможность использоватьнекоторые военно-воздушные базы Пакистана, стали получать информацию отпакистанских спецслужб по ситуации в Афганистане, особенно тесными были связиспецслужб в ядерной области. Неоднократно руководители США заявляли, чтоПакистан играет ключевую роль в решении афганского конфликта.
Естественно,отношение к Пакистану в западном мире сразу же изменилось. Уже в сентябре 2001г. были сняты американские санкции, затем последовало предоставлениеэкономической помощи, отсрочка выплаты процентов по внешнему долгу, обещаниекредита в 1 млрд. долл. Такую же позицию заняли и другие спонсоры Пакистана –Япония, Германия, Англия, Франция и др. Япония, например, объявила о намеренииреструктурировать пакистанский долг – 3,2 млрд. долл., а затем о выделении 1млрд. долл. на реализацию проектов в социальной сфере Пакистана(здравоохранение, образование, водоснабжение). Всемирный банк принял решение обувеличении размеров ежегодной помощи Пакистану на 300 млн. долл. (в целом онасоставит около 1 млрд. долл.). На развитие сельского хозяйства заем в 550 млн.долл. выделил Азиатский банк развития. Важным политическим событием явилосьизбрание Пакистана 27 сентября 2002 г. непостоянным членом Совета БезопасностиООН. Исламабад стали активно посещать руководители этих стран, а недавний«узурпатор» – генерал П.Мушарраф сделался желанным гостем в США и многих другихзападных государствах.
Пакистантакже был крайне заинтересован в улучшении отношений с Западом и прежде всего сСША. Союзничество с США позволяло ему предпринять попытку выйти измеждународной изоляции, а также вернуть утраченные позиции в Афганистане. Ктому же на фоне ухудшения отношений с Нью-Дели с конца 2001 г. заручитьсяподдержкой западных держав, в первую очередь США, было для Пакистана крайневажно. Идя на сближение с крупными западными государствами, Исламабад преждевсего стремился завязать долгосрочные стабильные политические связи и, вчастности, установить «стратегические» отношения с Вашингтоном на различныхуровнях.
Виюне – июле 2003 г. президент Пакистана генерал Первез Мушарраф нанес визиты вВеликобританию, Германию, Францию и США. Они были направлены на то, чтобыподчеркнуть важность для Исламабада развития отношений с ведущими странамизападной Европы и, конечно, с США, поднять престиж Пакистана на мировой арене,а также для создания благоприятной международной обстановки в интересахбезопасности и экономического развития страны. Вопросы укрепления торгово-экономическихсвязей явились главной темой, поднимаемой пакистанской стороной в ходедвусторонних переговоров. П.Мушарраф не только обратился к западным странам спросьбой оказать Пакистану экономическую помощь, но и призвал западныхпредпринимателей вкладывать средства в экономику Пакистана. Со своей стороны,США объявили о намерении предоставить экономическую помощь Пакистану в общейсложности на сумму в 3 млрд. долл. на пять лет. Были подписаны несколькорамочных соглашений о торговле и инвестициях и научно-техническомсотрудничестве.
Помимоэтого Пакистан стремится восстановить сотрудничество с Западом и в областиобороны, надеясь на снятие им эмбарго на поставки в страну современного оружия.Выразив серьезную озабоченность в связи с безопасностью государства, П.Мушаррафобратился к США с просьбой возобновить военные поставки и предоставитьзаказанные Пакистаном еще в 80-е годы истребители Р-16. 1 июля 2003 г. Германияприняла решение о снятии с Пакистана эмбарго на поставки вооружения.
Западноевропейскиестраны оставались по-прежнему основными экономическими и торговыми партнерамиПакистана.
Ещев 1990 г. в ходе государственного визита президента Франции Ф.Миттерана вПакистан был заключен ряд торгово-экономиче-ских соглашений, в частности и опредоставлении Пакистану займа в 172 млн. фр. К середине 90-х годов объемдвустороннего торгового оборота между Пакистаном и Францией составил около 1млрд. долл. В последующие годы выросло число совместных пакистано-француз-скихпредприятий, в основном расположенных в Карачи и Исламабаде. Крайне важным дляИсламабада явилось Соглашение 1993 г., о научно-техническом сотрудничестве всфере использования ядерных технологий, в сельском хозяйстве, медицине и охранеокружающей среды8.
Пакистано-французскийделовой союз (Pakistan – France Business Alliance), находящийся в Карачи,объединяет более 100 пакистанских торговых компаний, через которые идет большаячасть торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Страны ЕСявляются крупнейшими поставщиками товаров в Пакистан, на них же приходится 30%пакистанского экспорта (что превышает совокупную долю США и Японии). Пакистандостиг положительного сальдо торгового баланса в отношениях с ЕС, которое в2001 г. составило 750 млн. евро9.
Основнымирынками сбыта пакистанских товаров в странах ЕС являются Великобритания,Германия и Франция. Эти страны также лидируют по объему пакистанского импортаиз Европы.
34%французского экспорта в Пакистан составляют средства производства (машины иоборудование, электроника и телекоммуникационное оборудование), а 25% –промежуточные продукты и полуфабрикаты (в основном химикаты, металлопрокат,узлы и компоненты для энергетического и электронного машиностроения) Впоследние годы возрос экспорт продукции агропромышленного комплекса из Франции10.
Пообъему инвестиций в пакистанскую промышленность среди европейских странлидируют Великобритания, Германия и Франция. Последняя занимает по этомупоказателю 8-е место в мире. В Пакистане функционирует на сегодняшний деньоколо 33 французских компаний. Наибольшую инвестиционную активность развернули«Алкатель» в сфере телекоммуникационного оборудования, «Алстом» – электронноеоборудование, «Авентис» – европейский лидер в фармацевтической промышленности,«Данон» – продукты питания. За последние несколько лет было запланировано иосуществлено несколько совместных проектов в текстильной, нефтяной и химическойпромышленности. Французское участие в пакистанской экономике осуществляется восновном через совместные франко-пакистанские предприятия и компании, а такжечерез участие Франции в приватизационных программах, осуществляемыхпакистанским правительством11.
Францияявляется одной из крупнейших в мире стран, оказывающих финансовую помощьПакистану (за последние 5 лет этот показатель составил около 5 млн. долл.). Восновном эти средства идут на развитие инфраструктуры, что крайне необходимодля пакистанской экономики12.
Активноразвивалось пакистано-французское сотрудничество и в военной сфере, в рамкахкоторого Пакистан приобрел несколько подводных лодок, самолетов и др.
Пакистани Франция успешно сотрудничают в области культуры, науки и техники. Налаженыпрочные научные контакты, осуществляется активный обмен между профессорами истудентами обеих стран. Ярким показателем сотрудничества в культурной сфереявляется то, что в Исламабаде, Карачи, Лахоре и Пешаваре успешно работаютфранцузские культурные центры13.
Запоследний год значительно увеличился объем товарооборота между Пакистаном иГерманией. В 2002–2003 финансовом году стоимость пакистанского экспорта вГерманию составила около 573 млн. евро, а стоимость импорта возросла до 562млн. евро. Основные статьи пакистанского экспорта в ФРГ приходятся на продукциютекстильной и сельскохозяйственной отраслей, а импортируются из Германии впервую очередь машинное и электронное оборудование и химикаты. В первойполовине 2001 г. Германия импортировала из Пакистана товаров на общую сумму в301 млн. евро, а экспортировала более чем на 220,5 млн. евро. В Карачи былоснован германо-пакистанский форум с участием нескольких пакистанских компаний.В 2001 г. германское правительство выделило около 25,6 млн. евро на развитие сПакистаном различных программ в рамках двустороннего сотрудничества, включаяинвестиционные проекты в социальной сфере14.
Средипрочих двусторонних пакистано-германских соглашений наиболее важными являютсяСоглашение о воздушном транспорте, Соглашение об инвестиционном развитии,Рамочное соглашение о сотрудничестве в технической сфере и др.
Запериод с 1961 г. по 2000 г. Германия потратила более 5 млрд. марок на развитиесвязей с Пакистаном в различных областях. Так же как и другие западные страны,Германия приостанавливала темпы сотрудничества с Пакистаном, в частности, всвязи с ядерными испытаниями 1998 г. и военным переворотом 1999 г., но на сегодняшнийдень отмечается подъем двусторонних отношений. Это не раз отмечалось в ходегосударственных визитов представителей обеих стран и было подтверждено также ив ходе государственного визита П.Мушаррафа в июне 2003 г. по странам ЗападнойЕвропы. Помимо торгово-экономического сотрудничества приоритетныминаправлениями являются сферы здравоохранения и образования. Германия выступаетза развитие демократических принципов, совершенствование гражданского обществаи соблюдение прав человека в Пакистане.
Пакистани ФРГ имеют давнюю историю сотрудничества в области культуры, науки и техники.Об этом свидетельствуют многочисленные научные и культурные контакты междуспециалистами обеих стран. В Карачи осуществляется ряд проектов под эгидойИнститута Гёте, а при поддержке немецкого посольства в Пакистане ипакистано-германских обществ дружбы в Лахоре и Исламабаде проводятся различныекультурные и научные программы15.
Однакопо-прежнему в отношениях Пакистана с западным миром приоритетное направлениезанимает сотрудничество с США. После начала антитеррористическойоперации в Афганистане пакистанские и некоторые западные СМИ активно заговорилио той помощи, которую Пакистан оказал США и их союзникам в операции вАфганистане. Это также отмечалось в ходе официальных встреч представителейобеих стран. В феврале 2002 г. в ходе государственного визита П.Мушаррафа в СШАстороны заявили о начале новой фазы в истории пакистано-американских отношений,направленных на развитие долгосрочного партнерства в сфере политики, экономикии обороны16. Президент Дж. Буш отметил, что Первез Мушарраф – важнейший партнермеждународной коалиции в борьбе с терроризмом. Сотрудничество с Пакистаномбудет продолжаться, и Вашингтон выполнит все свои обещания17. В ходе этого жевизита также обсуждались детали предоставления Пакистану экономической помощина сумму 350 млн. долл., в том числе и 51 млн. на военные нужды.
Врамках активизации военного сотрудничества Пакистан осуществил закупки военнойтехники (самолетов, вертолетов, оборудования для ведения пограничногоконтроля), была возобновлена работа пакистано-американской консультативнойгруппы по вопросам обороны, достигнута договоренность о восстановлении впрежних объемах программы подготовки военных технических специалистов ипроведении совместных пакистано-американских маневров на суше, в море и ввоздухе. В октябре 2002 г. эти маневры были проведены18.
Следуетотметить, что активизировалось пакистано-американское сотрудничество по линииспецслужб. В ходе совместных спецопераций были арестованы многие членыорганизации «Аль-Каида» и Движения талибов, переместившихся на территориюПакистана после проведения антитеррористической операции в Афганистане. К концу2002 г. в Пакистане функционировало около 44 офисов ФБР, расположенных восновном в Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции19. Главныминаправлениями сотрудничества по линии спецслужб являются обмен информацией оместе нахождения преступников, организация и проведение арестов, осуществлениесовместных расследований, отслеживание каналов финансирования экстремистскихгруппировок, обучение американскими специалистами пакистанских коллег методамборьбы с террористами. Однако несмотря на официальные заявления властей и наопределенные успехи по уничтожению очагов терроризма на территории Пакистана, впоследнее время все больше появляется фактов, свидетельствующих о том, чтоуспехи антитеррористической борьбы сильно преувеличены. Бывшие талибы и ихруководители предположительно спокойно находят убежище и помощь на территорииПакистана, террористические организации продолжают получать финансовую иморальную поддержку, а пойманные главари экстремистов через какое-то времявыпускаются на свободу.
Показавсебя в ходе американской операции в Афганистане верным союзником США, Пакистанво многом выиграл во внешнеполитической сфере. Совместно они выступали сомногими инициативами по обустройству мирной жизни Афганистана. Важно отметить,что с одной стороны, от сотрудничества с США в афганском вопросе Пакистан явновыигрывает, но с другой, это создает Исламабаду крупные внутриполитическиепроблемы, особенно в приграничных с Афганистаном пуштунских районах, где сильныантиамериканские настроения.
Представляется,что возникшее в ходе антитеррористической кампании сотрудничество США сПакистаном будет продолжено. Конечно, можно вспомнить, как США изменили свойкурс в отношении Пакистана в начале 90-х годов. Однако с учетом нынешнейнестабильности в Афганистане США, вероятно, долго будут нуждаться в такомсоюзнике, как Пакистан. Кроме того, Вашингтон сможет использоватьсотрудничество с Исламабадом и во взаимоотношениях с Индией для определенногодавления на нее.
Вотличие от прежних периодов в США сейчас нет веских доводов для прекращенияотношений с Пакистаном. Однако представляется, что сотрудничество это неперейдет в разряд «стратегического» и будет в дальнейшем сильно зависеть отвнешних обстоятельств.
Однимиз самых существенных ограничителей на пути американо-пакистанскихвзаимоотношений является индийский фактор. США в силу многих причинзаинтересованы в тесном сотрудничестве с Индией. Но последняя находится вконфронтации с Пакистаном, что и будет препятствовать развитиюамерикано-пакистанских отношений. Это, в частности, проявилось и в отношенииНью-Дели к самому участию Пакистана в антитеррористической кампании. СоюзАмерики и Пакистана вызвал возмущение и недоумение со стороны Индии, министрвнутренних дел которой Л.К.Адвани резко высказался по поводу того, что«террористическое государство, которое причиняло Индии беспокойство напротяжении десятилетий, стало главным союзником США в борьбе с терроризмом»20.
Вданной статье было показано непостоянное, меняющееся отношение США к Пакистанув зависимости от внутренних и внешних проблем, сопровождающих этот процесс.Существенную роль в нем играл «индийский фактор», конфронтация между Пакистаноми Индией. Вашингтону все время приходилось оценивать степень и характервзаимоотношений этих стран и соответственно определять свой подход к каждомугосударству. В 50-е годы США были целиком на стороне Пакистана, игравшеговажную роль в создании их глобальной блоковой структуры, в то время как Индияраздражала Вашингтон своей политикой неприсоединения. В дальнейшем, особенно вовремя пакистано-индийских вооруженных конфликтов, у США был примерно равныйподход к его участникам. В период афганских событий 80-х годов США безусловноподдерживали Пакистан. Десятилетием позже это отношение ухудшилось исоответствующим образом улучшился подход США к Индии. В настоящее времяамериканская позиция в отношении Нью-Дели и Исламабада сбалансирована, хотя вцелом предпочтение отдается Индии.
Этопредпочтение особенно проявляется в наиболее болезненной для Пакистана проблеме– военном сотрудничестве. После снятия санкций с Индии и Пакистана в 2001 г.США сразу же восстановили военное сотрудничество с Нью-Дели, включая поставкиоружия и сотрудничество в области высоких технологий (развитие ядернойэнергетики, мирное освоение космического пространства, модернизация рядавысокотехнологических отраслей производства).
Чтокасается Пакистана, то в первое время отмена американских санкций практическине коснулась военной сферы. Впоследствии началась медленная эволюция военногосотрудничества, которое вначале сводилось к взаимным визитам высших военныхчинов обеих стран, обсуждению перспектив и планов такого сотрудничества.Восстановила свою работу пакистано-американская консультативная группа повопросам обороны (не действовала с 1997 г.). В ее рамках были созданы рабочиегруппы по военному сотрудничеству, содействию безопасности, а также антитеррористическойдеятельности. Были проведены пакистано-американские военные маневры.
Лишьв последнее время состоялись небольшие поставки техники «двойного назначения» –грузовиков, джипов, машин скорой помощи, вертолетов, аппаратуры ближней идальней связи, оборудования для укрепления пакистано-афганской границы,мониторинга положения на «линии контроля» в Кашмире. В январе 2003 г. СШАпередали силовым структурам Белуджистана технических средств на 30 млн. долл.для усиления охраны границы с Афганистаном и Ираном (2400 км), борьбы сагентурой «Аль-Каиды», противодействия производству и провозу наркотиков21.Таким образом, американо-пакистанское военное сотрудничество и соответствующиепоставки техники определяются главным образом потребностями борьбы с терроризмоми сложностью положения на границах. В конце 2003 г. Пакистану была переданапартия в 60 боевых вертолетов, что объяснялось американской администрацией«необходимостью борьбы пакистанских вооруженных сил с отрядами талибов и«Аль-Каидой».
Приэтом Вашингтон внимательно следил за положением ракетно-ядерного потенциалаПакистана, особенно опасаясь каких-либо его контактов со «странами-изгоями» ивозможностей попадания оружия массового уничтожения в руки террористов. Вапреле 2003 г. власти США объявили о введении санкций против пакистанскогоИнститута ядерных исследований, где ведутся также работы по ракетостроению,который был обвинен в закупке у Северной Кореи партии ракет среднего радиусадействия «Нодон», способных нести ядерные боеголовки. Тогда президент ПервезМушарраф лично заверил американское руководство в том, что он не будет помогатьСеверной Корее получить ядерную бомбу. Несмотря на то, что экономического уронаэти санкции нанести Пакистану не могли, они имели важное психологическое значение:Вашингтон впервые пошел на серьезные ограничения торговли с Пакистаном с техпор, как после 11 сентября 2001 г. Исламабад был объявлен важнейшим союзникомВашингтона в антитеррористической борьбе.
Однаковоенно-техническое сотрудничество с Пакистаном США не свернули. Более того, ужев сентябре 2003 г. обсуждался вопрос о поставках в Пакистан современной военнойтехники и вооружений на сумму 9 млрд. долл. Исламабад выразил также пожеланиеполучить 40 истребителей Ф-16, современное радарное и другое оборудование длясухопутных и военно-морских сил. Продолжало развиваться сотрудничествоПакистана и США по линии спецслужб, пакистанские военные специалисты проходилиобучение и стажировку в Америке.
Болеетого, на позицию США не повлияли ставшие известными факты поставок Пакистаном втечение длительного времени ядерных технологий и ноу-хау Ирану, Ливии иСеверной Корее. Вашингтон удовлетворили объяснения Исламабада, что к этимпоставкам руководство не имело никакого отношения, а осуществлялись ониведущими специалистами-ядерщиками в интересах личной наживы.
Важнымфактором, влияющим на сотрудничество между США и Пакистаном, является состояниеиндийско-пакистанских отношений. Существующая напряженность в них несоответствует интересам США, как и других великих держав – России и КНР,поскольку препятствует развитию их связей с обоими участниками конфликта,мешает установлению выгодного баланса в отношениях с ними, в какой-то меренегативно сказывается и на взаимоотношениях самих великих держав. Поэтому онинастойчиво выступают за урегулирование индийско-пакистанских проблем, заустановление на субконтиненте нормальных добрососедских отношений. Великиедержавы заинтересованы в прекращении террористической деятельности в этомрегионе, представляющей серьезную опасность. Значительна была роль США, Россиии КНР в недопущении перерастания кризисного состояния отношений Индии иПакистана в начале нового тысячелетия в широкомасштабный вооруженный конфликт,возможно, с применением ядерного оружия. В дальнейшем великие державыпоследовательно выступали за преодоление последствий этого кризиса, улучшениевзаимоотношений двух соседних государств. Примерно с середины 2003 г. «процесспошел» в нужном направлении: войска обеих стран, находившиеся внепосредственной близости, были отведены на определенное расстояние,прекратился огонь на межгосударственной границе и «линии контроля» в Кашмире,возобновлены транспортные связи между Индией и Пакистаном, была восстановленачисленность их дипломатических миссий, сокращенная в период кризиса,разработана система мер доверия, способствующих нормализации двустороннихотношений. Возникла возможность возобновления политического диалога междуПакистаном и Индией, на чем настаивают США. Таким образом, без преувеличенияможно сказать, что отношения между Исламабадом и Вашингтоном будут во многомзависеть от пакистано-индийских отношений.
Определеннымограничителем американо-пакистанских взаимоотношений может статьконфессиональный характер Пакистана. Он является частью мировой мусульманскойобщины (уммы), и его внешнеполитические действия существенно зависят отположения в мусульманском мире и от настроений внутри страны, где сильныпроисламские чувства. В силу этих обстоятельств Пакистан не сможет безусловноподдерживать США в их проводимых (Ирак) и предполагаемых акциях против другихмусульманских стран. Это, с одной стороны, будет вызывать недовольство США, а сдругой, постоянно ставить пакистанское руководство перед сложнейшим выбором,для осуществления которого необходима как политическая воля, так и объективныевозможности. Последние события в Пакистане (особенно в приграничных сАфганистаном районах) свидетельствуют о нарастающем недовольстве населения«прозападной» политикой властей. Несомненно, это осложняетамерикано-пакистанские отношения.
Вцелом можно сказать, что прочные отношения с Западом, в первую очередь с США,крайне важны для Исламабада, они укрепляют его международные позиции,способствуют его экономическому развитию. Однако часто он становится заложникомсвоей зависимости от западных стран. Стремясь играть лидирующую роль вмусульманском мире, с учетом нынешней сложной глобальной политическойобстановки Пакистан вынужден действовать крайне осторожно и взвешенно в своихвнешнеполитических акциях. Очень многое будет зависеть от этого и в дальнейшем.Если страна не будет выходить за рамки американских интересов, будетсогласовывать свою политику с устремлениями Вашингтона, то это будетсодействовать развитию их контактов. Если же Исламабад будет проявлятьсамостоятельность и «своевольничать», то это негативно скажется наамерикано-пакистанских отношениях. Думается все же, что в будущем эти отношениястанут более стабилизированы, не возникнет, как в прошлом, резких падений иподъемов, в целом они смогут держаться на устойчивом среднем уровне, стенденцией к повышению. Доказательством тому стал следующий факт. В серединемарта 2004 г. Пакистан посетил с визитом госсекретарь США Колин Пауэлл, которыйпо итогам своего пребывания в стране заявил, что США включают Пакистан в списокближайших стран-союзниц США, не являющихся членами НАТО. К числу такихгосударств относятся также такие страны, как Египет, Израиль, Япония, ЮжнаяКорея и некоторые другие. Включение Пакистана в этот список является, по словамгоссекретаря, признанием заслуг Исламабада в борьбе против терроризма. Этот шагВашингтона означает снятие последних американских санкций, наложенных наПакистан в 1999 г. в связи с военным переворотом. Включение Пакистана в этот«эксклюзивный клуб» принесет ему ощутимую экономическую и военную помощь иполучение вооружений и, возможно, откроет путь к тесному и долгосрочномусотрудничеству. Видимо, таким же будет и отношение к Пакистану ведущихевропейских государств.
Списокисточников и литературы
пакистан американский внешнеполитический акция
1. www.russian.xinhuanet.com/htm/07071506041.htm
2. МоскаленкоВ.Н. Внешняя политика Пакистана (формирование и основные этапы эволюции). – М.,1984, с. 5.
3. Американо-пакистанскиеотношения // Энциклопедия Пакистана. – М.,
4. www.iang.com.pk/thenews/iul2003-weeklv/busrev-28-07-2003/p6.htm
5. www.german-embassv.org.pk/en/home/news13.html
6. www.german-embassv.org.pk/en/home/news13.html
7. Пульспланеты, 14.02.2002.
8. Коммерсант.М., 17.10.2001.
9. Военноеобозрение. М., 2003, № 3, с. 57/>