СодержаниеВведение 3 Глава 1. Китай в глобальной экономике 5 1.1. Ресурсы и возможности 6 1.2. Синергия Большого Китая 10 Глава 2. Путь в Америку 12 2.1. И числом, и уменьем 16 2.2. Фабрика мира 19 2.3. Рабочие места 23 Заключение 25 Список литературы 30
Введение
Экономисты и авторыредакционных статей зачастую представляют ситуацию в Китае как еще один примербурного развития экономической системы, ставя его в один ряд с развитиемэкономики Японии и азиатских «тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Тайваня иГонконга), к которым вскоре присоединится Индия. В этом есть свой резон, но всеже подъем китайской экономики имеет больше общего с картиной, котораянаблюдалась столетие назад в США, чем с развитием его современныхпредшественников и последователей.
Процессы, происходящие вэкономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают ксебе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательноследим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами»,– заявил в ходе своего визита в Китай Президент России Владимир Путин,обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения,демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никогооставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала в 2004 году: «Мы все еще боимся Китая.Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китайопасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочихмест и доли рынков… В глазах слишком многих Китай остается угрозой»[15, c. 16]. Однако и недруги Китая вынужденыпризнавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.
Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают,что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего стабильности ипланомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этомна первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно,экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтомузачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там,вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правитавторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлятьрадикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.
Мы являемся свидетеляминепрерывного и стремительного становления будущей мировой державы, обладающейогромнейшими ресурсами, амбициозными запросами, сильными рыночными позициями ивсеми финансовыми и технологическими средствами хорошо развитой диаспоры,которой присуща экономическая смекалка. Развивающийся Китай будет оказыватьмощное влияние как на развитые, так и на развивающиеся страны, вынуждая ихразрабатывать соответствующие стратегии и ответные действия.
«Нарушения», ванныеподъемом экономики Китая, носят не временный и цикличный характер, апредставляют собой фундаментальную реструктуризацию глобальной бизнес – системыи продуманную перестановку главных сил. Формируется новая деловая среда, сновыми нормами конкуренции в сфере бизнеса, другими условиями занятости инымимоделями потребления – среда, которая изменит линии политических, экономическихи социальных фронтов и бросит новый вызов нациям, компаниям и каждому из нас»[15,c. 21].
Глава 1.Китай в глобальной экономике
Еслиисходить из покупательной способности, Китай уже является второй по размерумировой экономической системой. Ожидается, что Китай, развиваясь намногобыстрее, чем любая другая крупная нация, в течение двух десятилетийопередит Соединенные Штаты, став крупнейшей мировой экономической системой. Некоторыеэксперты считают данные о росте китайскойэкономики завышенными, но, далее если не принимать во внимание, как они предлагают, рост ВВП, составляющий7-8%, темпы экономического развитияКитая все равно остаются самыми высокими на протяжении уже довольнодлительного времени как в отношении развивающихся, так и в отношении развитыхстран. Другие, основываясь на таких показателях,как потребление энергии, утверждают, что темпы экономического ростаКитая на самом деле превышают официальные данные. В то время как экономика страны сталкивается с серьезными проблемами,например разваливающейся банковской системой, неразвитым сектором услуг,значительной угрозой лишения привилегий, подобные трудности могут лишь замедлить, но не остановить ее бурноеразвитие.
Во многих отраслях промышленности, особенно втрудоемких, Китай уже сейчас является доминирующим мировым игроком. Заводы,расположенные в стране, производят 70% мирового объема игрушек, 60% велосипедов, 50% обуви и треть чемоданов.Если говорить об этой категории продукции,на полках магазинов редко можно обнаружить товары не китайского производства. В некоторых категориях,таких как текстиль и одежда, доля Китая ограничивается квотой и тарифами,которые будут сняты после вхождения страны во Всемирную торговуюорганизацию и окончания срока действиямеждународных санкций в сфере торговли. Китай, однако, не удовлетворяется ролью производителя, использующегопростые трудоемкие технологии. Страна уже занимает активную позицию в тех сферах производства, где технологии играютважную роль и труд не является доминирующим фактором стоимости. Здесьпроизводится половина мирового объемамикроволновых печей, треть телевизоров и кондиционеров, четвертая частьстиральных машин и пятая часть холодильников. Эта продукция представляетнаиболее быстрорастущий сегмент экспорта страны. Производители в другихстранах во все большей степени полагаютсяна детали и узлы китайского производства в целях поддержанияконкурентоспособности»[1, c. 6].
Вотличие от Японии и Кореи, по мере движения вперед Китай не откажется оттрудоемкого сектора. Напротив, страна будет использовать свою доминирующуюпозицию в трудоемких отраслях, требующих применения технологий среднего уровня, для финансированияпрорыва в сферу наукоемких отраслей,которым принадлежит будущее. Именно это обстоятельство обеспечит прорыв Китая вряды ведущих экономических держав и позволит бросить беспрецедентныйвызов своим конкурентам. Внешняя политика страны принимает все более напористыйхарактер, и Китай намерен превратить свойвозрастающий экономический потенциал игеополитическую силу, противопоставив свою мощь тому, что, с его точки зрения, является мировой гегемонией Америки. В тоже самое темя Китай, подобно другимнациям, будет использовать возрастающее политическое влияние в собственных экономических интересах.
1.1. Ресурсы и возможности
Ресурсы, которыми обладает Китай, зачастуюнедооцениваются или оцениваются неверно. То, что население страны достигает1,3 млрд. человек, звучит как набивший оскомину факт, пока не задумаешься овсех вытекающих из этого последствиях. Зарубежные компании годами грезили о том, чтобыобеспечить зубными щетками все население Поднебесной. Возникнув в началевосьмидесятых, эта идея воспринималась как иллюзия и символкорпоративной утопии, которая постепенно становится реальностью, даже ограничиваясь рамками регионов икатегориями продукции. Китай уже сегодняявляется крупнейшим рынком сбыта самолетов и американских производителей станков, а автомобильный рынок страны — один из самых многообещающих в мире. (Китай на сегодняшний день является крупнейшим рынком продукциикомпании Volkswagen, опережающим пообъему продаж американских производителей) »[5, c.32].
Привлекательность внутреннего рынка Китая наделяетстрану огромной рыночной властью, козырем, которым до этого не обладалини Япония, ни Южная Корея. Притягательность внутреннего рынка позволяет Китаю выдвигатьтребование передачи технологий как обязательное условие сотрудничества синостранными инвесторами, которые идут на немыслимые уступки. В сфереавтомобильной промышленности такие зарубежные компании, как GeneralMotors, дали своесогласие на создание опытно-конструкторских центров, масштабы которых беспрецедентны дляразвивающихся рынков. Эти производители нетолько согласились на передачу технологий, что, вероятно, составляет часть ихосновных обязательств, но допускаютих использование в среде, которая практически не обеспечивает защиту авторских прав. Причем допускаютвозникновение невиданных ранееальянсов: Китай является единственной страной в мире, где национальные производители автомобилей создаютпредприятия с участием капиталов конкурирующих зарубежных партнеров, что обеспечивает возможность перенять лучшее от обеихсторон и в результате приобрестизнания, которыми не обладает ни одна из них. Целью является образование китайских мультинациональных компаний,которые займут свою нишу в мировойэкономике и добьются того же успеха, что и Тоуоta, Sопу и Sаmsung, но в гораздоболее короткие сроки.
РазмерыКитая также означают огромный резерв трудовых ресурсов, который является нетолько неисчерпаемым источником низкооплачиваемойрабочей силы, но также включает в себя огромное и непрерывно возрастающеечисло инженеров, ученых и высококвалифицированных технических работников. Многие из них трудятся вфинансируемых правительствомнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждениях или же втехнологических центрах зарубежных мультинациональных корпораций, количество которых заметно увеличивается.Сосуществование дешевой рабочей силы и увеличивающийся избыток квалифицированного персонала позволяет игнорировать общепринятоепредположение о том, что в основе национальной конкурентоспособностилежит либо первый, либо второй фактор, иподдерживает политику страны, направленную на сохранение доминирующих позиций втрудоемких отраслях производства привхождении в область интенсивных технологий.
Масштабы и темпы модернизации системы образования Китая взначительной степени превосходят усилия, предпринятые его конкурентами. Даже сегодняобразовательная система Японии остается замкнутой и в основномневосприимчивой к влиянию извне, так же как и к переменам в целом, что японцывоспринимают как серьезное препятствие в стремлении к прогрессу в сфереэкономики и роста знаний. Корейские университеты, будучи более открытыми, чем японские,только недавно начали активно привлекать ксотрудничеству зарубежных преподавателей, хотя уже на протяжении многих лет нанимают на работу корейскихграждан, получивших образование за рубежом. Китайским высшим учебнымзаведениям открытость присуща еще в большей степени, и, по крайней мере,элитные за ведения демонстрируют нетолько готовность, но и энтузиазм в отношении освоения учебных программи других перемен. Ведущие китайские университетыстремятся к модернизации своей инфраструктуры и повышению профессиональногоуровня, создавая альянсы с западными университетами и компаниями, активно привлекая профессорско-преподавательский состав, получивший образование за рубежом.
Активно развивая собственную систему образования, Китай,помимо этого, возлагает надежды на приток своих студентов, которые неизбежно вернутся в страну из зарубежныхстран. Китайские студенты в настоящее время представляют собой самыймногочисленный контингент иностранных студентов в Соединенных Штатах. Согласноданным Института международногообразования, более 64 000 студентов из материкового Китая обучались в США в 2002-2003 годах. В том же учебномгоду Соединенные Штаты также принялиболее 8 000 студентов из Гонконга и свыше 28 000 из Тайваня, что в целом превысило цифру в 100 000. Помимо других стран, китайские студенты также получаютобразование в Европе, Австралии и Японии. Правительство Китая прикладывает всебольше усилий к тому, чтобы вернуть самых талантливых и яркихвыпускников на родину, обещая «зарубежные»условия работы и участие в самых заманчивых проектах. Но даже без дополнительного стимулирования со стороны государства в страну возвращаются студенты, ученыеи руководящие кадры, которыхпривлекает изобилие возможностей, предлагаемых бурным экономическим ростом. Возвращающиеся специалистыпривозят с собой не только багажакадемических знаний, но и то, в чем так нуждается современный Китай, — навыкии опыт практической работы»[13, c. 46].
Другим важным источником технологических, научных иуправленческих знаний являются экономики Тайваня и Гонконга. Отчасти подталкиваемые«младшими» китайскими коллегами, дышащими им в затылок, обе территории, неговоря уже о Сингапуре, вкладывают значительные средства в модернизацию своихобразовательных систем на протяжении двух последнихдесятилетий. Гонконг сегодня может гордиться восемью университетами, в то время как в конце семидесятых ихбыло только три. Эти университеты, анекоторые из них являются учебными заведениями мирового класса, играют ведущую роль всовершенствовании инфраструктуры трудовых ресурсов Китая. В них обучается всебольше студентов с материка, и многиеиз местных выпускников впоследствии напрямую или косвенно сотрудничают с материковыми предприятиями»[10, c. 57].
Итак,Китаю предстоит пройти еще долгий путь, пока он не преодолеет основные слабые стороны своей экономическойсистемы, такие как отсутствиеразвитого сектора услуг, поддерживающего производственную базу, в который стоит направить избыточныйперсонал, банковская система, которой осталось немного до окончательногоразвала, а также ограниченнаяспособность генерировать технологические инновации. Однако, исходя изпрошлого опыта, можно с уверенностью сказать, что Китай преодолеет все эти трудности, становясь еще сильнеепо мере решения насущных проблем.Главная сила Китая состоит в том, что он не одинок и, более того, является ядром дополняющих друг другаэкономических систем, все в большейстепени интегрирующихся в единую экономику Большого Китая.
1.2. Синергия Большого Китая
Вкультурном, экономическом и геополитическом отношении Китай — это не только Китайская Народная Республика, но иГонконг, предпринимательский центр,с 1997 года являющийся отдельной административной областью ссобственной юрисдикцией, регулирующей торговлю и иностранные капиталовложения. Это и Тайвань,технологически развитый остров, который, несмотря на спорный политический статус(Китай считает Тайваньпровинцией-предателем), принимает все более активное участие в экономической жизни Китая, и, возможно, еще вбольшей степени китайский Сингапур,который является центром разработки современных технологий и базой многихмультинациональных компаний. И, конечно же, китайская диаспора, члены которой составляют элиту делового мира Юго-Восточной Азии и занимают активную позицию вделовых кругах всего мира.
Соберите эти разные части китайской головоломки, и выполучите потенциал, не имеющий себе равных: трудовые ресурсы, которые нетолько являются крупнейшими в мире, но и объединяют большое количество ученых, инженеров и опытныхруководителей; современную, быстроразвивающуюся технологическую инфраструктуруи лидирующую позицию в области новейшихтехнологий (Тайвань — крупнейший производитель ноутбуков в мире); огромный капитал (сумма в 0,75 трлн.долларов экономики Китая, Тайваня,Гонконга и Сингапура находится в иностранных резервных фондах) идоминирующую позицию в торговле (гавань для контейнеров в Гонконге является одной из самых оживленных и современных в мире); главные базы и региональные штаб-квартирымногонациональных предприятий Азии(Шанхай, Гонконг и Сингапур); понимание мирового бизнеса (китайская диаспора)»[16].
Этим экономическим системам, которые все больше объединяютсяв единыйкомплекс (Сингапур вовлечен несколько в меньшей степени) и се более зависимыми от бизнесаматерикового Китая, присущие синергическиепризнаки капитала, навыков, знаний, человеческих ресурсов, которые могутобеспечить невиданные ранее в развивающихся странах масштабы и темпы развития.Объем продаж Большого Китая (КНР, Гонконг, Тайвань и Сингапур) составляет почти 1,4 трлн. долларов, уступая лишьЕвропейскому Союзу и СоединеннымШтатам и в два раза превышая объем продаж Японии. В условиях мировойэкономики, которая приобретает все более глобальный характер, этот объем закладывает основы мощного рыночного влияния, посколькурешения других стран — участников рынка по вопросам, связанным с торговлей и экономикой, обусловлены широкимконтекстом них интересами в сфереэкспорта. Большой Китай становится центром еще более крупной и быстроразвивающейся экономики Азии:материковым Китай уже является самымкрупным экспортным рынком Южной Кореи, в то время как Большой Китай представляет собой крупнейший рынок практически для всех остальных стран Азии.
Глава 2. Путь в Америку
В XIX веке слабый Китай был вынужден принятьпод давлением Запада целыйряд неравных и унизительных договоров, заставляющих страну открыть двери иностранной торговле. Одно из подобныхсоглашений было подписано сСоединенными Штатами, Проблема заключалась в той, что Запад, стремясь заполучить такие китайские товары,как чай и шелк, взамен мог предложить лишь немного того, что действительноинтересовало бы китайцев (это частьистории о том, как англичане были вовлечены в торговлю опиумом). По прошествии почти двух веков торговля между бывшими соперниками процветает, и опять создаетсявпечатление, что американцы больше заинтересованы в китайских товарах,чем китайцы в американских. Сегодня ужепродавать товары стремится Китай, и находящиеся в американских и европейских портах товары китайского производства отнюдьне ограничиваются чаем и шелком.
/>/>
Рис. 1. Торговый баланс Китая с США
На рис. 1. приведены графики, отображающие объем товарови услуг, продаваемыхКитаем Соединенным Штатам. Цифры относятся не только собственно к Китаю (Китайской Народной Республике, сокращенно КНР), нои к Большому Китаю (включая Гонконг, Тайвань и Макао, за исключением Сингапура). Приведенные данныесвидетельствуют об усилении процессаинтеграции экономических систем Китая и подтверждают обоснованность основной претензии со стороны U.S. ChinaBusinessCouncil, американской торговой группы, в составкоторой входят основные американские экспортерытоваров в Китай. Суть претензий заключается в том, что данные по КНРискажены, так как не учитывают роли Гонконга как перевалочного пункта. (То есть немалая часть экспорта из Китая идет через Гонконг,и большое количество товаров, экспортируемых США и предназначенных для материкового Китая, разгружается вГонконге.) «Мы включаем услуги,потому что, в отличие от сферы продажи товаров, где наблюдаетсяхронический дефицит, в области торговли услугами (перевозки и консультации) США располагают значительнымактивным балансом» »[15, c. 38].
Члены U.S. ChinaBusinessCouncil также считают,что дефицит торговлиСША с Китаем искусственно завышен, поскольку Соединенные Штаты учитывают импорт и экспорт иным образом: импортучитывается на условиях СИФ (включая стоимость, страхование и фрахт), аэкспорт учитывается на условиях ФАС(франке вдоль борта судна). U.S. ChinaBusinessCouncil утверждает, чтоперерасчет импорта и экспорта на условиях ФОБ (франко-борт) увеличил бы объемэкспорта на 1% и уменьшил бы объем импорта на целых 10%»[15, c. 44]. Но даже в этомслучае активное сальдо торговогобаланса Китая с США осталось бы значительным, и с учетом уровня роста дефицита новые цифры отражали бы всего лишьданные за шесть месяцев. Более того,подобная корректировка показателей торговли США не изменила бы позиции Китая по отношению к другимамериканским торговцам. Оборонительная позиция U.S. ChinaBusinessCouncil являетсяразоблачающей и наводит на мысль о влиятельных лобби, «обрабатывающих». Китай, в числокоторых входят такие главные экспортеры китайского рынка, как Воеing, и компании,конкурентоспособность которых зависит от китайского импорта.
Отдельныесоставляющие дефицита, в частности китайский импорт в США, не менее важны, чем общие цифры торгового дефицита. Согласно даннымподразделения внешней торговли Бюро переписи США, все четыре основные категории импортируемых из Китая в2003 году товаров носили технологическийхарактер: разнообразные промышленные изделия — 28,5 млрд. долларов (стоимость на условиях СИФ),оборудование для офисов и автоматической обработки данных — 24,3 млрд.долларов, телесвязь и оборудование для звукозаписи — 17,5 млрд. долларов,электрооборудование — 12,6 млрд.долларов. Такие трудоемкие категории, как одежда и обувь, занимают пятое и шестое места — 12,6 и 11,1 млрд.долларов соответственно, продолжаяпонижающуюся шкалу по категориям, но не по объему»[15, c. 56]. В 1999 году, к примеру, текстиль, одежда (вместе) и обувьзанимали, соответственно, второе и третьеместа.
Мнения экономистов в отношении важности торгового балансарасходятся. Некоторые указывают на то, что торговый дефицит как часть валового внутреннегопродукта чрезмерным не является, хотя и превышает условный предел,установленный на уровне 5%. Другие указывают на опасность увеличения долиамериканских финансовых обязательств, находящихся в рукахиностранцев, что, если бы вера последних в американскую валюту пошатнулась,могло бы вызвать кризис доверия в Соединенных Штатах и дестабилизироватьмировую экономику, в которой американский доллар остается основной резервнойвалютой. Общеизвестно, что торговля выгодна обоим партнерам. Некоторыеполагают, что торговля выгодна даже тогда, когда она не является взаимной (кпримеру, американским потребителям выгодна продажа дешевой китайской продукции). Экономическаяточка зрения является слишком узкой длятого, чтобы охватить сложность аспекта торговли,ее изменчивое влияние на различные регионы и отрасли, в особенностиее социальное, политическое и геополитическое влияние. Легко выступить с макроэкономическим утверждением — «свободная торговля выгодна намвсем», легко также выступить сзаявлением о «торговле на основе взаимной выгоды», которое зачастую носитполитический характер. Гораздосложнее точно определить параметры этой взаимной выгоды, уст; повить, кто играет честно в новой игре, либоотобрать победителей (и проигравших). Игра в Китае может поменятьместами все три категории»[11, c.78]. Почему Соединенные Штаты наиболее уязвимы (хотя есть мнение, что США извлекают наибольшую выгоду) по отношению кимпорту Китая? В отличие от Японии,которая на протяжении десятилетий поддерживал активный торговый баланс свнешним миром, Китай в мировой торговле достиг лишь незначительного активного сальдо, и в последнее время объемы импорта растут гораздо быстрее объемовэкспорта. В то время как активныйторговый баланс страны возрос до 11,5 млрд. долларов в январе 2004 года, общий торговый баланс Китая за февральтого же год; увеличился до 8 млрд.долларов (баланс пассивен). Это означает, что дела других торговых партнеров обстоят довольно неплохои в торговле с Поднебесной ониподдерживают более низкий уровень дефицита (Европейский Союз) либо значительное активное сальдо (Азия). (В 2002 году активное сальдо Китая с ЕС приблизилось к 50млрд. евро, причем баланс являетсяактивным со всеми странами Евросоюза, за исключением Австрии и Финляндии.)
2.1. И числом, и уменьем
ДавлениеКитая на рынки США будет только усиливаться. Компании, которые до сих пор сомневались по поводу перемещения производства в страну из-за соглашений с профессиональнымисоюзами или страха отрицательнойреакции потребителей сейчас понимают: если они хотят остаться в бизнесе, подобное решение может бытьединственно правильным. Компании,первоначально защищенные от китайской конкуренции высокими транспортнымирасходами, оказываются на линии огня, поскольку для китайской стороны эти расходы снижаются, а производительностьвозрастает. Другие следуют за своими промышленными клиентами, которые переехали в Китай и которымнеобходимы поставщики и услуги именнотам. Даже компании, обслуживающие военно-промышленный комплекс США, сейчас осознают, что выбор не велик, хотя настойчиво пытаются сохранить основноепроизводство в своей стране. Вслед заэтим консультанты и другой обслуживающий персонал, обеспечивающие поддержку основного производства,приходят к выводу, что Китай, как инекоторые другие страны с дешевой рабочей силой, является хорошей базой для поддержки производства, расположенного за рубежом.
«Огромный объем хорошо известных товаров китайскогопроизводства, импортируемых в Соединенные Штаты, вряд ли сократится», — писал ДаниэльВебстер, государственный секретарь в администрации Джона Тайлера, в 1843году»[8, c. 97]. В конце концов, импорт,конечно, сократился. В то время какцитата служит лишь напоминанием о несовершенстве прогнозов, показателина сегодняшний день свидетельствуют о том, что поток китайского экспорта будет только расти. И захлестнет не только берега Америки. В настоящее время торговый дефицит междуЕС и Китаем составляет примерно 45млрд., но импорт из Китая составляет лишь 1,8% всего импорта (включая страны ЕС) и половину объема японского импорта (данные 2002 г.)»[16]. По мере роста объемов китайского экспорта,особенно в той ситуации, когда подугрозой окажутся отрасли промышленности Европы, имеющие стратегическое и политическое значение, например автомобилестроение,настроения могут измениться, хотя и останутся на втором плане, пока европейский экспорт будет значительным, а дефицит более влиятельных стран, таких как Германия,сравнительно небольшим.Япония, опасения которой по поводубурного развития Китая также месят геополитическийхарактер, особенно уязвима в данной ситуации, поскольку ее конкурентное преимущество заключается в производстве, экономика находится в состоянии застоя в течениедесятилетия, и руководство страны икорпорации в некоторой степени утратили способность реагировать на изменения в мировой экономике.Экспорт Японии в Китай, как и экспортСША, составляет около половины импорта, причем львиной его долей являются товары, производимыеяпонскими компаниями в Китае. Подобная тенденция наблюдается и на рынкеСоединенных Штатов. Однако в отличиеот США Китай является единственной крупной экономической системой, скоторой Япония имеет значительный дефицит торговогобаланса (уровень экспорта Японии в США почти в два раза превышаетуровень импорта), что несколько смягчает последствия подобной ситуации. И,находясь в большей зависимости от торговли, чем США и Китай, Япония вряд лисможет достойно противостоять системе свободнойторговли.
В товремя как развитые страны тешат себя надеждой (совершенно напрасно), что Китайугрожает лишь только трудоемкой сфере их экономическим систем, развивающиеся страны не могут позволить себе подобную роскошь. Развивающимся странам приходитсябороться за долларовые инвестицииразвитых стран, и они с трепетом наблюдают, как иностранные инвесторы сворачивают операции на собственныхрынках и переносят производство вКитай. Его приоритет — более низкий уровень затрат на рабочую силу, современная инфраструктура, эффектмасштаба и интеграция — достаточен для того, чтобы затмить подобныепреимущества таких стран, как Мексика, которая опиралась па выгодноегеографическое положение и преимуществаСевероамериканского соглашения о свободной торговле (МАРТА) как на своего рода страховой полис на рынке США. Сейчасони понимают, что выплаты по этому полису не гарантированы.
Дляформирующейся и развивающейся экономики Азии влияние Китая является не столь однозначным. Несмотря на то, что азиатские страны продолжают терять иностранные инвестиции впользу своего влиятельного соседа,страна становится катализатором роста для целого региона и дополняет,если не заменяет, рынки развитых стран. (Например, Китай в настоящее время является крупнейшим внешнимрынком Южной Кореи, вытеснив с этой позиции США). За исключением Японии,большая часть азиатских стран имеет активное сальдо торгового баланса с Китаеми, таким образом, не рассматривает китайский импорт какнепосредственную экономическую угрозу. Тем не менее, бурное развитие экономикиКитая заставляет беспокоиться азиатскиестраны, поскольку некоторые из них лишьненамного опередили его в своем экономическом развитии и, следовательно, довольно уязвимы в данной ситуации.Кроме того, определенные кругисерьезно обеспокоены действиями деловой китайской элиты, особенно вмусульманских странах Индонезии и Малайзии. Существует также и опасение, что в результате экономического подъема выиграет лишькитайская элита, в то время какбольшинству населения придется удовлетворитьсянизкооплачиваемой работой на производствах, перенесенных в Китай. Наконец, азиатские страны обеспокоеныизменением геополитической ситуации:после Второй мировой войны под подозрением находилась Япония, основанием для чего служили некоторые аспекты политики довоенного и военного периодов, ноЯпония не обладала достаточнойвоенной мощью и ктому же была близким союзником США. Китай же, несмотря на то, что его политика исторически неносила экспансионистский характер, до сих пор остается коммунистическойстраной с самой многочисленной действующейармией в мире и амбициозными геополитическимиустремлениями.
Влияние КНР повлечет за собой многочисленные последствиямирового масштаба: повышение цен на энергоносители и предметы широкого потребления, которыепоглощает быстроразвивающаяся китайская экономика, необходимость«дислокации» рабочей силы в регионы и отрасли, неспособные кконкуренции или реструктуризации, волны эмигрантов из Центральной Америки и других стран вследствиеразвала традиционных для них трудоемкихпроизводств и в результате — новый геополитический порядок, в котором Китай будет занимать одну из ведущихпозиций.
2.2. Фабрика мира
Возьмите в руки любую игрушку, и вы наверняка обнаружитеярлык «Сделано в Китае». Это не удивительно. Китай производит семь из десяти традиционныхигрушек, которые продаются в мире. Казалось бы, это не вызывает беспокойства СоединенныхШтатов, которые уже давно уступили производство игрушек другим странам, такимкак Южная Корея, Гонконг и Тайвань, и которые, в свою очередь, вынуждены теперьсоперничать с новым конкурентом — Китаем. Американскиегиганты в производстве игрушек,остаются конкурентоспособными благодаря перемещению производства в экономически более выгодные регионы, сохраняяпри этом дизайн, развитие производства и маркетинговые технологии под защитой могущественной торговой марки.Производство игрушек использует побольшей части элементарные технологии, не является стратегическим и не имеет ничего общего с вопросами национальнойбезопасности. То же относится и ктаким трудоемким отраслям промышленности,как производство текстиля, которые были свернуты в США, перенесены на другие рынки или для поддержкикоторых используется в основном труд иммигрантов.
Однако Китай занимается не только игрушками. Сегодня онявляется главным игроком в тех сферах производства, которые до сих нор существуют в Америке иЕвропе (например, массовое производство бытовой техники), причем деталикитайского производителя широко используются конкурирующими компаниями.Следующим этапом будет заключение субдоговоров па весь производственный циклпод брендом зарубежных компаний, осуществляющих контроль за производством имаркетингом. При экспорте продукции обратно в страну почтенные компании изразвитых стран столкнутся с конкурирующей продукцией нового племени китайских производителей,предлагаемой под их собственным брендом и в некоторых случаяхсозданной на американской «почве». Китай быстро занимает нишу в капиталоемкихотраслях промышленности, таких как автомобилестроение, а также в отраслях,связанных с применением высоких технологий. Некоторые из них, кпримеру, производство телевизоров с плоскими экранами, могут иметьстратегическое применение. На долю Большого Китая сегодня приходится более8% мирового экспорта товаров, причем доля материкового Китая составляетболее 6%, что может казаться незначительным, если не принимать во внимание кривую роста: в1996 году эти цифры составляли менее 3%»[7,c. 116].
Перенос производства на территорию Китая обусловлен изначительными изменениями в глобальных цепочках поставок. На протяжении двух десятилетийнаблюдается тенденция сокращения логистических затрат, что обусловленотехнологическими достижениями и повышением уровня эффективностиуправления.В некоторых случаях эти затраты сократились на две трети по сравнению с уровнемдесяти-двадцати лети ей давности. Соответственно понижается стоимостьимпорта готовых товаров и комплектующих, которые перевозятся в Китай и обратнов США (хотя увеличение объемов повлияло на повышение цены перевозки изКитая). Снижение затрат связано также с сокращением периода времени между размещением заказаи его изготовлением — чрезвычайно важным фактором при изготовлениипродукции по индивидуальному заказу, например, при производствемебели, которая является одной из наиболее быстрорастущих категорийимпорта с пометкой «Сделано в Китае». Импорт мебели и постельных принадлежностей китайскогопроизводства в США превышает 10 млрд.долларов, причем всего лишь два года назад эта цифра составляла менее 4 млрд. Китай до сих пор в меньшейстепени зависит от экспорта, чем многие другие страны в Азии (Малайзия) и за ее пределами (Бельгия). Однако зависимостьэта растет, и кампания по увеличению экспорта нужна для финансирования растущих объемов импорта средств производства и производственныхзатрат, а также для предотвращения социальных и политических потрясений, вызываемых безработицей. Китаю необходимо позаботиться не только о рабочих местах дляогромной когорты молодых людей, но и обеспечить работой многомиллионнуюармию трудящихся, все еще занятых наубыточных государственных предприятиях, и 100-200 млн. сельского населения, которые отправились в город впоисках работы и первыми пострадают врезультате серьезного экономического спада. Недовольное крестьянство на протяжении всей истории Китая оставалосьосновным фактором социальной нестабильности, и экономическое благополучиеприобретает особое значение в условиях режима, отходящего от своей идеологической базы и делающего основнуюставку на экономическое процветание и стремление к национальнойнезависимости как единственные источникисвоей легитимности.
Учитывая масштабы экономики страны, растущее влияние игосподство на многих товарных рынках, можно говорить о том, что продолжение кампании поувеличению экспорта приведет к освоению рынков, на которые раньше товарыдифференцировались в основном по бренду и репутации производителя. Имея дело с Китаем,который является лидером в сфере низкихзатрат, зарубежным производителям придется устанавливать цены либо на уровне «ценового лимита» Китая, либо нижеэтого уровня, в основе котороголежит не только дешевая рабочая сила и субсидии, но и массовая фальсификация и пиратство, позволяющиеизбежать затрат на разработку продукции. Это не оставляет производителямразвитых стран большого выбора. Первыйвариант заключается в приобретении большого количества, если не всех, комплектующих и узлов китайского производства,что позволит снизить стоимость конечной продукции до конкурентоспособного уровня. Эта тенденция набирает оборотыполным ходом, и американскиепроизводители автомобилей вкладывают миллиарды долларов в производство запасных частей в Китае. Второйвариант заключается в переносепроизводства в Китай, что обеспечит дальнейшее сокращение затрат и вход на китайский рынок. Третий вариант состоит втом, чтобы найти другуюпроизводственную базу, такую как Индия или Малайзия, где цены будут такими же или ниже. Но эти страны редкомогут предложить все преимуществапроизводственной базы, расположенной в Китае. Четвертый вариант-автоматизация производства или повышение производительности другим способом, но, что касается производства традиционных товаров,все очевидные затраты, как правило,уже оптимизированы. Причем после уходас рынка основных поддерживающих отраслей уровень доходов, связанных сповышением производительности, повысить или даже поддерживать будет крайне трудно. Наконец, можнопереключиться с «начального» уровня производства, отличающегося высоким уровнемконкуренции, на производство, требующее применения более сложных технологий, нотут придется убедиться в том, что этаидея пришла в голову не только зам. Илиже можно выйти с рынка всем одновременно и вложить ресурсы в реализациюболее обещающей идеи»[6, c. 25].
2.3. Рабочие места
Работники, занятые в трудоемких отраслях, где затраты нарабочую силу представляютзначительную часть себестоимости продукции, безусловно являются основным,фактором, обеспечивающим конкурентоспособность Китая в данной сфере. В таких отраслях, как производство текстиля и одежды, в основном используется труд иммигрантовиз Мексики, Африки и стран Карибскогобассейна, оплачиваемый по низким или минимальным ставкам, но и этаоплата не может конкурировать с оплатой, которая едва превышает 50 центов в час. За исключением Бангладеш, Вьетнама ч нескольких других стран, с подобным уровнем оплатытруда не могут конкурировать даже развивающиеся экономические системы,особенно в сочетании с более высокойпродуктивностью и преимуществами инфраструктуры Китая. Американские производители текстиля, одежды и другой подобной продукции до настоящего момента былизащищены международными соглашениямиоб установлении квот и прочими тарифами, срок действия которых подходитк концу. Низкий уровень затрат на транспортировку,быстрая доставка, способность мгновенно реагировать на изменения предпочтений клиентов больше не являютсядостаточной защит ой от китайскойконкуренции даже в сочетании с политическим давлением со стороны выборных должностных лиц в регионах,которых затронула данная проблема(Каролина) »[4, c.84].
Влияние данного фактора не ограничится трудоемкимисферами производства. По мере развития технологий в стране соответствующийтруд будетоплачиваться выше, и требовать более высокого уровня знаний. В производственномсекторе под особой угрозой находится сфера канцелярской деятельности, начинаяот работы бухгалтера и заканчивая деятельностью операционных отделов, а такжесфера услуг, в частности страхование и банковское дело. Хотя в отношениипоследнего, наряду с программным обеспечением, угроза в настоящее время в большей степениисходит от других стран, начиная с Индии и заканчивая Ирландией. Китай также является одним из факторов, влияющих на ситуацию:одной из причин, давшей импульсразвитию отрасли программного обеспечения Индии, является ее глобальноесоперничество с Китаем в дайной сфере. Правда, и здесь возможноувеличение влияния Китая по мере модернизации его системы образования.
Китайский рынок также создает многочисленные рабочиеместа в тех отраслях, которые экспортируют товары и услуги. Страна являетсясамым быстрорастущим экспортным рынком США. Однако величина и природа внешнеторговогодефицита США с Китаем свидетельствует о том, что количество рабочих мест,созданное здесь для обеспечения экспорта в США, во много раз превосходит числорабочих мест, появившихся в США в связи с экспортом в Китай. Более того, убытки и прибыль,связанные с созданием рабочих мест,возникают в различных регионах, отраслях, секторах и типах компаний. В этом раунде торговой игры воздействие, носящее изменяющийся характер, закладывает основуконфликта и несовпадения интересовпобедителей и побежденных.
Заключение
В США, как и в других странах, Китай помог создатьнечто, напоминающее рай для покупателей. Во многих отраслях, в которых КНРзанимает доминирующие позиции, таких как производство наручных часов и велосипедов,произошло беспрецедентное падение цен на продукцию. Хорошие новости для потребителей.Широкое производство товаров, ранеепроизводимых только определенными брендами, привело на рынок покупателей,которые прежде не могли позволить себе приобрести подобные товары ипозволило другим начать тратить определенную часть чистого дохода на товары и услуги более высокого уровняили широкого ассортимента, включая продукцию отечественногопроизводства. В то же время поток китайскогоимпорта оказывает огромное давление на производителей, полагающихся навлияние репутации бренда и страны-изготовителя (итальянские изделия из кожи),особенно это касается производителей товаров,не относящихся к категории предметов роскоши, которые уже пострадали от экспансии крупных фирм, торгующих посниженным ценам.
Ростчисла китайских товаров на полках американских магазинов тесно связан с подъемом дискаунтеров, для которых продукция китайского производства все в большейстепени становится краеугольнымкамнем стратегии предложения широкого ассортимента товаров по наиболее низким ценам. Сотрудничество помогает укрепить позицию крупнейшего розничного торговца в мире, одновременнообеспечивая китайские компании заказами, масштаб которых является важнейшимфактором фи массовом производстве товаров. Подъем экономики Китая может иметь более серьезные последствия для американского потребителя и по мередальнейшего развития оказывать влияниена социальную и политическую ситуацию в стране. До сих пор оставались без внимания жалобы работников, занятыхв сфере производства, о том, что приобретение импортных товаровотрицательно влияет на их заработок и,следовательно, заработок других американцев, продукцию которых они не смогутприобрести, потеряв работу. Пока экономика могла достаточно быстро восстанавливаться и создавать рабочие места, было легко игнорировать подобные негативные настроения,указывал на преимущества системыоткрытой торговли, позволяющей создавать новые рабочие места и увеличиватьблагосостояние. В данный же момент наблюдается в лучшем случае непредвиденная задержка в создании рабочих мест, а в худшем — структурные изменения, ограничивающиевозможность их создания. Программы,разработанные с целью урегулирования ситуации, в которой оказались несущие убытки торговцы, оказывают влияние на изменение атмосферы даже с учетом того, чтоположение в торговле является всеголишь одним из факторов, обусловливающим сокращение рабочих мест. Политики начинают прислушиваться кновым настроениям, так же как ипотребители.
Вызов, брошенный Китаем, столь значителен, что можетизменить покупательский баланс, вызвав полемику на тему «покупайте американские товары». Этоможет в корне изменить предпочтения при совершении покупки, заменивсоотношение стоимости и репутации соображениями относительносохранения рабочих мест, которые будут иметь первостепенное значение.Считается, что американские потребители предпочитают зарубежные бренды,что служит одним из объяснений огромного торгового дефицита.Потребители готовы платить сверху за европейские и японские бренды, качество товаров которых, каким кажется, вполне сопоставимо с качеством,предлагаемым американскими производителями. (Обратите внимание, например, на более высокую цену,которую потребители платят за продукцию Тоуоtaпо сравнению савтомобилями GМ, которые сходят с конвейера заводаодного и того же совместного предприятия). Помня недавнее понижение спроса нафранцузские вина, последовавшее за войной в Ираке, американские потребители непотеряли способности связывать свои предпочтения при совершении покупок сгеополитическими, враждебными настроениями и другими «нерациональными»соображениями. И эти соображениявсе еще могут занять центральное место на потребительском рынке, где господствует жесточайшая конкуренция.
ПодъемКитая бросит вызов тому, что принято считать здравым смыслом, и заставит пересмотреть старые понятия и убеждения,уходящие корнями в события прошлого. Как можно классифицировать страну,управляемую коммунистическим режимом, где доля ВВП, принадлежащаягосударству, вдвое меньше, чем в США?Экономику, привлекающую крупнейшие в историизарубежные инвестиции без обеспечения соответствующей защиты прав на интеллектуальную собственность?Страну с высокими ставками подепозитам, но крайне нерационально использующую инвестиционный капитал? Обладающую наиболееконкурентоспособными рынками и патерналистской системой распределениясубсидий? Стабилизирующую силу на мировойполитической арене, которая угрожает силой вернуть Тайвань, считая егопровинцией-предателем? Китай бросит вызов этими многим другим дихотомиям, которые мы привыкли воспринимать как само собойразумеющееся. Китай можетизменить экономический, социальный и политический ландшафт Соединенных Штатов идругих стран. Что касается влияния, оказываемого КНРна США, в настоящее времяможно отметить следующие аспекты:
— Обостряющиеся разногласия между отраслями экономикии компаниями США, которые получают основные привилегии от увеличивающихся объемов торговых операций и инвестиций, итеми, кто рассматривает себя как жертву экономического подъема Китая. Кпервой группе относятся мультинациональныекорпорации, активно сотрудничающие скитайской стороной, ко второй — компании, которые не могут инвестироватьсредства в китайскую экономику, сворачивая операции на внутреннем рынке; к их числу относится множество мелких и средних компаний. Эти две группы займутпротивоположные позиции в вопросах торговли и протекционизма и могу, наоснове своих торговых программ,объединиться с двумя политическимипартиями.
— Гарантия занятости вновь достигается в основном впроцессе переговоров между работодателем иработником. Не исключено также, чтопридется отказаться от наблюдавшейся в течение последнего десятилетия тенденцииобъединения в профессиональные союзы. Чувствоуязвимости, захлестнувшее секторы, которые до настоящего момента считали себя надежно защищенными от потерирабочих мест вследствие оттока рабочейсилы за границу, может подтолкнуть к объединению высококвалифицированныхработников, обладающих высоким уровнемзнаний, и привести к значительным изменениям в структуре профсоюзного движения и его деятельности.
— Наблюдается резкий сдвиг в сторонупротекционизма, невиданный уже почти 70 лет,который включает не только давление в отношении установления временных тарифов, но и требование перезаключения торговыхдоговоров и изменения роли международных институтов, особенно ВТО. По мере роста опасений в отношении того, что США не станут победителем в идущей торговой игре, угрозапротекционизма и нанесениязначительного ущерба глобальной экономикестановится все более реальной.
— Прения сторонников«рациональной экономики» и «ярого протекционизма» исчерпали себя. В товремя как преимущества свободной торговли очевидны, этогонельзя сказать о долгосрочных реалиях экономики, лишеннойпроизводственной базы, основой которой является предоставлениеуслуг. То же самое справедливо и в отношении предположения о том,что экономика США может процветать, продолжая выступать в роли глобального новатора иконцентрируя усилия на развитии видовэкономической деятельности, имеющих дополнительную ценность, в мире, где большинство наций стремятся к проведениютой же политики, инвестируя в это значительные средства. Это же верно и в отношении убеждения в том, что СоединенныеШтаты однозначно могут поглотить объем мировой продукции, оплачиваемый активами США.
Для компаний, сотрудников и потребителейвопрос заключается не в том, когда придет Китай и придет ли онвообще, поскольку это уже свершилось. Вопрос в том, какподготовиться к условиям новой экономики. В процессеформирования нового геополитического порядка возникают новые экономическиереалии. При проведении любых параллелей многовековая история Китая свидетельствуето том, что эта страна пойдет своим путем, и, если история являетсяпутеводной нитью, Китай будет стремиться к достижению выдающегосяположения, причем, весьма определенного.
Итак, к чему же мы пришли? Во-первых, налицо тревожащиеперспективы торговой войны. В эпоху глобальной взаимозависимости протекционизмпредставляет собой грубую ошибку, чреватую для всех самыми печальнымипоследствиями. Именно к этому мы придем, если будем продолжатьпридерживаться старых клише и ложных аналогий — подобно тем, ктосчитает происходящий в настоящее время сдвиг от производства к услугамповторением перехода от сельскохозяйственного производства кпромышленному столетие назад и будет упорствовать, пока не упрется в стенуреальности. Во-вторых, мы разделяем ответственность за сохранениевосприятия справедливости, составляющей суть американского духа. Если мы несможем определить и поддержать проигравших в этом раунде торговой игры, вера вравные возможности для всех может быть подорвана, а вместе с ней и готовностьшироких масс активно участвовать в жизни государства, что делает Америкутакой, какова она есть сегодня, местом, где процветает открытость и новаторствои каждый испытывает чувство причастности к общему делу. Задача состоит в том,как это осуществить, не посягая на надежды и мечты других участников мировой экономическойсистемы — как в пределах страны, так и за рубежом. Пока мы продолжаемискать золотую середину, самый насущный вопрос для компаний и частныхлиц заключается не в том, как остановить поток китайского импорта, ав том, как сохранить конкурентоспособность на заре китайской эры.
Список литературы
1. Бергер Я., МихеевВ. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. — №1
2. БИКИ. №121, 23октября 2004 г
3. БИКИ, №39, 7апреля 2005 г.
4. Гатина Г.Ф.,Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М; Пермь: Перм. гос.техн. ун-т, 2001.
5. Грачев Н. Деньгиидут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4 2001
6. Ломакин В.К.Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы,ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735с.
7. Международныеэкономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
8. Раджабова З.К.Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М,2001.
9. Энциклопедическийсловарь. М.: Российская энциклопедия, 2001.
10. Стрыгин А.В.Мировая экономика. Учебник. М.: Экзамен, 2000.
11. Фомичев В.И.Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Чжунго цзинцзинеибао, 2004. 10 февраля
13. Экономика иуправление в зарубежных странах. Информ. бюлл. 2003. №1
14. Экономика иуправление в зарубежных странах. Информ. бюлл. 2003. №10
15. Мажаров И.В.Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее//http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
16. Специальныеэкономические зоны Китая
www.nalogi.net/1997/199708_2.htm
17. www.china.com/figures