Реферат по предмету "Международные отношения"


Иордано–сирийские международные отношения в аспекте проблемы "водных ресурсов"

Реферат: Иордано-сирийские международныеотношения в аспекте проблемы «водных ресурсов»
 

 
Проблема водных ресурсов бассейна реки Иордан уходиткорнями в начало века, когда еврейская община в Палестине – ишув – поставилацелью добиться максимально возможного контроля над водой региона с цельюобеспечения в будущем базы для абсорбции многотысячных масс новых репатриантов.С особой силой этот вопрос зазвучал с провозглашением Государства Израиль,которое для того, чтобы выжить во враждебном окружении, нуждалось в созданиинаиболее благоприятных условий для размещения прибывающих из Европыиммигрантов, которые затем укрепляли бы ряды защитников страны и творцов ееэкономики.
Не успели стихнуть боевые действия первойарабо–израильской войны, как Израиль и его соседи оказались втянутыми всерьезнейший спор о водных ресурсах бассейна Иордана. Сначала возник кризис сСирией вокруг осушения болот у оз. Хула, затем Иордания начала жаловаться наперекрытие русла Иордана, а в сентябре 1953 г. произошел конфликт из–за попыткиотвода израильтянами воды Верхнего Иордана от моста Банат Я’акуб (Бнот Я’аков).
Увидев, что Израиль энергично добивается реализацииводных проектов для расширения сельскохозяйственных площадей и развитиягидроэнергетики, Сирия и Иордания решили со своей стороны приложить все усилиядля претворения в жизнь аналогичных проектов, тем более, что Иордания крайненуждалась в ирригационной воде для развития аграрного сектора в долине р.Иордан, чтобы решить проблему обосновавшихся там нескольких сот тысячпалестинских беженцев.
В начале 50–х годов рядом западных, в основномамериканских, специалистов были разработаны планы раздела существующих врегионе водных ресурсов между арабскими странами и Израилем (доклад М.Ионидиса, план Коттона, план Макдональда, доклад Бейкера–Харза и др.). В 1952г. группой иорданцев совместно с инженером американского Управления техническойпомощи Миллсом Э. Бангером (MillsЕ. Bunger, Waterresources andDevelopment ofJordan) была разработанасхема использования воды рек Ярмук и Иордан для орошения долины р. Иордан ивыработки электроэнергии. Э. Бангер предложил перекрыть Ярмук плотиной исоздать искусственное водохранилище объемом в 475–500 млн. куб.м.
Как известно, из 60–километрового русла р.Ярмукоколо 8 км (13,5%) находится внутри Сирии, около 46 км (76,5%) приходится наиордано–сирийскую границу и 6 км (10%) – на иордано–израильскую границу (посостоянию на период до войны 1967 г.). Согласно проекту, один конец плотиныдолжен был находиться на иорданской стороне, второй – на сирийской. Однакополитический климат для реализации предложений Э. Бангера не был подходящим,поскольку в отношениях Дамаска и Аммана сохранялось напряжение, возникшее всвязи с фактической аннексией иорданским королем Абдаллой Бен ХусейномЗападного берега р. Иордан и Восточного Иерусалима, которую первоначально непризнало ни одно арабское государство.
Определенный поворот в иордано–сирийских отношенияхнаметился лишь после вступления на иорданский престол короля Талала. 19 марта1952 г. иорданскую столицу посетили с официальным визитом президент Сирии ФаузиСело и военный диктатор полковник Адиб аш–Шишекли. Стороны подробно обсудиливопрос совместного использования воды р. Ярмук.
Уже при короле Хусейне Бен Талале стороны сделалиеще один шаг в направлении укрепления сотрудничества в этой сфере: 3 июля 1953г правительства Иордании и Сирии заключили двустороннее Соглашение о совместномстроительстве на р. Ярмук плотины «аль–Макарен» и на ее базе – гидроэлектростанциимощностью до 280 млн. кВт•ч. Партнеры договорились, что вся вода из плотины и15% электроэнергии выделяются для использования Иорданией, сирийцам же отходилиоставшиеся 85% электроэнергии. В отношении же воды реки, остающейся за рамкамиводохранилища, ст. 8 Соглашения гласила: «Иордания имеет право наиспользование в иорданских границах той воды (Ярмука), которая остается послеудовлетворения нужд Сирии»[1].
Дополнительные водные ресурсы, приобретаемыеиорданцами по соглашению, предназначались в основном для создания рабочих меств сельскохозяйственном секторе и временного обустройства палестинских беженцев,оказавшихся на территории Иордании в результате первой арабо–израильской войны.Вследствие этого, финансирование проекта «аль–Макарен» должно былоосуществляться Ближневосточным агентством помощи и организации работ дляпалестинских беженцев (БАПОР). Большую заинтересованность в успехе мероприятиявысказали и США – один из основных спонсоров БАПОР, желавшие снизить остротупроблемы беженцев и снять с себя излишнее финансовое бремя. Однако поддавлением Израиля, который объявил, что подобное строительство будет нарушатьего естественное право на воду р.Ярмук, поскольку он лишен права участвовать вее разделе, ООН и США приняли решение приостановить выделение необходимыхфинансовых средств (15 млн. долл.), пока не будут обеспечены права всехгосударств, имеющих выход к р.Ярмук.
В 1954 г. Арабский технический комитет при Лигеарабских государств (ЛАГ) выдвинул так называемый арабский план, в которомсреди всего предусматривалась реализация двустороннего соглашения 1953 г. – строительствоплотины «Аль–Макарен» и четырех электростанций в отрезке междуупомянутой плотиной и иорданским поселком Адасией. «Арабский план»,предложенный в качестве региональной схемы американскому координатору Э.Джонстону не был принят и вoпpocо плотине оказался замороженным. Более того, сформулированная Джонстономформула раздела воды бассейна Иордана между Израилем, Сирией, Иорданией и Ливаномбыла напрочь отвергнута Дамаском, и не потому, что его не устраивала выделеннаяему квота, а потому, что всякие сделки с участием Израиля являлись, по мнениюсирийского руководства, признанием его как государства, как субъектамеждународной жизни. Этого в Дамаске не желали так сильно, что готовы былинанести достаточно ощутимый удар по Иордании, нуждавшейся в плане Джонстонапрежде всего для решения проблемы палестинских беженцев, фактически прозябавшихво временных лагерях в долине р. Иордан.
После этого смешанная сирийско–иорданская комиссияпо использованию водных ресурсов Ярмука неоднократно становилась заложникомполитических отношений между двумя странами. В начале 1956 г. иорданскийпремьер–министр Самир ар–Рифаи распустил комиссию, вследствие очередногоохлаждения отношений, а 31 мая того же года, уже при Саиде аль–Муфтии, междуИорданией и Сирией было подписано несколько соглашений, в том числе овозобновлении работы совместной комиссии по Ярмуку.
Очередной виток тесного взаимодействия Аммана и Дамаскав сфере водных ресурсов произошел в 1959 г., когда Израиль объявил о намерениипостроить Всеизраильский водовод для переброски воды из бассейна Иордана насредиземноморское побережье и в Негев. Иордания призвала ЛАГ сделать всевозможное, чтобы не позволить Израилю осуществить задуманное, так как этонегативно отразится на поступлении воды в иорданские сельские хозяйства вдолине Иордана. И хотя в дальнейшем Амман не поддержал предложения Дамаскарешить проблему вооруженным путем, два государства сошлись на совместномпроекте перекрытия верховьев Иордана и отвода их в плотину, которую стороны ужедавно запланировали возвести на р.Ярмук.
Планам помешали сначала силовые израильские удары поместам сооружения отводных каналов, а затем и поражение арабов в«шестидневной войне» 1967 г с оккупацией Голанских высот и Западногоберега р. Иордан. Сирия надолго выбыла из списка участников борьбы за водныересурсы иордано–ярмукского бассейна.
В первой половине 70–х годов отношения Аммана иДамаска находились на очень низком уровне вследствие поддержки Сириейрадикальных палестинских группировок, фактически публично изгнанными изИордании после событий «черного сентября» 1970 г. В 1976 г. Иорданияи Сирия провели новые переговоры по вопросу строительства плотины на р.Ярмук.Было принято решение внести изменения в двусторонний договор 1953 г. Вновьвозобновилась кампания по реализации ирригационного и гидроэнергетическогопроекта «аль–Макарен».
Американская администрация Дж. Картера практическисразу же подключилась к указанному проекту, рассматривая его как потенциальноеначало регионального сотрудничества в сфере водных ресурсов. За счет средствСША было произведено техническое исследование сооружения плотины и ирригацииземель долины Иордана ярмукской водой. Для этого Вашингтон вновь нанял«Харза Оуверсиз Инджиниэринг Компани» («Харза»), которая в 1978 г.представила правительствам Иордании и Сирии свои рекомендации: строить170–метровую плотину («аль–Макарен») с объемом водохранилища 320 млн.куб.м, из которых ежегодно можно будет использовать 275 млн. куб.м. На основеуказанной плотины создать гидроэлектростанцию[2].
Финансирование всего пакета, оцененного компаниейХарза в 432 млн. долл., предложило взять на себя правительство США, За 18месяцев дебатов в американском конгрессе эта цифра поднялась до 650 млн. долл.Канцелярия президента США объявила, что она будет добиваться выделения 150 млн.долл. ежегодно в течение трех лет.
Израиль, как и прежде, негативно отнесся квозрождению планов претворения в жизнь иордано–сирийского ярмукского проекта.Тель–Авив назвал это «возвратом к борьбе за воду».[3] В связис подобной позицией, занятой израильтянами, конгресс США потребовал, чтобы былиучтены и обеспечены интересы всех стран – реципиентов ярмукской воды.Одновременно для конгрессменов было необходимо убедиться, что Иордания нашлаисточник восполнения недостающих средств. Но самая большая проблема передИорданией и США заключалась в том, добиться от Дамаска четких обязательствотносительно количества воды, которое он собирается использовать из верховьевЯрмука, расположенных внутри сирийской территории, поскольку это неизбежно отражалосьна нижнем потоке реки. Для прояснения ситуации в регион неоднократно выезжалзаместитель госсекретаря США Ф. Хабиб. Однако и его усилия не помогли снять всесомнения. Продолжение переговоров о строительстве Иорданией и Сирией плотины нар.Ярмук оказалось прервано очередным ухудшением отношений между двумяучастниками. Как известно, Дамаск обвинил иорданцев в оказании поддержкидеятельности сирийских «братьев–мусульман» по дестабилизации режимаX. Асада. Какое–то время ситуация на сирийско–иорданской границе балансировалана грани войны.
В последующие годы Сирия приступила к созданию вверховьях Ярмука малых плотин для отвода воды для своих нужд. По оценкамспециалистов делалось это в основном с целью уменьшить количество воды,поступающей в Израиль, хотя было очевидно, что прежде израильтян страдатьначнут иорданцы.
Примирение между Иорданией и Сирией произошло тольков середине 80–х годов, когда Иордания уже давно ощущала серьезный кризис всфере водообеспечения. По ее мнению, израильтяне грубо нарушали ее права наводу Иордана, в связи с чем ей было необходимо реализовать проект созданияплотины на р. Ярмук, чтобы накапливать в ней мощный зимний поток реки ииспользовать сохраненную воду летом и осенью. Про сирийскую откачку иорданцыничего вслух не говорили. Однако сопоставление среднегодового сброса Ярмука собъемами воды, выбираемой Иорданией и Израилем, давали наглядную картину того,сколько оставалось у сирийцев. По плану Джонстона, выработанному экспертами изСША с учетом потребностей всех заинтересованных сторон Дамаску выделялось 90млн. куб.м/год, однако они стали отводить 170 млн. куб.м/год, а к концу 80–хгодов по некоторым данным эта цифра достигла 220 млн. куб.м[4]. В итогесоздалась ситуация, когда и Сирия, и Израиль значительно превышали свои квоты,оставляя мизерное количество воды Иордании.
По инициативе Аммана в сентябре 1987 г. иорданцы исирийцы подписали новое соглашение, в котором были определены условиясовместной эксплуатации ресурсов Ярмука. Сирия получила право использовать водупритоков реки на высоте, превышающей 250 м над уровнем моря, Иордания – ниже250 м. Число плотин, которые сирийцы могут построить на р.Ярмук, в соответствиис соглашением, не должно превышать 22. Это компенсировалось Иордании водой изплотины, получившей громкое название «аль–Вахда» (араб.«Единство»), которую стороны договорились возводить вместо«аль–Макарен». Новая плотина оценивалась в 225 млн. долл., а ее объембыл запланирован в 120 млн. куб.м. Амману выделялось 75% воды и 25% электроэнергии(предполагалось вырабатывать 18,8 тыс. МВт в год)[5], Сирии –наоборот. Плотина «аль–Вахда» должна была предоставить воду дляорошения 35 тыс. донумов в долине Иордана и 5 тыс. донумов в высокогорныхрайонах[6].
США в лице Американского агентства международногоразвития (USAID) вновь подключили кпроекту компанию «Харза» для проведения технического исследования. Вновом докладе компании подчеркивалось, что в настоящее время общий потенциалплотины «аль–Макарен» не сможет превысить 225 млн. куб.м[7].
В феврале 1989 г. место строительства посетилипремьер–министры обеих стран З. Рифаи и М. аз–3у'оби, подчеркнув этим важноезначение, которое и Амман, и Дамаск придают этому проекту. В феврале и октябре1989 г. состоялись заседания Совместного иордано–сирийского комитета, накоторых обсуждались конкретные шаги по строительству «аль–Вахда».Однако сторонам удалось завершить лишь нулевой цикл, после чего Всемирный банки другие инвесторы начали затягивать предоставление необходимых денег, находясьпод постоянным давлением США и Израиля, не поддерживавших проект. И хотя вконце 1989 г. консорциумом итальянских, иорданских и сирийскихинженерно–строительных компаний был сдан отводной туннель от запланированногоместа плотины, обошедшийся в 2,5 млн. иорд. дин., в декабре 1990 г. Всемирныйбанк официально уведомил иорданцев, что для продолжения финансированиястроительства необходимо урегулировать проблему раздела воды р. Ярмук с третьейстороной, имеющей к ней выход, т.е. Израилем[8].
Фактический срыв вышеупомянутого проекта негативноотразился на иорданской экономике, которая уже с конца 80–х годов. ощущаласерьезную нехватку воды для сельского хозяйства и даже порой коммунальногообеспечения (в ряде городов вводилось сезонное рационирование). В политическихи общественных кругах страны стало раздаваться глухое недовольство удержаниемСирией слишком большого объема воды р. Ярмук. Ее обвиняли в нарушении квот,объективно исчисленных в 1955 г. Э. Джонстоном и заложенных в сформулированныйим единый план для всех стран региона (несмотря на то, что ни одна из сторон неприняла этого плана, рекомендованные Э. Джонстоном квоты долгое время служилиточкой отсчета в претензиях региональных государств на те или иные объемыводы). Однако в условиях неурегулированности арабо–израильского конфликтаофициальный Амман предпочитал не будировать этот вопрос в арабо–арабскомформате.
С подписанием 26 октября 1994 г иордано–израильскогомирного договора ситуация коренным образом изменилась. Для иорданцев проблемаборьбы за воду на два фронта частично оказалась снята, более того Амманоказался как бы в одной лодке с израильтянами, поскольку и те, и другие избралидля решения своих двусторонних проблем путь переговоров и сотрудничества,Дамаск же сразу вызвал к себе прохладное отношение со стороны своего южногососеда, поскольку враждебно воспринял иордано–израильский мирный договор. Втелевизионном обращении к нации в ноябре 1994 г. король Хусейн заявил, что«Иордания будет добиваться восстановления ее прав на водные ресурсы вполном объеме»[9].Хотя король и не упомянул Сирию, наблюдатели однозначно расценили эти слова какуказание на возможность скорого начала иордано–сирийских переговоров об«иорданских правах» на воду р. Ярмук, однако в условиях охлаждениядвусторонних отношений подобные переговоры могли оказаться непродуктивными ибыли отложены.
В середине июня 1995 г. Дамаск официально опровергсообщения о том, что Сирия использует больший объем воды р.Ярмук, чем ейвыделялось квотой Э. Джонстона. По сообщению газеты «аль–Хаят»,которая сослалась на иорданские источники, сирийцы сами проинформировали Амманоб уменьшении годового сброса Ярмука, а также подчеркнули, что нелогичноссылаться на план Джонстона, который формально не был одобрен ни одним изправительств. Дамаск выразил «удивление» по тому поводу, чтообвинения, выдвинутые в его адрес Амманом, совпали по времени с процессомуглубляющейся нормализации отношений между иорданцами и Тель–Авивом[10].Этим в очередной раз было подчеркнуто, что проблема раздела воды между двумястранами видится прежде всего в политической, а не экономической илитехнической плоскостях.
В июне 1995 г. иорданский министр иностранных делАбдель Карим аль–Кабарити сделал заявление о том, что Иордания «оченьнадеется на скорейшее присоединение Сирии и Ливана к многосторонним усилиям поналаживанию регионального сотрудничества»[11]. На состоявшейся сразупосле этого встрече аль–Кабарити с сирийским поверенным в делах в Амманеиорданская сторона подняла вопрос об иордано–сирийском сотрудничестве в сфереводных ресурсов. В феврале 1996 г. аль–Кабарити был назначен премьер–министром.В его «мандат» входило и улучшение отношений с Дамаском.
21 июля 1996 г. в интервью газете«Ар–Рай» высокопоставленный сотрудник Министерства водных ресурсов иирригации Иордании заявил, что пришло время пересмотреть двустороннеесоглашение о воде от 1987 г, «после того как Сирия построила на Ярмуке 30плотин вместо договоренных 22»[12].Согласно этому источнику Иордания должна иметь из реки в соответствии супомянутым соглашением 120 млн. куб.м/год, но не получает их, в то время какдефицит только бытового потребления составил в 1996 г 55 млн. куб.м[13].Сирия же ставит вопрос так: «или мы первыми откачиваем воду, или, если мыее не трогаем, она достается Израилю»[14]– заявил в своем интервью министр водных ресурсов и ирригации Иордании М.Хаддадин газете «Ад–Дустур».
В начале августа 1996 г., после визита короляИордании в Дамаск, по мнению ряда аналитиков, началась частичная нормализацияотношений, Король Хусейн и президент CирииX. Асад договорились разморозить работу двусторонних комитетов и Высшегоиордано–сирийского экономического комитета, возглавляемого двумяпремьер–министрами. 19–21 августа 1996 г. в Дамаске состоялось заседаниесовместного Комитета по использованию водных ресурсов реки Ярмук. На повестку трехдней встреч было вынесено обсуждение вопросов дальнейшей реализации соглашения1987 г. и завершения строительства плотины «аль–Вахда». По даннымофициальных иорданских источников, делегация из Аммана проинформироваласирийцев о полученном согласии Израиля на сирийскую квоту воду р. Ярмук, что истало основой сирийско–иорданской договоренности о возобновлении работ повозведению «аль–Вахда», когда будет обеспечено необходимоефинансирование. Введение в эксплуатацию «аль–Вахда» позволило быиорданцам частично приглушить поразивший страну кризис водоснабжения.
Однако уже 22 августа появились сигналы о негативномотношении правительства Израиля к возможности появления на р.Ярмуксирийско–иорданской плотины. Министр экологии и сельского хозяйства в кабинетеБ. Натаньяху Р. Эйтан заявил, что строительство плотины «аль–Вахда»противоречит положениям иордано–израильского мирного договора, подписанного воктябре 1994 г., и потому Израиль возражает против этого проекта[15].Израильтяне вновь апеллировали к США, что снова может поставитьиордано–сирийский проект на грань срыва.
Очередная кризисная ситуация возникла вокруг этойпроблемы в конце лета 1997 г В середине того же года Иордания и Израильдостигли договоренности о строительстве во исполнение одного из пунктов мирногодоговора, касающегося снабжения Иордании водой, плотины объемом 500 млн.куб.м/год на р.Ярмук в районе иорданского поселка Аль–Адасия (вода из плотиныдолжна поступать в канал короля Абдаллы)[16]. Речь идет о зимнейпаводковой и дождевой воде, что называется, утекающей впустую.
С израильской стороны плотина должна располагаться кзападу от Хамат Гадера. Тель–авивская газета «Гаарец» опубликоваламатериал, в котором ссылаясь на министра инфраструктуры А. Шарона, сообщила,что стороны приняли решение об изменении месторасположения плотины на одинкилометр выше по течению Ярмука. Это означало, что теперь северный конецплотины находился бы на оккупированной в 1967 г. у Сирии территории – в районеАль–Химмы, которая считается как бы частью Южных Голан. Амман раценил это какчудовищную провокацию, поскольку в его отношения с Дамаском вбивался клин такойвеличины, что последствия этой акции трудно было даже предсказать. Поверить вто, что иорданцы могли пойти на договоренности о каком–либо совместном сизраильтянами строительстве на захваченной у Сирии земле, действительно трудно,однако за годы мирного процесса сирийцы приобрели немалую подозрительность вотношении намерений Аммана. У части израильтян иное мнение. Так, управляющийизраильским водным хозяйством М. Бен Меир считает, что никакой разницы междудвумя предлагаемыми точками нет, поскольку Аль–Химма – часть подмандатнойПалестины, оккупированной Сирией в 1949 г. По его словам, Аль–Химма «ниодного дня не была сирийской, а сирийские части проникли в нее в нарушениесоглашения о прекращении огня, по которому там была создана демилитаризованнаязона» и посему это – «израильская территория со всех точекзрения».[17]
Иорданский Государственный министр информации С.Мутауа выразил полное недоумение своего правительства в отношенииопубликованного сообщения и подчеркнул, что Иордания намерена защищать интересыбратских арабских стран и не предпримет какого–либо действия, способногоповлиять на результат переговоров между другими сторонами[18]. Помимонего в широкомасштабной кампании отрицания того, что подобная сделка состояласьили могла состояться приняли участие премьер–министр А. С. аль–Маджали, министриностранных дел Ф. ат–Тарауна и министр водных ресурсов и ирригации М.Хаддадин, который даже совершил внезапный визит в Тель–Авив, где втречался с А.Шароном.
На конец осени 1997 г. фитиль очередного кризисамежду Иорданией и Сирией можно было считать потушенным, однако потенциально оннеожиданно может возникнуть вновь. Все дело в том, что Сирия продолжаетсмотреть на проблему воды в иордано–ярмукском басейне с политических позиций, вто время как задыхающаяся от отсутствия достаточных водных ресурсов иорданскаяэкономика заставляет официальный Амман подходить к вопросу на минимальнополитизированном техническом уровне. Поэтому в Аммане считают, что раздел водымежду Иорданией и Сирией – это «крайне сложный вопрос… и он не сдвинетсяс места ни на шаг, пока не будет подписан договор между Сирией и Израилем»[19].
В то же время одни из последних иорданских расчетовпоказывают, что поскольку Сирия оставляет у себя не менее 220 млн. куб.м/годярмукской воды, строительство плотины «аль–Вахда» теряет всякийсмысл. По словам министра М. Хаддадина, в нынешней ситуации перед Иорданиейстоит альтернатива иметь из плотины лишь 85 млн. куб.м/год при том, чтостоимость строительства согласно договоренности должна составить 300 млн. иорд.дин. (около 450 млн. долл.). «Иордания полагает возможным получить эти 85млн. куб. м/год из иных, менее дорогостоящих, источников», – утверждаетминистр[20].
Нетрудно предположить, что это может означать конециордано–сирийского сотрудничества в виде совместных проектов на р.Ярмук.Окажется ли у этого сотрудничества продолжение в других формах прежде всегозависит от позиции Дамаска, длительное время ставившего в бассейне р. Иорданполитический расчет перед экономическим. Будет ли сломлена эта традиция,покажет будущее.

Литература
водныйресурс конфликт израиль сирия
1. G. G. Stevens. Jordan River Рartition.– The Hoover Institution on War, Revolution and Peace. StanfordUniversity, USA, 1965, с. 37.
2. M. R. Lowi. Water and Power. ThePolitics of a ScarсеResource in the Jordan River Basin. Cambridge UniversityPress, Cambridge (UK). 1993, с. 173.
3. А.Шапира. Возврат к борьбе за воду. – Готам (еженедельное приложение к газете«Аль–Гамишмар»). 24.12.1976.
4. Аш–Шаркаль–Аусат. 23.08.1996.
5. TheJerusalem Post. 15.09.1997
6. JordanTimes, 03.12.1994.
7. Аль–Хаят.26.06.1995/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности структуры соревновательной деятельности игроков в лапту
Реферат Сравнительный анализ МСФО 16 Основные средства МСФО 17 Аренда с ПБУ 601 Учет основных
Реферат Методика обучения технологии машинной вышивки
Реферат Династии Ланкастеров и Йорков
Реферат Теоретичні основи обліку та аудиту
Реферат Статистическая отчетность как источник информационного обеспечения
Реферат Становление аудиторской деятельности в Российской Федерации
Реферат Статистические методы анализа финансовых результатов деятельности предприятий
Реферат Стоимостное измерение
Реферат Стратегия и миссия фирмы 2
Реферат Стандарт-кост зарубежный аналог нормативного метода учета затрат
Реферат Стан та напрями удосконалення первинного обліку оплати праці
Реферат Сравнительная характеристика зарубежных и отечественных стандарто
Реферат Профессионально- прикладная физкультура
Реферат Статистична та спеціальна звітність по виплатам працівникам