МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙИНСТИТУТ ИМ. Л.Б. ГОНЧАРОВА
Курсовая работа
На тему: «Инновации и инновационнаядеятельность за рубежом»
По дисциплине: Инновационныйменеджмент
Алматы 2010
Содержание
Введение
1. Инновационная деятельность зарубежом
1.2 Организация и управление наукой вмире
1.325 лучших технологическихинноваций в мире
2. Состояние инновационного развитияв Казахстане
Заключение
Список использованных источников илитературы
Введение
В настоящее времянаблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуетсяежегодным увеличением финансирования фундаментальных и прикладных исследований,ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки счастным сектором, всемерное содействие развитию инновационной деятельности,ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических исоциальных задач.
Инновация — этокоммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Являетсяконечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии,творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Онахарактеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новымипотребительскими свойствами или качественным повышением эффективностипроизводственных систем. Понятия «изменения» и «креативность» также иногдамогут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновацииот перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации втом, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноваторуполучить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взглядаинновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедренаи не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработаноЙозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
В рамках альтернативногоподхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновацияимеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то ужесуществующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случаеизобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которыеоблегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил лиорганизатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Актуальность данной темыобусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпыи характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских ипроектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений какосновы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций иэкономики в целом.
Научная новизна этойработы заключается в собранных мною сведениях, их анализе и получение выводов.
Цель этой работы – познакомитьсяс инновационной деятельностью за рубежом.
Практическая значимостькурсовой работы заключается в том, что на основе этих сведений мы можем выбратьнаиболее перспективные и беспроигрышные направления, в которых вложения винновации могут принести наибольшую прибыль.
1. Инновационнаядеятельность за рубежом
Зарубежный опыт позволяетответить на вопрос: как лечить больную экономику и по возможности избежатьболезней. Германия, Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань убедительнопродемонстрировали, что для господства на мировом рынке вовсе не нужно иметьгаз, нефть, лес и другие природные ресурсы. Модель развития, опробованная послеВторой мировой войны Японией, а затем другими государствами Юго-Восточной Азии,показала, что даже при отсутствии собственной научной базы, опираясь нановейшие технологии, разработанные в других странах, приобретая патенты илицензии, можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста промышленногопроизводства.
За последние годысущественные изменения претерпевают НИОКР США. На первый план выдвигаютсязадачи по усилению связи науки и техники, повышению степени приложимостифундаментальных научных знаний. Значительно увеличиваются федеральныеинвестиции в высокоокупаемые прикладные исследования и разработки с упором натакие технологии, которые способны породить новые производства и перестроитьпрежние. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса.Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций внауку, включая использование налогового кредита на НИОКР, налоговую скидку наприрост стоимости капитала, предприятия и т.д.
Многие федеральныенаучные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в СШАнегосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленныефирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладныеисследования) по контрактам под государственным надзором. В областифундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительствомчерез выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использованиеконтрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через нихфедеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательскиеорганизации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские иопытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более гибкой по сравнениюсо многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватываютгосударственные лаборатории и институты.
В науку и техникувовлекаются фактически все штаты. При этом более 90% федеральных исследованийкурируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинскогообслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтикеи исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом иМинистерством сельского хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят такжеМинистерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта иУправление по охране окружающей среды.
В США большая часть НИОКРфинансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельносоздана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах ифедеральных научных центрах.
Как известно, американскиеуниверситеты — это своеобразные интеллектуальные центры, в которыхфундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкойспециалистов. Объемы государственной поддержки проводимой здесьнаучно-исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли заведениечастным или государственным) значительно выше, чем в других странах, а степень«рационального использования» результатов интеллектуальнойдеятельности сотрудников самая высокая в мире. Университетские научно-исследовательскиепроекты получают финансовую поддержку от федерального правительства в формегрантов, контрактов, соглашений.
В соответствии сзаконодательством США выработаны нормативные документы, регламентирующиецепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости(прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределениядоходов. При этом политика в области НИОКР строится исходя из принципов иприоритетов, заложенных в уставных документах университетов. Базисным элементомполитики является право собственности последних на результаты интеллектуальнойдеятельности, полученные в процессе выполнения НИОКР, и это право закрепленофедеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта с персоналом(о приеме на работу) оговаривается, что сотрудники, принимающие участие впроектах, финансируемых из федерального бюджета, должны предоставлятьуниверситету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнятьнеобходимые процедуры, связанные с патентованием и возможным лицензированием.Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдениеэтих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университетберет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (еслиэкспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной долилицензионных платежей (если таковые будут поступать).
Основным достояниемуниверситетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализациякоторой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществленияна практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы полицензированию и трансферу технологий.
Действующие положения иправила (в соответствии с федеральным законодательством) достаточно жесткорегламентируют права и обязанности сотрудников. В частности, накладываютсяограничения на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занятна полной ставке, устанавливаются обязанности раскрывать все патентоспособныеизобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученныхвознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве сизобретателем. В среднем по университетам США считается хорошим показателем,когда на 50% разработок оформляются заявки на патент.
Деятельностьуниверситетских инновационных офисов находится под постоянным контролемразличных правительственных структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеровуниверситетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую информацию ипубликует отчет о деятельности инновационных офисов в стране.
Следует отметить, что запоследние 30 лет восторженные представления о способности американских компанийуправлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологическийуровень США был действительно значительно выше, чем во всех других промышленноразвитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянноувеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организоватьтехнологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась:натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерствуАмерики, что вызывает большую озабоченность правящих кругов.
Правительственнаяподдержка малого инновационного предпринимательства США выражается цифрой 5.4млрд. долл., частная — 0.9 млрд. долл. Формы поддержки разные. Например, полинии правительства это займы (0.8 млрд. долл.), государственные инвестиции(3.1 млрд. долл.) и разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6млрд. долл.). К формам частной поддержки в основном относится так называемыерисковые венчурные фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные инвестиции (0.15млрд. долл.). Законодательством США определено, что федеральные ведомства, чейбюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процентна поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постояннорастет.
Национальная ассоциациявенчурного капитала США подвела некоторые итоги венчурных инвестиций вэкономику страны за период с 1970 по 2000 г. Венчурный капитал способствовал созданию7.6 млн. рабочих мест, а общий доход компаний с таким капиталом на конец 2000г. превысил 1.3 трлн. долл. Производство в этих компаниях составляет 13.1% отобъема валового внутреннего продукта в США в 2000 г. Инвестиции в большинствесвоем шли в компьютерную индустрию, потребительский рынок, медицину издравоохранение, а также в промышленные сектора, связанные с коммуникациями,промышленной энергетикой, электроникой и биотехнологиями. Учитывая, чтовенчурный капитал составляет меньше 1 % всех инвестиций США, его вклад вэкономику в течение трех десятилетий еще более значителен. В последние годы егодиверсификация стала характерной приметой в развитии инновационных технологийво всех регионах США. По объему доходов компаний с венчурным капиталом лидируетКалифорния (свыше 270 млрд. долл.), далее идут штаты Техас (159 млрд. долл.) иВашингтон (65 млрд. долл.)
Сходные процессыпроисходят и в других странах. В Англии, например, число работающих в венчурныхкомпаниях составляет 10% от всех занятых в частном секторе экономики. С 1984 г.объем инвестиций венчурного капитала достиг 25 млрд. фунтов стерлингов в болеечем 18 тыс. компаний. Помимо прямого экономического эффекта, вызванногоусиливающейся конкуренцией, инновациями и инвестициями в капитал, существует иэффект второго порядка, связанный с тем, что компании с участием венчурногокапитала сами являются покупателями товаров и услуг на сумму около 110 млрд.фунтов стерлингов.
На начальном этапеосновная тяжесть поддержки инновационных компаний ложится во всем мире нагосударственные структуры. В Европейском союзе только на 2007 год на этоизрасходовали 10,5 миллиарда, в США — 62 миллиарда.
Даже в США, гдекорпорации тратят на науку в 2.5 раза больше средств, чем федеральные власти,три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемымиблагодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзийотносительно «рыночного» характера научной деятельности в США,отметим, что расходы на науку составляют здесь 2.8% ВВП, или около 250 млрд.долл., из которых 27% — это расходы федерального бюджета. Таким образом,государственные лаборатории и университеты, охватывающие лишь 22% научногопотенциала США, обеспечивают подавляющую часть реализованных на практикерезультатов.
Независимый аудитамериканской программы SRIR, сделанный администрацией по делам малого бизнесаСША, показывает: через 4-10 лет после начала поддержки инновационныхпредприятий примерно 33% из них выходят на уровень коммерциализации своего продукта.Американцы оценивают это как большой успех. Деньги по данной программе получаютв основном малые фирмы, имеющие штат от 1 до 10 человек
И еще несколько цифр. ВСША 43% мелких компаний используют собственную базу, 40% -университетскую базу,около 17% — субподрядные отношения. Продукция программы SRIR в областиинтеллектуальной собственности заключается в патентах (70%) и копирайт (30%).Большинство компаний (63%), которые обращаются за поддержкой к этой программе,оценивают рынок для своей продукции в объеме до 2 млн. долл., 17% — от 2 до 10млн. долл. и 3% — свыше 100 млн. долл.
Япония и ряд быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии вторгаются в международныйтехнологический бизнес, взламывая устоявшийся порядок. Схема вторжения весьмапроста. Не обладая ни достаточно большим научно-техническим потенциалом, нибогатыми энерго-сырьевыми ресурсами, новые участники международноготехнологического бизнеса скупают высокотехнологичные нововведения на последнейдорыночной стадии. К этому времени уже хорошо известно о потенциальном рынкесбыта, о производственно-технологических ресурсах и особенностях, необходимыхдля производства новаций. Остается лишь организовать конечную доработкунововведения и запуск его в производство. В этот момент широко скупаются ииспользуются патенты, лицензии, ноу-хау, услуги типа инжиниринговых и др.,привлекаются иностранные специалисты.
Особенно большихпреимуществ удается достичь главным образом за счет сжатия срока инженерно-конструкторскихразработок, производственного освоения и качественного превосходствавыпускаемой продукции, что позволяет пережать или, по крайней мере, неотставать с выходом на новые рынки. В настоящее время половина жизненного цикланового продукта, после которого начинается снижение экономической эффективностиего производства и усиление конкуренции со стороны товаров-имитаций, составиттри года и меньше. На этот срок приходится 50% стоимости продаж нового продуктафирмой, первой вышедшей с ним на рынок. Поэтому предрыночная фаза разработокдолжна быть сжата до предела — от нескольких месяцев до одного года.
Именно по скоростиразработок и запуска в производство японцы значительно опережают американцев иевропейцев. Японская автоиндустрия, например, выходит на рынок через месяцпосле начала производства, США для этого требуется четыре месяца, европейцамдва. По скорости доработки нового продукта в период его рыночной жизни новыеучастники международного технологического бизнеса также превосходят своихконкурентов. Японцам достаточно четырех месяцев для достижения нормальногоуровня качества. США требуется пять месяцев для выхода на нормальнуюпроизводительность и 11 — для достижения нормального уровня качества. В Япониичисло малых предприятий составляет около 99% от общего числа предприятий.Занято на них 54 млн. человек, или 79% всей рабочей силы страны. Доля малыхинновационных предприятий в ВВП — 52% (около 3 трлн. долл.), в капитальныхвложениях — около 40%, а в экспорте всей японской продукции — 15% (сразу послевойны эта цифра была существенно выше). Японцы благодарны малым предприятиям,которые после Второй мировой войны помогли восстановлению экономики страны вцелом: заработанные существенные средства шли не столько на их дальнейшееразвитие, сколько на восстановление промышленности Японии.
Структура малого бизнесаЯпонии примерно такова: 1.7 млн. — юридические лица; 4.1 млн. индивидуальныечастные предприятия (ИЧП); 2,7млн. — семейные хозяйства. При этом численность49% всех малых предприятий составляет 1-4 человек. В обрабатывающейпромышленности показатель занятых на таких предприятиях достигает 72%, в сфереуслуг — около 50%, а торговле — более 70%. В этой стране к малому бизнесуотносятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На нихработает 88% всех занятых. Малые предприятия потребляют малый капитал и приэтом абсорбируют очень большую часть рабочей силы. Суть государственнойподдержки малого и среднего бизнеса в Японии и заключается в балансированиимежду необходимыми капиталовложениями и уровнем безработицы.
Японская системапредпринимательства поддерживается государством на двух основных направлениях.Во-первых, это специализированные государственные учреждения — совещательныекомиссии по малым инновационным предприятиям, главное управление их поддержки,региональные службы, малые префектурные органы, государственная корпорацияразвития, Академия малых инновационных предприятий, Всеяпонский региональныйцентральный комитет малых инновационных предприятий, японские и региональныеторгово-промышленные палаты. Во-вторых, это финансовые гарантии и финансоваяпомощь. Ее реализует государственная финансовая корпорация, имеющая 59филиалов, национальные финансовые корпорации, центральный банк торговой ипромышленной кооперации, корпорации страхования кредитов малых инновационныхпредприятий, префектурные общества страхования кредитов.
Почти половина всехкредитов (47%) выделяется малым и средним предприятиям, местные коммерческиебанки взаимопомощи и кооперативные банки предоставляют им 100% кредитов.
Основу финансовойподдержки малых инновационных предприятий составляют «мягкие займы».Если обычный займ можно получить под 4-8%, то «мягкий займ» означаетполовину этой процентной ставки за использование кредита. Стимулирование кооперативнойдеятельности малых инновационных предприятий производится путем их объединенияв кооперативы. Это сугубо японский подход, означающий, что можно получитьземлю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общуюавтостоянку для машин и пр.
Малые предприятия вЯпонии работают в основном как субподрядные организации крупных корпораций.Предпринимаются специальные меры защиты от «цепных банкротств», когдаиз-за банкротства, скажем, основного клиента может разориться цепочка взаимосвязанныхмалых инновационных предприятий. Поэтому, если корпорация обанкротится, малоепредприятие здесь не пострадает: применительно к таким случаям существуютсоответствующие страховые фонды защиты. Отчисления, поступающие в эти фонды, законодательноосвобождаются от налогообложения. Другой мощной системой поддержки малыхинновационных предприятий являются общества взаимного кредитования.
Представляет интерес иполитика Германии в области технологии. Начиная с 60-х годов онаориентировалась на опыт США и направлялась в основном на развитие крупныхпрограмм. Для их осуществления были созданы исследовательские центры, которыекооперировались с производством. Спустя 10 лет перед немецкими учеными былапоставлена задача создать предпосылки для экспорта новейшей технологическойпродукции. При общественной поддержке научно-технические проектыконцентрировались на разработке ключевых технологий, таких, например, какмикроэлектроника или комплексная транспортная система. Кроме того, большоезначение придавалось общественно-социальным сферам экологии, здравоохранению ит.д. С начала 80-х годов упор делается на стратегию развития промышленностисреднего уровня. В этой связи научно-исследовательская и инновационнаядеятельность начинает играть особую роль для мелких и средних предприятий.Целью здесь зачастую являлась не разработка высокоэффективных технологий, а,скорее, широкое и эффективное применение новых или улучшенных производственныхсредств и технологий, материалов и программного обеспечения. И все же, судя по общейкартине научно-исследовательской деятельности в «старой» Германии,преимущество отдавалось крупной индустрии. Доля ее финансирования составлялаболее 2/3 всех затрат на исследование и развитие.
До 90-х годов формирующаяроль в осуществлении политики инновации и технологий принадлежала Федеральномуфонду, сегодня в этой области активно действуют объединения,полугосударственные и частные учреждения, рабочие товариществаисследовательских организаций промышленности и т.д. Значительную часть функцийвзял на себя Европейский Союз.
В Германии локальнаяполитика инноваций и технологий все чаще дополняет другие стратегии иинструменты — политику стимулирования исследовательской и инновационнойдеятельности, традиционные рычаги поддержки коммунальной экономики. Целью ееявляется стимулирование инноваций и развитие субъектов хозяйствования на местахпосредством разработки новых перспективных продуктов, способов производства,услуг, организационных форм и моделей занятости. Это достигается путемактивизации имеющегося в регионе или в городе научно-технического потенциала исоздания благоприятных условий. Упомянутая политика проводится центрами услуг итехнологий, трансферными учреждениями. Они поддерживают новые субъектыхозяйствования, новые формы финансирования и кооперации.
Более 10 лет в Германиисуществуют инновационные, инкубационные и технологические центры, которыеоправдали себя как инструменты инновационной экономики и технологическойполитики. Концепция таких центров направлена в первую очередь на стимулированиесоздания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность преждевсего в рамках регионального развития экономики, обогатив известные инструментыосуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской политики.
В отличие от другихевропейских стран, в Германии существует единая сеть, которая включает в себякак технологические центры и парки, так и инкубационные центры. При этом былиспользован опыт развития инкубаторов США, научных парков Великобритании, технополисовФранции и Японии. Но в результате возник собственный вариант, соответствующийусловиям страны. Технологические и инкубационные центры представляют собойузловые пункты в единой сети. Они образовались преимущественно благодарярегиональным инициативам и считаются ярким примером общественно-частногопартнерства. Успешно работающие центры опираются на партнерское сотрудничествос объединениями, торговыми и промышленными палатами, институтами и банкамирегиона и реализуют признанную деятельность в общественных интересах. Тем самымосуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. Всеть входят около 3700 инновационных предприятий, технологическиориентированных форм, исследовательских институтов, информационных организаций,агентств по передаче технологий и предприятий услуг.
Внедрение научныхразработок в промышленность — сложная проблема, решению которой правительствамногих стран мира уделяют исключительно большое внимание. Научные разработки — это всегда новый товар, его освоение — процесс достаточно длительный, аглавное, рискованный: деньги вкладываются надолго, а стопроцентной гарантии ихвозврата нет.
Все индустриальноразвитые страны пытаются определить приоритеты своей научно-техническойполитики, что фактически является важнейшим компонентом стратегии развитияобщества.
Важным элементомгосударственной политики во всех развитых странах являются налоговые льготы дляинновационно-активных предприятий и организаций. Они носят комплексный характери сопровождают инновационную продукцию от стадии разработки и становлениясерийного производства до стадии доставки потребителю, в том числе изарубежному.
По своему объему рынокнаукоемкой продукции в ближайшее время превысит на порядок все остальные рынки.Чтобы наука стала источником новых технологий, ей необходима серьезнаягосударственная поддержка, выстраивание системы «образование — наука — производство — рынок».
1.2 Организация иуправление наукой в мире
Основными задачамигосударственных органов по управлению НИОКР в развитых странах являютсяраспределение финансовых средств по организациям и целевым программам,разработка научно-технологической политики, поиск приоритетных путей развитиянаучно-исследовательских и технологических работ. В США такими организациямиявляются: Национальный научный фонд, Бюро стандартов, Министерство обороны,НАСА, Министерство энергетики и др.; в Японии: Министерство внешней торговли ипромышленности, Министерство образования, Агентство науки и технологии; вЕвропейском Союзе: Европейский Совет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Комитетпо научно-техническим исследованиям, Комитет европейского развития науки итехники. Несмотря на разнообразие форм и значимости управленческих структурНИОКР в промышленно развитых странах, они имеют одну главную цель — достижение передовыхрубежей научно-технического прогресса для своей страны, увеличениеконкурентоспособности промышленности и благосостояния народа.
В США существуетмножество различных министерств и ведомств, координирующих и управляющихдеятельностью НИОКР в стране. Государственное стимулированиенаучно-исследовательских работ идет через Национальный научный фонд (НСФ) дляобщих исследований и для специальных областей — из средств отраслевыхминистерств и ведомств. К ним относятся: Министерство обороны, Министерствоздравоохранения, Министерство энергетики и Национальное агентство поаэронавтике и космонавтике.
Наибольшее значение дляразвития американских НИОКР имеет Министерство обороны. На него приходитсяболее 46% расходуемого государственного бюджета в области научных исследований.В его подчинении 68 научно-исследовательских центров, институтов иэкспериментальных лабораторий. Оно финансирует университетские научныепрограммы в области математики и инжиниринга. Кроме того, министерство обороныактивно участвует в передаче технологических трансфертов гражданскимпредприятиям, что способствует усилению их позиции на мировых рынках наукоемкихпроизводств и согласуется с общей стратегией научно-технологической политикиСША.
Министерствоздравоохранения — второе по значению ведомство США по проведению НИОКР. На негоприходится более 10% государственных затрат на научные исследования. Оновключает в себя: национальный институт здоровья, 13 научно-исследовательскихинститута по всей территории США и 7 программно-ориентированных центров.Министерство финансирует исследования в университетах в области фундаментальнойи прикладной медицины и биологии, оказывает поддержку фармакологическимкомпаниям в разработке новых лекарственных средств.
Национальный научный фонд(ННФ) — единственное ведомство, чья область интересов не ограниченаспециальными исследованиями. Это всеобщий орган для фундаментальныхисследований во всех областях науки и знаний. Однако, ограниченные финансовыересурсы (3% государственных расходов на науку) вкладываются, в основном, вподдержку академических исследований в области наук о земле: геологию,геофизику, геохимию и гидрологию. В задачу ННФ входит также кооперация икоординация научной деятельности университетов и промышленности.
На Министерство энергетикиприходится 9% государственных научных расходов. Оно занимается финансированиемуниверситетских исследований в области создания энергосберегающих видов техникии технологии. Кроме того, оказывает помощь промышленным предприятиям, преждевсего мелким, во внедрении и освоении новых технологий. Во времяэнергетического кризиса активная работа министерства привела к сокращениюзатрат топливно-энергетических ресурсов на 100 млн долл.
В Японии существуют триорганизации, ответственные за проведение научно-технологической политики икоординацию НИОКР:
1) Министерствообразования
2) Агентство науки итехнологии
3) Министерство внешнейторговли и промышленности — МИТИ.
Министерство внешнейторговли и промышленности играет главную роль в разработке научно-технологическойполитики и управлении национальным НИОКР в Японии. Главной задачей являетсякоординация исследований между государственными научными учреждениями ичастными промышленными фирмами, а также определение перспективных направленийразвития японской промышленности. Оно включает множество подразделений. Вработе этих органов принимают участие видные ученые академических институтов,представители промышленных предприятий и потребительских ассоциаций. Другимифункциями этого министерства являются: финансовая поддержка промышленных НИОКРв начальной стадии их развития; сбор, обработка и передача промышленномусектору мировой информации в области новейших открытий науки и техники ирезультатов исследований отечественных университетов и НИИ. МИТИ не ищет новыенаучно-технические идеи, они поступают в министерство от частных фирм. Задачаминистерства — отобрать наиболее перспективные.
Фундаментальныеисследования — очень дорогостоящие и рискованные, поэтому фирмы не рискуютвкладывать в них деньги, но, в случае поддержки этих исследований государством,компании также готовы вложить средства в разработки. Конкуренция между фирмаминачинается после получения результата фундаментальных исследований.
Доля государственныхрасходов на НИОКР в Японии составляет 20% всех расходов на науку и около 1,5%расходов на НИОКР в промышленности, что является самым низким показателем средиразвитых стран. Но роль государства в данной области очень велика. Этодостигается за счет особого подхода в финансировании: финансируется началоразработок, затем частные фирмы, узнав о поддержке проекта государством,вкладывают свои капиталы в дальнейшие разработки. На более поздних стадияхпроект осуществляется полностью за счет частных фирм.
Правительствоспособствует передаче научных результатов, полученных в государственныхисследовательских учреждениях, частному сектору. Стимулируются совместныеисследования государственных научных центров и частных компаний. Последниеполучают доступ к работам, осуществляемым в государственных научныхучреждениях, а их сотрудники могут проводить исследования в лабораторияхчастных фирм.
Агентство науки итехнологии отвечает за проведение фундаментальных исследований. При агентствесуществует крупный исследовательский центр, основной задачей которого являетсяпередача технологий, созданных в правительственных лабораториях, частномубизнесу. Половина его деятельности посвящена фундаментальным исследованиям, по25% приходится на передачу технологий и научно-техническое сотрудничество.
Министерство образованияявляется финансовым донором государственных университетов и подчиненных емунаучно-исследовательских институтов. В Японии 50 % фундаментальных исследованийпроводятся в университетах. При этом министерстве создан совещательный орган,который дает советы в области научно-технологической политики.
В ФРГ организация НИОКРимеет свою особенность: в ней нет центрального механизма, координирующегопроведение научных исследований и определяющего приоритетные направления.Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счетгосударственного бюджета, так и за счет регионального. Законы ФРГ ограничиваютвлияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научныхисследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решениютех или иных вопросов. При этом усиливаются ответственность изаинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы длясотрудничества высших учебных заведениях с экономикой, в особенности сосредними по размеру предприятиями.
Распределениегосударственных ассигнований производится Министерством образования, науки итехнологии, а также региональными парламентами по основным структурам НИОКР вФРГ — университетам и научным обществам. В Германии насчитывается четыренаучных общества: Объединение немецких исследовательских центров им.Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка инаучно-исследовательские учреждения «Голубого списка».
Научные общества вГермании выполняют функции технологических посредников между лабораториями ипромышленными компаниями. Ведущая организационная роль принадлежитФраунгоферовскому обществу, в которое входят 45 исследовательских институтов.Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства идоходов от выполнения контрактных исследований. Главной задачей обществаявляется содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнениеисследований общенационального значения (например, в области охраны окружающейсреды и энергосбережения). Для облегчения малым фирмам доступа к его услугамправительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимостизаказываемых НИОКР.
Большое участие ворганизации передачи технологий принимают местные органы власти, в первуюочередь правительства земель. В частности, они вносят большой вклад в созданиенаучных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одноиз важнейших направлений в решении проблем регионального развития.
Общество им. Макса Планказанимается свободными фундаментальными исследованиями в более чем 70 НИИ и 27рабочих группах при университетах Германии. Учреждения «Голубогосписка» занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями в областиестествознания, экономики, общественных и гуманитарных науках, а также проводятисследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ недопускает дублирования научных исследований. Координационными центрами,согласующими их деятельность, являются: Комиссия федерации и земель попланированию образования и содействия научно-исследовательской деятельности, атакже Научный Совет.
Академический сектор вФРГ представлен в основном университетами, где ведутся как прикладные, так ифундаментальные исследования. По сравнению с США и Японией университеты в ФРГиграют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всехвыполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКРперсонала. Кроме того, университеты Германии имеют большую автономию и свободув принятии решений по финансированию и осуществлению тех или иныхнаучно-исследовательских программ, выборе самостоятельно приоритетныхнаправлений научного поиска, что практически невозможно в университетах США иЯпонии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательскимпрограммам.
Расходы на НИОКР являютсяважным показателем инновационной деятельности компании. Экономический кризиссократил корпоративные расходы на исследования и разработки. В 2009 годусреднее сокращение составило 1,9%, причем по ряду промышленно-развитых странсокращение было даже большим. Однако в общий тренд совершенно не вписываетсяКитай, который в 2009 году увеличил свои R&D-расходы сразу на 40%. Об этомговорится в исследовании опубликованном накануне Европейским союзом.
Исследователи говорят,что особенно резким падение расходов на исследования было в 2009 годузафиксировано в Европе и США, чуть лучше обстояли дела в крупных азиатскихстранах, таких как Япония, Малайзия и другие. По данным европейскихспециалистов, в 2009 году расходы на исследования в Европе сократились на 2,6%в случае с коммерческими компаниями и на 10,1% в государственных учреждениях.
В США крупнейшиекорпорации сократили расходы на 5,6%, что отразилось на выводе на рынок новыхвысокотехнологичных продуктов и услуг. Японские компании старались поддерживатьуровень инвестиций в разработки на уровне 2008 года. В то же время, в Индии иКитае показан взрывной рост инвестиций – на 27,3% и 40% соответственно. На 14%увеличены инвестиции со стороны гонконгских компаний, на 9,1% со стороныюжнокорейских, на 3,1% со стороны тайваньских.
2 года подряд, несмотряна сложные экономические условия, японский автопроизводитель Toyota показываетсамый крупный исследовательский бюджет в 6,8 млрд. евро или в 9,5 млрд.долларов. Далее идут швейцарский фармацевтический гигант Roche c 6,5 млрддолларов и Microsoft c 6 млрд. евро.
Еврокомиссар по вопросамисследований и разработок Мэр Джоеган-Куинн говорит, что пропасть междуевропейскими и американскими компаниями в области программного обеспечения ибиотехнологии, а также стремительный рост азиатских компаний, говорит о том,что «Европа стоит перед чрезвычайным вызовом в области НИОКР».
Сейчас ЕС призываетгосударства-члены к повышению уровня расходов на НИОКР до 3% ВВП, против сегодняшних2%. В США и Японии этот показатель составляет 2,6 и 3,4% соответственно.Мировой спрос на инфо-коммуникационные технологии сейчас оценивается в 2триллиона евро в год и доля европейских стран тут не более 25%.
По статистике, сейчас вмире насчитывается более 1400 крупных ИТ-компаний, причем в Европе расположеныменее 400 из них.
1.3 Лучшиетехнологические инновации в мире
Развитие технологий впоследние четверть века сильно изменило наш образ жизни и стиль общения. Но ниодно изобретение не изменило нашу жизнь так сильно, как наступление эпохиинтернета, считает группа экспертов, которых пригласил телеканал CNN длясоставления списка 25 лучших изобретений.
В 1980 году не быломобильных телефонов, люди черпали информацию из книг, а когда человеку хотелоськупить последние музыкальные записи, он шел в магазин грампластинок. Сегодня мыможем получить все это, не выходя из дома, с помощью интернета. «Долгоевремя люди считали, что для того, чтобы получить информацию, нужно куда-то идти– в книжный магазин или библиотеку, или идти к шаману, – говорит Скотт Шамп,директор института по изучению новых технологий New Media Institute вуниверситете американского штата Джорджия. – Но сейчас, с развитием новыхмобильных и беспроводных технологий, информация становится вашимспутником».
В эпоху информационныхтехнологий быстрый доступ к информации является главным условием для развития.В ряде отраслей технологические инновации произвели настоящий переворот.Интернет позволил искушенным в новинках технологий меломанам повлиять намузыкальную индустрию и вызвать изменения в музыкальном бизнесе. Текстовыесообщения, которые передаются по мобильным телефонам, ввели в широкий обиходписьменное общение.
Наличие компьютера в домепочти каждого американца стало ключевым фактором для развития новых технологий(компьютер занял пятую строчку в списке лучших технологических инноваций). Ноиметь компьютер дома еще недостаточно. Мы хотим использовать технологическиедостижения не только дома, но и в любом другом месте. Поэтому сегодня людимогут пользоваться беспроводным интернетом в кафе, аэропортах, университетах имногих других местах.
По мере того какиспользование компьютеров в мире растет, «мозги» компьютера –процессоры – уменьшаются в размере. Компьютерные чипы заняли девятую строчку всписке технологических инноваций. Сегодня чип, который умещается на кончикепальца, может хранить большое количество информации. Способность хранитьбольшой объем информации в мобильных телефонах или цифровых фотоаппаратах(номер 10 в списке) делает технологические новинки компактными.
Но по мере того, какинтернет-технологии совершенствуются, также совершенствуются сопровождающие ихвирусы и спам (номер 20). На заре эпохи интернета всемирная паутина выгляделакак рай, в котором не было змея. Но сегодня мы завязли в проблемах, созданныхразличными мошенниками и вирусами в интернете, которые создали ловушки,способные вывести из строя ваш компьютер и даже украсть вашу личную информацию.Как реакция на эту угрозу, появилась целая индустрия по защите пользователейкомпьютеров от спама и вирусов.
Технологические инновациитакже изменили сферу развлечений. Спутниковое телевидение и радио (номер 13)расширило возможности выбора для людей. Появление пульта дистанционногоуправления (номер 21) позволило телезрителям легко переключаться с канала наканал. Был сделан большой скачок в технологиях видеоигр. В начале 80-х, впервую волну популярности видеоигр, была популярна игра, в которой маленькийжелтый кружок (Paс Man) «заглатывал» точки на экране компьютера. Асегодня индустрия видеоигр имеет оборот 10 млрд. долларов в год, и выпускаютсяреалистичные игры, которые приглашают игроков в фантастические миры, в мирспорта и даже на войну (номер 24 в списке). У людей, желающих посмотретьтелевизионные программы или поиграть в новые видеоигры, было желание иметьбольшие по размеру и лучшие по качеству телеэкраны. Технологии удовлетворилиэту потребность – появились плазменные телеэкраны, телевидение высокой четкостиHDTV и кинотеатры IMAX.
Многие из инноваций,изменивших нашу жизнь, появились в научных лабораториях. Ученые расшифровалигенетический состав многих организмов (номер 7), что привело к развитиюбиотехнологии – науке об управлении генетическим материалом организма. АнализДНК (номер 14) позволил воссоединить потерявшихся детей и их родителей послецунами в Юго-Восточной Азии. Генетическая экспертиза позволила американскимполицейским поймать серийного убийцу из города Вичита штата Канзас,совершившего 10 убийств в течение 30 лет. Новые технологии изменяют способрасследования преступлений и поиска преступников. Хотя технологическиеинновации еще не так широко распространены в практике работы правоохранительныхорганов, как показано в телевизионных программах на криминальную тему.Биометрика – автоматизированные методы идентификации личности или проверкаидентичности на основе физиологических или поведенческих характеристик (дляэтой цели информация о человеке, такая, как отпечатки пальцев и черты лица,переводится в цифровую форму) – стала номером 16 в списке, клонированиеживотных – номером 22.
Рост цен на нефть сталпричиной усиления интереса к двигателям на альтернативном топливе (номер 3).Наибольшей популярностью пользуются гибридные автомобили – автомобили, вкоторых используется не менее двух источников энергии (обычно электричество ибензин).
Некоторые изобретения несвязаны с новейшими технологиями, но также внесли большой вклад в изменениенашей жизни. В их числе – лампа дневного света, унитаз и душ. Они совместнополучили номер 17 в списке. В промышленном производстве появление роботовпозволило выполнять работу быстрее и дешевле. Роботы, а также технологиикомпьютерного моделирования в производстве, получили номер 23 в списке. Номер12 присвоили волоконно-оптическому кабелю – тончайшим стеклянным нитям, покоторым изображение и информация передаются с лучшим качеством, чем по обычномукабелю и проводам. Волоконная оптика улучшила качество телефонной связи ипозволила расширить мощности телефонных сетей.
Развитие технологий иинтернета изменили то, как мы осуществляем финансовые операции и пользуемсябанковскими услугами (номер 8 в списке). «Стало очень удобно – вы можете спомощью интернета проверить свой банковский счет, кредитную карту, свойфинансовый баланс, в любое время суток и в любой день недели», – говоритДжим Смит, вице-президент компании Wells Fargo, которая предоставляет услуги винтернете.
Развитие военныхтехнологий (номер 2) изменило способ ведения войн. Спутники помогают бомбампоразить мишень, роботы занимаются разминированием мин в Ираке и обследоватьпещеры в Афганистане. Хотя патент на лазерные технологии (номер 6) был полученв 1960 году, эти технологии получили практическое применение только много летспустя, в медицине и в записи и воспроизведении CD и DVD-дисков.
В исследованиях космосасверхмощный телескоп (номер 11) позволил нам увидеть галактики, расположенныена расстоянии более 12 млрд световых лет от земли. Автоматические космическиекорабли приземлились на Марсе.
Среди других внесенных всписок инноваций аккумулятор (номер 19), прогнозирование погоды (номер 25) исканирующий микроскоп, который позволяет видеть в трехмерном изображениикрошечные объекты, например, голову мухи.
2. Состояниеинновационного развития в Казахстане
инновация мирпредпринимательство бизнес
Динамичное развитиеинновационной сферы – одно из главных слагаемых инновационной экономики. Такаявысокотехнологичная экономика предполагает наличие эффективной инновационнойсистемы и создание институтов поддержки инновационного процесса. По данным ООН,сегодня Казахстан даже не входит в двадцатку высокотехнологичных наций мира. Впервую десятку государств с инновационной экономикой входят Финляндия, США,Швеция, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Канада, Австралия иСингапур. Далее следуют Китай и Индия.
Анализ инновационногоразвития в Казахстане показывает, что инновационной деятельности в странеотводится большая роль. Вместе с тем необходимо отметить, что инновационнаядеятельность в республике пока не является источником повышенияконкурентоспособности страны на мировом рынке. Несмотря на положительный опытцелого ряда инициатив, заметного прорыва в области инновационного развитияэкономики страны не произошло. Одной из проблем инновационного развития вКазахстане на сегодняшний день является незавершенность научных исследований,их отрыв от производства. Проводимые прикладные разработки не имеют продолженияв виде коммерциализации и внедрения в производство. По данным Агентства РК постатистике, в Казахстане в 2006 и 2007 годах инновационно-активными былипризнаны 4,8% предприятий. Однако в 2008 году этот показатель ухудшился,снизившись до 4%. В 2009 году ситуация не улучшилась и фактически осталась напрежнем уровне. Доля инновационной продукции в 2008 году составила 0,7% ВВП, затратына технологические инновации – менее 1% от ВВП. В качестве основных факторов,препятствующих повышению инновационной активности предприятий, можно выделить:
— неприемлемые условияинвестирования и кредитования;
— недостаточнаяплатежеспособность заказчиков;
— высокая стоимостьнововведений;
— недостаточностьсобственных финансовых средств;
— невысокая финансоваяподдержка со стороны государства.
Общая техническая итехнологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки спроизводством, сырьевая направленность экспорта представляют определеннуюугрозу экономической безопасности страны. По данным официальной статистики, в2008 году минеральные продукты в общем объеме экспорта Казахстана составляли69,7%, машины оборудование, транспорт, приборы – 2%. Очевидно, что отраслеваяструктура экономики Казахстана с доминированием добывающих отраслей и отраслейпервичной переработки сдерживает развитие инноваций. Необходимо также отметить,что отрасли, преобладающие в казахстанской экономике, отличаются достаточнопродолжительным жизненным циклом применяемых технологий, сравнительностабильным ассортиментом выпускаемой продукции и низкими темпами ее обновления.Поэтому они относятся к мало и средне-технологическим отраслям. Ввысокотехнологичных отраслях наблюдается повышенная склонность к инновациям, а,чем шире представлены в экономике наукоемкие отрасли, тем более развита в нейинновационная деятельность.
Как отмечают статистики,в 2008 году научно-исследовательскими институтами, высшими учебнымизаведениями, конструкторскими, проектно-конструкторскими и технологическимиорганизациями страны на фундаментальные исследования было освоено 4,3 млрд.тенге. При этом в 2008 году на предприятиях и организациях республикидействовало 745 научно-исследовательских и проектно-конструкторскихподразделений со списочной численностью 10781 чел. В том же году в приобретенииновых технологий участвовали 594 предприятия, а в их передаче – 337. В качественаиболее активных импортеров новых технологий выделяются предприятияобрабатывающей промышленности 204 (34,3%) и хозяйствующие субъекты, связанные свычислительной техникой 144 (24,2%). Примечательно, что промышленныепредприятия Казахстана используют широкий спектр форм приобретения новыхтехнологий. Наиболее популярной формой приобретения новых технологий являетсяпокупка оборудования – 331единица (55,7%), в том числе за пределами республики– 205 (34,5 %), из них в странах СНГ – 63 единицы (10,6%). Данные поприобретению прав на патенты, лицензии на использование изобретений,промышленных образцов и полезных моделей составили 149 единиц (25,1%). Наименеепопулярные формы приобретения – приобретение результатов исследований иразработок – 4 (0,7%).
Проблема нехваткиквалифицированных кадров наблюдается на многих предприятиях страны, однакосложное финансовое положение не дает им возможности решать эту проблему. Такимобразом, расходы на обучение и подготовку персонала сохраняются на минимальномуровне – 0,6 %. В области маркетинга ситуация сложилась аналогичная сфереподготовки кадров. Затраты на маркетинговые исследования в объеме инновационныхзатрат составили 0,11%. Это говорит о том, что значительное число предприятийориентируется на выпуск продукции, реализации которой не требует специальныхзатрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок.Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 Количество респондентов, всего 10 392 10 591 10 889 11 172 10096 из них: имеющие инновации 352 505 526 447 399 уровень активности в области инноваций, % 3,4 4,8 4,8 4 4 не имеющие инновации 10040 10086 10363 10 725 9697 уровень пассивности в области инноваций, % 96,6 95,2 95,2 96 96 Доля инновационной продукции в ВВП, % 1,58 1,53 1,19 0,7 0,51 Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, % 2,3 2,4 2 1,1 Количество научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений 677 724 763 745 688 в них: списочная численность работников, человек 9 542 11 472 9 375 10 781
Как видно по итогампроведенного анализа, инновационная деятельность на промышленных предприятияхстраны находится на низком уровне. В 2008 году 447 хозяйствующих субъектовКазахстана имели технологические инновации из 11172 предприятий, на которыхбыло проведено статистическое наблюдение инновационной деятельности (в 2007году – 526 предприятий). По оценкам восприимчивости предприятий промышленностик инновационным процессам, которая характеризуется долей активных предприятий,инновационная активность предприятий Казахстана в 2008 году составила 4,0 %.Для сравнения: доля инновационно-активных предприятий в США составляет около50%, Турции – 33, Венгрии – 47, в Эстонии – 36, в России -9,1%.
В 2008 году объеминновационной продукции в Казахстане уменьшился по сравнению с 2007 годом на26,9% и составил 111531,1 млн. тенге. При этом услуг инновационного характераоказано на 18240,4 млн.тенге, что в 2,4 раза больше, чем в предыдущем году.Данное обстоятельство свидетельствуют о том, что Казахстан сильно зависим отзарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, чтобыуправлять и модернизировать свою индустриальную основу. Среди инновационнойпродукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационнойпродукции занимала продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительнымтехнологическим изменениям – 81%, продукция подвергавшаяся усовершенствованиюсоставила 14%, и прочая инновационная продукция – 5%. Основными видамиинновационной деятельности предприятий, имеющих завершенные инновации,являются: внедрение новых технологий, оборудования, материалов – 54%,научно-исследовательская деятельность – 11%, проектно-конструкторскаядеятельность – 5,3%, участие в научно-технических программах – 2,9%.
Структура затрат натехнологические инновации (рис. 1)
/>
Рис. 1
Источник: по даннымНационального центра научно-технической информации
Общие затраты натехнологические инновации в 2008 году составили 113460,1 млн. тенге в том числезатраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическимиинновациями составили 65,3%, на исследование и разработку новых продуктов,производственных процессов направлено – 15,7%, на приобретение новых технологийвсего – 2,6%, что усиливает тенденцию к инновационной зависимости отпромышленно развитых стран (рис. 2).
/>
Рис. 2
Проведенные наблюденияпоказывают, что основная доля в инвестировании инновационных проектовприходится на собственные средства предприятий.
В целом инновационноепредпринимательство в Казахстане является слаборазвитым и имеет низкуюактивность. Анализ показывает, что функциональные возможности технопарков за2004-2009 гг. были сужены до функций технологических бизнес-инкубаторов и бизнес-центровввиду отсутствия у технопарков финансовой обеспеченности процессовкоммерциализации технологий и отсутствия опытно-промышленной базы. Жесткаяконкурентная среда на мировом рынке, слабый уровень отраслевого менеджмента, атакже ограниченные временные рамки коммерциализации и неравные объемы и условияреализации приводят к тому, что венчурные фонды страны пока не могутинвестировать по-крупному в инновационные технологии.
Еще одним фактором,сдерживающим модернизацию казахстанской экономики и динамику инновационногопроцесса, остается низкий уровень инвестирования в сферу НИОКР. В отсутствииспроса на технологические инновации, вероятный успех большинства программпередачи технологии останется низким. В этом отношении, очень существеннойявляется государственная политика (целевые программы через госзаказы илигосзадания), направленная на стимулирование компании инвестировать в инновациилибо через их собственные лаборатории, либо через заказы научным организациям.Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование системы управления наукой сцелью концентрации финансовых средств, кадрового и научно-техническогопотенциала на приоритетных направлениях науки, и в первую очередь – наобеспечение нужд эффективного развития реального сектора экономики страны,особенно в тех отраслях, где Казахстан уже имеет конкурентоспособныерезультаты. Здесь же, необходимо отметить, что темп финансовых инвестиций вНИОКР должен быть совместимым с темпами развития человеческих ресурсов, которыемогут эффективно использовать инвестиции. Также необходимо создать условия длятрансферта и коммерциализации результатов научных разработок и введения их вхозяйственный оборот.
Сегодня Казахстанунеобходимо искать новые направления экономического развития. Для повышенияконкурентоспособности страны на мировом рынке нужно активно развиватьвысокотехнологичные отрасли и строить эффективную национальную инновационнуюсистему. Без этого инновационная экономика просто невозможна.
Заключение
Опыт развитых странсвидетельствует, что на долю новых или усовершенствованных технологий,продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, приходится от 70до 85% прироста ВВП, в Казахстане – 0,7% ВВП.
Из всей работы мы можемсделать вывод, что Казахстан очень отстает в сфере инноваций от развитых стран.Развитые страны, такие как Япония, США, напротив развиваются в этой сфере оченьбурно и имеют высокую конкурентоспособность. Поэтому мы должны опираться наопыт этих стран, и стремится стать конкурентоспособной страной на рынке инноваций.
Без инноваций обходитьсянельзя. Тем не менее, для бизнеса различные инновационные проекты довольнорискованное вложение средств. Согласно статистике, до 85% инновационныхпроектов оказываются убыточными и не достигают стадии коммерческой реализации. Безсомнений, такая ситуация является ещё одним подтверждением неразумностичеловечества и неэффективности рыночной экономики.
Аналитики Frost &Sullivan недавно составили отчёт, в которых указали наиболее перспективные ибеспроигрышные направления, в которых вложения в инновации могут принестинаибольшую прибыль. В число перспективных направлений попали:
1) Наноматериалы, в т.ч.нанотрубки и нанокомпозиты, расцвет рынка которых ожидается в ближайшее время.
2) “Гибкая” электроника,которая находит широкое применение в самых различных промышленных областях,например, при производстве ультратонких чипов и т.д.
3) Интеллектуальнаятехнология управления зарядом батарей (Advanced Battery Management) исохранения энергии, которая найдёт применение в различных мобильныхустройствах, электромобилях, военном индивидуальном снаряжении.
4) “Интеллектуальные”материалы, в частности, материалы из самовосстанавливающейся пластмассы,полимеры с системой автоматического устранения неисправностей, а такжеполимеры, реагирующие на изменения окружающей среды.
5) Зеленые IT-технологии,повышающие энергоэффективность обработки данных.
6) Фотоэлектрическиесолнечные ячейки, которые завоюют рынок благодаря техническим преимуществам,низкой производственной себестоимости и высокому КПД.
7) Трёхмерная интеграция(разработка трёхмерных микросхем).
8) Автономные системы (винтернете – система маршрутизаторов под единым административным контролем). Онинаходят применение не только в военной сфере, но и в госслужбе, службахэкстренного и быстрого реагирования, национальной безопасности и т. д.
9) “Белые” биотехнологии,под которыми понимается использование микроорганизмов и биологическихкатализаторов, таких как ферменты, в производстве биологических химикатов,биоматериалов и биотоплива.
10) Лазеры. Существуетмного типов дазеров, которые применяются в самых различных областях и для самыхразличных целей, напр. в промышленности, медицине, военном деле и т.п.
В общей системеэкономических отношений инновационной деятельности отводится ключевая роль, таккак ее конечными результатами – повышение эффективности производства, ростомпроизводительности труда и капитала, объемом высокотехнологичной продукции –определяется экономическая мощь страны.
Список использованныхисточников и литературы
1. Д.Е. Макроэкономический анализинновационного развития Казахстана. Саясат-Policy, 2009, № 3.
2. Денисов Ю.Д. Япония фокусируетпроцесс информатизации. Японский опыт для российских реформ. Вып. 1. М., 2000.
3. Днишев Ф. Особенноститехнологической политики на этапе перехода к экономическому росту. Экономика истатистика, 2002, № 1.
4. Доклад Президента АО «Центринжиниринга и трансферта технологий» Бетекбаева А.А. «Финансированиеинновационных предприятий и проектов в технопарках» на Международной конференции«Методы внешнего финансирования новых инновационных предприятий» 21 мая 2009года, г. Астана.
5. Дынкин А.А. Новый этап НТР.- М.:Наука, 1991.
6. Заварухин В. Управлениенаучно-технологическим развитием в США.
7. Зубарев И., Шевченко В.Особенности государственного регулирования инновационных процессов: из опытастран с развитой рыночной экономикой. М.: Info-Кодекс, 1996. С. 31-33.
8. Исекешев А. Реализацияинновационных проектов пойдет с подачи бизнеса. Казахстанская правда, 31августа 2009.
9. Назарбаев Н.А.Индустриально-технологическое развитие Казахстана ради нашего будущего.Казахстанская правда, 15 мая 2009 г.
10. Палата Налоговых консультантовРК. 25.02.2009г. www. pnk.kz.
11. Три десятилетия венчурногокапитала в США. Инновации. 2002. № 2.
12. www.ariz.ru
13. whoyougle.ru/texts/economic-stats-sources-world
14. www.intelcom.su
15. www.stat.kz