Инфраструктура Азиатско-Тихоокеанского региона/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
1. Экономическое деление Азиатско-Тихоокеанского региона
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)включает страны зарубежной Азии, а также Австралию и Океанию. Занимая огромнуюплощадь, эти страны, в сравнении с другими регионами, имеют больше население ипо многим характеристикам существенно отличаются между собой. Выделяют шестькрупнейших историко-культурных регионов: Юго-Западную Азию, Центральную Азию,Южную Азию, Юго-Восточную Азию (материковую и островную), Восточную Азию иАвстралию. Границы регионов постоянно изменяются, и последние изменения связаныс распадом СССР, с последующим включением бывших советских республик всоответствующие регионы.
В зарубежной Азии существуетнесколько потенциальных геополитических центров: Китай, Иран, Турция, Арабскиймир, при этом существенную роль играет религия, которая различна в Китае и вдругих крупных центрах. Даже между единоверцами-мусульманами существуютдиаметрально противоположные геополитические взгляды. Считается, что в настоящеевремя ни один из геополитических центов не может состояться без союза с Россиейили с США. США давно теоретически осознали это обстоятельство и последовательнорешали задачу установления контроля над регионами, в стратегическом планепостепенно осуществляя широтную экспансию. В настоящий период они удерживаютпрочные связи с Израилем, Турцией, Японией, Филиппинами и Австралией.
Юго-Западный регион был областьювозникновения древнейших очагов ручного (мотыжно-палочного), а позднее ипашенного земледелия с использованием ирригации в предгорных районах. Народы-земледельцытесно общались с различными скотоводческими племенами пустынь и полупустыньзасушливого пояса. Внутри юго-западно-азиатского историко-этнографическогорегиона намечаются области: малоазийская, средиземноморская, месопотамская,аравийская, иранская и афганская.
Центрально-азиатский регион былзоной развития степной охоты и собирательства различных животноводческиххозяйственно-культурных типов населения (кочевников, высокогорных скотоводов),взаимодействующих с земледельческими группами того же пояса. В центре регионавзаимодействовали народы китайско-тибетской семьи, а в западных районах — индоевропейские, в основном иранские народы. В пределах региона можно выделитьмонгольскую, синьцзянскую и тибетскую области.
Южно-азиатский регион охватываетюжно-азиатский субконтинент вместе с предгорьями Гималаев, Шри-Ланкой и мелкимиостровами Индийского океана. Развито земледелие, сначала ручное, а затемпашенное. Внутри региона выделяют северо-индийскую, дехканскую и шри-ланкийскуюобласти.
Юго-восточноазиатский регионхарактеризуется развитием и взаимодействием лесных собирателей и охотников сгорным вариантом, рыболовов, мотыжных земледельцев и пашенных земледельцев. Впределах Юго-Восточной Азии выделяется материковая и островная части сподразделением первой на западно-китайскую (Бирма и Таиланд) ивосточно-индокитайскую (Суматра, Ява, Мадера, Бала, Калимантан),восточно-индонезийскую (острова Малайского архипелага) и филиппинскую области.
В Восточно-азиатском регионеразвиты хозяйственно-культурные типы двух климатических зон: субтропическойвлажной и умеренно засушливой. Преобладают мотыжные земледельцы, достигшиевысшего развития в южной полосе региона.
В Австралии Австралийский союз — единственное в мире государство, занимающее целый континент. Он включает в себяпомимо материка остров Тасманию и мелкие острова у берегов континента. Австралияи Океания составляли единую культурно-историческую область. Одно целое сАвстралией составляла и Тасмания, когда на месте Бассова пролива была суша. Плохиеприродные условия и оторванность от мира замедлили развитие австралийскихплемен, находившихся на уровне охотничьего и собирательного хозяйства, безземледелия и скотоводства. К настоящему времени почти завершен процессдостижения независимости австралийскими колониальными и подопечнымитерриториями, а во владении Австралии осталось несколько небольших островныхтерриторий.
Океанию традиционно делят на триобласти: Меланезию с Новой Гвинеей, Микронезию, Полинезию с Новой Зеландией. Набольшинстве островов Океании природные условия благоприятны для жизни человека.В период 1960 — 1980 гг. в Океании появились первые девять независимыхостровных государств, а на остальных территориях Океании созданы местные органызаконодательной и исполнительной власти.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 2. Производственная инфраструктура АТР
Рассмотрим общую характеристикуинфраструктуры данного региона, а затем наиболее развитых стран: Китая,Австралии и Японии.
В характеристике регионовЕвропы, Азии и Африки большое значение имеет расположенный между Африкой иЮго-Западной Азией Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море с Красным мореми Индийским океаном и сокращающий морской путь из Европы в страны Южной иВосточной Азии на 8 — 15 тыс. км. Важное экономическое значение имеют такжечерноморские проливы Босфор и Дарданеллы; проливы Баб-эль-Мандебский иОрмузский, «часовые» у входов в Черное, Мраморное, Красное моря иПерсидский залив.
Регион обладает богатымизапасами нефти — около 50 млрд. т разведано «черного золота», т.е. около60% всех нефтяных запасов бывшего капиталистического мира. Имеются огромныезапасы природного газа — около 10 трлн. м3, т.е.2% мировых запасов. Обнаруженыи добываются хромитовые, железные, медные, марганцевые, свинцовые, цинковые,сурьмяные и молибденовые руды, а также фосфориты и бокситы.
Преобладающая часть крестьян — безземельные крестьяне, владельцы парцеллярных наделов земли, не обеспечивающиеим прожиточного минимума. Несколько облегчает положение крестьян создание вотдельных развивающихся странах снабженческо-сбытовых сельскохозяйственныхкооперативов. Однако ежегодно много крестьян уходят в поисках заработков вгорода. Городское население состоит из ремесленников, торговцев ифабрично-заводских рабочих. В промышленности ручным трудом занято более 2/3рабочих. Среди городского населения — значительная прослойка государственныхслужащих, интеллигенции. Среди предпринимателей преобладают владельцы небольшихсемейных мастерских и лавок без применения наемного труда, многие из которыхнаходятся в зависимости от торговцев-поставщиков, заказы которых они выполняют.
Страны Юго-Западной Азиипроизводят ценное сырье, занимающее видное место на международном рынке: Турция- мировой поставщик мохеровой шерсти, из которых вяжут трикотажные изделия; Афганистан- крупный экспортер каракуля и каракульчи; мировой известностью пользуется сорткофе Мокко из Йемена. Свыше 80% мирового производства фиников принадлежит Ираку.Турецкий и иракский твердый ячмень широко используется для пивоварения ипроизводства макаронных изделий. Из Турции экспортируется изюм, орех фундук,валонея и лакрица. Иран — не только мировой поставщик нефти, он еще икрупнейший экспортер хлопка и сушеных фруктов (сабзы, миндаля и др.). Широкоизвестны в мире ковры Ирана, трикотажные и текстильные изделия из Сирии.
В составе экономического исоциального Совета ООН для нужд АТР на мировом уровне функционируетэкономическая и социальная комиссия — для Западной Азии (Иордания); экономическаяи социальная комиссия — для Азии и Тихого океана (Таиланд). В регионефункционирует международная организация — Организация экономическогосодружества (ОЭС) со штаб-квартирой в Тегеране. Несколько региональныхэкономических организаций существует в Западной Азии:
Совет по сотрудничеству арабскихгосударств Персидского залива (ССАГПЗ) со штаб-квартирой в Саудовской Аравии;
Совет арабского экономическогоединства (САЭЕ) со штаб-квартирой в Каире;
Организация арабскихстран-экспортеров нефти (ОАПЕК) со штаб-квартирой в Кувейте.
Страны других регионов такжеобъединяются в составе различных организаций, например, Азиатско-Тихоокеанскоесотрудничество (Сингапур). Больше свои усилия координируют страны Персидскогозалива (за исключением Ирана и Ирака), а меньше — бывшие азиатские республикиСССР, Афганистан и Пакистан.
Крупнейшее в мире государство (поколичеству населения) — Китай, расположено в Центральной и Восточной Азии. Многиерайоны Китая отличаются солидными запасами полезных ископаемых. Основутопливного запаса страны составляет уголь, обеспечивающий ресурсами на 70%энергетику промышленности и быта; затем идет нефть — 23%, природный газ — 3% игидроэнергия — 4%. Учтенные запасы угля оцениваются в 600 млрд. т., и в большейчасти они хорошего качества: более 2/3 битуминозные, частично — коксующиеся. СеверныйКитай — единственный район, располагающий излишками угля. Китай также относитсяк странам, богатым нефтью. Крупные запасы нефти выявлены в Северно-ЗападномКитае, месторождения нефти имеются и на северо-востоке Китая. Нефтепереработканефти отстает от ее добычи. Сырая нефть доставляется в другие центры как воднымтранспортом, так и за счет развитой сети трубопроводов.
Более 80% электроэнергии даюттепловые электростанции. Они в основном средние и мелкие, невелики и мощностиотдельных электроагрегатов, установленных на них. Нехватка электроэнергииявляется слабым местом народного хозяйства Китая. Ресурсы гидроэнергииоцениваются в 680 млн. кВт, но гидропотенциал используется в небольших размерах.Сооружаются малые ГЭС мощностью 5 — 12 тыс. кВт. Отдельные системыэлектропередачи не объединены между собой, и возможности использованияэнергетических мощностей используются недостаточно.
Из всех видов транспорта Китаянаибольшую роль играет железнодорожный, на долю которого приходится более 50%грузооборота и пассажирских перевозок, но в среднем на 1 тыс. км2территории приходится 5,1 км железнодорожного полотна (в Индии — 20 км, вЯпонии — 30 км). Первостепенное значение имеют железнодорожные магистрали,пересекающие страну с севера на юг, куда следует основной поток грузов. Двежелезнодорожные магистрали действуют в широтном направлении, как и течениеважнейших рек. Водным транспортом перевозится около 40% грузооборота, а общаяпротяженность судоходных внутренних водных путей составляет 126 тыс. км.
В Японии в состав отраслевойпроизводственной инфраструктуры общего назначения включают грузовой транспорт; оптовуюторговлю; электро-, газо- и водоснабжение; складское хозяйство; связь,телекоммуникации, информационное обслуживание; сферу деловых услуг. В этойстране значительно развиты услуги в области обеспечения производстваинформацией. В целом производственная инфраструктура Японии общего назначенияявляется одной из крупнейших сфер экономики. В стране функционирует более 500тыс. компаний, в том числе в оптовой торговле — 240 тыс., на транспорте — 85тыс., в сфере деловых услуг — около 70 тыс.
Довольно долго основойэнергетики Японии являлись уголь, вода и древесина, а импорт топлива игралдополнительную роль. С ростом тяжелой промышленности резко возросли масштабыпотребления импортной нефти и коксующегося угля. Переработкой нефти занято 50нефтеперегонных заводов общей мощностью 300 млн. т. На долю жидкого топлива втопливно-энергетическом балансе Японии приходится более 2/3 общего потребления,на долю угля — 20% и около 7% — на долю гидроэнергии. Возрастает потреблениегаза, что обусловлено его высоким коэффициентом полезного действия, посравнению с другими видами топлива. В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций.Основой электроэнергетики являются тепловые станции. Общая мощность 570гидростанций составляет 20 млн. кВт. В ядерной энергетике активную роль играютвлиятельные монополии «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо»,использующие урановое сырье в основном из Африки. Общее протяжение линийэлектропередач в Японии достигает 60 тыс. км.
К началу 1980-х гг. оптоваяторговля была сконцентрирована в 9 универсальных торговых компаниях и вскладских корпорациях. Однако изменение экономического развития (курс наэкономию ресурсов, переход преимущественно на мелкосерийное производство) потребоваловнесения изменений в систему материального обращения. Грузовой транспортпредставлен несколькими крупнейшими компаниями, входящими вфинансово-промышленные объединения.
В современный периодскладывается новая система организации транспортной сети, главными элементамикоторой становятся скоростные автомобильные магистрали и аэропорты. Черезскоростные магистрали проходит более 50% перевозимых грузов. Эти магистралиохватывают территории, где производится более 70% промышленной продукции. Соединяясьв одну сеть с аэропортами, они обеспечивают быструю доставку в различные районыстраны и за рубеж скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и электронику.Характер изменения грузовых перевозок заключается во все большем развитиисистем перевозок грузов небольшими партиями по нерегулярным маршрутам, этокасается морского и воздушного транспорта. Широкое распространение получиласпециализация средств транспорта и транспортных объектов. Началосьиспользования новых видов судов — комбинированных многоцелевых. Универсальныепорты преобразуются в специализированные для одного вида грузов, например, нефти,газа, угля. Аналогичные процессы происходят и других отраслях обращения материальнойпродукции.
Основное звено железнодорожнойсистемы Японии — сверхскоростная магистраль Синкансэн. Скорость экспресса«Хикари» достигает 220 км/ч. при средней скорости — 150 км/ч. Функционируетскоростная магистраль Токио — Ниигата. Железнодорожное движение имеется междупортом Симоносеки на юге Хонсю и портом Модзи на севере Кюсю через подводныйтоннель Канмон протяженностью 3, 4 км, оборудованный для автомобильного ипешеходного движения. Строится тоннель протяженностью 54 км через пролив Цугару,соединяющий порты Аомори на севере Хонсю и Хакодате на юге Хоккайдо. Шоссейныедороги делятся на четыре категории: государственные, префектурные, городские исельские. Общая их протяженность — свыше 1 млн. км. Эти дороги связывают нетолько города, но и все важные населенные пункты страны. Метро имеется в Токио,Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое, Саппоро, а в столице эксплуатируется имонорельсовая дорога.
В конце 1970-х годов Японияпервой в мире стала осуществлять комплексную автоматизацию всех участковпроцесса материального обращения, включая магазины. Создание информационныхсистем — основы комплексной автоматизации — не только снизило стоимостьобращения, но и существенно расширило обслуживаемые зоны, вплоть до окраинных игорных районов. В одну из быстрорастущих сфер деятельности оптовой торговлипревратилось предоставление розничным предприятиям услуг и рыночной информации.В настоящее время компании оптовой торговли предоставляют более 100разновидностей информационных услуг: анализ рынка, выбор места размещения магазинов,оптимальных источников финансирования, проектирование и строительство магазинови пр. Растут масштабы деятельности компаний оптовой торговли и на рынкахинжиниринговых услуг. Оптовые компании стали активно выходить на рынки новейшихтехнологий. В целом развитие информационной индустрии и структурной перестройкиэкономики обусловили переход отраслей материального обращения на стадию, когдапроизводство услуг по обращению материальной продукции максимальносоответствует запросам каждого потребителя.
Отрасли деловых услуг играетзаметную роль в сокращении фондо — и трудоемкости производства, в повышенииэффективности использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов, чтовесьма важно в условиях удорожания рабочей силы. Развитие сферы деловых услуг вцелом обусловлено изменениями характера развития японской экономики, еепереориентацией с экстенсивного расширения преимущественно наресурсоэкономичный рост и совершенствование качественных характеристикпроизводственных процессов и выпускаемой продукции.
Для такой обширной страны, какАвстралия, транспорт и связь имеют большое значение. Однако существующие внастоящее время средства связи все еще не полностью удовлетворяют потребностямстраны. Железнодорожная сеть наиболее густа в прибрежных промышленно развитыхрайонах. С востока на запад континент пересекает только однатрансконтинентальная магистраль — от Сиднея до Петра. По железным дорогамперевозят, главным образом, продукцию горнодобывающей промышленности, а такжепшеницу, цемент, удобрения, древесину и живой скот.
Как и железные, шоссейные дорогиАвстралии расходятся радиусами от главных столичных городов. Этот видтранспорта играет важную роль в сельскохозяйственных районах, что объясняетсябольшим размером ферм. Парк различного типа грузовых и легковых автомобилейдовольно велик. Австралийские суда перевозят каменный уголь, железную руду,продукты питания, изделия легкой и других отраслей промышленности, осуществляютторговые и пассажирские связи с островами Океании, странами Юго-восточной Азии ичастично — с Европой. На дальних рейсах в основном используются судаиностранных компаний.
Во внутренних и внешних связяхАвстралии важная роль принадлежит воздушному транспорту, осуществляющему рейсыс отдаленными от экономических центров районами. Для развития воздушногосообщения в Австралии имеются благоприятные природные условия: сухой климат спреобладанием ясной погоды; рельеф, не представляющий препятствий длястроительства аэродромов и посадочных площадок. Авиация широко используетсятакже для медицинского обслуживания населения, живущего в отдаленных частяхстраны. Широко развит трубопроводный транспорт, по которому вода направляетсядля снабжения городов. По нефтепроводам от центров добычи нефть доставляется кнефтеперерабатывающим заводам, а по газопроводам — природный газ направляется кместам его потребления.
Многие дети, живущие наотдаленных фермах, родители которых не способны отправить детей в ближайшийпоселок в школу, учатся дома, прослушивая уроки по радио и телевидению, а засчет двусторонней связи они могут общаться с учителями, почти как на уроке вшколе.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 3. Социальная структура зарубежной Азии
Жилищная политика и жилищноехозяйство в разных странах АТР — различны. Наибольших успехов добились Израиль,Япония, Сингапур, Турция, Казахстан, Австралия и Новая Зеландия. Большая частьнаселения в этих странах проживает в городах. Но во многих странах люди живут влачугах (Афганистан, Непал, Вьетнам, Камбоджа и др.). До недавнего времени (приколониальной зависимости) уровень здравоохранения был очень низким. В рядестран, например, Индии, Китае и Непале, традиционно развита народная медицина. Вбольшинстве стран народная медицина сохраняет свои позиции и в настоящий период.Развитые страны внедряют специальные системы здравоохранения и добилисьвпечатляющих результатов: в Японии средняя продолжительность жизни мужчинсоставляет 75 лет, женщин — 81 год.
Многие страны развиваютинфраструктуру просвещения. Однако в большинстве стран в Западной и Южной Азиипросвещение развито слабо, в результате чего преобладающая частьсамостоятельного населения — неграмотна. Неразвитость системы просвещенияпроявляется в остром недостатке квалифицированных кадров для промышленности идругих отраслей народного хозяйства. Поэтому эти страны обучают своих студентовпо всему миру.
По уровню образования вВосточной Азии, Юго-восточной Азии и Австралии выделяют три группы стран, вкоторые входят:
Корея, Япония и Китай;
Филиппины, Сингапур, Малайзия,Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд и Индонезия;
Вьетнам и Новая Зеландия.
Первая группа отличается тем,что в течение тысячелетия в ней доминирует Китайская культура; страны второйгруппы (за исключением Таиланда) были колониями европейских стран; в третьейгруппе унаследована британская культура. Наиболее передовой системой обладаетЯпония, имеющая самый высокий уровень грамотности в мире. Так, в 1988 г.94,3%выпускников неполных средних школ продолжили обучение в полной средней школе, а37,2% выпускников полной средней школы поступили в вузы. Японские учебныезаведения тесно взаимодействуют с учебными заведениями США и в АТР. Вбольшинстве штатов Австралии школу обязаны посещать дети 6 — 15 лет. И хотя 75%австралийских школ — государственные, родители несут некоторую ответственностьпо обеспечению школ оборудованием. Частные школы в большинстве принадлежатцерковным организациям (как правило, католическим), обучение в них — платное,раздельное для мальчиков и девочек, но подготовка — более солидная. Детиаборигенов, как правило, получают гораздо более слабую подготовку, чем дети«белых» австралийцев.
В стране имеется 18университетов. Самый крупный их них Сиднейский, основанный 1850 г. В Австралиипочти нет неграмотных, поскольку посещение школ — обязательное.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>4.Научная инфраструктура стран зарубежной Азии
Научная инфраструктура внаибольшей степени развита в Японии, Израиле, бывших азиатских республикахСССР, в Индии, Пакистане, Китае, Австралии и некоторых других странах. Наиболееактивно научные исследования ведут страны, стремящиеся проводитьсамостоятельную политику: Пакистан, Индия, Иран, Ирак и др. Многовековыетрадиции развития имеет индийская наука. В древности и в средние века славиласьиндийская медицина и философия. До настоящего времени дошли трактаты поастрономии, математике, праву, архитектуре, созданные за несколько веков до н.э.Важнейшее государственное научное учреждение современной Индии — Совет научныхи промышленных исследований, координирующий работу десятков лабораторий инаучных учреждений. Больше внимание уделяется развитию фундаментальныхестественных наук: теоретической физики, астрофизики, биофизики, биохимии и др.
В Япониинаучно-исследовательская работа ведется в основном при университетах. Влабораториях крупных компаний она носит прикладной характер. Успехипромышленности Японии во многом предопределены своевременной массовой закупкойевропейских и американских лицензий, доведенных затем до более высокого уровняи быстро внедренных в производство. В Японии очень высок социальный престижученого, поскольку со времен средневековья в концепции ценностей видное местоотводится учености. Научно-техническая политика Японии строится на трехосновных принципах:
доверие к частному сектору;
быстрое распространение новшеств;
конкуренция между компаниями.
Япония является одним изактивных создателей «технополисов», которые на планомерной основеравномерно располагаются по территории страны. Технополисы также создаются вСингапуре, Таиланде, Австралии и Китае.
Научно-исследовательская работав Австралии ведется в университетах и вузах, а также в государственныхспециальных учреждениях, частных научных организациях и профессиональныхобществах. Из государственных научных учреждений важнейшую роль играеторганизация научных и промышленных исследований Австралийского Союза,находящаяся в ведении федерального министерства науки. Интенсивно проводятсяисследования, связанные с сельским хозяйством, уделяется вниманиегеологическому изучению страны. Успехи австралийских ученых заметны в новыхотраслях науки, например, таких, как астрономия, радиофизика, спектроскопия,вирусология и иммунология.
Страны с высокоразвитой наукой вАзиатско-Тихоокеанском регионе соседствуют со странами, где научнаяинфраструктура практически отсутствует. Однако при этом большинство страносознает важность развития науки и знакомо с множеством экономических,этнических и социальных проблем.Задание
Производитель использует вкачестве производственного ресурса землю и продаёт продукт на конкурентномрынке. Дополнительные единицы конечного продукта реализуют по предыдущей цене — 1180 рублей. Показать условия максимизации прибыли для производителя. Предложениеземли в долгосрочном периоде принять очень эластичным. Проанализироватьпредложение земли и равновесный уровень ренты.
Решение:
В долгосрочном периодепредложение земли для различных целей ее использования предполагается оченьэластичным, но эта эластичность ограничена при жестких ограничителях на целевоеиспользование земельных ресурсов или если экономическое использование землисдерживается природными условиями. В реальности предложение земли взначительной степени зависит от ситуации, существующей на земельном рынке вкаждом отдельно взятом регионе. При предположении, что в долгосрочном периодепредложение земли не является совершенно эластичным, но не отличается и высокойэластичностью, кривая предложения отклоняется от вертикали вправо (рисунок 1).
Когда производитель используетземлю в качестве продукта и продает свой товар на совершенно конкурентномрынке, то реальная цена земли на уровне Rxсоответствует рисунке 1. Пользователь земли максимизирует свою прибыль и приусловиях МС = MRP возникает равновесие, уровень рентыпри котором Rx. Ситуация с несовершеннойконкуренцией, которая также может иметь место, для этого пользователя можетхарактеризоваться взаимной монополией (монополией или монопсонией), иравновесное значение ренты устанавливается в точке Rx,соответствующей пересечению кривых МС и MRP.
/>