Реферат по предмету "Международные отношения"


Внешнеторговая политика государства: свободной торговли и протекционизма

Министерствообразования и науки РФ
ГОУ ВПО Кубанскийгосударственный технологический университет
(КубГТУ)
Кафедра рекламы имаркетинга
Факультет экономики,управления и бизнеса
Реферат
подисциплине «Мировая экономика»
на тему:«Внешнеторговая политика государства: свободной торговли и протекционизма»
Выполнил студент группы09-Э-МА1, 2 курса
Треногина Мария Викторовна
Проверил преподаватель,ведущий дисциплину,
профессор, Снимщикова И.В.
 
Краснодар
2011

Содержание
Введение
1. Понятие международной и внешней торговли
2. Понятие протекционизма и свободной торговли
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
Важнейшейчертой функционирования мировой экономики во второй половине 20 века служитразвитие мирохозяйственных связей. Отмечается устойчивое нарастание масштабовконтактов между отдельными государствами, их группами, национальными имеждународными организациями.
Безсомнения, на современном этапе международная торговля играет возрастающую рольв хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так какна протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстроувеличивались и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы ростамирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным факторомэкономического роста. Но с другой стороны, произошло заметное повышениезависимости стран от международного обмена.
В условияхсовременной мировой торговли каждая страна встает перед выбором – насколькооткрытой будет ее экономика. Известно, что и политика свободной торговли, ипротекционизм обладают как преимуществами, так и недостатками.

1. Понятие международной и внешней торговли
 
Международнаяторговля представляет собой форму взаимоотношений между товароотношениямиразличных хозяйств, происходящих на основе международного разделения труда.
Международнаяторговля представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками.В ней главное значение занимают экспортно-импортные операции.
Экспорт –это вывоз на мировой рынок продукции, технологий, сырья и услуг для того, чтобыреализовать их на внешнем рынке.
Такжеразличают понятие реэкспорта, т.е. вывоза ранее ввезенных товаров, которые небыли переработаны в этой стране.
Импортподразумевает ввоз товаров, технологии и услуг с целью реализации их навнутреннем рынке.
Особойформой импорта считается реимпорт – объем импорта, включая обратный ввоз из-заграницы не подвергшихся переработке товаров.
Соотношениемежду экспортом и импортом составляет торговый баланс. Статистические изданияООН публикуют данные по динамике объема международной торговли как совокупнойстоимости экспорта всех стран мира.
Сам терминвнешняя торговля подразумевает обмен той или иной страны с другими странами,который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг [1,с. 148].
Внешнеторговуюдеятельность подразделяют по принципу потоварной специализации на обмен готовойпродукцией, машинами и оборудованием, сырьем и услугами.
Для того,чтобы оценить внешнюю торговлю страны и сравнить ее с другими странами,используют понятие внешнеторгового оборота.
Внешнеторговыйоборот – это измеряемый в денежном выражении экономический показатель,характеризующий объем внешней торговли страны, группы стран или региона заопределенный период времени: месяц, квартал, год. Он равен сумме стоимостейэкспорта и импорта.
/>
Рисунок 1.1– Крупнейшие страны по внешнеторговому обороту, 2009 год
На рисунке1.1 отображены страны и группы стран с самой большой суммой экспорта и импортана 2009 год. Россия в первую десятку не входит и занимает 16 место.
2. Понятие протекционизма и свободнойторговли
международная торговляпротекционизм
Длярегулирования внешнеторговой деятельности все инструменты делятся на тригруппы:
1. Тарифные ограничения
2. Нетарифные ограничения
3. Формы стимулирования экспорта
Чтобызащитить отечественных производителей от иностранных конкурентов проводитсяполитика протекционизма.
Протекционизм(от лат. protectio – буквально «прикрытие») – это государственная экономическаяполитика, сутью которой является защита отечественных производителей товаров отконкуренции сл стороны фирм других стран с помощью установления различного родаограничений на импорт [2, с. 514].
Наиболеераспространенным и гибким инструментом для проведения мер государственногорегулирования импорта являются таможенные пошлины.
Таможеннаяпошлина – налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы свладельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.
Установивпошлину, владелец импортируемого товара вынужден повысить на него цену, чтобыизбежать убытков и получить прибыль. В результате иностранный товар становитсядороже и теряет часть того относительного превосходства, которое обеспечиваетему конкурентоспособность [2, с. 517].
Таблица 2.1- Основные виды протекционизмаНазвание Понятие селективный протекционизм защита от конкретного государства или конкретного товара скрытый протекционизм протекционизм при помощи нетаможенных методов коллективный протекционизм взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран местный протекционизм протекционизм продукции и услуг местных компаний отраслевой протекционизм защита конкретной отрасли
Взависимости методов и по масштабам выделяют несколько видов протекционизма, чтоотражено в таблице 2.1.
Для защитывнутреннего рынка и национальных производителей правительства пользуются такжетакими инструментами протекционизма, как импортные квоты и лицензии.
Импортнаяквота представляет собой установленную правительством предельную величину ввозав страну за год определенных товаров из конкретной страны-производителя [2, с.520].
Импортнаяквота – самый губительный метод защиты рынка, и правительства других странобычно реагируют на такую политику отдельной страны очень резко, вводяаналогичные квоты на ввоз ее товаров.
Протекционизм– столь давняя политика, что экономическая наука успела досконально изучить всеего плюсы и минусы. Вывод во всех случаях оказывался один и тот же: даже еслиесть веские причины поддержать ту или иную отрасль отечественной экономики, толучше делать это не с помощью регулирования импорта. Куда эффективнее даватьцелевые субсидии отечественным фирмам этих отраслей [2, с. 520].
Таблица 2.2– Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка длятоваров зарубежных производителейПлюсы Минусы Граждане смогут купить больше товаров Сократятся продажи отечественных товаров Возрастут доходы торговых фирм, и государство сможет получить с них большую сумму налогов Упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит от них меньшую сумму налогов Возрастет сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров Возрастет безработица из-за увольнения в отечественной промышленности Рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутреполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах Безработные и владельцы отечественных фирм будут протестовать против политики нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую независимость
Какальтернативу протекционизму экономисты предлагают фритредерство (свободнуюторговлю).
Фритредерство– направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства вчастнопредпринимательскую сферу жизни общества.
На практикесвобода торговли обычно обозначает отсутствие высоких импортных пошлин, а такженемонетарных ограничений на торговлю, таких как квоты на импорт определенныхтоваров.
Таблица 2.2отражает недостатки и достоинства проведения свободной внешней торговли.
Анализируя этутаблицу можно видеть классический пример противоречий между экономическимиинтересами различных групп граждан страны.
Этапроблема крайне остра для России. Уже очевидно, что развитие международнойторговли – главное средство борьбы с традиционным монополистическим поведениемотечественных производителей, что без импорта не удастся насытить розничнуюторговлю товарами. Но столь же очевидно и другое – многие предприятия и дажецелые отрасли российской экономики не в состоянии конкурировать на внутреннем рынкес дешевой и качественной импортной продукцией [2, с.517].

Заключение
 
Спротекционистскими требованиями к правительству и к законодательным властямрегулярно обращаются то руководители российских коммерческих банков, то лидерыаграрной партии, то директора автомобильных заводов, то представителитекстильной промышленности.
Такимобразом, внешняя торговля России не может быть полностью свободной. В той илииной отрасли и по отношению к какому-либо товару будут иметь место меры,защищающие отечественного производителя. Неконкурентоспособность продукциимногих российских предприятий вновь и вновь сегодня порождает искушение закрытьвнутренний рынок от зарубежных товаров и облегчить тем самым проблемы сбытаотечественным производителям.

Списокиспользованных источников
1.  Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономическиеотношения: уч. пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М., «Дашков и Ко», 2003 — 296 с.
2.  Липсец И.В. Экономика: уч. для вузов. – М.: Омега-Л, 2004. – 656с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.