Реферат по предмету "Медицина"


Этический смысл взаимоотношений провизора и врача

Одесский государственный медицинский университет     
Кафедра фармацевтической этики и деонтологии











Зачётная работа














                                            Студентки ІІІ курса 1 группы
                                            фармацевтического факультета                      
                                            Болюбаш Ирины








г. Одесса — 2009
Этический смысл взаимоотношений провизора и врача

Современную медицину невозможно представить без фармации, точно так же, как и провизоры неотделимы от врачей. Уже на протяжении не одного десятка лет представители этих профессий пытаются бороться за «право власти», доказывая не только окружающим, но и самим себе, что кто-то все же главнее. Смотря глазами обывателя, вряд ли можно заметить какие-то особенности во взаимоотношениях провизора и врача. Каждый выполняет свои профессиональные обязанности. Разве что провизоры иногда жалуются на неправильно выписанные рецепты и некомпетентность молодых врачей. Врачи же, в свою очередь, говорят, что с провизорами живут в согласии и взаимопонимании. На самом деле, медицина и фармация — это единое целое, цель которого поддержание здоровья окружающих, не смотря ни на что.
Изначально функции провизора были заключены в приготовлении ле-карств в аптеках с последующим отпуском населению. Однако сейчас на-блюдается неуклонный рост лекарственных средств, выпускаемых в готовом виде, и провизоры в аптеках занимаются уже не только приготовлением, а и продажей лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения. То есть современному провизору чаще приходиться выступать не в роли аптечного технолога, а в качестве консультанта по выбору лекарственного средства, его наиболее приемлемой лекарственной формы, времени и режима его приема с целью достижения максимально эффективной и безопасной фармакотерапии, для больных, врачей, общественности. Особенно важна эта функция при безрецептурном отпуске лекарств.
В последние годы в Украине возродился интерес к проблемам, связанным с самолечением и консультированием больного в аптеке. Предполагается, что эту роль сможет квалифицированно выполнять специально подготовленный клинический провизор, рекомендующий пациенту адекватные лекарственные средства на основании собранного анамнеза. Отношение к такому решению проблемы неоднозначное: естественно, что врачи, у которых оно отнимает часть пациентов и, соответственно, доходов, реагируют на эту возможность преимущественно негативно (аргументируя, свою реакцию возможным ущербом здоровью больных от бесконтрольного лечения).
В этом взаимодействии подспудно присутствует третий, и не лишний – пациент. Он заинтересован в том, чтобы взаимодействие врача и провизора развивалось правильно, было пронизано заботой о том, чтобы ему – пациенту – в результате кооперации вышеуказанных объектов медицинская услуга оказывалась надлежащим образом. Пациенту нужно, чтобы врач, имея арсенал знаний, умений, вооруженный рациональной и достоверной диагностической аппаратурой и инструментарием, мог поставить правильный диагноз и выбрал метод лечения, основанный на рациональной и доказательной медицине, а фармацевтическая компания смогла бы в свою очередь предоставить эффективные препараты, для решения данной патологии.
Фармацевтическая этика провизора и этика врача – часть общей этики, это наука о моральной ценности поступков фармацевтических и медицинских работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. У фармацевтической этики есть много общего с врачебной этикой, но есть и значительные отличия: фармацевт не лечит больного, не делает назначений; однако он должен хорошо владеть навыками психотерапии, т.е. вселять в больного веру в выздоровление, в эффективность лекарственного препарата. Поэтому провизор должен обладать определенными профессиональными и нравственными качествами, уметь регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, использовать психологическое воздействие на больного.
 Важно, чтобы между врачами и провизорами, прежде всего, было взаимоуважение и понимание. Им нужно стоять на одной ступени, никого нельзя ставить выше или ниже. Самое главное в работе — это профессионализм. Никогда не должны возникать конфликты ни личностные, ни профессиональные. Врачи должны уважительно относиться к провизорам, и точно также при ошибках врача важно действие провизора — корректно исправить ошибку, для того чтобы больной был уверен в правильности назначения и отпуска лекарственных средств. Врачи и провизоры должны работать только в тесном сотрудничестве. Необходимо помнить что, провизоры и врачи это, прежде всего коллеги, одна команда, занимающаяся общим делом.
Врач и фармацевт прошли вместе долгий путь от Гиппократа и Галена до сегодняшний дней, сначала в едином лице, а затем разделившись на-двое, но сохранив связанность одной целью (здоровьем пациента). Бывало, что о цели забывали; бывало, что увлекались только целью. Обе крайности не приносили, в конечном итоге, пользы ни медицине, ни фармации, а уж больному и подавно. Ведь врач и фармацевт — два полюса магнита, которые невозможно оторвать друг от друга, как бы ни хотелось кому-то. Или, ближе к духу времени,— две стороны одной монеты. Монета здравоохранения имеет ценность только целиком; «орел» или «решка» поодиночке ничего не стоят.

Основные этапы становления этики

История этической мысли удивительно разнообразна и противоречива. Ее противоположные тенденции, своеобразно отражающие борьбу основных философских учений, были представлены в истории этики многообразием школ и направлений.
Античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности. Демокрит первым из античных мыслителей обращается к внутреннему миру человека. При определении нравственной ценности поступка он считает необходимым учитывать единство желания и действия: «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого»
Начиная с софистов, Демокрита и Сократа, античная этика анализирует преимущественно понятие совершенной личности, вопрос о том, что является для нее высшим благом и каким образом это высшее благо реализуется.
Важной вехой в истории этики, в частности в обосновании своеобразия моральной природы человека, явился сократовский тезис о том, что добродетель есть знание. «Есть просто жизнь, а есть жизнь хорошая: вторая выше первой, и человек должен жить хорошей жизнью, норму которой он может найти только в себе».
Отталкиваясь от значения «ethos» как характера, Аристотель образовал прилагательное «ethicos» (этический) для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». Так, в IV в. до н.э. этическая наука получает свое имя, которое носит до сих пор. Следуя традиции, видевшей в этике учение о добродетелях, Аристотель дал развернутое, самое полное и богатое описание моральной личности. Таким образом, впервые среди греческих мыслителей Аристотель основой нравственности сделал волю.
Непосредственным и своеобразным преемником античности стала этическая мысль средневековья. На примере этики Августина видно, что смысл этики это безусловное подчинение человека воле бога и авторитету церкви.
Идея объективности этики нового времени получила отражение прежде всего в социально-договорной концепции морали Гоббса. Мораль для Гоббса — это не продукт общества и государства, а их предпосылка, условие, основание. Моральные законы являются силой, соединяющей людей и умеряющей их агрессивно-эгоистические наклонности.
Вместе с тем этика XVII — XVIII вв. не способна решить проблему инди-вида и общества, ей не удается соединить в единой теоретической схеме по-нимание морали как совокупности общезначимых общественных норм и как формы самоутверждения личности. С этой точки зрения исключительно большой интерес представляет этика И. Канта.
Мораль Канта тождественна законодательному практическому разуму. Всеобщий закон практического разума — это и есть нравственный закон. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Кант утверждал, что для правильной нравственной оценки поступка необ-ходимо знать, чем он обусловлен, т.е. каковы были субъективные побуждения человека. Таким образом, Кант подытожил весь предшествующий исторический путь этической науки, ее достижения.
Дальнейшее развитие этики, связанное прежде всего с именами Гегеля и Фейербаха, было фактически выходом за установившиеся в течение 2,5 ты-сячи лет гносеологические и социальные рамки.
В частности, Гегель положил начало историческому пониманию нравст-венности, т.е. осуществил выведение и объяснение морали посредством анализа общественно-исторических определений человека; впервые в истории развития этики противопоставляет категории «мораль» и «нравственность». Понятием морального охватывается определенность внутреннего содержания воли независимо от его моральной оценки как доброго или злого. Нравственное выступает как всеобщий образ действия индивидуумов, как нравы. Объявляя нравы, по существу, особым духовным миром, Гегель подчеркивает их объективно закономерный характер: «Подобно тому как природа имеет свои законы, так и нравы суть закон духа свободы». Высшей ступенью, венцом развития нравственной идеи является государство.
Философы морали XX в., представители, с одной стороны, экзистенциа-лизма (Камю, Сартр), а с другой — неопозитивизма (Хеар), из тезиса о фор-мальном содержании нравственной свободы сделали вполне определенный вывод о том, что в нравственности не может быть никаких общезначимых норм, принципов и решений. Смысл нравственности, состоит не в том, чтобы «быть», стать чем-то, а в том, чтобы «делать», что-то предпринимать и совершать. Мораль — это «рыцарское желание борьбы», «воля к самоиспытанию, каковая стремится испытать и удостоверить себя тем, что она способна выдержать».
Таким образом, следует отметить, что этика не только описывает и объясняет мораль, но и учит морали. Этика не ограничивается выяснением того, как ведут себя люди, но и стремится объяснить, как они должны себя вести.

Основные понятия профессиональной моральности
 
Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. Практическое значение этики и морали проявляется в первую оче-редь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость опреде-ленных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика — это совокупность моральных норм поведения, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу и к людям в трудовой среде, при выполнении своих профессиональных обязанностей. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии, особенно если приходится рас-поряжаться жизнью другого человека. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требо-вательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Работа в аптеке отличаются от любых других, прежде всего тем, что провизор (фармацевт) наделен огромной ответственностью за рекомендацию лекарственного препарата, должен дать квалифицированную консультацию по его применению и возможным эффектам, суметь грамотно ответить на возражения — и все это в максимально короткое время. При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.
Психологи отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами.
Приветствие посетителя обязательная составляющая процедуры обслуживания покупателя. Приветствуя посетителя в зале, сотрудник обязательно должен встать и повернуться к нему корпусом, а не только головой. Это знак уважения и внимания с вашей стороны.
Необходимо помнить, что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта.
Нередко и слово лечит, поэтому важно не только, что, но и как сказать. Информируя больных о порядке приема препарата, надо говорить по-нятно и в меру громко.
Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без его ведома.
Провизор не должен подменять врача, предлагая лекарство по своему усмотрению. Не зная индивидуальных особенностей организма клиента, наличия сопутствующих заболеваний, можно нанести вред его здоровью.
 
Этика и профессиональные отношения в аптечных коллек-тивах

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.
Коллективистские отношения определяются через понятия нравственно-сти, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организо-ванности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется ввиду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Контактность это хорошие личные, эмоционально благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Организованность – это способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.
Роль непосредственного руководителя на производстве – мастера, бригадира, администрации предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата. Некоторое время назад лучшим стилем менеджмента считался строгий надзор, железная дисциплина и суровое наказание. Однако времена меняются и в наше время такие методы просто неприемлимы. В современном мире банальным принуждением нельзя добиться выполнения даже того минимума, который перечислен в должностной инструкции, не говоря уже о его качестве. Итак, основа эффективной команды — это желание сотрудников работать, а стимулированием этого желания является грамотно подготовленный руководитель.
Чтобы стать настоящим руководителем необходимо, соблюдать этические и профессиональные нормы: не лениться и не скупиться делиться опытом с коллегами, подсказывать и терпеливо объяснять, что делать, как, и почему так, а не иначе; не жалеть также времени и на то, чтобы выслушать сотрудников и вникнуть в их проблемы; не нужно быть скупым на похвалы за хорошо выполненную работу, всегда нужно отмечать успех своих коллег.
Ничто так не убивает желание работать, как отсутствие признания достижений со стороны руководства. Поэтому нужно поощрять результативных сотрудников, чем возможно: премией, словом, символическим призом, небольшой заметкой с фотографией в стенгазете и т.п. Не следует забывать также, поощрять не только результаты, но также хорошие идеи своих сотрудников, это будет стимулировать остальных мыслить творчески и проявлять инициативу. Не менее полезно проводить планерки, выслушивая точку зрения каждого. Руководителю аптеки или отдела не стоит стесняться просить помощи или подсказки у своей команды — чаще всего именно в процессе диалога находится наилучшее решение.

Симпозиумы и другие научные конференции, как способ про-движения лекарственных препаратов на рынок

Разделение медикаментов на рецептурный и безрецептурный отпуск достаточно условно, и, к сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день в аптеке без рецепта можно приобрести практически любое лекарство за исключением разве что психотропных и наркотических препаратов. А так как далеко не все покупатели являются врачами, то очень велик риск ошибочного диагноза, и соответственно неадекватный выбор медикамента в лучшем случае не поможет больному. Следовательно, чтобы не провоцировать фармацевтически плохо осведомленных потребителей на самолечение, их прямая реклама на телевидении, радиостанциях и в печатных СМИ запрещена.
Указанное обстоятельство не позволяет применять традиционные маркетинговые приемы (заказные PR-статьи, широкомасштабная массовая реклама и т. п.) для выведения рецептурных препаратов на рынок. Поэтому владельцам данного товара приходится прибегать к специальным методам продвижения, не втягивая в этот процесс пациентов.
Выведение на рынок такой продукции предусматривает целый комплекс промо-мероприятий. Однако, необходимо учитывать, что при продви-жении лекарственных средств внимание общественности целесообразно привлекать не к продвигаемому препарату, а к проблеме заболевания, для лечения которого он предназначен. На первом этапе должны быть подготовлены все необходимые информационные материалы, которые с помощью медицинских представителей будут распространяться среди врачей соответствующего профиля. Параллельно в тематических научных изданиях и в специализированной прессе должны быть размещены результаты проведенных клинических исследований, которые должны быть надежными, точными, достоверными и доказательными. Сравнение препаратов необходимо проводить на основе реальных фактов, беспристрастно и аргументированно.
На следующем этапе необходимо организовать учебные (фармпросветительские) конференции и семинары для врачей с помощью перманентных презентаций препарата, симпозиумов и конгрессов. Одновременно с проводимыми мероприятиями фармпроизводителю необходимо подключать ведущих и наиболее авторитетных специалистов по конкретной нозологии, так называемых лидеров общественного мнения (известных врачей, фармацевтов, провизоров, медицинских чиновников), интервью с которыми дают, как правило, сильный отклик и повышают интерес к продвигаемому препарату. Именно они, как заслуженные и выдающиеся профессионалы, дают советы и рекомендации практикующим врачам. Безусловно, большинство врачей прислушиваются к мнению своего лидера, что по многим причинам облегчает их профессиональный выбор. Гораздо эффективнее сочетать медиа-компании с интернет-проектами, горячей линией, промо-акциями в аптеках и другими инструментами воздействия на целевую аудиторию.
На заключительном этапе продвижения очень важно выработать благо-приятное впечатление о новом препарате у провизоров и фармацевтов в аптеках. Поскольку потребитель склонен доверять аптечным работникам, хотя бы по той причине, что именно они профессионально работают с лекарствами, а значит могут правильно подсказать, чем все-таки лучше лечиться.

Защита прав потребителя

Права потребителей дипломатически и законодательно поддерживает Закон Украины о правах потребителя. Этот закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ, услуг и производителями, продавцами товаров, исполнителями работ; устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Согласно этому закону потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, которая реализуется на территории Украины, имеют право на:
1.    защиту своих прав;
2.    соответствующее качество продукции;
3.    безопасность продукции;
4.    необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, её качестве, а также о её производителе;
5.    выплату материального ущерба, нанесённого дефектной или фальсифицированной продукцией;
6.    обращение в суд и другие уполномоченные органы государственной власти по защите нарушенных прав; 
В свою очередь потребители обязаны:
1.    перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации товара;
2.    пользоваться товаром согласно его целевому назначению и придерживаться требованиям безопасности при его эксплуатации, установленных производителем товара, или если таких нет, то придерживаться разумных правил безопасности;
Защиту прав потребителей осуществляют соответствующие уполномо-ченные государственные инстанции исполнительной власти (местные госу-дарственные администрации, органы и инстанции, осуществляющие сани-тарно-эпидемический надзор, органы местного самоуправления, а также суды).
В случае приобретения потребителем товара несоответствующего качества, потребитель имеет право требовать: пропорционального снижения цены, бесплатного устранения недостатков товара, разрыва договора и возвращения выплаченной за товар денежной суммы, требовать заменить товар на такой же или аналогичный. В случае отсутствия товара требование потребителя о его замене осуществляется в течение двухмесячного срока с момента подачи соответствующего заявления. При наличии товара требование потребителя подлежит немедленному удовлетворению. При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.
Во время продажи товара продавец обязан выдать потребителю расчётный документ установленной формы, который свидетельствует факт покупки, с обозначением даты продажи. Требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если производитель, докажет что, недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения.
Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар соответствующего качества на аналогичный,  если товар не удовлетворил его по форме, габаритами, фасоном, цветом или по другим причинам не может быть им использован по назначению. Лекарственные препараты  и  продукция медцинкого назначения обмену не подлежат.
Вред, нанесённый жизни, здоровью или имуществу потребителя дефект-ной продукцией или продукцией несоответствующего качества, подлежит устранению в полном объёме. Такое право сохраняется на протяжении установленного срока службы.
В случае нарушения законодательства о защите прав потребителя производители несут ответственность за:
1.    отказ потребителю в реализации его прав, — в десятикратном раз-мере стоимости продукции исходя из цен, которые действовали во время приобретения этой продукции;
2.    изготовление или реализацию продукции, которая не соответствует требованиям нормативных документов, — в размере пятидесяти процентов стоимости изготовленной для реализации партии товара;
3.    реализацию продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, но в документах отсутствуют регистрационные номера сертификата, — в размере пятидесяти процентов стоимости полученной для реализации партии товара;
4.    изготовление и реализацию продукции, которая не соответствует требованиям нормативных документов согласно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды, — в размере трёх процентов стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара;
5.    реализацию товара, срок годности которого, прошёл, — в размере двухсот процентов стоимости остатка полученной для реализации партии товара;
 Суммы штрафов начисляются в государственный бюджет.














Список используемой литературы

1.    «Научные труды». Этико-деонтологические аспекты профессиональной фармацевтической деятельности. Н.Ю.Калмыкова, Ю.Б.Войтехович.
2.    Проф. Дюжарден-Бумец. Искусство прописывать рецепты.— С.-Петербург: Издание Н. П. Петрова, 2007.— 262 с.
3.    Левинштейн И. И. История фармации и организация аптечного де-ла.— М.: Медгиз, 2002.— 223 с.
4.    Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, К., 2001.
5.    Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
6.    Этика: Уч.пос./ Под ред. Т.В.Мишаткиной. – Мн: Новое знание, 2004
7.    Закон Украины о правах потребителя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.