ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ у детей, взрослых и пожилых
Энцефалопатия не означает какой-то конкретной болезни. В дословном переводе это «патология головного мозга». То есть под этим диагнозом могут пониматься все неконкретные или не совсем ясные жалобы, симптомы со стороны головного мозга. Например, комплекс жалоб и симптомов, состоящий из повышенной возбудимости, нервозности, головных болей, склонности к судорожным проявлениям, к нестабильному внутричерепному давлению, головокружения, тиков, некачественного сна, преходящих кратких нарушений зрения, неспособности сосредоточиться, негрубых нарушений памяти, отставания в развитии и т. д.
Напротив, такие неполадки, как воспаление мозговой ткани и оболочек головного мозга, травмы головного мозга, опухоли его и т. п., выделяются в самостоятельные, четко очерченные болезни, имеющие определенные названия (энцефалит, арахноидит, сотрясение, ушиб, контузия и т. п.).
Энцефалопатией страдают не только самые маленькие дети, но и подростки, и взрослые люди. Поскольку у взрослых комплекс мозговых жалоб и симптомов связан, как правило, с уже сформировавшимися конкретными болезнями (гипертония, гипотония, вегетодистония, грубая патология шейного отдела позвоночника, атеросклероз, сердечная недостаточность, травма и т. п.), то в такой ситуации принято говорить не отдельно об этих симптомах, а о ведущем диагнозе. У маленьких детей часто явного подобного диагноза нет, а комплекс симптомов есть. Каким бы ни был этот комплекс, его объединяют общим названием — энцефалопатия.
У самых маленьких детей часто причиной энцефалопатии считается родовая травма или гипоксия. Однако мой опыт показывает, что это не совсем так. Есть немало детей, имевших родовую травму, но не имеющих в последующем энцефалопатии, и более того, есть дети, не имевшие травмы, но имеющие в последующем даже грубую энцефалопатию. Этот факт, а также само разнообразие и порой сложность симптомокомплекса энцефалопатии, а главное, возможность с помощью системной диагностики заглянуть в глубинную суть этой проблемы, ясно показывают, что энцефалопатии — это не только, а часто не столько, проблемы головного мозга. Это всегда проблема всего организма. К сожалению, в реальной практике забвение этого приводит к упрощенной и малоэффективной борьбе с отдельными мозговыми симптомами.
Следует не забывать, что голова не существует сама по себе; всем необходимым от кислорода, до белков, жиров, углеводов, минералов, стабильного внутричерепного давления и т. д., ее обеспечивает весь организм, а точнее, все внутренние органы: и почки, и печень, и кишечник, и сердце, и щитовидная железа, их д.
Поэтому и случаются такие ситуации, когда ребенок после родовой травмы не имеет энцефалопатии, а другой имеет, даже не получив родовой травмы. Просто у первого настолько прочен весь организм, что это позволяет центральной нервной системе (ЦНС) быстро восстановиться, а у второго масса скрытых проблем в организме делает нездоровой ЦНС. В этом случае множественные проблемы в организме могут давать и много других болезненных проявлений. Не случайно большое количество детей с энцефалопатией имеют еще ряд жалоб со стороны пищеварительной, мочевыводящей, сердечно-сосудистой систем.
Определенное значение имеет и генетическая (наследственная) прочность самой ЦНС (т. е. наследственное совершенство ее отдельных структурных элементов, сосудистой сети). У двух детей, получивших одинаковую родовую травму, но имеющих изначально разную степень структурного совершенства ЦНС, или имеющих изначально разную степень структурного совершенства ряда внутренних органов, энцефалопатия может протекать совершенно по-разному и иметь разную степень тяжести и различный прогноз.
В моей практике дети с энцефалопатией составляют достаточно большую группу и лечение всего организма, первопричины энцефалопатии, дает в этих случаях исключительно хорошие и достаточно быстрые результаты.
Исходя из кратких вышеизложенных соображений, вы, конечно же, понимаете, что уникальность каждого ребенка, неповторимость сложных нарушений в организме, лежащих в основе энцефалопатии, требуют и строго индивидуального диагностического и лечебного подходов. Поэтому для успешного решения этой проблемы необходима индивидуальная системная диагностика.
Что касается детей с отставанием в развитии, даже в грубых случаях, то положительные результаты при системной терапии появляются уже в первые дни лечения. В моей практике у одной из таких пациенток — девочки восьми лет не просто с отставанием в развитии, а с олигофренией в стадии дебильности, — уже со второго дня после начала выполнения моих рекомендаций стал спокойным сон, прекратились судорожные мышечные подергивания, улучшился аппетит, всего через неделю к ее скуднейшему словарному запасу добавилось несколько новых глаголов. Не касаясь подробных описаний, скажу лишь, что за время лечения с ребенком произошли разительные изменения, которые просто невозможно получить без системной терапии. Объясняется это тем, что проблема отставания не является проблемой только головного мозга.
Более того, нередко собственно изменения в центральной нервной системе не имеют преобладающего значения. По моим наблюдениям, у большинства подобных детей непосредственные изменения в ЦНС занимали не 100, а от 10 до 60 процентов причинности, остальные 90-40 процентов приходились на комплекс различных хронических органных дисфункций, отрицательно влияющих на состояние ЦНС.
Повторюсь, здесь важно понимать простую вещь: центральная нервная система сама по себе не существует, она полностью зависит от кишечника, почек, сердца, поджелудочной железы, печени и т. д.
Поэтому любые мероприятия только для ЦНС могут дать лишь ограниченный эффект, чаще всего недостаточный для того, чтобы переломить ситуацию. Кроме того, как вы уже знаете, важно иметь в виду, что патология органов может иметь характер хронической дисфункции, а не обязательно явно выраженный клинический характер, равный болезни. К сожалению, даже когда лечащий врач и задумывается не только о ЦНС, но и обо всем организме и направляет ребенка на консультации к узким специалистам, те, не выявляя органных дисфункций, делают заключение об отсутствии явных болезней, диагнозов, и ребенок остается без необходимого лечения.
Здесь мне попутно хотелось бы отметить еще одно важное обстоятельство. Дело в том, что, даже если узкие специалисты и обнаруживают что-то меньшее болезни, они ничего не могут поделать, ведь таблеток от дисфункции не существует. Здесь требуется принципиально иное понимание проблем здоровья вообще, которое дает иное понимание подходов к лечению и эффективному использованию методов и средств, не применяемых в официальной медицине.
О судорожном синдроме и эпилепсии поговорим чуть подробнее из-за трагизма этого недуга — с одной стороны, и явно упрощенного, в значительной мере неправильного и потому неэффективного подхода к его лечению в официальной медицине — с другой стороны, и реальной возможности получения высоких результатов лечения — с третьей стороны.
Общепринятое представление о наследственном или приобретенном эктопическом очаге возбуждения в ЦНС при эпилепсии и судорожном синдроме как причинном факторе содержит лишь малую долю истины. Именно поэтому работа с этой малой долей, тем более исключительно на симптоматическом уровне (противосудорожные средства), не дает должного результата.
На самом деле в каждом конкретном случае данного заболевания складывается свой уникальный причинный комплекс, не разобравшись в котором и не занимаясь которым хорошего результата ждать не приходится. Во-первых, сам очаг возбуждения в ЦНС делает лишь частичный вклад в судорожный синдром, нередко небольшой вклад. Поскольку, как уже говорилось выше, ЦНС полностью зависит от всего организма, получая все необходимое не из пространства, а от всех органов, то нередко имеет место ситуация, когда очаг возбуждения может существовать, но не реализовываться, быть скомпенсированным много лет или даже всю жизнь достаточно высоким уровнем общего здоровья, хорошей функцией основных органов. Например, кишечник обеспечивает хорошую всасываемость питательных веществ, надпочечники и вегетативные центры обеспечивают адекватность реакций организма на стрессовые воздействия, печень, почки обеспечивают оптимальную дезинтоксикацию организма, сердечно-сосудистая система не создает проблем кровообращения в ЦНС. И наоборот, имеют место ситуации, когда патологический очаг в ЦНС — не грубый, не способный сам по себе дать эписиндрома, но его реализации способствует фон грубых нарушений в организме из-за дисфункции перечисленных органов и систем. В этом случае плохое питание ЦНС, нестабильность внутричерепного давления, слабость и неадекватность антистрессовых механизмов, хроническая интоксикация, нарушения артериального и венозного кровотока выходят на первый план и работа с ними дает хороший результат.
Помимо всего отмеченного, следует иметь в виду, что сам очаг судорожной готовности в ЦНС — не один и тот же у всех больных и не обязательно имеет характер постоянного полноценного очага. Нередко как такового очага нет, имеется лишь комплекс сосудистых и обменных нарушений диффузного характера с максимальными изменениями в части этого комплекса. Реализация этого «очага» происходит при соответствующих внешних воздействиях: стресс, перегрев, физическая перегрузка, недосыпание и т. д., декомпенсирующих организм в его слабых звеньях, что приводит к ухудшению питания ЦНС и кровообращения в ней, нестабильности внутричерепного давления. В такие острые моменты в диффузном «очаге» может формироваться истинный временный очаг эктопического возбуждения, дающий судорожный приступ. Следовательно, если у такого больного свести до минимума различные церебральные нарушения, то в острые моменты уровень компенсации будет достаточным, чтобы не формировался истинный очаг.
Сделать это можно только за счет работы со всем организмом, поскольку нет органа, который бы не участвовал в обеспечении комфорта центральной нервной системе. При этом любые частные меры непосредственно для самой ЦНС также необходимы, но не имеют исключительного значения.
После всего вышесказанного вам вполне понятно, почему я всегда настойчиво говорю о необходимости индивидуальной системной диагностики при любой проблеме со здоровьем для максимально эффективного лечения, оздоровления или профилактики. Это также объясняет, почему я не склонен давать заочных рекомендаций, как это широко принято в популярных публикациях и как того непременно хотят все больные — получить в газете или журнале «волшебный рецепт». Единственным волшебным рецептом является кропотливая работа врача и больного, основанная на индивидуальной диагностике, дающей индивидуальную программу лечения. Только в этом случае можно говорить о настоящей медицине и о ее возможностях. При этом я имею в виду свою системную диагностику, позволяющую выявлять причину болезни. Непонимание этого приводит иногда к таким абсурдным для меня ситуациям, когда пишет письмо или звонит больной и говорит: а зачем мне приезжать на диагностику, когда известно, что у меня диагноз — эпилепсия (или бронхиальная астма, или любая другая болезнь); дайте, пожалуйста, мне рекомендации.
Дело именно в том, что у каждого человека своя системная причина эпилепсии и прочих болезней, и, если не заниматься именно этой индивидуальной причиной, максимального эффекта не получится.
Сейчас же я постараюсь дать вам некоторые рекомендации, которые, не принося вреда, будут весьма полезны всем детям с отставанием в развитии, а также всем с энцефалопатией и судорожным синдромом.
Думаю, что даже в таком общем виде многим детям они принесут эффекта больше, чем все выпиваемые таблетки для головы.
1. Постоянно делайте массаж головы руками и мягкой щеткой (ребенку, а также всем с судорожным синдромом — легкий, приятный, успокаивающий массаж).
2. Обучитесь элементарным приемам общеоздоравливающего мягкого массажа, но при этом в конце процедуры делайте дополнительный акцент на затылочной области, шее и вверху поясницы (выше талии).
3. Постоянно пейте лечебный чай из смеси трав: чабрец (1 объёмная часть), душица (1), ромашка (1/3), мята (1/5), мелисса (1/5), лист брусники (1/5), клевер (1/3), шишки хмеля (1/4), цветы липы (1/4), пустырник (1/6), лист березы (1), корень аира (1/6), корень одуванчика( 1/3), плоды красной рябины (1/3), ягоды клюквы по вкусу. Если отмечается плохой аппетит, то добавьте ещё тысячелистник (1/6), подорожник (1/7). Если отмечается повышенная судорожная готовность, то добавьте полыни (1/20), донника лекарственного (1/5).
Измельчите эти травы руками, смешайте в указанной пропорции, затем берите 1/2 кофейной ложки смеси на 1/2 стакана кипятка для детей до полугода, 1 кофейную ложку смеси для детей от полугода до 2 лет, 1 чайную ложку смеси для детей от 2 до 5 лет, 1 десертную ложку смеси для детей от 5 до 8 лет и 1 столовую ложку без горки для детей от 8 до 13 лет. Взрослым — полную столовую ложку смеси трав. Детям постарше воды можно брать больше, но столько, чтобы ребенок легко выпивал данный объём за сутки. Настаивать травяной сбор следует в термосе или чайнике не менее 0,5-1 часа (лучше 2-3 часа), затем процедить, добавить что-нибудь сладкое и произвольно выпивать за сутки. Затем снова заварить и так пить длительно, месяцами (это позволяет малая доза трав). Иногда можно делать произвольные перерывы по 1 -2 дня.
4. Перед сном делайте мягкий массаж стоп с подсолнечным маслом и выпивайте немного чая из ромашки с мёдом, или из липового цвета, или 1 таблетку валерианы, или тёплое молоко с мёдом.
5. Постоянно используйте эфирные масла имбиря, ромашки, герани, лаванды, грейпфрута, лимона, ладана, розмарина для лёгкого нанесения на кожу 1 -3 раза в день или для ароматизации воздуха. На кожу наносится маленьким детям 1 капля смеси этих масел, растворённая в небольшом количестве детского лосьона, более старшим детям 1 -3 капли, взрослым до 6 капель смеси.
6. Постоянно выполняйте асаны из хатха-йоги: березку, стойку на голове, змею, плуг, кузнечик, собаку, рыбу. С маленькими детьми можно ими тировать эти асаны в игровой форме. Детям постарше можно делать позы по-настоящему. Конечно, эти асаны максимально эффективны при их правильном выполнении и с правильным дыханием, и ни в коем случае нельзя надрываться при их выполнении.
7. Регулярно делайте акупрессуру (точечный массаж). Точки, к сожалению, я дать вам заочно не могу, придется подбирать по брошюрам, ориентируясь на свои жалобы и все известные диагнозы. Надавливать на точки маленьким детям следует не очень грубо, а по времени — сколько позволят. Более старшим детям — достаточно сильно и до 20-60 секунд. Для продления эффекта можно наносить на точки немного раздражающих мазей (например, бальзам «Золотая звезда»). Акупрессуру можно делать 1 -2 Раза в день.
8. Поскольку во всех случаях энцефалопатии присутствует вегетативный дисбаланс, необходимо постоянно тренировать вегетативные центры.
Для этого очень эффективны контрастные процедуры. Главное, делайте их без насилия, т. е. не обязательно чередовать горячий и холодный душ, можно горячий и прохладный или даже слегка прохладный, так, чтобы ребенок не отказывался от этой процедуры, а взрослый человек не чувствовал чрезмерного напряжения.
9. Продолжайте регулярно проводить курсы сосудисто-трофической мозговой терапии, назначаемые педиатром и невропатологом. Это будут единственные ваши таблетки. Они не решают всех проблем, но необходимы, Это такие средства, какстугерон, кавинтон, ноотропил, глютаминовая кислота, церебролизин, пантогам, глицин и другие. При этом стугерон, кавинтон, церебролизин при эписиндроме применяйте с осторожностью, либо вообще не применяйте.
10. Наконец, вам или вашему ребенку требуется побольше свежего воздуха и спокойная обстановка.