--PAGE_BREAK--Режим дня
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристские походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное голодание.
А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо как можно больше гулять.
Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для7—8 лет она составляет11,5—II ч,9—10 лет—10,5—10 ч,II—1; лет— 10 ч,13—15 лет—9,5 ч и16—18 — 8,5—8 ч Полноценный отдых во время сна наступает толь ко в том случае, если сон достаточно глубок. А дл; того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно1 то же время, перед сном избегать шумных игр, я{ кого света, хорошо проветривать комнату, оставлять открытой форточку на ночь.
Берегите зрение!
Отчего у некоторых развивается близорукость и можно ли ее предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, которые помогают сохранить зрение.
Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока, а когда смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор,— прекрасный отдых для глаз. У жителей степей, например, необычайно острое зрение.
При чтении и письме книги и тетради должны находиться на расстоянии не ближе30смот глаз. Это условие не соблюдается при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа в неблагоприятных условиях создает привычку рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.
Первое условие нормальной работы глаз— хорошее освещение. Освещенность непосредственно у окна в6—8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует соблюдать и дома. На рабочем столе слева ставится настольная лампа мощностью40 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо в глаза, а освещал лишь книгу, тетрадь.
Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно читать лежа.
Близоруким необходимо носить очки, которые назначает врач, они предупреждают переутомление глаз и ухудшение зрения.
Глаза следует беречь от травм, которые нередко бывают причиной слепоты. Иногда ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки. Некоторые ребята, играя, пускают в ход палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к непоправимому несчастью.
В мастерских и на предприятиях должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т. д.). Нельзя сдувать опилки и стружки, так как они могут попасть в глаза. Рабочие места ограждаются специальными щитами.
Это очень важно
Осанка—это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Как это ни? странно, некоторые молодые люди считают такую осанку и расхлябанную походку красивой. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника.
Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту: стул по высоте подбирается так, чтобы стопы всей поверхностью опирались о пол, а бедра и голени были согнуты под прямым углом. Если стул высок, под ноги устанавливается скамейка или брусок дерева. Если он низок, ножки стула удлиняются на необходимую высоту. Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до поверхности книги, тетради в30—35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула по отношению к столу позволяет сидеть прямо. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на3—5 см. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони.
Часто Плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника.
Нарушается осанка и при недостаточном освещении, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.
Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку; в комплексы гимнастических упражнений включаются корригирующие (исправляющие) упражнения. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.
Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой. Более выраженные и стойкие изменения требуют специальных занятий и лечения.
При поражении какого-либо одного отдела позвоночника страдает весь позвоночник, поэтому лечебная и оздоровительная физкультура при остеохондрозе должна состоять из комплекса упражнений для всего позвоночника с обязательным учетом стадии заболевания и включать специальные упражнения для пораженных отделов позвоночника.
Для всех больных остеохондрозом полезен массаж, самомассаж, упражнения в воде, плавание, особенно стилем брасс и на спине. Полезны упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, которые включены в комплексы упражнений. При напряжении мышц усиливается сдавление нервных корешков и ухудшается кровоснабжение межпозвонковых дисков. Поэтому так важно включать в занятия упражнения на расслабление, которые надо чередовать со специальными упражнениями.
Упражнения на расслабление.
1.Исходное положение (и. п.)— стоя. Поднять руки вверх, расслабить кисти, предплечья, плечи, уронить руки вниз вдоль туловища, слегка наклонив голову и плечи вперед, покачать расслабленными руками.
2.И. п.— стоя, ноги на ширине плеч. Перенеся тяжесть тела на правую ногу, приподнять, встряхнуть и расслабить левую; то же правой ногой.
3.И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть руки в локтях с опорой на них, ноги— в коленях с опорой на стопы. Расслабить и разогнуть в колене правую ногу, расслабить и разогнуть в колене левую ногу.
Больным остеохондрозом полезно спать на полужесткой постели, например, на деревянный щит положить ватный матрац толщиной10см.
Задачи лечебной и оздоровительно-массовой физкультуры при остеохондрозе шейного отдела позвоночника— снять спастическое напряжение мышц шеи, снизить болевые ощущения, которые передаются из шейного отдела позвоночника на плечевой пояс, укрепить мышечно-связочный корсет позвоночника, восстановить нормальную амплитуду движений в суставах шейного отдела и плечевого пояса.
При сильных болях в первые две недели следует избегать резких движений в шейном отделе позвоночника. Движения должны быть медленными, плавными, чтобы не вызывать усиления болевых ощущений. При патологической подвижности позвонков можно пользоваться ватно-марлевым воротником, который вам поможет сделать врач или инструктор по лечебной физкультуре.
С первых процедур лечебной физкультуры вводят упражнения для укрепления мышц шеи.
И. п.— лежа на спине, на животе или на боку. Приподнять голову над кушеткой и стараться удержать ее в этом положении 2—5 секунд. Отдых— 20 секунд. Повторять8—10 раз.
И. п.— сидя за столом. Облокотившись подбородком на согнутые руки, оказывать давление на руки в течение10 секунд, пытаясь при этом наклонить голову вперед. Отдых— 20 секунд. Повторять8—10 раз.
И. п.— то же. При нажатии на затылок сплетенных в замок рук оказывать головой сопротивление в течение10 секунд. Отдых—20 секунд. Повторять 8—10 раз.
При уменьшении болей можно приступать к выполнению комплексов1, 2. По мере их освоения при хорошем самочувствии переходят к упражнениям
с отягощениями (комплекс3).
Задачи лечебной физкультуры при остеохондрозе грудного отдела позвоночника— укрепление мышц спины с целью формирования правильной осанки, восстановление нормальных физиологических изгибов позвоночника, укрепление дыхательных мышц и мышц плечевого пояса. Дыхательные упражнения.
1.И.п.— стоя, поднять руки через стороны вверх—вдох, возвратиться в и. п.— выдох.
2.И. п.— стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Отводя руки в стороны и вверх, прогнуться в груди— вдох, наклоняясь вперед и переводя локти вперед— удлиненный выдох, возвратиться в и. п.—-пауза.
З. И.п.—лежа на спине, кисть одной руки на груди, другой— на животе. Глубокий вдох (кисти вместе с движением передней стенки груди и живота приподнимаются), глубокий вдох (кисти опускаются). Это же упражнение можно производить с произнесением на выдохе шипящих звуков «ш-ш-шш», «х-х-хх»,«ф-ф-фф».
4.И. п.— лежа на спине. Развести руки в стороны— вдох, на медленном выдохе кистями рук надавливать попеременно на нижние и средние отделы грудной клетки.4—5 раз.
5.И. п.— стоя, руки на поясе. Подняться на носки, прогнуться с одновременным подниманием рук вверх, умеренный вдох, на медленном выдохе опуститься на всю ступню, уронить руки, наклонить туловище, голову и расслабиться.4—5 раз.
6.И. п.— сидя. Вдох, на выдохе наклоны головы вперед, назад, возвратиться в и. п. Вдох, на выдохе наклоны головы в стороны. Дыхание не задерживать. 8—10 раз.
При появлении болей надо снизить нагрузку.
Очень полезны при грудном остеохондрозе упражнения с гимнастической палкой и гантелями. При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы позвоночник, разгибаясь в грудном, н не разгибался одновременной в поясничном отделе. Чтобы избежать этого, при выполнении упражнений в и. п.— лежа на животе под живот подкладывают ватно-марлевый валик, препятствующий перегибанию позвоночника в поясничном отделе.
Если ваша работа связана с длительным пребыванием в положении сидя, необходимо в течение дня несколько раз менять позу, отдыхать, откинувшись на спинку стула, по2— 3 минуты. Полезна ходьба по комнате через каждые час-пол-тора работы, физические упражнения, самомассаж мышц спины и груди (поверхностное и. глубокое поглаживание, растирание, прерывистая вибрация, похлопывание) в течение1,5— 2 минут.
Можно выполнять следующие упражнения.
И. п.— сидя на стуле, надавливать лопатками, поясницей на спинку стула; держась руками за сиденье стула, попытаться приподнять себя; опираясь на края сиденья стула, попытаться приподняться вместе со стулом; поставив локти на стол, оказывать ими давление.
И. п.—стоя, касаясь спиной стены, давить на нее, попеременно ягодичными мышцами, поясницей, лопатками.
После каждого проведенного упражнения необходимо расслабить мышцы и сделать небольшую паузу для отдыха. В течение занятия молено повторить одно упражнение4—5 раз или выполнить по1 разу каждое упражнение.
По мере стихания болей можно приступать к выполнению комплексов упражнений4, 5. Освоив эти комплексы, переходят к упражнениям с отягощением, которые даны в комплексе3.
Лечебная и оздоровительная физкультура при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника имеет свои особенности.
Когда человек находится в вертикальном положении, внут-ридисковое давление в пораженном межпозвонковом диске вдвое больше, чем в горизонтальном положении. Поэтому в острой стадии заболевания предпочтительны упражнения из и. п. лежа на спине, на животе, на боку и стоя на четвереньках. Хороший эффект дают упражнения в воде.
Покой и разгрузка пораженного отдела позвоночника в этом периоде заболевания создают условия для рубцевания трещин и разрывов фиброзного кольца, что может явиться залогом выздоровления. Задачи лечебной и оздоровительной физкультуры направлены на расслабление мышц туловища и конечностей, улучшение кровоснабжения межпозвонковых дисков, укрепление мышечно-связочного корсета позвоночника.
Очень полезно такое упражнение: лежа на спине (на кушетке), ноги согнуты в коленях. Давить поясничной областью на кушетку. Это упражнение можно усложнить за счет одновременного напряжения ягодичных мышц. При стихании болей можно приступать к выполнению комплексов упражнений6, 7 и8.
Комплекс1
Комплекс, разработанный врачом мастером спорта международного класса В. Челноковым, применим как при непосредственном лечении остеохондроза, так и для его профилактики. Выполнять упражнения лучше ежедневно. Разумеется, если нет обострения заболевания.
1.И. п.— сидя на стуле (сохраняется для первых8 упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы— влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5— 10 раз.
2.Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный.5—10 раз.
3.Запрокинуть голову назад, -одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный.5—10 раз.
4.Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Голова и ладонь неподвижны. Давление— 10 секунд, отдых— 20 секунд.5 раз.
5.Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Давление— 10 секунд, отдых— 20 секунд.5 раз.
6.То же с другой стороны.
7.Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении10 секунд, расслабление—15 секунд. б раз.
8.Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы.5—7 минут.
9.И. п.— лежа на спине (упр. с 9-го по 15-е выполняются из этого и. п.), руки под головой. Давить головой на руки (темп медленный)— выдох. Расслабиться— вдох.10 раз.
10.Руки на поясе. Поочередное сгибание и разгибание ног, не уменьшая прогиба поясницы. Стопы от пола не отрывать. По10 раз каждой ногой.
11.Руки на поясе, ноги согнуты. Прогнуться, поднимая таз— выдох, и. п.— вдох.10—15 раз.
12.Согнуть ноги и прижать к животу, обхватить их руками, голову к коленям— выдох, и. п.— вдох.10—15 раз.
13.Руки в стороны. Мах правой ногой, левой рукой достать до правой стопы. То же— другой ногой и рукой. По10 раз каждой ногой.
14.Руки на поясе. Поднять прямые ноги до угла90 градусов— выдох, опустить— вдох. 15 раз.
15.Руки на голову. Левая нога и рука в сторону— вдох, и. п.— выдох. То же— другой ногой и рукой. По10 раз каждой ногой.
16.И. п.— лежа на животе, гимнастическая палка на лопатках. Прямые ноги назад— вверх, голову и плечи поднять, прогнуться.15 раз.
17.И.п.—стоя на четвереньках (упр. с 17-го по 19-е). Не отрывая рук и коленей от пола, сделать «круглую» спину— выдох, и. п.— вдох.10 раз.
18.Выпрямить правую ногу— движение туловищем и тазом назад— выдох, и. п.— вдох. То же— левой ногой. По10 раз каждой ногой.
19.Повернуть спину и голову влево— вдох, и. п.— выдох. То же самое— вправо. По 10 раз в каждую сторону.
20.И. п.— стоя на коленях. Левую ногу вытянуть в сторону, и. п. То же— правой ногой. По 10 раз каждой ногой.
21.И. п.— сидя на коврике, ногу вытянуть перед собой, другую, согнув в колене, отставить в сторону. Наклониться вперед к вытянутой ноге, стараясь достать стопу руками. Поменять положение ног. По10 раз в каждую сторону.
22.И. п.— стоя. Присесть, отрывая пятки от пола, руки вперед— выдох, и. п.— вдох, 15 раз.
23.И. п.— стоя левым боком к опоре, левая прямая нога сзади. Правая— согнута и выставлена вперед, туловище прямое. Пружинистые покачивания. Поменять положение ног. По10 раз в каждом положении.
24.Вис на перекладине (в квартире ее можно укрепить в дверном проеме). Осторожно поворачивать таз попеременно вправо и влево. Не напрягать шею, плечевой пояс и спину— тело максимально расслаблено. Продолжительность виса40 секунд. Повторять несколько раз в день.
25.И. п.— стоя, палка в вытянутых вверх руках. Правую ногу вперед, палку на лопатки. То же— левой ногой. По10 раз каждой ногой.
26.Палка в вытянутых вверх руках. Палку на грудь, и. п. Палку на лопатки, и. п.10 раз. 27. Палка на груди. Наклон вперед, палку положить на пол— выдох, и. п.— вдох.10 раз.
28.Палка в опущенных руках за спиной (хват снизу), наклониться вперед, руки с палкой максимально назад, вверх— выдох, и. п.— вдох.10 раз.
29.Палка в вытянутых руках перед грудью. Достать палку махом левой ноги, затем— правой. По10 раз каждой ногой.
30.Мах левой ногой вперед, руки вверх— вдох, и. п.— выдох. То же— правой ногой. По10 раз каждой ногой.
31.Ноги на ширине плеч. Наклон вперед, коснуться правой рукой левой стопы, левая рука в сторону— выдох, и. п.— вдох. То же— к правой стопе. По10 раз к каждой ноге.
Разумеется, нет необходимости выполнять все упражнения в один день. Выберите по вкусу несколько на сегодня, несколько на завтра. Главное, чтобы в итоге каждое из предложенных трех десятков упражнений было вами пройдено хотя бы в недельный срок. Дело в том, что каждое движение рассчитано на определенную группу мышц, а все вместе— на полную проработку мышечного корсета спины и шеи. Потому система в целом и называется комплексом.
продолжение
--PAGE_BREAK--