--PAGE_BREAK--
7. Первые образовательные, специальные учебные заведения (18в)
В 1735 г. в селе Хорошёво под Москвой была открыта общеобразовательная конюшенная школа-пансионат на 50 человек. Эта школа размещалась при дворцовом конном заводе в 7-ми перстах от границ старой Москвы около Серебряного Бора (на месте села Хорошёво до наших дней сохранилась единственная постройка — церковь живо начальной Троицы, которая была сооружена в усадьбе Бориса Годунова в конце XVI века. чтению букваря, потом обучались письму (писать склады и слова), после чего усваивали арифметику, геометрию, тригонометрию. Такое общеобразовательное обучение длилось в среднем 6-7 лет. После того как они достаточно обучаться, их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для подготовки по различным специальностям: кузнечной, слесарной, кожевенной и др. Для обучения коновальной (ветеринарной) науке из окончивших Хорошёвскую конюшенную школу отбирали лучших учеников, кои в науке понятнее. Дальнейшую подготовку они проходили в школе Спасского духовного монастыря в Москве, где изучали латинский язык и лечебные травы. В школу принимали преимущественно детей конюшенных служителей в возрасте от 6 до 15-ти лет. Обучавшиеся получали провиант, деньги на питание и обмундирование. В программу обучения входило изучение трав и корневищ, необходимых для лечения внутренних и наружных болезней, приобретение навыков по изготовлению мазей и порошков, практические занятия по проведению кастраций, кровопусканию. Каждый ученик должен был ежедневно осматривать лошадей, при обнаружении больных отделять их от здоровых, содержать и лечить их в лечебных конюшнях. Кроме того, он обязан был уметь подковывать лошадей, приготовлять подковы и гвозди. После окончания теоретического и практического курсов ученики должны были держать экзамены. Сдача экзаменов носила торжественный характер. Проверялось умение диагностировать наружные и внутренние болезни, изготовлять подковы, расчищать копыта, пускать кровь, приготовлять лекарства и их применять. Ученикам, выдержавшим экзамены, выдавали аттестат и назначали на должность коновальных подмастерьев, и лишь затем, через некоторое время, коновалов. Система подготовки ветеринарных специалистов в России до 1710 года не была освещена в печати. В связи с этим колыбелью ветеринарного образования ошибочно считалась Лионская школа (Франция). Постановка ветеринарного образования в России в первой половине XVIII века была значительно лучше, чем во Франции в Лионской и Альфорской ветеринарных школах, где ветеринарная подготовка проводилась довольно примитивно. В 60-х гг. XVIII в. конюшенные школы были закрыты, а подготовка коновалов продолжалась ремесленным путём в конюшнях, в полках — путём практического обучения. Таким образом, во второй половине XVIII в. дело подготовки ветеринарного состава армии, за исключением Кадетского корпуса, сосредоточилось в руках опытных коновалов, которые обучали коновальных учеников.
8. Ветеринария в России в первой половине 19 в.
В первой половине XIX века Россия оставалась преимущественно аграрной страной, поставляя на европейский рынок в. основном продукты растениеводства (зерно, лён, пеньку и пр.). Основные причины медленного развития животноводства в России — массовый падёж сельскохозяйственных животных от заразных и незаразных болезней, слабая борьба с ними, антисанитарное и нерациональное содержание животных и их примитивное кормление, особенно у крепостных крестьян, незначительное количество ветеринарных специалистов. Обеспечением ветеринарного благополучия России, внутренней и внешней торговли в конце XVIII — начале XIX в. ведал медицинский департамент Министерства внутренних дел. Идея о необходимости подготовки ветеринарных специалистов по образцу медицинского образования в конце XVIII века овладела многими передовыми медиками, общественными и правительственными деятелями, которые считали, что в борьбе с эпизоотиями, болезнями животных в армии невозможно обойтись без специалистов, получивших систематическое образование, владеющих знаниями на уровне тогдашних достижений и практического опыта.
Русское правительство, побуждаемое громадными потерями скота из-за разорительных эпизоотии, поручило министру внутренних дел В.П.Кочубею внести предложение по созданию в России ветеринарных училищ. В Москве ветеринарное отделение создавалось за счёт денег конюшенного ведомства по настоянию оберштальмейстера графа Н.А.Зубова. Этот доклад был 25 августа 1803 г. высочайше утверждён Императором Александром! Видимо, эту дату следует считать началом организации ветеринарного образования в России. Для ветеринарии этот талантливо написанный документ, конечно, является историческим, так как предусматривает все основные моменты реализации задуманного министром создания первого очага высшего ветеринарного образования в России. Россия отстала с созданием ветеринарных училищ, в других просвещённых державах они уже были. Подготовку специалистов он предлагал организовать, по трём этапам: фундаментальные познания или приготовление в профессоры, второе — учение лекарское, третье — приготовление в коновалы или кузнецы,. Все три части предлагалось объединить в Петербургском скотоврачебном училище, где от организации учёбы может быть больше надежды на успех. Московское и Лубненское, расположенное в центре конных заводов, скотоврачебные училища осуществляют учение в лекари, коновалы и кузнецы. Кадры профессоров и преподавателей для этих двух училищ предполагалось готовить в С.-Петербурге, где скотоврачебное училище будет работать вблизи Медико-хирургической академии и на её базе.
9.Ветеринария в России во второй половине 19в
В организационном отношении ветеринария России не была самостоятельной, не было единой ветеринарной службы и руководящего органа. Небольшое количество врачей и фельдшеров находилось в разных ведомаствах. Контингент ветеринарных врачей не проводил какой-либо борьбы с заразными заболеваниями, а медико-полицейские меры по прекращению эпизоотий не были эффективными. К моменту создания самостоятельного Ветеринарного управления в структуре Министерства внутренних дел ветеринарная служба состояла из правительсвтенной, земской и городской.
-правительственная ветеринария- представляли специалисты, находящиеся на службе МВД. В круг обязанностей входила инспекторская работа в губерниях, областях и зонах деят-ти вет. учреждений, конроль выполнения ветеринарных законов и интсрукций. Постепенно правительственная ветеринария формировала собственные органы управления на местах, пополняя штаты ветеринарных специалистов.
-земская ветеринария-создание постоянной земской ветеринарии. Были так же созданы ветеринарные бюро, которые объединяли деятельность персонала губернии, собирали сведения о положении живоноводства, об эпизоотиях, амбулаторно-ветеринарной деятельности, о ходе страхования скота, годовых отчетах вет врачей, составляли сметы, рассматривали актты по отчуждению больных животных.
-городская ветеринария- объединяла городских вет специалистов.
10. Ветеринарное образование в 19в.
В ПЕРИОД КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ПОДГОТОВКУ ветеринарных врачей осуществляли пять высших учебных заведений: ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии, Варшавский, Юрьевский, Харьковский и Казанский ветеринарные институты.
Ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. Руководство академии мало интересовалось подготовкой ветеринарных специалистов и нередко высказывало сомнение в необходимости существования ветеринарного отделения. Несмотря на тяжёлые условия, Медико-хирургическая академия продолжала выпускать высококвалифицированных ветеринарных врачей, уровень подготовки которых не уступал уровню выпускников лучших иностранных учебных заведений, а во многом был даже выше. B 1866 г. была учреждена должность заведующего ветеринарным отделением, которую принял профессор И.И.Равич, в 1867 г. издано новое положение о Медико-хирургической академии, создана материальная база. В 1871 г. был утверждён новый учебный план, в котором специальные ветеринарные предметы объединены в четыре группы: зоотомия и физиология, патология и патологическая анатомия животных, зоофармакология и зоотерапия, зоохирургия. Был утверждён дополнительный штат и увеличен контингент преподавателей. Однако в 1879 г. в связи с преобразованием Медико-хирургической академии в Военно-медицинскую академию возник вопрос о судьбе ветеринарного отделения. Ликвидация ветеринарного отделения, по мнению ветеринарной общественности, нанесла серьёзный ущерб ветеринарной науке и ветеринарному делу, так как это было высоконаучное учреждение, из которого вышли лучшие в России научно-практические деятели, и закрытие этого отделения без всяких серьёзных оснований крайне вредно отразилось на ветеринарном образовании. Н.П.Пештич назвал 1883 год «одним из печальнейших в истории ветеринарного образования России».
Харьковский ветеринарный институт. Срок обучения в институте был установлен — 4 года, в школе — 3 года. B связи с недостатком профессорских кадров для педагогической работы были привлечены и введены в состав совета института профессора университета. В учебный план включались существенные и вспомогательные науки. Существенные науки делились на пять категорий:
Науки, изучающие животный организм в здоровом и больном состояниях (анатомия здорового и больного организма, физиология здорового и больного организма, сравнительная анатомия и наружный осмотр животного).
Науки, изучающие правила воспитания домашних животных, сохранение и восстановление здоровья (скотоводство, гигиена животных, фармация, фармакогнозия, фармакология, хирургические операции).
Применение ветеринарных пособий на практике (терапия, хирургия, клиника внутренних и наружных болезней как здоровых, так и больных копыт).
Ветеринарные сведения к повышению народного благосостояния (учение о повальных болезнях, ветеринарная полиция, судебная ветеринария).
Способы познания ветеринарной науки (энциклопедия, методология ветеринарных наук, история и литература).
--PAGE_BREAK--