Реферат по предмету "Медицина"


Профилактика наркомании и алкоголизма

--PAGE_BREAK--    Если обратиться к большому энциклопедическому словарю, то в нем мы находим следующее определение: наркомания (от греч. narke — оцепенение и мания) — болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон.     Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д.
    В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик — это вещество, удовлетворяющее трём критериям:

Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на центральную нервную систему.

Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.

Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.

    В медицинской энциклопедии алкоголизм определяется так: это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием[4].

    Впервые термин «Алкоголизм» был применен в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом (Хусс; М.Huss) для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков. В современном понимании биологическое и медицинское значение термина «Алкоголизм» неотделимо от его социального содержания. Однако не следует ставить знак равенства между пьянством (неумеренным потреблением спиртных напитков), как формой антиобщественного поведения, и алкоголизмом, как болезнью. Пьянство порождает алкоголизм, но не является болезнью.

    Наркоман — социальный труп. Он равнодушен к  общественным  делам. Его

ничто  не  интересует. Приобретение  и  употребление дурманящих  веществ становится смыслом его жизни. И еще одна особенность. Наркоманы  стремятся приобщить к своему увлечению  других. Недаром  наркоманию  иногда  называют эпидемическим неинфекционным заболеванием. Кратковременный  период иллюзии после приема  дурмана  сменяется  нарушением  сознания,  судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение  от общества. Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди  детей, родившихся у наркоманов,  велик  процент  аномалий  в  развитии,  врожденных уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу  затраченные  на его  воспитание  и  образование  средства, не участвует в производстве.

    Медицинское его обслуживание и лечение  дорого  и  малоэффективно. В  среде наркоманов  нередки  попытки к самоубийству, главным образом   путем сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия  одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и  интересы.

    Человек утрачивает  родственные   чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание  и  серьезные недомогания делают обременительными  учебу  и  работу,  ведут  наркоманов  к тунеядству. Под влиянием общественного мнения  наркоман  вынужден скрывать свой  порок. Он  ищет  поддержку  в  какой-либо   группе,  которая приняла бы его. Обычно это, так называемые, отбросы общества;  присоединяясь к   ним, наркоман сам исключает себя из    прежнего    коллектива. Наконец, наркомания  ведет  к  крайнему  истощению  организма,  значительной потере массы  тела  и  заметному  упадку  физических  сил. Кожа становится бледной и  сухой,  лицо  приобретает  землистый  оттенок,  появляются  также нарушения  равновесия  и  координации  движений. Развивающийся  порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозах[5].

Необходимость  постоянного их добывания толкает наркомана на путь

преступления:  кражи, взломы аптек, подделки  рецептов, даже убийства.

    Наркотики сегодня всюду. Они пришли в школы, колледжи, на дискотеки  и молодежные вечеринки, в воинские части и бизнес — клубы. Посмотрите вокруг внимательно. Не сидят ли в вашем дворе подростки, заснувшие с сигаретой в руках, которая вот-вот обожжет пальцы?  Вы  думаете, они пьяны? Разбудите их — алкоголем и  не  пахнет. Случайность? А зачем этому парню «Трамал», который он купил  без  рецепта в соседней аптеке? А откуда  в подъезде этот запах, как будто жгли прошлогоднюю траву? Почему во дворе  под снегом инсулиновые шприцы? Спросите у дворника  и слесаря, сколько  их  в подвалах и на чердаках. Что это — эпидемия  диабета? Нет,  это  эпидемия наркомании. Невольно возникает   вопрос: почему наркомания  пускает свои  корни особенно успешно в молодежной   среде? Именно потому, что подростковый  возраст — период выбора самостоятельного образа жизни  и собственных  ценностей,  период  отрицания принятых  критериев,  авторитетов,  когда  возрастает  значение  микросреды, товарищей, стремление не отстать от сверстников. Плюс любопытство,  скука  и слова  уже  сформировавшихся  наркоманов  о  том,  какое это удовольствие.

Подталкивает нездоровая обстановка в семье, когда  дети  нередко  становятся жертвами побоев, скандалов, оскорблений.

    Молодежная среда сейчас,  увы, считает нормой времяпрепровождение с наркотиком. Мало того, в некоторых  молодежных  течениях  потребление наркотиков — ритуал,  реализация  жизненной  концепции, символ,  сближающий группу людей и противопоставляющий ее остальным. Но что же это за группа? Наркотическая группировка — это неформальная группа людей, объединенных общими наркотическими интересами. Такой  группой может стать подростково — юношеская компания, участники   которой   начали употреблять наркотические вещества, или же она изначально формируется  на  основе  общей потребности в этих веществах. Человека,  начавшего  употреблять  наркотики, сближает  с  группой  наркоманов  наркотическая  взаимопомощь. Они имеют возможность вместе доставать зелье и, отгородясь ото всех, употреблять его.

    В  Краснотурьинском ОППН состоит 28 подростковых потенциально  — криминальных группировок, в  состав  которых входит около 80 человек.  В прошлом  году  из  этих  групп  были  изъяты  путем  переориентации  их   на положительные интересы 28  детей. В 1998 году был зарегистрирован рост рецидивной преступности несовершеннолетних. Повторно совершили  преступления 26 подростков, часть из которых совсем недавно вернулись  из  воспитательных колоний, причем на свободе они пробыли неизмеримо меньший срок. В городе было проверено 431 место концентрации беспризорных. Проведена работа 732 подростками. Выявлено 98 беспризорных. С каждым годом увеличивается количество родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей. В 1998 году привлечено к административной ответственности 199 родителей (166 — в 1997 году).

    В 1997 году в городе Краснотурьинске к уголовной ответственности

привлечено 135 подростков. Из числа привлеченных к уголовной  ответственности  44  подростка  до совершения преступления употребляли наркотические или токсические  вещества, 21 несовершеннолетний  в момент  совершения  преступления   находились в нетрезвом состоянии и 1 подросток в наркотическом опьянении.

    Основной долей преступлений, совершенных  подростками, которые  ранее употребляли  наркотические  вещества, были кражи, грабежи,   разбойные нападения, хулиганство и угон автотранспорта. Наркомания  -  это не только тяжелая болезнь, а еще огромное несчастье, трагедия для тех, кто втянулся  в это, для родителей этих подростков и других близких им людей. Подросток, употребляющий наркотики, теряет свою личность, страсть  к  наркотикам ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение,  помыслы, решает его судьбу. И не зависимо от того, каким был подросток до того, как встал на этот пагубный путь, примерным  сыном  и  успевающим  учеником  или отпетым  хулиганом,  к  концу этого пути он придет  безвольным,  лживым, опустившимся, деградированным и  изможденным  физически  человеком.  Желание получить очередную дозу заставляет их  переступать  через  боль  и  отчаяние самых дорогих и любимых людей, родителей[6].

    Нередко мы сталкиваемся с тем, что первая кража у начинающего наркомана была совершена в своей же квартире. Уносят из дома ценные  вещи  и сдают их за бесценок. Некоторые родители стараются не выносить сор из  избы, сначала стараются испробовать собственные, традиционные, чаще всего силовые методы воспитания. Но уже в этот момент надо обратиться,  а помощью  к специалисту. На консультацию к врачу-наркологу,  в ОППН. В ОППН  инспектора могут  такому  подростку на примере  других  показать, к чему  приводит наркомания.

    Причин, по которым подростки пробуют наркотики, много, но основная  из них это бесконтрольность со стороны  родителей,  излишняя  свобода,  которая оборачивается бездельем. Родители при этом имеют обыкновение сваливать  вину на школу или «улицу», забывая, что главную ответственность за своих детей несут именно  они. Никакая школа или  другая  общественно-воспитательная организация не заменит примера родителей и семейных  традиций. В некоторых семьях процесс воспитания заключается лишь в том, что ребенок одет,  обут  и накормлен, при этом не знают, с кем ребенок проводит свободное время и где. Таким образом, для предотвращения детской наркомании  нужно  в  первую очередь проводить профилактические беседы с родителями,  т.к.  именно они несут ответственность за будущее своих детей.
     1.2Физиологические, психологические особенности развития подростков, лежащие в основе алкоголизма и наркомании. Факторы риска

Употребление психоактивных ве­ществ — это проблема, связанная с особенностями индивида, ок­ружающей его среды и с характером взаимодействия между ними. Обследования, проводящиеся в различных регионах мира, показы­вают, что многие подростки подвержены риску формирования у них наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким, как ювенальная депрессия, суицидальное девиантное и делинквентное поведение, алкоголизм и наркомания. Поэтому, опреде­ляя причины употребления психоактивных веществ подростками и молодежью, мы прежде всего, имеем в виду специфический фено­мен, представляющий собой совокупность самых разных проблем, таких, как семейное неблагополучие, а также нарушения комму­никации в семье и в среде сверстников, уходы из дома, плохая успеваемость и прогулы, ранняя беременность и др. Как правило, психоактивные вещества употребляют подростки с различными на­рушениями психики и поведения или с физическими недостатка­ми[7]. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер с целью предотвра­щения негативных исходов и усиления позитивных результатов раз­вития человека.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков или алкоголя, называются фак­торами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятель­ства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребите­лем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной обществен­ной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактив­ного вещества. Так, факторами риска употребления психо­активных веществ могут быть:

— проблемы, связанные с физическим или психическим здо­ровьем;

— употребление родителями психоактивных веществ;

— высокий уровень семейного стресса, семейная нестабиль­ность, низкий уровень дохода в семье;

— личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интел­лекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);

— ранняя сексуальная активность, подростковая беремен­ность;

— проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;

— регулярное общение со сверстниками, употребляющими пси­хоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;

— невысокое качество медицинской помощи;

— недоступность служб социальной помощи;

— высокий уровень преступности в регионе. Факторами защиты от риска употребления психоактив­ных веществ, или протективными факторами, могут быть:

— стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теп­лые, доверительные отношения в семье;

— средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;

— высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного ре­шения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устой­чивость к негативному влиянию сверстников, умение контроли­ровать свое поведение;

— высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, фи­зическое и психическое благополучие;

— соблюдение общественных норм в употреблении психоак­тивных веществ;

— высокое качество медицинской помощи;

— низкий уровень преступности в регионе;

— доступность служб социальной помощи.

    Обычно человек начинает употреблять психоактивные веще­ства под воздействием не только одного фактора. В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факто­ров защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формиро­ванию зависимости от психоактивных веществ.

    Исследованиям факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Н.А.Сиротой [1990] разработана классификация факто­ров риска возникновения и развития наркомании в подрост­ковом возрасте.

 1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

— патологически протекавшая беременность у матери;

— хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;

— хронические и острые тяжелые психические травмы в пери­од беременности;

— патологически протекавшие роды;

— задержки нервно-психического развития в раннем воз­расте;

— нервно-психические отклонения в раннем детстве.

 2. Факторы наследственной отягощенности:

— психические заболевания;

— алкоголизм;

— наркомания.

 3. Факторы нарушенного онтогенеза:

— черепно-мозговые травмы;

— психотравмы;

— тяжелые соматические заболевания.

 4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспи­тания:

— неполные, распавшиеся семьи;

— отсутствие семьи;

— деструктивные семьи;

— воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками);

— психопатологические личностные или акцентуированные ха­рактерологические особенности родителей.

 5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

— формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарас­тающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

— избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

— формальное отношение к внутрисемейным проблемам, иг­норирование их;

— снижение успеваемости;

— нарушения школьной дисциплины;

— неполноценность коммуникативных контактов (поверхност­ное, недифференцированное межличностное общение);

— конфликтность в отношениях со сверстниками — представи­телями формально детерминированного коллектива или избега­ние общения с ними;

— конфликтность в отношениях с учителями и администраци­ей школ;

— нарушение принципа социальной обусловленности комму­никативных связей, построение общения со сверстниками пре­имущественно по «территориальному» принципу;

— уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы об­щения с ними;

— отсутствие устойчивых увлечений;

— склонность к асоциальным формам поведения.

 6. Психологические факторы:

— зависимость особенностей личностного реагирования, соци­альной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

— тенденция к реализации эмоционального напряжения в не­посредственное поведение, минуя процесс когнитивного осозна­ния и принятия решения;

— игнорирование системы социальных установок и ролей;

— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответству­ющая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и про­гноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружа­ющими;

— отсутствие стремления к конструктивному разрешению про­блемных и конфликтных ситуаций;

— отсутствие сформированного представления о жизненных це­лях;

— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в по­ведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Отсутствие оптимальной концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков или других психоактивных ве­ществ осознается как отечественными, так и зарубежными иссле­дователями. Скорее всего, такой концепции и не может быть, так как постоянно изменяется окружающая среда и характер ее воз­действия на людей. Существует ряд концептуальных моделей, яв­ляющихся наиболее универсальными, но и они развиваются и совершенствуются в процессе изменений, происходящих в мире, и в соответствии с развитием мировой психологии[8]. Рассмотрим эти модели.

   1. Транзакционная модель. Поведение человека определяется ха­рактеристиками индивида и среды, в которой он функционирует. Результатом взаимодействия индивида и среды является развитие индивидуальных характеристик человека. На личностное жизнен­ное пространство, психологический и поведенческий статус вли­яют контекстуальные факторы среды, которые в свою очередь под­властны влиянию индивида. Результаты взаимодействия между лич­ностью и средой описываются в терминах «трансакций». Согласно транзакционной модели возможность предвидеть результаты по­ведения человека зависит от идентификации, анализа и понима­ния таких трансакций. Риск наркотизации может быть вызван тре­мя причинами:

а) характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиционные особенности;

б)характеристиками сре­ды, воздействующей на индивида;

в) специфическими комбина­циями индивидуальных и средовых характеристик. Эти причины в совокупности ведут к последовательности событий, вызывающих функциональное или дисфункциональное поведение. Такие последствия называются «этиологическими» изменениями, опреде­ляющими эмоциональные и поведенческие исходы, которые мож­но предотвратить с помощью превентивных мер. Развитие ребенка рассматривается как продукт динамических интерактивных состо­яний и опыта, который он получает в процессе функционирова­ния в семейной и социальной среде. Наиболее важным положени­ем этой модели является то, что индивид и среда не рассматрива­ются в отрыве друг от друга. Они — взаимозависимые элементы одной системы, а поведение человека строго обусловлено накоп­ленным опытом.

   2. Модель антисоциального поведения основывается на транзакционной модели и исходит из того, что в процессе развития ре­бенка существуют периоды несогласованной активности. Взрос­лые, неумеренно стремясь дисциплинировать детей, создают кон­текст, в котором ребенок усиленно обучается принудительному поведению. Родители, постоянно следящие за детьми и контроли­рующие их действия, требуют выполнения строгих дисциплинар­ных установок; этим они снижают позитивные усилия ребенка и уменьшают для себя вероятность вовлеченности в общение с ним. В ответ на действия родителей у подростка развивается неуступчи­вое поведение, выражающееся в плаче, криках, стремлении пе­редразнивать воспитателей, в разнообразных видах протестного поведения. Это вызывает у родителей негативный ответ, усилива­ющий в свою очередь протест подростка. Таким образом, между ро­дителями и подростком устанавливается взаимодействие на основе насилия и агрессии (скрытых или открытых). Если часто и интенсивно проявляющееся протестное поведение подростка сопровож­дается чрезмерным нормативным давлением родителей, он обу­чается ригидным поведенческим стереотипам, которые будет ис­пользовать и в дальнейшей жизни, при общении со сверстника­ми, в школе. Одновременно тормозится обучение ребенка лабиль­ным, более подвижным и чувствительным, адаптивным стратегиям. Когда протестное, неуступчивое, ригидное поведение использует­ся подростком при общении со сверстниками и учителями в школе, неизбежны агрессивный ответ или избегание общения. В результате снижается самооценка, успеваемость, формируются негативные трансакции, что ведет к употреблению алкоголя, наркотиков и другим формам саморазрушающего и антисоциального поведения.

   3. Модель поведения риска основана на психосоциальных кон­цепциях риска и проблемного поведения. Факторы риска возник­новения и развития психосоциальных расстройств, алкоголизма и наркомании рассматриваются с точки зрения двух доминант — социальной среды и поведения. При этом среда является носите­лем такого доминирующего фактора, как стресс, а само поведе­ние индивида в ситуациях стресса — возможным фактором риска. Эта концепция привлекает внимание к потенциальным исходам и последствиям, позволяя рассматривать поведение того или ино­го индивида как неоднозначное и усматривать в нем не только негативные, но и позитивные для личности факторы. Например, употребление наркотиков подростками, несомненно, имеющее не­гативные исходы, может преследовать позитивные цели, такие, как интеграция в социальную среду сверстников, повышение са­мооценки, снятие эмоционального напряжения и т.д. Поэтому при разработке превентивных программ важно понимать, что асо­циальное поведение просто устранить невозможно — необходимо предложить удовлетворяющую альтернативу. В связи с этим основ­ной целью превенции должно быть именно построение поведения.

    Курение, алкоголизм, употребление наркотиков, ранняя сек­суальная активность, как сказано выше, могут быть инструмента­ми налаживания связей со сверстниками, своеобразной социали­зации, установления автономности от родителей, отвержения ав­торитетов, норм, ценностей, попыткой утверждения собствен­ной зрелости, выхода из детства, приобретения более взрослого статуса.  Это характеристики обычного психосоциального разви­тия, при котором поведение риска приобретает функции рычага необходимых и естественных изменений. Модель поведения риска связана с личностным развитием, психосоциальной адаптацией в подростковом возрасте и свиде­тельствует о том, что определенные формы поведения могут подвергать опасности нормальное развитие. Однако изменить следует лишь форму поведения, оставив прежними цели развития. В ре­зультате успешный компромисс между психосоциальными и лич­ностными сторонами развития подростка может быть найден.

    Мо­дель подросткового поведения риска включает в себя такие пара­метры, как социальная среда, восприятие среды; личность, пове­дение; биологические и генетические параметры, которые под­разделяются на риск-факторы и факторы проективные, препят­ствующие поведению риска; учитываются также формы и исходы поведения. Эта модель отражает общие уровни в структуре орга­низации различных форм поведения подростков и связана с концепцией жизненного стиля.

     4. Модель ситуации риска наркотизации подростков. Выделяют­ся пять доминирующих сфер, в которых может разворачиваться ситуация риска наркотизации для подростка.

  1. Личностные факторы. Изучение связи между личностными факторами и употреблением наркотиков производилось путем срав­нения целого ряда личностных параметров у потребителей психо­активных веществ и подростков, их не употребляющих. В результа­те было выделено несколько наиболее значимых факторов: само­оценка, психологическая склонность к поиску ощущений, им­пульсивность, склонность к протестному поведению, конформ­ность, депрессия, тревога, слабый контроль эмоций, неустойчи­вость границ в межличностном общении (например, агрессия).

   2. Процессы, происходящие в семье. В данном контексте наиболее значимыми являются: стиль родительского поведения (что разре­шается, что не позволяется и когда; какая система наказаний ис­пользуется; техники контроля и родительского мониторинга; се­мейная коммуникация, взаимодействие между родителями; осо­бенности поведения родителей в целом).

   3. Социальное влияние сверстников. Исследуются влияния свер­стников на решения и выбор поведения подростка: оказывают ли сверстники социальную поддержку или подавляют личность; упот­ребляют ли они наркотики и алкоголь и как подросток к этому относится; какими ролевыми моделями являются сверстники для подростка.

   4. Социальные и личностные навыки самоуправления. Определя­ются навыки саморегуляции и отказа от предложения употребить психоактивные вещества. Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки це­лей, принятия решения, групповой дискуссии, персональной и социальной компетентности, разрешения проблем).

   5. Ожидания, связанные с алкоголем и наркотиками. Выявляются убеждения, касающиеся психоактивных веществ, их действия, исходов их употребления; когнитивные мотивации, связанные с проблемой, употреблять их или нет, когда, сколько раз, при ка­ких обстоятельствах или не употреблять никогда и т.д. В контексте данных исследований наиболее интересна концепция «когнитив­ных медиаторов», выдвинутая Л. Шером и Ж. Ботвиным [ScheierL., BotvinG.J., 1999]. Авторы считают, что на пути социальных вли­яний, которые могут оказывать окружающие (родители, учителя, сверстники), встают так называемые «когнитивные медиаторы» — убеждения, суждения, полученные из опыта самого подростка; при­внесенные и усиленные убеждения семьи, являющиеся эффектом рекламы, и т.д. Таким образом «когнитивные медиаторы» могут играть как роль факторов риска, так и роль протективных факторов в зависимости от их качества и содержания. Важно то, что процесс социальных влияний управляем, что позволяет оптимистически относиться к грамотно построенным превентивным программам.

    Еще одним немаловажным фактором риска является недооценивание пагубного влияния наркотиков на организм. Это своеобразные мифы, которыми часто руководствуются подростки.

    Миф первый. «Я только попробую, это не страшно и не опас­но». Известно, что подросткам свойственно ощущать себя бессмерт­ными и бесстрашными. Этим они подчас и руководствуются, впервые приобщаясь к наркотикам.

    Миф второй. «Я в любое время могу отказаться, я — не нарко­ман». Моральное состояние наркомана не содержит чувства вины, так как, по его убеждению, он не совершает преступления. Кроме того, даже если он уже не просто приобщился, а злоупот­ребляет наркотиками, то все равно не чувствует себя больным, он считает себя жертвой. В чем-то он, конечно, прав: нарко­ман — действительно жертва наркотизированной культуры, ук­лада жизни и пр. Жестокая обманчивость этого мифа в том, что в любое время он отказаться от наркотиков не сможет.

    Миф третий. Человечество уже проиграло несколько крупных сражений в защиту своего здоровья: оно не смогло во время и адекватно ответить на никотиновый и алкогольный вызов. Человече­ство решило, что коль скоро люди хотят курить и пить алко­гольные напитки, то в этом и состоит их благо, а значит, и благо всего общества. В этом их воля и личное право. Почему же к наркотикам надо относиться иначе?

    Отсюда вытекает ложное понимание наркоманами общей стратегии действия общества, в условиях брошенного ему нар­ковызова: чем дольше борьба, тем слабее сопротивление об­щества вплоть до появления лояльности к наркоманам.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.