Реферат по предмету "Медицина"


Профилактика состояний психоэмоционального напряжения у сотрудников правоохранительных органов

В.П. Вахов, И.В. Колос, Н.А. Лопушанская Отдел проблем психопрофилактики Научно-исследовательского центра МВД РФ, Москва
Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянно работать в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность требует соблюдения строгой иерархии, особого организационного построения и межличностного общения, дисциплины, приближающейся к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья, а иногда и жизни.
Данные последних лет свидетельствуют о постоянном увеличении числа сотрудников, получивших при исполнении служебных обязанностей различной тяжести телесные повреждения и ранения (с 1993 по 1995 г. – почти в 7 раз). Сравнение травматизации сотрудников милиции в нашей стране и полицейских ФРГ за 1980 – 1990 гг. свидетельствует о значительном расхождении данных. В ФРГ уровень ранений и гибели полицейских в формализованных цифрах равен 0,49, в нашей стране – 2,5, т. е. при исполнении служебных обязанностей наши сотрудники органов внутренних дел страдали в 5 раз чаще, чем сотрудники полиции ФРГ. Похожие цифры наблюдаются при сравнении и с США.
В последнее время отмечен постоянный рост числа случаев оказания сопротивления сотрудникам милиции, находящимся при исполнении служебных обязанностей, вплоть до захвата их в качестве заложников.
Взрывоопасная обстановка также сложилась в местах лишения свободы. Служба в пенитенциарной системе всегда характеризовалась высокой степенью ответственности, частыми экстремальными ситуациями, связанными с возникновением угрозы жизни и здоровью сотрудников. Контакт с криминальным контингентом, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия также увеличивают психоэмоциональные нагрузки работников данной службы, ухудшают состояние их здоровья. Эмоциональная напряженность усиливается за счет конфликтных ситуаций, возникающих между начальствующим составом мест лишения свободы и осужденными, а также в среде осужденных. Большинство сотрудников работают в тяжелых климатических условиях, обусловленных чаще всего географическим расположением этих учреждений.
С каждым годом усиливается психоэмоциональная напряженность работы сотрудников государственной автоинспекции, которая все более осложняется сильным загрязнением воздуха, шумом и вибрацией, производимой автотранспортом.
В последние годы также резко ухудшилась обстановка с пожарами в России. Пожарные работают в экстремальных условиях, представляющих угрозу для их жизни и здоровья. Комплекс физических, химических и биологических факторов окружающей среды в сочетании с сильными психогенными раздражителями (угроза здоровью и жизни, вид погибших, обгоревших и травмированных при пожаре людей), дефицит информации и времени на обдумывание, необходимость принятия адекватного решения, высокая ответственность за выполнение задачи, наличие неожиданных, внезапно возникающих препятствий и т. д. вызывают у пожарных сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, что является причиной заболеваний, травматизма и гибели. В среднем только за один год при пожарах погибает 35 – 45 работников пожарной службы, причем в это число не входят умершие через 7 дней после травмы или погибшие от сердечных приступов по причине стресса. К сожалению, у нас отсутствуют достоверные данные о числе пожарных, получающих ежегодно травмы, однако по косвенным показателям можно предположить, что они составляют от 5 до 15% от общей численности.
Необходимо отметить, что представленное направление требует дополнительных целевых исследований, которые в последнее время только начинают оформляться. Есть основания полагать, что реальное положение дел гораздо тяжелее.
Следует сказать, что сотрудники правоохранительных органов при поступлении на службу проходят тщательный медицинский и психофизиологический отбор. К уровню их физического развития и психического здоровья предъявляют повышенные требования. В результате медицинского и психофизиологического отбора в правоохранительные органы формируется контингент более здоровых работников по сравнению с лицами других профессий, для которых не предусмотрен такой специальный порядок поступления на службу. Поэтому, казалось бы, показатель заболеваемости у них должен быть значительно ниже, чем у лиц других профессий. Однако в связи с постоянной психоэмоциональной напряженностью уровень трудопотерь в правоохранительных органах, по расчетным данным временной утраты трудоспособности, превышает таковой среди других профессий в 2,5 раза и с каждым годом все больше увеличивается.
В структуре заболеваний, являющихся причиной снижения трудоспособности сотрудников правоохранительных органов, на первом месте стоят психосоматические заболевания, уровень которых с каждым годом растет и составляет больше половины всех расстройств. Поэтому главным направлением и основой коррегирующих мероприятий является целенаправленное воздействие на психическое состояние сотрудников правоохранительных органов, и прежде всего на индивидуальные и личностные особенности каждого из них еще до того, как психические расстройства достигнут уровня устойчивого патологического динамического стереотипа – болезненного состояния. При таком подходе большое значение приобретает ранний учет изменений характерологических особенностей сотрудников на всех этапах службы.
По нашим данным, отрицательное деформирующее влияние напряженных, экстремальных условий службы сотрудников правоохранительных органов зачастую дает выраженные неблагоприятные последствия. Это проявляется различными психосоматическими нарушениями, отгороженностью от других профессиональных групп населения, чертами подозрительности, замкнутостью социального общения, определенными элементами психопатизации, а иногда и склонностью к злоупотреблению алкогольными напитками. Поэтому на первом этапе коррекции необходима четкая диагностика характерологических особенностей сотрудника правоохранительных органов, которая позволит в последующем сформировать более адресную эффективную помощь.
Важнейшее значение на первом этапе играет не только медикаментозное или иное биологическое воздействие на организм сотрудника, а индивидуальный личностный подход к конструированию алгоритма качества жизни. Для построения данного алгоритма, на наш взгляд, наиболее приемлемым было бы разделение всего человеческого существования сотрудника правоохранительных органов на пять сфер занятости, которые являются основными глобальными составляющими жизни. Первая сфера – производственная, вторая – семейная, третья – общественная, четвертая – учебная и пятая сфера – любительская (так называемое хобби). По нашим наблюдениям, функционирование человека в каждой из этих сфер достаточно равнозначно создает мощный психологический щит для устойчивости различным влияниям (как экзогенным, так и эндогенным), генерирующим возникновение психической дезадаптации.
Рассмотренные условия, увеличивающие риск расстройств здоровья у сотрудников правоохранительных органов, с каждым годом приобретают все большую актуальность, в связи с чем на первый план выступает насущная необходимость ранних активных психопрофилактических мероприятий, прежде всего психотерапевтического, личностного воздействия на сотрудника.
Исследование занятости сотрудника во всех перечисленных сферах показывает, что манкирование какой-нибудь из них почти всегда приводит к различного уровня реакциям психической дезадаптации. Наиболее выраженные психические расстройства наблюдались при снижении функционирования сотрудника в семейной сфере, затем в производственной и учебной сферах. В последние годы в связи с резким усилением напряженности службы в правоохранительных органах тенденция сокращения сфер деятельности становится все более катастрофичной.
Для создания эффективной психопрофилактической помощи в этом случае нами отработаны психокоррекционные направления для сотрудников правоохранительных органов с наиболее часто встречающимися личностными особенностями, такими как психастенические, гипертимные, астенические, возбудимые и эпитимные черты характера. По нашим наблюдениям, это является основой психопрофилактического тренинга как на этапе подготовки сотрудника правоохранительных органов к работе, так и на всех последующих этапах службы, во время диспансерного амбулаторного наблюдения и в учреждениях санаторно-курортного профиля.
Наиболее часто встречающиеся черты характера у сотрудников – психастенические, делящиеся на два типа: «тревожные психастеники» и «педанты».
Для первого типа характерны элементы тревожно-мнительных черт с неуверенностью в себе, нерешительностью, постоянной склонностью к сомнениям, стремлением к самоанализу и преобладанием абстрактно-логических построений. В коллективе эти сотрудники всегда деликатны и тактичны.
Для психастенического типа – «педантов» – также характерна тревожность, но она чаще всего проявляется точностью, детальностью в процессе выполнения каких-либо работ. Если этим сотрудникам поручается какое-то задание, то оно выполняется, несмотря на любые трудности. Сотрудники с подобными чертами характера – люди слова. Они не являются выдающимися в коллективе, но всегда хорошие исполнители.
В данном случае методикой выбора психопрофилактической коррекции, по нашему мнению, может быть аутогенная тренировка по Шульцу с использованием формул самовнушения.
Рекомендуются классические упражнения аутогенной тренировки, способные не только предотвратить развитие многих психических и психосоматических расстройств, но и купировать обнаруживающиеся реакции психической дезадаптации. 
Это следующие упражнения, направленные на:
1) вызывание ощущения тяжести;
2) вызывание ощущения тепла;
3) овладение ритмом сердечной деятельности;
4) овладение регуляцией ритма дыхания;
5) вызывание ощущения тепла в эпигастральной области;
6) вызывание ощущения прохлады в области лба.
Каждое упражнение выполняют ежедневно по 3 – 4 раза в течение 5 – 10 дней и переходят к следующему после освоения предыдущего. Для облегчения овладения техникой аутогенной тренировки, как показали наши наблюдения, с успехом можно использовать гипногогические и гипнопомпические периоды засыпания и просыпания.
Для сокращения периода обучения методике аутогенной тренировки первые несколько сеансов рекомендуется проводить под руководством опытного врача-психотерапевта. Особенно эффективно обучение аутотренингу в санаторно-курортных условиях, в которых они с пользой могут сочетаться с бальнеологическими, физиотерапевтическими процедурами расслабляющего характера.
Другие психотерапевтические методики у сотрудников правоохранительных органов с психастеническими чертами характера оказывались малоэффективными в программе психопрофилактических мероприятий.
Сотрудники с возбудимыми чертами характера отличаются от других большей напряженностью, раздражительностью, им свойственна повышенная требовательность к окружающим, уверенность в непогрешимости своего мнения. Наибольшая выраженность возбудимых личностных черт (когда в значительной степени накапливается эмоционально-отрицательный заряд) характеризует, как мы считаем, сотрудников с эпитимными чертами характера. В этом случае мы часто наблюдаем у сотрудников кратковременные элементы дисфорических реакций психической дезадаптации. Поэтому выраженный эмоциональный ответ лиц с эпитимными характерологическими особенностями отмечается зачастую на невыраженный внешний раздражитель. Сотрудников с возбудимыми чертами характера также можно отнести к эпитимным личностям, но с менее глубокими и более подвижными психическими реакциями на экзогенное воздействие.
Методы психопрофилактической психотерапии этих характерологических особенностей требуют длительного и четкого планирования психотерапевтических мероприятий. Они заключаются, во-первых, в обязательном, эмоционально ровном отношении, без каких-либо значительных колебаний в общении с этими людьми; во-вторых, прогнозирующее планирование действий, отношений и мероприятий, которые предполагаются в работе с ними. Этот план должен быть заранее доведен до сведения сотрудников правоохранительных органов с эпитимными, возбудимыми чертами характера.
Специализированные психотерапевтические методики в полной мере могут использоваться у этих личностей только после достаточно продолжительного периода завоевания доверия и уважения к психотерапевту. Все методики, которые предполагает использовать специалист у этих лиц, должны быть обсуждены с доказательной убежденностью с каждым из сотрудников. Лишь в этом случае можно достигнуть достаточного эффекта психопрофилактической работы. В санаторно-курортных условиях этим сотрудникам не следует торопиться с назначением процедур. Делать это можно лишь после появления уверенности у сотрудника в действенности того или иного воздействия.
Рассматривая гипертимные особенности характера у сотрудников правоохранительных органов, нужно отметить, что основой этого радикала являются повышенное общение с людьми, повышенная активность. Эти сотрудники отличаются постоянно несколько приподнятым настроением, разговорчивостью, быстрым переключением на другие мысли, события, дела, но в то же время поверхностными суждениями. Наиболее эффективным психопрофилактическим методом коррекции для повышения устойчивости к экстремальным воздействиям, как показывают наши наблюдения, в этом случае могут быть занятия общественной работой, досугом людей, организацией различных общественных объединений, фондов, сбором общественных средств. Эти мероприятия у сотрудников с гипертимными чертами характера должны быть рекомендованы на постоянной основе. Во время пребывания в санатории этих людей следует вовлекать в различные культурно-массовые мероприятия, игровую терапию, давать им общественные поручения.
Также часто встречаются сотрудники правоохранительных органов с преобладанием астенических черт. Они характеризуются ускоренной утомляемостью, не только физической, но и психической в сочетании с раздражительностью, повышенной впечатлительностью и чувствительностью. Данный вид характерологических черт часто сопровождает ранения, длительно протекающие заболевания. Астенические черты с высокой периодичностью являются последствиями травм или продолжительных психогенных экстремальных воздействий. В этом случае возникает чувство физической и психической усталости, снижение эмоционального реагирования, уход от контактов с окружающими, снижение способности мыслительной деятельности, двигательной активности. Все это сопровождается различными видами гиперэстезий (раздражает громкое звучание телевизора, яркий свет, резкий звук и т. д.). Для сотрудников с астеническими чертами с целью психопрофилактики следует рекомендовать дозированную физическую нагрузку с периодическим отдыхом – сном. Применяются такие психотерапевтические методики, в которых обязательно присутствуют элементы тонизирующих форм внушения, укрепления уверенности в себе, закрепления навыков четкого чередования режима занятости и отдыха.
При значительной выраженности астенических черт тонизирующие методики рекомендуется использовать постепенно, начиная с небольших дозированных тонизирующих формул, переходя на следующих этапах к более мощным тонизирующим системам, так как резкое включение активизирующих методик у лиц с астеническими чертами характера может привести к обратному результату: либо усилить астенические черты, либо сформировать терапевтическую резистентность к психокоррегирующим воздействиям.
Санаторно-курортные условия являются наиболее патогномоничными как для коррекции имеющихся астенических черт характера, так и для приобретенной астении, так как они позволяют подобрать нерезкие тонизирующие бальнеологические и физиотерапевтические процедуры на фоне сниженной экзогенной шумовой и иной эстезической активности, а это – самый благоприятный, комфортный климат для данных личностных черт.
Рассматривая условия, способствующие возникновению реакций и состояний психической дезадаптации у сотрудников правоохранительных органов, а также психокоррегирующие воздействия психопрофилактических мероприятий на самой ранней стадии, мы, разумеется, не отрицаем комплексности оптимального сочетания психосоциальных, биологических влияний, однако на данном этапе, как показали наши наблюдения, наибольшую эффективность приобретает адекватная личностная направленность психопрофилактической психотерапии, в особенности в санаторно-курортных условиях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.