25
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Человек в информационном обществе
Ресурсы или потенциал информационного общества
Развитие процесса информатизации
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Определение понятия “информационного общества” является одним из ключевых. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках эибл той новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения.
Все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература,1990.
общество считается информационным, если:
любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности услуг.
Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после -”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.
Так как сам автор концепции “информационного общества” не дал четкого определения своему “детищу”, я попытаюсь это сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как это сделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.
Суть ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для нужно сделать так, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий Окинавскя хартия глобального информационного общества (Окинава 22 июля 2000)
.
Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:
Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей.
Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.
Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:
1) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.
2) увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возраста смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга).
Пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.
Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.
На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции.
Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.
Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе.
Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.
В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека.
Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:
- гарантии повышения общественного статуса;
- возможность получения элитного образования;
- общественная известность.
- специальная организация социально-экономического пространства.
РЕСУРСЫ ИЛИ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов. Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов.
Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.
Понятие информационного ресурса находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.
Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.
Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.
Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.
Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Данная глава посвящена последним тенденциям и развитию на мировом ИТ - рынке.
В ней использованы материалы, представленные международными аналитическими компаниями, в том числе IDC International Data Corporation, IDC -- одна из ведущих исследовательских и консалтинго-вых компаний мирового рынка, помогающих клиентам понять тенденции технологии и элек-тронной торговли для разработки эффективной стратегии ведения бизнеса Дополнитель-ную информацию можно найти на сайте htlp://www,idcrussia.ru,, Gartner Dataquest Международная аналитическая компания Gartner -- мировой лидер а области аналити-ки информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Деятельность компании носит глобальным характер: имеется несколько исследовательских центров в Америке, Европе. Азии, Австралии и 80 представительств в различных странах мира. Число штатных анали-тиков, постоянно работающих в компании, составляет более 1200. Клиентами Gartner явля-ются 11 000 организаций в мире (www.gartner.com),, Forrester Research, NUA и рядом других.
Прежде всего отметим, что прогнозы аналитиков относительно возможного подъема индустрии информационных технологий в 2002 году не оправдались. И вместо планируемого выхода из кри-зиса в 2002 году продолжилось сокра-щение большинства ключевых сегмен-тов ИТ-рынка.
Крупнейшие корпорации, такие как Intel и SAP, обычно триумфально за-вершавшие каждый квартал, не смог-ли достичь прогнозировавшихся пока-зателей во 2 квартале 2002-го и скор-ректировали прогнозы на второе полу-годие в сторону снижения,
Многие аналитики говорят о том, что проблемы, с которыми столкнулся миро-вой ИТ-рынок в 2002 году, принципиаль-но отличаются от тех, что послужили причинами спада в прошлом. Кризис, начавшийся в 2001 году и совпавший с трагедией 11 сентября, был вызван не столько политическими событиями, сколько насыщением спроса в ряде ключевых сегментов рынка- По ситуа-ции, сложившейся на конец 2002 года, в кризисе оказались крупнейшие потре-бители ИТ-продукции -- банковский и телекоммуникационный секторы. Такие события, как банкротство WorldCom и Global Crossing, а также гигантские дол-ги Deutsche Telecom и других крупней-ших операторов связи не способствова-ли росту оборотов на ИТ-рынке.
В конце ноября 2002 года ЮС пред-ставила данные, согласно которым ми-ровая ИТ-индустрия переживает в на-стоящий момент наиболее тяжелые времена и по сравнению с предыдущим годом объемы продаж ее продукции со-кратились на 2,3%.
В конце 1990-х бум в ИТ-отрасли пред-ставлялся необратимым; инвестиции в отрасль и закупки ИТ-продукции не пре-кращались даже в относительно неудач-ные периоды. Перспективы электронно-го бизнеса казались безграничными.
В начале кризиса 2001 года негатив-ные тенденции затрагивали одновремен-но не более одного-двух секторов ИТ-индустрии (к примеру, замедление рынка компьютеров и микросхем наблюдалось на фоне развития рынка в коммуникаци-онном секторе и рынка программ). В 2002 году стало очевидно, что для цело-го ряда направлений ситуация складыва-ется проблемно. В развитых странах спрос на рынке персональных компьюте-ров, программного обеспечения и сото-вых телефонов оказался насыщен.
Особенно серьезно пострадали рын-ки аппаратного и программного обеспе-чения. В секторе аппаратного обеспече-ния существенное падение было вызва-но не только проблемами на рынке ПК, но и снижением цен на «тяжелые» сер-веры и устройства хранения данных. Оба эти сектора могут рассчитывать в 2003 году лишь на небольшие прибыли.
Усилилось разочарование в возмож-ностях электронной коммерции. Мно-гие электронные торговые площадки не принесли ожидаемой отдачи и были закрыты.
Положительные темпы роста ИТ-индустрии в 2003 году обусловлены тем, что, несмотря на общие кризисные тен-денции. сохраняются растущие сегмен-ты. Так, интенсивно растет сегмент уп-равления бизнес-процессами. Аналити-ки отмечают убежденность руковод-ства в ценности и окупаемости ИТ; вы-сокие темпы инновации, стимулирую-щие спрос; старение используемых технологий, рождающее потребность в обновлении ресурсов.
Поскольку IDC публикует только отно-сительные показатели, полезно обра-титься к абсолютным показателям за 2000 год. Ис-ходя из цифры 917 млрд. долл. (общий объем рынка в 2000 году) и уточненного показателя темпов роста рынка за 2001 год (примерно 1%), можно сделать вы-вод, что объем ИТ-рынка в конце 2001 года составил около 925 млрд. долл.
Учитывая отрицательный прирост (-2,3%), можно говорить о том, что объем ИТ-рынка в 2002 году составил около 900 млрд. долл., то есть меньше. чем в 2000 году.
В прошлом году IDC предположило, что с учетом влияния фактора "11-09" к концу 2002 года темпы роста индуст-рии достигнут 5,5%. однако этого не произошло. Вместо роста в 5,5% наме-тился спад.
Какие же отрасли "заморозили» об-щие показатели? Сокращение наблюда-лось на рынке ПК, серверов и рабочих станций. Мировой рынок хранения дан-ных сократился на 10,6% в 2002-м и, по всей видимости, не выйдет на уровень
2001 года вплоть до 2006-го. Мировой рынок сетевого оборудования пережи-вал сокращение на уровне 7,6%. Рынок услуг, который сегодня составляет око-ло одной трети ИТ-оборота, также под-вергся существенному сокращению
При этом IDC полагает, что уровень затрат на ПО в 2003 году останется не-высоким, однако борьба за конкурент-ные цены в области ПО для многих организаций будет означать возможность увеличить свои обороты от про-дажи оборудования, работающего под управлением того или иного ПО- Рост рынка услуг будет сдерживаться тен-денцией роста доли мелких проектов.
По заявлению Джона Гантца (John Gantz). главного исследователя IDC (IDC CRO -- chief research officer), ре-зультаты 2002 года ярко контрастиру-ют со средними темпами ежегодного роста в индустрии (около 12%), кото-рые наблюдались в последние 20 лет.
При этом IDC полагает, что в целом мировая ИТ-индустрия в 2003 году преодолеет точку минимума и выйдет на уровень 5,8%-ного положительно-го роста.
IDC также отметил, что существенные изменения в экономике или геополити-ческая ситуация (например, длительная война в Ираке или другие проблемы, влияющие на финансовые рынки), мо-гут сказаться на снижении темпов рос-та отчислений на ИТ-индустрию.
Поскольку существует определенная вероятность проявления негативных тенденций, ЮС также подготовила про-гноз на случай негативного развития сценария. В этом случае ЮС полагает, что рост расходов на ИТ-сектор не пре-высит 2% по сравнению с 2002 годом.
При отсутствии негативных полити-ческих влияний 1DC предполагает, что ИТ-расходы в США вырастут на 4,4% в 2003 году; при этом основным спросом будут пользоваться серверы, системы безопасности и сетевое оборудование. Системы хранения данных (Storage) и ПО более эффективный рост продаж ожидает с 2005 года. в то время как оборот от продаж ПК после 2004-го бу-дет все больше сокращаться.
По прогнозам 1DC. в Европейском ре-гионе продажи в ИТ-секторе в 2003 году возрастут на уровне 5,4% и данная тенденция сохранится еще несколько лет. Картина расходов на ИТ-сектор в Японии будет очень напоминать анало-гичную ситуацию в США В то же вре-мя в остальной части Тихоокеанского региона продолжится еще более замет-ный рост расходов на ИТ-сектор. Пос-ле очень сложного для Латинской Аме-рики 2002 года в этом регионе прогно-зируется рост на уровне 8,7% и как ми-нимум 10%-ное увеличение в 2006-м.
«Несмотря на то что индустрия в це-лом уже не вернется к тем темпам ро-ста, которые наблюдались до кризиса, открываются определенные перспек-тивы по отдельным направлениям от-расли", -- заявил Стефен Милтон (Stephen Minton), директор подразде-ления Стратегического прогнозирова-ния ИТ-рынка Рынок информационных технологий в 2002-2003 гг.: Цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер - пресс. 2003, № 1. С. 9.
Более мягкую характеристику затяж-ного кризиса на рынке информацион-ных технологий дал вице-президент Gartner Роджер Фултон (Roger Fullon). Он. в частности, сказал, что сектор ин-формационных технологий находится в стадии консолидации и восстановле-ния, поэтому требуется определенное время, по окончании которого отрасль сможет вновь вернуться к росту.
Негативные тенденции на ИТ-рынке отмечают не только американские ис-следователи. Так, аналитики из фран-кфуртской исследовательской компа-нии European Information Technology Observatory (EITO) заявили о том, что они скорректировали в сторону умень-шения свой прежний прогноз относи-тельно роста рынка информационных технологий в 2002-м и в 2003 году.
Застой на рынке информационных технологий компания EITO связываете более медленным, чем ожидалось, рас-пространением технологий мобильной связи третьего поколения (3G).
Особенно резкое замедление роста на рынке информационных технологий отмечается в Западной Европе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы проследить некоторые тенденции и сделать определенные выводы, касаемые последних мировых тенденций на современном мировом ИТ-рынке, которые помогут выбрать правильную стратегию на 2003 год.
1. Последние исследования позволяют сделать вывод о том. что в мире можно ожидать лишь небольшое увеличение ИТ-бюджетов (от 2 до 4%) Предполагаемый рост будет заклю-чаться в выжимании максимально возможного из существу-ющих ресурсов, компании будут фокусироваться на техноло-гиях. нацеленных на удержание привлеченных клиентов и на увеличение прибыли, поступающей от постоянных клиентов.
2. Клиенты будут и впредь отдавать предпочтение проектам с коротким циклом возврата ИТ-инвестиций, и те проекты, которые смогут гарантировать более быструю оборачива-емость, будут приоритетными. Цена проекта, которая все-гда рассматривается наряду с такими факторами, как ка-чество, риск, гибкость, станет наиболее важной из перечис-ленных характеристик.
3.Тенденция, связанная с ростом мобильности трудовых ре-сурсов, сохранится и будет усиливаться по мере роста те-лекоммуникационной инфраструктуры и сохранения низко-го уровня безопасности бизнес-командировок в условиях угрозы международного терроризма На этом фоне будет расти доля виртуальных встреч, видеоконференций. Instant Messaging и др.
4. Рост количества кибератак и наличие уязвимых мест в программном обеспечении будут способствовать привлече-нию к отрасли внимания информационной безопасности. Не случайно одно из последних публичных заявлений Microsoft сводится к тому, что вопросы безопасности продуктов Microsoft получат более высокий приоритет по сравнению С другими потребительскими свойствами.
5. Несмотря на некоторое снижение спроса на специалис-тов в области ИТ-индустрии. потребность в высококвали-фицированных сотрудниках в приоритетных областях оста-нется высокой. Это касается прежде всего таких областей. как управление проектами, разработка баз данных, систем безопасности и Java-приложений. Общий рост зарплаты ИТ-сотрудников сократится с 2003 годом.
6. Последствия слияния Compaq и HP. Слияние Compaq и HP уже сказалось и будет иметь еще более серьезные последствия при перераспределении рын-ка. чем представлялось ранее. Слияние оказало воздей-ствие на многие компании Особенно агрессивные и удач-ные шаги на рынке в период слияния сделала IBM.
7. Повышение роли аналитики. Автоматизация транзакций уходит в прошлое, поскольку больше не в состоянии обеспечить лидерства на рынке. В ближайшее время будет наблюдаться более активное при-влечение планирования бизнес-процессов и повышение роли аналитики.
8. Сегодня индустрия держится на двух основных альтерна-тивных платформах: Java и NET. Дальнейшее развитие бизнеса заставит обе платформы сближаться и интегрироваться- Web-сервисы имеют боль-шой потенциал, но они пока находятся на той стадии раз-вития, когда трудно обеспечить необходимую степень ин-теграции. От ИТ-индустрии потребуется разработка интег-рированных архитектур, которые смогут соответствовать комплексным требованиям пользователей и будут основа-ны на открытых стандартах.
9. Рост автоматизированного самообслуживания. Еще одна тенденция заключается в усилении внедре-ния форм автоматизированного самообслуживания в це-лом ряде областей, включая розничную торговлю, фи-нансовые сервисы. Банки, страхование, а также техподдержку по огромному спектру высокотехнологичных продуктов. Главной движущей силой в этом процессе яв-ляется стремление снизить издержки, а также овладеть новыми технологиями, для того чтобы избежать очере-дей. плохого сервиса и субъективного человеческого фактора.
10. Акцент на автоматизации финансов. Роль автоматизированного прогнозирования в финансо-вом планировании будет возрастать. В свою очередь, роль руководителей ИТ-подразделений (СЮ) также будет неиз-менно повышаться.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.
2. Зуев А. Впереди цифровая революция // Свободная мысль XXI, 2003, № 5. С. 55-63
3. Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996
4. Матвеев В. Информационное воздействие на человека и на общество // ОБЖ. - 2002, № 4. С. 34-36
5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература,1990.
6. Рунов А.В. Исследование проблем информационной коммуникационной среды // Социальные гуманитарные знания.2002. № 6. С. 269-277
7. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №7-11 за 1982 год.
8. Тершенко С.С. Информационное общество и информационная Россия на рубеже веков // НТИ - СЕР. 1 - 2002, № 7 С. 30-39
9. Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.
10. Шляхтина С. Рынок информационных технологий в 2002-2003: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер пресс, 2003 № 1. С. 8-15
11. Подшивки журналов: Компьютер пресс; Компьютерра.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |